Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 1 (12). Март 2017 (http://ce.if-mstuca.ru)
УДК 316.77:001.8 ББК С55.325.1:С55.57 Ч-411
И. В. Челышева Таганрог, Россия
РАЗВИТИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА
В статье рассматриваются проблемы генезиса отечественного эстетически ориентированного медиаобразования во второй половине XX столетия. Автором представлены основные подходы к интеграции медиаобразовательных компонентов в систему эстетического воспитания и образования.
Ключевые слова: медиа, медиакультура, медиаобразование, эстетическое воспитание, интегрированный подход.
I. V. Chelysheva Taganrog, Russia
THE DEVELOPMENT OF AN INTEGRATED APPROACH TO MEDIA EDUCATION SYSTEM OF AESTHETIC EDUCATION AND UPBRINGING IN THE SECOND HALF OF THE TWENTIETH CENTURY
The article deals with the problem of the genesis of the national aesthetically oriented media education in the second half of the twentieth century. The author presents the main approaches to the integration of media education components in the system of aesthetic upbringing and education.
Keywords: media, media culture, media education, aesthetic education, integrated approach.
© Челышева И. В., 2017
Вторая половина XX века в истории отечественной педагогики связана с формированием нового системного подхода к учебно-воспитательному процессу, важным компонентом которого выступало эстетическое образование и воспитание подрастающего поколения. Начиная с 60-х годов XX века изучение искусств занимает достаточно прочное место в деятельности учреждений образования и культуры.
Политические изменения в стране, интерес к проблематике эстетического воспитания и бурное развитие медиаискусств, основанных на медиаформе (прессы, радио, кинематографа, звукозаписи) в 60-х годах XX столетия обусловили трансформационные процессы, связанные со смещением акцентов ме-диаобразования с практическо-утилитарного и идеологического к эстетическому.
В 60-е годы XX столетия эстетическое воспитание средствами произведений медиакультуры (преимущественно - кинематографического искусства) было связано с использованием двух ключевых терминов:
- аудиовизуальная грамотность - система умений и навыков анализа и синтеза пространственно-временной реальности, позволяющих воспринимать информацию, зафиксированную в виде звуко-зрительных сигналов (данный термин был впервые введен Ю. Н. Усовым);
- аудиовизуальное образование - целенаправленное педагогическое руководство интересами и потребностями школьников в области экранных искусств.
Позже, в 70-х годах, появился термин киновоспитание («воспитание культурой экрана»), под которым понималась целенаправленная подготовка к восприятию экранных искусств. Однако в 70-80-х годах в работах отечественных педагогов все более распространенным понятием выступает кинообразование — процесс образования и развития личности средствами и на материале киноискусства с целью формирования культуры общения с экраном, творческих, коммуникативных способностей, умений интерпретации, анализа и оценки кинотекста, обучения различным формам самовыражения при помощи кинотехники.
Важным направлением эстетического воспитания школьников выступало кинообразование. Проблеме приобщения подрастающего поколения к экранным искусствам были посвящены труды О. А. Баранова, С. И. Ивановой, И. С. Левшиной, Ю. М. Рабиновича, С. Н. Пензина, Ю. Н. Усова и др. Однако представленное в многочисленных исследованиях научно-педагогическое обоснование актуальности изучения киноискусства не всегда находило отражение в практической деятельности по эстетическому воспитанию. Это во многом предопределило недостаточно серьезное отношение учительского сообщества к осуществлению эстетического развития подрастающего поколения средствами и на материале медиакультуры: многие мероприятия (кружковые, факультативные занятия и пр.) носили достаточно формальный характер, не учитывалась важность систематизации и преемственности в процессе эстетического воспитания школьников и молодежи и т. д.
Среди педагогов в те годы были сторонники и воспитательного, и образовательного потенциала медиаобразования, выделяя при этом в качестве одной из важных задач эстетическое развитие личности. К примеру, по мнению И. С. Левшиной, «введение в школу системы киновоспитания (целенаправленной подготовки к восприятию экранных искусств, то есть кино и телевидения) есть объективное требование современного социального и научно-технического прогресса и одна из задач перспективного развития советской общеобразовательной школы»[Левшина, 1975, с. 8]. Целью этого процесса выступало «максимальное использование воспитательных возможностей художественного кино в социальном формировании и воспитании школьников» [Левшина, 1975, с. 18].
С. И. Иванова также выступала за интеграцию изучения киноискусства в предметы школьной программы. По ее мнению, «включение основ культуры восприятия фильма в классно-урочную систему (в сочетании с внеклассными формами работы) является целесообразным, единственно реальным путем систематической, целенаправленной подготовки учащихся к полноценному восприятию фильма» [Иванова, 1978, с. 24].
Наиболее ярко тенденции интеграции кинообразования с предметами школьной программы начали проявляться в отечественной медиапедагогике с 60-70-х годов XX века. Многие медиапедагоги-энтузиасты - Ю. Н. Усов, Ю. М. Рабинович, А. Бернштейн, Г. А. Поличко, С. А. Герасимов и др., видели несомненные перспективы включения кинообразовательных методик и технологий в изучение школьных дисциплин, признавая их важным средством эстетического и нравственного развития ребенка.
Кинообразование, по мысли профессора Ю. Н. Усова, призвано «развивать у школьников эстетические чувства в результате познавательной и творческой деятельности, совершенствующей аудиовизуальное мышление, перцептивные навыки освоения звукозрительного образа как основного средства выражения авторского сознания, осмысления социальной действительности; эстетический вкус, который вбирает такие компоненты как художественная образованность в области экранных искусств, историческая культура, аудиовизуальная грамотность, нравственная культура, социальные ориентации личности; художественно-творческие способности школьника (воображение, интуицию, мышление, потребности личности в самоактуализации) на основе освоения комплекса знаний, умений, навыков в практике анализа и эстетической оценки фильма, осмысления таких понятий, как экранная реальность, аудиовизуальная природа искусства кино, телевидения, суть восприятия пространственно-временной, звукозрительной формы киноповествования, художественной структуры и идейно-нравственной концепции произведений кино и телевидения» [Усов, 1989, с. 6-7].
О. А. Баранов и С. Н. Пензин неизменно подчеркивали тесную взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения средствами медиакультуры. Нравственно-эстетическое воспитание рассматривается авторами как «социокультурно обусловленный, интегративный процесс целенаправленного взаимодействия, с одной стороны, воспитателей и воспитанников, с другой стороны, воспитанников и медиа, который на основе формирования и развития в подрастающем человеке способности воспринимать и ценить прекрасное в жизни, способствует активному творчеству школьника и форми-
рованию у него потребностей к совершенствованию окружающего мира с учетом гуманистических идеалов, непреходящих человеческих ценностей и норм нравственного поведения» [Баранов, 2002, с. 22].
Основные задачи, осуществление которых достигается в процессе нравственно-эстетического воспитания средствами киноискусства, определяются О. А. Барановым и С. Н. Пензиным как «целенаправленное воспитание эмоциональной отзывчивости; целенаправленное воспитание нравственно-эстетического восприятия; устойчивость нравственно-эстетических принципов; сформирован-ность ценностных нравственно-эстетических ориентаций, включенность в нравственно-эстетический процесс» [Баранов, Пензин, 2005, с. 82].
Включение элементов медиаобразования в учебно-воспитательный процесс осуществлялось в российских школах, прежде всего, с учебными предметами художественного цикла, факультативами и кружками, где углубленно изучались: литература, мировая художественная культура, изобразительное искусство, музыка и т.п., и основывалось на позициях приобщения подрастающего поколения к миру культуры.
Для младших классов школы, в связи с несложившимся зрительным опытом, наиболее оптимальной признавалось интегрированное кинообразование с уроками чтения.
Для учащихся средних классов наиболее продуктивными считались факультативные и киноклубные занятия, а для старшеклассников преобладающими формами проведения кинообразовательных занятий выступали киноклубные и факультативные занятия, на которых осуществлялось более углубленное и серьезное изучение киноискусства [Рудалев, Усов, 1983, с. 149-169].
Важным структурным компонентом системы эстетического воспитания школьников, в которое органично вошло изучение основ киноискусства, выступало четкое распределение основных этапов приобщения школьников разных возрастов к искусству кино, на каждом из которых решались определенные задачи:
1) 1-3 классы: упорядочение стихийного опыта (элементарные представления об особенностях киноискусства и кинематографических профессиях на примере мультипликации);
2) 4-5 классы: углубление и развитие фрагментарного, поэпизодного восприятия фильма по сюжетной канве с выделением героических характеров, активных ситуаций и конфликтов;
3) 6-7 классы: формирование оценочных критериев, выделение в структуре кинопроизведения отдельных композиционных элементов, установление связей между ними;
4) 8-10 классы: развитие и укрепление навыков целостного анализа фильма, выработка индивидуальной эстетической оценки, утверждение собственных взглядов на искусство [Рудалев, Усов, 1983, с. 149-169].
Несмотря на многообразие организационных форм реализации эстетической концепции кино/медиаобразования школьников и студентов (киноклубы, факультативы, интегрированные уроки, кинолюбительские объединения и т. п.), основной их целью неизменно оставалось эстетическое развитие личности, формирование культуры киновосприятия.
Основными формами работы с кинопроизведениями в рассматриваемый период были следующие: сравнение сценария и фильма, этюды-рассказы о событиях, происходящих в фильме от имени одного из героев, свой вариант финала фильма, составление сценария фрагментов, конкурсы рецензий, викторины, экскурсии на киностудии, выпуск стенгазет, встречи-конференции, посвященные мастерам кинематографа и т. п.
Несмотря на видимые перспективы эстетического воспитания средствами медиаискусств и несомненную важность развития данного направления в образовании школьников, социокультурная деятельность на материале медиа в данный период осуществлялась преимущественно во внеклассной и внешкольной работе, была сосредоточена в кинотеатрах, киноклубах, учреждениях культуры, радиостанциях, телестудиях, редакциях школьных и вузовских газет и т. п.
Лишь в отдельных школах изучение киноискусства связывалось с изучением учебных предметов.
Ярким примером тому была педагогическая деятельность Ю. М. Рабинови-ча,кинообразовательная деятельность которого много лет была тесно связана с уроками литературы. Он выступал за комплексное изучение произведений экранной медиакультуры, включавшей изучение истории и теории кино. На интегрированных уроках школьники писали доклады по тематике кино, смотрели и обсуждали фильмы, готовили устные и письменные рецензии и т. д. Ю. М. Рабинович акцентировал внимание на необходимости проведения художественного анализа кинопроизведений, выделяя последний в качестве важного фактора развития зрительской культуры личности, поэтому нужно учить «анализировать фильм как художественное целое, формировать зрительскую культуру школьников, ту культуру, которая определит эстетические оценки фильмов будущего» [Рабинович, 1991, с. 114].
Проблематика анализа произведений киноискусства, по мнению Ю. М. Рабиновича, выступала важным компонентом не только в школьной, но и в вузовской практике, особенно в подготовке будущих педагогов. С целью изучения основ анализа кинопроизведений во второй половине 60-х годов в Курганском пединституте под руководством Ю. М. Рабиновича были проведены спецкурсы «Русская литература и кино» и «Советская литература и кино», где анализу фильмов был посвящен цикл занятий.
Значительный вклад в разработку проблемы анализа произведений медиа-культуры внес Г. А. Поличко. В его научных исследованиях анализ кинематографических произведений тесно связывался с изучением литературы. В качестве приоритетной задачи интеграции изучения литературы и кино Г. А. Поличко выдвигал эстетическое развитие школьников. В свою очередь, одной из важных целей эстетического развития школьников Г. А. Поличко считал умение «рассматривать произведение как модель неповторимого личностного авторского взгляда на действительность» [Поличко, 1987, с. 6]. Г. А. Поличко одним из первых представил развернутый анализ межпредметных связей в препо-
давании уроков литературы и искусства кино, подчеркивая историко-генетическую и эстетическую близость этих искусств, а также тесную взаимосвязь литературоведения и киноведения как близких отраслей общей теории искусств [Поличко, 1987, с. 7].
Итак, в числе главных тенденций, характеризующих развитие интегрированного подхода в системе эстетического образования и воспитания во второй половине XX века можно выделить тесную взаимосвязь изучения теоретических и практических основ киноискусства с процессом эстетического образования, воспитания и развития личности, основными задачами которого выступают изучение теоретических и исторических аспектов медиаискусств, развитие медиавосприятия, мышления; расширение сферы культурно-художественных потребностей; нравственное и эстетическое становление личности, повышение ее культурного уровня.
Библиографическийсписок
1. Баранов О. А. Медиаобразование в школе и вузе: учеб. пособие. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. 87 с.
2. Баранов О. А. Фильм в воспитательной работе с молодежью: учеб. пособие / О. А. Баранов, С. Н. Пензин. Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 2005. 189 с.
3. Иванова С. М. Воспитание полноценного восприятия киноискусства младшими подростками: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / С. М. Иванова. М., 1978. 24 с.
4. Левшина И. С. Воспитание школьников средствами художественного кино: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / И. С. Левшина. М., 1975. 26 с.
5. Поличко Г. А.Межпредметные связи литературного курса и факультатива по основам киноискусства как средство эстетического развития старшеклассников: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Г. А. Поличко. М., 1987. 26 с.
6. Рабинович Ю. М. Кино, литература и вся моя жизнь. Курган: Периодика, 1991. 120 с.
7. Рудалев В. М. О системе приобщения к киноискусству учащихся общеобразовательной школы / В. М. Рудалев, Ю. Н. Усов // Система эстетического воспитания школьников / Под ред. С. А. Герасимова. М.: Педагогика, 1983. С. 149-169.
8. Усов Ю. Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Ю. Н. Усов. М., 1989. 362 с.
9. Челышева И. ^.Проблемы эстетического анализа произведений аудиовизуальной ме-диакультуры в исследованиях ведущих медиапедагогов советского периода // Медиаобразо-вание. 2014. № 2. С. 25-36. References
1. Baranov O. A. (2005). Films in educational work with young people: tutorial / O. A. Baranov, S. N. Penzin. Tver: Publishing House of Tver State University, 2005. 189 p. (In Russian).
2. Baranov O. A. (2002). Media education at schools and universities: tutorial. Tver: Tver State University, 2002. 87 p. (In Russian).
3. Chelysheva I. V. (2014). Problems of aesthetic analysis of works of audiovisual mediaculture in the studies of the leading media educators of the Soviet period //Media Education. 2014. No. 2. P. 25-36. (In Russian).
4. Ivanova S. M. (1978). Teaching younger teenagers full perception of movies: author's abstract of dissert. of Candidate of Pedagogic Sciences: 13.00.01 / S. M. Ivanov. Moscow, 1978. 24 p. (In Russian).
5. Levshina S. I. (1975). Teaching schoolchildren by means of feature films: author's abstract of dissert. of Candidate of Pedagogic Sciences: 13.00.01 / I. S. Levshina. Moscow, 1975. 26 p. (In Russian).
6. Polichko G. A. (1987). Interdisciplinary connections between the literature course and elective on the basics of film art as a means of aesthetic development of high school students: author's abstract of dissert. of Candidate of Pedagogic Sciences: 13.00.01 / G. A. Polichko. Moscow, 1987. 26 p. (In Russian).
7. Rabinovich Yu. M. (1991). Cinema, literature and my whole life. Kurgan: Periodika, 1991. 120 p. (In Russian).
8. Rudalev V. M. (1983). On the system of introduction of film art to the secondary school students / V. M. Rogalev, Yu. N. Usov // The system of aesthetic education of schoolchildren / Ed. by S. A. Gerasimov. Moscow: Pedagogika, 1983. P. 149-169. (In Russian).
9. Usov, Yu. N. (1989). Film education as a means of aesthetical education and artistic development of schoolchildren: dissert. of Doctor of Pedagogic Sciences: 13.00.01 / Yu. N. Usov. Moscow, 1989. 362 p. (In Russian).