Научная статья на тему 'Теоретические подходы к изучению феномена субъектности личности в гуманитарных науках'

Теоретические подходы к изучению феномена субъектности личности в гуманитарных науках Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
742
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ / СУБЪЕКТНОСТЬ / СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ / СТАДИИ СУБЪЕКТОГЕНЕЗА / SUBJECT / SUBJECTIVITY / SUBJECT-ACTIVITY APPROACH / SUBJECT POSITION / SUBJECTIVITY GENESIS STAGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Манакова Марина Вячеславовна

В статье рассматриваются теоретические подходы отечественных ученых к феномену субъектности личности. В современной психолого-педагогической науке встречаются достаточно противо-речивые взгляды, касающиеся не самой сути «субъектности», а объема этого понятия. Автор анализирует сущностные характеристики субъектности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL APPROACHES TO THE STUDY OF THE PHENOMENON OF SUBJECTIVITY IN THE HUMANITIES

The article deals with the theoretical approaches of domestic scientists to the phenomenon of subjectivity. In modern psychological and pedagogical science there are quite contradictory views concerning not the very essence of" subjectivity", but the scope of this concept. The author analyzes the essential characteristics of subjectivity.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к изучению феномена субъектности личности в гуманитарных науках»

детей в дошкольных образовательных учреждениях, организации работы с родителями и педагогическим коллективом.

Литература:

1. Афонькина Ю.А. Рабочая программа педагога-психолога ДОУ. - Волгоград: Учитель, 2014

2. Денисова Н.Д. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников (наблюдения, эксперименты, проективные рисуночные тесты) / Интернет-источник: https://studfiles.net/preview/4018486/

3. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития - СПб., 2002. С. 19-28. - М., 1999.

4. Гоулман Д.Эмоциональный интеллект.; пер.с англ. А.П.Исаевой. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. - 478 с.

5. Изотова Б. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. - М.: Академия, 2004. - 288 с.

6. Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова О.А. Модель психического как основа становления понимания себя и другого в онтогенезе человека. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. — 415 с.

7. Сергиенко Е.А., Ветрова И. И. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT v. 2.0): Руководство. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. - 176 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Интернет-источник: http://irooo.ru/obrazovatelnye-standarty

Психология

УДК:316.6

кандидат педагогических наук, доцент Манакова Марина Вячеславовна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Нижний Тагил)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ФЕНОМЕНА СУБЪЕКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ В

ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические подходы отечественных ученых к феномену субъектности личности. В современной психолого-педагогической науке встречаются достаточно противоречивые взгляды, касающиеся не самой сути «субъектности», а объема этого понятия. Автор анализирует сущностные характеристики субъектности.

Ключевые слова: субъект, субъектность, субъектно-деятельностный подход, субъектная позиция, стадии субъектогенеза.

Annotation. The article deals with the theoretical approaches of domestic scientists to the phenomenon of subjectivity. In modern psychological and pedagogical science there are quite contradictory views concerning not the very essence of" subjectivity", but the scope of this concept. The author analyzes the essential characteristics of subjectivity.

Keywords: subject, subjectivity, subject-activity approach, subject position, subjectivity Genesis stage.

Введение. В последние десятилетия отечественные психологи все больший интерес проявляют к психологии субъекта. Это объясняется тем, что категория субъекта играет системообразующую роль, поэтому в теоретической и прикладной психологии в настоящее время проблема субъекта является одной из центральных. Она предполагает не только исследование характеристик психических свойств и отношений личности, индивидуальных особенностей, не только изучение субъекта общественного поведения в различных конкретных видах деятельности, но и раскрывает целостность всех качеств человека: природных, индивидуальных, социальных, общественных.

Изложение основного материала статьи. Человек в качестве субъекта изучается различными науками. В философии категория субъекта соотносится с категорией объекта. Объектом для субъекта может быть абсолютно все, в том числе и сам субъект. По мнению Е. Н. Волковой [1], субъект как философская категория раскрывает качество активности человека, служит описанию места человека в мире, специфики человеческого бытия. В правоведении человек является субъектом правовых отношений различных социальных институтов. В социологии человек рассматривается в составе общностей, которые выступают субъектами разных видов групповой активности.

В современной науке категория субъекта активно применяется в педагогике, в ее интеграции с психологией. Использование этой категории в психолого-педагогических исследованиях позволяет выявить разную меру активности личности обучающегося по освоению и присвоению той или иной учебной и профессиональной деятельности, а также меру ее интегративности и самоопределения в формировании профессионально значимых личностных качеств будущего специалиста. В психологии и педагогике принято выделять разные типы субъектов. Впервые их дифференциация была введена Б. Г. Ананьевым [2]. Исследователи различают следующих субъектов деятельности: субъекта познания, субъекта игровой деятельности, субъекта учебной деятельности, субъекта общения, субъекта профессиональной деятельности, субъекта жизнедеятельности.

Проблема человека как субъекта деятельности нашла отражение в философско-психологической концепции человека С. Л. Рубинштейна [3], конкретизирована в работах К. А. Абульхановой-Славской [4], А. В. Брушлинского [5] и др., а также в исследованиях человека как системы субъектных свойств и индивидуальности Б. Г. Ананьева [2], концепции отношений человека В. Н. Мясищева [6]. Проблема рассмотрения субъектных начал в развитии человека исследована Г. В. Лобастовым (1999), который рассматривает внутреннюю взаимосвязь элементов субъектности. Чтобы доказать свою субъектность, человек должен быть готов отвечать перед собой за последствия собственных действий, взять на себя ответственность за результаты своей активности. В концепции субъектности личности этот момент обозначается В. А. Петровским как центральный [7].

Источник активности субъекта, как подчёркивал в своих работах В. Э. Чудновский [8], коренится в нем самом. Автор обратил внимание на то, что внешнее не только зависит от внутреннего, но и внутреннее имеет свой непосредственный источник активности и развития.

Своим рождением в отечественной психологии понятие «субъект» обязано С. Л. Рубинштейну, который начал развивать его в 20-х-30-х годах XX века. В работе «Основы общей психологии» он отмечал, что человек - это «субъект практической и теоретической деятельности, субъект практики и истории» [3, с. 164]. Человек познает мир и изменяет его, а изменяя мир, он изменяет и самого себя. Его внутренний мир обогащается по мере дальнейшего преобразования внешнего мира. Субъекта, согласно С. Л. Рубинштейну, характеризуют активность, способность к развитию и интеграции, самодетерминации, саморегуляции, самодвижению и самосовершенствованию. С. Л. Рубинштейн говорил о субъекте познания и действия, «субъекте жизни» как формах и уровнях проявления его активности в разных отношениях с миром и другими людьми [3].

Согласно размышлениям А. В. Брушлинского, категория субъекта стала всеохватывающей, обобщенно раскрывающей неразрывно развивающееся единство всех качеств личности: природных, социальных, общественных, индивидуальных [9]. Категория личности не столь широка в определении человеческого индивида, поскольку выдвигает на передний план его социальные, а не природные свойства.

A.В. Брушлинский говорит о том, что категория субъекта как интегративная категория уже вбирает в себя категорию личности и в действительности является категорией широкого плана. В то же время автор считает, что следует согласиться с общепринятым пониманием личности как субъекта социальных отношений. Субъект всегда связан с другими людьми и «вместе с тем автономен, независим, относительно обособлен» [3, с. 101].

В определении К.А. Абульхановой-Славской субъект - это «гармоничная, самореализующаяся личность, человек на высшем уровне своей активности, целостности, автономности» [11, с. 34]. «Личность становится субъектом, когда она выступает таким центром самоорганизации и саморегуляции, который позволяет ей соотноситься с действительностью целостным, а не парциальным образом» [11, с. 39].

Субъектный подход в понимании сущности человека, разрабатываемый в отечественной психологии, имеет длительную историю. Проблемы субъектного существования человека поднимались ещё во времена античности, когда человек рассматривался как субъект, активно преобразующий окружающий мир. В научной литературе генезис идеи субъектности, субъектной сущности человека представлен выделением нескольких этапов: конец XIX - начало ХХ вв. - подготовительный этап. На данном этапе проблема субъекта проявляется в попытках построения концепций личности (Н. Я. Грот, А. Ф. Лазурский, В. С. Соловьев); в 3060 гг. ХХ вв. происходит рождение субъектной проблематики. В исследованиях философов и психологов начинает занимать прочные позиции концепция природы психической активности субъекта. Субъектность рассматривается как основополагающая характеристика личности; в 60-80 гг. ХХ вв. происходит разработка теоретических основ и закрепление ведущих идей психологии субъекта в концепциях адаптации, индивидуализации, персонализации (А. Г. Асмолов, В. А. Петровский, В. Э. Чудновский и др.). Появляются работы об исследовании феномена субъекта деятельности К. А. Абульхановой-Славской; с 80-х гг. ХХ вв. исследователи отмечают второе рождение субъектной проблематики. Возрастает интерес к исследованию феномена «субъектности». Обращение к понятию субъектности способствует, в определенном смысле, стиранию резких граней между понятиями субъекта и личности. В своей содержательной основе субъектность базируется на ключевых характеристиках субъекта или тех качествах личности, которые определяют её как субъекта.

С позиций субъектно-деятельностного подхода (С. Л. Рубинштейн, А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская) субъектностью называется свойство личности быть субъектом определенной деятельности и активно инициировать проявление себя в ее качестве. Субъектность выступает как идеальное начало, характеризующееся «бесконечной потенциальностью» и как источник активности. С позиций системного подхода субъектность рассматривается как отдельная, качественно специфическая система, включающая в себя отдельные свойства и качества личности, позволяющие ей сохранять свою индивидуальность, субъективность, вопреки внешним противодействиям, и характеризующая её как субъекта (деятельности, отношений, жизненного пути и т. д.). В контексте субъектно-бытийного подхода рассмотрение проблемы субъекта и субъектности предполагает, что важнейшее из всех качеств человека -быть субъектом, что означает инициирование и осуществление изначально практической деятельности (игровая деятельность), общения и самосознания, добиваясь при этом необходимых результатов в преобразовании бытия. В категории «субъект» воплощены представления о способе самоорганизации, самореализации, согласования внешних и внутренних условий осуществляющейся деятельности, то есть, в конечном счете, бытия человека в мире [9].

В отечественной психологии разграничению и поиску существенных характеристик понятий «субъект» и «субъектность» посвящено значительное число теоретических и экспериментальных исследований таких ученых как С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев, В. А. Петровский и др.

B. А. Петровский под субъектностью понимает «свойство индивида быть субъектом активности» [12, с. 341]. «Субъектность человека проявляется в его витальности, деятельности, общении, самосознании, как тенденция к самовоспроизводству» [12, с. 211]. Из этого следует, что: «субъектность необходимым образом выступает в актах целеполагания; субъектность подразумевает свободу, наконец, субъектность индивида не может быть осмыслена вне его развития» [12,с. 21].

В современной психолого-педагогической науке встречаются достаточно противоречивые взгляды, касающиеся не самой сути «субъектности», а объема этого понятия.

Т.А. Ольховская понимает под субъектностью «целостную аксиологическую характеристику личности, раскрывающуюся в продуктивности деятельности, в ценностно-смысловой самоорганизации поведения» [13].

В. Д. Шадриков рассматривает субъектность как «качество личности, заключающееся в способности противостоять внешним и внутренним условиям, препятствующим реализации её интересов (достижению целей, самореализации, проявлению индивидуальности), при сохранении субъективности поведения» [14, с. 76].

По мнению А.Б. Серых, субъектность есть «системное человеческое качество» в котором реализуется важнейшая интеграция человека как субъекта, которая выражается в стремлении к проявлению и реализации

себя как в пространстве собственного внутреннего мира, так и в пространстве окружающего мира» [15, с. 157]. Заслуживает внимания попытка автора выделить в субьектности основополагающие сущностные свойства. К ним относятся: самодетерминация - способность выступать причиной своих внутренних изменений и внешней активности, актуализации и реализации своих ресурсов, функцией этого свойства является саморегуляция; самоорганизация - способность структурировать систему собственных побуждений, стремлений, желаний, организовывать самовосприятие и мировосприятие (функция - целеполагание); саморазвитие - способность порождать количественные и качественные изменений в своем внутреннем мире и мире окружающем (функция - постановка целей).

М.А. Щукина определяет субъектность как «психологическую особенность, в качестве основной функции которой выступает самоуправление. В целом субъектность позволяет осуществлять не только самоуправление, но и управление как таковое. Оно может быть направлено на любой предмет мира, на других людей: как индивидуумов, так и сообщества. Субъектное управление становится самоуправлением, когда направлено на себя» [16, с. 6]. Исследователь отмечает, что субъектная и объектная сущность человека являются его видовыми потенциями, и могут проявляться конкретным человеком в конкретной ситуации в определенной степени. Проявление человека в континууме пространства между полюсами «субъект-объект» позволяет ему достигать доминирования субъектной позиции или становиться объектом [16]. В первом случае, человек как субъект является инициатором своей активности, влияет на мир, подчиняя его себе, осуществляет самоопределение и т.п. В другом - человек в качестве объекта проявляет свою беспомощность и зависимость от других людей и обстоятельств.

Е.Н. Волкова считает, что «субъектность - это психологическое образование, основу которого составляет субъективное отношение человека к себе как к деятелю» [17, с. 8]. В том случае, если у индивидуума развито отношение к себе как к деятелю, необходимым и достаточным условием развития его субъектности является другой человек [17].

По-иному рассматривает субъектность Е. В. Бондаревская, она считает, что это свойство, «определяющее меру свободы личности, ее гуманности, духовности, жизнетворчества» [18, с. 215].

В своих работах С. Л. Рубинштейн указывает на различие понятий «субъективный» и «субъектный». Рассматривая вопрос о сознании субъекта, он подчеркивал, что оно «несводимо к голой субъективности, а является единством субъективного и объективного, а осознание же совершается через включение переживания совершаемого субъектом акта или события в объективные предметные связи, его определяющие» [3, с. 164]. В нашем исследовании понятие «субъективный» рассматривается как одна из характеристик сознания, а «субъектный» - как признак, свойственный субъекту, связанный с ним.

В рамках субъектно-деятельностного подхода М. Д. Кузнецовой была предпринята попытка выделить общие концептуальные характеристики, вбирающие в себя все критерии субъекта и субъектности, и получить общую теоретическую модель субъектности, которая включает в себя следующие позиции [19]: мотивация -индетерминизм и интеграция всех личностных образований через мотивационную направленность, наличие осознанных целей, стремление к самосовершенствованию, самореализации; рефлексия, являющаяся решающим, поворотным моментом в становлении субъекта, способность к рефлексии как осознание возникающих внешних и внутренних противоречий, умение структурировать данные противоречия в цели и задачи, соотносить цели с имеющимися условиями и т.д.; интеллект - высокий уровень развития познавательных процессов и интеллектуальных способностей субъекта деятельности, лежащих, в том числе, в основе развития рефлексии; внутренняя свобода - наличие внутренней устойчивости к влиянию извне, независимости и свободы в принятии собственных решений, свобода выбора и самоопределения; осознание себя как источника жизненных изменений - такие характеристики, как осознание себя как субъекта, отношение к себе как к источнику жизненных перемен; воля - волевое усилие субъекта при реализации собственного содержания, способность к преодолению препятствий.

В рамках нашего исследования представляет интерес период личностной субъектности (от 17-18 до 25 лет), в определенной мере обуславливающий развитие субъектности на последующих стадиях субъектогенеза. Для субъекта в этот период первостепенное значение приобретает его сознание (мировоззрение, смысловая система, отношения к другим людям и труду), происходит актуализация и развитие способностей через пробы себя в практической профессиональной деятельности.

Большинство учёных сходится во мнении, что субъектом невозможно стать раз и навсегда. Н.

B. Потлачук выделяет следующие стадии субъектогенеза: принятия на себя ответственности за исход своих действий, проявление себя как субъекта предстоящего действия; переживания своей причастности к построению образа желаемого результата, проявление себя как субъекта целеполагания; реализации открывающихся возможностей в совершаемых действиях по собственной воле, проявления себя как субъекта слагающих совершаемого действия; оценки результата как личностного значимого новообразования, детерминированного собственной активностью, проявление себя как субъекта состоявшегося действия. Отсутствие любой из стадий приводит к непринятию на себя ответственности за результат [20].

По результатам проведенного теоретического анализа литературы можно сделать выводы, что категория субъекта изначально принадлежала философии и означала «лежащее в основании», благодаря

C. Л. Рубинштейну она вошла в психологию.

Рассмотрев теоретические подходы к изучению феномена субъектности, можно сделать вывод, что определения основных понятий, характеризующих этот феномен, даются в рамках деятельностного подхода. Субъектом является человек как носитель активности, противопоставленный объекту, на которого эта активность может быть направлена. Под субъектностью понимается способность человека быть субъектом. Данная способность характеризует его потенциал с точки зрения возможностей к самодетерминации, самоорганизации и саморазвитию. Субъектная позиция - это конкретное выражение этого потенциала в пространствах деятельности и социальных связей через систему избирательных, сознательных (а иногда и менее осознанных) отношений к различным сторонам действительности.

Однако следует отметить, что в процессе жизнедеятельности человек включен во взаимодействие с различными сторонами окружающей действительности, в рамках бытовой, общественной, профессиональной деятельности и других видов активности. В зависимости от внешних и внутренних детерминант один и тот же индивид может занимать различную позицию в отношении конкретной ситуации и деятельности в целом, находясь в различном положении относительно полюсов «субъектность-объектность».

С точки зрения субъект-объектной парадигмы, «общая» субъектность личности является предпосылкой субъектности в профессиональной деятельности.

Ряд авторов рассматривают феномен субъектности в целостности деятельности, общения, самосознания и бытия, т. е. как динамичное начало, становящееся и исчезающее, не существующее вне самого взаимодействия (деятельностного, межличностного, социального). В качестве черты, определяющей человеческую сущность, выделяют субъектную активность, осознанную, свободную, дающую человеку возможность распоряжаться своей жизнью и судьбой. При этом творческая сила субъекта делает каждого автором собственной жизни, позволяет личности самоопределяться, вырабатывать свои собственные ценности и установки по отношению к миру.

Рассмотрев теоретические подходы к изучению феномена субъектности, можно сделать вывод, что определения основных понятий, характеризующих этот феномен, даются в рамках деятельностного подхода. Субъектом является человек как носитель активности, противопоставленный объекту, на которого эта активность может быть направлена. Под субъектностью понимается способность человека быть субъектом. Данная способность характеризует его потенциал с точки зрения возможностей к самодетерминации, самоорганизации и саморазвитию. Субъектная позиция - это конкретное выражение этого потенциала в пространствах деятельности и социальных связей через систему избирательных, сознательных (а иногда и менее осознанных) отношений к различным сторонам действительности.

Однако следует отметить, что в процессе жизнедеятельности человек включен во взаимодействие с различными сторонами окружающей действительности, в рамках бытовой, общественной, профессиональной деятельности и других видов активности. В зависимости от внешних и внутренних детерминант один и тот же индивид может занимать различную позицию в отношении конкретной ситуации и деятельности в целом, находясь в различном положении относительно полюсов «субъектность-объектность».

Исследователями данной проблемы описаны различные характеристики субъектности педагога, позволяющие определить специфику педагогической субъектности, включая вопрос о ее структуре и доминантности компонентов, обуславливающих профессионализм педагога.

Наиболее важным компонентом субъектности педагога авторы называют его активность в профессиональной деятельности. Активность субъекта рассматривается как интегративное свойство личности, позволяющее осуществлять творческое и вариативное прогнозирование результатов деятельности, обусловленной самоуправляемой мотивацией; целеполагание; оперирование способами действий и совершение их конструктивной коррекции в принципиально измененных условиях; инициативное и критическое отношение к выдвижению новых задач.

Другой важной характеристикой педагога как субъекта педагогической деятельности психологи называют рефлексию. Именно в ходе рефлексии субъект формирует и развивает свои цели педагогической деятельности и педагогического общения, которые могут быть только осознанными Субъектность педагога характеризуется интенсивной включенностью в деятельность, владением приемами произвольной саморегуляции, наличием самоконтроля, самокоррекции, стремлением к самоэффективности. Осознание противоречий своего развития, их устранение, обеспечение баланса и гармонии, постоянная настроенность на саморазвитие и самообновление, стремление к самореализации и творческому созиданию, интеграция своего профессионального пути, структурирование и упорядочивание своего профессионального опыта и опыта других также относятся к признакам субъектности.

На основании вышеизложенного можно дать определение педагогической субъектности, как актуализированной способности индивида, включенного в педагогическую деятельность, проявлять творческую, преобразующую активность, саморазвитие на основе свободного выбора, рефлексии и ответственности за процесс и результаты деятельности. При этом специфичными особенностями педагогической субъектности являются ее уникальность, ориентация педагога на гуманистические ценности, понимание и принятие другого. Последняя особенность представляется нам наиболее важной, поскольку только в субъектности педагога другой выступает необходимым условием развития его самого. Осознанность и степень реализации субъектности учителя через открытость и конструктивность взаимодействия определяют возможность развития субъектности его воспитанников. Этот взаимопроникающий характер педагогической субъектности предопределяет важность ее развития.

Выводы. Таким образом, обобщение всех приведенных точек зрения исследователей убеждает в том, что субъектность педагога является конституирующей характеристикой, интегративным свойством его личности. Субъектность представляет собой качественное состояние личности педагога, констатируя высший уровень его профессионального развития. Субъектность педагога связана со способностью индивида превращать собственную жизнедеятельность, педагогическую деятельность в предмет практического преобразования, совершенствования самого себя и своих воспитанников.

Итак, субъектность - это качество, приобретаемое субъектом, если он занимает активную позицию в процессе деятельности, это высший уровень развития человека, проявляющийся в активном преобразовании окружающего мира и самого себя в соответствии с собственными намерениями. Однако, развитие субъектности педагога не происходит априорно в его деятельности, а является поэтапным образованием, процесс формирования которого начинается еще на стадии предпрофессиональной деятельности, в процессе освоения педагогической профессии в период профессионального образования.

Литература:

1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1980. - 335 с.

2. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. - 229 с.

3. Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования [Текст] / Е. В. Бондаревская. - Ростов н/Д: Изд-во Ростов. пед. ун-та, 2000. - 351 с.

4. Брушлинский, А. В. Избранные психологические труды / А. В. Брушлинский. — Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. - 623 с.

5. Брушлинский, А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1996. - 392 с.

6. Брушлинскнй, В. А. Психология субъекта // Психологический журнал, 2003.- №2. - С. 7 - 14.

7. Волкова, Е. Н. Субъектность педагога: теория и практика: автореф. дис. канд. д-ра психол. наук: 19.00.07 / Е. Н. Волкова. - М., 1992 - 1998. - 22 с.

8. Кузнецова, М. Д. Личностные детерминанты субъектности http://www.hse.ru/pubs/lib/data/access/ram/ticket/85/1399014345a858de76b9fda718ec97793dd01c80e6/%D0%A2% D0%B5%D0%BA%D1%81 %D1%82.pdf

9. Мясищев, В. Н. Личность и отношения человека / В. Н. Мясищев // Психология отношений. Москва - Воронеж, 1995.- С. 342 - 353.

10. Ольховская, Т. А. Становление субъектности студента университета. Оренбург, 2007. - 330 с.

11. Петровский, В. А. Феномен субъектности в психологии личности [Текст]: дис. д-ра психол. наук: 19.00.11 / В. А. Петровский. - М., 1993. -76 с.

12. Петровский, В. А., Личность в психологии: парадигма субъектности, Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 512 с.

13. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. — СПб: Питер, 2003. — 512 с.

14. Серых, А. Б. Субъектность педагога как условие формирования психологической готовности к взаимодействию с виктимными детьми // Развитие личности. - 2006. - № 1.- С. 155 - 161.

15. Чудновский, В. Э. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии [Текст] / В. Э. Чудновский // Психологический журнал. - 1993. - Т. 14, № 5. - С. 3 - 13.

16. Шадриков, В. Д. Субъект и субъектность деятельности: определение понятий // В кн.: Человек, субъект, личность в современной психологии. - М.: Институт психологии РАН, 2013. - Т. 1. - С. 176 - 179.

17. Потлачук, Н. В. Коммуникативная компетентность сотрудников криминальной милиции [Текст] / Н. В. Потлачук // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. Аспирантские тетради [Текст]. - СПб., 2007. - N 20(49). - С. 171 - 174.

18. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — Санкт-Петербург: Питер, 1999. — 232 с.

19. Волкова, Е. Н. Субъектность педагога: теория и практика: автореф. дис. канд. д-ра психол. наук: 19.00.07 / Е. Н. Волкова. - М., 1992 - 1998. - 22 с.

20. Щукина, М. А. Опросник «Уровень развития субъектности личности» руководство по применению Методическое пособие. - Тюмень изд-во Тюменского государственного университета, 2005. - С. 6 - 91.

Психология

УДК:159.923

кандидат психологических наук Масленников Александр Александрович

Частное образовательное учреждение высшего образования «ИНСТИТУТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ КАВКАЗА» (г. Ставрополь)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье раскрываются теоретические и практико-ориентированные проблемы модернизации отечественного образования, роль инновационных технологий в отечественном образовании, психолого-педагогические и социокультурные аспекты образовательной деятельности.

Ключевые слова: гуманитаризация, деятельностная парадигма, инновационные технологии, культуроведческая социологизация, личностно-ориентированное образование, модернизация.

Annotation. The article reveals theoretical and practically-orientated problems of native education modernization, role of innovative technologies in native education, psychopedagogical and socio cultural aspects of educational activity.

Keywords: humanization, activity paradigm, innovative technologies, cultural studies sociologization, personality-oriented education, modernization.

Введение. Приоритетным вектором государственной политики для большинства стран мира в современных социально-экономических условиях выступает образование. Ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, профессор В.А. Садовничий в выступлении на Совете по науке и образованию отмечал, что проблемы национальной безопасности неразрывно связаны с уровнем образованности народа. Возрождение России немыслимо без обеспечения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социокультурного развития. Информатизация, стремительное развитие инновационных технологий, введение многоступенчатой системы подготовки, возрастающий уровень международной коммуникации, расширение перечня и рынка образовательных услуг, требуют усиленного внимания к модернизации отечественной образовательной системы с целью повышения её конкурентоспособности. Содержание понятия «образование» претерпевает фундаментальные преобразования, всё чаще соотносится с ценностно-смысловыми приоритетами общества, все основательней провозглашается культурная направленность образования [1].

Изложение основного материала статьи. Академик Российской академии образования Б.С. Гершунский, подчеркивая ценностный аспект образования, выделяет три системных аспекта: государственная ценность характеризуется как морально-нравственная, духовно-культурная, интеллектуальная и экономическая основа страны; общественная ценность объединена с подготовкой специалистов, обладающих готовностью решать широкий блок производственных и социально-значимых задач, определяемых конкретно-исторической ситуацией; личностная ценность связана с реализацией личностью системы потребностей, включая и познавательную [3].

Гуманитаризация как стратегическое направление, реализуемое в системе современного отечественного образования, располагается в едином смысловом поле с культурой, духовностью, моралью, гуманистическими мотивами личности. Угрожающая перспектива - формирование поколения технократов, которые в угоду умственной забавы и браваде интеллектуальных возможностей способны подтолкнуть общество к бездне культа бескультурья [4].

Гуманитарная парадигма различается с технократической по целям развития личности в образовательной среде. Технократическая парадигма ориентирована на цели: быстрее, больше, выгоднее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.