ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОСТРОЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Р.В. Опарин
Кафедра педагогики и психологии Горно-Алтайский государственный университет ул. Ленкина, 1, Горно-Алтайск, Республика Алтай, Россия, 649000
Рассматриваются сущность, структура, принципы, содержание концепции непрерывного экологического образования. Показаны основные направления реализации концепции в Республике Алтай и ожидаемые результаты.
Ключевые слова: непрерывное экологическое образование, концепция непрерывного экологического образования.
Всегда существовавшие противоречия между природой и обществом качественно изменились и превратились в важнейшую особенность современной истории человечества. Преодоление этих противоречий требует не только целенаправленного регулирования человеческой активности, но и разработки новой системы образования, которое, будучи наполненным экологическим смыслом, станет истинно экологическим образованием.
В экологическом аспекте образование начинает осознаваться как основополагающий механизм, посредством которого можно решать глобальные проблемы человечества, в том числе экологические. Недаром в правительственных документах эта проблема приобретает законодательный статус. Так, раздел Х Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» называется: «Экологическое воспитание, образование, научные исследования». В его статьях (ст. 73 «Всеобщность, комплексность и непрерывность экологического образования»; ст. 76 «Обязательность преподавания экологических знаний в учебных заведениях»; ст. 77 «Научные экологические исследования»), а также в постановлении Правительства РФ от 03.11.94 «О мерах по улучшению экологического образования» указывается на обязательность всеобщего комплексного и непрерывного экологического образования и воспитания, подчеркивается важность распространения экологических знаний, а также знаний природоохранного законодательства.
Под экологическим образованием понимается процесс наследования и расширенного воспроизводства человеком экологической культуры посредством обучения, воспитания и самообразования, а также в рамках трудовой и бытовой деятельности; под непрерывным экологическим образованием — обогащение экологической культуры человека на протяжении всей жизни. Система непрерывного экологического образования объединяет, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», совокупность экологических образовательных программ (основных и дополнительных) и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сеть реализующих их образовательных учреж-
дений разных организационно-правовых форм, типов и видов, систему управления непрерывным экологическим образованием.
Основными целями непрерывного экологического образования являются развитие экологического сознания и мышления, экологической культуры личности и общества, ответственного отношения каждого человека к природе; формирование практического опыта природопользования и компетентного принятия решений (каждым на своем уровне).
Экологическая культура — элемент общечеловеческой культуры, одна из ее граней, она отражает взаимосвязи человека и общества в целом с природой во всех видах деятельности. Центром экологической культуры являются универсальные ценности и такие способы деятельности, которые позволяют сохранять эти ценности. Критерием сформированности экологической культуры являются обоснованные с точки зрения законов экологии поступки, поведение и деятельность человека, действия экологически сообразные условиям социоприродной среды.
Рассматривая феномен экологической культуры, следует оценивать экологическое мышление и экологическое сознание людей, определяющие в конечном счете качество отношений человека к природе и себе подобным, а также экологическую деятельность. Таким образом, экологическая культура рассматривается как широкое интегративное свойство личности и общества в целом.
Экологическое мышление рассматривается как процесс мыслительной деятельности, направленной на решение конкретных экологических задач. Экологическое сознание — более широкая категория, чем экологическое мышление. В данной статье оно рассматривается как совокупность взглядов, теорий, концепций, отражающих проблемы взаимодействия общества и окружающей природной среды. Экологическое сознание определяет иной масштаб деятельности: историческую оценку достижений человечества во взаимодействии с природой, планирование предстоящей деятельности и прогнозирование ее результатов. Таким образом, экологическая культура — сложная категория, процесс формирования и развития которой осуществляется на протяжении всей жизни человека; начало она берет в дошкольном возрасте, а ее становление и развитие должно происходить в управляемой системе, включающей в себя не только образовательные учреждения, но и всю образовательную среду в широком ее понимании. В связи с этим разработка и внедрение эффективной системы экологического образования подрастающего поколения является актуальной проблемой, требующей радикальных мер как в общероссийском, так и в региональном масштабах. Решение названной проблемы имеет целью обеспечить устойчивое развитие биосферы, общества и человека.
Региональные культурные, экологические, национальные, экономические особенности и традиции создают специфические экологические проблемы для каждого отдельного региона, которые не могут быть решены без радикального изменения взаимоотношений населения и природы этого региона.
Решить проблемы глобального и регионального масштаба можно только с помощью формирования у населения экологической культуры, навыков экологически оправданных взаимоотношений с природой, окружающей средой в целом.
Целью концепции непрерывного экологического образования является разработка научно-теоретических основ региональной системы обучения, воспитания и развития населения Республики Алтай, в условиях которой каждому человеку обеспечивается реальная возможность приобщиться к экологической культуре и сформировать знания о законах, по которым живет природа, систему основополагающих понятий о процессах, происходящих в живой природе, что позволит правильно организовать любую деятельность человека, предвидеть результаты воздействия на природу, предотвратить ее деградацию и добиться устойчивого развития природы и общества.
Задачей настоящей концепции является разработка регионального механизма достижения поставленной цели средствами научно обоснованных образовательных технологий, учитывающих региональные культурные, экономические, национальные, экологические, коммуникативные и образовательные особенности Республики Алтай.
Все это определило необходимость разработки и реализации концепции развития непрерывного экологического образования в Республике Алтай.
Данная концепция построена на ряде положений, среди которых наиболее существенными являются следующие.
1. Целостный подход к экологическому образованию, который рассматривается как функциональное и логическое единство всех компонентов системы образования. Требование целостности предполагает непрерывность и последовательность развития экологической культуры человека, начиная с дошкольного возраста и до завершения периода его гражданского становления.
2. Установка не только на сообщение молодым людям соответствующих знаний и умений, но и на формирование у них экологического мировоззрения, нравственной, психологической и практической готовности к экологически целесообразному природопользованию, сознательных действий по сохранению среды жизни человека.
3. Необходимость введения в современную дидактику основного принципа экологического образования с его содержательными, нормативными и процессуальными функциями, являющимися инструментарием для реализации этого принципа в системе образования.
4. Краеведческий подход, предполагающий знакомство с национальными и культурными традициями, природными и социально-экономическими условиями, характерными для региона.
Основными направлениями реализации концепции являются:
— разработка методов, технологий целостного экологического образования детей в учебной и внеучебной деятельности;
— подготовка программ специальных факультативов по углублению знаний и выработке практических навыков учащихся с учетом этнических традиций коренных народов Горного Алтая;
— включение в существующие учебные программы основных элементов целостной программы развития экологической культуры;
— применение новых педагогических технологий и методов обучения в сфере экологического образования, включая дистанционные;
— интеграция научного потенциала Республики Алтай и региональной системы экологического образования;
— создание региональной системы оценки качества экологического образования;
— развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования и научно-педагогических кадров республики по проблемам экологического образования;
— подготовка и издание экологически ориентированных учебников, пособий, научной и методической литературы для обеспечения реализации регионального компонента экологического образования;
— развитие равноправного партнерства системы экологического образования Республики Алтай с системами образования других субъектов Российской Федерации, с системами образования зарубежных стран.
Ожидаемые результаты реализации концепции:
— развитие системы непрерывного экологического образования Республики Алтай как части системы образования Российской Федерации в интересах личности, общества и государства;
— реализация федерального и национально-регионального компонентов государственных образовательных стандартов и образовательных программ на всех уровнях экологического образования; совершенствование содержания национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов дошкольного, начального, основного и полного (среднего) общего образования; повышение образовательного уровня и профессиональной компетентности педагогических работников в сфере экологического образования;
— оптимизация сети образовательных учреждений Республики Алтай, способствующая повышению качества образования учащихся общеобразовательных учреждений;
— реализация республиканских, муниципальных (местных) программ экологического образования как составной части Программы;
— создание информационного банка данных о системе непрерывного экологического образования Республики Алтай;
— осуществление мониторинга состояния системы экологического образования Республики Алтай;
— создание единой региональной системы экологического образования, обеспечивающей тесную взаимосвязь и преемственность всех уровней образования: от дошкольного до вузовского и послевузовского.
Особую актуальность данная концепция приобретает после признания Горного Алтая эталоном нетронутой природы планетарного масштаба, когда пять его территорий (Алтайского, Катунского заповедников, Телецкого озера, плато Укок и горы Белуха) вошли в список объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Это определило необходимость разработки и принятия на республиканском уровне Концепции устойчивого развития Республики Алтай, одним
из приоритетов которой является экологическое образование подрастающего поколения. Реальным воплощением данной концепции в системе образования может стать предложенная автором оригинальная концепция развития непрерывного экологического образования в Республике Алтай.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. — М.: Логос, 2000.
THEORETICAL OF THE PRECONDITION OF CONSTRUCTION OF THE CONCEPT OF CONTINUOUS ECOLOGICAL EDUCATION
R.V. Oparin
Chair of Pedagogics and Psychology The Gorno-Altaisk State University Lenkina str., 1, Gorno-Altaisk, Russia, 649000
In given article the essence, structure, principles, the maintenance of the concept of continuous ecological education in Republic Altai are considered. The basic directions of realization of the concept and expected results are shown.
Key words: continuous ecological education, pedagogical system, concept of continuous ecological education.