31
Вывод: каждый хозяйствующий субъект в условиях свободного рынка участвует в конкурентной борьбе. Потенциал к победе в таком соперничестве определяется интегральной характеристикой, называемой конкурентоспособностью. Существует два кардинальных пути к повышению конкурентоспособности предприятия - уменьшить издержки и повысить внутреннюю эффективность (производить востребованный товар, наладить бизнес-процессы и т. д.). Особую роль в данном процессе играет менеджмент предприятия.
Улучшить систему менеджмента можно, соответственно, двумя путями - повысив её функциональность (эффективность) и снизив издержки на её содержание. В конечном итоге критерием служит повышение значения, принимаемого отношением «эффективность/затраты».
Задача по повышению значения для такого отношения является центральной задачей функционально-стоимостного анализа (ФСА). Данный метод применим для систем любой природы, в том числе - и для административных систем.
Поэтому функционально-стоимостный анализ систем управления организациями может быть применен в качестве инструмента повышения конкурентоспособности предприятия.
Литература
1. Лапыгин Ю. Н. Лапыгин Д. Ю. Стратегический менеджмент. М. : ЭКСМО, 2010. С. 118. 2. Мазилкина Е. И. Конкурентная разведка М. : АЙ ПИ ЭР МЕДИА. 2008. 94 с. 3. Фатхутдинов Р. А. Стратегический маркетинг: Учебник. М. : ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2000. 640 с. 4. Шевчук Д. А. Управление качеством: [учебник] / Д. А. Шевчук. М. : ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. 216 с. 5. Юданов А. Ю. Конкуренция теория и практика М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001. 304 с.
References
1. Lapygin Yu. N. Lapygin D. Yu. Strategic management. M. : EKSMO, 2010. P. 118. 2. Mazilkina E. I. Competitive investigation. M. : IPR MEDIA. 2008. 94 p. 3. Fatkhutdinov R. A. Strategic marketing: Textbook.
M. : JSC Intel-Sintez Business School, 2000. 640 p. 4. Shevchuk D. A. Quality management: [textbook] /
D. A. Shevchuk. M. : Grossmedia, ROSBUKH, 2008. 216 p. 5. Yudanov A. Yu. The competition: the theory and the practice. M. : GNOME and D publishing house, 2001. 304 p.
Literatura
1. Lapygin Ju. N. Lapygin D. Ju. Strategicheskij menedzhment. M. : JeKSMO, 2010. S. 118. 2. Mazilkina
E. I. Konkurentnaja razvedka M. : AJ PI JeR MEDIA. 2008. 94 s. 3. Fathutdinov R. A. Strategicheskij marketing: Uchebnik. M. : ZAO "Biznes-shkola "Intel-Sintez", 2000. 640 s. 4. Shevchuk D. A. Upravlenie kachestvom: [uchebnik] / D. A. Shevchuk. M. : GrossMedia, ROSBUH, 2008. 216 s. 5. Judanov A. Ju. Konku-rencija teorija i praktika M. : Izdatel'stvo GNOM i D, 2001. 304 s.
Статья поступила в редакцию 22.12.2014 г.
Общественные и гуманитарные науки •••
формулируются в целях поиска избыточных функций, в которых заложены излишние ресурсы.
Идентификацию и определение функций должны сопровождать определение состава всех функций, выделение отдельных функций низших порядков (т. е. подфункций), а также их классификация по следующим свойствам: сфера проявления, значение в удовлетворении потребностей, значение в поддержании работоспособности объекта, уровень полезности.
Формулирование функций должно сопровождаться соблюдением ряда правил. Функции должны описываться точно, абстрактно, лаконично, в количественном измерении и должны выявляться наиболее полно.
Кроме того, изменение функций объекта может служить задачам наделения этого объекта либо (одной или несколькими) отдельными уникальными функциями, либо уникальным сочетанием функций. Таким способом также можно дифференцировать потребительские свойства объекта (в том числе - и системы менеджмента предприятия) ФСА в целях увеличения его конкурентоспособности.
УДК 330.322.214
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
32
• ••
Известия ДГПУ, №1, 2015
EVALUATING THE EFFECIENCY OF THE CONSTRUCTION
PRODUCTS QUALITY MANAGEMENT
© 2015 Магдиев А. Ш.*, Караханов М. Н.
^Дагестанский государственный технический университет Дагестанский государственный педагогический университет
© 2015 Magdiev A. Sh.*, torakhanov M. N.
*Dagestan State Technical University Dagestan State Pedagogical University
Резюме. Рассматриваются основные проблемы повышения и оценки эффективности управления качеством строительной продукции в процессе ее производства. Предлагается методика оценки социального и экономического эффекта получаемого в результате оптимального соотношения цены и качества товарной строительной продукции на заданном сегменте рынка. Рассмотрено также влияние инфляции на затраты, проведенные строительным предприятием для повышения эффективности управления качеством продукции.
Abstract The authors of the article consider the main challenges to improve and evaluate the effeciency of the construction products quality management during their production process. They offer the method of evaluating the social and economic effect resulting from the optimal price and the quality ratioof the construction commercial products on the given market segment. They also consider the inflation influence on the costs of the construction enterprise to improve the effeciency of the products quality management.
Rezjume. Rassmatrivajutsja osnovnye problemy povyshenija i ocenki jeffektivnosti upravlenija kachestvom stroitel'noj produkcii v processe ee proizvodstva. Predlagaetsja metodika ocenki social'nogo i jekonomicheskogo jeffekta poluchaemogo v rezul’tate optimal'nogo sootnoshenija ceny i kachestva tovarnoj stroitel'noj produkcii na zadannom segmente rynka. Rassmotreno takzhe vlijanie infljacii na zatraty, provedennye stroitel'nym predprijatiem dlja povyshenija jeffektivnosti upravlenija kachestvom produkcii.
Ключевые слова: строительное предприятие, товарная строительная продукция, качество продукции, эффективность управления качеством.
Keywords: construction enterprise, commercial construction products, products quality, quality management efficiency.
Kljuchevye slova: stroitel'noe predprijatie, tovarnaja stroitel'naja produkcija; kachestvo produkcii; jeffektiv-nost' upravlenija kachestvom.
Одной из основных проблем повышения конкурентоспособности и устойчивости работы строительных предприятий является эффективное управление обеспечением требуемого уровня качества производимой товарной строительной продукции. Под эффективным управлением в рассматриваемом случае понимается способность системы управления за счет правильной организации производства обеспечить требуемый уровень качества строительной продукции в соответствии с соотношением «цена-качество», определяемым сегментом рынка на котором осуществляется ее потребление.
Для оценки эффективности системы управления качеством и обеспечением требуемого уровня качества производимой товарной продукции целесообразно учитывать социальный и экономический эффект [1].
Получение желаемого социального эффекта связано с максимально возможным удовлетворением требований потребителя согласно принятому соотношению цены и качества производимой
товарной продукции на заданном сегменте рынка. Эго обусловлено тем, что при более низком качестве, чем требуемое, предприятие будет вынуждено реализовать свою продукцию на другом сегменте рынка по более низкой цене, а при более высоком, чем требуемое качество, которое не может оплатить потребитель заданного сегмента, продукция может оказаться вообще не востребованной. В денежном выражении в первом приближении социальный эффект можно рассматривать как экономический эффект, получаемый в процессе эксплуатации строительной продукции потребителем и возникающий в результате требуемого качества, обеспечивающего минимальные затраты на ее ремонт и обслуживание.
Понятно, что достижение высокого уровня социального эффекта является важным и необходимым результатом. Однако для строительного предприятия таким же важным результатом является получение требуемого экономического эффекта производства. Таким образом, согласно методике, изложенной в [2], общий экономиче-
Общественные и гуманитарные науки
• ••
33
ский эффект, получаемый в результате обеспечения требуемого уровня качества товарной строительной продукции, можно определить следующим образом:
Э = Р + Ц - (Зп + Зэ) = (Ц - З„) + [(Р- (Ц + З)
= Эп + Ээ,
где Р - общие результаты экономической деятельности строительного предприятия; Зп - производственные затраты; Зэ - эксплуатационные затраты (чем выше качество, тем ниже эксплуатационные затраты, но выше стоимость продукции); Ц - цена реализуемой товарной продукции на заданном сегменте рынка согласно принятому соотношению цены и качества; Эп = (Ц - Зп ) - экономический эффект производства; Цп = (Ц + Зэ) -цена потребления; Ээ = (Р - Цп )- экономический эффект, получаемый в процессе эксплуатации строительной продукции.
Как уже отмечено выше, увеличение уровня качества продукции сопровождается ростом затрат на производство, а, следовательно, и стоимости ее реализации. Таким образом, производитель за счет увеличения цены реализации высококачественной товарной продукции на рынке может не только компенсировать увеличение затрат на его обеспечение, но и увеличить свой экономический эффект. Одновременно с этим производитель обеспечивает и повышение экономического эффекта потребителя, что происходит прежде всего за счет снижения затрат на эксплуатацию готовой строительной продукции. Следовательно, если производитель желает увеличить прибыль за счет повышения качества продукции, ему необходимо учесть и покупательскую способность потребителя на заданном сегменте рынка, т. е. удовлетворить интересы потребителя с учетом его покупательской способности. Только в этом случае производитель может обеспечить конкурентоспособность и получить требуемый объем заказов на заданном сегменте рынка и увеличить собственную прибыль. Свою выгоду в этом случае получает также и потребитель за счет снижения стоимости эксплуатации приобретаемых им объектов. Таким образом, происходит рост общего экономического эффекта, повышается конкурентоспособность строительного предприятия и происходит развитие его производства.
Следует, однако, иметь в виду, что в ряде практических случаев не всегда выгодно увеличение социального эффекта строительной продукции. Такое повышение допустимо только в заданных пределах, определяемых оптимальным соотношением цены и качества товарной продукции на заданном сегменте рынка. Одной из основных причин этого является, например, завышение требуемого уровня показателей качества промежуточной строительной продукции, когда, например, выбирается отдельная конструкция с высокой стоимостью, срок службы которой намного превышает планируемый период эксплуатации зданий и сооружений потребителем. В этом случае увеличение показателя качества, формально от-
ражающего полезный эффект, не приводит к росту потребительной стоимости при росте себестоимости товарной строительной продукции.
К основным же источникам повышения эффективности управления качеством товарной строительной продукции следует отнести [3]:
1. Эффект Эд, получаемый в результате снижения производственных затрат, связанных с исправлением дефектов промежуточной строительной продукции путем обнаружения отклонений результатов выполнения всех строительномонтажных работ от проектных их значений на ранней стадии их проявления:
Эд = З1 - З2,
где З1 и З2 - соответственно затраты на устранение дефектов до повышения и после повышения эффективности управления качеством.
Если данная составляющая эффекта является отрицательной, то для повышения экономической эффективности системы управления качеством необходимо обеспечить эффективный текущий контроль качества промежуточной строительной продукции.
2. Эффект ЭП, получаемый за счет сокращения потерь от брака конечной строительной продукции:
эп =
D • В • (Цi - Ц2) 100
где D - объемы производства товарной строительной продукции в течение отчетного периода; В - снижение в процентном отношении объемов производства с уровнем качества ниже, чем запланированное; Ц1 и Ц2 - соответственно рыночная цена высококачественного и уцененного объекта.
В общем случае основной задачей эффективной системы управления качеством является снижение потерь П до минимума ( в идеальном случае потери П стремятся к 0) и увеличение за счет этого продажной цены объектов, т. е. обеспечение стремления цены Ц2 к цене Ц1. В этом случае общая эффективность строительного предприятия будет определяться следующим образом:
Ээт П D •Ц i
, Ээт = ----
Ээт 100
где ЭЭТ - экономический эффект, получаемый предприятием при 100 % сдаче объектов в соответствии с проектным качеством.
3. Эффект ЭК, получаемый в результате снижения затрат, связанных с проведением контроля качества продукции за счет применения более эффективных, неразрушающих методов контроля. Данные затраты в общем случае можно определить следующим образом: эк = С - С2,
где С1 и С2 - стоимость контроля до и после повышения эффективности системы управления качеством.
34
• ••
Известия ДГПУ, №1, 2015
4. Эффект ЭН, который обеспечивает предварительный контроль качества и отбраковку поступающих в производство стройматериалов, конструкций и изделий:
А • Ц • К
Э = А,-----—____
Эн Абр ,
А
^пост
где Абр - объем забракованных за отчетный период стройматериалов, конструкций и изделий в стоимостном выражении; Апост - общий объем поступивших за отчетный период материалов в стоимостном выражении; Ц - цена реализации конечной строительной продукции требуемого качества; К - коэффициент, учитывающий потери при строительстве одного объекта при использовании стройматериалов, конструкций и изделий с низким качеством.
5. Эффект Эу получаемый за счет снижения ущерба связанного с нарушением условий контракта по качеству строящихся объектов:
Эу = У, - У2,
где У1 и У2 - ущерб, который несло предприятие соответственно до и после повышения эффективности системы управления качеством.
6. Эффект Э0, который обеспечивается повышением прибыли за счет продажи заказчикам строительной продукции оптимального качества:
Эо - £Ц' - Ц, - Зк ,
i=1
где Ц* и Ц - соответственно, цена реализации i объекта с оптимальным качеством и более низкого качества соответственно; 3k - затраты связанные с обеспечением оптимального качества i объекта.
Оценка эффективности, связанная с эксплуатацией качественной строительной продукции должна производиться с учетом фактора времени. Необходимость такого учета обусловлена многими причинами, к основным из которых можно отнести:
- снижение затрат в процессе производства за счет повышения производительности труда и внедрения в производство новой товарной продукции;
- дисконтирование затрат;
- рост или снижение затрат в процессе производства, вследствие соответственно негативных и позитивных изменений, происходящих в окружающей среде строительного предприятия;
- рост или снижение затрат в процессе эксплуатации зданий и сооружений из-за изменения условий внешней среды.
Учет изменений показателей качества и сопровождающих их изменений затрат относительно запланированных значений обычно не вызывает трудностей. Однако возникающие таким образом затраты имеют различные масштабы во времени, и по этой причине не могут быть просуммированы. Для устранения данной проблемы обычно все учитываемые затраты условно приводят к одному
сроку (дисконтируют), часто называемому расчетным.
На практике проведение дисконтирования затрат заключается в том, что производству товарной строительной продукции и получению полезного эффекта при ее эксплуатации предшествует период времени, в течение которого расходуются определенные средства, связанные с разработкой строительных проектов, подготовкой производства и проведением ряда других мероприятий, необходимых для обеспечения дальнейшей эффективной работы строительного предприятия. Поэтому полезный эффект от производства и эксплуатации строительной продукции частично расходуется на возмещение затрат предварительного периода, связанного с подготовкой производства. Таким образом, чем выше полезный эффект, получаемый в процессе эксплуатации товарной продукции при заданных затратах на строительство объектов, тем быстрее можно возместить затраты предварительного периода. Это равносильно предположению, что строительная продукция является прибыльной.
Если предположить, что полезный эффект от года к году практически не меняется (это вполне допустимо в течение срока годности строительной продукции), то можно выбрать некоторое значение коэффициента эффективности затрат такое 0 < S < 1, что ежегодная доля капиталовложений и затрат на строительство объектов (З) равна ежегодной прибыли (ПР = S3), т. е. превышению ежегодного полезного эффекта над ежегодными текущими затратами на строительство и эксплуатацию объектов. Величину S3 принято называть нормативной прибылью, а величину S - нормативной эффективностью или нормой дисконтирования.
С понятием нормы дисконтирования тесно ассоциирует понятие нормы эффективности капитальных вложений и затрат на освоение новой товарной строительной продукции. В этом случае можно допустить, что норма эффективности равна такой норме дисконтирования, при которой дисконтированная суммарная прибыль равна нулю, т. е.
i=1
П
(1 - 5)
] - з = о
Экономический смысл величины S в этом случае заключается в том, что она представляет собой такую норму дисконтирования, при которой подрядчик не имеет ни убытков, ни прибыли.
Отсюда применительно к управлению качеством строительной продукции можно сделать вывод, что мероприятия по повышению его эффективности целесообразно проводить только в том случае, если суммарная дисконтированная прибыль от осуществления этих мероприятий превышает затраты на их проведение.
Известно, что на дисконтированную стоимость влияет процентная ставка (P). В первом приближении можно считать, что такое влияние является
Общественные и гуманитарные науки
• ••
35
прямо пропорциональным, т. е. P = kS, где k -коэффициент пропорциональности (в первом приближении можно принять равным 1). Следовательно, дисконтированная стоимость Цк любых суммарных затрат З по истечении отчетного периода t при процентной ставке S будет равна:
Цк
З
(1 + kS) ‘ '
Таким образом, дисконтированная стоимость капитальных вложений на повышение эффективности управления качеством строительной продукции будет обратно пропорциональной отчетному t, по истечении которого предприятие намерено получить истраченную сумму З, и процентной ставки Р.
Литература
1. Кирпичникова Т. В. Оценка эффективности затрат строительных предприятий на обеспечение качества строительной продукции // Экономика строительства. № 4. 2001. С. 8-14. 2. Брячихин А. М.
Управление качеством продукции строительства. М. : Стройиздат, 1989. 357 с. 3. Лукманова И. Г. Методический подход к оценке эффективности системы управления качеством в строительстве // Экономика строительства, № 4. 2001. С. 18-23.
References
1. Kirpichnikova T. V. The evaluation of the cost-effectiveness of construction enterprises to provide the construction products quality // Construction Economics. # 4. 2001. P. 8-14. 2. Bryachikhin A. M. Man-
agement of the construction products quality. M. : Stroyizdat, 1989. 357 p. 3. Lukmanova I. G. Methodical approach to assessing the effeciency of the quality management system in the construction // Construction Economics. # 4. 2001. P. 18-23.
Literatura
1. Kirpichnikova T. V. Ocenka jeffektivnosti zatrat stroitel'nyh predprijatij na obespechenie kachestva stroi-tel'noj produkcii // Jekonomika stroitel'stva. № 4. 2001. S. 8-14. 2. Brjachihin A. M. Upravlenie kachest-
vom produkcii stroitel'stva. M. : Strojizdat, 1989. 357 s. 3. Lukmanova I. G. Metodicheskij podhod k ocenke jeffektivnosti sistemy upravlenija kachestvom v stroitel'stve // Jekonomika stroitel'stva, № 4. 2001.
S. 18-23.
Статья поступила в редакцию 20.09.2014 г.