УДК 7.01
DOI: 10.24412/2686-7443-2024-1/2-24-28
Грачева Светлана Михайловна, доктор искусствоведения, профессор, член-корреспондент Российской академии художеств, декан факультета теории и истории искусств, профессор кафедры русского искусства Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, член Союза художников Российской федерации. Россия, Санкт-Петербург, Университетская наб., 17, 199034. [email protected]. ORCID: 0000-0003-3506-5413
Gracheva, Svetlana Michailovna, Full doctor of art history, the dean of the Faculty of the theory and history of arts, professor of the Department of the Theory and History of Arts of St.Petersburg Ilya Repin Academy of Fine Arts, Leading Researcher at the Research Institute of Theory and History of Fine Arts of the Russian Academy of Arts, Corresponding member of the Russian Academy of Arts, a member of the Union of Artists of Russia. 17 Universitetskaya emb., 199034 St. Petersburg, Russian Federation. [email protected]. ORCID: 0000-0003-3506-5413
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ Т.В.ИЛЬИНОЙ В СИСТЕМЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИСКУССТВОЗНАНИЯ
THEORETIC VIEWS OF T.V. ILYINA IN THE SYSTEM OF RUSSIAN ART HISTORY
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические воззрения известного отечественного искусствоведа - Татьяны Вале-риановны Ильиной, которая является автором фундаментальных монографий и многих учебников. Теоретические взгляды Т.В. Ильиной стали основой её методологии и историко-искусствоведческих трудов, связанных с изучением в первую очередь русского искусства XVIII века, но и других ярких периодов в истории художественной культуры.
Ключевые слова: теория изобразительного искусства, стиль и стилеобразование, введение в искусствознание, Т.В. Ильина, анализ художественного произведения, методология искусства.
Abstract. The paper examines theoretic views of a distinguished Russian art historian — Tatiana Valerianovna Ilyina who is an author of fundamental monographies and numerous student books. Theoretic views of T.V. Ilyina became the basis of her methodology and works on history and art history connected primarily to the research of 18th-century Russian art, but ato other bright periods in the history of artistic culture.
Keywords: art theory, style and style-formation, introduction into art history, T.V. Ilyina, analysis of artwork, methodology of art.
Немного личного
Татьяна Валериановна Ильина - известный российский историк искусства, автор многочисленных учебных пособий и монографий, на основе которых формировали свои профессиональные знания и вкус многие поколения отечественных искусствоведов. Сразу же хочу отметить, что автор этой статьи премного благодарен ей за многолетнее неформальное общение, в результате которого обсуждались многие не только жизненно важные вопросы, но прежде всего профессиональные, связанные со сферой моих научных интересов. Татьяна Валериановна, обладая чертами коренной истинно петербургской интеллигенции, всегда очень внимательно слушала собеседника, в ответ остроумно шутила, любила смех, самокритику и иронично отзывалась о своей персоне. В разговоре сразу же настраивалась на дружелюбный лад. С ней было невероятно интересно, легко и всегда неизменно душевно. После встреч с нею всегда оставалось ощущение сопричастности значимым событиям русской истории. Своих героев, о которых писала монографии, она умела сделать частью современной жизни. Свои высокие эмоции, пережитые от контактов с произведениями искусства, от поездок по миру, она перемежала со смешными историями из жизни, рассказами о милых нелепостях, которые случались.
Она много лет возглавляла Государственную эк-
заменационную комиссию на факультете теории и истории искусств Санкт-Петербургского Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, всегда с неизменной доброжелательностью относясь к выпускникам, их дипломным исследованиям, точно определяя новизну и актуальность наиболее ярких работ, эрудицию авторов. Её выступления всегда отличались живой эмоциональностью, остроумием, тонкостью вкуса.
Т.В. Ильина любезно согласилась быть моим первым оппонентом на защите докторской диссертации, посвященной проблемам отечественной художественной критики ХХ века. При этом она была очень принципиальна и строга в оценках исследовательских позиций и весьма требовательно относилась к положениям, выносимым на защиту, задавая вопросы, высказывая сомнения и внося уточнения, но делая это очень заинтересованно, по-дружески. Особенно это касалось проблем хронологии и периодизации, касающихся критики ХХ века, что было животрепещущей темой, в свете смен научных концепций 2000-х годов. Мне чрезвычайно много дали встречи с Татьяной Валериановной, в процессе которых она увлеченно рассказывала о своем прошлом, вспоминала художников, с которыми ей приходилось общаться, делилась своими эстетическими переживаниями и впечатлениями.
Незабываемы были кафедральные празднования её юбилеев, один из которых проходил в знаменитом Сенат-
ском или Петровском зале Двенадцати коллегий, о котором она неоднократно писала. Складывалось впечатление, что она шагнула с одного из парадных портретов любимого ею XVIII века прямо в современную жизнь. Нельзя было не восхищаться её нарядами, прическами, украшениями, умением держать себя и вести светскую беседу, и одновременно способностью окунуться в стихию юмора, допустить даже немного студенческого озорства. В ней не было чопорности и величия, свойственного людям её статуса. Она была невероятно живой и эмоциональный, красивый, душевный человек.
У нас было несколько интереснейших встреч в доме Татьяны Валериановны, где царила замечательная творческая обстановка — старинная мебель, картины, предметы Серебряного века... и, конечно, книги, лежавшие везде. Она чрезвычайно много работала, все время писала, разговаривала по телефону с сотрудниками, студентами, аспирантами. Любила писать и читать лежа. Как-то раз, когда мы сидели за столом в её уютной квартире, обсуждая буквально все «мировые проблемы», по инициативе профессора Нины Сергеевны Кутейниковой, мы даже придумали сделать небольшой «самиздат» — выпустить тиражом три экземпляра небольшую книгу, в которой каждая из нас поместила рассказ о своих питомцах. Мы с Ниной Сергеевной о котиках, а Татьяна Валериановна - о кошке, которую она так и называла просто «Кошка». В её стати, пластике, незабываемой красоте, умении всегда прекрасно и даже слегка экстравагантно выглядеть, было что-то от этих непостижимых существ, которых она так любила. В науке она тоже проявляла такую же независимость и всегда отличалась оригинальностью и глубиной суждений.
Т.В. Ильина как теоретик искусства
В этой части статьи хотелось бы рассмотреть вклад Т.В. Ильиной в теорию искусства. Её книги выходили тысячными тиражами и всегда были востребованы. Как известно, без строгой и стройной теории невозможно сформировать точную концепцию развития истории искусства. И, как определяет сама Татьяна Валериановна, следуя традиционному взгляду, наука об искусстве — искусствознание — подразделяется на теорию искусства, историю искусства и художественную критику. Теория искусства, по ее мнению, «изучает художественный метод, форму, средства выражения, общие закономерности развития (хотя последнее уже больше сфера эстетики), а также специфику видов изобразительного искусства» [1, с. 9]. Основополагающее значение Т.В. Ильина придавала анализу художественного произведения, основанному не на «некой словесной эквилибристике», а на глубоком проникновении в суть художественного образа, на поиске словесных конгениальных средств выразительности, на точном понимании специфики изобразительных выразительных пластических средств того или иного вида искусства [1, с.10].
Вопросы теории искусства интересовали этого исследователя с самых ранних этапов её творческого пути, и она постоянно делала акценты на базовых понятиях искусствознания, внося весомый вклад в эту сферу.
Одна из ранних монографий Т.В. Ильиной «Декоративное оформление древнерусских книг» [2] посвящена малоизученной на тот момент теме. Во введении к этому исследованию дается весьма обстоятельное разъяснение общих принципов оформления средневековой книги, построенной по законам архитектоники, «закономерности в отношении одного листа к другому, текста — к иллюстрации, рисунка букв — к полям и украшениям и т.д.» [2, с. 4]. То же относится и отдельным элементам, составляющим книгу и их внутренней логике — формату, цветовым соотношениям, высоте и ширине букв, площади заставок и инициалов, их назначению и месту в книге [2, с. 4-5].
Автором сразу же выстраивается методологическая основа исследования, его каркас, который позволяет в эмпирической части работы сохранить строгость критериев
Илл. 1. Татьяна Валериановна Ильина. Австрия. 1963 год.
и четкость искусствоведческого анализа, уводящего его от описательности. Миниатюра связывается с историей, историей архитектуры и декоративно-прикладного искусства и костюма, и другими смежными дисциплинами, что определяет подлинно культурологический подход автора, одного из самых ярких эрудитов в искусствоведческой науке своего времени. Не случайно, почти во всех трудах Т.В. Ильиной присутствуют историографические главы, в которых дается обстоятельный анализ трудов предшественников, в том числе исследователей XIX — начала XX вв., труднодоступных, или находящихся почти под запретом в советский период развития искусствоведческой науки. Об этом же свидетельствуют и исчерпывающие примечания и библиографические списки, изобилующие как архивными материалами, так и редкими периодическими и монографическими изданиями. Фундаментальный подход к теоретическим проблемам искусства и разнообразие исследовательских методов роднит взгляды Т.В. Ильиной с лучшими образцами исследовательской мысли, представленными в работах Д.С. Лихачева, Б.А. Рыбакова, О.И. Подобедовой, О.С. Поповой, и, конечно же, непосредственного учителя Татьяны Вале-риановны — знаменитого археолога и историка искусства М.К. Каргера.
И, что очень ценно в книгах Т.В. Ильиной - это «связь времен». Например, говоря о древнерусской миниатюре, она обязательно связывает древнерусский орнамент XШ-XV вв. с современной книжной графикой, приводя в качестве примеров достижения выдающегося художника и мыслителя ХХ столетия — В.А. Фаворского, достижения мастеров народной культуры, теоретиков искусства (Ф.И. Буслаева и А.В. Бакушинского).
Илл. 2. Татьяна Валериановна Ильина. Валентин Александрович Булкин. 1970-е (?) годы.
Илл. 3. Татьяна Валериановна Ильина. Валентин Александрович Булкин. 1990-е годы.
Как написала о Т.В. Ильиной одна из её известных учениц, доктор искусствоведения Е.Я. Кальницкая: «Вскоре судьба привела ее в "разумное и мудрое" XVIII столетие, отмеченное в русской истории петровскими нововведениями, елизаветинским барокко, голштинскими полками несчастного Петра III, екатерининским просветительством и трагическим убийством Павла I в Михайловском замке. Полюбив галантный век, впитав в себя его особенности, Т.В. Ильина чувствовала это время и понимала психологию его представителей» [з, с. 10]. В этих словах содержится точнейшая характеристика метода искусствоведческих исследований этого автора, а именно проникновение в психологию его представителей, живой и образный язык, научная эмпатия, коими отличались труды Н.Н. Врангеля, А.Н. Бенуа и других авторов рубежа XIX-XX вв.
Однако её исследования о веке Просвещения отличаются не только этими качествами. В них есть четкая конструктивная основа и безупречная логика построения научных доказательств, а также непременное обращение к теоретическим основам искусства. Примерами могут служить монографии, посвященные И.Я. Вишнякову, (книга, ставшая основой докторской диссертации) [5], Андрею Матвееву (написана в соавторстве с С.В. Римской-Корсаковой) [6] и учебники, посвященные русскому искусству XVIII века [7, 8]. Отметим, что любые рассуждения о конкретных произведениях и архитектурно-художественных ансамблях в книгах Татьяны Валериановны всегда завершаются строгими и ясными выводами, лишенными какой-либо неопределенности. Прежде всего это стилевые, видовые и жанровые характеристики искусств, мировоззренческие особенности, ценностные ориентиры той или иной эпохи.
Особого внимания заслуживают издания Т.В. Ильиной, посвященные непосредственно основам искусствознания, ставшие, вероятно после трудов Б.Р. Виппера, первыми столь значительными пропедевтическими исследованиями, отвечающими в краткой и емкой форме на многие профессиональные теоретические вопросы нашей науки на современном этапе её развития [9, 10].
«Введение в искусствознание» рассматривает становление этой науки, отдельные виды искусства и их пластические средства выразительности, материалы, конструктивные элементы, проблемы анализа художественного произведения. Отдельно изучается проблема художественного стиля. Т.В. Ильина разделяет понятия «художественное направление», «художественное течение», «творческая манера», «творческий метод», «стиль». В книге дается определение стиля отдельного мастера и соотношение стиля мастера с большим стилем: «стиль — это прежде всего единство образной системы, включающей все выразительные средства, характеризующие эпоху. Это сложившаяся система принципов и правил определенного творческого метода (со своими закономерностями, способами отбора, изучения и обобщения материала, зависящими в свою очередь от мировоззрения мастера и его профессионализма) и определенных художественных форм, свойственно определенной исторической эпохе. Выражение этой системы в творчестве того или иного мастера и даже в одном его произведении и есть его стиль» [1, с. 162]. Т.В. Ильина словно подводит итог многочисленным дискуссиям, связанным с этой проблематикой, и формулирует сложное понятие «стиль», учитывая труды Г. Вёльфлина, М. Дворжака, А. Ригля, И. Грабаря, Б. Виппера. Она настаивает на том, что стиль — это подвижное явление, меняющееся во времени, что «каждый художественный стиль уникален и появляется в определенную эпоху, в определенное время. Но в одну и ту же историческую эпоху может существовать несколько художественных направлений и стилей, иногда идейно не совпадающих, или даже противоположных друг другу» [1, с. 162]. Её позиция заключается в том, что «все стили взаимодействуют, взаимопроникают друг в друга, и стремление локализовать художественное направление в определенных исторических границах неизбежно приводит <...> к вульгаризации и схематизму исторического разви-
тия художественного мышления» [1, с. 163].
На формирование стиля влияет множество факторов и обстоятельств, стили взаимодействуют с национальными культурными особенностями. Рассматривать стиль необходимо как сложнейший процесс, а не заданную единую программу. Так в одном из своих этапных трудов она отмечает связь барокко как ведущего стиля эпохи с национальными элементами русской культуры и проникновение в дворянскую культуру элементов фольклора [11, с. 33].
Т.В. Ильина умела очень емко в краткой форме сформулировать особенности различных художественных стилей. Например, говоря о елизаветинском барокко и о его главном представителе Ф.Б. Растрелли, она точно определяет, что в нем соединились черты западноевропейского барокко и его «местное» воплощение конца XVII столетия — так называемое нарышкинское барокко, которое архитектор творчески переосмыслил и создал «ликующее, яркое пластическое богатство архитектурных форм» [6, с.138]. Перечислены и признаки этого стиля, а именно активная роль декора в формировании архитектурно-художественного образа: «широкие и высокие, начинающиеся прямо от пола окна, обрамленные сложными наличниками, позолота и скульптура экстерьера, анфилады комнат, украшенных золоченой резьбой, паркетом из драгоценного дерева, живописными плафонами с иллюзорным прорывом пространства в глубину — истинный синтез всех искусств» [6, с. 141]. Т.В. Ильина в своих работах все время подчеркивает стилистическую подвижность в искусстве галантного века, и разнообразие художественных явлений, а также говорит о пересечениях различных художественных стилей и направлений, о взаимодействии ярких творческих индивидуальностей с большими стилями эпохи. По мнению ученого, «в русле изысканного рококо и пышного елизаветинского барокко (первого - завезенного, в основном, живописцами, а второго - созданного на русской почве прежде всего талантом архитектора Растрелли), начинает зарождаться просветительский классицизм, имевший столь большое влияние на следующее столетие. А тонкость в исследовании человеческой души, деликатность, серьезность и уважение к детскому миру - не свидетельство ли это приближения сентиментализма с его вниманием к «извивам души»? [12, с. 200].
Много внимания уделяла Т.В. Ильина проблеме анализа художественного произведения, в чем она и сама также преуспела в своих трудах, обладая великолепным вкусом, чутким пониманием специфики произведений искусства и владея безупречным литературным стилем. Она использует такое понятие как «художественное зрение», которому необходимо учиться, для того чтобы профессионально рассуждать об искусстве, чтобы понимать изобразительный образ. Первостепенной задачей она считает формирование историзма мышления, умение поместить тот или иной па-
мятник в контекст эпохи, определить, почему в определенное время появляются свойственные только данному времени произведения.
Немаловажное внимание уделено в книгах Т.В. Ильиной проблеме искусствоведческих методов исследования памятников искусства. Выделены иконографический, ико-нологический, социологический методы, метод формального анализа, семантика, семиотика которыми она владела безупречно, при этом полагая, что нет одного универсального метода, что искусствоведение должно оперировать разными методами и опираться на различные подходы для достижения каждый раз конкретной цели [8, с. 172-192].
От наблюдения частностей, от изучения подробностей Т.В. Ильина всегда приходит к серьезным выводам, позволяющим выделить специфические черты искусства рассматриваемой эпохи. Особую ценность этим заключениям придает глубочайшее изучение эмпирического материала, основанное на результатах технико-технологических исследований, к которым она обращалась, на архивные документы, музейные фонды, на историографические материалы. Татьяна Валериановна писала о том, что неоднократно видела, анализировала при помощи своего «художественного зрения». Поэтому за каждым словом её выводов стоит фундаментальное знание и опыт ученого, безупречно владеющего материалом и мастерством теоретика искусства, обладающего системным мышлением. Своими знаниями она щедро делилась с учениками, коллегами, читателями.
Не случайно именно ей суждено было и удалось написать основные учебники по истории русского и зарубежного искусства, в которых чувствуется не только полнота представлений о разных эпохах и понимание специфики изобразительного искусства и архитектуры, но и нерв того времени, когда создавались эти учебники. Нужна была определенная смелость, чтобы браться за такую неподъемно сложную работу, особенно тогда, когда наша страна переживала смену вех, смену культурных парадигм. Татьяна Валериановна всегда была честна со своими читателями и не стремилась быть ментором или сухим дидактиком, она искренне восхищалась тем, что любила и делилась своими сомнениями с читателями. Иногда в небольшом фрагменте её текста содержится больше полноты знания и понимания искусства, чем в десятках наукообразных книг. Хорошо известно, что по учебникам этого искусствоведа занимались и продолжают заниматься тысячи будущих специалистов в области гуманитарных наук, и художников, осваивающих профессию. Эти книги совершенно лишены какой-либо конъюнктуры и поэтому им обеспечена долгая жизнь. Школа Т.В. Ильиной, сложившаяся на кафедре русского искусства СПбГУ, стала одной из ведущих в отечественном искусствознании.
Список литературы:
1. Ильина Т.В. Введение в искусствознание. Учебник для вузов. 2-е издание. М.: Юрайт, 2019.
2. Ильина Т.В. Декоративное оформление древнерусских книг. Новгород и Псков. XII-XV вв. Л.: ЛГУ, 1978. 175 с.
3. Кальницкая Е.Я. Обращение к учителю // «Мощно, велико ты было, столетье!» Сб. науч. ст. в серии «Труды исторического факультета». Вып. 20 / Отв. ред. Е. Ю. Станюкович-Денисова. СПб.: СПбГУ, 2014. С. 7-31.
4. Карев АА. Татьяна Валериановна Ильина (21.01.1934 - 26.10.2020) / А.А. Карев, Е.А. Скворцова, Е.Ю. Станюкович-Денисова // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2020. № 2 (28). С. 179-184.
5. Ильина Т.В. И. Я. Вишняков. Жизнь и творчество. К проблеме портретного жанра в русском искусстве середины XVIII века. Москва: Искусство, 1979. 207 с.
6. Ильина Т.В., Римская-Корсакова С.В. Андрей Матвеев. М.: Искусство, 1984. 320 с.
7. Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века: Учеб. М.: Высш. шк., 1999. 399 с.
8. Ильина Т.В., Станюкович-Денисова Е.Ю. Русское искусство XVIII века. + CD. Учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2015. 611 с.
9. Ильина Т.В. Введение в искусствознание. Учеб. пособ. для студентов вузов. М.: АСТ; Астрель, 2003. 206 с.
10. Ильина Т.В. Изобразительное искусство: от техники к образу / Фонд поколений Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. СПб.: Методологический консультационный центр, 2006. 279 с.
11. Ильина Т.В. На переломе. Русское искусство середины XVIII века. Спб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. 240 с.
12. Ильина Т.В. Стилистические «хитросплетения» в отечественном искусстве середины XVIII столетия // М.В.Ломоносов и елизаветинское время. Материалы научной конференции. СПб.: СПбГУ, 2011. С. 188-201.
References:
Ilyina, T.V. (2019) Vvedenie v iskusstvoznanie. Uchebnik dlja vuzov. 2-e izdanie [Introduction into Art History. Studentbook. 2nd ed.]. Moscow: lurait Publ. (in Russian)
Ilyina, T.V. (1978) Dekorativnoe oformlenie drevnerusskih knig. Novgorod i Pskov. XII-XV vv. [Decoration of Old Russian Books. Novgorod and Pskov. I2th-l§th Centuries]. Leningrad: Leningrad State University Publ. (in Russian)
Kal'nickaja, E.Ja. (2014) 'Obrashhenie k uchiteliu', in Stanjukovich-Denisova, E.Ju. (ed.) "Moshhno, veliko ty bylo, stolet'e!"Sb. nauch. st. (Trudy istoricheskogo fakul'teta». Vyp. 20) [Mighty and great you were, the century: Collection of Papers (Proceedings of the Faculty of History, vol. 20)]. Saint-Petersburg State University Publ., pp. 7-31. (in Russian)
Karev, A.A., Skvortsova, E.A., Stanyukovich-Denisova E.Iu. (2020) 'Tatiana Valerianovna Ilyina', Studia Slavica et Balcanica Petropoli-tana: 2 (28), pp. 179-184. (in Russian)
Ilyina, T.V. (1979) I. Ja. Vishnjakov. Zhizn'i tvorchestvo. K problemeportretnogo zhanra v russkom iskusstve serediny XVIII veka [Ivan Vishniakov. To the Problem of Portrait Genre in Russian Art of the Mid-l8th Century]. Moscow: Iskusstvo Publ. (in Russian) Ilyina, T.V., Rimskaja-Korsakova, S.V. (1984) Andrej Matveev. Moscow: Iskusstvo Publ. (in Russian)
Ilyina, T. V. (1999) Russkoe iskusstvo XVIII veka: Uchebnik [Russian Art of the 18th Century: Student Book]. Moscow: Higher School Publ. (in Russian)
Ilyina, T.V., Stanjukovich-Denisova, E.Ju. (2015) Russkoe iskusstvo XVIII veka. + CD. Uchebnik dlja bakalavriata i magistratury [Russian Art of the 18th Century. +CD. Student Book]. Moscow: Iurait Publ. (in Russian)
lyina, T.V. (2003) Vvedenie v iskusstvoznanie. Ucheb. posob. dlja studentov vuzov [Introduction into Art History. Student Book]. Moscow: Ast Publ., Astrel Publ. (in Russian)
Ilyina, T.V. (2006) Izobrazitel'noe iskusstvo: ot tehniki k obrazu. Fond pokolenij Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga — Jugry [Fine Art: from the Technique to the Image. Foundation of Generations of Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Yugra]. Saint-Petersburg: Methodological Consultation Center Publ. (in Russian)
Ilyina, T.V. (2010) Na perelome. Russkoe iskusstvo serediny XVIII veka [On the Edge. Russian Art of the Mid-l8th Century]. Saint-Petersburg: Saint-Petersburg State University Publ. (in Russian)
Ilyina, T.V. (2011) 'Stylistic Intricasies in Russian Art of the Mid-18th Century', in M.V. Lomonosov i elizavetinskoe vremja. Materialy na-uchnoj konferencii [M.V. Lomonosov and the Time of Elisabeth. Materials of Scientific Conference]. Saint-Petersburg: Saint-Petersburg State University Publ., pp. 188-201. (in Russian)