Д.С. Дронов,
Высшая школа народных искусств (институт)
Теоретические предпосылки развития ювелирной культуры в профессиональном образовании
Профессионализм является важнейшим качеством специалиста. Поэтому развитие профессиональных умений выпускников занимает одно из самых важных мест в решении проблем социализации студентов, их адаптации к стремительно изменяющимся условиям современной жизни.
Если обратиться к страницам истории профессионального обучения, то можно увидеть, что в истории мировой педагогической мысли особое место занимают идеи профессиональной и трудовой подготовки подрастающих поколений, ибо на всех этапах своей истории человечество решало важную для себя задачу передачи трудового и профессионального опыта от одного поколения к другому.
Важная роль в формировании основ профессионального образования в России принадлежит великому русскому педагогу К.Д. Ушинскому, который в числе первых поставил задачу создания системы школьного ремесленного образования, отвечающего потребностям «индустриального направления века». Им были сформулированы следующие требования к системе и содержанию профессионального образования России:
- соответствие потребностям развивающейся экономики;
- конкурентоспособность подготавливаемых кадров;
- обязательная база - общее образование;
- разнотипный и разноуровневый характер профшколы в зависимости от исходного общего образования;
- сочетание общего и специального в содержании образования;
- практическая направленность обучения и четкая специализация и др.
Развитие профессионального образования в ювелирном искусстве имеет
3
свои специфические особенности, так как оно основывается на глубоких технологических и художественно-эстетических традициях прикладного искусства, включая национальный этический и эстетический идеал. Проблемы художественно-эстетического воспитания и образования в области традиционного прикладного искусства исследовали в своих работах Н.Б Крылова, Б.Т. Лихачев. Лихачев Б.Т., В.Ф. Максимович, Б.М. Неменский и др. российские ученые рассматривают традицию как феномен принципиально динамичный и саморазвивающийся. В народном искусстве традиция предстает неотъемлемым элементом в форме духовной составляющей, технических приемов исполнения и средств художественной выразительности. Традиционное прикладное искусство хранит многие феномены духовной жизни, явления экономического характера, этические и эстетические принципы, базисные основы национального менталитета.
В художественной образности произведений народных художественных промыслов, по утверждению В.Ф. Максимович, всегда присутствует глубинная содержательность, отражающая народные представления о мире и жизни. Эти изделия характеризуются глубокой логичностью, совершенством формы, завершенностью художественного замысла и решения. Художники народных художественных промыслов работают так, чтобы изделие наиболее полно выявляло его назначение в быту.
Подготовка специалиста в области традиционного прикладного искусства
рассматривается как процесс формирования художественно-эстетической
культуры личности на основе приобщения к ценностям мировой культуры и
культуры своего народа. Под художественной-эстетической культурой
личности исследователи понимают совокупность процессов и явлений духовно-
практической деятельности по созданию, распространению, освоению
произведений искусства или материальных предметов, обладающих эстетической
ценностью, а также такие качества, которые свидетельствуют о творческом
потенциале личности, проявляющемся во всех областях жизни. Более широкое
определение дано Б.Т. Лихачевым, где художественно-эстетическую культуру
4
человека он понимает как культуру сформированной творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и в искусстве, жить и творить «по законам красоты» [5]. Согласно точке зрения Н.В Геращенко культуру следует понимать как качественную характеристику всех важнейших компонентов деятельности человека, а именно — ее целей, ее средств, включающих сам процесс деятельности и ее результатов [2]. Качество целей деятельности является одним из существенных критериев уровня развития культуры личности, существенной характеристикой культурности человека. Так, Л.Н. Москвичева выделяет следующие основные компоненты художественно-эстетической культуры личности:
Соответствующие художественно-эстетические знания;
2.способности и умения осуществлять эстетическую оценку;
3.совокупность умений и навыков в области художественного творчества, необходимые для осуществления деятельности [10].
Проведенное исследование позволяет отметить, что единого подхода к определению понятия «умение» нет ни у психологов, ни у педагогов. Вот как определяют это понятие некоторые исследователи:
• умение - это совокупность знаний и гибких навыков, обеспечивающая возможность выполнения определенной деятельности, и действия в определенных условиях;
• умение - это знание в действии;
• умение - это способность личности к эффективному выполнению определенной деятельности на основе имеющихся знаний в измененных новых условиях [11].
Определяя умение через понятие «готовность», мы исходим из того, что это
интегральное качество личности, которое характеризуется наличием, во-первых,
системы культурологических знаний, необходимых для осуществления
целесообразной системы действий (на теоретическом уровне), во-вторых,
системы профессиональных знаний, то есть владением полным составом
5
действий (на практическом уровне), в-третьих, проявлением ярко выраженного интереса к декоративно-прикладной деятельности и творческой активности (на психологическом уровне).
В литературе выделяют основные признаки умений: гибкость - способность рационально действовать в разных ситуациях; стойкость - сохранение точности и темпа, несмотря на внешние помехи; прочность - умение не утрачивается в тот период, когда оно практически не применяется; максимальная приближенность к реальным условиям и задачам.
Научный подход к формированию профессиональных умений в своем прикладном значении взаимосвязан с теорией деятельности. По мнению В.Ф. Максимович «эта теория позволила найти реальный практический выход из многочисленных противоречий, свойственных современному художественному образованию, и становится действенным путем устранения негативных тенденций, которые резко обозначились в теории и практике художественного образования, как в целом, так и в профессионально-художественном образовании в системе традиционного декоративно-прикладного искусства» [7].
Таким образом, культурная деятельность (в более широком смысле), согласно В.Ф. Максимович, та «деятельность, которая содержит элементы творчества, имеет ценностное значение и характеризуется высоким качеством и продуктивностью. Соответственно, целенаправленное развитие нравственной, интеллектуальной, эмоциональной культуры непременно перерастает в желание служить людям своим искусством и мастерством» [7]. Художественно-эстетическая культура будущего ювелира - это часть общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись профессиональные и духовные ценности, которые могут быть определены как эмоционально окрашенная избирательная направленность личности на значимый для нее интерес, на установление меры соответствия формы и содержания предметов, явлений и их свойств в контексте будущей профессиональной деятельности.
В рамках нашего исследования мы бы хотели обратить внимание на
формирование творческой активности учащихся в процессе приобщения к
6
избранной профессии ювелира. Категория «творческая активность» обусловливается взаимодействием многих факторов, определяющих специфику и результаты деятельности. Развитию творческой активности учащихся способствует, безусловно, все методы и приемы активизации учебной деятельности. Известно, что склонности, умения, способности и другие качества личности выявляются, развиваются и формируются только в деятельности, причем самостоятельной и творческой, дающей какой-то работы конкретного художественного изделия. И только по степени сложности и оригинальности этого изделия можно судить о способностях и возможностях учащегося. Если мы хотим выявить и развить индивидуальные способности студентов, научить их принимать решения, определять собственные интересы и алгоритмы деятельности, то надо организовывать так учебный процесс, чтобы каждый студент мог реализовать свои творческие способности.
Прежде чем рассматривать профессиональные умения и способности, присущие ювелиру, раскроем сущность категории способностей. Согласно педагогической энциклопедии, «способность - свойство личности, имеющее существенное значение при выполнении той или иной деятельности. Обычно способность оценивают в соответствии с требованиями, предъявляемыми разными видами труда к психофизиологическим особенностям человека». В.В. Давыдов утверждает, что способности - это индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными условиями усиленного существования определенного рода деятельности [3].
Л.А. Венгер отмечает, что «способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Под способностями понимают индивидуально- психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Жизненный опыт — важная часть развития духовного мира личности, его способностей, умений и интересов» [1].
Важная часть профессионального обучения - это взаимодействие
жизненного опыта преподавателя, его влияние на профессиональное становление
7
студента в контексте гуманистической парадигмы образования, один из главных смыслов которой заключается в творческом развитии личности, создании условий для ее саморазвития, раскрытия всех способностей студента с учетом индивидуализации процесса профессиональной адаптации и формирования устойчивого интереса к развитию своей профессиональной компетентности. Творческая среда через соединение педагога и однокурсников обуславливает актуализацию профессионального и личностного развития учащихся. Процесс развития человека сопровождается формированием потребности взаимодействия с другим в деятельности и общении. Большой вклад в развитие педагогики сотрудничества внес К.Д. Ушинский. Гуманистическое личностно-ориентированное воспитание — это педагогически управляемый процесс культурной идентификации, профессиональной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которой происходит вхождение обучающегося в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей. Когда мы говорим о профессиональной адаптации, то должны учитывать, что в этом процессе действуют как законы педагогики, так и законы производства. Соответственно, назначение учебной деятельности — обеспечить эффективную профессиональную подготовку и общее развитие учащегося.
Исследованиями Р.С. Немова доказано: «становление личности в целом состоит из пяти этапов:
1. возникновение и развитие привычки к труду — формирование установки на физический труд.
2. возникновение и формирование у личности профессиональных намерений под влиянием профориентации — выбор профессии.
3. профессиональное обучение, подготовка к избранной деятельности — профессиональное самоопределение.
4. вхождение в профессию - овладение профессией.
5. полная реализация личности в самостоятельном профессиональном
труде.
Для полной реализации личности в самостоятельном профессиональном
8
труде необходима заинтересованность личности в своем развитии. В общепсихологическом определении интерес представлен как «одна из форм направленности действий личности; сосредоточение внимания на определенном феномене; отношение к чему-либо как ценному и привлекательному» [12].
Интерес, согласно А.К. Марковой, «может быть широким, планирующим, результативным, процессуально-содержательным, учебно-познавательным и на высшем уровне - преобразующим» [9]. Р.С. Немов называет интересом «особое, эмоционально окрашенное мотивационное состояние познавательного характера, которому соответствует и особый вид деятельности - ориентировочно-исследовательская». Высший уровень развития такой деятельности - это «научные и художественно-творческие изыскания» [12].
Побуждающая роль мотива проявляется в успешности художественно-творческой деятельности, в удовлетворенности этой деятельностью, в ее трудности и в отношении студентов к этой деятельности. Мотив обладает побуждающей функцией к художественно-творческой деятельности благодаря небольшому опыту удовлетворения потребностей к творческой деятельности. Потребности композиционно-творческой деятельности и прошлый опыт их удовлетворения связаны друг с другом посредством ассоциаций. Чем сильнее ассоциации, тем сильнее влияние мотива на эффективность деятельности. Сила мотива проявляется в деятельности, в уровне активности. Воображение тесно взаимодействует с окружающей действительностью. Чем больше студент знает окружающую действительность, чем больше он информирован, лучше ориентирован в реалиях окружающей действительности и развит в плане изобразительной грамоты, тем глубже и шире сила его воображения. Отсюда у него больше возможностей для плодотворной и успешной работы в плане художественно-творческой деятельности.
В настоящее время существует ряд понятий, так или иначе связанных с
характеристикой способности человека выполнять работу: «профессия»,
«профессионал», «профессиональная компетентность», «профессионализм» и т.д.
На первый взгляд они кажутся синонимами. Так, квалификацию рассматривают
9
как уровень профессиональной подготовленности к какому-либо виду деятельности. Профессионализм также трактуют как качество, свидетельствующее о высоком уровне владения умениями, необходимыми при выполнении какой-либо работы. В энциклопедии профессионального образования профессионализм определяется как «высокая марка отличительное качество, высокий статус какого-либо специалиста» [14]. Надо отметить, что в научной литературе термин «профессиональные умения» употребляется достаточно часто, кроме этого, в словарях и справочниках приводятся значения понятий: «профессия», «специалист», «квалификация» «компетентность» и другие. Профессиональная компетентность рассматривается, как практическая готовность осуществлять свою деятельность с учетом "заказа" сегодняшнего исторического времени и предполагает наличие таких практик, как: методологическая, технологическая, психологическая, исследовательская, управленческая, самообразовательная. Профессиональная компетентность выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению деятельности и характеризует его профессионализм. Однако следует различать профессиональную подготовку специалиста и его профессиональную компетентность. Первое понятие отражает процесс овладения необходимыми знаниями и навыками, а второе - результат этого процесса, качественную характеристику. Можно сказать, что профессиональная компетентность - это еще и некая перспектива, которая в той или иной мере доступна данному специалисту в силу его индивидуальных возможностей и различных объективных факторов и уровней развития. Применительно к общекультурному и эстетическому развитию ученые - социологи, культурологи, педагоги вкладывают определенное содержание в понятие «уровень», обращаясь к разным признакам. В нашем исследовании использованы основные характеристики уровней творческой деятельности, предложенные Н.Б. Крыловой. Она выделяет три уровня творческой деятельности культурной личности:
• относительно простой, стимульно-продуктивный;
• эвристический, благодаря ему находят и обобщают закономерности
10
однотипных явлений;
• креативный - наиболее сложный уровень, благодаря ему не только делаются глубокие обобщения и синтезируются общие закономерности, но и начинает проявляться авторская проблемная рефлексия, создаются принципиально новые решения.
Так, например, Ю.Н. Кулюткин отмечает, что креативная профессиональная деятельность есть личностный процесс, для осуществления которого необходимы творческая активность и самостоятельность, личная свобода и индивидуальная неповторимость. Развитие творческого потенциала во многом зависит от того, насколько художник осознал роль теоретических знаний для практической деятельности, насколько у него развито теоретическое и практическое мышление. Поэтому профессионально-личностная актуализация ювелира тесно связана с творчеством. В связи с этим для нас представляет большой интерес креативный подход, разработанный ученым В.А. Кан-Калик, В.И. Загнязинским и др., суть которого заключается в развитии творческой индивидуальности, выработке творческого стиля деятельности, в нестандартных решениях поставленных задач, способности к инновациям.
В рамках нашего исследования ценность креативной направленности обучения и воспитания заключается в смене ценностных ориентаций (авторитарных на гуманистические), в установке на рефлексивно-творческое освоение новых знаний. Творчество выступает специфически человеческим свойством, одновременно порожденным потребностями развивающейся культуры и формирующим саму культуру. С середины 50-годов разработка проблем творчества связана с именами С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, с их исследованиями, касающимися в первую очередь проблем психологии мышления. Эти исследования позволили в более завершенном виде представить культурно -историческую концепцию развития творчества, имеющую для нас принципиальное значение в плане определения места и роли творчества в процессе формирования умений художественно-эстетической культуры у ювелиров.
Анализ педагогической, психологической литературы показал, что мотивация зарождается в процессе деятельности и общения. В результате учащийся все глубже познает самого себя, тем самым, находясь в непрерывном творческом саморазвитии и самосовершенствовании. Процесс самоактуализации рассматривается в контексте различных отношений личности, в том числе отношений к деятельности. По А.К. Марковой, этап самоактуализации человека в профессии осуществляется через развитие себя средствами выполняемой профессии, через осознание своих возможностей в выполнении профессиональных норм, преднамеренное усиление позитивных и сглаживание негативных качеств, укрепление индивидуального стиля, максимальную самореализацию своих внутренних сил в профессиональной деятельности. Самоактуализация учащегося может осуществляться как спонтанный процесс; человек реализует свои возможности, не думая об этом и не осознавая самого процесса. Вместе с этим этот процесс управляем. Управляемость связана с осознанием субъектом собственных индивидуальных свойств и путей их профессиональной актуализации и развития творческих способностей. Б.М. Теплов уделял особое внимание признакам творческих способностей, а именно: врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития», способности «создаются» в деятельности. Фундаментальные исследования психологов показали также, что творческие способности выражаются и формируются исключительно в конкретных видах деятельности. Более того, вне определенной и целенаправленной деятельности никакие способности вообще не существуют, а тем более не реализуются.
Личность, обладающая качествами, которые также носят общий характер,
фактически подготовлена к творческому участию в любом виде человеческой
деятельности. Совокупность генерализованных способностей личности
представляет необходимую предпосылку образования и реализации творческой
способности. Творческая способность личности характеризуется повышенной
12
восприимчивостью, чувственно-эмоциональной отзывчивостью, образным видением, развитым творческим мышлением, воссоздающим воображением, ассоциативным богатством чувственности и интеллекта, как утверждает Н.И. Киященко.
Только сочетание творческих способностей, теоретических знаний с умениями и навыками применения их в профессиональной деятельности может обеспечить необходимую компетентность и креативность будущему художнику-мастеру. Сочетание следует считать практическим критерием профессионализма. Это связующее звено между группами опосредованных и непосредственных критериев компетентности. Учитывая эти критерии, можно сделать вывод: профессионализм ювелира представляет собой высокий уровень его научно-предметных знаний и умений в сочетании с соответствующим культурно-нравственным обликом, обеспечивающим на практике социально востребованного специалиста.
Формирование креативных способностей у будущих ювелиров неотделимы от инновационной деятельности в образовательных учреждениях. Большинство исследователей определяют инновационные процессы в образовании как некоторую педагогическую модель, которая активно откликается на вызовы социокультурной реальности и не отвергает существующих традиций, вносит принципиальные изменения в обучение, воспитание и развитие личности. В инновационных процессах осуществляется преобразование не только самой педагогической деятельности, присущих ей средств и механизмов, но и существенно перестраиваются ее целевые установки и ценностные ориентации, что влияет на развитие профессиональной культуры специалиста.
Анализ философской и психолого-педагогической литературы позволил
нам выявить сущность понятия «профессиональная культура будущего
ювелира», а также выделить ее структурные основные компоненты. При этом мы
считаем, что профессиональная культура будущего ювелира имеет двусторонний
характер, раскрываемый внутренними и внешними компонентами. К внутренним
13
компонентам относятся художественно-эстетическое сознание, художественно-эстетические знания, то есть все то, что определяет качества и свойства личности будущего художника в области традиционного декоративно-прикладного искусства. К внешне выраженным компонентам мы относим профессиональные навыки, умения и знания, понимая их как «наружные» проявления (признаки) профессиональной культуры личности. По уровню сформированности комплекса данных умений можно определять уровень профессиональной и творческой активности будущего ювелира. В связи с этим особое место в современном профессиональном образовании в ювелирном искусстве должно отводиться традиционному декоративно-прикладному искусству. По утверждению В.Ф. Максимович «связь современного образования с народными традициями ювелирного дела прокладывает новые пути и создает новые методики в педагогике по развитию творческой активности»[8]. Так согласно И.Я. Лернеру, «художественная деятельность по мотивам декоративно-прикладного искусства предполагает формирование опыта творческой деятельности — необходимого и наиболее важного компонента эмоционально-ценностного отношения к миру» [4]. Общеизвестно, что для традиционного ювелирного искусства характерно разнообразие технологий и использование образного строя: геометрический орнамент, растительный орнамент, их сочетание друг с другом. Используя унаследованные мотивы декорирования украшений, применяя их к современному изделию и перерабатывая эти мотивы и техники, студенты развивают творческое мышление, которое, кроме всего прочего, как утверждает Н.Б. Ульянова, формирует личность, заинтересованную в истории и культуре своего народа и родного края. Таким образом, народные художественные промыслы России как традиционное искусство входящие в пласт образованности, влияют не только на образованность и креативность, но и на гражданственность и цивилизацию, представляют собой часть культуры, при этом не только России, но и мировой культуры в целом.
По В.Ф. Максимович, «основной задачей предприятий и художников
народных художественных промыслов является то, что они должны вносить
14
эстетику в одежду и быт человека, в его сознание, и таким образом имеют возможность влиять через эстетику, которую несут в себе народные художественные промыслы, на этику нашей повседневной жизни, на духовную сферу нашего общества, нашу культуру» [6].
Список литературы:
1. Вагнер Г.К. От символа к реальности: Развитие пластического образа в русском искусстве Х1У-ХУ вв. — М.: Искусство, 1980.
2. Геращенко Н.В. Формирование умений художественно-эстетической культуры у будущего учителя: автореф. дис... пед. наук./Геращенко Н.В. -М., 2004.
3. Давыдов В.В. Что такое учебная деятельность // О понятии развивающего обучения. - Томск, 1995.
4. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1991.
5. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. — М.: Прометей, 1992.
6. Максимович В.Ф. Народные художественные промыслы: Научно-методическое пособие для преподавателей и студентов высших и средних учебных заведений. - М.: Флинта, 1999.
7. Максимович В.Ф. Традиционное декоративно-прикладное искусство и образование: Исторический аспект, современное состояние и пути обновления. - М.: Флинта, 2000.
8. Максимович В.Ф. Художественное образование в традиционном декоративно-прикладном искусстве. В кн. История художественного образования в России. - М.: РАО, 2003.
9. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М.: Просвещение, 1993.
10.Москвичева Л. Н. Эстетическое развитие личности и ее творческий потенциал. - М.: Знание, 1985.
11.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 1999. - Кн.1.
12.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В З кн. - 3-е изд. - М.: ВЛАДОС, 1999. - Кн.2.
13.Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. - М.: Наука, 1949.
14.Щукина Е.Н. Роль деятельности в учебном процессе. - М.: Педагогика, 1988.