МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х
и обращения). Таким образом, показатели правильности производства приветствия, обращения и дополнительного вопроса соотносятся с показателями правильности восприятия данного типа высказываний (приведенными в таблице 2) и подтверждают сделанные нами ранее выводы.
В целом можно сделать вывод, что на данном этапе испытуемые достигли определенных положительных результатов в овладении навыками восприятия и производства интонационного оформления речи на русском языке, что подтверждается результатами выполнения ими промежуточного среза. Так, усредненный уровень правильности восприятия интонационного оформления речи составил 89,33%, а усредненный уровень правильности производства интонационного оформления речи - 78,12%.
Данные, полученные в ходе экспериментального обучения, позволили внести необходимые коррективы в разработанный комплекс упражнений и были учтены при разработке учебных пособий [5], [6] по обучению иностранцев русской интонации на начальном этапе. Список использованной литературы:
1. Нефедьева В.С. Формирование навыков интонационного оформления речи при обучении иностранцев русскому языку на начальном этапе. Дисс. ... канд. пед. наук. СПб, Санкт-Петербургский государственный университет, 1998. - 224 с.
2. Нефедьева В.С. Тестирование интонационной чувствительности при обучении иностранцев русской интонации//Научное периодическое издание «CETERIS PARIBUS» № 11, 2016. - С.31-33.
3. Нефедьева В.С. Экспериментальное исследование эффективности модели обучения иностранцев русской интонации // Интеллектуальный и научный потенциал XXI века: сборник статей Международной научно-практической конференции (20 декабря 2016 г., г. Казань). 6 ч. Ч.3/ - Уфа: АЭТЭРНА, 2016. - 238 с.
4. Нефедьева В.С. Интонационные ошибки в русской речи иностранцев//Научно-теоретический журнал «Наука, образование и культура». № 12(15), 2016. - с. 63 - 65.
5. Грязнова В.В., Нефедьева В.С. «Сразу заговорят!» Учебное пособие для представителей Юго-Восточной Азии по фонетике и интонации русской речи (начальный этап) - Тверь, 2015. - 96 с.
6. Нефедьева В. С., Федотова Н. Л. «Да? Да!» Пособие по обучению иностранцев интонации русского языка (начальный этап). - СПб, 2003. - 72 с.
© Нефедьева В.С., 2017
УДК 378.096
Осипова Светлана Юрьевна
старший преподаватель ТГУ, г.о. Тольятти, РФ E-mail: [email protected]
ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ 54.03.02. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА
Аннотация
Автором просматривается логическая взаимосвязь региональной художественной культуры и «профессии - ювелир», понятия «профессиональные ценностные ориентации». Рассматривается проблема определения места художественного образования в обществе, проблема уважительного, внимательного отношения молодых художников - ювелиров к национальной культуре и искусству, профессиональные ценностные ориентации, внутренние компоненты, их функции.
Ключевые слова
Региональная культура, художественное образование, ценностные ориентации, профессия, ювелир, профессиональные ценностные ориентации, компонент.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х_
Художественная и региональная культура играет важную роль в жизни общества. В художественных произведениях народов выражается ансамбль чувств, философии и традиции. Изучение подрастающим поколением художественной культуры отдельно взятого региона, является наилучшим способом знакомства и приобщения к культуре своей страны.
Изучая учебно-творческие работы студентов, автором сделано заключение, что молодые художники неохотно используют такие традиционные техники по обработке металла как скань, художественная эмаль, чеканка и многое другое. Данное явление проявилось вследствие недостаточно глубокого и невнимательного изучения данных технологий. Тем временем, на одной лишь территории России насчитывается множество регионов и областей, имеющих отличительные черты и особенности в изготовлении ювелирных изделий с применением данных техник. Создание современных изделий из металла, по праву называющихся художественными, невозможно без владения ценной информацией о ранее созданных произведений искусства, без владения техническими и художественными секретами мастеров ювелирного искусства прежних времен. Также и стопроцентное следование традициям, без привнесения элементов новизны в технологию и дизайн невозможно в условиях современности.
Происходящие социальные перемены изменили взгляд на культуру регионов. Привлекая своей уникальностью и характерным особенностями, региональная проблематика вызвала научный интерес. В результате изучения были получены сведения о художественной жизни различных регионов России, предоставляющие материал для более целостного представления художественной культуры родной страны.
Сфера высшего профессионального образования, как и многое другое, подверглась обновлению в связи с социально - экономическими, общественно - политическими и историко - культурными процессами, которые происходят в системе современного образования.
Образовательная парадигма, господствовавшая и занявшая целую веху в истории человечества, устарела и требует преобразования современного образования, являющимся основном жизненно важным процессом для человека.
По словам С.А. Смирнова «образовательная парадигма - это не просто собственно метод обучения в школе, а тип бытия и мышления, господствующий в тот или иной период жизнедеятельности человека и базирующийся на некоторых базовых принципах» [1]
Проблема определения места художественного образования в обществе благозвучна проблеме развития самосознания бакалавров в области художественной подготовки направления 54.03.02 Декоративно - прикладное искусство и народные промыслы, вызвавшая интерес автора к исследованию закономерностей и особенностей обучения специальности «Художественная обработка металла».
Россия богата на мастеров ювелирного дела. В различное время такие города как Великий Устюг, Вологда, Кострома, Нижний Новгород, Новгород, Псков, Ярославль, Санкт-Петербург и Москва становились центрами ювелирного творчества России. И конечно, они привносили свои особенности в развитие ювелирного искусства, о которых обязаны знать подрастающие дизайнеры ювелирных украшений.
Деятельность профессионального «ювелира» предполагает использование результатов его творческой фантазии, выраженные в образах ювелирных изделий на основе знаний законов искусства и технологий изготовления.
Художник-ювелир сегодня - это личность, впитывающая в себя культуру окружающей среды, в которой он воспитывался, культуру страны, и в конце концов опыт и достояние мирового искусства.
Только изучив опыт предшественников, возможно сформировать собственную индивидуальную манеру исполнения. Целостность, активная жизненная позиция, ощущение мира, наличие глубоких моральных позиций, обостренное отношение к окружающей действительности - залог неповторимого стиля автора.
Подготовка ювелиров - разносторонний и сложный процесс. Эта специальность в течении многих веков формовалась как дело, соединявшее в едином лице ремесленника и художника и требующая значительных практических умений и навыков, получаемых в течении многочисленного времени в ходе общения с специалистом - учителем.
Особенность подготовки ювелира от колледжа до ВУЗа - наличие компетенций, представляющих
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х_
собой совокупность таких практических знаний как, умение применять рисунок в практике составления композиции и преобразовывать их в процессе проектирования желаемого объекта, навык линейно-конструктивного построения, навык скульптора, обладание современной шрифтовой культурой, приемами работы в макетировании и моделировании, приемами работы с цветом и цветовыми композициями.
Проблема уважительного, внимательного отношения подрастающего поколения к национальной культуре, искусству и традициям стоит довольно остро. Нередко понятия, связанные с исконной русской культурой, не считаются современным и имеющим право житье в искусстве будущего.
Довольно часто, обезличенная западная культура становится эталоном. Её массовое насаждение может привести к кризису восприятия традиций и культуры в широком понимании этого слова, и имеющим последствия в образовании, касающегося ювелирного искусства в частности.
Поиск идей, делающий второстепенным качество и технологию изготовления художественного изделия из металла, является результатом забвения истоков русского ювелирного искусства. Как следствие, данные тенденции не лучшим образом отразились на ценностных ориентациях современных студентов, связавших свою профессию с художественной обработкой металла. Именно молодое поколение ювелиров -дизайнеров требует пристального внимания, так как именно они — ключевая фигуры в формировании будущего облика ювелирного искусства.
Целью современного высшего учебного заведения не должно быть сухое воспроизводство кадров, а подготовка образованных людей, владеющих основами национальной культуры, продолжающие русское художественное наследие.
Художественное образование представляет собой основной процесс формирования культуры человечества средствами искусства. Под термином образование автор понимает процесс, с помощью которого общество передаёт накопленные цивилизацией духовные ценности последующим поколениям. В современной действительности благодаря образованию человек применяет в своей деятельности опыт предыдущих поколений, осуществляя развитие социального прогресса.
Один из стратегических ориентиров системных перемен высшего образования в РФ — переход от моноукладной формы образования к многообразию образовательных форм, школ, педагогических концепций. [5]
В связи с постоянно меняющимися условиями бытия, выбрать единственный путь в образовании человека никогда не будет возможно, такой процесс можно лишь координировать.
Взаимодействие классического и современного представления о ювелирном образовании имеет утилитарную и научно - теоретическую значимость. По этой причине возникает необходимость разностороннего изучения системы ювелирного образования, педагогических технологий, методов и средств обучения. В процессе обучения созданию художественного изделия из металла было бы правильнее начинать с изучения культурных ценностей и истории на начальном этапе проектирования, дающее возможность получить представление о ранее созданных произведений искусства, их достоинствах, технологических особенностях.
Значение художественной культуры региона в формировании выпускника направления 54.03.02. специализации художественная обработка металла нельзя недооценивать. Художественное изделие из металла совмещает в себе материальные и духовные ценности. Духовные ценности - чуткое отношение к окружающему миру, попытка отобразить социальные и индивидуальные противоречия, переживание и рост личности.
Идеалы применимые для описания художественного изделия из металла похожи на описание высоконравственной позиции выпускника ВУЗа. Полноценное развитие личности бакалавра дает совокупность культурного воспитания и профессионального обучения. Подобные ценностные критерии выступают в качестве ориентира для оценки объектов учебно-творческой деятельности обучающихся.
Анализ теоретических источников (М. В. Велиев, И. Ф. Исаев, Е. П. Кряжев, Л. Х. Магамадова, Е. Г. Слободнюк, С. А. Хмара, Е. Н. Шиянов и др.) показал, что в целом профессиональные ценностные ориентации являются личностным образованием, находят отражение в профессиональном сознании специалиста, отражают систему установок, характеризующих отношение личности к профессии, определяют
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х_
содержательную сторону направленности личности на профессиональные ценности, выступают побудителем поведения личности как субъекта профессиональной деятельности. [2]
Также действует и система мотивационных установок, характеризующие отношение личности к профессии, они выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и определяют мотивацию его поведения, существенно влияя на все стороны профессиональной, творческой деятельности.
Б. Г. Ананьев, С. С. Бубнов, А. И. Донцова, В. А. Сластенин, Г. И. Чижаков и др. определяют понятия ценностных ориентаций как внутренний механизм, определяющий сознание личности, ее направленность, систему ценностных установок, ценностное отношение к значимым сферам окружающей жизни, выступающее побудителем деятельности и поведения в соответствии с имеющейся в обществе системой ценностей.
Автор статьи видит решение проблемы в создании системы образования, которая будет способствовать развитию ценностных сфер личности бакалавра, благодаря включению когнитивного, операционно-творческого, эмоционально-ценностного и структурного компонентов системы.
В методической модели автора взяты за основу художественные ценности регионального искусства, и в данном случае, система опирается на компоненты, описанные с точки зрения аспекта регионального искусства
• когнитивный - система региональных знаний об истории развития народных промыслов и традиций, отвечающие за познание (проектирование);
• операционально-творческий - раскрывает инструментарий способов познания ХК через деятельность, развитие навыков работы с материалами, характерными для народных промыслов, совершенствование творческого подхода к деятельности с учетом традиции, формирование прикладного мастерства будущего выпускника, отвечающие за его деятельность (технология изготовления изделия в материале);
• эмоционально-ценностный компонент направлен на приобщение студентов к общественным и профессиональным ценностям и развитие эмоционально-волевой сферы, определяющая их профессиональную деятельность (самостоятельная работа).
Когнитивный компонент отвечает за проектную деятельность:
• креативность и новизна идеи, высокий уровень комбинаторного и новаторского мышления, возможности использования условного языка в решении сложных ассоциативно-образных задач;
• проработка идеи, выбор темы и ее обоснование - указана причина выбора (потребность), назначение, область применения, степень значимости ювелирного изделия, произведено информационное исследование и анализ, результаты исследования отражены в поисковых эскизах, разработка широкого спектра эскизов или разнообразных идей, объем и полнота разработок;
• композиционное решение ювелирного изделия - определены основные смыслы и пластические возможности в композиционной задаче;
• графическая подача проекта выполнена в соответствии с выбранным материалом и техникой;
• учебные действия и самостоятельность во время работы проявлена активность, задание выполнено в полном объёме, безошибочно.
Операционально-творческий компонент отвечает за знание технологии металлов:
• использование источников информации изучение свойств материалов через знакомство со специальной литературой;
• свойства металлов установление взаимосвязи между составом, структурой и иными свойствами конструкционных материалов;
• приемы и технологии изготовления художественной обработки металлов, применяемыми художниками и мастерами ДПИ; современные технологии изготовления и использования различных материалов в сфере художественной обработки металлов.
Производственное мастерство:
• технологический процесс изготовления изделие выполнено с учетом технологической карты изготовления изделия;
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х
• современные методы применены при изготовлении продукции и организации рационального использования материалов;
• качество соответствие нормам качества готовых изделий;
• техники безопасности соблюдение правил поведения в мастерской при изготовлении изделия из металла.
Эмоционально-ценностный компонент отвечает за формирующиеся профессионально значимые качества будущих выпускников:
• реализация гуманистических ценностей общества (сопереживание, способность к диалоговому мышлению и др.);
• отношение человека к самому себе (адекватная самооценка, требовательность, самоуважение и др.);
• успешное выполнение профессиональной деятельности (профессиональная уверенность, способность к творчеству и др.);
• профессионально- нравственные
• качества (милосердие, толерантность, доброта и др.);
• профессионально-волевые (целеустремленность, самообладание и др.).
Из содержания компонентов видно их соответствие составляющим универсальной сферы ценностей будущего, доказывающее насколько РХК является подходящей для развития универсальной ценностной сферы личности.
Бакалавр - выпускник института ИЗО И ДПИ - носитель и ретранслятор культуры, обладающий развернутыми знаниями о художественной культуре народа, способностью рассматривать сложившиеся богатства культуры через себя, цели, стремления, ценности, убеждения и т. д., то есть превращать её в личностный смысл.
Уважительное отношение к культуре своего края, развитие духовно - нравственных качеств студентов приведет к толерантному отношению к чужим культурам и национальностям, актуальное в настоящее время. Именно такой человек будет считаться высокообразованной, духовно-нравственной и культурной личностью, и сможет передать ценностное наследие РХК будущему поколению. Список использованной литературы:
1. Алпатова И. Ю., Современные требования к качеству образования. Рузаевка, 2012
2. Михайлова Т.В. Профессиональные ценностные ориентации: к вопросу о содержании понятия Казанская наука. №8. 2012
3. Прокопьева Т. Ю. Игровая технология социокультурного образования личности. Новосибирск. 1998
4. Смирнов С.А. К вопросу о новой образовательной парадигме. ДИСКУРС - 2/96.
5. ФГОС ВО по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. 08.03. 2016 г. № 40996
© Осипова С.Ю., 2017
УДК 378
М.М.Поскребышева
аспирант БГАУ, г.Уфа, РФ E-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ
Аннотация
В статье рассматривается организация успешной самостоятельной работы студента; задачи, стоящие