УДК 378+316.77
Большанина Людмила Васильевна
Старший преподаватель кафедры логопедии и детской речи Института детства, Новосибирский государственный педагогический университет, Ljutik84@ngs.ru, ORCID 0000-0001-85270664, Новосибирск
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ И СТРУКТУРЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Аннотация. В статье автор представляет опыт осмысления коммуникативной компетентности как одной из составляющих компетентностного подхода в современной педагогике.
На основе теоретического анализа передового педагогического опыта сделаны выводы о том, что в настоящее время в научной литературе отсутствует общее понятие о коммуникативной компетентности. Анализ подходов к пониманию ее структуры и компонентов позволил систематизировать знания для создания модели коммуникативной компетентности, включающей цели, задачи, содержание, критерии, педагогические условия. Предполагается, что данная модель коммуникативной компетентности преподавателя может быть взята за основу для практического исследования повышения уровня коммуникации.
Предлагаемые в статье выводы направлены на уточнение и совершенствование методологии исследования коммуникативной компетентности в образовании.
Ключевые слова: компетентность, педагог высшей школы, коммуникативная компетентность педагога, структура коммуникативной компетентности, критерии коммуникативной компетентности, педагогические условия.
Введение в проблему. Преобразования, происходящие в содержании высшего педагогического образования, требуют пересмотра стратегии коммуникативного образования, являющегося основой профессионализма, педагогического стиля мышления и мировоззрения [8].
Для достижения наилучших результатов работы, повышения качества образования, достижения поставленных целей преподавателю в современном образовательном пространстве необходимо обратить внимание на свой уровень развития компетенций. Анализируя сложившуюся ситуацию в образовании, можно сделать вывод, что качество образовательных услуг зависит от уровня развития коммуникативной компетентности преподавателя, что является ценностью для современного общества. Компетентностный подход в образовании является сегодня главной составляющей новой парадигмы образования, ориентированной на результат [1].
Повышение качества образования считается одной из важных проблем не только для Российской Федерации, но и в целом для мирового сообщества. Решение данной проблемы возможно с помощью модернизации содержания образования в целом, которая будет зависеть от оптимизации способов и технологий организации образовательного процесса, и переосмысления цели и конечного результата образования. Конкурентоспособный специалист должен владеть не только передовыми технологиями, самостоятельно решать поставленные перед ним задачи, но и ключевыми компетенциями, среди которых особое место занимает коммуникативная компетенция.
В связи с этим основной целью исследования является определение сущности и содержания коммуникативной компетентности педагога высшей школы и разработка на основе этого модели коммуникативной компетентности педагога.
Теоретический анализ проблемы.
Данные тенденции развития образования отмечаются в ряде нормативных документов: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 (ст. 66), Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (гл. 1, п. 5), Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (п. 3).
Одной из ключевых, базовых компетенций, которыми должен обладать преподаватель (педагог) любого образовательного учреждения, является коммуникативная компетенция, т. к. это одна из главных характеристик личности, обладающей умением понимать и регулировать ситуации общения, владеть развитым вниманием к другому человеку.
Проблеме развития коммуникативной компетенции посвящены научно-исследовательские работы в разных областях науки. Коммуникативную компетенцию как ключевую, базовую, обеспечивающую все стороны жизни человека и его деятельности, необходимую для успешной самореализации отмечают В. И. Бай-денко, И. А. Зимняя, Л. А. Петровская, В. Хутмахер, К. В. Фадеева, Л. М. Во-йтенко. Коммуникативная компетенция как способность устанавливать контакты с людьми, основанная на умениях, знаниях, навыках общения, рассматривается в работах С. Л. Братченко, Л. А. Петровской, Ю. Н. Емельянова, Ю. М. Жукова, Н. Б. Буртовой, Е. М. Кузьминой; способность, позволяющая разрешать жизненные ситуации, фиксируется Е. Г. Калинкиной; готовность к взаимодействию, вербальному и невербальному общению с другими людьми определяет Д. А. Иванов; морально-нравственную категорию, регулирующую всю систему отношений человека к миру, отмечает И. А. Зимняя. Среди западных ученых проблемой коммуникативной компетенции (communicative competence) занимаются К. Данцигер, Дж. Виманн,
М. Канали, Р. Рубин, В. Купа, М. Свейн, Г. Фридрих, В. Ульрих, Д. Хаймс, Б. Шпит-сберг, Н. Хомский, У Шутс и др.
Анализ широкого круга научной литературы дает возможность сделать заключение о том, что не имеется однозначной трактовки понятия «коммуникативная компетенция». В то же время следует отметить, что в современной педагогической науке недостаточно разработана проблема формирования коммуникативной компетенции личности.
Ю. Н. Емельянов в научных исследованиях рассматривает коммуникативную компетентность как «конгломерат знаний, языковых и неязыковых умений и навыков общения, приобретаемых человеком в ходе естественного воспитания, обучения и социализации» [4].
По мнению С. Л. Братченко, «коммуникативная компетентность - это определенный комплекс качеств, необходимых для оптимального осуществления межличностного общения» [3].
Коммуникативная компетентность, т. е. «способность и готовность к общению, вербальному и невербальному взаимодействию с другими людьми, есть важнейшее качество, необходимое во всех ситуациях жизни», отмечает Д. А. Иванов [2].
Е. Г. Калинкина делает вывод, что коммуникативная компетентность, во-первых, «является характеристикой личности человека, его способностью», а во-вторых, «проявляется в его деятельности, поведении, позволяя ему разрешать практические, жизненные, ситуации» [7].
Проблема формирования и развития коммуникативной компетентности преподавателя вуза рассматривается и в трудах А. П. Ильковой, И. А. Колесниковой, С. И. Маслова, Л. В. Рагулиной и др. Ученые единогласно отмечают, что коммуникативная компетентность не сводится к общему способу действия и не может быть сформирована в виде отдельного умения или навыка: она формируется интегра-
тивно вследствие личного опыта действия как индивидуализированная способность к профессии.
Но в своей работе мы выбрали в качестве опорного понятие коммуникативной компетентности И. А. Зимней, которая отмечает, что это способность осуществлять речевую деятельность, реализуя коммуникативное речевое поведение на основе лек-сико-грамматических, фонологических, социолингвистических, предметных знаний и навыков с помощью умений, связанных с дискурсивной и стратегической компетенциями, в соответствии с различными ситуациями и задачами общения в рамках определенной сферы общения [5].
Данной позиции придерживается и Т. Е. Исаева [6], но при этом замечает, что коммуникативная компетенция - это целостное по организации образование, имеющее сложную структуру, проявляющееся во взаимосвязи лингвистических умений и способностей соблюдения социально-культурных норм речевого поведения, установления межличностных контактов [6].
Результаты исследования. Анализируя психолого-педагогические источники, мы пришли к выводу, что коммуникативная компетентность преподавателя составляет совокупность умений и знаний научно-исследовательских и педагогических способностей, необходимых ему для выполнения
Педагогическая мод компетентности препо^
функции развития и обучения студентов.
Поэтому мы считаем, что коммуникативная компетентность - это основа мастерства преподавателя, а сущность его педагогической деятельности заключается в профессиональном взаимодействии со студентами.
Анализируя обозначенные подходы исследователей, можно представить содержание коммуникативной компетентности способностью и готовностью вступать в различные контакты (устные/письменные, вербальные/невербальные) с целью решения коммуникативных задач (передача информации, руководство (ведение) переговоров, поддерживание и установление контактов).
В своем исследовании представляем, основываясь на учении И. А. Зимней, разработанную структурно-содержательную педагогическую модель коммуникативной компетентности преподавателя вуза, основная задача которой упрощенно показать схему структурных компонентов и взаимодействие блоков, необходимых для достижения определенной цели (табл. 1).
Также основываясь на содержании коммуникативной компетентности, разрабатываем и систематизируем критерии коммуникативной компетентности, которые представлены в таблице 2.
Таблица 1
ь коммуникативной вателя высшей школы
Цель: повышение коммуникативной компетенции преподавателя вуза в различных разрезах: учебном, научном, бытовом, культурном, а также и для тиражирования личных знаний при разработке учебно-методических пособий и учебников Задачи:
• владение умениями, знаниями и навыками коммуникации;
• владение формами и видами научно-педагогической деятельности;
• владение механизмом контроля повышения коммуникативной компетентности Содержание подготовки:
• освоение структуры и содержания коммуникативной компетенции через курсы повышения квалификации, вебинары;
• освоение структуры и содержания научно-педагогической деятельности;
• самоконтроль за результатами освоения содержания коммуникативной компетентности
Окончание табл. 1
Методы взаимодействия: имитационный, репродуктивный, продуктивный, проблемный
Методы и формы: формальная коммуникация; неформальная коммуникация; устная и письменная коммуникация; личностная межкультурная коммуникация
Педагогические условия системы: знание инфраструктуры образовательной среды и участие в научной деятельности вуза; применение современных методик профессионального образования по освоению форм, видов коммуникативной компетентности в рамках учебно-преподавательской деятельности университета; осуществление комплексной педагогической программы повышения квалификации преподавателей университета через концепцию дополнительного образования и вебинары
Блок Показатели Индикаторы
1. Мотива- ционно-цен- ностный Готовность преподавателя высшей школы к профессиональному совершенствованию 1. Саморазвитие и самореализация. 2. Профессиональный рост. 3. Интерес к инновационной деятельности
2. Когнитивный Понимание сути содержания и значимость (важность) коммуникативной компетентности 1. Знание структуры и значимости коммуникативной компетентности. 2. Познание другого человека, умение эффективно решать разнообразные трудности при общении
3. Операци- онно-деятель- ностный Опыт проявления компетентности в различных ситуациях (стандартных и нестандартных) 1. Владеть способностью к личностно-ориентированно-му взаимодействию в процессе образования. 2. Владеть ораторским искусством, грамотной устной и письменной речью, к публичным представлениям и защитам результатов работы, подбором оптимальных методов и форм презентации. 3. Уметь выбирать стратегию, технику, тактику интенсивного взаимодействия с коллегами, учащимися. 4. Уметь объективно дать оценку ситуации взаимодействия субъектов образовательного процесса, сохранять эмоциональное равновесие
Таблица 2
Критерии коммуникативной компетентности преподавателя
Критерий Уровни сформированности коммуникативной компетенции
оптимальный максимальный
1 2 3
Когнитивный (теоретические знания) Владеть знаниями этапов, структуры, особенностей процесса общения, позиций в общении на высоком уровне, осознанное, частое применение профильной терминологии в речи Грамотное и целесообразное использование терминологии профиля обучения, достаточно полные знания теоретических основ общения и основ общей педагогики, необходимые для продуктивного процесса общения
Окончание табл. 1
1 2 3
Операционно-дея-тельностный (практические умения) Владеть грамматическими и лексическими нормами языка на достаточно высоком уровне, развитые коммуникативные умения Грамотное владение грамматическими и лексическими нормами языка, словарный запас обширный, развитые на высоком уровне коммуникативные умения
Личностный, направленный на общение Проявлять инициативу в общении, стремление к расширению круга знакомств. Присуща направленность на коммуникабельность, общение, стремление поддерживать отношения с людьми Испытывают потребность в коммуникации, инициативны, непринужденны в общении. Присуща направленность на общение, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми
Следовательно, можно предположить, что компетенции в сфере профессионального общения - это взаимосвязанные универсальные компетенции, организованные в группу на основе базового намерения (интенции). Эту совокупность можно рассматривать в качестве интегра-тивной способности к диалогическому взаимодействию и элемента профессионализма педагогов, представляющую собой многофункциональное, многомерное инте-гративно-целостное личностное образование, в котором отражается вариативность содержания структурных компонентов [9].
Выводы. Проведя анализ работ современных авторов, как зарубежных, так и отечественных, мы определили, что в научной литературе не существует общего определения понятия «коммуникативная компетентность», равно как и нет согласованной структуры рассматриваемой категории, поэтому структурный состав коммуникативной компетенции не ограничивается умениями, знаниями, способностями.
Результаты проведенного нами теоретического исследования свидетельствуют о том, что в основу комбинации подходов должен быть положен принцип выделения смысловых доминант, подчеркивающих своеобразие объекта или предмета исследования и обеспечивающих выбор стратегии, тактики педагогической деятельности в решении поставленной проблемы [10; 11].
На основе анализа теоретико-методологических положений, современных тенденций развития образовательных систем сделаны выводы о том, что раскрывать сущность понятия «компетенции в сфере профессионального общения» необходимо в контексте теорий коммуникативного и компетентностного образования. Коммуникативное компетентностное образование становится основополагающим в формировании профессионализма и общей культуры педагога. Профессиональное общение представляет собой взаимодействие педагога, осуществляемое в сфере его профессиональной деятельности с воспитанниками и их родителями, коллегами, работодателями и представителями органов управления образованием и общественности. Таким образом, профессиональное общение педагога нацелено на организацию субъект-субъектного диалогического взаимодействия с каждым из своих партнеров. Коммуникативная компетентность преподавателя вуза является сложной личной характеристикой, включающей в себя: психологические знания в сфере общения, свойства и качества личности, психологическое состояние, сопровождающее процесс общения; гуманистически ориентированные ценностные ориентации и установки, коммуникативные умения, способствующие раскрытию коммуникативного потенциала студента. Коммуникативная компетентность вклю-
чает в себя не только комплекс знаний об особенностях межличностного взаимодействия и стратегиях поведения в конкретных ситуациях, но и осознание преподавателем себя как активного субъекта межличностного взаимодействия, а также принятия гибкого ролевого поведения.
Таким образом, мы считаем, что целенаправленное формирование компетенций в сфере профессионального общения педагогов нужно осуществлять в соответствии
с разработанной педагогической моделью, воссоздающей общий замысел исследования и включающей следующие взаимосвязанные блоки: мотивационно-ценностный, когнитивный и операционно-деятельностный, что обосновывает совокупность взаимодополняющих теоретико-методологических подходов, исходных положений (принципов), обеспечивающих концептуальную основу процесса формирования компетенций в сфере профессионального общения педагогов.
Библиографический список
1. Большанина Л. В. Педагогическая модель коммуникативной компетентности преподавателя высшей школы в условиях реализации компетентностного подхода // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S18. - С. 7-13. - URL: http:// e-koncept.ru/2017/470203.htm. (дата обращения: 02.11.2017).
2. Большанина Л. В. Структура, компоненты и уровни коммуникативной компетентности преподавателя вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S11. - С. 1-6. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470129.htm. (дата обращения: 02.11.2017)
3. Братченко С. Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. - М., 1997. -С. 201-222.
4. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение: монография. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1985. - 166 с.
5. Зимняя И. А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентност-ного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 57 с.
6. Исаева Т. Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя // Педагогика. - 2006. - № 9. -С. 55-60.
7. Калинкина Е. Г. Коммуникативная компетентность как условие инновационной деятельности в образовании // Производительность труда и эффективность производства в инновационной экономике. - Н. Новгород: ННГУ, 2006. - С. 97-99.
8. Чистобаева А. Ю. Комбинация методологических подходов в подготовке будущих педагогов к профессиональному общению // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 6. -С. 74-80.
9. Чистобаева А. Ю. Формирование компетенций в сфере профессионального общения будущих педагогов на основе интегративно-целостного подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Кемерово, 2017. - 24 с.
10. Holger Hopp, Dieter Thoma, Rosemarie Tracy. Sprachförderkompetenz pädagogischer Fachkräfte. Ein sprachwissenschaftliches Modell // Z Erziehungswiss. - 2010. - № 13. - P. 609-629.
11. Pätzold G. Sprache - das kulturelle Kapital für eine Bildungs - und Berufskarriere. Sprachkompetenz und Berufsbildungskarriere // ZBW 106. - 2010. - № 2. - P. 161-172.
Поступила в редакцию 25.01.2018
Bolshanina Lyudmila Vasilyevna
Senior lecturer, Department of Logopedics and Children's Speech, Institute of Childhood, Novosibirsk State Pedagogical University, Ljutik84@ngs.ru, ORCID 0000-0001-8527-0664, Novosibirsk
THEORETICAL APPROACHES TO THE DETERMINATION OF THE CONCEPT AND THE STRUCTURE OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE HIGHER SCHOOL TEACHER
Abstract. In the article the author presents the experience of communicative competence's comprehension as component of the competence approach in modern pedagogy.
The author made analysis of the best pedagogical experience and concludes that there is no general concept of communicative competence in the scientific literature now.
Analysis of communicative competence's structure and components allowed to systematize knowledge to create a model of communicative competence, including goals, objectives, content, criteria, pedagogical conditions. It is assumed that this model of the teacher's communicative competence can be taken as a basis for a practical study of increasing the communication level.
The conclusions are aimed at clarifying and improving the methodology for the study of communicative competence in education.
Keywords: competence, teacher of higher education, communicative competence of the teacher, structure of communicative competence, criteria of communicative competence, pedagogical condition.
References
1. Bolshanina, L. V., 2017. Pedagogical model of communicative competence of the teacher of higher education in the conditions of realization of competence approach. Scientific and methodical electronic journal "Concept", S18, pp. 7-13. (In Russ.)
2. Bolshanina, L. V., 2017. Structure, components and levels of communicative competence of teacher of high school. Scientific-methodical electronic journal "Concept", S11, pp. 1-6. (In Russ.)
3. Bratchenko, S. L., 1997. Interpersonal dialogue and its basic attributes. Psychology with a human face: humanistic prospect in post-Soviet psychology. Moscow, pp. 201-222. (In Russ.)
4. Emelyanov, Yu. N., 1985. Active socio-psy-chological training: monograph. Leningrad: Leningrad University Publ., 166 p. (In Russ.)
5. Zimnyaya, I. A., 2004. Key competences as effectively-targeted basis of competence approach in education. Moscow: Research center of problems of quality of training of specialists Publ., 57 p. (In Russ.)
6. Isayeva, T. E., 2006. Classification of professional and personal competences of the Univer-
sity teacher. Pedagogics, 9, pp. 55-60. (In Russ.)
7. Kalinkina, E. G., 2006. Communicative competence as a condition of innovative activity in education. A Productivity and efficiency of production in the innovation economy. N. Novgorod: National research Nizhny Novgorod state University Publ., pp. 97-99. (In Russ.)
8. Chistobaeva, A. Yu., 2015. Combination of methodological approaches in the training of future teachers to professional communication. Siberian Pedagogical Journal, 6, pp. 74-80. (In Russ.)
9. Chistobaeva, A. Yu., 2017. Formation of competencies in the field of professional communication of future teachers on the basis of an integrative-holistic approach. Cand. Sci. (Pedag.). Kemerovo, 24 p. (In Russ.)
10. Holger, H., Dieter, T., Rosemarie, T., 2010. Support language skills for educational professionals. A scientific model of language. Z Education Swiss, 13, pp. 609-629.
11. Patzold, G., 2010. Language the cultural capital for educational and vocational career. Language proficiency and vocational education and training career. ZBW 106, 2, pp. 161-172.
Submitted 25.01.2018