т.е. не всегда способны быть ликвидными. Здесь требуются и умения, и социальные навыки и культурные ценности. Но и этого не достаточно - для ликвидности требуется опыт социальных практик взаимодействия с людьми. Образовательным продуктом Lingua-Центра гуманитарного образования является гуманитарный капитал, а результатом образования является готовность к диалогическому взаимодействию с другими людьми и культурами.
Как для отдельного человека образование, квалификация, культура — это основа успешной карьеры, так и для целой
Библиографический список
1. Каган, М.С.Человек как проблема современной философии.
_http://anthropology.ш/шrtexts/kagan/man.htmL
2. Каган, М.С. Философия культуры [Текст] / М.С. Каган; С.-Пб., ТОО ТК Петрополис, 1996.
3. Сысоев, П.В. Культурное самоопределение личности в контексте диалога культур: монография. Тамбов: Изд-во ТГУ им.Г.Р. Державина, 2001.
4. Пассов, Е.И. Концепция коммуникативного иноязычного образования (теория и ее реализация) / Е.И. Пассов, Л.В. Кибирева, Э. Колларова: методическое пособие для русистов. - СПб.: «Златоуст», 2007.
5. Пассов, Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. 5-11 классы. - М.: «Просвещение», 2000.
Статья поступила в редакцию 18.03.09
УДК 37.01:001.8
Р.В. Опарин, канд. пед. наук, доц. ГАГУ, г. Горно-Алтайск
КОНЦЕПЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ФИЛОСОФСКИХ КАТЕГОРИЙ ОБЩЕГО И ОСОБЕННОГО
В работе рассматриваются теоретико-методологические аспекты построения концепции непрерывного экологического образования, которая имеет общий характер, и определяет логику построения частных концепций экологического образования, учитывающих специфику регионов, но не теряющих при этом концептуальных положений и принципов. Предлагается педагогическая технология непрерывного экологического образования как механизм реализации непрерывного экологического образования.
Ключевые слова: непрерывное экологическое образование, педагогическая система, педагогические принципы.
страны ее интеллектуальный, социальный и культурный потенциал, тот уровень образования, который она обеспечивает для своих граждан — условие успешного развития в современном мире. Создать необходимые условия для развития инициативы, в том числе и в сфере образования, которая направлена на решение практических задач, стоящих перед страной — вот тот подход, который, по нашему мнению, должен быть положен сегодня в основу государственной и региональной политики в этой сфере. А в том, что образование - экономическая категория, у нас нет сомнения.
По мнению ведущих исследователей проблема экологического образования [1, 2] должна исследоваться в нескольких аспектах: методологическом, философско-социологическом, естественно-научном, психолого-педагогическом и других. При этом особую роль играют методологические исследования, так как сама методология несет в себе нормативную составляющую и ее важной задачей становится теоретическое осмысление и методологическое обеспечение исследовательской работы. Такого рода научное исследование проблемы носит опережающий характер по отношению к педагогической практике, позволяет преобразовывать и совершенствовать ее. В ходе наших многолетних исследований была разработана и представлена концепция непрерывного экологического образования, имеющая всеобщий характер, которая была реализована на примере специфического региона -Республики Алтай. Ее разработка объясняется в работе следующими обстоятельствами.
В связи с тем, что экологическая культура людей в целом в любом государстве, в том числе и в России, неадекватна экологическому состоянию природы, мы считали необходимым работать над собственной концепцией экологического образования, а не просто ссылаться на документы, в которых уже
сформулированы общие теоретические положения и установки. Такое решение можно объяснить следующими обстоятельствами: во-первых, это дает возможность определить общую направленность и ориентиры исследовательского поиска; во-вторых, отобрать актуальные именно для данного исследования положения, расставить соответствующие акценты; в-третьих, позволяет выделить ведущие факторы развития изучаемого объекта; в-четвертых, позволяет выяснить, какие аспекты существующей концепции экологического образования требуют совершенствования или коренных изменений; в-пятых, понять, почему, несмотря на то, что учеными-педагогами и практиками доказана целесообразность и необходимость экологического образования, практика его реализации, непосредственно ориентированная на формирование и развитие экологической культуры, находится на неудовлетворительном уровне. Все это вместе открывает возможность получить не только практические результаты, но и сделать теоретические приращения и выводы.
Таким образом, Концепцию мы представляли как систему идей, взглядов, установок, которая должна служить отправной теоретической базой, стратегическим ориентиром конкретного поиска, которая, будучи опосредована и проверена
практикой, может превратиться в теорию. Концепция в нашей работе является методологической и теоретической базой исследовательской деятельности и содержит зерно преобразования — мысли о том, как можно разрешить поставленную в работе проблему. Она содержит методологические установки, положения теории и конструктивную часть — направления и идеи преобразования.
Методологическое знание отличает наиболее высокая степень обобщенности, устойчивости, нормативной категоричности. И именно поэтому оно очень абстрактно и недостаточно для решения конкретных проблем практики. Влияние методологии (скажем, принципов диалектики, положений синергетики, теории систем) на практику опосредовано положениями конкретной педагогической теории (развивающего обучения, свободного воспитания, социальной педагогики, педагогической психологии, концепции и положений личностно ориентированного, деятельностного и иных подходов). В свою очередь, обобщение практики, извлечение мысли, выведенной из опыта (К.Д. Ушинский), — прерогатива теории, и именно через нее, как правило, методологические положения и установки воздействуют на практику. В конечном счете и методологическое, и теоретическое знание в прикладных исследованиях возвращается в практику, превращается в практические рекомендации, хотя связь методологии с конкретной практикой опосредована теорией, методикой, технологией. Неудачи же практики нередко обусловлены несовершенством или неадекватностью последних и не свидетельствуют о несостоятельности методологии.
Для нас было важно построить такую Концепцию, которая носит общий характер, охватывает основополагающие идеи, чтобы затем методом дедукции можно было выстраивать частные Концепции экологического образования, учитывающие специфику регионов, но не теряющие при этом концептуальные положения и принципы.
Целью Концепции развития непрерывного экологического образования в Республике Алтай (далее «Концепции»), являлась необходимость разработки научно-теоретических основ системы экологического образования в регионе, в условиях которого каждому ее жителю обеспечивается реальная возможность приобщиться к экологической культуре и сформировать знания о законах природы, систему основополагающих понятий о принципах, идеях и процессах в живой природе, что позволит правильно организовать любую деятельность человека, предвидеть результаты воздействия на природу, предотвратить ее деградацию и добиться устойчивого развития природы и общества.
Задачей настоящей концепции является разработка регионального механизма достижения поставленной цели средствами научно обоснованных образовательных технологий, учитывающих региональные культурные, экономические, национальные, экологические, коммуникативные и образовательные особенности Республики Алтай.
Все это определило настоятельную необходимость разработки и реализации Концепции развития непрерывного экологического образования в Республике Алтай.
Данная концепция построена на ряде положений, среди которых наиболее существенными являются следующие.
1. Подход к экологическому образованию как ведущему принципу рассматривается как функциональное и логическое единство всех компонентов системы образования. Реализация экологического образования как принципа предполагает непрерывность и последовательность развития экологической культуры человека, начиная с дошкольного возраста и до завершения периода его гражданского становления.
2. Установка делается не только на сообщение молодым людям соответствующих знаний и умений, но и на формирование у них экологического мировоззрения, нравственной, психологической и практической готовности к экологически целесообразному природопользованию, к сознательным действиям по сохранению среды жизни человека.
3. Краеведческий подход предполагает знакомство с национальными и культурными традициями, природными и социально-экономическими условиями, характерными для региона.
Основными направлениями реализации концепции являются:
- разработка методов, технологий целостного экологического образования детей в учебной и внеучебной деятельности;
- подготовка программ специальных факультативов по углублению знаний и выработке практических навыков учащихся с учетом этнических традиций коренных народов Горного Алтая;
- включение в существующие учебные программы основных элементов целостной программы развития экологической культуры;
- применение новых педагогических технологий и методов обучения в сфере экологического образования, включая дистанционные;
- интеграция научного потенциала Республики Алтай и региональной системы экологического образования;
- создание региональной системы оценки качества экологического образования;
- развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования и научно-педагогических кадров республики по проблемам экологического образования;
- подготовка и издание экологически ориентированных учебников, пособий, научной и методической литературы для обеспечения реализации регионального компонента экологического образования;
- развитие равноправного партнерства системы экологического образования Республики Алтай с системами образования других субъектов Российской Федерации, с системами образования зарубежных стран.
Ожидаемые результаты реализации Концепции:
- развитие системы непрерывного экологического образования Республики Алтай как части системы образования Российской Федерации в интересах личности, общества и государства;
- реализация федерального и национально-регионального компонентов государственных образовательных стандартов и образовательных программ на всех уровнях экологического образования; совершенствование содержания национальнорегионального компонента государственных образовательных стандартов дошкольного, начального, основного и полного (среднего) общего образования; повышение образовательного уровня и профессиональной компетентности педагогических работников в сфере экологического образования;
- оптимизация сети образовательных учреждений Республики Алтай, способствующая повышению качества образования учащихся;
- реализация республиканских, муниципальных (местных) программ экологического образования как составной части Программы;
- создание информационного банка данных о системе непрерывного экологического образования Республики Алтай;
- осуществление мониторинга состояния системы экологического образования Республики Алтай;
- создание единой региональной системы экологического образования, обеспечивающей тесную взаимосвязь и преемственность всех уровней образования: от дошкольного до вузовского и послевузовского.
Особую актуальность данная концепция приобретает после признания Горного Алтая эталоном нетронутой природы планетарного масштаба, когда пять его территорий (Алтайского, Катунского заповедников, Телецкого озера, плато Укок и гора Белуха) вошли в список объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Алтай — Золотые Горы». Это определило необходимость разработки и принятия на республиканском уровне Концепции устойчивого развития Республики Алтай, одним из приоритетов которой является экологическое образование подрастающего поколения. Реальным воплощением данной концепции в системе образования может стать предложенная автором оригинальная концепция развития непрерывного экологического образования в Республике Алтай.
Механизмом реализации непрерывного экологического образования в Республике Алтай является предлагаемая нами технология непрерывного экологического образования.
В широком смысле основная цель технологии непрерывного экологического образования состоит в содействии становлению и развитию всесторонне образованной социально активной личности, понимающей новые явления и процессы общественной жизни, владеющей системой взглядов, идейнонравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, обеспечивающих готовность к социально-ответственной деятельности и непрерывному образованию в быстро меняющемся мире.
Технология непрерывного экологического образования призвана:
- выступать в качестве способа сознательной деятельности педагога и обучаемых в реализации Концепции современного образования, которое должно иметь экологический характер;
- отражать научный подход к планированию, разработке, созданию и использованию оптимальной системы экологического образования;
- учитывать дидактические и воспитательные функции принципа экологического образования и обеспечивать эффективность его реализации;
- определять комплекс технологического обеспечения эффективной реализации экологического образования;
- содействовать распространению знаний об окружающей среде и ее состоянии во всех сферах учебной и внеучеб-ной деятельности;
- предоставлять критерии, стандарты, рекомендации по принятию решений в сфере охраны окружающей среды и комплексном решения социальных, экономических экологических проблем;
- демонстрировать возможности развития экономики при сохранении окружающей природной среды;
- повышать значимость экологических традиций и экологически целесообразных приемов хозяйствования разных
Библиографический список
народов для воспитания бережного отношения к природнокультурному наследию;
- способствовать личностному росту, саморазвитию, самореализации, самоактуализации учащихся;
- предоставлять возможности для становления и развития личности, ответственной за состоянии окружающей среды и проявляющей постоянную заботу о ней во всех видах деятельности;
- формировать бережное отношение к людям, природе, культурным ценностям (активная гражданская позиция; ценностная ориентация и эколого-гуманистическое мировоззрение, основанное на этике ответственности за состояние окружающей среды).
В более специфическом аспекте цель технологии непрерывного экологического образования - в создании механизма непрерывного приобретения знаний, умений, навыков, опыта, развития творческих способностей, самореализации, становления личности учащихся в процессе комплексного решения и предупреждения социальных, экономических, экологических проблем для повышения качества жизни ныне живущих и будущих поколений на основе устойчивого развития.
Основной результат реализации технологии непрерывного экологического образования представляет осознанная социально значимая деятельность, направленная на гармонизацию отношений с окружающей средой. Ближайшим результатом реализации технологии непрерывного экологического образования должно стать понимание необходимости не только экологических, но и социально-экономических перемен управления природопользованием (в масштабе мирового сообщества, отдельных государств, регионов, населенных пунктов, организаций и учебных заведений), строго соответствующих экологическим требованиям. Отдаленный результат - реализация аксиологического основания технологии непрерывного экологического образования - постматериальных ценностей (характеризующих общество, способное придти на смену обществу потребления). Таким образом, технология непрерывного экологического образования реализуется через учебные курсы, их базовый конструктивный компонент. Однако, учитывая, что концепция устойчивого развития способна играть роль системообразующего фактора в системе образования, появляется возможность осуществлять экологическое образование не фрагментарно, а системно. Технология непрерывного экологического образования представляет собой межпредметную область знания (включающую естественнонаучные, социальные, экономические дисциплины, системные науки)
и, с другой стороны, - процесс обучения, воспитания, саморазвития, самореализации, самоактуализации, ориентированный на содействие становлению независимых, критически мыслящих, духовно состоятельных, социально активных граждан, основывающихся в своих действиях на принципах экологической этики и постматериальных ценностях, стремящихся к получению знаний об окружающей среде, проявляющих заботу о ее состоянии лично и в сотрудничестве, содействующих решению существующих и предупреждению новых социальных, экономических, экологических проблем.
1. Мамедов, Н. М. Теоретические основы экологического образования / Н.М. Мамедов // Экологическое образование и устойчивое развитие. - М. : Прогресс, 1995.
2. Игнатова, В.А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : защищена 07.02.1998 : утв. 14.09.1998 / В.А. Игнатова. - Тюмень: ТГУ, 1998.
Статья поступила в редакцию 2.05.09