••-♦
lolafaritrirambler.ru Лола Фаритовна Попова.
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента. Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 338 24 РЭУ им, Г. В. Плеханова
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
ПО ЦИКЛУ PDCA*
Необходимость совершенствования управления *ачес-вом современных предприятии обусловлена *х по-треЬносгьЮв улучшение продукции и повышении эффективности операционной деятельности В соответствии с действующим р.щжДунвродным стандартом ГОСТ Р ИСОЭШ1-ЭСИ 5 система менеджмента качества предприятий должна быть построена на процессном подходе управления и управленческом цикле PDCA Одним us сложны к вопросов является выделение процессов, формирующих систему менеджмента качества
В статье представлен ааторскии подход к совершенствованию процесса управления качеством на промышленных Предприятиях Предложенt- в соответствии с циклом PDCA выделение и систематизация группы процессов, обеспечивающих эффективное и результативное функционирование СМК Рассмотрена взаимосвязь процессов СМК на примере мониторинга и измерения продукции и управления несоответствующей продукцией Представленной □ статье подход может быть, использован специалистами □ области управления качеств ом на предприятиях при построении системы менеджмента качества
Ключевые слоев; управление качествоAt, система менеджмента качества. СМК, цикл PDCA, процесс^'
LF. Popov а
ÍMPROVING QUALITY MANAGEMENT TROUGH PDCA CYCLE
The article presents an original approach to improving the qualify management process at industrial enterprises and p'oposes £0 identify and 5ystemallie gioups o' procesaes that ensure effective and effraeni ftjn"lionmg of the QMS in accordance with the POCAcyele Interrelation of The QMS processes 15 considered dunng monitoring and ^leasunng products and managing nan-conforming products The appi oath presented in the amde can be used by experts in the Stela dl quality management when building a q'jalrty nan a cement system.
Keywords: qualify management, qualitymanagement system QMS. PDCA cycie. processes
Качество продукции, производимой современными промышленными предприятиями, зависит от совершено ша системы менеджмента качеством (СМК) [7. И] Хорошо отлаженная система менеджмента начест^а (СМК) япляетя инструментом повышения конкурентоспособности ПрвДПрИяТЙЙ, показавшим на практике свою высокую результативность \А, б, 12] Современные системы менеджмента качества строится на принципе* непрерывного совершен ста он амид, основанного на цикле Шухарта - Деминга PDCA и процессном подходе [Q, 10J Процессная модел- СМК каждого предприятия унигэло-на Она включаем Про цессы СМК. создающие ценность, управленческие и вспомогателеные еид a вз аи м осв яза нной д еятельшети [1, 3, 5; 61 Модель СМК промышленных предприятий также включает процессы, непосредственно обеспе-чиБающие упрайлоино к-ачс-стпсг.1 которое отражают измерение, анализ и улучшение. Намерение, анализ и улучшение выделены группой процессов СМК в стандарте Г ОС7 РИСО&ОО' и ГОСТ РЁ 0015-002*2012 12. 13]
Нами была изучена практика саратовских промышленных г род приятии □ выделении процессов, KaraiO-
щихся измерения, анализа и улучшения Объектом исследования стали двадцать промышленных псод-ггринтии Саратоаской области а осноьном оборонно--п ром ыц1иного комплекса, сертифицированных на сортоетстене требованиям стандарта ИСО 0001
На рисунке представлена процесса СМК изучен нь!У предприятий, имеющие отношение к измерению анализу и улучшению
Анализ со стороны руководства в качестве процесса выделен у 50% исследованных предприеттий Управление несоответствующей продукцией представлено е виде процесса ГаЮКещй большом :<оличе етве предприятий (45%) Процесс мониторинга и измерения продукции отдельно идентифицирован у 40% предприятий. Меньше уделяется внимания процессам аудита СМК (35%) 30% предприятие выделяют процесс щУлучшение (совершенствование} СМКя 30^1 и с спе до Ванным предприятий имеют процесс « Измерение анализ и улучшение» То еегь на данных предприятиях не уделяется внимание подпсоцессам этой | руппы Та*0й подход больше обеспечивает формальное соответствие современным требованиям стандартов, но не представляет с обо* инструмент, напраепен-
1 Исслерогаии?; выполнено прл финансовая Лоддержте РФФИ & рамка* научного rTpafeíta TJ? 17-32-0101В
Анпли? fMK гп ггорп н ы пунпгзодггна Управление несоотбетооующси продукцией M он и гири mi и иймерйми продукции Внутренний яуи^тСМК Улучшения (еиершенствовэнне) СМК Измерена, ялгзлл^ и улучщрнне
Удовлетворенность потребителей
Контроль процессор переданный стороннм МганИзацНЛЧ на ■нутпг-рснт
Процессы измерения анапиэа и улучшения
ный на улучшение функции рйракия 25% пРеД~ приятий выделяют процесс «Удовлетворенность потребителей». Такая формулировка вызывает множество сиdрев И только на одном из исследованных предприятий имеется процесс Контроля процесс!??, переданнЫк сторонним организациям на аутсорсинг
Изучение практики в о&лаети СМК позволило вь-депнть наиболее важные для из ученных предприятий процессы измерения, анализа и улучшения К ним относятся
- мониторинг* мэмер&ние продукции;
- мониторинг и измерение удовлетворенности клиентов.
- управление несоответствующей продукцией, внутренний аудит С M К;
- Корректирующие и предупреждающие деисгвия
■ анализ CtylK ço стчроны руководства
Н-э Исследованных предприятиях Пра1гткчески не реализуется деятельность, связанная с развитием СМК поставщиков Отсутствуют процессы. связанные с аудитом СМК и процессов по стае щи ков На Предприятиях отсутствуют процесса, связенные с ггпанирова-нисм качества Не уделяется рнимание управлению несоответствующими результатами процессов Причиной недостаточного вниманияряду процессов моимт я° пяться не по ни мание менеджерами с энного процесса управления СМК и его инструментария, а тачке стремление обеспечить формальное соответствие.
Главная цеп- даинои группы процессов «Измерение, анализ, улучшенлед» по нашему мнению, - обеспечить стабильное, результативное и эффективное функционирование системы менеджменту качества предприятия Мы понимаем что самс качество создается совокупностью процессон основный. вспомогательных и управленческих Но на практике не- заслужено мало Вниманий уделяет Сопроцессам сбеспечи-вэющим озункциснировакие системы менеджмента качества
Целью данной статьи является рассмотрение про цесса управления качеством с позиции процессов обаспачиЕЭющик эффективное и рв?ультативное функционирование системы менеджмента качества Зги процессы представляют инструментарий предприятия пс упр-5влемию на че ста ом Мы декомп-озируе-м данные процессы а со ответ стаи и с циклом PDCA. чтобы доказать меегго и важность реализации ряда подпроцессов данной подгруппы в общей системе управления качеством.
Группа процессов СМК. обеспечивающих реализа-_|июупр=влени-я ¿зчес-Еом, мажет быть декомпозирована на следующее ключевые подпроцессы, выделенные в соответствии с циклом Шухартз-Деминга PDCA
- планирование качества (Планируй - PLAN): процессы СМК, направленные установление целе*? в области кз^естда и пганрв их реализации.
- обеспечение качества (Делай - DO}, процессы СМК. направленные на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены:
- контроль качества (Проверяй - CHECK) процессы, связанные с оценкой и анализом реализации поставленных целей СМК, изучение результатов СМК,
- улуч ±ie ни е нач ествэ (Де йствуй - АС Т) процессы, "аправленные на улучшение СМК предприятия
Планирование качества пред полагает определение целей СМК и процессов, разработку планов их достижении Отправгой точкой планирования СМК я&пяйт дя стратегия предприятия Политика и цели в оБпасти «зчестаа должны уста на ЬП ива гься С учетом стратегии развития предп ри ят ия.а та^е его ¿нутрен н е й и внеш -ней среды. Исходя ил стратегических ориентиров формируются цели в области качества, которые декомпозируются до целей конкрегмых процессов СМК Планирование дсистиий в отношении рисков оказывающих ааздействие на способностьДостига-^ целей СМК, является также необходимым процессом современного предприятия
Обеспечение качества предполагает реализацию задуманных танов, гарантию выполнения процессов в соответствии с установленными требованиями Задачей данного процесса яапяется обеспечение реализации целей СМК Процесс обеспечения качества вклюнае-: ауцит СМК на соответствге устаhobj i ен н ым требованиям анализ процессов предприятия аудит СМК внешних поставщиков и знал из их процессов, управление несоответствующими результатами процессов; мониторинг и измерение продукции: управление несоответствующей продукцией, реализация действий по управлению рисками СМК, управ пение документированной информацией СМК
Контроль качестве обйспйчивает оценку и анализ результатов фун* цион ирова ни я С М К Задача - проз на-лиэировать соответствие результатов плановым показателям с целпю выявления процессов и процедур, нуждающихся в улучшение
Важными подпроцессами контроля качества являются.
- анализ и оценка результативности и эффективности СМК;
- оценка и анализ результативности процессов СМК.
- оценка и анализ удовлетворенности потребителей,
- оценка и анализ степени соответствия ожиданиям заинтересованных сторон.
оценка и анализ соответствия- продукции и услуг установленным требованиям,
- оценка и анализ соответствия установленным требованиям процессов продукции и услуг внешних поставщиков.
- оценка эффективности предпринятых действии по отношению к рискам СМК
Выходом данного процесса является Информация, необходимая для раз работа и предложений по внесению изменения в СМК.
Улучшение качества является процессом, (твэвоп^ ющим внос нтъ из м ечен ия в С М К и ее про цессы с целью достижения запланированныхрезультатов я будущем Улучшения дол.+;г*ь: быть направлены на повышение результативности и эффективности СМК и ее процессор Процесс улучшение качества включает:
- анализ потребности и возможности повышения результативности и эффективности СМК;
анализ потребности и возможности улучшения ri род укци и/усл у гУтфоце ссов,
- анализ потребности и возможности улучшения продукции/услуг/процесров внешних поставщиков
Предложенный подход к систематизации процессов. обеспечивающих эффективное и результативное функционирование СМК, охватывает аесь управленчески й ивкл в обл асти мей еджмента качества Кажд ы и процесс и подпроцесс данной группу подлежит регламентации в соответствии с принципами процессного управления
Рассмотрим более подробно два популярных процесса СМК «Мониторинг и измерение продукции» и «Управление несоответствующей продукцией* с позиции процессного управления - выделения взаимосвязи с другими процессами С МКз терминах «поставщик - потребите л ь», «входы и выходы процессов»
Цепь процесса «Мониторинг и измерение продукции» -обеспечениесоответствия продукции ipe&oaa ииич нормативной документации на всех этапах ее изготовления Вся изготовленная продукция до ее о-трузки или передачи заказчику (потребителю) подлежит контролю, испытаниям и при ем не с целью удостоверения в ее годности к использованию в соответствии о требованиями, установлениями в нормативной документации на нее и контрактах на поставку
Для контроля качества И приемки изготовленной продукции устанавливают следующие виды ком роя я и испытаний' (1) входной контроль закупаемой продукции, (2) операционные коп роль а процессе иэго товления. (3) периодическая оценка стабильности технологических процессов дпя их оперативного регулирования (4) диагностический кип-роль по выявлению скрытых дефектов, <5) приемочный контроль продукции цехом-Изготовителем и отк: (6) испытание продукции, (7) контроль продукции а процессе хранения в соответствии с требованиями
Все процессы имеют вкод и выход, соответственно поставщика и потребителя Связь между процессами □ формате «поставщик - потребителе? представлена В табл 1 и 2
Каи показал анализ, на практике чаще всего используются следующие показатели оценки результативности процесса
- уровень сдачи продукции с первого предъявления заказчику,
- коэффициент рекламаций.
- коэффициент проведения периодических испытаний
- рбщий коэффициент технологической дисциплины
Следующем популярным процессом является «Управление несоответствующей продукцией*, цель которого - предотвратить непреднамеренное использование яли поставки потребителю продукции, не соответствующе и требован ия м Процесс « Упр ав пе ни е несоответствующем продукцией?) начинается при вы явлении несоответствия в продукции а завершается при реализации корректирующих мероприятий по управлению выявленными несоответствиями Взаимосвязь процесса «Управление мг со ответ^тву на щей продукцией» с другими процессами СМК о тражена в табл 2.
Могут быть использованы следующие критерии сценки результативности процесса «Управление несоответствующей продукцией»
- устранение выявленных несоответствий продукции,
- динамика брака:
- предупреждение несоответствий,
-эффективность корректирующих мероприятии по
в ыявленны м н есоо Тв е тс гв ийг/
Выделение и регламентация процессов упражнения качеством в соответствии с предложенным подходом позволят предприятиям обеспечить эффективное и результативное функционирование СМК
1. АндрббЫ! ГД.ЙНЧ0В.1ЦИ(1кнь1и ПОДХОД |Йтрвт»п*чй0*а-му управлению í.' И н низа ционна н де ятеЛйНс^ть 2ÜH № 2 С. 5—ТЭ.
♦-♦
Т" В 6 Л И N 3 1
^имосьизь процесса «Момигарир1 И намерение Продукции» С Другими РриЦеССаММ СМИ
ТТо1 рсбитгпь'посп ¿ищин Выход'вход
УпраЗЛСНИа Выход 11 годоюп. полугодовой итчеты по качеству выпускаемой продукции 7] ээклгечекйо о наче-стео на и-здолио в*г>Л' ппипы $ЫПуСнС| продунции, 2) гвафи«и Проведения нсльггиниМ продукции
Маркетинг кпрчдэЯИх Вход: 1) тццрдосм» 1\ договорная докуЫеНгзЦкч
Г&емОДЙЯюЩ и разработка Выход: 1> протоколы и м*рючпк*ч о еоэулвп^ах аспмталий падал и а В под 11 гкч-О^руктпрс&Я цо-куыо-тацич
Т<:> ИИМЛИчеСКай подготовка ПРОИЗВОДСТВА Выход 1.1 Лгптокслв! и ]зкп*зчсг<и = о результата* иВДьТяНий недоли ч. 2\ записи о результатах изче-рения а маршрутно-технологичоскон ласлорта. Вход: П тчкНтЛогйчоская докум^мтаци?. лгач графит контрольна провероки-вд^л^й, 3: сведении об аттестации специальных технологий, оборудован.!* и персонала. з-внеты* в специальны* произ> ВОДСТ ВвЧНЫХ Процесса*
Закупки Выход: 1) заключение о качестве сырья, комглектукидих н обо рул звания нз основании ззклюнений гаЕзрагории. удостоверяющих ка^эство поступающей продукции, Ц рзэрешэние нз применение в пр-ои вздета-:- поступивших мэте-риапсэ и комплектующих изделии; 3) акты на материалы ззооако-ва«нв<о пои приемке. Вход: 1) закупаемые и-агериалы сырье, яшплегторщцв; 2) согровздительные документы поста е щи-ка ¡сертификаты зггы испытзмик и гъзсг*орта> №а постугчющи^ из пред пр>1-ту ч матэ риалы и юмгтпех-гующис- изделия
Производство В шкод: 11 протокола и заключения о результатах испытания издепия; 2) несоответствующая продук-3) звклшчЗДце о соответствии наделим требованием технически документации (ТУ, ГОСТам чертежа», норчалям течноло.-ил изготовления и г.д.1;4) заключение о че соответствующей продукции Вход. II «13гатоаленна1= продукция с сопровэдягепьн-з-й документацией1 2' мерсприятая ло результатам устранения аг^яелен-гух чесог.тветстаии 2}тэкущие * ззв-?рш«кные технологически-: процессы, включая спеиприцгисы; И) результаты гроведеннии испита н^й
ПрОЦгСС ОТГруЗКИ ГОТОВОЙ продутой Выход 1; соответствующая продукция, Принятая ОТК, 21 заилючение о качестве изделия 3) статус соответствии предун^и установленной тре&заан^ям Вход: 1,1 уел ов ия я ронеии я лроду кцнн на складе 2\условие отгрузки продукция 3) гътова~ и отгрузке продукция
Управление ресурсами Вход. И-ресурсь- неловеческиа, инфраструктура з тем ч-леге тех^олапма-:кое оснаш=Н1-е, устройства дп° (цнш^ч и измерении придук^п
Управление документированная йнфорщацреА Вк.1ход 11 дакумпнтирйваннзя ннфериацкя проц^пса; сведения о рззнере и причинах &.раха. &<(>П. 1) нориатирнан и тсяьгцчоск^я дакуциитации
Управление насоетветству-Ю(ЦСЙ продукцией выход. 1) неес^твсгтствующав продукции, нщянленна-в при контригъе ОТН вхол: 1) испршленка* продукций длч Провеланир гю»торн»й («.рифшвции
Таблица 2
Взаимосвязь процессу чУгравление шспшннтс1Пуницен продукцией» с другими процессами СМК
П отр ебитель.'г10стввщик ВЫЮД'ЕЮД
Управление Выход: И закп(пченив о и-: соответствующей продукции 21 акт ипг-ледоазния не соответствующей продукции: 3) ачт иес ла^сва я за р^|.пзмировэкно и про души и. <11 план кер ое кт иру ющ; л нерс-пои^гии Д.1Я устранения несоответствующей продук-ц^и, план предупреждающих действий, напраеленнш >*э ис- по"еяциапьным на-жответста И1/. Вход: :|ппан+ы выпуска продукции
Проектной в ание и разработка Вььход: 1) ааключей>10 о леейетаатегбующеи продукции Вход: 11 конструктюрсуая дсиумеглация
Теянолегичвекэя пидги-тйана производства 1 1 закгтючоние в ивсоответст^улц^ г прадукции Вход: 1 > та число гиче^ ка я докуионгта ция
Выхвд: Ц охенч8грл&»о )а4р9ио*«кнзя продучция. 2) акт на йрак. 3) »кт об утилиза ции окончзгольно ыбракованной продукции Л. заключение о несоответствующей прадухции Вход: VI НвМ0Т«ЙСТ*уМЩ9« продукции, при Кпитропо ПР0ИЗ»0ДС1»<ГПЧЫМ Персоналом
Прюцам отгрулиА гетв«<?й продук-оуп Выхил: 11 емтвотявукилзя г|радукция
Упраипгцкп расурсанм &Л0Д; 11 ООСурСЫ ^ОЛ0^ПЧ(.'г:кир и1ф(Н1ТТрук1урО, В Гч Г*ХНОЛОПШ«4кО« Оенцщ^пии
НЛМИС1Й пмфп П'/ПЦИ Вьшод: 1) дикуцнонтировоннеп инфоомшщчя иыраоотачнля н г^м^ак прп^еси Б-хоД: 11 'ЮоМатйянаЧ и <ечничс-снт1« документаииЧ
Монитор ИИ! И ИТМС-р^НИ^ продукции В-шкод: 1 1 иСПр4*Л4кма<1 Пр^/]-утцич дгч ПрОвчдониЯ Повторной »риффа ЦИй Вход: неспота^г^л-пуюдэч продукций, вычапвИизя при монтропе ОТК
♦-
2 Бо-чароед С & Совершенствомлие СМК четыре основных направлен» п Стандарты и качество 2015. № 0 (936)
с.ав-еэ
3 Гаразшникэвз О (О Исследование прап*1ш внедпени в и функционирования СМК на машиностроительных предприятиях ,-, Й б с т и пи. СяратпвфКого Йеударстав иного те* ничесжпго университет* 20СЯ 1*2(32) Выл 1.С 156-161
4 Гугелей А В Формиэоввние единой си ■ егеиы автоматизированного менеджмента гфоц^сир шиз-энного цикла продукции наукое?.-иих ппедпри-Втнй (I ЕЗеотнщ Саратовского государств ей но по социально-экономического университета 2016 2 ) С. 16-20
5. Дыкизн Е С Проб пены совершенствования системы
менеджг-« нта качества на промышленных предприятии); " Успели современен науки и йбрааоваинн 2016 Т. 3. Мв 12
С.
С Цвбаищ$ № ,И Социальная ответственность бизнеса ка* инструмент повышения шн^ренгоспмщвносгн предприятия I Современный аэгляд н-а проблемы качества и управ-
пенипкониуреьтоспособностыовуспови вч вне шнн* вы эово в Матермйпы >\'ел<дунар (очно-ааочной) науч.-практ конф Саратов, 20(5. С 22-25
7 Конкурентоспособность отечественных предприятий развитие и стандартизация улравла-ниа ■ |кол лз-! Е.Г Жу-ЛННВ. А В Гугеленидр] Саратов ССЗИ РЭУ им Г В Пгзе-хэнова. 2017
-♦
5 Пигпвцнаеа Д 6 Рольинн^в*I щй в ловышении качества и конкурентоспособности придукЦуш И Пцс(кризисные очертания инновационных процессов еб мат^рилчш X .Друке-ре ес к их чтений Н ийоЧе-а КЭ сск. 2(] 10. С 1Э /-191
9. Литвинова Л Й , МоаДМ) 0,0 Вврвщвлинв П.С. О ло-ии, I, I нчьстм гекиича-екой продукции на иуедироиавад-ственной, производственной и эксплуатационной стадиях /I йеи 1 ник Сара т ияаего гоеударетвеннога социалы I □ -мюноми-ческого университета 2014. Мя 1 (5Й!. С. 59-63
15 Мшуенив £ С., Пухьинеию (И.С Работа в команда ч «к инсгруме!*тсове рша нство взчип системы г.Птнедшменга качества организации I) Вопросы современной нэу*и и прэ'тинн ! Универс№тетим 5 И Вернадского 2013 №1 (Щ С 178-16:
11 Пр гтоазДФ Инструменты выявления резервов развитая промышленных предприятий дИс. канД мои неук Саратов,
12: Попову ПЛ. УПрветнИе качесте^М И ИНМойаЦИи Вестниц качЕНПЕЗ 2015 №5(125) С 4-11
13. Чшин НС,, Попова ЛФ, Бочарова С.Й. Раааитие методе I н "ни анализа рмудызтиеюст и сис темы ме недкмбн-та качества промышленных предприятий И Бес шин Саратовского государственного социально-экономического университета. 2016. N5 4 (ГО). С 51-56.
14. Яшина М Н Реализация приоритетных проеме в - путь к инновационному развитию Рафии / Зестник Тамбовского государственного технического университета 2012. т чв Мб 1 С 250-25Ь