References
1. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii». Ministerstvo obrazovaniya i nauki RF: Available at: http://minobrnauki.rf/dokumenty/3988
2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya. Ministerstvo obrazovaniya i nauki RF. Available at: kjr://minobrnauki.rf/dokumenty/922
3. Zhuravlev I.K. Rukovodstvo samostoyatel'noj poznavatel'noj deyatel'nost'yu uchaschihsya. Novye issledovaniya v pedagogicheskih naukah. Moskva: Pedagogika, 2009; Vyp. 2: 31 - 34.
4. Konovodova Yu.A. Otlichie samostoyatel'noj deyatel'nosti uchaschihsya ot samostoyatel'noj raboty uchaschihsya. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya: materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Perm', 2014; T. I: 67 - 71.
5. O Nacional'noj strategii dejstvij v interesah detej na 2012 - 2017 gody. Ukaz Prezidenta RF ot 01 iyunya 2012 g. № 761. Sistema GARANT: Available at: http://base.garant.ru /70183566/#ixzz4DkEzJith
Статья поступила в редакцию 08.02.19
УДК 377+378
Alexandrova N.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Higher School of Folk Arts (Academy) (St. Petersburg, Russia), E-mail: profped@bk.ru
METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF DIDACTICS OF VOCATIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF TRADITIONAL APPLIED ART. The article is dedicated to the identification of the methodological foundations of the didactics of vocational education in the field of traditional applied art, namely, approaches, concepts, trends. The relevance of the research consists in theoretical understanding, systematization and generalization of modern didactic achievements of professional education in the above-mentioned area for their subsequent introduction into mass educational practice. Particular attention is paid to the identification of methodological grounds that are specific to the field of preparation of artists in secondary vocational and higher education. The work disclosed new approaches for professional pedagogy stated in the results of scientific research. The specific logic of research methodology of didactic objects of vocational education in the field of traditional applied art has been built. The material of the article is based on the research of scientists of the Higher School of Folk Arts (Academy).
Key words: vocational education didactics, traditional applied art, approaches, concept, trend.
Н.М. Александрова, д-р пед. наук, проф., Высшая школа народных искусств (академия), г. Санкт-Петербург, E-mail: profped@bk.ru
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДИДАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ТРАДИЦИОННОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Статья посвящена выявлению методологических оснований дидактики профессионального образования в области традиционного прикладного искусства, а именно, подходов, понятий, тенденций. Актуальность исследования состоит в теоретическом осмыслении, систематизации и обобщении современных дидактических достижений профессионального образования в указанной выше области для последующего внедрении их в массовую образовательную практику. Особое внимание уделено выявлению методологических оснований, которые являются специфическими для области подготовки художников в среднем профессиональном и высшем образовании. Раскрыты новые для профессиональной педагогики подходы, заявленные в результатах научных исследований. Выстроена специфическая логика методологии исследований дидактических объектов профессионального образования в сфере традиционного прикладного искусства. Материал статьи основан на научных исследованиях ученых Высшей школы народных искусств (академии).
Ключевые слова: дидактика профессионального образования, традиционное прикладное искусство, подходы, понятие, тенденция.
Профессиональное образование в области традиционного прикладного искусства является новым объектом исследования профессиональной педагогики. Объект исследования включает разные его уровни, но чаще всего среднее профессиональное и высшее образование. Изучение дидактики профессионального образования в области традиционного прикладного искусства сосредоточено в основном в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Высшая школа народных искусств (академия)». Это учебное заведение существует уже 15 лет, подготавливает бакалавров, специалистов, магистров по таким видам традиционного прикладного искусства как: художественное кружевоплетение, художественная вышивка, косторезное искусство, лаковая миниатюрная живопись, ювелирное искусство, художественная резьба по дереву, декоративная роспись по дереву, металлу, ткани. При этом учебном заведении успешно работает диссертационный совет по научной специальности 13.00.08 - теория и методика профессионального образования, в котором защищены более 25 исследовательских работ по профессиональному образованию в области различных видов традиционного прикладного искусства.
Именно в Высшей школе народных искусств (академии) впервые применена концепция многоуровневой преемственности и непрерывности среднего профессионального и высшего образования в области традиционного прикладного искусства, разработана и внедрена структура нового учебного заведения высшего образования в сфере народного искусства. Заслуга в этом всего коллектива вуза и, прежде всего, его руководителя и вдохновителя академика Российской академии образования В.Ф. Максимович [1; 2].
За указанный выше период научная школа В.Ф. Максимович развернула свои исследования в методологии, дидактике, методике профессионального образования по различным видам традиционного прикладного искусства, что вносит существенный вклад в развитие профессиональной педагогики и открывает её новое направление. Остановимся на этом более подробно.
Как показали многолетние исследования методология, являющаяся отраслью научного познания дидактики и методики среднего профессионального и высшего образования, в соответствии с новым предметом исследования - традиционным прикладным искусством изменяется. Эти изменения касаются подходов и их функций, понятий, тенденций развития образования. Известные в профессиональной педагогике интегративный, модульный, личностно-деятельностный и
другие методологические подходы обогащаются новыми свойствами и возможностями применения.
Так, использование интегративного подхода в исследовании учебных дисциплин профессионального цикла подготовки художников-ювелиров в среднем профессиональном образовании [3] доказало, что, во-первых, интегративный подход в изучении дидактических объектов применим в единой логике с системным подходом, во-вторых, этот подход в контексте модульной структуры содержания образования, заявленной в современных Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования, возможно соединить с модульным подходом в интегративно-модульный подход.
Логическое соединение интегративного и системного подходов при изучении учебных дисциплин в подготовке художников-ювелиров позволило вначале установить несколько уровней и стадий интеграции дисциплин, а затем интеграцией создать их общее системное построение и рассмотреть его универсальным системным подходом. В интегративной методологии профессионального образования, основанной в конце XX века отечественными учеными [4], определен высший результат (продукт) интеграции - система. Именно это утверждение было взято за научную основу в сочетании действий этих двух подходов. Благодаря этому выявлено: на междисциплинарном и внутридисциплинарном уровнях интеграции новые понятия и умения для формирования профессионального мастерства будущего художника-ювелира; стадийная последовательность изучения содержания учебных дисциплин профессионального цикла обучения; система эффективных методов, средств, форм и критериев оценивания обучения профессиональному мастерству.
Применение интегративно-модульного подхода к изучению содержания учебных дисциплин в становлении профессионального мастерства у будущих художников ювелирной отрасли позволило: в соответствии с признаками мастерства сопоставить формируемые в современном модульном обучении знания, умения, навыки с содержанием всех дисциплин и определить новые деятельностно-содержательные основы интеграции, которые необходимы для эффективного формирования мастерства; предложить по результатам этого исследования новые модули содержания, их технологическую последовательность изучения.
Дидактические исследования в области профессионального образования по различным видам традиционного прикладного искусства выявили и новые ме-
тодологические подходы. Это регионально-исторический и художественно-творческий подходы.
Необходимость применения регионально-исторического подхода исходит из того, что содержание и процесс профессионального образования в области традиционного прикладного искусства строится по каждому его виду отдельно. Это подтверждается отличием в предметах, средствах и продуктах профессиональной деятельности художников различных видов этого искусства. Так холуйская лаковая миниатюрная живопись отличается этими признаками от федоскинской лаковой миниатюрной живописи или палехской лаковой миниатюрной живописи [5; 6]. В исследованиях ученых доказано, что для глубокого понимания и видов профессиональной деятельности, и содержания образования по отдельному виду традиционного прикладного искусства нужно изучить его региональные и исторические корни. История развития отдельного вида искусства всегда связана с конкретным регионом его появления. Эта взаимосвязь влияет на появление композиционных, колористических, конструкционных, технологических, орнаментальных особенностей каждого конкретного вида искусства. Она проявляется через виды и художественно-технологическую особенность деятельности, результаты работы художника.
Ярким примером использования регионально-исторического подхода является изучение и анализ среднего профессионального образования в области художественного кружевоплетения Рязанского региона, проведенный Д.Ю. Хри-столюбовой [7]. В результате проведенных исследований были определены этапы становления и развития этого вида традиционного прикладного искусства в Рязанском регионе; установлены многочисленные педагогические ошибки, допущенные в современном содержании и процессе обучения. Это послужило причиной изменения содержания учебных дисциплин профессионального цикла. Для чего впервые введено изучение всех техник плетения, которые были характерны для центров кружевоплетения Рязанской области, освоение технологии сочетания ручного кружевоплетения и вышивки в одной художественной работе; формирование умений применения многообразия колористических решений видов художественного кружевоплетения этого региона.
Художественно-творческий подход используется при изучении образовательной среды учебного заведения для подготовки художников традиционного прикладного искусства. Впервые он был применен в 2012 году П.В. Гусевой для исследования дидактический условий в высшем профессиональном образовании художников-иконописцев [8]. Основной принцип педагогического действия художественно-творческого подхода к изучению среды образования - это установление доминантности выстраивания таких отношений между преподавателем и студентом, когда преподаватель старается передать студенту своё профессиональное мастерство, а обучающийся стремится его постичь. Применение художественно-творческого подхода к исследованию образовательной среды послужило причиной появления нового понятия «художественно-творческая среда». Под художественно-творческой средой в профессиональном образовании специ-
Библиографический список
алистов, бакалавров и магистров традиционного прикладного искусства в настоящее время понимают не только наличие оборудования специализированных кабинетов и мастерских, образцов высокохудожественных изделий, творческих проектов, но и созданная особая атмосфера творчества и уважения к художнику.
Отсюда, можно сделать вывод о том, что регионально-исторический и художественно-творческий подходы необходимы для использования в дидактике профессионального образования области традиционного прикладного искусства.
Изучение дидактических объектов профессионального образования в области традиционного прикладного искусства привело к открытию новых понятий, которые имеют научно обоснованные определения.
Среди них, понятие «метадисциплина «Декоративный рисунок», используемое в подготовке художников в высшем образовании по всем профилям традиционного прикладного искусства, которое определяется как результат интеграции двух частей (инвариантной и вариативной): «Декоративный рисунок для всех видов традиционного прикладного искусства» (инвариантная часть метадисципли-ны) и «Декоративный рисунок по видам традиционного прикладного искусства» (вариативная часть метадисциплины) [9, с. 9].
Поиск и использование традиционных для профессионального образования и новых методологических подходов, понятий приводит к выявлению важнейшего методолого-теоретического аспекта исследования педагогических явлений в области традиционного прикладного искусства - тенденций развития профессионального образования в каждом конкретном его виде. Эта логическая связь прослеживается в педагогических научных работах ученых по художественному кружевоплетению, художественной вышивке, лаковой миниатюрной живописи, ювелирному искусству, декоративной росписи по металлу и дереву и другим видам.
Так, использование Д.С. Дроновым регионально-исторического, социально-экономического и личностно-деятельностного подходов в исследовании подготовки конкурентоспособных на рынке труда художников-ювелиров [9] позволили выявить важнейшую тенденцию развития профессионального образования - подготовка специалистов, способных сохранять традиции ювелирного искусства, противостоять появлению низкокачественной массовой продукции, более эффективно применять достижения новых технологий ювелирного производства.
Определение и использование новых понятий, таких как, «условия формирования социокультурной адаптации художника», «художественно-эстетические потребности личности художника» и других легли в основу определения требований к процессу обучения художников в профессиональном учебном заведении.
Результаты анализа использованных исследователями для изучения дидактических объектов профессионального образования в области традиционного прикладного искусства подходов, научных понятий и тенденций доказывает становление нового раздела профессиональной педагогики - методологии дидактики традиционного прикладного искусства.
1. Максимович В.Ф. Теоретико-методологические основы подготовки специалистов в области традиционного прикладного искусства. Научный диалог. 2016; 12 (60): 387 - 398.
2. Максимович В.Ф. Теория и практика подготовки учащихся по художественно-промышленным видам труда в условиях непрерывного образования. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2000.
3. Александрова Н.М., Чуракова М.В. Обоснование отбора профессиональных учебных дисциплин с целью формирования профессионального мастерства художников-ювелиров в среднем профессиональном образовании. Научное мнение. 2018; 11: 52 - 57.
4. Беляева А.П. Методология и теория профессиональной педагогики. Санкт-Петербург: Институт профтехобразоваия РАО, 1999.
5. Бесшапошникова Ю.А. Художественно-технологическое содержание высшего образования в холуйской лаковой миниатюрной живописи. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2015.
6. Салтанов М.А. Инновации в содержании профессионального образования в области федоскинской лаковой миниатюрной живописи Мир науки, культуры, образования. 2017; 2 (63): 159 - 161.
7. Христолюбова Д.Ю. Особенности содержания среднего профессионального образования в области художественного кружевоплетения Рязанского региона Диссертация кандидата педагогических наук: Санкт-Петербург, 2017.
8. Гусева П.В. Формирование мастерства будущих художников палехской иконописи в высшей профессиональной школе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2012.
9. Ломакин М.О. Декоративный рисунок в подготовке бакалавров по конкретным видам традиционного прикладного искусства. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2016.
10. Дронов Д.С. Формирование системы художественно-эстетических ценностей при профессиональной подготовке студентов на кафедре ювелирного и косторезного искусств ВШНИ. Мир науки, культуры, образования. 2017; 3 (64): 201 - 203.
References
1. Maksimovich V.F. Teoretiko-metodologicheskie osnovy podgotovki specialistov v oblasti tradicionnogo prikladnogo iskusstva. Nauchnyj dialog. 2016; 12 (60): 387 - 398.
2. Maksimovich V.F. Teoriya ipraktika podgotovki uchaschihsya po hudozhestvenno-promyshlennym vidam truda v usloviyah nepreryvnogo obrazovaniya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2000.
3. Aleksandrova N.M., Churakova M.V. Obosnovanie otbora professional'nyh uchebnyh disciplin s cel'yu formirovaniya professional'nogo masterstva hudozhnikov-yuvelirov v srednem professionalem obrazovanii. Nauchnoe mnenie. 2018; 11: 52 - 57.
4. Belyaeva A.P. Metodologiya i teoriya professional'nojpedagogiki. Sankt-Peterburg: Institut proftehobrazovaiya RAO, 1999.
5. Besshaposhnikova Yu.A. Hudozhestvenno-tehnologicheskoe soderzhanie vysshego obrazovaniya v holujskoj lakovoj miniatyurnoj zhivopisi. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2015.
6. Saltanov M.A. Innovacii v soderzhanii professional'nogo obrazovaniya v oblasti fedoskinskoj lakovoj miniatyurnoj zhivopisi Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2017; 2 (63): 159 - 161.
7. Hristolyubova D.Yu. Osobennosti soderzhaniya srednego professional'nogo obrazovaniya v oblasti hudozhestvennogo kruzhevopleteniya Ryazanskogo regiona Dissertaciya kandidata pedagogicheskih nauk: Sankt-Peterburg, 2017.
8. Guseva P.V. Formirovanie masterstva buduschih hudozhnikov palehskoj ikonopisi v vysshejprofessional'noj shkole. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2012.
9. Lomakin M.O. Dekorativnyj risunok v podgotovke bakalavrov po konkretnym vidam tradicionnogo prikladnogo iskusstva. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2016.
10. Dronov D.S. Formirovanie sistemy hudozhestvenno-'esteticheskih cennostej pri professional'noj podgotovke studentov na kafedre yuvelirnogo i kostoreznogo iskusstv VShNI. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 3 (64): 201 - 203.
Статья поступила в редакцию 01.02.19
УДК 378
Vasilieva E.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Drawing and Painting Department, Higher School of Folk Arts (Academy) (St. Petersburg, Russia),
E-mail: vaskrav@bk.ru
Ukolova Yu.I., junior research associate, Mstyora branch of Lacquer Miniature Painting n.a. F.A. Modorov, Higher School of Folk Arts (Academy)
(Mstjora, Vladimirskaya Region, Russia), E-mail: zayceva_j.i@mail.ru
THE INFLUENCE OF THE RULES OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS AND APPLICATION OF AN INTEGRATIVE APPROACH IN TEACHING ART SUBJECTS ON EFFECTIVE LEARNING IN HIGHER EDUCATION. The article analyzes a problem of training specialists and bachelors of lacquer miniature painting in the field of plastic and fine arts. The authors consider the basic rules for the organization of the educational process, describe the developed requirements for monitoring the implementation of educational tasks of artistic disciplines, given in a number of recommendations for teaching, used in the Higher School of Folk Arts (Academy) and branches. The interrelation of subjects of drawing and painting with composition and design expressed in: coordination of the thematic contents of programs of educational disciplines on studying of objects and application of an associative method of the image at application of the integrative approach in the course of training of future artists of lacquer miniature painting is considered.
Key words: artistic disciplines, integrative approach, theme, learning, image.
Е.И. Васильева, канд. пед. наук, проф. каф. рисунка и живописи, Высшая школа народных искусств (академии), г. Санкт-Петербург,
E-mail: vaskrav@bk.ru
Ю.И. Уколова, мл. научный сотрудник Мстёрского филиала лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова, ФГБОУ ВО «Высшая школа
народных искусств» (академия), Мстёра, Владимирская область, E-mail: zayceva_j.i@mail.ru
ВЛИЯНИЕ ПРАВИЛ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена анализу проблемы подготовки специалистов и бакалавров лаковой миниатюрной живописи в сфере пластических и изобразительных искусств. Авторы рассматривают общие правила по организации учебного процесса, описываются разработанные требования контроля выполнения учебных заданий художественных дисциплин, данные в ряде рекомендаций по преподаванию, применяемые в Высшей школе народных искусств (академии) и филиалах. Рассматривается взаимосвязь предметов рисунка и живописи с композицией и проектированием, выраженная в: согласовании тематического содержания программ учебных дисциплин по изучению объектов и применение ассоциативного метода изображения образа при применении интегративно-го подхода в процессе обучения будущих художников лаковой миниатюрной живописи.
Ключевые слова: художественные дисциплины, интегративный подход, тема, обучение, изображение.
Проблемы современного высшего образования в сфере пластических и изобразительных искусств, проявляются и при подготовке специалистов и бакалавров лаковой миниатюрной живописи. Актуальными остаются проблемы преподавания рисунка и живописи наряду с профильными предметами проектированием, общей композицией. «Современные требования диктуют применение новых технологий в процессе обучения студентов различных профилей подготовки в системе высшего образования» [1, с. 88].
Исследование и разработка новых подходов к обучению - это способ определения современных направлений содержания в сфере профессиональной подготовки, который представляет для педагогов не только практический, но и научный интерес. «Сфера образования формирует разноплановые способы организации педагогической деятельности различного направления, где необходимо развитие новых педагогических идей, нацеленных на повышение уровня знаний, умений и способности к самообразованию у обучающегося, как субъекта образовательного процесса» [2, с. 83].
Президент Высшей школы народных искусств (академии) В.Ф. Максимович считает, что для улучшения качества высшего образования требуется модернизация учебной программы. «Перед педагогической наукой стоят задачи усиления комплексных научных исследований в вопросах повышения качества подготовки специалистов в области народных художественных промыслов, поиск новых форм и методов» [3, с. 18].
«Базируясь на опыте русской и европейской художественных школ в применении традиционных подходов, педагогических методов, остаётся необходимость углубления в требования специфики конкретной специализации и применение современных технологий в обучении студентов» [1, с. 88].
Современные проблемы преподавания художественных дисциплин в системе высшего образования выражаются в том, что подход в обучении студентов различных специализаций зачастую остаётся традиционным. Говоря о традиционном подходе в преподавании, например, рисунка и живописи, мы имеем в виду академический, при котором достигается результат реалистического изображения с натуры.
Профессор русской академической школы, построенной на системном академическом подходе М.Д. Бернштейн описывал основные установки, обеспечивающие высокое качество обучения рисунку, которые выражаются в «развитии творческих способностей на основе познавательного, активного восприятия действительности и явлений природы» [4, с. 3].
Перед преподавателями ставятся вопросы, касающиеся содержания программ и методик преподавания художественных дисциплин будущим художникам. «Модернизация высшего образования является неотъемлемой частью развития современного общества и ставит задачу соответствия содержания
образовательных программ новым требованиям, улучшения качества обучения будущих специалистов» [5, с. 67].
«Важной задачей образования в сфере декоративно-прикладного искусства, становится повышения качества профессиональных компетенций будущих художников, что требует разноплановых способов организации педагогической деятельности» [6, с. 6]. Эффективность организации процесса обучения в системе высшего образования зависит и от взаимодействия кафедр выпускающих с преподаванием других учебных дисциплин.
Организация процесса обучения в сфере высшего образования для будущих художников требует направленности на определённый профиль. «Остаётся необходимость согласованности по темам содержания программ художественных дисциплин и профильных предметов» [1, с. 88].
Выполнение ряда требований организации и контроля процесса обучения, согласование сроков выполнения тем с выпускающими кафедрами, взаимодействие педагогов художественных и специальных дисциплин, укрепление междисциплинарных связей, выраженное в тематическом содержании с профильными предметами, повышает эффективность обучения рисунку, живописи, композиции. Применение интегративного подхода преподавания художественных дисциплин может стать одним из составляющих способов способных влиять на качество обучения лаковой миниатюрной живописи на всех уровнях высшего образования.
На XXIV Международной научно-практическая конференция «Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития», которая состоялась в ноябре 2018 года в Санкт-Петербурге прозвучал доклад Ю.И. Уколовой, который осветил процесс и результаты педагогического эксперимента по внедрению интегративного подхода преподавания художественных дисциплин в институте лаковой миниатюрной живописи им. Ф.А. Модорова.
При подготовке бакалавров по профилю художественная роспись - мстёр-ская лаковая миниатюрная живопись, Мстёрский филиал ВШНИ столкнулся с научными и практическими трудностями в области педагогической взаимосвязи между художественной и проектной деятельностью. Данные трудности выражались в недостаточном уровне развития навыков у студентов при проектировании, по применению умений трансформировать и компоновать объекты декоративно ранее изображенной действительности реалистическим способом.
На учебной дисциплине «Проектирование» будущие бакалавры должны овладеть высоким уровнем знаний применения умений и навыков академического и декоративного рисунка по профилю подготовки. Однако, изучение содержания образовательных программ учебных дисциплинам, а также сопоставление практических результатов выполнения проектной графики с современными требованиями подготовки студентов на всех уровнях высшего образования показали не-