предоставляет широкие возможности для редактирования текста (использование визуальных эффектов, работа со стилями текста, параграфами). В электронные учебники можно вставлять изображения и любые OLE-объекты, таблицы, аудио- и видеофайлы, GIF анимацию. Количество глав и разделов в электронном учебнике неограниченно.
В программе SunRav BookEditor созданные электронные учебники можно компилировать в EXE-файлы или в HTML-, CHM- и PDF-документы. Работая с файлами формата CHM, удобно создавать справочные файлы для программ. В электронных книгах можно создавать ссылки четырех видов - внутренние ссылки (внутри книги), ссылки на тесты (необходимо установить программу SunRav TestOfficePro), ссылки на другие книги, ссылки на другие документы или программы, а также ссылки на ресурсы сети Интернет. Пакет SunRav BookOffice позволяет интегрироваться с пакетом SunRav TestOfficePro. Это означает, что в своем электронном учебнике вы можете создать ссылку на тесты, сделанные в программе tMaker, и пользователь сможет пройти тестирование во время работы с учебником. В программе доступны два вида тестов - контрольный и психологический. В тестах контрольного типа пользователь получает за правильный ответ столько, сколько «весит» вопрос. Программа предусматривает создание следующих типов вопросов: одиночный выбор, множественный выбор, открытый вопрос, соответствие, упорядоченный список. В тестах психологического типа за каждый выбранный ответ пользователь получает баллы (в зависимости от типа вопроса): вес выбранного варианта ответа; сумма весов выбранных вариантов ответов; вес вопроса; сумма баллов каждого правильного соответствия; сумма баллов каждого правильно установленного варианта ответа. Типы тестов задаются во вкладке «Свойства тестов». Созданные электронные учебники можно записать на CD- и DVD-диски вместе с программой для их просмотра - SunRav BookReader [6].
В данной статье мы подробно рассмотрели лишь одно из программных средств для создания электронных учебников - редактор SunRav BookOffice. Безусловно, приступая к разработке собственного электронного курса, необходимо ознакомиться и с другими программами. В любом случае, создание электронных учебников - сложный, но в то же время увлекательный процесс, позволяющий педагогу оптимизировать процесс обучения.
Список литературы
1 Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). -Москва : Изд-во «ИКАР», 2009. - 448 с.
2 Зайнутдинова Л. Х. Создание и применение электронных учебников : монография. - Астрахань : Изд-во «ЦНТЭП», 1999. - 364 с.
3 Педагогический терминологический словарь //Единое окно доступа к информационным ресурсам. URL: http://www. nlr.ru/cat/edict/PDict/
4 Программы для создания электронных публика-
ций / КомпьютерПресс. URL: http://compress.ru/article. aspx?id=16332
5 Создание электронных учебников с элементами тестирования. URL: http://sunrav.ru/blog/ create-e-book-and-tests-with-bookoffice-testofficepro/#more-67
6 Программа для создания книг и учебников. - SunRav BookOffice. URL: http://sunrav.ru/bookoffice.html
References
1 Azimov E.G, Shchukin A.N. Novyj slovar' metodicheskih terminovi ponyatij (teoriya i praktika obucheniya yazykam). - M.: Izdatel'stvo IKAR, 2009. - 448 s.
2 Zajnutdinova L.H. Sozdanie i primenenie ehlektronnyh uchebnikov: Monografiya. - Astrahan': Izd-vo "CNTEHP", 1999. - 364 s.
3 Pedagogicheskij terminologicheskij slovar' // Edinoe okno dostupa k informacionnym resursam. URL: http://www.nlr.ru/cat/ edict/PDict/
4 Programmy dlya sozdaniya ehlektronnyh publikacij / Komp'yuterPress. URL: http://compress.ru/article.aspx?id=16332
5 Sozdanie ehlektronnyh uchebnikov sehlementami testirovaniya. URL: http://sunrav.ru/blog/ create-e-book-and-tests-with-bookoffice-testofficepro/#more-67
6 Programma dlya sozdaniya knig i uchebnikov - SunRav BookOffice. URL: http://sunrav.ru/bookoffice.html
УДК 37.026.2
Е.А. Тебенькова, Н.П. Несговорова, В.Г. Савельев
Курганский государственный университет, Курган
методическая система формирования гражданской идентичности младших школьников
Аннотация. Актуальность представленного исследования связана с требованием ФГОС НОО к воспитанию гражданской идентичности у обучающихся. Авторами представлено понимание гражданской идентичности младших школьников, её структуры и направлений воспитания. В статье отмечено, что формирование гражданской идентичности младших школьников регламентируется методической системой, включающей цели, содержание воспитания и обучения, средства, методы и формы деятельности субъектов, образовательные результаты и методику их диагностики. Разработанное инвариантное содержание реализуется путем создания ситуаций развития и идентификации личности с помощью комплекса методов на уроках и внеурочных занятиях на этапах формирования гражданской идентичности личности обучающихся: вводном ценностно-формирующем этапе (1-2 классы), этно-ориентированном когнитивном этапе (3 класс), общероссийском деятель-ностном этапе (4 класс).
Ключевые слова: начальное общее образование, гражданская идентичность младших школьников, методическая система воспитания гражданской идентичности младших школьников.
E.A. Tebenkova, N.P. Nesgovorova, V.G. Savelyev Kurgan State University, Kurgan
methodical system of formation of civil identity of junior pupils
Abstract. The relevance of the presented research is connected with the requirement of the Federal State Educational Standards of primary general education for the development of civic identity in pupils. The authors presented an understanding of the civic identity of junior pupils, its structure and upbringing directions. The article states that the formation of civic identity of junior pupils is regulated by a methodical system, including: goals, contents of education and training, means, methods and forms of subjects' activities, educational results and methods of their diagnosis. The developed invariant content is realized by creating situations of development and identification of the person, using a set of methods in the classroom and off-hour classes at the stages of forming the civic identity of pupils' personality: introductory value-formative stage (1-2 classes), ethno-oriented cognitive stage (3 class), all-Russian activity stage (grade 4).
Key words: primary general education, civic identity of junior pupils, methodical system of education of civic identity of junior pupils.
Актуальность исследования. Современное начальное общее образование регламентируется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, которые ориентированы на приведение содержания и технологий обучения в соответствие с необходимостью личностного развития обучающихся, в том числе «духовно-нравственного и социокультурного, включая становление их российской идентичности как основы развития гражданского общества, на основе принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [6].
Личностное развитие младших школьников представлено во ФГОС НОО через достижение личностных результатов личностным, среди которых отмечено «понимание основ российской гражданской идентичности, активное участие в деятельности».
Согласно ФГОС НОО личностные результаты должны отражать формирование у обучающихся:
- уважения и ценностного отношения к своей Родине - России; понимания своей этнокультурной и общенациональной (российской) принадлежности, сопричастности к настоящему и будущему своей страны и родного края; уважения к другим народам (патриотическое воспитание);
- первоначальных представлений о человеке как части общества: о правах и ответственности человека перед окружающими; о своих правах и
правах других людей; о нравственно-этических нормах поведения и межличностных отношений; предпочтениях в ситуациях выбора в пользу нравственно-этических норм (духовно-нравственное воспитание) [6].
На формирование гражданской идентичности обучающихся ориентированы предметы «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики».
В качестве методического обеспечения формирования гражданской идентичности учащихся для педагогов разных ступеней образования коллективом ученых под руководством А.Г. Асмолова подготовлены учебно-методические материалы [1]. Однако анализ существующей практики формирования гражданской идентичности младших школьников обнаруживает недостаточность целенаправленной планомерной работы в данном направлении. Это находит выражение в низком уровне организации школьного воспитания, отсутствии продуманной тактики воспитания гражданской идентичности, недостаточном использовании воспитывающего потенциала предмета «Окружающий мир», низком уровне вовлеченности детей в социально-активные виды деятельности, в преобладании «знаниевой» парадигмы организации процесса обучения по сравнению с личностно-ориентированной и деятельностной.
Во многом это связано со сложностями в понимании учителями начальных классов специфики содержания гражданской идентичности младших школьников и отсутствием методической готовности к её формированию.
Формирование гражданской идентичности младших школьников в образовательном процессе относится к числу малоизученных проблем в теории и методике начального образования.
Представим понимание гражданской идентичности для целей воспитания её у младших школьников.
Теоретические аспекты формирования гражданской идентичности младших школьников. Проведенный автором аспектный (социологический, философский, психологический, педагогический аспекты) анализ понятия «идентичность» позволил в качестве сущностного основания идентичности личности выделить «отношение» (человека к кому или чему-либо). С учетом современных педагогических задач уточнено понимание идентичности как категории, отражающей специфику становления целостности и качества мироотношений субъекта образования. При этом «становление», согласно философскому пониманию, подчеркивает изменчивость отношений, непрерывность их развития, переход, превращение в процессе идентификации в новое устойчивое качество через переживание кризиса и рефлексию. В этом заключается главная дихотомия в понимании идентификации как процесса [4].
В понимании гражданской идентичности важно различать её от национализма. Академик РАН
89
В. Тишков отмечает, что одно понимание: нация -это россияне - гражданская идентичность; другое: нация (национальность) - это этническая идентичность - русские, татары, якуты и т. д. При таком разведении понятий строительство общегражцан-ской нации не означает формирование однородного культурного пространства одной нации. При построении российской нации необходимо соблюдать компромисс: гражданская нация - представители разных национальностей в России [5].
У граждан России общие нравственные ценности, общепризнанные герои, общие праздники и исторические победы, язык общения, культурный багаж.
В структуре гражданской идентичности Т. Водопажская выделяет два аспекта. Первый аспект связан с осознанием принадлежности к тому или иному государству, имеющему значимый смысл для данного индивида. Второй аспект характеризуется феноменом надиндивидуального сознания, признаком качества гражданской общности, маркирующего его как коллективного субъекта [2]. Выделенные аспекты не исключают друг друга, а акцентируют внимание на различных позициях гражданской идентичности со стороны индивида и со стороны общества.
Наиболее значимыми факторами становления коллективной субъективности гражданской общности являются:
- общее историческое прошлое, укореняющее и легитимизирующее существование данной общности, воспроизводящееся в мифах, легендах и символах;
- самоназвание гражданской общности;
- общий язык, являющийся средством коммуникации и условием выработки разделяемых смыслов и ценностей;
- общая культура (политическая, правовая, экономическая), построенная на определенном опыте совместной жизни, фиксирующая основные принципы взаимоотношений внутри совместной общности и ее институционального устройства;
- переживание данным сообществом совместных эмоциональных состояний, особенно связанных с реальными политическими действиями [3].
Из этого следует, что общегражданская идентичность интегрирует население страны и является залогом стабильности государства.
Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) -период скрытого формирования мировоззрения и морали, ускоренного развития мыслительных способностей, высокой сенситивности к отношениям между близкими людьми. Внутри этого периода нами выделены этапы духовно-нравственного развития обучающихся, в рамках которых происходят личностные новообразования (как позитивные прогрессивные, так и наоборот), что приводит к изменению в мышлении, поведении детей, их отношений с людьми.
Как интегрированный личностный результат обучения, воспитания и социализации младших 90
школьников гражданская идентичность представляет собой осознание обучающимся своей принадлежности к России, малой родине на общекультурных основаниях, имеющих для него определенный личностный смысл проявляющийся в поведении и деятельности.
Формирование гражданской идентичности в начальных классах целесообразно организовать в трех направлениях: этническом, общероссийском и общекультурном.
На основе характеристик базовой структуры выделены компоненты гражданской идентичности:
- когнитивный (знание о принадлежности к российской гражданской общности);
- ценностно-смысловой (позитивное, негативное или равнодушное отношение к принадлежности);
- эмоциональный (принятие или непринятие своей принадлежности);
- деятельностный (начальный опыт реализации гражданской позиции в общении и деятельности, соразмерная возрасту гражданская активность, участие в социально и общественно значимой деятельности).
На основе обозначенных структурных компонентов были выделены критерии сформированно-сти гражданской идентичности личности младших школьников: когнитивного, эмоционального, ценностно-смыслового и деятельностного.
Методическая система воспитания гражданской идентичности младших школьников включает элементы: цели, содержание подготовки, средства, методы и формы деятельности субъектов, образовательные результаты (рисунок 1).
На основе требований ФГОС НОО определены цели и содержание воспитания младших школьников.
Процессуально-деятельностный компонент представлен: 1) средствами воспитания - совокупностью апробированных методов и форм организации духовно-нравственного воспитания и обучения обществознанию; 2) процессом воспитания в широком смысле, включающим обучение на предметах «Окружающий мир», духовно-нравственное и патриотическое воспитание на этапах формирования идентичности личности.
Гармонично сочетая методы обучения, духовно-нравственное и патриотическое воспитание, а также субъективное восприятие (эмоциональное) школьниками объектов культуры и социальных явлений педагог задействует разные сферы личности учеников (эмоциональную, мотивационную, когнитивную), вовлекает в разнообразные виды деятельности (творческую, смысло- и ценностное образование), формирует комплекс отношений (к познанию, знанию, природе, себе, людям, обществу).
Содержательный блок включает инвариантное и вариативное содержание обучения в курсе «Окружающий мир» и воспитания. Инвариантное содержание определено во ФГОС НОО в предметной области «Обществознание и естествознание
Цель
Обеспечение формирования компонентов гражданской идентичности младших школьников на основе субъект-
ной рефлексивно-творческой позиции в учении и воспитании
Содержание
Инвариантное: обществоведческое содержание предмета «Окружающий мир» и курса «Основы религиозных
культур и светской этики». Модули
«Общечеловеческое» «Общероссийское» «Этническое»
Вариативная часть. Модули
Общечеловеческие ценности Ценностное отношение к себе Ценностное отношение к людям Ценностное отношение к малой родине Ценностное отношение к России
Процессуально-деятельностный компонент
Вводный ценностно-фор-мирующий этап (1-2 классы) Этно-ориентированный когнитивный этап (3 класс) Общероссийский деятельностный этап (4 класс)
Деятельность педагога: целеполагание, проектирование, организационная, коммуникативная, ориентационная Субъекты: обучающиеся, учитель Деятельность обучающихся: познавательная, коммуникативная, творческая, смысло- и ценностнообразующая, рефлексивная
Средства подготовки
Методы и приемы обучения: интерактивный рассказ, проблемный диалог, проектирование. Методы и приемы воспитания: размышление над мудрой мыслью, труд. Методы и приемы развития: созерцание, рефлексия, пребывание в тишине, ведение дневника самонаблюдений Средства обучения: реальная социкультур-ная и природная среда, учебные пособия, технические средства, дневник самонаблюдений Формы: групповые, индивидуальные; уроки, кружковые занятия, пленэры, экскурсии, конкурсы, конференции, акции, экспресс-театр
Результативно-диагностичнеский компонент
Критерии и показатели качества воспитания младших школьников Уровни образовательных результатов: начальный, средний, продвинутый Диагностический инструментарий
Рисунок 1 - Модель методической системы формирования гражданской идентичности младших школьников
(Окружающий мир)»: 1) понимание особой роли России в мировой истории, формирование чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни [6].
Инвариантное содержание воспитания младших школьников определено Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников и связано с национальными ценностями (семья, родина и др.). Основными содержательными линиями инварианта в образовательном процессе являются:
- духовно-нравственное и ценностно-смысловое воспитание - формирование приоритетных ценностей гуманизма, духовности и нравственности, чувства собственного достоинства; социальной активности, ответственности, стремления следовать в своем поведении нормам морали, нетерпимости к их нарушению;
- историческое воспитание - знание основных событий истории Отечества и его героического прошлого, представление о месте России в мировой истории; знание основных событий истории народов России, формирование исторической памяти, чувства гордости и сопричастности событиям героического прошлого, знание основных со-
бытий истории края, республики, области, в которой проживает учащийся; представление о связи истории своей семьи, рода с историей Отечества, формирование чувства гордости за свой род, семью, город (село);
- политико-правовое воспитание - направлено на формирование представлений учащихся о государственно-политическом устройстве России; государственной символике, основных правах и обязанностях гражданина; правах и обязанностях учащегося; информирование об основных общественно-политических событиях в стране и в мире; правовая компетентность;
- патриотическое воспитание - направлено на формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежность к своему народу, уважения национальных символов и святынь, знания государственных праздников и участие в них, готовность к участию в общественных мероприятиях;
- трудовое (профессионально-ориентированное) воспитание - формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека; ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием; формирование добросовестного и ответственного отношения к созидательному труду, уважение труда людей и бережное отношение к предметам материальной
и духовной культуры, созданных трудом человека;
- экологическое воспитание, задачи которого могут быть определены как формирование высокой ценности жизни, потребности учащихся сохранять и улучшать окружающую природную среду, обучение экологически сообразному поведению [3].
Ядром вариативного содержания внеурочной деятельности по курсу «Окружающий мир» обоснованы общечеловеческие ценности: истина, красота, мир, любовь, ненасилие, нравственное поведение. Модули «Общечеловеческие ценности», «Ценностное отношение к себе», «Ценностное отношение к людям», «Ценностное отношение к России», «Ценностное отношение к малой родине» составили основу содержания кружков «Общечеловеческие ценности» (1 класс), «Радуга любви» (2-3 классы), «Богатство России». Каждый модуль направлен на формирование знаний о ценностях (общечеловеческих, национальных) и идентификацию с ними. Общее аксиологическое ядро позволило интегрировать содержание обучения и воспитания с 1 по 4 класс.
Содержание реализуется путем создания ситуаций развития и идентификации личности на уроках и внеурочных занятиях. Поэтапно применяемый комплекс методов обеспечивает субъектное рефлексивно-творческое освоение вариативного компонента содержания, создает условия для развития гражданской идентичности личности обучающихся.
На вводном ценностно-формирующем этапе (1-2 классы) подготовка направлена на формирование у младших школьников начальных представлений о России, входящих народах, об общечеловеческих и национальных ценностях, моральных нормах поведения. Она реализуется при использовании методов и методических приемов формирования ценностей личности (размышление над мудрой мыслью, пребывание в тишине, групповое пение), когнитивного развития (интерактивный рассказ, мозговой штурм), идентификации (тесты на поведение, игры на рефлексию).
На этно-ориентированном когнитивном этапе (3 класс) подготовка ориентирована на обретение обучающимися начальных знаний о малой родине, овладение способами изучения истории, явлений в обществе на примере своей семьи, местных социальных сообществ. Подготовка опирается на методы и методические приемы когнитивного развития (опыт для размышлений, проблемный диалог, социальное моделирование), формирования ценностей (размышление над мудрой мыслью, групповое пение), идентификации (тесты на поведение, игры на рефлексию).
На общероссийском деятельностном этапе (4 класс) подготовка нацелена на применение и рефлексию младшими школьниками знаний об истории, культуре и современной жизни России. Используются методы и методические приемы когнитивного развития (проблемный диалог, работа в малых группах по анализу социокультурных 92
явлений, исторических и современных событий, социальное проектирование), формирования ценностей, идентификации (тренинг на поведение, игры на рефлексию).
Заключение. Реализация ФГОС НОО ориентирует педагогов начальных классов на воспитание у обучающихся гражданской идентичности, представляющей собой осознание обучающимся своей принадлежности к России, малой родине на общекультурных основаниях, имеющих для него определенный личностный смысл и проявляющейся в поведении и деятельности.
Формирование гражданской идентичности младших школьников регламентируется методической системой, включающей: цели, содержание воспитания и обучения, средства, методы и формы деятельности субъектов, образовательные результаты и методику их диагностики.
Содержание реализуется путем создания ситуаций развития и идентификации личности на уроках и внеурочных занятиях на этапах формирования гражданской идентичности личности обучающихся: вводном ценностно-формирующем этапе (1-2 классы), этно-ориентированном когнитивном этапе (3 класс), общероссийском деятель-ностном этапе (4 класс).
Список литературы
1 Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества //Вопросы образования. - 2008. - №1. - С. 65-86.
2 Водолажская Т. В. Идентичность гражданская // Образовательная политика. - 2010. - № 5-6. - С. 140-142.
3 Сергеева В. П. Формирование гражданской идентичности в образовательном процессе // Проблемы современного образования. - 2011. - № 4. - С.12-15.
4 Тебенькова Е. А. Гуманитаризация естественнонаучной подготовки младших школьников : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Москва, 2018. - 42 с.
5 Тишков В. А. О российском народе и национальной идентичности в России. URL: http://valerytishkov.ru/cntnt/ publikacii3/publikacii/o_rossisko.html (дата обращения: 12.10.2018).
6 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2009. URL: https://kpfu.ru/d0Cs/F2009061155/FG0S.N00_23_10_09_ Minjust_3._1_.pdf (дата обращения: 08.04.2018).
References
1 Asmolov A.G. Strategy of Socio-Cultural Modernization of Education: Towards Overcoming the Identity Crisis and Building a Civil Society//Education Issues. - 2008. - №1. - PP. 65-86.
2 Vodolazhskaya T.V. Civil identity //Educational policy. -2010. - № 5-6. - PP. 140-142.
3 Sergeeva V.P. Formation of civic identity in the educational process //Problems of modern education. - 2011. - №4. -
РР. 12-15.
4 Tebenkova E.A. Humanitarization of Natural Science Primary School Education: Abstract. diss.... Dr. Ped. Sciences: 13.00.02. - M, 2018. - 42 p.
5 Tishkov V.A. On the Russian people and national identity in Russia / http://valerytishkov.ru/cntnt/publikacii3/publikacii/o_ rossisko.html (appeal date 12.10.2018).
6 Federal State Educational Standard of Primary General Education, 2009. URL: https://kpfu.ru/docs/F2009061155/FG0S. N00_23_10_09_Minjust_3._1_.pdf (appeal date 08/04/2018).