Научная статья на тему 'Совершенствование управления качеством по циклу PDCA'

Совершенствование управления качеством по циклу PDCA Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1026
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / СМК / ЦИКЛ PDCA / ПРОЦЕССЫ / QUALITY MANAGEMENT / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / QMS / PDCA CYCLE / PROCESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Лола Фаритовна

Необходимость совершенствования управления качеством современных предприятий обусловлена их потребностью в улучшении продукции и повышении эффективности операционной деятельности. В соответствии с действующим международным стандартом ГОСТ Р ИСО 9001-2015 система менеджмента качества предприятия должна быть построена на процессном подходе управления и управленческом цикле PDCA. Одним из сложных вопросов является выделение процессов, формирующих систему менеджмента качества.В статье представлен авторский подход к совершенствованию процесса управления качеством на промышленных предприятиях. Предложены в соответствии с циклом PDCA выделение и систематизация группы процессов, обеспечивающих эффективное и результативное функционирование СМК. Рассмотрена взаимосвязь процессов СМК на примере мониторинга и измерения продукции и управления несоответствующей продукцией. Представленный в статье подход может быть использован специалистами в области управления качеством на предприятиях при построении системы менеджмента качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Попова Лола Фаритовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING QUALITY MANAGEMENT TROUGH PDCA CYCLE

The article presents an original approach to improving the quality management process at industrial enterprises and proposes to identify and systematize groups of processes that ensure effective and effi cient functioning of the QMS in accordance with the PDCA cycle. Interrelation of the QMS processes is considered during monitoring and measuring products and managing non-conforming products. The approach presented in the article can be used by experts in the fi eld of quality management when building a quality management system.

Текст научной работы на тему «Совершенствование управления качеством по циклу PDCA»

••-♦

lolafaritrirambler.ru Лола Фаритовна Попова.

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента. Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 338 24 РЭУ им, Г. В. Плеханова

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

ПО ЦИКЛУ PDCA*

Необходимость совершенствования управления *ачес-вом современных предприятии обусловлена *х по-треЬносгьЮв улучшение продукции и повышении эффективности операционной деятельности В соответствии с действующим р.щжДунвродным стандартом ГОСТ Р ИСОЭШ1-ЭСИ 5 система менеджмента качества предприятий должна быть построена на процессном подходе управления и управленческом цикле PDCA Одним us сложны к вопросов является выделение процессов, формирующих систему менеджмента качества

В статье представлен ааторскии подход к совершенствованию процесса управления качеством на промышленных Предприятиях Предложенt- в соответствии с циклом PDCA выделение и систематизация группы процессов, обеспечивающих эффективное и результативное функционирование СМК Рассмотрена взаимосвязь процессов СМК на примере мониторинга и измерения продукции и управления несоответствующей продукцией Представленной □ статье подход может быть, использован специалистами □ области управления качеств ом на предприятиях при построении системы менеджмента качества

Ключевые слоев; управление качествоAt, система менеджмента качества. СМК, цикл PDCA, процесс^'

LF. Popov а

ÍMPROVING QUALITY MANAGEMENT TROUGH PDCA CYCLE

The article presents an original approach to improving the qualify management process at industrial enterprises and p'oposes £0 identify and 5ystemallie gioups o' procesaes that ensure effective and effraeni ftjn"lionmg of the QMS in accordance with the POCAcyele Interrelation of The QMS processes 15 considered dunng monitoring and ^leasunng products and managing nan-conforming products The appi oath presented in the amde can be used by experts in the Stela dl quality management when building a q'jalrty nan a cement system.

Keywords: qualify management, qualitymanagement system QMS. PDCA cycie. processes

Качество продукции, производимой современными промышленными предприятиями, зависит от совершено ша системы менеджмента качеством (СМК) [7. И] Хорошо отлаженная система менеджмента начест^а (СМК) япляетя инструментом повышения конкурентоспособности ПрвДПрИяТЙЙ, показавшим на практике свою высокую результативность \А, б, 12] Современные системы менеджмента качества строится на принципе* непрерывного совершен ста он амид, основанного на цикле Шухарта - Деминга PDCA и процессном подходе [Q, 10J Процессная модел- СМК каждого предприятия унигэло-на Она включаем Про цессы СМК. создающие ценность, управленческие и вспомогателеные еид a вз аи м осв яза нной д еятельшети [1, 3, 5; 61 Модель СМК промышленных предприятий также включает процессы, непосредственно обеспе-чиБающие упрайлоино к-ачс-стпсг.1 которое отражают измерение, анализ и улучшение. Намерение, анализ и улучшение выделены группой процессов СМК в стандарте Г ОС7 РИСО&ОО' и ГОСТ РЁ 0015-002*2012 12. 13]

Нами была изучена практика саратовских промышленных г род приятии □ выделении процессов, KaraiO-

щихся измерения, анализа и улучшения Объектом исследования стали двадцать промышленных псод-ггринтии Саратоаской области а осноьном оборонно--п ром ыц1иного комплекса, сертифицированных на сортоетстене требованиям стандарта ИСО 0001

На рисунке представлена процесса СМК изучен нь!У предприятий, имеющие отношение к измерению анализу и улучшению

Анализ со стороны руководства в качестве процесса выделен у 50% исследованных предприеттий Управление несоответствующей продукцией представлено е виде процесса ГаЮКещй большом :<оличе етве предприятий (45%) Процесс мониторинга и измерения продукции отдельно идентифицирован у 40% предприятий. Меньше уделяется внимания процессам аудита СМК (35%) 30% предприятие выделяют процесс щУлучшение (совершенствование} СМКя 30^1 и с спе до Ванным предприятий имеют процесс « Измерение анализ и улучшение» То еегь на данных предприятиях не уделяется внимание подпсоцессам этой | руппы Та*0й подход больше обеспечивает формальное соответствие современным требованиям стандартов, но не представляет с обо* инструмент, напраепен-

1 Исслерогаии?; выполнено прл финансовая Лоддержте РФФИ & рамка* научного rTpafeíta TJ? 17-32-0101В

Анпли? fMK гп ггорп н ы пунпгзодггна Управление несоотбетооующси продукцией M он и гири mi и иймерйми продукции Внутренний яуи^тСМК Улучшения (еиершенствовэнне) СМК Измерена, ялгзлл^ и улучщрнне

Удовлетворенность потребителей

Контроль процессор переданный стороннм МганИзацНЛЧ на ■нутпг-рснт

Процессы измерения анапиэа и улучшения

ный на улучшение функции рйракия 25% пРеД~ приятий выделяют процесс «Удовлетворенность потребителей». Такая формулировка вызывает множество сиdрев И только на одном из исследованных предприятий имеется процесс Контроля процесс!??, переданнЫк сторонним организациям на аутсорсинг

Изучение практики в о&лаети СМК позволило вь-депнть наиболее важные для из ученных предприятий процессы измерения, анализа и улучшения К ним относятся

- мониторинг* мэмер&ние продукции;

- мониторинг и измерение удовлетворенности клиентов.

- управление несоответствующей продукцией, внутренний аудит С M К;

- Корректирующие и предупреждающие деисгвия

■ анализ CtylK ço стчроны руководства

Н-э Исследованных предприятиях Пра1гткчески не реализуется деятельность, связанная с развитием СМК поставщиков Отсутствуют процессы. связанные с аудитом СМК и процессов по стае щи ков На Предприятиях отсутствуют процесса, связенные с ггпанирова-нисм качества Не уделяется рнимание управлению несоответствующими результатами процессов Причиной недостаточного вниманияряду процессов моимт я° пяться не по ни мание менеджерами с энного процесса управления СМК и его инструментария, а тачке стремление обеспечить формальное соответствие.

Главная цеп- даинои группы процессов «Измерение, анализ, улучшенлед» по нашему мнению, - обеспечить стабильное, результативное и эффективное функционирование системы менеджменту качества предприятия Мы понимаем что самс качество создается совокупностью процессон основный. вспомогательных и управленческих Но на практике не- заслужено мало Вниманий уделяет Сопроцессам сбеспечи-вэющим озункциснировакие системы менеджмента качества

Целью данной статьи является рассмотрение про цесса управления качеством с позиции процессов обаспачиЕЭющик эффективное и рв?ультативное функционирование системы менеджмента качества Зги процессы представляют инструментарий предприятия пс упр-5влемию на че ста ом Мы декомп-озируе-м данные процессы а со ответ стаи и с циклом PDCA. чтобы доказать меегго и важность реализации ряда подпроцессов данной подгруппы в общей системе управления качеством.

Группа процессов СМК. обеспечивающих реализа-_|июупр=влени-я ¿зчес-Еом, мажет быть декомпозирована на следующее ключевые подпроцессы, выделенные в соответствии с циклом Шухартз-Деминга PDCA

- планирование качества (Планируй - PLAN): процессы СМК, направленные установление целе*? в области кз^естда и пганрв их реализации.

- обеспечение качества (Делай - DO}, процессы СМК. направленные на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены:

- контроль качества (Проверяй - CHECK) процессы, связанные с оценкой и анализом реализации поставленных целей СМК, изучение результатов СМК,

- улуч ±ie ни е нач ествэ (Де йствуй - АС Т) процессы, "аправленные на улучшение СМК предприятия

Планирование качества пред полагает определение целей СМК и процессов, разработку планов их достижении Отправгой точкой планирования СМК я&пяйт дя стратегия предприятия Политика и цели в оБпасти «зчестаа должны уста на ЬП ива гься С учетом стратегии развития предп ри ят ия.а та^е его ¿нутрен н е й и внеш -ней среды. Исходя ил стратегических ориентиров формируются цели в области качества, которые декомпозируются до целей конкрегмых процессов СМК Планирование дсистиий в отношении рисков оказывающих ааздействие на способностьДостига-^ целей СМК, является также необходимым процессом современного предприятия

Обеспечение качества предполагает реализацию задуманных танов, гарантию выполнения процессов в соответствии с установленными требованиями Задачей данного процесса яапяется обеспечение реализации целей СМК Процесс обеспечения качества вклюнае-: ауцит СМК на соответствге устаhobj i ен н ым требованиям анализ процессов предприятия аудит СМК внешних поставщиков и знал из их процессов, управление несоответствующими результатами процессов; мониторинг и измерение продукции: управление несоответствующей продукцией, реализация действий по управлению рисками СМК, управ пение документированной информацией СМК

Контроль качестве обйспйчивает оценку и анализ результатов фун* цион ирова ни я С М К Задача - проз на-лиэировать соответствие результатов плановым показателям с целпю выявления процессов и процедур, нуждающихся в улучшение

Важными подпроцессами контроля качества являются.

- анализ и оценка результативности и эффективности СМК;

- оценка и анализ результативности процессов СМК.

- оценка и анализ удовлетворенности потребителей,

- оценка и анализ степени соответствия ожиданиям заинтересованных сторон.

оценка и анализ соответствия- продукции и услуг установленным требованиям,

- оценка и анализ соответствия установленным требованиям процессов продукции и услуг внешних поставщиков.

- оценка эффективности предпринятых действии по отношению к рискам СМК

Выходом данного процесса является Информация, необходимая для раз работа и предложений по внесению изменения в СМК.

Улучшение качества является процессом, (твэвоп^ ющим внос нтъ из м ечен ия в С М К и ее про цессы с целью достижения запланированныхрезультатов я будущем Улучшения дол.+;г*ь: быть направлены на повышение результативности и эффективности СМК и ее процессор Процесс улучшение качества включает:

- анализ потребности и возможности повышения результативности и эффективности СМК;

анализ потребности и возможности улучшения ri род укци и/усл у гУтфоце ссов,

- анализ потребности и возможности улучшения продукции/услуг/процесров внешних поставщиков

Предложенный подход к систематизации процессов. обеспечивающих эффективное и результативное функционирование СМК, охватывает аесь управленчески й ивкл в обл асти мей еджмента качества Кажд ы и процесс и подпроцесс данной группу подлежит регламентации в соответствии с принципами процессного управления

Рассмотрим более подробно два популярных процесса СМК «Мониторинг и измерение продукции» и «Управление несоответствующей продукцией* с позиции процессного управления - выделения взаимосвязи с другими процессами С МКз терминах «поставщик - потребите л ь», «входы и выходы процессов»

Цепь процесса «Мониторинг и измерение продукции» -обеспечениесоответствия продукции ipe&oaa ииич нормативной документации на всех этапах ее изготовления Вся изготовленная продукция до ее о-трузки или передачи заказчику (потребителю) подлежит контролю, испытаниям и при ем не с целью удостоверения в ее годности к использованию в соответствии о требованиями, установлениями в нормативной документации на нее и контрактах на поставку

Для контроля качества И приемки изготовленной продукции устанавливают следующие виды ком роя я и испытаний' (1) входной контроль закупаемой продукции, (2) операционные коп роль а процессе иэго товления. (3) периодическая оценка стабильности технологических процессов дпя их оперативного регулирования (4) диагностический кип-роль по выявлению скрытых дефектов, <5) приемочный контроль продукции цехом-Изготовителем и отк: (6) испытание продукции, (7) контроль продукции а процессе хранения в соответствии с требованиями

Все процессы имеют вкод и выход, соответственно поставщика и потребителя Связь между процессами □ формате «поставщик - потребителе? представлена В табл 1 и 2

Каи показал анализ, на практике чаще всего используются следующие показатели оценки результативности процесса

- уровень сдачи продукции с первого предъявления заказчику,

- коэффициент рекламаций.

- коэффициент проведения периодических испытаний

- рбщий коэффициент технологической дисциплины

Следующем популярным процессом является «Управление несоответствующей продукцией*, цель которого - предотвратить непреднамеренное использование яли поставки потребителю продукции, не соответствующе и требован ия м Процесс « Упр ав пе ни е несоответствующем продукцией?) начинается при вы явлении несоответствия в продукции а завершается при реализации корректирующих мероприятий по управлению выявленными несоответствиями Взаимосвязь процесса «Управление мг со ответ^тву на щей продукцией» с другими процессами СМК о тражена в табл 2.

Могут быть использованы следующие критерии сценки результативности процесса «Управление несоответствующей продукцией»

- устранение выявленных несоответствий продукции,

- динамика брака:

- предупреждение несоответствий,

-эффективность корректирующих мероприятии по

в ыявленны м н есоо Тв е тс гв ийг/

Выделение и регламентация процессов упражнения качеством в соответствии с предложенным подходом позволят предприятиям обеспечить эффективное и результативное функционирование СМК

1. АндрббЫ! ГД.ЙНЧ0В.1ЦИ(1кнь1и ПОДХОД |Йтрвт»п*чй0*а-му управлению í.' И н низа ционна н де ятеЛйНс^ть 2ÜH № 2 С. 5—ТЭ.

♦-♦

Т" В 6 Л И N 3 1

^имосьизь процесса «Момигарир1 И намерение Продукции» С Другими РриЦеССаММ СМИ

ТТо1 рсбитгпь'посп ¿ищин Выход'вход

УпраЗЛСНИа Выход 11 годоюп. полугодовой итчеты по качеству выпускаемой продукции 7] ээклгечекйо о наче-стео на и-здолио в*г>Л' ппипы $ЫПуСнС| продунции, 2) гвафи«и Проведения нсльггиниМ продукции

Маркетинг кпрчдэЯИх Вход: 1) тццрдосм» 1\ договорная докуЫеНгзЦкч

Г&емОДЙЯюЩ и разработка Выход: 1> протоколы и м*рючпк*ч о еоэулвп^ах аспмталий падал и а В под 11 гкч-О^руктпрс&Я цо-куыо-тацич

Т<:> ИИМЛИчеСКай подготовка ПРОИЗВОДСТВА Выход 1.1 Лгптокслв! и ]зкп*зчсг<и = о результата* иВДьТяНий недоли ч. 2\ записи о результатах изче-рения а маршрутно-технологичоскон ласлорта. Вход: П тчкНтЛогйчоская докум^мтаци?. лгач графит контрольна провероки-вд^л^й, 3: сведении об аттестации специальных технологий, оборудован.!* и персонала. з-внеты* в специальны* произ> ВОДСТ ВвЧНЫХ Процесса*

Закупки Выход: 1) заключение о качестве сырья, комглектукидих н обо рул звания нз основании ззклюнений гаЕзрагории. удостоверяющих ка^эство поступающей продукции, Ц рзэрешэние нз применение в пр-ои вздета-:- поступивших мэте-риапсэ и комплектующих изделии; 3) акты на материалы ззооако-ва«нв<о пои приемке. Вход: 1) закупаемые и-агериалы сырье, яшплегторщцв; 2) согровздительные документы поста е щи-ка ¡сертификаты зггы испытзмик и гъзсг*орта> №а постугчющи^ из пред пр>1-ту ч матэ риалы и юмгтпех-гующис- изделия

Производство В шкод: 11 протокола и заключения о результатах испытания издепия; 2) несоответствующая продук-3) звклшчЗДце о соответствии наделим требованием технически документации (ТУ, ГОСТам чертежа», норчалям течноло.-ил изготовления и г.д.1;4) заключение о че соответствующей продукции Вход. II «13гатоаленна1= продукция с сопровэдягепьн-з-й документацией1 2' мерсприятая ло результатам устранения аг^яелен-гух чесог.тветстаии 2}тэкущие * ззв-?рш«кные технологически-: процессы, включая спеиприцгисы; И) результаты гроведеннии испита н^й

ПрОЦгСС ОТГруЗКИ ГОТОВОЙ продутой Выход 1; соответствующая продукция, Принятая ОТК, 21 заилючение о качестве изделия 3) статус соответствии предун^и установленной тре&заан^ям Вход: 1,1 уел ов ия я ронеии я лроду кцнн на складе 2\условие отгрузки продукция 3) гътова~ и отгрузке продукция

Управление ресурсами Вход. И-ресурсь- неловеческиа, инфраструктура з тем ч-леге тех^олапма-:кое оснаш=Н1-е, устройства дп° (цнш^ч и измерении придук^п

Управление документированная йнфорщацреА Вк.1ход 11 дакумпнтирйваннзя ннфериацкя проц^пса; сведения о рззнере и причинах &.раха. &<(>П. 1) нориатирнан и тсяьгцчоск^я дакуциитации

Управление насоетветству-Ю(ЦСЙ продукцией выход. 1) неес^твсгтствующав продукции, нщянленна-в при контригъе ОТН вхол: 1) испршленка* продукций длч Провеланир гю»торн»й («.рифшвции

Таблица 2

Взаимосвязь процессу чУгравление шспшннтс1Пуницен продукцией» с другими процессами СМК

П отр ебитель.'г10стввщик ВЫЮД'ЕЮД

Управление Выход: И закп(пченив о и-: соответствующей продукции 21 акт ипг-ледоазния не соответствующей продукции: 3) ачт иес ла^сва я за р^|.пзмировэкно и про души и. <11 план кер ое кт иру ющ; л нерс-пои^гии Д.1Я устранения несоответствующей продук-ц^и, план предупреждающих действий, напраеленнш >*э ис- по"еяциапьным на-жответста И1/. Вход: :|ппан+ы выпуска продукции

Проектной в ание и разработка Вььход: 1) ааключей>10 о леейетаатегбующеи продукции Вход: 11 конструктюрсуая дсиумеглация

Теянолегичвекэя пидги-тйана производства 1 1 закгтючоние в ивсоответст^улц^ г прадукции Вход: 1 > та число гиче^ ка я докуионгта ция

Выхвд: Ц охенч8грл&»о )а4р9ио*«кнзя продучция. 2) акт на йрак. 3) »кт об утилиза ции окончзгольно ыбракованной продукции Л. заключение о несоответствующей прадухции Вход: VI НвМ0Т«ЙСТ*уМЩ9« продукции, при Кпитропо ПР0ИЗ»0ДС1»<ГПЧЫМ Персоналом

Прюцам отгрулиА гетв«<?й продук-оуп Выхил: 11 емтвотявукилзя г|радукция

Упраипгцкп расурсанм &Л0Д; 11 ООСурСЫ ^ОЛ0^ПЧ(.'г:кир и1ф(Н1ТТрук1урО, В Гч Г*ХНОЛОПШ«4кО« Оенцщ^пии

НЛМИС1Й пмфп П'/ПЦИ Вьшод: 1) дикуцнонтировоннеп инфоомшщчя иыраоотачнля н г^м^ак прп^еси Б-хоД: 11 'ЮоМатйянаЧ и <ечничс-снт1« документаииЧ

Монитор ИИ! И ИТМС-р^НИ^ продукции В-шкод: 1 1 иСПр4*Л4кма<1 Пр^/]-утцич дгч ПрОвчдониЯ Повторной »риффа ЦИй Вход: неспота^г^л-пуюдэч продукций, вычапвИизя при монтропе ОТК

♦-

2 Бо-чароед С & Совершенствомлие СМК четыре основных направлен» п Стандарты и качество 2015. № 0 (936)

с.ав-еэ

3 Гаразшникэвз О (О Исследование прап*1ш внедпени в и функционирования СМК на машиностроительных предприятиях ,-, Й б с т и пи. СяратпвфКого Йеударстав иного те* ничесжпго университет* 20СЯ 1*2(32) Выл 1.С 156-161

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Гугелей А В Формиэоввние единой си ■ егеиы автоматизированного менеджмента гфоц^сир шиз-энного цикла продукции наукое?.-иих ппедпри-Втнй (I ЕЗеотнщ Саратовского государств ей но по социально-экономического университета 2016 2 ) С. 16-20

5. Дыкизн Е С Проб пены совершенствования системы

менеджг-« нта качества на промышленных предприятии); " Успели современен науки и йбрааоваинн 2016 Т. 3. Мв 12

С.

С Цвбаищ$ № ,И Социальная ответственность бизнеса ка* инструмент повышения шн^ренгоспмщвносгн предприятия I Современный аэгляд н-а проблемы качества и управ-

пенипкониуреьтоспособностыовуспови вч вне шнн* вы эово в Матермйпы >\'ел<дунар (очно-ааочной) науч.-практ конф Саратов, 20(5. С 22-25

7 Конкурентоспособность отечественных предприятий развитие и стандартизация улравла-ниа ■ |кол лз-! Е.Г Жу-ЛННВ. А В Гугеленидр] Саратов ССЗИ РЭУ им Г В Пгзе-хэнова. 2017

-♦

5 Пигпвцнаеа Д 6 Рольинн^в*I щй в ловышении качества и конкурентоспособности придукЦуш И Пцс(кризисные очертания инновационных процессов еб мат^рилчш X .Друке-ре ес к их чтений Н ийоЧе-а КЭ сск. 2(] 10. С 1Э /-191

9. Литвинова Л Й , МоаДМ) 0,0 Вврвщвлинв П.С. О ло-ии, I, I нчьстм гекиича-екой продукции на иуедироиавад-ственной, производственной и эксплуатационной стадиях /I йеи 1 ник Сара т ияаего гоеударетвеннога социалы I □ -мюноми-ческого университета 2014. Мя 1 (5Й!. С. 59-63

15 Мшуенив £ С., Пухьинеию (И.С Работа в команда ч «к инсгруме!*тсове рша нство взчип системы г.Птнедшменга качества организации I) Вопросы современной нэу*и и прэ'тинн ! Универс№тетим 5 И Вернадского 2013 №1 (Щ С 178-16:

11 Пр гтоазДФ Инструменты выявления резервов развитая промышленных предприятий дИс. канД мои неук Саратов,

12: Попову ПЛ. УПрветнИе качесте^М И ИНМойаЦИи Вестниц качЕНПЕЗ 2015 №5(125) С 4-11

13. Чшин НС,, Попова ЛФ, Бочарова С.Й. Раааитие методе I н "ни анализа рмудызтиеюст и сис темы ме недкмбн-та качества промышленных предприятий И Бес шин Саратовского государственного социально-экономического университета. 2016. N5 4 (ГО). С 51-56.

14. Яшина М Н Реализация приоритетных проеме в - путь к инновационному развитию Рафии / Зестник Тамбовского государственного технического университета 2012. т чв Мб 1 С 250-25Ь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.