Логопед. - 2010. - N 7. - С. 6-22.
13. Матросова Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Матросова Т. А. - М.: В. Секачев, 2005. - 111 с.
14. Соколова С.Е. Формирование связной речи дошкольников / С.Е. Соколова // Дошкольная педагогика - №3 - 2014. - С. 31-35
15. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 209 с.
Педагогика
УДК: 377.3
аспирант Краснов Евгений Владимирович
Академия психологии и педагогики Федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования «Южный федеральный университет»(г. Ростов-на-Дону)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о понятии гражданской идентичности в образовательном пространстве российского общества. Доказывается, что процесс формирования гражданской идентичности обучающихся представляет собой любую форму активности личности обучающихся, проявляющуюся в социокультурной системе.
Ключевые слова: идентичность, гражданская идентичность, образовательное пространство.
Annotation. The article deals with the issue of the concept of civil identity in the educational space of modern Russian society. It is proved that the process of formation of the civil identity of students represents any form of activity of the personality of the students, manifested in the socio-cultural system.
Keywords: identity, civic identity, educational space.
Введение. В условиях современного гражданского общества проблема становления гражданской определённости у обучающихся приобретает огромное значение. Важнейшей особенностью становления у молодого поколения качества свободной личности является их отождествление себя с определенным народом, с определенной страной, либо государством. В том случае, когда молодые люди определяют себя со своим народом, обеспечивается устойчивое развитие общественных взаимосвязей в правовом государстве и гражданском обществе. Поэтому образование, как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, является одной из площадок формирования гражданской идентичности личности обучающегося.
Проблема гражданской идентичности молодых людей представляет собой социальное, культурное, педагогическое явление, которое определяет одно из направлений развития государства, отражённое в Государственной программе патриотического воспитания граждан РФ и связанное с утверждением и становлением в человеке (обучающемся) значимых социокультурных черт, способствующих его активной гражданской позиции. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года представлен результат развития обучающихся как высоконравственной личности. Только те обучающиеся, которые обладают актуальными умениями и знаниями, разделяя российские духовные ценности, смогут через различные виды деятельности (индивидуальную и/или групповую) реализовать свой потенциал в условиях современного общества, стать готовым к мировому созиданию и защите Родины. Государство ставит перед образованием задачу воспитания высоконравственной личности с четкой (активной) гражданской позицией. Реализация государственной политики в практики формирования гражданской идентичности личности в Российской Федерации происходит через проведения национальной политики. В Концепции государственной национальной политики, которая была принята в июне 1996 г., представлена система взглядов, принципов и приоритетов деятельности органов государственной власти по вопросу формирования и определения национальных отношений в стране. Отмечается, что, учитывая новые исторические условия развития многонациональной российской государственности, возникает острая необходимость обеспечения единства и сплоченности народов России, укрепления межнационального согласия и сотрудничества между различными эносами и народностями страны, их повседневной жизни, языков и культуры. Признаётся, что высшей целью национальной политики в Российской Федерации является обеспечение всех необходимых условий для полноправного национального и культурного развития всех народов России, упрочение общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав человека и народов в составе единого многонационального государства. Отсюда следует, что процесс сформированности гражданской идентичности, на основе гражданской и духовно-нравственной общности населения страны, является высшей ценностью национальной государственной политики в Российской Федерации.
Существующие нормативно-правовые документы в Российской Федерации определяют основную задачу системы образования, как подготовка высоконравственной личности с четкой гражданской позицией, что позволяет выводить на первое место воспитание российской гражданской идентичности личности обучающихся как первоочередную задачу [13], а также формирования у обучающихся чувства патриотизма, уважение к Отечеству и государству, осознание своей этнической, религиозной, политической принадлежности, усвоение гуманистических и демократических норм и ценностей [7].
В контексте ФГОС программа построения гражданской идентичности личности, его воспитания, духовно-нравственного развития обучающихся должна предусматривать:
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям, их особенностям своей социокультурной или этнической группы в контексте формирования у них гражданской идентичности;
- создание элементов системы воспитательных мероприятий, которые позволяют обучающемуся на практике использовать и осваивать полученные знания;
- формирование активной деятельностной позиции у обучающегося [2].
Формирование у подрастающего поколения духовно-нравственного развития, основанного российскими традиционными ценностями, определение гражданского воспитания с учётом современных достижений науки и на основе отечественных традиций, выявляют проблематику исследования.
Целью данной статьи будет являться изучение теоретических аспектов понимания особенностей и структуры процесса формирования гражданской идентичности в современном образовательном пространстве.
Изложение основного материала статьи. Проблема формирования гражданской идентичности личности поднималась в работах исследователей неоднократно. Был накоплен значительный материал, позволяющий определить понятие гражданской идентичности личности в социологических науках. Однако, понимание процесса формирования гражданской идентичности личности обучающихся в современном образовательном пространстве является, на наш взгляд, малоизученным. Анализ научной психолого-педагогической литературы показывает, что у исследователей нет единого мнения относительно понимания данного вопроса. Поэтому понятие гражданская идентичность личности обучающегося, а также процесс формирования гражданской идентичности в системе образования рассматриваются по-разному. Е. В. Бондаревская, И. В. Конода, А. С. Белкин, И.А. Зимняя, В.Ш. Масленникова, X. Мюнклер, Э. Эриксон рассматривают понятие «идентичность» как основанное на географической, лингвистической, культурной общности, совокупность основополагающих и устойчивых черт, составляющих своеобразие личности, её осознание принадлежности к группе, [1, с. 12]. Л.В. Горюнова, С.В. Котов, М.А. Акопян, Л.А. Оганесян, Ю.П. Борзилов, рассматривая процесс становления идентичности студентов, выделили ряд направлений ее исследования, куда включили этническую идентичность, общую гражданскую идентичность и глобальную идентичность [14]. Сам термин «идентичность» в широкий обиход ввел Э. Эриксон, который выделял подростковый и юношеский возраст (от 11 до 20 лет) как наиболее ключевой для приобретения чувства идентичности. Автор утверждает, что в это время молодые люди осмысляют себя как ребенок, сын/дочь, ученик, друг. Именно в это время подросток решает задачу объединения всех знаний о себе, через использование своей семьи, выстраивая межпоколенные связи с прошлым, настоящим и проецированием будущего, то есть проектирует собственное будущее на основе прошлого и настоящего [10].
Современная педагогика рассматривает идентичность как эмоционально-когнитивное единство представлений о самом себе, своем месте в мире, в системе межличностных отношений. Следовательно, гражданская идентичность представляется как индивидуальное чувство обучающихся, их принадлежности к общности граждан конкретного государства.
О. Д. Пахолко считает, что гражданская идентичность реализуется посредством приобретения гражданской компетентности [12, с. 214-217]. В данном контексте гражданская идентичность будет рассматриваться как приобретаемое качество подрастающим поколением на разных возрастных этапах. Однако, данное понимание гражданской идентичностиприменительно к образованию является, на наш взгляд, спорным. Обучающиеся имеют определенный базовый набор знаний по общегуманитарным предметам, однако наличие этих знаний не способствует полному свободному отождествление обучающегося с российским народом, единством и принадлежностью к его материальной и духовной культуре. Таким образом, недостаточно, на наш взгляд, только лишь знаний о понятии гражданская идентичность. Мы полагаем, что процесс формированиягражданской идентичности в системе образования заключается во взращивании поколения, живущего в соответствии с общечеловеческими ценностями.
Процесс формирования гражданской идентичности, на наш взгляд,связан с процессом воспитания и процессомсоциализации личности, которые имеют ряд особенностей:
- содействие становлению понимания обучающимся своей причастности и своего отношения к общественным институтам (семье, образовательному учреждению, государству и др.);
- пробуждение интереса к истории страны и своих предков;
- подача знаний определенного рода (социологических, политических, культурных и др.);
- формирование чувства любви и уважения к Родине;
- формирование чувств ответственности за содеянное, за принятые решения, судьбу государства;
- формирование активной гражданской позиции.
Отсюда следует, что особенности воспитания и социализации личности представляют собой педагогическую основу для процесса формирования гражданской идентичности обучающихся.
Само понятие гражданской идентичности для отечественной педагогической традиции является относительно новым. В своих исследованиях Т. В. Водолажская определяет гражданскую идентичность как реализацию базисных потребностей личности в принадлежности к группе [4, с. 141]. М. А. Юшин представляет её как тождественность личности статусу гражданина, как оценку своего гражданского состояния, способность и готовность выполнять сопряжённые с наличием гражданства обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства. Р. Ю. Шиковой гражданская идентичность рассматривается как структурный компонент социальной идентичности и определяется как результат процесса самоотождествления субъекта с соответствующими социальными группами на эмоциональном и когнитивном уровнях личности [1, с. 42-43]. По мнению Д. В. Григорьева, гражданская идентичность - это свободное отождествление человека с народом (российской нацией), включённость человека в культурную, общественную жизнь страны, ощущение причастности к будущему, настоящему и прошлому российской нации, осознание себя россиянином [6].Известный российский ученый и психолог А. Г. Асмолов понятие «гражданская идентичность» рассматривает как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определённого государства на общекультурной основе» [1, с. 43]. При этом А.Г. Асмолов отмечает, что гражданская идентичность в отличие от понятия гражданство имеет личностный смысл. Исследователь А. Г. Санина считает, что гражданская идентичность является фактором консолидации вокруг интересов страны, поэтому степень её укоренённости в действии и сознании граждан -залог единства общества, духовной, политической консолидации.
Гражданская идентичность в педагогической науке чаще всего понимается как: осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, которое имеет для индивида значимый смысл, основанное на его качестве (признаке) гражданской общности, характеризующем его как коллективного субъекта; тождественность личности статусу гражданина, личная оценка своего гражданского состояния, способность и готовность выполнять сопряжённые с наличием гражданства обязанности, принимать активное участие в жизни государства, пользоваться правами [1, с. 44].
В связи с чем, под гражданской идентичностью мы понимаем осознание обучающимися на общекультурной основе своей принадлежности к обществу граждан определенного государства с присущей только этому обществу набором определенных качеств личности. Такое понимание гражданской идентичности имеет личностный смысл, который определяет целостное отношение к миру.
Анализ различных исследований позволяет нам выявить, что гражданская идентичность выполняет ряд конкретных функций, а именно: консолидирующую, регулятивную, мотивационную, социальную, информационную. Каждая из функций гражданской идентичности реализуется при помощи социокультурных практик, которые предусматривают реализацию личностно-целевых функций обучающихся в системе образования.
В связи с чем, исследователи выделяют следующие структурные и сущностные особенности формирования гражданской идентичности в российском образовательномпространстве.
1. Осознание себя гражданином Российской Федерации.
2. Политико-правовое знание своей страны (знакомство с основными положениями Конституции РФ, понимание своих обязанностей и прав как гражданина страны).
3. Культурно-историческое знание своей страны(представление о России как многоконфессиональной, многонациональной стране, о народах, которые ее населяют, их культуре и традициях).
4. Эмоционально-волевое чувство своей страны (межэтническая толерантность, чувство гордости за свою страну и патриотизма, признание ценности своего и других здоровья, уважение ценностей семьи).
Отвечая различным особенностям формирования гражданской идентичности в российском образовательном пространстве, исследователи определяют несколько структурных компонентов:
- когнитивного (знание о принадлежности к данной социальной общности);
-ценностно-смыслового (негативное или позитивное отношение к принадлежности);
- эмоционального (непринятие или принятие своей принадлежности);
- деятельностного - реализация гражданской позиции в деятельности и общении, гражданская активность, участие в социальной деятельности, которая имеет общественную значимость.
Основываясь на структурных и сущностных компонентах формирования гражданской идентичности обучающихся образовательных учреждений различных уровней, целесообразно определить единую структурно-функциональную модель процесса формирования гражданской идентичности обучающихся: государство, через одни из основных институтов общества (образовательные организации и семья) реализует компоненты гражданской идентичности, в том числе и воспитательный.
Выводы. Таким образом, гражданская идентичность выступает одним из проявлений самоопределения личности и характеризуется осознанием личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства. Под гражданской идентичностью понимается осознание обучающимися на общекультурной основе своей принадлежности к обществу граждан определенного государства с присущей только этому обществу набором определенных качеств личности. В процессе формирования гражданской идентичности обучающихся инструментами ее конструирования становится любая форма активности, проявляющаяся в социокультурной системе: творческая, созидательная деятельность, при которой преобразование общественных и духовных условий человеческой жизни совпадает с изменением самих субъектов. Структура формирования гражданской идентичности включает в себя деятельностный, эмоциональный, ценностно-смысловой и когнитивный компонент.
Литература:
1. Абросимова К.А. Анализ сущности понятия «Гражданская идентичность» // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 5. - С. 42-45.
2. Александров А.В. Специфика формирования ценностей гражданского общества у школьников и студентов в современной России [Электронный ресурс] URL: http://cdn.scipeoplexom/materials/19026/Александров А^ос
3. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека, культуры и нравственности: (Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях). - Ростов на Дону, 1995.
4. Водолажская, Т. Идентичность гражданская / Т. Водолажская // Образовательная политика. - 2010. -№ 5-6. - С. 140-142.
5. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: Учеб.пос. -Калининград, 2000.
6. Григорьев Д. В. Формирование гражданской идентичности современного школьника [Электронный ресурс] // Интернет-конференция «Перспектива гражданско-патриотического воспитания в системе образования» - Режим доступа: http://proektpatriot2.jimdo.com (дата обращений 20.02.2016).
7. Зангиева З.Н. Проблемы формирования гражданской идентичности молодежи // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4.
8. Иванова Н. Л. Изменения этнической и гражданской идентичности в новых общественных условиях / Н. Л. Иванова, Г. Б. Мазилова // Вопросы психологии. - 2008. - № 2. - С. 83-93.
9. Караханова Г.А., Оруджалиева Е.Е., Панахова А.А. Технология формирования основ российской гражданской идентичности у младших школьников // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 3 (52). -С. 151-154.
10. Кушнир Е.Н., Мельникова Н.С. Проблема формирования национальной идентичности у студентов спо // Проблемы и перспективы профессионального образования в XXI веке. Сборник статей II Международной научно-практической конференции 15-16 апреля 2014 г., Омск - 2014.
11. Лукина А.В. Социокультурные технологии формирования национальной идентичности: Историко-методологический аспект. Автореф. дис... канд. культурол. наук. Екатеринбург, 2004.
12. Пахолко О. Д. Подготовка студентов педагогического колледжа к формированию и развитию гражданской идентичности младших школьников [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 214-217.
13. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — М.: Омега — Л., 2014. — С. 134.
14. Goryunova L.V., Kotov S.V., Akopyan M.A., Ogannisyan L.A., Borzilov Y.P. Efficiency study of cultural identity establishment in schoolchildren within municipal educational space // Astra Salvensis. 2018. Т. 6. С. 735-744.