Манукян М.М.
Экономическая эффективность формирования кластеров в нефтегазовом регионе // 138 Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 2 (124). С. 138—143
УДК 33
М.М. Манукян *
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАСТЕРОВ
В НЕФТЕГАЗОВОМ РЕГИОНЕ
Кластеры являются механизмом повышения конкурентоспособности территорий, перехода к производственным процессам с большей добавленной стоимостью, способствуют установлению конструктивных взаимоотношений между предприятиями, исследовательскими, образовательными, финансовыми учреждениями и органами власти. Возросший интерес к созданию технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических центров является не чем иным, как частью экономической политики региона, основывающейся на кластерных принципах, так как создание подобного рода организаций обеспечивает необходимую производственно-технологическую инфраструктуру для доступа предприятий к производственным ресурсам.
Ключевые слова: экономический, структура, нефтегазовый, эффективность, региональный, образование, регион, формирование, производственный кластер, инвестиционный кластер.
Несмотря на то что нефтегазовый комплекс в последние пятьдесят лет является опорой для улучшения экономики страны и определяет социально-экономическую стабильность государства, все же экономический кризис оказал отрицательное влияние и на деятельность компаний и фирм нефтегазового комплекса.
Отметим, что, насколько и за какой период времени кризисные проявления перестанут влиять на экономику нефтегазового комплекса, зависит, конечно, от того, насколько быстро руководители предприятий, а также представители властей предпримут антикризисные меры в этом вопросе. Если говорить именно про нефтегазовый комплекс, то стоит отметить, что государство ставит своей первостепенной задачей именно ликвидацию значительных последствий кризиса в этой области, обеспечивая конкурентоспособность и повышая инвестиционную и инновационную активность комплекса.
Повышение эффективности деятельности и конкурентоспособности предприятий НГК может быть достигнуто за счет развития кластеров конкурентоспособности. В экономической литературе под кластером понимается сеть независимых производственных и сервисных фирм, создателей технологий и ноу-хау (университеты, научно-исследовательские институты, инжиниринговые компании), связующих рыночных институтов (брокеры, консультанты) и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости [7].
Кластерная политика, осуществляемая в регионах России, оказывает огромное влияние на их экономическое развитие, а именно — на улучшение и наиболее эффективное и правильное использование как территории, так и природных ресурсов, это приводит, в свою очередь, к тому, что кластерный подход весьма важен для микроэкономической составляющей. Отметим, что кластерная политика и ее эффективное использование предполагает более детальную проработку использования инструментов для стимулирования регионов [1]. Применяя тем самым эффективные инстру-
* © Манукян М.М., 2015
Манукян Марине Мартиновна ([email protected]), кафедра экономики, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
менты регионального развития, происходит увеличение числа занятых, улучшение общей производительности, то есть происходят только позитивные изменения.
Используя процесс создания и развития кластеров конкурентоспособности, государство улучшает свои позиции на международном уровне, также способствует увеличению иностранных инвестиций в производство, тем самым улучшая интеграцию государства с другими странами [2].
Если следовать теории Энрайта, конкурентные преимущества создаются не на национальном уровне, как у Портера, а на региональном, где главную роль играют исторические предпосылки развития регионов, разнообразие культур ведения бизнеса, организации производства и получения [4].
Вместе с тем эффективность использования недр в стране все еще находится на недопустимо низком уровне. Перспективы развития нефтяной промышленности ограничены существенным ухудшением качества сырьевой базы. При росте баланса запасов за последние 25 лет в 2,6 раза активные запасы увеличились только в 1,7 раза, в то время как трудноизвлекаемые — в 5 раз [4].
Опережающими темпами осуществляется разработка активных запасов, поэтому степень их выработанности достигла более 60 %, тогда как трудноизвлекаемых запасов — не более 3 %[3].
В нефтегазовом сообществе в настоящее время акцентируется внимание на трех главных отраслевых проблемах:
— необходимость качественного прорыва в технологическом уровне нефтегазодобычи;
— значительная роль государства на геополитическую и геоэкономическую среду мирового рынка, а также на отношения между предприятиями, организациями и фирмами нефтегазового сектора;
— формирование количества ресурсов и увеличение конкуренции между странами.
Наиболее перспективной, как известно, признана концепция долгосрочного
развития, предусматривающая реализацию стратегий инновационного прорыва в стратегических секторах национальной экономики, где должны целенаправленно формироваться благоприятные условия для внедрения и развития новейших технологических разработок [5].
Проблемы, существующие в настоящее время в нефтегазовом комплексе и в системе российского недропользования в целом, пока не способствуют устойчивому экономическому росту отрасли в долгосрочной перспективе. Одной из основных стратегических задач развития НГК является замена прямой переработки ресурсов более глубокими процессами. Научно-технический прогресс, несомненно, как и в настоящее время, так и в будущем, будет оказывать большое влияние на перспективное развитие нефтегазового комплекса.
В настоящее время не только государство, но и нефтегазовые корпорации проявляют интерес в лучшем использовании природных богатств и создании необходимых условий для реализации инновационных направлений реформирования нефтегазового комплекса.
Мировой опыт последних десятилетий показал, что основные векторы, по которым происходит научно-технологическое развитие передовых стран, формируют инновационные кластеры. Предполагается, что комплексным решением проблемы инновационного развития аграрно-промышленного комплекса может послужить эффективная кластерная политика как на федеральном, так и на региональном уровне.
Необходима разработка интегрирующей программы стратегического развития отдельных регионов на основе кластеризации пространства региональных экономических отношений. Важнейшим элементом кластерного принципа развития региона является постоянное проведение работ по установлению связей между предприятиями, властными структурами, сервисными и научно-исследовательскими организациями.
Наличие в нефтегазовом секторе достаточно развитой инфраструктуры финансового и интеллектуального капитала оказывает значительно воздействие на его развитие. В этом отношении немаловажную роль играет использование современных технологий для переработки сырья, для транспортировки готовой продукции и для всего процесса оборота нефтегазового производства в целом, это оказывает влияние на инновационную ориентацию кластерных инициатив [1].
Кластерный подход как инструмент формирования эффективной структуры инновационных промышленных комплексов существенно трансформирует характер взаимодействия между всеми участниками процессов экономического развития - органами власти, предприятиями, научными и образовательными учреждениями, финансовыми, торговыми, транспортными и другими организациями.
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утверждена 7 ноября 2008 г. распоряжением Правительства Российской Федерации), в стране предусматривается масштабное технологическое обновление производства на основе передовых научно-технических разработок, а также формирование территориально-производственных кластеров.
В ключевых отраслях нефтегазового комплекса, обеспечивающих долгосрочную энергоэкономическую и национальную безопасность, обеспечить ускорение инновационной модернизации следует на основе кластерных стратегий, значительно усилив при этом директивность планирования в дополнение к индикативным ориентирам развития нефтегазовой индустрии [5].
Существующий организационный и финансово-экономический механизм управления нефтегазовым сектором практически не ориентирован на инновационное развитие и учет интеллектуальной ренты, которую, по мнению ряда авторов, следует рассматривать как особый факторный доход бизнеса.
Одной из задач, требующих первостепенного решения, является качественное изменение существующей технологической структуры нефтегазового комплекса, что имеет особое значение в контексте сложившейся в российской экономике аномальной технологической многоукладности.
Стратегический альянс — соглашение о кооперации двух или более независимых фирм для достижения определенных коммерческих целей, получения синер-гетического эффекта благодаря объединению и взаимодополнению стратегических ресурсов компаний [7].
Для ведения обычного бизнеса стратегические альянсы не подходят, так как они являются достаточно гибкими и могут видоизменяться в течение всего периода соглашений. Распределение риска между участниками стратегического альянса может также измениться в силу первых или последних, поэтому в полной мере нельзя руководствоваться заранее обусловленными соглашениями между участниками.
Формирование стратегических альянсов требует принципиальных изменений в практике организации и ведения бизнеса. В отличие от обычного долговременного сотрудничества, в котором партнеры руководствуются заранее обусловленными соглашениями, стратегические альянсы являются более гибкими структурами, они предусматривают возможность видоизменения первоначальных условий и разделение риска для достижения общих стратегических целей [1].
Стратегические альянсы вырабатывают новую деловую стратегию, открывают новые стратегии роста, открываются уникальные возможности объединения с самым широким кругом партнеров, включая клиентов, поставщиков, конкурентов, разработчиков, представителей государства, позволяют преодолевать барьеры между фирмами с различным стилем ведения бизнеса [2].
Создание подобных альянсов упрощает доступ на новые рынки, уменьшая барьеры на этом пути, повышая уровень конкуренции, и вместе с тем приносит
выгоду всем участникам альянса. Постоянно растущий уровень конкуренции заставляет по-другому рассматривать конкурентов, поскольку они, как правило, имеют одинаковые рыночные интересы, технологии и товары.
В результате возникают стратегические сети, которые гибко связывают между собой всех участников альянса — независимые производственные и торговые фирмы, научно-исследовательские и проектные институты, правительственные учреждения, объединенные многочисленными соглашениями, направленными на достижение общих целей [8].
По нашему мнению, стратегический альянс можно считать одной из самых перспективных форм интеграции компаний.
Стратегические сети или стратегические альянсы формируются не по географическому принципу и могут рассматриваться как кластеры, создаваемые сознательно для получения общего конкурентного преимущества.
Итак, в настоящее время в России нужно признать необходимость создания крупных конкурентоспособных структур. Такие образования должны способствовать решению насущных экономических проблем и выполнять роль своеобразных локомотивов, обеспечивающих развитие экономики. Такими структурами могут быть межотраслевые кластерные образования [3].
Из вышесказанного следует, что кластеры являются необходимым условием обеспечения территориальной социально-экономической эффективности.
В современных условиях при создании кластера реализуются процессы интеграции и кооперации экономических ресурсов его участников при преимущественном сохранении статуса юридических лиц организаций входящих в кластер. Характерной особенностью кластера является достаточно широкий спектр деятельности входящих в него хозяйствующих структур, что порождает трудности при учете и оценке результатов функционирования как кластера в целом, так и его участников в отдельности [10]. В связи с этим существующую методику оценки эффективности инвестиционных проектов в целом можно использовать только в отношении отдельных участников кластера или групп участников, реализующих инвестиционные проекты независимо друг от друга, но в рамках кластера в направлении его развития [5].
Таким образом, создание кластерного образования не является инвестиционным проектом в традиционном понимании. Также не ставится проблема выбора альтернатив специализации кластера и они не сравниваются по вышеизложенной методике. Это организационно-правовой проект со специфическим финансово-хозяйственным механизмом. Поэтому для расчетов эффективности создания и функционирования кластерного образования, кроме общих принципов и методов оценки эффективности инвестиций, необходимы соответствующие методологические подходы, раскрывающие характерные особенности этих процессов.
В результате исследования выявлено, что складывающийся на определенных территориях межотраслевой характер взаимодействия предприятий в совокупности следует рассматривать как межотраслевой кластер. Формирование межотраслевых кластеров является необходимым условием обеспечения территориальной социально-экономической эффективности. [4]
Библиографический список
1. Анпилов С.М., Безлепкина Н.В., Тюкавкин Н.М. Экономика и управление в XXI веке: коллективная монография / под общ. ред. Л.А. Сараева, А.Н. Сорочайкина, Н.М. Тюкавки-на. Самара, 2011. Т. 9. Инновации в управлении: интеграционные формы и кластеры.
2. Барышева Е.Н., Сараев Л.А Математическое моделирование структурных изменений персонала предприятий // Вестник Самарского государственного университета. 2011. № 82. С. 38-47.
3. Кононова Е.Н., Тюкавкин И.Н. Принципы разработки стратегии управления информатизацией региональных промышленных предприятий // Аудит и финансовый анализ. 2012. С. 316—320 (декабрь).
4. Манукян М.М. Противоречия в газовой сфере: Москва и Киев // Современные концепции научных исследований (экономические науки). 2014. № 4 (12). 168 с.
5. Манукян М.М. Основные проблемы топливно-энергетического комплекса России и направления развития нефтегазовой отрасли на современном этапе // Основы экономики, управления и права. 2013. № 3(9). 132 с.
6. Мокина Л.С., Манукян М.М. Позиции нефтегазового комплекса в экономике России // Вестник Самарского государственного университета. 2014. № 4 (115).
7. Сараев Л. А., Никишов В.Н. К расчету параметров закона распределения платежеспособного спроса в условиях конкурентного равновесного рынка // Экономика, финансы и управление в современных условиях: международный сб. ст. / под общ. ред. А.Н. Сорочайкина. Самара, 2011. С. 210-214.
8. Сараев Л.А., Никишов В.Н., Михайлова Е.В. Математическая модель построения доверительных оценок скрытых источников инвестиционного дохода // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Физико-математические науки. 2009. № 1 (18). С. 182-190.
9. Туманян Б.П. Научные и прикладные аспекты теории нефтяных дисперсных систем. М.: ООО «ТУМА ГРУПП»; Издательство «Техника», 2010. 336 с.
10. Новая концепция развития региональной экономики: кластерная основа: монография / Л.К. Агаева, В.Ю. Анисимова, Н.В. Безлепкина [и др.]; под общ. ред. Н.М. Тюкавкина. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2014. 308 с.
References
1. Anpilov S.M., Bezlepkina N.V., Tyukavkin N.M. Economics and management in the XXI century. Multi-authored monograph. L.A. Saraev, A.N. Sorochaikin, N.M. Tyukavkin (Ed.). Samara, 2011. Vol. 9. Innovations in management: integration forms and clusters. [in Russian].
2. Barysheva E.N., Saraev L.A. Mathematical modeling of structural changes of personnel of an organization. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2011, no. 82, pp. 38-47 [in Russian].
3. Kononova E.N., Tyukavkin I.N. Principles of development of the strategy of management by the informatization of regional industrial enterprises. Audit i finansovyi analiz [Audit and financial analysis], 2012, pp. 316-320 (December) [in Russian].
4. Manukyan M.M. Contradictions in the gaz sphere: Moscow and Kiev. Sovremennye kontseptsii nauchnykh issledovanii (ekonomicheskie nauki) [Modern conceptual foundations of scientific researches (economic sciences)], 2014, no. 4(12), izd. Eurasian Union of Scientists (monthly academic periodical), 2014, p. 168 [in Russian].
5. Manukyan M.M. Basic problems of fuel-power complex of Russia and directions of development of oil and gas branch on modern stage. Osnovy ekonomiki, upravleniia i prava: periodicheskii vserossiiskii nauchnyi zhurnal [Foundations of Economics, Management and Law: periodical All-Russian scientific journal], 2013, no. 3(9), 132 p. [in Russian].
6. Mokina L.S., Manukyan M.M. Positions of oil and gas complex in the economics of Russia. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2014, no. 4(115), 208 p. [in Russian].
7. Saraev L.A., Nikishov V.N. On the calculation of parameters of distribution law of effective demand in conditions of competitive balanced market. Ekonomika, finansy i upravlenie v sovremennykh usloviiakh: Mezhdunarodnyi sbornik statei. [Economics, finance and management in modern conditions. International collection of articles]. A.N. Sorochaikin (Ed.). Samara, 2011, pp. 210-214 [in Russian].
8. Saraev L.A., Nikishov V.N., Mikhailova E.V. Mathematical model of constructing confidence estimates of hidden sources of investment income. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriia: Fiziko-matematicheskie nauki [Vestnik of Samara State Technical University. Series: Physico-mathematical sciences], 2009, no. 1(18), pp. 182-190 [in Russian].
9. Tumanyan B.P. Scientific and applied aspects of the theory of oil disperse system. M., OOO «TUMA GRUPP». Izdatel'stvo «Tekhnika», 2010, 336 p. [in Russian].
10. Tyukavkin N.M. New concept of development of regional economics: cluster basis: monograph. Samara, Izd-vo «Samarskii universitet», 2014, 308 p. [in Russian].
M.M. Manukyan*
ECONOMIC EFFECTIVENESS OF FORMATION OF CLASTERS IN OIL AND GAS REGION
Clusters are the mechanism of increasing competitiveness of territories, transition to industrial processes with large added value; they promote the establishment of positive interrelations between enterprises, research, educational and financial organizations and public authorities. Growing interest to the creation of technological parts, business incubators, innovation and technological centers is nothing more but a part of economic policy of the region, based on cluster principles, as the creation of this kind of enterprises ensures necessary productive and technological infrastructure for the access of enterprises to the manufacturing resources.
Key words: economic, structure, oil and gaz, effectiveness, regional, education, region, formation, productive, cluster, investment, cluster.
* Manukyan Marine Martinovna ([email protected]), Department of Economics, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.
Семенова Е.Е., Анисимова В.Ю.
Роль государства в создании рыночной инфраструктуры страны // Вестник Самарского государ-144 ственного университета. 2015. №2 (124). С. 144—147
УДК 33
Е.Е. Семенова, В.Ю. Анисимова *
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В СОЗДАНИИ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СТРАНЫ
В данной статье рассматривается становление рыночной экономики, создание инфраструктуры рынка, что является главным фактором в условии реформирования экономики России. Под контролем государства происходит развитие рыночной инфраструктуры, ведь именно государство должно корректировать основные недостатки, которые возникают при функционировании рыночного механизма.
Ключевые слова: рыночная экономика, инфраструктура рынка, биржа, экономические зоны, налоговая система, предпринимательская деятельность.
Рыночная инфраструктура состоит из банковской системы и рынка ценных бумаг. Их правильная работа благоприятно сказывается на дальнейшей динамике экономического подъема, а как результат — на возрастании благосостояния страны.
Главная цель рыночной структуры, необходимо подчиняющейся всем критериям рынка, заключается в преодолении барьеров, препятствующих перемещению товаров и услуг на рынке, которому способствует создание специальных институтов, в частности бирж, финансово-кредитной системы, налоговой системы и др. [1].
Крайне важен целевой подход для усовершенствования инфраструктуры рынка, все элементы данной инфраструктуры должны модернизироваться в целом и комплексно. Неотъемлемый компонент при этом — создание пропорций между улучшением отношений внутри рынка и самой рыночной инфраструктурой, а также обеспечение правильного поведения субъектов рыночных отношений, формирующегося напрямую взаимоотношениями внутри рынка, а не под натиском остальных субъектов рынка [2].
Государство как основной гарант правильного поведения участвует в формировании рыночной инфраструктуры, а именно — в становлении главных аспектов механизма рынка, основными показателями которого являются рыночное предложение, ценообразование и спрос. Функция государства заключается также в образовании определенного климата, такого как политический, экономический и предпринимательский. Оно формирует и утверждает определенные правила и законы, беря во внимание предпринимательскую деятельность и права участников рынка. Результатом вмешательства государства в процесс формирования инфраструктуры часто становится ослабление выхода на рынок, формирование определенных условий, благоприятно сказывающиеся на создание конкуренции в стране [3].
Становление рыночной инфраструктуры в России занимало длительное время, здесь можно выделить три главных этапа [4].
* © Семенова Е.Е., Анисимова В.Ю., 2015
Семенова Елена Евгеньевна ([email protected]), студент III курса факультета экономики и управления, Анисимова Валентина Юрьевна ([email protected]), кафедра экономики, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.