Я • 7universum.com
Ж UNIVERSUM:
/уу\ ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Милютина Анна Александровна
аспирант, учитель начальных классов, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования « Челябинский государственный педагогический университет»,
РФ, г. Челябинск
E-mail: an itutita@mail. ru
BASIC FUNCTION OF YOUNG PUPILS' MEDIACOMPETENCE METHOD FORMATION AT RUSSIAN LANGUAGE LESSONS
Milyutina Anna
post-graduate student, elementary school teacher, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "Chelyabinsk State Pedagogical University",
Russia, Chelyabinsk
АННОТАЦИЯ
В настоящей статье представлена основная функция спроектированной методики формирования медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка; выделяются её сущность, цель, условия, методические составляющие; определяются факторы успешной реализации методики при включении в неё данной функции.
ABSTRACT
In the article the main function of designed method of young pupils' mediacompetence at Russian language lessons is presented; its nature, purpose,
Милютина А.А. Основная функция методики формирования медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка //
Universum: Филология и искусствоведение : электрон. научн. журн. 2014. № 12 (14) . URL: http://7universum.com/ru/philology/archive/item/1817
conditions, methodical components are pointed out; factors of a successful implementation of the methodology in inclusion this function into it are determined.
Ключевые слова: медиакомпетенция, деятельность, организация учебной деятельности, цель, структура.
Keywords: mediacompetence, activity, educational activity organization, aim, structure.
Основным регламентирующим элементом методики формирования медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка, ее информационной и правовой основой является ФГОС НОО (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), а также нормы и требования к качеству начального образования и подготовленности обучаемых, сложившиеся в конкретном образовательном учреждении (в том числе нормы и требования, носящие опережающий, перспективный характер).
Поскольку об эффективности любой методики можно судить по изменениям и новообразованиям, которые проявляются в процессе управляемой учебно-познавательной деятельности, то, рассматривая формирование медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка, следует выделить те составляющие, которые будут определять успешность внедрения этой методики.
Важнейшие составляющие спроектированной методики — функции организации учебной деятельности (развивающая, планирования, контроля, самоконтроля и коррекции), представляющие собой основу взаимодействия учителя и учащихся, содержания учебного процесса обучения русскому языку и формирования медиакомпетенции в рамках данного предмета в начальной школе.
Одной из центральных является функция организации учебной деятельности.
Как функция методики формирования медиакомпетенции, она имеет сложную структуру, так как главная проблема — вопрос о совмещении учебной деятельности работы с медиасредствами в рамках урока.
Согласно спроектированной методике учитель контролирует уровень формирования медиакомпетенции младших школьников, информирует учащихся об уровне их достижений в области медиаграмотности и языковой образованности с целью самоконтроля учащихся, анализа, корректировки их деятельности, учитывает индивидуальные особенности учащихся младших классов, предоставляет им возможность самостоятельного творческого поиска и выбора действия в решении поставленной проблемы с целью развития их мыслительных операций, а школа обеспечивает соответствующую материальную и техническую базу.
Уточним содержательную сторону функции организации учебной деятельности.
Учебная деятельность представляет собой деятельность, направленную на самого учащегося. Ребенок учится не только знаниям, но и тому, как осуществлять усвоение этих знаний [3, с. 250]. Поэтому данная функция определяет планирование и организацию учебной деятельности, в которой соединение содержательной (тематической) стороны урока и заданий, упражнений по формированию медиакомпетенции будет гармонично и позволит учащимся осуществлять усвоение всех необходимых знаний.
Цель этой функции в рамках исследования — продуктивное взаимодействие педагога и учащихся начальной школы по решению образовательных задач содержания предмета «Русский язык» и формирования медиакомпетенции.
Учебная деятельность имеет свою специфическую структуру. Д.Б. Эльконин выделил в ней несколько взаимосвязанных компонентов:
1. учебная задача — то, что должен усвоить ученик, то есть это подлежащий усвоению способ действия;
2. учебные действия — то, что ученик должен делать, чтобы сформировать образец усваиваемого действия и воспроизводить этот образец;
3. действие контроля — сопоставление воспроизведенного действия с образцом;
4. действие оценки — определение того, насколько ученик достиг результата, степени изменений, которые произошли в самом ребенке [6].
Согласно концепции Л.С. Выготского учащийся должен быть способен:
• овладеть научными понятиями, организованными по теоретическому типу;
• воспроизвести в собственной деятельности логику научного познания;
• осуществить восхождение от абстрактного к конкретному [1].
Таким образом, анализ работ В.С. Мухиной, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского и др. позволяет сделать вывод о том, что структура функции организации учебной деятельности в рамках исследования представляет собой спиралевидную схему, в которой раскрывается основная идея методики формирования медиакомпетенции младшего школьника на уроках русского языка в начальной школе. Знакомясь с каким-либо медиа средством, ученик имеет общее абстрактное представление о возможностях использования его в своей учебной деятельности, но постепенно понимание работы с медиасредством конкретизируется, обогащается частными представлениями, опытом собственной деятельности, реализацией новых самостоятельно разработанных учебных идей информационно-коммуникационного характера, упрощением школьной работы по предмету (рис. 1).
Рисунок 1. Структура функции организации учебной деятельности в рамках формирования медиакомпетенции младших школьников
на уроках русского языка
Конечная цель учебной деятельности — сознательная учебная деятельность ученика, которую он сам строит по присущим ей объективным законам. Учебная деятельность, организуемая первоначально взрослым, должна превращаться в самостоятельную деятельность ученика, в которой он формулирует учебную задачу, производит учебные действия и действия контроля, осуществляет оценку, т. е. учебная деятельность через рефлексию ребенка превращается в самообучение.
Организация учебной деятельности, по мнению Л.Г. Семушиной и Н.Г. Ярошенко, считается успешной при соблюдении следующих условий:
• двусторонние отношения педагога и учащихся начальной школы в процессе формирования медиакомпетенции на уроках русского языка;
• развитие критического мышления и компетентности учащихся по отношению к медиатекстам различных видов и жанров;
• в рамках различных организационных форм обучения преподаватель обеспечивает активную познавательную деятельность учащихся, используя фронтальную, групповую и индивидуальную работу[5].
По В.В. Репкину, организация учебной деятельности успешно реализуется, если в её структуру входят:
• актуализация наличного теоретико-познавательного интереса;
• определение конечной учебной цели — мотивы;
• предварительное определение системы промежуточных целей и способов их достижения;
• выполнение системы собственно учебных действий, центральное место в которой занимают специфические преобразования предмета и построение модели;
• действия контроля;
• действия оценки [4].
В рамках методики формирования медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка необходимо выполнять следующие условия:
• учебная деятельность является ведущей, существенно доминирует над игровой;
• учащиеся инициативно и самостоятельно пытаются различать в осваиваемом предмете известное и неизвестное теоретическое знание;
• школьники должны понимать задачи учителя, понимать смысл деятельности использования медиасредств, при изучении русского языка и активно усваивать учебные задачи в рамках методики;
• получаемые теоретические знания по русскому языку и медиаграмотности должны быть неразрывно связаны с их практическим применением;
• организация учебной деятельности в процессе формирования медиакомпетенции на уроках русского языка в начальной школе неразрывно связана с материально-технической организацией образовательного процесса, для благоприятного процесса формирования медиакомпетенции важно обеспечить материально-техническую базу.
А.М. Новикова, Т.Н. Сильченкова и др. подчёркивают, что организовать деятельность — означает упорядочить ее в целостную систему с четко определенными характеристиками, логической структурой и процессом ее
осуществления. Учебная деятельность направлена на освоение других видов человеческой деятельности — практической, ценностно-ориентировочной, эстетической и др., а также на овладение самой учебной деятельностью («учись учиться»). Также деятельность кроме того, как направлена на овладение знаниями, основами человеческой культуры в широком смысле (современный подход), является важнейшим условием овладения самой деятельностью в широком смысле. Человек много знающий, человек культурный, не освоивший элементарные способы деятельности, не может ничего дать ни обществу, ни самому себе. Умения, компетенции, определяемые как способности выполнять ту или иную деятельность (и действия), являются высшей, конечной целью функции организации учебной деятельности при формировании медиакомпетенции младшего школьника на уроках русского языка [2].
В рамках исследования по формированию медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка организация учебной деятельности направлена, главным образом, на овладение самой учебной и практической деятельностью. Необходимо научить младших школьников использовать полученные знания не только на уроке под руководством учителя, но и в условиях вне школы, то есть практически применять сформированные навыки, знания и умения. Также учащиеся будут считаться людьми, обладающими медиакомпетенцией только в том случае, если смогут самостоятельно успешно осваивать новые медиасредства, пользуясь уже имеющимися знаниями — научатся учиться.
Функция организации учебной деятельности направлена «на себя», на получение «внутреннего» для субъекта — обучающегося результата — освоения нового для обучающегося опыта в виде знаний, умений и навыков, развития способностей, ценностных отношений и т. д.
Итак, функция организации учебной деятельности является важнейшим компонентом деятельности учителя и практически также сложна и комплексна, как и сама эта деятельность.
Список литературы:
1. Концепция учебной деятельности / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ido.mdn.m/psychology/pedagogical_psychology/5.html (дата обращения: 29.11. 2014).
2. Методологические особенности и принципы учебной деятельности. Сайт академика РАО А.М. Новикова / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.anovikov.ru/artikle/met.htm (дата обращения: 1.12.2014).
3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. — М.: Академия, 2000. — 456 с.
4. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. Статьи. — Томск: «Пеленг», 1997. — 288 с.
5. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. — М.: Мастерство, 2001. — 272 с.
6. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / под ред. Б.Д. Эльконина; 4-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 194 с.