Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 4 (07). Декабрь 2015 (http://ce.if-mstuca.ru)
УДК 37 ББК 74.03 М911
Н. А. Мурашкина Иркутск, Россия Е. А. Никитина Иркутск, Россия
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ОСНОВ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
(ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX В.)
В статье предоставлен исторический анализ этапов становления и развития основ медиаобразования в России во второй половине XX в., а также описан медиаобразовательный опыт педагогов-исследователей.
Ключевые слова: медиаобразование; медиаобразование - региональный аспект; история медиаобразования.
N. A. Murashkina Irkutsk, Russia E. A. Nikitina Irkutsk, Russia
THEORETICAL PREMISES AND THE STAGES OF FUNDAMENTAL BASIS OF EASTERN SIBERIA'S MEDIA EDUCATION (THE SECOND HALF OF XX CENTURY)
The article presents a historical analysis of the stages of formation and development of the foundations of media education in Russia in the second half of XX century. Also it describes the media education experience of teachers and researchers.
© Мурашкина H. А., Никитина E. A., 2015
Key words: media education; media education - the regional aspect; history of media education.\
Современное общество привыкло к постоянному увеличению объема информации, которое не может обходиться без следующих средств медиа: прессы, телевидения, кино и Интернета. Как и всё образование в целом, медиаобразова-ние в России долгие годы находилось под жестким идеологическим давлением. Доступ ко многим источникам (фильмам, радио/телепередачам, книгам, журналам, газетам, фотографиям, звукозаписям) был затруднен по цензурным мотивам. Однако анализ литературы по истории развития медиаобразования показал, что 20-е гг. прошлого столетия можно считать этапом становления медиаобразования в России, которое существует уже свыше 90 лет.
Проанализировав работы С. И. Ильичева, Б. Н. Нащекина, А. В. Фёдорова, И. В. Челышевой, мы сделали вывод, что в начале XX в. предпосылками становления медиаобразования стали киноклубы, любительские кинофотостудии и сеть кружков юных корреспондентов. Нами было выявлено то, что с 1925 г. в России интенсивно работало Общество друзей советского кино (ОДСК). Каждая ячейка Общества стремилась приобрести кинокамеру для съемок местной хроники. По результатам анализа, в середине 20-х гг. только в Москве было около 50 коллективов ОДСК, у которых имелась киноаппаратура, а в Питере таких групп было 93 [Ильичев, 1986]. Аналогичные кружки, где показывали, смотрели, обсуждали и снимали фильмы, читались лекции, проводились выставки, работали не только в Москве и Петербурге, но и в других российских городах: Астрахани, Вологде, Ростове-на-Дону, Воронеже, Томске, Омске, Новосибирске, Иркутске, Подольске и других. В связи с широким распространением кинематографа, в Москве были открыты специальные учебные курсы для кружковцев со всей страны, преподавателями которых были Н. Зархи, А. Роом, В. Пудовкин и другие видные деятели российского киноискусства. Так, согласно проведенному исследованию, А. В. Фёдоров отмечал: «В тот период времени Общество друзей советского кино (а в 1929 г. у него немного изменилось
название - Общество друзей советской кинематографии и фотографии (ОДСКФ)) решало следующие задачи: «изучение массового зрителя и политико-воспитательной работы с помощью кино, развитие кинофото любительства; использование кино в школах; содействие превращению кинотеатров в подлинные очаги культуры» [Федоров, 2004].
Можно сделать вывод, что в 20-х гг. в России медиаобразование, на материале прессы, фотографии и кино, стало широко использоваться и в обычных школах. Хотя на практике оказалось, что в вопросах использования детского и школьного кино в школах были некоторые проблемы. Так А. В. Федоров пишет: «слабо разработана методика педагогической работы с юными зрителями, киносеансы для детей и подростков еще мало распространены» [Федоров, 2004]. Для решения данных проблем ОДСКФ решает, что правильным выходом из данной ситуации станет подготовка указаний по ведению учебной и воспитательной работы на киноматериале, организация выпуска фильмов для детей, которые должны идти в специальных детских кинотеатрах, координация на этом направлении усилия образовательных и культурных организаций и учреждений [Федоров, 2004].
Дальнейший исследовательский путь приводит нас к следующему важному, с точки зрения изучения, этапу развития медиаобразования (20-е - первая половина 30-х гг. XX в.) - этап повышенной публикационной активности по проблемам медиаобразования. Публикация книг и статей по проблемам кинообразования: «Кинематограф и дети» автор П. И. Люблинский [Люблинский, 1925], «Кино как фактор воспитания» [Гельмонт, 1927], «Кино - дети - школа» (сборник статей под редакцией А. М. Гельмонта) [Гельмонт, 1929] - заставляют педагогическое сообщество признать роль кинематографа в образовании. В данных публикациях представлены результаты исследований о влиянии кино на школьную аудиторию, о разработке методики обучения школьников ме-диаобразованию, о создании специальных фильмов для детей. Далее, в этот же период, по словам А. В. Шарикова: «наблюдается появление десятков газет и журналов, создаваемых разного рода организациями школьников, союзами мо-
лодежи и т. п. Часто они объединялись в кружки, в которых профессиональные журналисты обучали их готовить материалы для газет и журналов» [Шариков, 1990].
Итак, проанализировав научные труды педагогов по изучению роли кинематографа и прессы в жизни школьников, мы можем заключить, что они стали настолько популярны, что их начали использовать в учебном процессе многие педагоги. Они могли руководствоваться разработанными курсами лекций, семинаров, написанными учебными пособиями и курсом «по киноработе среди детей», который был введен в программы педагогических техникумов.
Следующий этап исследования (вторая половина 30 -х - первая половина 50-х гг.) в современных источниках (И. В. Жилавская [Жилавская, 2013], А. В. Фёдоров [Фёдоров, 2004] и др.) определен как «борьба с критическим мышлением», т. к. одной из задач медиаобразования является развитие критического мышления. Проанализировав данный период времени, мы обнаружили, что многие творческие начинания российского медиаобразования были ликвидированы сталинским режимом в начале 30-х гг. Результатом режима стало закрытие или перепрофилирование киновузов, что замедлило исследования в области медиаобразования.
Далее работа с литературой приводит нас к следующему этапу, который ученые определяют как «возрождение медиаобразования» в российских школах и университетах, которое пришлось на вторую половину 50 -х гг. XX в. С 1957 г. в России снова начинает развиваться киноклубное движение, проводятся семинары, ведутся просмотры и обсуждения фильмов, но также начинается активное изучение истории киноискусства, социологические исследования и т. д.
Анализ данного исторического периода (вторая половина 50-х гг. - 80-е гг. XX в.) показал, что вновь создавались Советы по кинообразованию в учебных заведениях, участники которых пытались объединить усилия медиапедагогов из разных городов страны, выпускались учебные программы и учебные издания по медиаобразованию, описывались методы, формы, технологии при организации педагогического процесса с детьми и т. д.
Также нами было обнаружено, что в этот период наблюдается значительное количество защищенных диссертационных исследований в области медиаобразования, посвященных следующим проблемам: формирование оценочного отношения к художественным фильмам - Н. В. Гончарова, 1970; формирование эстетического воспитания и восприятия (на материале киноискусства) -С. В. Соколова, 1971; Ю. Н. Усов, 1974; воспитание школьников средствами художественного кино - И. С. Левшина, 1974; формирование нравственного идеала у старшеклассников средствами киноискусства - Г. С. Лабковская, 1976; воспитание полноценного восприятия киноискусства - С. М. Иванова, 1978; киноискусство как средство нравственно-эстетического воспитания - 3. С. Ма-лобицкая, 1978; художественное воспитание средствами телевидения -В. А. Монастырский, 1979 и др.
Так, анализ научной работы «Школьные киноклубы и их роль в кинематографическом воспитании» (О. А. Баранов, 1968) позволил нам сделать вывод, что обучение медиаобразованию детей на материале кино целесообразно начинать с младшего школьного возраста, используя многочисленные фильмы-сказки. Как пишет в своем исследовании О. А. Баранов: «Данный метод обучения предполагает формирование у учащихся норм эстетического воспитания и художественного образования в киноклубе» [Баранов, 1968].
В это же время отечественным педагогом Ю. М. Рабиновичем, делая опору на анализ экранизаций произведений литературы, была разработана концепция синтеза обучения элементам кинообразования с курсом литературы [Рабинович, 1966].
В 1974 г. под редакцией Ю. М. Рабиновича вышел сборник программ для учащихся средней школы, посвященный основам киноискусства. Данная программа была направлена на то, чтобы «учащиеся получили элементарные представления о видах кинематографа, о творческом процессе создания фильма, о монтаже и таких понятиях как сюжет и композиция экранного текста. Этот вид курса ориентирован на развитие творческих способностей, воображения
школьников, мышления и на развитие эстетических критериев оценки кинопроизведений» [Рабинович, 1974].
Дальнейший анализ литературы (О. А. Баранов, Ю. М. Рабинович, А. В. Фёдоров, А. В. Шариков) позволяет констатировать факт того, что в период 60-70-х гг. прошлого века медиаобразование стало развиваться активнее. На смену скучным занятиям в школах пришли занятия с фрагментами кино, которые служили основой для творческого развития учащихся, приобретения профессиональных знаний и умений; создавались курсы с элементами анализа произведений литературы, которые экранизировались. Таким образом, мы можем сказать, что наряду с развитием киноиндустрии, следует говорить и об общем медиаобразовании, цели которого должны быть ориентированы на приобретение учащимися знаний о средствах массовой информации.
Итак, согласно А. В. Шарикову: «во второй половине 50-х - 80-е гг. XX в. в России намечается процесс «углубления» исследований в области медиаобразования, переход от изучения и обобщения педагогического опыта к выявлению новых инновационных, социологических пластов данного феномена; усиление интереса педагогов к проблеме детского медиаобразования; «смещение» исследований на уровень начальной школы» [Шариков, 1990].
Далее поиск приводит нас к следующему этапу, более современному. Изучение источников позволяет заключить, что на рубеже 80-х - 90-х гг. выделяется перспективное направление в отечественном медиаобразовании, которое состоит в поэтапной разработке кинообразования молодежной аудитории, строящейся на развитии творческой личности учащегося, на формировании у него аудиовизуального восприятия, воображения, зрительной памяти, анализа, критического мышления и т. д. Это направление исследовал Ю. Н. Усов, медиапе-дагог, член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России [Усов, 1989]. Юрий Николаевич так же обосновал модель эффективного анализа учебного фильма, рассматривающую внутреннее содержание ключевых эпизодов, ярко выражающих художественные закономерности построения медиатекста,
попытку логически проследить авторское сообщение, концепцию и оценку аудиторией системы авторских взглядов [Усов, 1989].
Ю. Н. Усов рассматривал кинообразование как: «целенаправленный процесс развития личности школьника в системе четырех основных видов деятельности на материале экранных искусств: 1) усвоение знаний об экранных искусствах, о закономерностях их функционирования в общественной жизни; 2) восприятие идейно-художественного содержания, раскрывающегося в пространственно-временной форме повествования; 3) интерпретация результатов восприятия, эстетическая оценка произведения экранного искусства; 4) художественно-творческая деятельность в области экранных искусств - любительская кино - и видеосъемка. Все четыре вида деятельности, как доказал Ю. Н. Усов, создают благоприятные условия для формирования аудиовизуальной культуры, эстетического развития личности школьника на материале экранных искусств: потребностей, образованности, аудиовизуального мышления» [Усов, 1989].
Исходя из сказанного выше, мы делаем вывод, что активно исследуется модель анализа медиатекста, ориентированная на развитие творческой, медиаком-петентной личности, способной усваивать, воспринимать, интерпретировать аудиовизуальные средства массовой коммуникации (СМК).
На современном этапе развития (90-е гг. XX в. - начало XXI в.) происходит поиск новых ориентиров медиаобразования в России, так как к уже известным средствам медиаобразования: кинематограф, фотография, пресса - добавились следующие: ресурсы сети Интернет, DVD, CD-ROM, компьютерная техника и т. д.
Анализ литературы показал (Ю. Н. Усов [Усов, 1989], А. В. Федоров [Федоров, 2004]), что в этот период большинство киноклубов, кинолекториев, кружков закрылись, на их смену пришли профессиональные фильмы, так как при их создании использовались видеокамеры, компьютеры, не требующие пленочных носителей. К тому же появлялись школьные телестудии, записывающие школьные новости для телевидения, компьютерные центры. Впрочем, и традиционное медиаобразование школьников и молодежи на материале прессы не
сдавало своих позиций. Так пишет А. В. Фёдоров: «Детско-юношеское агентство ЮНПРЕСС (С. Н. Щеглова и др.) развернуло здесь весьма активную деятельность, включающую проведение международных фестивалей детской прессы и конференций, публикацию учебно-методической литературы» [Федоров, 2004].
Проведя анализ литературы, начиная с середины 90-х гг., стало очевидным, что в поле деятельности медиаобразовательных организаций органично входит и сеть Интернет. Контент-анализ интернет-источников позволяет заключить, что во второй половине 90 -х гг. в рамках Ассоциации Интернет-образования России проводились тренинг-семинары для учителей по всей стране, Интернет-проекты, связанные с обучением школьников, некоторые из которых в дальнейшем были разработаны и внедрены Я. С. Быховским [Быховский, 1999], Е. С. Полат [Полат, 1999], Е. В. Якушиной [Якушина, 1997], Е. Н. Яст-ребцевой [Ястребцева, 1999] и др.
В этот период начинает развиваться региональное медиаобразование, появляются исследователи, которые вносят вклад в развитие данного направления, в теорию и практику вопроса. Большой вклад в исследования в тот период внесла Л. А. Иванова. Первоначальная научная деятельность автора относилась к изучению сущности понятия «медиаобразование», затем круг интересов углубился в сторону проблем школьного медиаобразования. В своей статье «Возможности медиаобразования в формировании информационной культуры школьников» (1998 г.) Л. А. Иванова соотнесла понятие «медиаобразование» с понятием «информационная культура», которую она характеризует как «сформирован-ность у личности следующих умений: воспринимать, передавать, создавать, распределять, обрабатывать и преобразовывать информацию» [Иванова, 1998]. Также автор отмечает, что применение медиатехнологий в школе способствует развитию интеллектуальной деятельности, выполняет просветительскую, познавательную и мотивационную функции, служит дополнением к слову учителя, используется для закрепления материала и т. д. [там же].
Автор концентрирует свое внимание на том, что учащиеся не должны воспринимать получаемую информацию средствами видео, кино или телевидения за истину. Учитель обязан показать учащимся характерные особенности всех СМК, о которых пишет Л. А. Иванова: «1) Медиа «непрозрачны», то есть всё, что мы получаем из них, не является непосредственной трансляцией реальности; 2) Медиа-реальность подаётся в таком виде, в котором автор считает нужным, отсюда возможности монтажа; 3) Медиа содержат скрытую идею сообщения и т. д.» [там же].
Очевидно, что автор чётко понимал, что формирование информационной культуры школьников - одна из задач школьного медиаобразования, которое в некоторой степени выступает как педагогическая система, позволяющая использовать современные методики и технологии.
В целом, к началу XXI в. в России произошли глобальные сдвиги в области исследований медиаобразования, так как российские медиапедагоги вышли на международный уровень, в связи с исследованиями А. А. Новиковой, А. В. Федорова и др., которые представили обобщённый опыт и анализ теоретических идей иностранных коллег в своих публикациях.
Исходя из анализа основных этапов становления медиаобразования, процесса развития медиаобразовательных технологий, мы можем сделать вывод, что данное направление находит своих последователей и на современном этапе.
В ходе исследования мы проанализировали труды О. А. Баранова, А. М. Гельмонта, Л. С. Зазнобиной, Л. А. Ивановой, Ю. М. Рабиновича, Ю. Н. Усова, А. В. Фёдорова, А. В. Шарикова и др., и анализ показал, что в зависимости от развития техники, индустрии кинематографа и общества в целом медиаобразование распространялось по всей территории России, не обошло оно и Восточно-Сибирский регион. Очевидно, что этот процесс непрерывен, ведь индустрия медиа растет, появляются новые СМИ и СМК, и он оказывает, в том числе, воздействие и на процесс формирования педагогической мысли и представлений о медиаобразовании.
Библиографический список
1. Баранов О. А. Школьные киноклубы и их роль в кинематографическом воспитании старшеклассников: автореф. дис. ... канд. искусств: 17.00.02 / О. А. Баранов. М.: 1968. 21 с.
2. Быховский Я. С. Путешествие рыцарей в поисках приключений (об образовательных веб-квестах): материалы международной конференции «От открытой школы к открытому обществу» (развитие сетевых образовательных инициатив) / Я. С. Быховский. М.: 1999. С. 104.
3. Гелъмонт А. М. Кино как фактор воспитания // Вестник просвещения. 1927. № 5. С. 9-21.
4. Жилавская И. В. Медиаобразование молодежи: монография / И. В. Жилавская. М.: РИЦМГГУ им. М. А. Шолохова, 2013. 243 с.
5. Иванова, Л. А. Возможности медиа-образования в формировании информационной культуры школьников [Текст] / Л. А. Иванова // Проблемы педагогического образования / Материалы 7-го годичного собрания Иркутской межвузовской лаборатории проблем педагогического образования. Иркутск: ИГЛУ, 1998. Выпуск 9. С. 96-101.
6. Иванова Л. А. Формирование медиа-коммуникативной образованности школьников-подростков средствами видео (на материале уроков французского языка): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. А. Иванова. Иркутск, 1999. 245 с.
7. Ильичев С. И. Кинолюбительство: истоки и перспективы / С. И. Ильичев, Б. Н. Нащекин. М.: Искусство, 1986. 110 с.
8. Кино - дети - школа / под ред. А. М. Гельмонта. М.: Работник просвещения, 1929. 240 с.
9. Люблинский П. И. Кинематограф и дети / П. И. Люблинский. М.: Право и жизнь, 1925. 122 с.
10. Новые педагогические и информационные технологии: учеб. пособие / под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 1999. 224 с.
11. Рабинович Ю. М. Взаимодействие литературы и кино в эстетическом воспитании старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Ю. М. Рабинович. М., 1966. 16 с.
12. Рабинович Ю. М. Основы киноискусства. Программа факультативного курса / Ю. М. Рабинович, М. С. Шатерникова, Ю. Н. Усов // Программы факультативных курсов средней школы. М.: Просвещение, 1974. С. 92-103.
13. Усов Ю. Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников: автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.02 / Ю. Н. Усов. М.: 1989. 32 с.
14. Федоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность: учеб. пособие для вузов / А. В. Федоров. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. 340 с.
15. Федоров, А. В. Медиаобразование и медиаграмотность [Текст]: учеб. пособие для вузов / А. В. Федоров. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. 340 с.
16. Шариков А. В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт / А. В. Шариков. М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1990. 66 с.
17. Шариков А. В. Предисловие / А. В. Шариков // Средства коммуникации и проблемы развития личности ребенка. М.: 1994. С. 5.
18. ЯкушинаЕ. В. Интернет для школьника и начинающего пользователя / под ред. А. А. Журина. М.: Аквариум, 1997. 256 с.
19. Ястребцева Е. Н. Пять вечеров. Беседы о телекоммуникационных образовательных проектах. М.: ЮНПРЕСС, 1999. 216 с.