2п ПТетоиат / Памяти
ТАТЬЯНА ВАЛЕРИАНОВНА
ИЛЬИНА
(21.01.1934 - 26.10.2020)
26 октября 2020 года ушла в вечность Татьяна Валериановна Ильина — доктор искусствоведения, профессор, почетный профессор Санкт-Петербургского государственного университета, глава петербургской научной школы искусствознания, ученый, внесший фундаментальный вклад в изучение истории русского искусства «златого осьмнадцатого столетия», замечательный педагог, воспитавший не одно поколение искусствоведов, автор многочисленных любимых студентами учебников. Она была необыкновенно благородна во всех своих проявлениях, прекрасный облик с царственной осанкой сочетался с неизменной искренностью и великодушием, любовью к жизни, истинной тонкостью ума, изяществом манер и речи.
Татьяна (Зинаида) Ильина родилась 21 января 1934 г. в Омске, куда из Петрограда был сослан ее отец, русский офицер. Там окончила школу и после войны вернулась
© Коллектив авторов, 2020
Studia Slavica et Ва1сатса Ре^ороШапа
с матерью и сестрой в Ленинград. В 1951 г. Т. В. Ильина поступила на кафедру истории искусства истфака Ленинградского государственного университета. Здесь она встретила своего мужа Сергея Семанова, однокурсника, впоследствии ставшего известным историком и публицистом. В 1956 г. Татьяна Валериановна с отличием окончила университет, написав под руководством Г. Е. Лебедева и защитив диплом «Иллюстрации художников XIX - начала ХХ века к произведениям Л. Н. Толстого» (рецензентом была Э. П. Гомберг).
В своих мемуарах «Осколки памяти» Татьяна Валериановна пишет так:
«Руководителем моей кандидатской диссертации, проблематика которой касалась искусства древней Руси, был большой ученый, искусствовед-археолог Михаил Константинович Каргер, которому я обязана своими первыми шагами в научной сфере. Но волею судьбы и по велению сердца свою преподавательскую жизнь в Университете я начала (и продолжаю по сей день) с русского искусства XVIII столетия под большим влиянием моего второго учителя Георгия Ефимовича Лебедева. Он же мне преподал первые уроки музееведения, буквально заставив проработать около двух лет в музее Высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной (ЛВХПУ, теперь Академии, справедливо возвратившей имя ее создателя — барона Штиглица), где Георгий Ефимович в те годы заведовал кафедрой помимо работы в университете... Я заведовала (!) там отделом керамики (1956-1958. — Прим. ред.) и с позволения коллег (коллектив женский, один директор — мужчина, и все интеллигентные знающие свое дело люди) ежемесячно у себя меняла мебель по стилям (ампир, рококо и пр.), преподаватели были очень довольны, студентам наглядный материал очень нравился, валили валом».
В 1961-1962 гг. по окончании аспирантуры (1958-1961) Татьяна Валериановна прошла четырехмесячную стажировку в Болгарии, где работала над кандидатской диссертацией
«Тератологический орнамент Новгородских и Псковских рукописей ХШ-Х^ веков», защитила которой состоялась в 1963 г. Тогда в своей анкете она указывала, что читает и пишет «со словарем» на французском, английском, польском, болгарском, сербском и чешском языках, а в 1970-х она добавляет белорусский и украинский.
Будучи аспиранткой Татьяна Валериановна начала преподавать историю искусства, с 1960 г. в Ленинградской кон-
Студенты истфака ЛГу: Э. Д. К^^вдв С. С. Шульц серватории в 1962-1967 гг на Т. В.Ильина, Ю. М. Ег°р°в, С Н. Сешн°в. Начало 1950-х гг. кафедре театрального искусства Ленинградской высшей школы профсоюзов. Даже бюрократический язык характеристик не мог не отметить, что ее лекции и семинары по истории русского, советского и зарубежного искусства отличаются «методическим совершенством».
В 1967 г., когда Т. В. Ильину официально принимали в ЛГУ на ставку ассистента, М. К. Каргер написал в рекомендации «З. В. Ильина все годы по окончанию
Ы Memoriam / Памяти
Студентка ЛГУ Татьяна Ильина. 1950-е гг.
университета в своих научных интересах тесно связана с кафедрой истории искусства. Она принимает участие в работе кафедры, выступает в качестве официального оппонента на защите дипломных работ».
Защитив кандидатскую диссертацию на древнерусскую тему, Татьяна Валериановна отважилась в корне изменить направление своих научных трудов и приступить к исследованию иной эпохи, тогда занимавшей в науке незначительную нишу, — XVIII века. Многие годы она возглавляла в университете научное направление по истории отечественного искусства XVIII столетия. Татьяна Валериановна — автор девяти серьезнейших монографий, в том числе об Иване Вишнякове (М.: «Искусство», 1979), Андрее Матвееве, одном из первых «петровских пенсионеров» (М.: «Искусство», 1984, в соавторстве с главным рентгенологом ГРМ С. В. Римской-Корсаковой). Ими она открыла новое направление в изучение русской живописи, сочетающее искусствоведческий (иконографический и стилистический) анализ с технико-технологической экспертизой.
Итогом многолетней работы над проблематикой русского искусства стал учебник «Русское искусство XVIII века» (М.: «Высшая школа», 1999, 2000, 2001), подготовленный, прежде всего, для студентов-искусствоведов, но востребованный всеми, кому интересна история, культура и искусство нашей страны. В учебнике введены в оборот новые материалы, представленные в эволюционном развитии на протяжении столетия. В 2014 г. вышло обновленное издание — учебник для бакалавров и магистров «Русское искусство XVIII века» (Москва: Юрайт, 2014; и переизд.), к работе над которым Татьяна Валериановна привлекла свою ученицу Е. Ю. Станюкович-Денисову, расширившую блок по архитектуре.
Присущий Татьяне Валериановне дар прозревать исторические черты и доносить их в образной изящной форме — живое наследие мирискусников, не утратившее актуальность и по сей день. Поэтому ее лекции так ценили не только студенты-искусствоведы. Показателем необычайной широты искусствоведческого и культурологического кругозора Т. В. Ильиной является цикл учебников по истории зарубежного и отечественного искусства («История искусств: Западноевропейское искусство». М.: «Высшая школа», 1983; переизд. — 1994, 2000, 2003, 2005, 2006.; «История искусств: Русское и советское искусство». М.: «Высшая школа», 1989; переизд. — «История искусств: Отечественное искусство», 1994, 2000, 2005). Учебники охватывают грандиозные временные и исторические пласты, в конструктивной, сжатой и в тоже время увлекательной форме повествуя о сменяющих друг друга периодах и стилях изобразительного искусства и архитектуры. По сути, Т. В. Ильина создала свой авторский метод изложения общеевропейской истории искусства, в котором отдельные имена художников вписываются в общекультурный контекст, эпохи перекликаются между собой, четко и последовательно сформулированы признаки того или иного явления или стиля.
Ясность мысли, четкость изложения, информативная насыщенность, яркая образность искусствоведческого анализа сделали учебники Т. В. Ильиной самыми востребованными
Studia Slavica et Ва1сатса Ре^ороШапа
среди изданий подобного рода на русском языке. Немалые тиражи легко расходились не только среди специалистов, но и среди любителей искусств, гуманитариев и, возможно, главное — среди многомиллионной студенческой аудитории. В 2014 г. Татьяна Валериановна получила дипломы издательства «Юрайт» «За неоценимый вклад в повышение качества высшего образования в России», поскольку ее учебники («История искусства Западной Европы от античности до наших дней» (М., 2009) и «История отечественного искусства от Крещения Руси до начала III тысячелетия» (М., 2009)) востребованы более чем в 150 российских вузах. Они переиздаются ежегодно. В последние годы соавтором Т. В. Ильиной стала ее дочь, кандидат искусствоведения Мария Сергеевна Фомина.
Под руководством Татьяны Валериановны регулярно проходили конференции, издавались сборники научных статей, посвященные истории и искусству XVIII века — периода крайне важного для изучения становления Петербурга и его культуры: «"Золотой ось-мнадцатый...": Русское искусство в современном отечественном искусствознании» (СПб., 2006); «М. В. Ломоносов и елизаветинское время» (СПб., 2011), «Татьянинские чтения» (СПб., 2014). Без преувеличения можно сказать, что сегодня в Петербурге почти все искусствоведы, занимающиеся русским искусством XVIII в., являются учениками Татьяны Валериановны. Среди них генеральный директор ГМЗ «Петергоф» д-р культурологии Е. Я. Кальницкая, д-р искусствоведения, ведущий научный сотрудник Русского музея Е. А. Мишина, преподаватели кафедры истории русского искусства СПбГУ, сотрудники профильных учреждений и галерей России, Европы и США.
В течение 15 лет Татьяна Валериановна возглавляла кафедру истории искусства ЛГУ (с 2006 г. — кафедру истории русского искусства), блестяще сгенерировав стратегию развития научного направления, которая остается определяющей и сегодня. Т. В. Ильина стояла у истоков ежегодной международной научной конференции молодых специалистов «Актуальные проблемы теории и истории искусства» (https://actual-art.spbu.ru), которая проводится с 2010 г. в соответствии с договором о сотрудничестве между СПбГУ и МГУ им. М. В. Ломоносова. В этой конференции каждый раз принимает участие более
Юбилей Т. В. Ильиной, 2014 г. Т. В. Ильина (в центре с букетом цветов) со своими учениками
In Memoriam / Памяти
350 искусствоведов со всего мира, она стала важной площадкой для научного обмена в области искусствознания, а ежегодный научный сборник материалов, индексируется в международной наукометрической базе Scopus.
Все эти годы она преподавала на кафедре музыкальной режиссуры и хореографии в Консерватории, где последовательно читала будущим балетмейстерам историю мирового и русского искусства. Помимо историков искусства и педагогов, среди ее учеников множество великих мастеров балета ХХ века — Ирина Колпакова, Нинель Кургапкина, Борис Эйфман, Николай Боярчиков, Галина Мезенцева, Габриелла Комлева и др., режиссеров — С. Гаудасинский, Г. Ковтун, Ю. Александров, А. Полубенцев...
Как ведущий эксперт Татьяна Валериановна входила в ученые советы и советы по защите диссертаций в СПбГУ, в Институте им. И. Е. Репина (РАХ), в Санкт-Петербургской консерватории. С 2016 г. она являлась экспертом РАН по направлению «Исторические науки. Культурология. Искусствоведение».
Имя Татьяны Валериановны Ильиной хорошо известно в искусствоведческом мире. Своих учеников она окружала самой нежной любовью и заботой, учила постоянному труду и самосовершенствованию. Она всегда была и будет для нас, коллег и учеников, высочайшим ориентиром и окрыляющим примером.
Дело и идеалы Татьяны Валериановны продолжают не только ее ученики, но и, в первую очередь, семья: дочь — тоже искусствовед Мария Сергеевна Фомина (Семанова) и две талантливые внучки, проявившие себя на художественном поприще, Анастасия Недялко и Екатерина Фомина. Им, бесконечно любимым, она посвятила свою книгу воспоминаний «Осколки памяти».
Ее напутствие новым поколениям, сказанное на юбилее в 2019 г. словами Джека Лондона, звучало так: «Вперед, молодёжь! Которая неугасима, непобедима и всего добьется (нет! - не так) и никогда не умрет!»
Е. А. Скворцова, Е. Ю. Станюкович-Денисова
Татьяна Валериановна как глава петербургской научной университетской школы широко известна в гуманитарном мире страны и за рубежом. Ее монографии, посвященные ключевым фигурам в русской художественной школе Нового времени И. Вишнякову и А. Матвееву, сразу же стали примером глубины исследования и строгой ответственности в области фактологии и атрибуции. Концептуальная новизна книги «На переломе. Русское искусство середины XVIII века» (СПб., 2010) способствовала смене акцентов в понимании специфики процесса развития русского искусства Нового времени. Научные статьи всегда были связаны с животрепещущими проблемами науки об искусстве. В собирающих большую заинтересованную аудиторию выступлениях на научных конференциях всегда было поучительно наблюдать сочетание строгого научного подхода с артистизмом подачи материала.
Не меньшее значение имеет вклад Татьяны Валериановны в педагогику. Ее учебники по русскому искусству XVIII в. неизменно возглавляют списки рекомендуемой литературы для студентов-искусствоведов всех вузов страны. Учебные пособия для студентов консерватории, посвященные русскому и зарубежному искусству, написаны таким языком, что их запоем читает самая широкая публика.
Как глава кафедры и лидер петербургской научной школы Татьяна Валериановна была одним из инициаторов объединения усилий по изучению русского искусства XVIII в.
Studia Slavica et Balcanica Petropolitana
Именно Ленинградский университет, ставший позже Санкт-Петербургским, стал платформой, где встретились два профессора, каждый со своим опытом и своими учениками: Татьяна Валериановна Ильина и Ольга Сергеевна Евангулова, профессор кафедры истории отечественного искусства МГУ С середины 1980-х до начала 2010-х гг. через совместные конференции прошло несколько поколений студентов, аспирантов и соискателей. Радушная и гостеприимная хозяйка, Татьяна Валериановна оставалась строго принципиальной в оценке докладов молодых коллег, не делая различия между «своими» и «чужими». Для нее все были свои, и все достойны внимания и педагогической опеки.
Особенно человеческие качества Татьяны Валериановны открылись для нас после публикации ее воспоминаний, а также статей об учителе Георгии Ефимовиче Лебедеве и кафедре хореографии Санкт-Петербургской консерватории, где многие годы она с удовольствием преподавала. Из этих публикаций становится понятнее ее непримиримость к фальши, стойкость, принципиальность и одновременно ожидаемая в петербургской среде интеллигентность и неизменная элегантность. Нам ее будет не хватать и как неповторимой личности и как важной части непередаваемо чарующей атмосферы города на Неве.
А. А. Карев
Информация о статье
Авторы: Карев, Андрей Александрович — доктор искусствоведения, профессор, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия, SPIN-код 4876-2194, AuthorlD 338257; e-mail: ankarev@ yandex.ru;
Скворцова, Екатерина Александровна — кандидат искусствоведения, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, OrcID 0000-0003-4867-5915; Researcher ID G-9358-2015; Scopus ID 57216262153, SPIN code 5880-7423, AuthorlD 658148; e-mail: e.skvortsova@ spbu.ru;
Станюкович-Денисова, Екатерина Юрьевна — старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, OrcID 0000-0002-5602-658X, Researcher ID P-8747-2014, Scopus ID 57200244738, SPIN-код: 9257-6445, AuthorID: 583647; e-mail: [email protected].
Заголовок: Татьяна Валериановна Ильина (21.01.1934 - 26.10.2020)
Резюме: Воспоминания о докторе искусствоведения, почетном профессоре Санкт-Петербургского государственного университета Татьяне Валериановне Ильиной — известном ученом, внесшим выдающийся вклад в изучение русского искусства XVIII века. Ключевые слова: некролог, Ильина Т. В., искусствоведение
Information about the article Authors: Karev, Andrey Aleksandrovich — Dr. Sc. in Art History, Professor, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia, SPIN-code 4876-2194, AuthorID 338257; e-mail: ankarev@ yandex.ru; Skvortcova, Ekaterina Aleksandrovna — PhD in Art History, Associate Professor, Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia, OrcID 0000-0003-4867-5915; Researcher ID G-9358-2015; Scopus ID 57216262153, SPIN code 5880-7423, AuthorID 658148; e-mail: [email protected]; Stanyukovich-Denisova, Ekaterina Yuryevna — Senior Lecturer, Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia, OrcID 0000-0002-5602-658X; Researcher ID P-8747-2014; Scopus ID 57200244738, SPIN code 9257-6445, AuthorID 583647; e-mail: [email protected]. Title: Tatyana Valeryanovna Ilyina (21.01.1934 - 26.10.2020)
Summary: Memoirs of Tatyana Valerianovna Ilyina, Doctor of Art History, Honorary Professor of St. Petersburg State University, a renowned scholar who made an outstanding contribution to the studies of 18th century Russian art.
Keywords: obituary, T. V. Ilyina, art history