УДК 37.01.001.8
ПРОБЛЕМЫ ЭТНОЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ)
М.А. Андросов (Горно-Алтайск)
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (грант № 10-06-90760 моб-ст)
Аннотация. Раскрываются основные аспекты этноэкологического воспитания, его цели, задачи, региональная специфика. Приводятся рекомендации по совершенствованию этноэкологического воспитания школьников в Республике Алтай.
Ключевые слова: этнос; экология; экологическое воспитание.
Культура и содержание воспитания детей в народной среде - предмет интереса и научного анализа этнопеда-гогической мысли. Этот интерес, несомненно, распространяющийся и на традиционную систему коренных народов Сибири, вызван в настоящее время не только академическими соображениями, но и кризисным состоянием территорий и проживающих там этносов.
Сохранение традиционной воспитательной системы возможно на основе использования массива этнокультурных традиций коренного населения в условиях сосуществования и взаимосвязи разных культур и изменяющегося мира [9]. Примером этого может служить Республика Алтай, которая признана мировым сообществом экосистемным резерватом планетарного масштаба, всемирным банком биологического, ландшафтного и этнического разнообразия планеты. Кроме того, Республика Алтай является концентратом традиций природопользования коренных народов Сибири, позволивших сберечь это уникальное разнообразие [6]. Комплекс этноэкологических традиций являет собой образец гармоничного взаимодействия человека со средой обитания и может стать основой построения качественно нового подхода к природопользованию, образованию и воспитанию, в основе которых лежит народная система воспитания [5].
Народная система воспитания - это комплекс традиций, обычаев, обрядов, норм поведения, запретов, передающихся из поколения в поколение. Педагогическая мысль этноса представлена в устном народном творчестве. Каждый народ имеет свой идеал воспитания. Русскому человеку присущи такие черты, как духовность, поиск высшего смысла жизни, религиозность, гуманность, душевность, размах и героизм. Чувашский эталон воспитания слагается из гармонического единства семи добродетелей: трудолюбия, здоровья, ума, дружбы, доброты, целомудрия, честности. Модель саамского этнического воспитания определяется такими качествами, как миролюбие, кротость, гостеприимство, замкнутость. Этнопедагогика алтайцев раскрывается в системе «природа - человек - общество». Идея гармонического совершенства личности была заложена в самой природе человека и в характере его деятельности [3], поэтому мы и говорим об этноэкологическом воспитании школьников и необходимости обосновать
условия и пути использования этнопедагогики народа в современной практике обучения и воспитания [3].
В переосмыслении отношений человека и природы трудно переоценить роль экологического воспитания, задачи которого состоят в создании мотивации к сохранению природного разнообразия, гармонизующего отношения в системе «человек - окружающая среда». Этноэкологическое образование признано международным экологическим движением педагогов важнейшим направлением педагогических исследований и совершенствования образовательных систем в целях выживания и развития человечества.
Для сохранения национального самосознания малочисленных коренных народов необходимо решение задач этнического, экологического воспитания не только на федеральном, но и на региональном уровне. Большое внимание следует уделять системному рассмотрению видов национально-хозяйственной деятельности, элементов праздничной и игровой культуры, обучению родному языку в детских садах, школах и вузах, организации культурно-досуговых мероприятий в открытой среде, погружению в мир природы [2].
В связи с этим особое значение имеет анализ огромного исторического, этнопедагогического, этнокультурного и этноэкологического потенциала различных народов, сформировавших конкретные виды взаимоотношений человека и окружающей среды, природы и общества.
Изучая исторический путь человечества, необходимо констатировать, что различные этносы всегда и везде в своей жизнедеятельности были объединены со средой своего обитания множеством связей планетарного, регионального, местного масштаба. В самых разных уголках России теми или иными народами накоплен значительный опыт природопользования, что сделало взаимоотношения этносов, долго живущих на данной территории, более уравновешенными с ее природными условиями.
В традиционных культурах различных народов не было экологии в современном смысле. Тем не менее в культуре каждого этноса, безусловно, существовал и существует определенный пласт человеческой деятельности, который так или иначе связан с регуляцией процессов взаимодействия человека с природой. Издавна бытующие в народе экологические ценности повлияли на формирование строгих экологических норм, воплощенных в педагоги-
14
Экологическая психология
ческие идеи, традиции, обычаи. Поэтому вполне правомерно вести речь об экологии как универсальной заботе человечества - экологии окружающей природы, экологии культуры, экологии этнических образований [1].
Перед педагогической наукой поставлена проблема научного обоснования принципов структуры, содержания, форм и методов системы экологического воспитания школьников в современной школе на каждой возрастной ступени, прежде всего в начальной школе, которая является решающим этапом в становлении личности.
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности. В сущности экологического воспитания есть две стороны: первая - экологическое сознание, вторая - экологическое поведение.
Термин «этноэкологическое образование» впервые прозвучал в 2004 г. на Межправительственной конференции ЮНЕСКО, посвященной международному году гор. По ее итогам была принята программа действий, названная «Концепцией этнорегионального природопользования», в которой был отмечен глобальный характер этноэкологического образования [4].
Концепция этноэкологического образования представлена в материалах Межправительственной конференции ЮНЕСКО и ЮНЕП. Она основывается на представлении о необходимости включения в систему образования знаний, умений и навыков, составляющих основы этноэкологии и рационального природопользования в условиях уязвимых горных экосистем.
При этом в настоящее время проблема сущности этно-экологического образования остается дискуссионной.
В разработку основ экологического образования и воспитания на современном этапе основной вклад внесли А.А. Захлебный, И.Д. Зверев, И.А. Рыков, И.Т. Су-равегина и др. Ими определены цели экологического воспитания и образования, их методологические и педагогические принципы, разработана система знаний о природе. В педагогической науке рассмотрены вопросы эколого-краеведческого воспитания с общетеоретических, мировоззренческо-ценностных и методических позиций (В.Е. Борейко, В.Г. Бабанов, О.Н. Галчинова, Г.Н. Волков, Б.Т. Лихачёв, А.Ф. Родина и др.).
Некоторые педагоги прошлого (В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, И.Я. Ко-менский), а также современные отечественные педагоги (Г.Н. Волков, В.Г. Бабанов, О.Н. Галчинова и др.) в своих трудах обращались к педагогическому опыту, наследию разных народов, раскрывали воспитательное значение национальных традиций, их роль в формировании ответственного отношения к природе [7].
Анализ современной педагогической теории и образовательной практики показывает, что технологии решения данной проблемы пока изучены недостаточно. Потребность в разработке системы этноэкологического воспитания с использованием национально-этнических традиций обусловлена еще и тем обстоятельством, что в регионах России имеются свои природно-экологические, физико-географические, экономические, социокультурные предпосылки развития, которые необходимо учитывать при создании региональной системы экологического образования и ее реализации в демократической, национально ориентированной школе [8].
Таким образом, специфика этноэкологического воспитания связана с развитием новой модели природопользования и воспитательно-образовательного процесса подрастающего поколения.
Литература
1. Бабанов В.Г., МатюнинаЕ.В., Семенов В.М. Национальные культуры в общественном развитии России // Социально-политический журнал.
1995. № 5. С. 66-67.
2. Вавилихин И.А., Скалон А.В. История и проблемы природопользования в Горном Алтае // Проблемы формирования и развития эколого-
экономической зоны «Горный Алтай»: Материалы Международного симпозиума. Горно-Алтайск, 1992. С. 106-107.
3. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: Академия, 2000. 427 с.
4. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.): Информационный обзор. Новосибирск, 1992. 62 с.
5. Природный и этнокультурный потенциал Алтае-Саянского экорегиона: Сборник статей. Красноярск, 2001. 215 с.
6. Проект правового и экономического статуса Алтае-Саянского биосферного резервата. М., 2001. С. 20-30.
7. Столяренко А.Д., Кукушин В.С. Этнопедагогика и этнопсихология: Учебник для вузов. М.: Юнита, 2000. 428 с.
8. Табакаев Ю.В. Уровень культуры и социальные ценности народов Горного Алтая // Этносоциальные процессы в Сибири. Горно-Алтайск,
2004. С. 185-193.
9. ФроловаА.Н. Этнопедагогика детства древних коренных народов Северо-Востока России. Магадан: Кордис, 2003. 183 с.
SCHOOLCHILDREN ECOLOGICAL UPBRINGING ISSUES IN THE ALTAI REPUBLIC Androsov M.A. (Gorno-Altaisk)
Summary. The article reveals the main aspects of the ecological education, its goals, local specifics. It affords the recommendations on schoolchildren ecological upbringing improvement in the Altai Republic.
Key words: nationality; ecology; ecological upbringing.
15