Научная статья на тему 'Теоретические вопросы формирования механизма управления конкурентоспособностью строительной продукции'

Теоретические вопросы формирования механизма управления конкурентоспособностью строительной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
249
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СТРОИТЕЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ / ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Альмухаметова Эльвира Равильевна

В статье уделяется внимание вопросам качества строительной продукции (услуг). Учтена роль конкуренто-способности строительной продукции (услуг) при создании деловой репутации хозяйствующего субъекта. Це-лями исследования явились: анализ понятия конкурентоспособности строительной продукции (услуг); рассмо-трение уровней формирования качества строительной продукции (услуг); раскрытие целей и принципов систе-мы управления качеством. Рассмотрены виды производственного контроля и подсистемы качества строитель-ной продукции (услуг), включающиеся в модель системы управления конкурентоспособностью строительной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические вопросы формирования механизма управления конкурентоспособностью строительной продукции»

Ч^ [email protected] Эльвира Равильевна Альмухаметова,

аспирантка кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 338.45:69 РЭУ им. Г.В. Плеханова

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ

СТРОИТЕЛЬНОЙ продукции

В статье уделяется внимание вопросам качества строительной продукции (услуг). Учтена роль конкурентоспособности строительной продукции (услуг) при создании деловой репутации хозяйствующего субъекта. Целями исследования явились: анализ понятия конкурентоспособности строительной продукции (услуг); рассмотрение уровней формирования качества строительной продукции (услуг); раскрытие целей и принципов системы управления качеством. Рассмотрены виды производственного контроля и подсистемы качества строительной продукции (услуг), включающиеся в модель системы управления конкурентоспособностью строительной организации.

Ключевые слова: качество, конкурентоспособность, строительная продукция, модель управления качеством, деловая репутация организации.

E.R. Almuhametova

THEORETICAL ASPECTS OF THE MECHANISM OF COMPETITIVENESS MANAGEMENT

IN CONSTRUCTION INDUSTRY

The paper focuses on the issues of construction products (services) quality. Role of competitiveness of construction products (services) in creating business reputation of an economic entity is considered. The paper aims to analyze the concept of the competitiveness of construction products (services); consider stages of quality management of construction products (services); reveal the purposes and principles of quality management system. Types of production control and subsystems of construction products (services) quality management that are included in the model of competitiveness management system of construction companies are studied.

Keywords: quality, competitiveness, construction products, quality management model, business reputation of an enterprise.

В строительном секторе в условиях перехода к инновационному типу общества одной из приоритетных задач является обеспечение качества продукции (услуг). Строительная продукция (услуги) трансформируется в так называемый товар, предлагаемый потребителям на определенном рынке.

Для клиента важным является соблюдение основных требований к продукции (услугам). В первую очередь строительная продукция (услуги) должна обладать оптимальным соотношением «цена-качество». В связи с этим конкурентоспособность строительной продукции (услуг) - это важное свойство, определяющее уровень ее соответствия требованиям конкретной ниши рынка.

Важнейшей составляющей деловой репутации строительной фирмы является конкурентоспособность предлагаемой строительной продукции (услуг) в данном секторе. Чтобы соответствовать требованиям рынка, строительная продукция (оказанные услуги) должна быть конкурентоспособной не только по потребительским свойствам, но и по цене реализации. Совокупность потребительских и ценовых характеристик продукции (услуг) хозяйствующего субъекта определяет его востребованность и обеспечивает его рейтинг как застройщика при систематизации данных о его репутации среди ведущих строительных компаний.

Конкурентоспособность позволяет удерживать и привлекать новых и существующих клиентов через взаимодействие и совокупность отличительных свойств, учитывая продолжительность жизненного цикла объекта строительства. В связи с этим руководство хозяйствующего субъекта может основываться в своей деятельности на существующие и развивающиеся условия конкурентоспособности строительной продукции (услуг) для эффективной дальнейшей деятельности организации, ведь низкий уровень качества значительно сокращает экономическую эффективность капитальных вложений.

Под конкурентоспособностью понимается способность опережать в экономическом смысле другие организации, используя преимущества в достижении поставленных целей. Конкурентоспособность является одной из важнейших интегральных характеристик, используемых для оценки эффективности экономической деятельности любого хозяйствующего субъекта [1, с. 34].

Следует также иметь в виду, что в условиях рынка планируемый уровень качества должен быть сбалансирован с объемом потребительского спроса, зависящего от фактической платежеспособности потенциальных потребителей, и учитывать условия конкуренции на рынках сбыта. Обеспечить такой баланс и условия можно, создавая строительную продукцию с оптимальным уровнем качества с точки зрения требований и покупательской способности потенциальных заказчиков, принимая во внимание соотношение цены и качества продукции основных конкурентов [2, с. 40].

Специалисты и эксперты в области управления качеством придерживаются различных трактовок кон-

курентоспособности качества строительной продукции (услуг).

П.И. Лещенко дает следующее определение: конкурентоспособность строительной продукции (услуг) -совокупность экономических, технических, экологических параметров и параметров безопасности строительной продукции (услуг), позволяющих удерживать ее существующих потребителей и привлекать новых в течение всего жизненного цикла строительного объекта [3, с. 114].

М.М. Оздеаджиев подтверждает тот факт, что конкурентоспособность строительной фирмы в основном определяется конкурентоспособностью выпускаемой ее товарной строительной продукцией, квалификацией ее работников и эффективностью развития и использования производственного потенциала, позволяющего производить эту продукцию, а следовательно, квалификацией менеджеров, от которой зависит эффективность использования ее производственного потенциала [6, с. 81].

По мнению авторов В.Б. Мелехина и А.Ш. Магдие-ва, конкурентоспособность строительной продукции выражена через оптимальное соотношение ее цены и качества, которое является одним из решающих факторов коммерческого успеха строительного предприятия на совершенном конкурентном рынке. Конкурентоспособность строительного предприятия определяется условием соответствия производимой им строительной продукции комплексу потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик, определяющих ее успех на рынке, т.е. обеспечивающих преимущество над продукцией, выпускаемой основными конкурентами [5, с. 3].

Исследователи Л.Н. Руднева и О.В. Руденок подразумевают под конкурентоспособностью строительной продукции (услуг) циклический процесс чередования общих функций управления конкурентоспособностью продукции, направленный на обеспечение наилучшего удовлетворения требований потребителей в условиях влияния конкурентообразующих факторов и созданных в экономике условий формирования конкурентоспособности через посредственное управление проектированием, созданием и продвижением строительной продукции на рынок при оптимальном использовании имеющихся ресурсов [7, с. 575].

Вышеприведенные определения различаются, но сводятся к тому, что конкурентоспособность строительной продукции (услуг) - это понятие многогранное.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что конкурентоспособность строительной продукции (услуг)-это приоритетный показатель деловой репутации хозяйствующего субъекта, не только включающий различные характеристики продукции, связанные с безопасностью, надежностью, долговечностью, но и учитывающий соблюдение рыночного соотношения «цена - качество».

Повышение качества предлагаемой строительной продукции (оказываемых услуг) осуществляется на различных уровнях формирования качества: нормативном, фактическом и эксплуатационном.

Для повышения ожидаемого уровня качества произведенной продукции (оказанных услуг) на этапах научных и экспериментальных исследований важно учитывать нормативный уровень, который представляет собой соблюдение требований строительных норм и правил, государственных стандартов и технических условий. Следует также учитывать в системе показателей качества продукции нормативные уровни технических и экономических показателей качества. Требуемую надежность строительной продукции (услуг), а именно прочность используемых материалов, конструкций, оборудования, применяемых строительных машин и механизмов, учитывают технические показатели качества, а равновесие спроса и предложения - экономические показатели.

Качество работы застройщиков на фазах проектирования и осуществления проекта учитывает фактический уровень формирования качества продукции (услуг), который зависит от предыдущего (нормативного) уровня.

Третий, эксплуатационный, уровень учитывается при эксплуатации уже завершенных строительных объектов.

Управление конкурентоспособностью строительной продукции включает в себя поэтапную систему основных функций управления конкурентоспособностью, основанную на удовлетворении требований клиентов.

Только на основе формирования целостной системы управления хозяйствующим субъектом возможно обеспечение конкурентоспособностью строительной продукции (услуг).

Процесс формирования системы управления конкурентоспособностью строительной продукции (услуг) должен сочетать в себе различные подходы: целевой, структурный, процессный, маркетинговый и ряд других. Совокупность и взаимодействие вышеперечисленных подходов должны сформировать результативную систему управления конкурентоспособностью строительной продукции (услуг).

Важно отметить, что нужные резервы увеличения результативности деятельности хозяйствующего субъекта основаны на внутренней системе управления конкурентоспособностью конечной строительной продукции, учитывающей способность подстраиваться к внутренней и внешней среде.

Таким образом, главным этапом образования системы управления конкурентоспособностью строительной продукции является формирование результативной системы управления, включающей совокупность различных методов и методик, которые служат основным механизмом для достижения конкретных задач. Эта система важна для формирования стабильной системы управления предприятием.

Важными целями комплексной системы управления качеством являются:

- повышение экономических коэффициентов работы хозяйствующего субъекта;

- создание и усовершенствование методов и методик оценки качества производства продукции (работ, услуг);

- улучшение организации технологии производства и оказания строительных работ и услуг;

- учет и обеспечение соответствующего качества строительной продукции и услуг. В связи с этим соответствующими службами и подразделениями организации, а также с помощью специализированных сторонних фирм должны быть выработаны и проработаны стандарты предприятия.

Комплексная система управления качеством строится на различных принципах.

Поддержание процессов управления качеством строительной продукции (услуг) на всех уровнях жизненного цикла охватывает принцип системного подхода.

Важнейшие требования, процедуры и правила, предъявляемые к качеству строительной продукции (услуг), обеспечиваются и регламентируются строительными стандартами и нормативно-технической документацией, которые предусматривает принцип стандартизации.

Выделение целей, связанных с управлением качеством по вертикали и горизонтали, определяет принцип комплексного решения.

Систематическое осуществление процесса фильтрации информации для раскрытия совокупности тех условий и факторов, которые в большей мере влияют на качество завершенной строительной продукции (услуг), предполагает принцип рационального ограничения.

Установление и наличие связи между составляющими компонентами комплексной системы управления качеством, постоянное взаимодействие между субъектами и объектами в системе управления на всех этапах строительного цикла предполагает принцип прямой и обратной связи.

Постоянный процесс улучшения комплексной системы управления качеством в процессе ее функционирования на основе новых веяний научно-технического прогресса и накопленного опыта производства продукции (оказания услуг) определяет принцип динамичности.

Решение важных целей на основе альтернативы выбора оптимистического варианта при минимальных издержках определяет принцип оптимальности.

Адаптацию принятых экономических нормативов качества к изменяющимся условиям рынка в каждой его нише предусматривает принцип адаптивности.

Составление и разбивка системы управления качеством на важнейшие составляющие в виде модулей характеризует принцип интеграции и модульного построения.

Учет и обеспечение задач комплексной системы управления качеством на основе достижений в области науки и техники обеспечивает принцип автоматизации.

Все вышеизложенные принципы являются важными составляющими комплексной системы управления качеством продукции (услуг), без построения которых система существовать не может.

Качество должно оцениваться по результатам производственного контроля, который включает в себя входную, операционную и приемочную стадии

(на последней учитывается оценка качества строительной продукции (оказанных услуг)). Данные всех видов контроля должны учитываться в журналах работ. Поступающие на строительный объект изделия, конструкции, материалы, профессиональное оборудование обязаны проходить входной контроль на соответствие стандартам, техническим условиям и паспортам, а также другой документации, подтверждающей качество требованиям рабочей документации.

После окончания производственных стадий, для выявления дефектов и причин их возникновения, а также для своевременного принятия мер по устранению несоответствий применяется операционный контроль, в ходе которого учитываются соответствие выполняемых работ рабочей документации и стандартам предприятия. Для более тщательного операционного контроля необходимо учитывать схемы, по которым он совершается, а для его выполнения важно привлекать строительные лаборатории и геодезические службы.

Схема операционного контроля должна содержать:

- эскизы конструкций с указанием допускаемых отклонений в размерах и требуемой точности измерений, а также сведения по требуемым характеристикам качества материалов;

- перечень операций или процессов, качество выполнения которых должен осуществлять производитель работ (мастер);

- перечень операций или процессов, контролируемых с участием строительной лаборатории и геодезической службы;

- перечень скрытых работ, подлежащих освидетельствованию акта [4, с. 63].

Для проверки оценки качества законченных зданий и сооружений, а также скрытых работ и отдельных ответственных конструкций учитывается приемочный контроль с применением актов промежуточной приемки и освидетельствования.

Не стоит забывать и о контроле со стороны государства в виде ведомственных органов контроля и надзора, которые действуют на основании специальных пожарных, санитарно-технических, горнотехнических и других положений.

На всех этапах строительства для обеспечения результативности деятельности застройщика должен осуществляться инспекционный контроль, который проводится специальными структурными подразделениями на предприятии либо специально создаваемыми в организации уполномоченными комиссиями.

Нужно учитывать равновесие между уровнем качества и затратами на его обеспечение с ориентацией на каждый сегмент рынка строительной продукции.

С целью объективности оценки качества строительной продукции (оказанных услуг) хозяйствующему субъекту просто необходимо создать службу контроля качества продукции (работ, услуг), которая осуществляла бы все виды контроля и занималась сбором информации для оценки качества продукции (услуг), поступающей в процессе оперативного контроля.

Оценка результативности управления конкурентоспособностью продукции, определение инструментария повышения качества строительной продукции (услуг), оценка фактического уровня конкурентоспособности продукции в сравнении с главными конкурентами - все это является основными элементами механизма конкурентоспособности строительной продукции (услуг).

Важно отметить, что управление конкурентоспособностью строительной продукции зависит от построения определенной модели. Модель системы управления конкурентоспособностью строительной продукции и услуг может включать в себя подсистемы научного сопровождения, управляемую и обеспечивающую подсистемы. Подсистема научного сопровождения может включать в себя выбор методического инструментария, увязанного с целями управления организации.

Управляемая система учитывает разработку и реализацию мероприятий по функциональным областям, учитывающим достижение поставленных целей управления конкурентоспособностью строительной продукции.

Обеспечивающая подсистема учитывает ресурсное обеспечение управления конкурентоспособностью выполнения целей и задач управляющей подсистемы, а также учитывает оценку трудовых, финансовых, материальных и других ресурсов [7, с. 575].

Все указанные выше подсистемы образуют так называемый механизм управления конкурентоспособностью строительной продукции (услуг).

Таким образом, обеспечение конкурентоспособности строительной продукции (услуг) является важным для результативного функционирования хозяйствующего субъекта и для обеспечения его деловой репутации.

1. Гугелев A.B., Семченко A.A. Инновационная составляющая в обеспечении конкурентоспособности современной организации // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 1 (55). С. 34-39.

2. Гугелев A.B., Яшин Н.С. Конкурентоспособность субъектов хозяйствования: проблемы обеспечения и методы регулирования // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2004. № 7. С. 36-41.

3. Лещенко П.И. Значение логистического подхода к управлению конкурентоспособностью строительной продукции // Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию автотракторного факультета. Минск: БИТУ, 2011. С. 113-120.

4. Магдиев А.Ш. Технология адаптивного управления качеством строительной продукции // Транспортное дело России. 2011. №5. С. 61-65.

5. Мелехин В.В., Магдиев А.Ш. Управление важным влиянием цены, качества и конкурентоспособностью строительной продукции // Науковедение. 2014. № 5 (24). С. 1-12.

6. Оздеаджиев М.М. Основные пути повышения конкурентоспособности строительной фирмы // Транспортное дело. 2011. №6. С. 81-83.

7. Руденок О.В., Руднева J1.H. Управление конкурентоспособностью продукции строительных организаций // Фундаментальные исследования. 2014. № 6. С. 573-576.

Ч!^ sofia.bo4arovarayandex.ru София Владимировна Бочарова,

аспирантка кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г. В. Плеханова

#£'» [email protected] Лола Фаритовна Попова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 338.24 РЭУ им. Г. В. Плеханова

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОЦЕССОВ СМК ПРЕДПРИЯТИЙ ОПК

Статья посвящена изучению результативности процессов системы менеджмента качества (СМК) оборонно-промышленных предприятий. Проведен анализ проблем, связанных с оценкой результативности процессов СМК. Разработана модель оценки процесса СМК, описаны основные этапы ее проведения. Представленный в статье подход может использоваться специалистами в области управления качеством на предприятиях при проведении анализа эффективности и результативности действующей системы менеджмента качества.

Ключевые слова: анализ СМК, результативность, требования, аудит, удовлетворенность.

S.V. Bocharova, L.F. Popova

THE DEVELOPMENT OF METHODS OF THE QMS PROCESSES OF DEFENSE COMPANIES ASSESSMENT

The article observes the issue of effectiveness analysis of the quality management system' (QMS) processes of the military-industrial enterprises. Authors overview the problems of the QMS processes' effectiveness analysis. The article presents the model of process effectiveness assessment, describes main stages of its implementation. This approach can be applied by specialist in the sphere of quality management for the purpose of QMS efficiency and effectiveness analysis.

Keywords: QMS analysis, effectiveness, requirements, audit, satisfaction.

Согласно стандартам серии ИСО-9СЮО предприятиям необходимо проводить оценку результативности процессов системы менеджмента качества (СМК). Отраслевые стандарты на системы менеджмента качества описывают более высокие требования к анализу результативности процессов. Например, список требований к анализу процессов СМК на предприятиях оборонно-промышленного комплекса значительно шире требований ИСО 9001 (в соответствии с ГОСТ РВ 0015-002-2012 «Система разработки и постановки продукции на производство военной техники. Системы менеджмента качества. Общие требования»). Помимо требований ИСО, он содержит следующие требования к оценке процессов:

-п. 5.6.2.1: входные данные для анализа СМК должны включать оценку результативности процессов СМК;

-п. 8.2.3.1: об установлении в документах организации методов оценки результативности процессов СМК.

Для качественного проведения анализа процессов СМК необходимо обеспечить наличие единой базовой схемы (методики, примера) определения результативности и эффективности СМК и прозрачность предоставляемых подразделениями входных данных.

За неимением шаблона предприятия зачастую не могут разработать необходимую методику, и процедура измерения результативности процессов СМК становится формальной.

Основными проблемами при проведении анализа СМК на предприятии являются:

- халатное отношение персонала к проведению анализа, складывающееся в результате непонимания его важности;

-стремление руководителя(владельца)процесса показать его результативным, чтобы не нарушать требований п. 4.1 ГОСТ ISO 9001-2011 о постоянном улучшении результативности СМК;

- «межпроцессная» конкуренция [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.