УДК 33
М.М. Манукян*
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КЛАСТЕРНЫХ СТРУКТУР
В статье анализируются теории зарождения кластерных структур, эффективность развития и применения на практике модели кластеризации, определяется кластерный подход, степень актуальности данного процесса, преимущества и недостатки создания кластерных структур.
Ключевые слова: кластерные структуры, эффективность развития, концепции кластеров, модели кластеризации, функционирование кластеров.
Основной задачей развития региона является обеспечение роста регионального национального продукта, дальнейшее наращивание эффективности производства и достижение положительной динамики экономического развития. На сегодняшний день цель экономической политики — рост конкурентоспособности и расширение доли региональных компаний на межрегиональных и международных рынках, повышение эффективности их деятельности.
Идея кластера родилась более ста лет назад и была представлена в своем первоначальном виде в работе Альфреда Маршалла (1890-е гг.), который предположил, что успех национальной экономики зависит от развития локализованной концентрации промышленной специализации. В своем исследовании он рассмотрел локализованную промышленность Великобритании XIX в. Источниками промышленной специализации были названы ресурсы, близость рынков или просто «исторический инцидент». Маршалл также ввел понятие «индустриальная атмосфера» — формальные и неформальные обычаи, традиции и практические взаимосвязи с промышленностью. Все они — локализованная экономическая система, увеличивающая конкуренцию промышленности [1, с. 127].
Одним из выдающихся родоначальников кластерной концепции является Майкл Портер. Он предлагает 4-факторную модель «даймонд», системная природа которой отвечает процессу кластеризации и создает географическую концентрацию ведущих конкурентов в промышленной отрасли, интенсифицирует взаимодействие между факторами.
Кластерный подход — это, прежде всего, новая управленческая технология, позволяющая повысить конкурентоспособность как отдельного региона или отрасли, так и государства в целом. В экономическую литературу понятие «кластер» было введено М. Портером (1990 г.), определившим его как сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определенных обла-
* © Манукян М.М., 2014
Манукян Марине Мартыновна ([email protected]), кафедра экономики Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
стях, конкурирующих, но вместе с тем ведущих совместную работу [2, с. 237]. Несмотря на заданный М. Портером импульс распространения концепции кластеров, не все ученые ее принимают в авторской интерпретации.
В странах Европы и Азии, Северной и Латинской Америки и в Австралии возникли инициативы по поддержке и созданию кластеров, которые расценивают как двигатели национальных инновационных систем и экономического роста.
Процесс кластеризации, обретающий сегодня все большую актуальность, определяется как взаимодополняющая система мероприятий организационно-экономического характера, которые проводятся федеральными и региональными органами власти с целью объединения всех организаций-участников в единый кластер, а также установления внутренних взаимосвязей между ними. Кластерной можно назвать такую политику государства, которая направлена на поддержку именно процесса кластеризации, а не отдельных предприятий. Достоинство кластеров как раз и состоит в том, что они позволяют оптимизировать взаимодействие различных организаций, фирм, улучшить кооперацию между ними, а также согласовывать документы и планы организаций, которые участвуют в тех или иных видах деятельности [3, с. 213].
Кластер также можно определить как систему — группу предприятий, фирм и организаций, которые объединяются с едиными целями эффективного использования ресурсов компаний, а также для совместной реализации бизнес-проектов, действующих на определенной территории и имеющих единый координационный центр [1, с. 176].
Одним из важных преимуществ рассматриваемого понятия является то, что с его помощью широко развиваются мелкие фирмы, предприятия и организации. Важно отметить объединение усилий органов управления с предпринимателями, которое в конечном счете дает толчок и предпосылку к рационализации производственных рыночных процессов, а также предоставляет значительные преимущества в конкурентной борьбе, позволяет осуществлять более гибкую политику органов власти на региональном уровне.
Внедрение кластерных технологий способствует росту активности предпринимательских структур и улучшению инвестиционного климата, развитию социальных, экономических, информационных, интеграционных систем, в результате чего регион развивается более интенсивно.
Сегодня региональные органы власти пробуют внедрять кластерную политику, повышая тем самым эффективность местных производителей и увеличивая конкурентоспособность регионов, используя опыт зарубежных стран и некоторые разработки российских ученых.
Кластеры можно определить и как некое объединение, в котором проводятся встречи и ведутся переговоры о путях развития конкурентоспособности региона, о развитии страны в целом.
Таким образом, можно констатировать тот факт, что кластер является некой новой формой взаимодействия предприятий-участников, позволяющей инновационно воздействовать на быструю адаптацию внутренних составляющих кластера к изменяющейся внешней среде, что является несомненным плюсом.
Создание кластерных структур ускоряет инновационные процессы в тех или иных отраслях, в результате чего кластер обретает способность конкурировать на мировом рынке. Естественным процессом для экономики является возрастание факторных издержек под воздействием более производительных отраслей, что, несомненно, приведет к уменьшению некоторых кластеров. Возможность их сохранения на международной арене будет различна, так как конкурентоспособность кластеров опирается на разные факторы, которые зависят от его структуры и целей.
Преимущество потеряют те отрасли, в которых ресурсы будут использоваться в меньшем количестве и менее продуктивно ввиду дифференцированности продукции или же технологии окажутся недостаточно совершенными [4, с. 290].
Кластеры являются основой для сосредоточения иностранных инвестиций, они составляют фундамент для обучения и переобучения большого числа предпринимателей, повышения мобильности предприятий, увеличения гибкости фирм, развития малого и среднего предпринимательства.
Немаловажной особенностью реализации и деятельности кластерных структур является наличие взаимосвязи между его участниками, а также их кооперация и сотрудничество, что может стать большим стимулом для поиска новых идей, ориентация на потребности рынка как главный фактор развития стратегии предпринимательства.
Отметим, что развитие кластеров и поддержка с их помощью отраслей промышленности в регионе имеет давнее историческое развитие. Имеющиеся примеры эффективного развития и применения кластеризации на практике дают основание сделать вывод о перспективности использования такой модели, возможности использования ее в разных регионах, основываясь на преимуществах и особенностях в развитии той или иной области. В Российской Федерации кластеризация может стать весьма своевременной для выхода из экономического кризиса. Внедрение на той или иной территории модели кластера основывается на задействовании всех положительных экстерналий, использующихся каждой организацией и фирмой при вступлении в кластер [5, с. 179].
Кластер получает весьма широкий круг преимуществ за счет большой производительности входящих в него независимых и неформально связанных предприятий, а также за счет эффективности и способности гибко реагировать на изменения на внешнем рынке.
Описываемая модель сочетает в себе сотрудничество и конкуренцию, так как зависит не только от географического положения, доступности ресурсов, но прежде всего от производительности и гибкости предпринимательских процессов. Обеспечивая высокую технологичность, кластеры позволяют во всех областях приме -нять передовые технологии.
По мнению М. Портера, такое понятие, как «низкотехнологические области», не существует, есть лишь низкотехнологические организации, которые являются не предпринимательскими, так как они не способны работать для привлечения и большего внедрения инноваций и использования новейших технологий [6, с. 176].
Конечно, стоит выделить положительный социальный эффект от создания кластеров. Увеличиваются возможности трудоспособного населения получить работу, а это, в свою очередь, улучшает ситуацию с безработицей как в регионе, так и в стране, что ведет к более интенсивному экономическому развитию регионов, позволяя создавать кластерные структуры [7, с. 84].
Важной характеристикой кластеров являются свойства и ключевые параметры тех рынков, в которых они работают. Значимым стимулом к усовершенствованию кластеров можно считать рынки, предъявляющие высокие требования как к качеству продукции, так и к условиям поставок.
На сегодняшний день имеется значительное количество определений кластера, но, с нашей точки зрения, все они дают одностороннюю характеристику этого понятия, поэтому мы предлагаем собственную формулировку. Кластер — это промышленный комплекс, объединяющий в себе производственные процессы, от сырья до реализации готовой продукции, в том числе энергоснабжение, коммунальные услуги и финансирование.
Так, кластеры влияют на конкурентную борьбу тремя способами: во-первых, посредством повышения производительности входящих в них фирм и отраслей;
во-вторых, посредством повышения способности к инновациям и, следовательно, к повышению производительности; и в-третьих, посредством стимулирования создания нового бизнеса, поддерживающего инновации и расширяющего границы кластера.
Стандартным обоснованием кластерной политики считается то, что она содействует предложению общественных благ, которые на местном и региональном уровне отсутствуют вследствие провалов рынка. Мы выделяем четыре разновидности таких благ.
Во-первых, кластерная политика подчеркивает преимущества создания сетей сотрудничества и диалога между фирмами и другими субъектами.
Во-вторых, кластерные инициативы включают коллективный маркетинг специализации региона, что повышает осознание сильных сторон местной промышленности. Это относительно дешевая форма региональной политики.
В-третьих, считается, что целью кластерной политики должно быть обеспечение местными услугами предприятий, такими как финансовые консультации, службы маркетинга и дизайна [8, с. 78].
В-четвертых, считается, что кластерные инициативы должны идентифицировать слабые звенья цепей добавленной стоимости кластера и привлекать инвесторов для заполнения этих брешей и усиления связей спрос—предложение [2, с. 274].
Осознание значительной зависимости уровня благосостояния страны в долго -срочной перспективе от инновационной составляющей экономики обусловливает необходимость изучения и критического осмысления опыта стран, лидирующих в области НТП, в частности США.
По нашему мнению, кластер представляет собой некую группу географически локализованных, взаимосвязанных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, научно-исследовательских центров и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и всего кластера в целом [9, с. 54].
Определение и оценка промышленных кластеров представляет собой процесс столь же противоречивый, как и соотнесение теоретических концепций кластеров с их реалиями или выделение типологий кластеров с целью оказания направленного воздействия для поддержания деятельности и роста производительности в группе. Однако при использовании кластерной промышленной политики необходимо понимать, что значение имеет не столько о размер кластера, сколько степень его значимости.
Библиографический список
1. Алесов А., Хорев В. Экономическая и социальная география: общегеографический обзор. М., 2000.
2. Лазарева Е.И. Кластерная политика эффективной интеграции региона в процесс качественного экономического роста // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2010. № 3. С. 283.
3. Адамова К.З. Кластеры: понятие, условия возникновения и функционирования // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2009. № 34. С. 129.
4. Гладких Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Социально-экономическая география. М., 2011.
5. Костюхин Д. И. Современный мировой рынок: тенденции и проблемы развития. М., 2009. 240 с.
6. Портер М. Конкуренция. М.: Вильямс, 2003.
7. Капитонов С.В., Тюкавкин Н.М. Разработка организационно-экономического механизма устойчивого развития отрасли промышленности с помощью базовых экономических показателей // Основы экономики, управления и права. 2012. № 6 (6). С. 83—87.
8. Тюкавкин Н.М. Стратегические направления развития рынка в России // Проблемы современной экономики. 2008. № 1. С. 78.
9. Тюкавкин Н.М. Управление издержками (затратами) // Управленческий учет. 2008. № 3. С. 50-57.
References
1. Alesov A., Khorev V. Economic and social geography: geographical review. Moscow, 2000.
2. Lazareva E.I. Cluster policy of effective integration of region in the process of qualitative economic growth // Ekonomicheskii vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010. № 3. P. 283.
3. Adamova K.Z. Clusters: notion, conditions of appearance and functioning // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 2009. № 34. P. 129.
4. Gladkikh Yu.N., Dobroskok V.A., Semenov S.P. Human geography. M., 2011.
5. Kostyukhin D.I. Contemporary world market: tendencies and problems of development. M., 2009. 240 p.
6. Porter M. Competition. M.: Vil'iams, 2003.
7. Kapitonov S.V., Tyukavkin N.M. Development of business mechanism of sustainable development of an industry with the help of basic economic indicators // Osnovy ekonomiki, upravleniia i prava. 2012. № 6 (6). P. 83-87.
8. Tyukavkin N.M. Strategic directions of development of market in Russia // Problemy sovremennoy ekonomiki. 2008. № 1. P. 78.
9. Tyukavkin N.M. Cost management // Upravlencheskii uchet. 2008. № 3. P. 50-57.
M.M. Manukyan*
THEORETICAL ASPECTS OF FORMATION AND FUNCTIONING OF CLUSTER STRUCTURES
In the article theories of initiation of cluster structures are analyzed, cluster approach is defined, degree of relevance of this process is defined, besides the author identifies advantages and disadvantages of creating cluster structures, as well as the efficiency of development and application in practice of clustering model is analyzed.
Key words: cluster structures, effectiveness of development, conceptions of clusters, models of clustering, functioning of clusters.
* Manukyan Marine Martinovna ([email protected]), the Dept, of Economics, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.