Научная статья на тему 'Теоретическое исследование и анализ конкурентоспособности в региональной экономике'

Теоретическое исследование и анализ конкурентоспособности в региональной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6595
369
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретическое исследование и анализ конкурентоспособности в региональной экономике»

ских связистов - единственный путь перехода к экономическим методам управления.

Сложное финансовое положение сдерживает развитие средств связи. Анализ показывает, что телефонная связь, телеграф и проводное радиовещание в сельской местности республики убыточны. Восполнение потерь идет за счет пропуска междугородного и международного трафика. Тарифы на установку телефона и ежемесячная абонентная плата (кстати, одна из самых низких в стране и Южном федеральном округе) пока не окупаются затратами на строительство одного номера и обслуживание одной линии.

В современных условиях, когда Россия включена в общемировое телекоммуникационное пространство, успешное развитие отрасли возможно лишь при постоянной финансовой поддержке государством усилий региональных АО связи и информатизации. Только такой подход к делу может стать важной составляющей в проведении экономической политики. Информация и связь для общества и каждого из нас -это не просто средство общения, но и насущная потребность, растущий спрос на доступ к мировым информационным ресурсам.

Непосредственное отношение к социальной сфере имеют образование, здравоохранение, культура, наука, в том числе инфраструктура связи и информатизации. На сегодняшний день для дальнейшего развития отрасли связи следует наращивать мощности АТС с максимальным приближением уровня телефонной плотности в городах и сельской местности до среднероссийских показателей; создать в каждом городе и районе центры общественного доступа к ресурсам глобальной сети Интернет, региональный телевизионный канал Республики Дагестан с максимальным охватом населения программы центрального и местного телевидения и радиовещания.

экономики региона / Вестник связи. 2001. № 4. Институт социально-экономических исследований (ИСЭИ) Дагестанского научного центра (ДНЦ) РАН

Международная академия информатизации 12 июня 2006 г.

Выполнение этих задач позволит уже к 2010 г. увеличить телефонную плотность, обеспечить граждан региона услугами факсимильной связи, электронной почты, открыть им свободный доступ к информационным ресурсам (Интернет).

Считаем целесообразным ускорить принятие новых законов об информатизации, о международном информационном обмене. Это дало бы возможность привести правовую базу в соответствие с реалиями жизни. Кроме того новые законы позволили бы максимально содействовать привлечению иностранных инвестиций, чтобы в будущем социальное положение дагестанцев улучшить и было не хуже, чем в соседних республиках Южного федерального округа. Необходимо увеличить объемы инвестиций в развитие средств связи на территории Северного Кавказа с целью выравнивания уровней развития и обеспеченности основными фондами связи. Этот фактор должен учитываться при разработке и реализации инвестиционных программ развития инфраструктуры связи тем, чтобы удовлетворять интересы как производственной, так и социальной сфер экономики в условиях развития рыночных механизмов.

Литература

1. Технико-экономический отчет ОАО «Дагсвязьинформ» за 2005 г.

2. Социально-экономическое положение Республики Дагестан за январь-декабрь 2005 г. Махачкала, 2006. Основные показатели социально-экономического положения регионов Российской Федерации в первом полугодии 2006 года // Российская газета. 2006. 6 сент. Основные показатели социально-экономического положения регионов Российской Федерации в 2005 году // Российская газета. 2006. 24 марта.

5. Дагестан - 2001. Ч. 1. Социально-экономическое положение Республики Дагестан. Махачкала, 2002.

6. Захаров А.К. Инфраструктура связи - основа развития

3

4.

© 2006 г. Г.П. Довлатян

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Анализу конкурентоспособности, особенно на уровне региона, в отечественной и зарубежной экономической литературе уделено большое внимание. Так, например, отечественные исследователи М. Гель-вановский, В. Жековская, И. Трофимова определяют в своей работе, что «конкурентоспособность представляет собой сложное многоуровневое понятие, анализ и оценку которого необходимо теснейшим образом увязывать с конкретным конкурентным полем и, особенно, с его уровнем» [1]. Данную мысль развивает П.С. Завьялов, говоря, что существует прямая зависимость между уровнем конкуренции и конкурентоспособностью экономики, хозяйствующих субъектов: чем острее конкуренция и разнообразнее формы ее проявления на национальном или международном

рынке, тем обычно выше уровень конкурентоспособности [2].

Современные концепции западной экономической мысли по-разному трактуют это понятие. М. Портер указывает: «Конкурентоспособность зиждется либо на макроэкономической политике (дефицит бюджета управления, валютная политика, открытие рынков), либо на сравнительных преимуществах, обеспечиваемых за счет таких источников, как трудовые ресурсы, природное сырье или капитал» [3].

Главная цель исполнительных органов власти в региональной экономике - обеспечить достаточно высокий и достойный уровень жизни населения. Способность региональных и местных органов управления сделать это обусловлена не исследуемой автором экономической категорией, а тем насколько продуктивно

используются собственные ресурсы - труд и капитал. Продуктивность выражается в стоимости отдачи от единицы труда или капитала. Она зависит как от качества и характеристик продуктов (этим определяется цена, которую могут назначить), так и от эффективности, с которой такие товары производятся. Продуктивность является главной определяющей уровень жизни в регионе, поскольку она - основной источник дохода на душу населения. Необходимо отметить, что продуктивность человеческих ресурсов определяет их заработную плату, а продуктивность использования капитала - доход, которые получают его владельцы. Единственное, на чем может основываться концепция конкурентоспособности на уровне региона, - это продуктивность использования личных ресурсов. Целесообразно дополнить классификацию конкурентоспособности М. Гельвановского, включив регион в промежуточный мезоуровень наряду с отраслями и корпоративными объединениями предприятий.

Представители региональной власти ведут борьбу на федеральном уровне за предоставление региону более благоприятных экономических условий, лоббируют интересы крупных структурообразующих предприятий региона, ищут возможность для самостоятельного налаживания международных связей, пытаются административными мерами защитить местного производителя. Целью анализа является выявление конкурентных преимуществ одного региона по сравнению с другим. Конкурентная борьба между регионами имеет место, хотя протекает в иных формах и влечет за собой несколько иные последствия, чем на микро- и макроуровнях. Это можно проследить на примере основных субъектов региона, которые выделяет в своем исследовании В.Е. Андреев [4]. Они конкурируют:

а) внутри региона между собой;

б) внутри региона с предприятиями других регионов и стран;

в) с конкурирующими регионами;

г) на рынке стран СНГ и мировом рынке.

Анализируя основные субъекты региона, необходимо добавить следующее: нельзя рассчитывать на обоснованно высокую конкурентоспособность региона, если не отрегулированы основные балансы политического, социального и экономического характера. В этой связи можно уверенно утверждать, что главный уровень обеспечения конкурентоспособности -макроэкономический, на котором определяются основные условия функционирования всей хозяйственной системы в регионе. В проведенном нами исследовании регион преподносится как товар, имеющий свою цену. Важно выделить, что после макроэкономического уровня по значимости идет мезоуровень, где формируются перспективы развития отраслей в регионе, охватывающие группу предприятий. На микроуровне конкурентоспособность как бы обретает свою окончательную, завершающую форму в виде соотношения цены и качества товара. Это соотношение зависит от условий, сформировавшихся на предшествующих двух уровнях, и персонала предприятий, их способности использовать как свои ресурсы, так и сравнительные и отраслевые преимущества. С учетом вышеизложенного предлагается следующее опреде-

ление: конкурентоспособность региона - экономическая категория, характеризующая его положение относительно регионов - конкурентов на внутреннем и внешнем рынках и выражающаяся через определенные показатели (индикаторы).

Исследователь-теоретик в региональной экономике А.З. Селезнев трактует конкурентоспособность региона как «... обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие его состояние и динамику» [5]. Конкурентоспособность может быть определена как способность создавать условия для устойчивого развития региона. Два понятия - «конкурентоспособность региона» и «устойчивость региона» - взаимосвязаны и взаимобусловлены, так как первая является основным показателем второго. Чем выше уровень конкурентоспособности региона, тем выше степень его устойчивости. Для оценки факторов развития конкурентоспособности региона и возможности воздействия областной администрации на ее составляющие целесообразно использовать модель «национального ромба», предложенную М. Портером. Согласно его модели, роль региона в создании конкурентных преимуществ можно исследовать по четырем взаимосвязанным направлениям (детерминантам), образующим «региональный ромб»: параметры факторов (природные ресурсы, квалифицированные кадры, капитал, инфраструктура); условия спроса (уровень дохода, эластичность спроса, требовательность покупателей к качеству товара и услуг); родственные и поддерживающие отрасли (обеспечивающие предприятия необходимыми ресурсами, комплектующими, информацией, банковскими, страховыми и другими услугами); стратегии, их структура и соперничество (они создают конкурентную среду и развивают конкурентные преимущества). На основе этой модели автор предлагает схему «регионального ромба» по четырем основным параметрам при воздействии внутренней и внешней среды, влияющей на развитие конкурентоспособности в регионе (рис.1).

Здесь каждый из параметров находится во взаимосвязи и взаимодействии во внутренней среде региона, характеризуется, степенью их воздействия на конкурентное преимущество региона и дальнейшее его развитие. Развитие конкурентоспособности можно про-

анализировать по следующим четырем стадиям на основе [6]: факторов производства; инвестиций; нововведений; богатства.

Это можно представить в следующем виде (таблица).

Формирование конкурентного преимущества региона на разных стадиях экономического развития

Стадия

Фактор

Детерминант

Стратегия

Условия спроса

Родственные отрасли

Факторов производства

++++++

Инвестиций

++++++

+++++++++++++

+++++++++++++

Инноваций

+++++++++++++

+++++++++++++

+++++++++++++

+++++++++++++

Богатства

++++++

++++++

++++++

++++++

+++++++++++++

-не используется; -используется частично; -используется полностью.

Рассмотрев параметры факторов, необходимо проследить, как обеспечивается конкурентное преимущество региона на различных стадиях:

- на первой - благодаря факторам производства: природным ресурсам, благоприятным условиям для производства товаров, человеческим ресурсам - квалифицированной рабочей силе (обеспечивается одним детерминантом);

- второй - на основе инвестирования (в основном, предприятий региона) в образование, технологии, лицензии (обеспечивается тремя детерминантами);

- третьей - за счет создания новых видов продукции, производственных процессов, организационных решений и других инноваций путем действия всех составляющих «ромба» Портера;

- четвертой - за счет уже созданного богатства и опирается на все детерминанты, которые используются не полностью.

В современных рыночных условиях целесообразно взять за основу уровень инвестиций с последующим переходом к инновационному развитию региона. Сегодня существует объективная потребность в инновационной «наполненности» привлекаемых инвестиций в регион. В создании конкурентного преимущества региона немаловажное значение имеют научные знания, образование, факторы развития производства и формирования инновационного потенциала. Первые три стадии обеспечивают экономический рост, последняя - обусловливает застой и спад в регионе. Представляется возможным при определении конкурентоспособности региона взять за основу критерии, характеризующие уровень и качество жизни населе-

Региональный рынок

Механизм ценообразования

ния: уровень доходов, образование, состояние здравоохранения, экологическую обстановку.

Потенциал региона реализуется в результате функционирования регионального рынка, который должен вовлекать в воспроизводственный процесс все имеющиеся собственные ресурсы и эффективно их использовать. Особое внимание следует обратить на региональный рынок, на его систему цен через прямые и обратные связи, воздействующие на системы цен, действующие на конкурирующих региональных рынках, и таким образом последовательно формируются единый рынок и система цен, соответствующая этому рынку. Процесс довольно-таки сложный и длительный, так как существуют попытки решить свои экономические проблемы с помощью выгодных им цен за счет других регионов (в добыче топлива и сырья, в строительстве). В дальнейшем через механизм ценообразования в каждом сегменте рынка (труда, товаров и услуг, финансовом) устанавливаются цены, отражающие как стоимость основных факторов производства, так и стоимость готовых товаров и услуг. Под этим механизмом в регионе понимается процесс формирования цен на отдельных типах регионального рынка с учетом воздействия областной администрации на субъекты хозяйственной деятельности. Построена логистическая цепочка, определяющая устойчивое развитие региона.

Целесообразно при определении анализа конкурентоспособности региона взять за основу разработки исследователя Л. С. Шеховцовой [7] и увязать с логистической цепочкой (рис. 2).

Конкурентоспособность

Устойчивость региона

Рис.2. Логистическая цепочка

Конкурентоспособность региона, устойчивость

i к

Показатели

качества жизни населения инвестиционной привлекательности

Региональный рынок

товаров и услуг ресурсов финансовый

t 1 L j i

Областная администрация Механизм ценообразования Местная администрация

Спрос

Предложение

Отраслевая структура региона

Рис.2. Конкурентоспособность региона через устойчивость

Данная схема показывает, что в отраслях конкурируют предприятия и в какой-то степени регионы. Предприятия должны сами создавать и завоевывать конкурентное преимущество на региональном рынке. Местная администрация, хотя и не может формировать или оказывать влияние на институциональные структуры, в окружении которых работают предприятия, тем не менее должна создать условия, позволяющие предприятиям достигать конкурентного преимущества. Регионы достигают преимущества благодаря своим различиям, а не сходству, в каждом из них есть свой, одному ему присущий, набор конкурентных отраслей.

В результате можно предположить, что там, где отраслевая структура экономики быстрее адаптировалась к рыночным методам ведения хозяйства и администрация поддерживает предприятия и проводит разумную экономическую политику, механизмы ценообразования обеспечивают сбалансированность региональных спроса и предложения, а также способствуют росту показателей конкурентоспособности региона. Исходная категория для ее анализа - региональный рынок. В этой связи рассмотрена экономическая категория «конкурентоспособность» региона с последующим выходом на особенности механизма ценообразования. Выделенное в качестве основного критерия конкурентоспособности региона повышение

жизненного уровня населения во многом зависит от уровня его доходов (заработной платы, социальных выплат, прибыли), которые формируются на рынке труда. Исследование экономического роста региона и реального уровня жизни населения в регионе предполагает соизмерение величины доходов, в первую очередь заработной платы, с ценами на рынке товаров и услуг. Заработная плата, являясь в свою очередь элементом издержек производства для региона, во многом зависит от эффективности его производства.

Литература

1. Гельвановский М, Жековская В., Трофимова И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях // Российский экономический журнал. 1998. № 3. С. 67-78.

2. Завьялов П.С. Проблемы международной конкурентоспособности товаропроизводителей // Маркетинг. 1996. № 2. С. 20-32.

3. Портер М.Э. Конкуренция. Кн. 2. Конкурентоспособность и местоположение. М., 2002.

4. Андреев В.Е. Конкурентоспособность региона и методика ее оценки // М1р://%'%гмг.ес80стапе (!и. ги.

5. Селезнев А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. М., 1999.

6. ПортерМ. Международная конкуренция. М., 1993.

7. Шеховцова Л.С. Конкурентоспособность: факторы и метод создания // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 4.

Южно-Российский государственный технический институт, г. Шахты

22 сентября 2006 г.

© 2006 г. А.Г. Дружинин, Н.В. Гонтарь, А.А. Исраилов

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ

В ИНТЕРЕСАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ В ВЫСОКОДЕПРЕССИВНОМ РЕГИОНЕ: УСЛОВИЯ И МЕХАНИЗМЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На сегодняшний день объем инвестиций в РФ составляет около 35 % от уровня 1990 г. Характерное для постсоветского периода общее снижение инвестиционной активности корреспондирует с сокращением госу-

дарственной доли в инвестициях с низкой ее эффективностью. Традиционное для нашей страны инициируемое проблемными ситуациями трансформационного этапа, углубляющейся фрагментацией мезоэкономики и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.