Научная статья на тему 'Профессиональная субъектность как психолого-акмеологический феномен'

Профессиональная субъектность как психолого-акмеологический феномен Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
995
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
СУБЪЕКТ / SUBJECT / СУБЪЕКТНОСТЬ / SUBJECTIVITY / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ / PROFESSIONAL SUBJECTIVITY / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ / SUBJECT POSITION / СУБЪЕКТНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SUBJECT REGULATION OF ACTIVITY / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / SELF-DETERMINATION / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / SELF-REALIZATION / СУБЪЕКТНОЕ САМООСУЩЕСТВЛЕНИЕ / СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА / FORMATION OF PROFESSIONALISM / SUBJECT SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Деркач Анатолий Алексеевич

В серии публикаций текущего года рассматривается профессиональная субъектность как психолого-акмеологический феномен. В этой связи раскрыта проблема субъектности и профессиональной субъектности как качеств, принадлежащих субъекту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SUBJECTIVITY AS A PSYCHO-ACMEOLOGICAL PHENOMENON

In proposed series of publications that are going to be published of current year it is considered professional subjectivity as psychological and akmeological phenomenon. In this connection the problem of subjectivity and professional subjectivity, as the quality of subject, has been discovered.

Текст научной работы на тему «Профессиональная субъектность как психолого-акмеологический феномен»

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА From the editor-in-chief

УДК 159.9.01; 159.93

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Деркач Анатолий Алексеевич, заслуженный деятель науки РФ, академик РАО, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой акмеологии и психологии профессиональной деятельности Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, лауреат премии Президента РФ в области образования; e-mail: akmeology@akmeology.ru

АННОТАЦИЯ

В серии публикаций текущего года рассматривается профессиональная субъектность как психолого-акмеологический феномен. В этой связи раскрыта проблема субъектно-сти и профессиональной субъектности как качеств, принадлежащих субъекту. Ключевые слова: субъект, субъектность, развитие, профессиональная субъектность, субъектная позиция, субъектная регуляция деятельности, самоопределение, самореализация, субъектное самоосуществление, становление профессионализма.

ВВЕДЕНИЕ

В современном обществе возрастает потребность в инициативных, самостоятельно мыслящих и действующих специалистах, которые не просто адаптируются к возникающим ситуациям, но и изменяют их в соответствии с социальными и профессиональными задачами, активно преобразуют свою деятельность и себя в ней. Условием эффективной творческой деятельности, непрерывного самосовершенствования в ней и поступательного личностно профессионального развития является формирование таких психолого-акмеологических феноменов, как субъектность, субъектная позиция и субъектная регуляция деятельности, обеспечивающих непрерывное поступательное саморазвитие, творческое самоопределение и продуктивную самореализацию специалиста в профессии.

Заложенные в человеке субъектные характеристики полагают их развитие в онтогенезе как связанных с реализацией свойственных человеку особенностей. И соответствующий уровень развития индивида в деятельности — в онтогенезе, филогенезе, в культурно-историческом процессе — раскрывает все особенности определённости человека как субъекта и поэтому — субъектности, субъектной позиции, субъектной регуляции его активности. В частности, специфика человеческого психического развития обусловливает возможности и соответствующие уровни психологических характеристик субъекта, связанных, в том числе, с большим или меньшим его самоопределением, фиксирующим его представленность в качестве субъекта различных видов деятельности.

В то же время субъектность, заложенная в генезисе человека и социума, в неразрывной связи с самостью, сознанием, деятельностью, опосредованной субъектом и опосре-

дующей субъекта, сущностно определяет действенные возможности человека. Человек изначально выступает в мире как субъект, обладающий определёнными свойствами, возможностями и среди них — способностью к особой активности, стремлением творить, преобразовывать, целесообразно действовать и т. д., постоянно развивать свои субъектные свойства, свою субъектность в процессе онтогенеза и филогенеза, в культурно-историческом развитии, расширяя свои возможности в качестве субъекта.

Потребность в саморазвитии и самореализации, их возможность и способность к ним, изначально заложенные в человеке, объективно предполагают системную взаимосвязь и взаимообусловленность субъектности реализующегося в деятельности и реализующего деятельность субъекта и его способности осознавать свою активность.

Такая взаимосвязь обусловливает наличие и обусловливается наличием особого психического свойства человека — субъективности, которая обеспечивает формирование системы отношений человека к себе, к деятельности, к себе в деятельности и т.д. В результате формируется субъектная позиция, которой и определяется характер активности субъекта.

С развитием субъектности и формированием субъектной позиции целью человека становится не просто его саморазвивающееся Я, но и переход его Я на новый уровень благодаря осуществлению его вершинного Я в ходе реализации себя в социуме. При этом возможности и саморазвития, и самореализации человека определяются тем, насколько он способен к регуляции своей активности на субъектном уровне.

Наращивание субъектных характеристик человека, обеспечивающих развитие всех свойственных ему способностей и возможностей в силу формирования соответствующих психологических новообразований, роста самосознания, самопонимания, самоопределения и т.д., становится условием повышения субъектного потенциала индивида, развития его как субъекта действия, развёртывания его субъектной позиции.

Сложно структурированный процесс наращивания субъектного потенциала происходит в онтогенезе, в котором в качестве основных факторов выступают две стороны развития — саморазвитие и самореализация в их сложной взаимообусловленности в качестве основных, постоянно воспроизводимых образующих, несущих результативность и исходное содержание процессуальности этого развития1. Саморазвитие и самореализация определяют движение человека как субъекта, творчески выстраивающего социальный мир и себя в нём. Лишь определённый уровень саморазвития человека обеспечивает актуализацию его потребности в самореализации, способности к ней и возможности на соответствующем уровне и в соответствующей форме (накопления, актуализации, проявления и др.) её осуществить. В нормальном процессе развития человека только самореализация в значимой для самого человека и социально значимой и социально оцениваемой деятельности обеспечивает дальнейшее активное саморазвитие человека. Именно самореализация, предполагающая «выход» человека в социум и выступающая как потребность представить себя в нём в своей творческой действенности, в наибольшей степени обеспечивает пространство и способ накопления его субъектного потенциала. В итоге формируется соответствующий уровень возможности действительно реализовать растущую потребность и способность к творческому самоосуществлению. Такая способность к активному действию проявляется в условиях, когда человек испытывает потребность в творческом самоосуществлении в социально значимой, социально признаваемой деятельности и получает возможность реализовать свои творческие способности, достигая подлинного акме.

Регулируя, расширяя границы своей свободы, создавая себя в социальном мире и сам социальный мир в своей преобразующей деятельности, выходя в ней за пределы вчерашних достижений, человек реализует свою потребность в самоосуществлении.

Именно самореализация определяет смысл и содержание акмеологического развития, полагающего постепенный, но постоянный рост потребности субъекта в творче-

1 См. подробнее: Деркач А.А., Сайко Э.В. Самореализация — основание акмеологического развития: монография. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. — 224 с.

ском самовыражении, а также способности и возможности к нему. В свою очередь потребность в самоопределении — необходимое условие саморазвития и самореализации. Только реализуя себя в личностно и социально значимой деятельности, человек становится субъектом действительного социального действия, достигая акме как условия перехода через себя к себе новому, более значимому. При этом основанием и условием саморазвития и самореализации человека является определённый уровень проявления субъектных феноменов, а акме, достигнутое в творческой, социально оцениваемой и необходимо значимой деятельности, выступает показателем его субъектной зрелости.

Высокого уровня развития человека как субъекта требуют социономические профессии — психология, управление, юриспруденция. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что эти профессии имеют ярко выраженный субъект-субъектный характер. К тому же уникальность и неповторимость каждой ситуации профессионального взаимодействия представителей данных профессий требуют от них высокого уровня саморегуляции и самостоятельности при принятии решений. Современный специалист должен обладать чувством ответственности; быть высоко образованным; способным принимать решения и прогнозировать последствия; уметь самостоятельно мыслить и действовать, не только адаптируясь к возникающим условиям, но и изменяя их с учётом новой ситуации, не только адекватно оценивая происходящие внутренние и внешние изменения, но и преобразовывая свою деятельность и себя в ней. Наконец, основным средством профессионального труда психолога, управленца, юриста является его личность, что обусловливает необходимость непрерывных самоизменений.

Между тем многим представителям данных профессий свойственна скорее позиция пассивного исполнителя, ситуативно реагирующего на обстоятельства, следующего за ними, а не создающего их. При этом несформированность субъектных феноменов не просто снижает эффективность профессиональной деятельности, а тормозит или вообще останавливает личностно профессиональное развитие.

В связи с этим приоритетной задачей в рамках непрерывного образования и системы сопровождения профессиональной деятельности представителей социономических профессий становится формирование субъектных феноменов как внутренних, психолого-акмеологических механизмов, обеспечивающих эффективность личностно профессионального развития и становления профессионализма, а также обеспечение продуктивных самоопределения и самореализации как форм субъектного самоосуществления в процессе становления профессионализма.

Многочисленные исследования свидетельствуют, что именно высокий уровень субъектности, субъектной позиции и субъектной регуляции обеспечивает перевод личностно профессионального развития в саморазвитие, в формирование личностно профессиональной позиции специалиста и достижение высокой степени готовности к профессиональной деятельности и непрерывному личностно профессиональному самосовершенствованию.

В предлагаемой серии публикаций мы рассматриваем профессиональную субъект-ность как психолого-акмеологический феномен. В этой связи раскрыто состояние проблемы исследования категории субъекта; рассмотрены субъектность и профессиональная субъектность как качества, принадлежащие субъекту; обоснована акмеологическая система формирования профессиональной субъектности.

СУБЪЕКТНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ КАК КАЧЕСТВА, ПРИНАДЛЕЖАЩИЕ СУБЪЕКТУ

C позиций субъектного подхода в акмеологических исследованиях человек рассматривается как субъект совершенствования, опосредованного акмеологическими технологиями, и самосовершенствования, что предусматривает его высокую свободную самостоятельность и активность в выборе целей и эталонов2.

2 См.: Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2003. — 256 с.

Человек как субъект в процессе активно-преобразовательной деятельности:

• открывает объектность мира и ощущает собственную субъектность;

• реализует способность «выходить за свои пределы» и продолжаться во времени и в пространстве отношений;

• по отношению к себе может выступать одновременно субъектом и объектом преобразований3.

Исследования субъектных свойств человека привели к выделению понятия «субъектность», отражающего, с одной стороны, содержательные, а с другой — процессуальные характеристики субъекта.

М.С. Каган4 с философских позиций выделяет следующие признаки субъекта, которые можно рассматривать как характеристики субъектности:

— активность, понимаемая как порождение материальной или духовной энергии;

— способность познавать мир и самого себя в мире, ибо только на основе знания возможна продуктивная практика преобразования мира и самого себя;

— способность к рефлексии как способность самосознания, самонаблюдения, самооценки, самоконтроля в процессе деятельности;

— способность к саморегуляции своего поведения, то есть в действии, согласно ценностным ориентациям и в подчинении только тем нормам, которые приобрели для него ценностное значение;

— осознанность действий, ценностных позиций, то есть отчёт в глубинных мотивах своего поведения;

— способность к целеполаганию как обращение сознания субъекта вовне, к желаемому результату, к конструированию силой воображения идеального прообраза того объекта, который предстоит создать на практике, и прообраза самого субъекта, каким он хочет себя видеть;

— способность действовать в условиях свободы выбора цели, способов и средств реализации, ибо если (и когда) у нас нет свободы выбора из нескольких возможных вариантов такого решения, которое наша субъективность считает оптимальным, то не возникает сама ценностная ситуация;

— уникальность субъекта, неповторимость как результирующий признак.

В философском плане субъектность выступает как условие осуществления человеческого способа бытия, когда бытие не противостоит человеку как объект субъекту, а включает в себя человека как внутреннюю необходимость своего существования и развития5.

По мнению В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева понятие субъектности «потенциально включает в себя всю совокупность проявлений человеческой психологии и представляет собой особого рода целостность»6.

А.К. Осницкий рассматривает субъектность как содержательно-действительную характеристику активности, подчёркивающую интенциональность субъекта7. «Субъект-ность позволяет представить человека как пристрастного сценариста своих действий (на высших уровнях развития даже режиссёра), которому присущи и определённые предпочтения, и мировоззренческие позиции, и целеустремлённость преобразования»8.

3 См.: ВолковаЕ.Н. Субъектность педагога: теория и практика: автореф. дисс. ... докт. психол. наук. — М., 1998. — 42 с.

4 См.: Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). — М.: Издательство политической литературы, 1974. — 328 с.; Каган М.С., Эткинд А.М. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность // Вопросы психологии. — 1989. — № 4. — С. 5-15.

5 См. там же.

6 Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. — М.: Школа-Пресс, 1995. С. 250.

7 Осницкий А.К. Проблема исследования субъективной активности // Вопросы психологии. — 1996. — № 1. — С. 2.

8 Там же. С. 5.

В.А. Татенко определяет субъектность как предрасположенность к воспроизведению, творению себя в соответствующих, а порой и в неблагоприятных условиях. С его точки зрения субъектность «отражает прежде всего характер активности человека как субъекта и раскрывается в таких понятиях, как: свободный, самостоятельный, автономный, инициативный, творческий, оригинальный»9.

К.С. Лисецкий рассматривает субъектность как способ развития личности и одновременно как свойство, присущее развитой личности, и отмечает, что субъектность — это средство восстановления целостности личности человека и условие его автономии10. При этом, как подчёркивает автор, субъектность как ответственность за непредустановленное оказывается единством двух противоположностей: свободы и контроля11.

Субъектность понимают также как:

• интегрирующую человеческую психику функцию, которая обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде и преобразование собственной психики и окружающего мира на основе согласования эмоциональных, рефлексивных и действенных компонентов образа Я12;

• системную целостность всех сложнейших и противоречивых качеств, прежде всего психических процессов, состояний и свойств сознания и бессознательного13;

• социальный, деятельностно-преобразующий способ бытия человека; очевидную и конкретно данную форму само-действия человека, которая представлена пятью составляющими: желания (потребности, мотивы), чувства, разум (познавательные процессы), характер, способности14;

• свойство, которое раскрывает сущность человеческого способа бытия, заключающегося в осознанном и деятельном отношении к миру и к себе в нём, и способность производить взаимообусловленные изменения в мире, в других людях, в себе15;

• приобретаемое, формируемое свойство, но существующее благодаря сложившейся природе жизнедеятельности человека16.

В работах отечественных авторов показано, что важными особенностями человеческой субъектности являются многоуровневая природа и множественность конкретных проявлений, раскрывающихся при дифференциации понятий: субъект деятельности, субъект познания, субъект общения, субъект-субъектные отношения, субъект жизни (К.А. Абуль-ханова, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, В.В. Селиванов и др.).

Для понимания субъектности принципиальным является положение С.Л. Рубинштейна о двух основных способах существования человека в мире и о соответствующих этим способам отношениях к жизни. В первом случае жизнь не выходит за пределы непосредственных связей, в которых живёт человек. При этом человек весь находится внутри жизни и относится лишь к её отдельным явлениям, но не к жизни в целом. Отсутствие отношения к жизни в целом объясняется тем, что человек не может выйти за пределы жизни для рефлексии. Такое отношение к жизни существует, но не осознаётся человеком как существующее.

9 Татенко В.А. Психология в субъектном измерении. С. 224.

10 См.: Лисецкий К.С. Субъектность как психологическая основа профилактики наркозависимости личности // Вестник СамГУ. — 2008. — № 1 (60). — С. 320-329.

11 См. там же.

12 Педагогическая психология: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 031000 «Педагогика и психология», 033400 «Педагогика» / Под ред. Н.В. Клюевой. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. С. 54.

13 См.: Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 6. С. 3-11.

14 См.: Степанский В.И. Свойство субъектности как предпосылка личностной формы общения // Вопросы психологии. — 1991. — № 5. — С. 98-103.

15 См.: ВолковаЕ.Н. Субъектность педагога: теория и практика.

16 См.: Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. — 1996. — № 1. — С. 5-19.

Второй способ существования связан с рефлексией, которая прерывает процесс жизни и позволяет человеку мысленно выйти за её пределы, занять позицию вне её. Этот путь может привести либо к нравственному скептицизму и цинизму, либо к построению нравственной жизни на сознательной основе. С рефлексии начинается философское осмысление жизни.

Каждый поступок человека становится философским суждением о жизни, связанным с общим отношением к ней. Только здесь возникает проблема ответственности человека за всё сделанное и не сделанное им.

Разрыв непосредственных связей жизни и их последующее восстановление на новой сознательной основе определяет специфику второго способа существования человека. Поведение субъекта в ситуации и степень зависимости от неё определяется обобщённым отношением человека к жизни. Сама жизнь — объективное основание для рефлексии, позволяющей человеку выйти за её пределы17.

Положение С.Л. Рубинштейна о двух способах существования человека в мире принципиально важно при анализе различных вариантов реализации идеи субъектности в конкретных теоретических и эмпирических исследованиях отечественных психологов.

Первому способу существования соответствует рассмотрение человека в системе «объект — деятельность — субъект». На этом уровне человек предстаёт как «парциальный» субъект (К.А. Абульханова-Славская) различных видов активности и деятельности (познания, общения, труда и т.д.).

Второй способ существования характерен для человека, способного выйти за пределы конкретных ситуаций и отнестись к жизни как к целому. В этом случае человек рассматривается как принадлежащий системе более высокого уровня «мир — бытие — субъект

жизни»18.

В настоящее время в психолого-акмеологических исследованиях субъектность рассматривается как центральное образование человеческой реальности, возникающее на определённом уровне развития человека и представляющее его новое системное качество. Именно субъектностью определяется такая сущностная характеристика человека, как способность изменять окружающую действительность и себя в отношении к ней, активно адаптироваться к среде и к самому себе, способность производить взаимообусловленные изменения в мире и в самом себе.

В нашей совместной с Э.В. Сайко работе19 отмечено, что необходимо разделять субъект-ность в качестве уровня развития человека как субъекта определённых сфер деятельности и субъектность человека как субъекта в качестве носителя социального. Во втором случае субъектность объективно выступает как сущностное свойство человека. «Заложенная в человеке субъектность полагает развитие её в онтогенезе как связанной с особым — человеческим—психическим, с реализацией свойственных определённости человека особенностей»20. «Человек изначально выступает в мире как субъект, обладающий определёнными свойствами, возможностями, и среди них — способностью к особой активности, способностью творить, преобразовывать, целесообразно действовать и т. д., постоянно развивать свои субъектные свойства, свою субъектность в процессе онтогенеза и филогенеза, в культурно-историческом развитии, расширяя свои возможности в качестве субъекта. И поэтому, рассматривая развитие человека в онтогенезе, мы полагаем его развитие именно как субъекта»21.

Основная характеристика субъектности как одного из проявлений субъектной природы и общественной сущности человека — активность. Субъект в психологии и акмео-

17 Цит. по: Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. — СПб.: Алетейя, 2001. — 304 с.

18 См.: Рубинштейн С.Л. Человек и мир.

19 См.: Деркач А.А., Сайко Э.В. Субъектность субъекта в акмеологическом развитии и проблемы его субъектного самоосуществления // Мир психологии, — 2008. — № 3. — С. 205-219.

20 См.: Деркач А.А., Сайко Э.В. Субъектность субъекта в акмеологическом развитии и проблемы его субъектного самоосуществления.

21 Там же. С. 208.

логии — это носитель активности; тот, кто продуктивно выполняет некоторую деятельность; человек, обладающий способностью сознательной саморегуляции и саморазвития в этой деятельности.

Ещё одно ключевое проявление субъектности как свободного, спонтанного и ответственного обнаружения собственной субъективности — способность совершать экзистенциальный выбор, который характеризуется свободой и непредрешённостью резуль-татов22.

Рассматривая проблему субъекта психической активности, В.А. Татенко выделяет основные мотивационно-операциональные механизмы субъектности:

• целеполагание собственного психического развития и себя как регулятора этого процесса;

• выбор, нахождение, продуцирование психологических средств для достижения поставленной цели;

• принятие решений для максимального достижения поставленной цели при любых возможных условиях;

• исполнение принятых решений;

• оценка результатов и анализ причин достигнутой степени успешности;

• накопление индивидуального опыта, фиксация результатов и способов развития своей психики и собственных субъектных качеств23.

При этом показателями субъектности, несмотря на возможные сбои в развитии данных механизмов, остаются способность к самосознанию и саморазвитию.

Необходимо подчеркнуть, что субъектность предполагает неадаптивность, надси-туативность, то есть целенаправленность, произвольность активности. В.А. Петровский отмечает, что надситуативная активность — это особая форма целеполагания, в которой индивид строит образ возможного, но избыточного относительно исходных его целевых ориентаций, и в результате преобразование ситуации принимает форму реализуемой индивидом новой цели деятельности (1971)24.

С надситуативной активностью сопряжена следующая важная характеристика субъ-ектности — способность преодолевать возникающие противоречия25. Это могут быть внутриличностные противоречия (между потребностями и способностями, осознанными целями и неосознаваемыми мотивами, притязаниями и уровнем компетентности и т.п.); противоречия между личностью с её целями, мотивами, притязаниями, способностями и жизнью с её обстоятельствами; наконец, противоречия между целями и задачами личности и нормами, ограничениями, традициями времени, в котором она существует26.

Личность в качестве субъекта перестраивает свою структуру, «логику» своей личност-но психической организации, свою архитектонику (соотношение способностей, потребностей и т. д.) в соответствии с требованиями личностных и деятельностных задач27.

Н.В. Клюева считает, что развитие человека осуществляется на двух уровнях становления его субъектности. Первый уровень — адаптация, или приспособление человека к условиям окружающей среды, которая осуществляется за счёт интеграции всего арсенала психических свойств человека. Второй уровень — преобразование собственной психики и окружающего мира, протекающее в направлении:

22 См.: Лисецкий К.С. Субъектность как психологическая основа профилактики наркозависимости личности.

23 Татенко В.А. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы // Психологический журнал. —1995. —№ 3. — С. 18-21.

24 Цит. по: Маркина Н.В. Соотношение ситуативных и надситуативных проявлений активности у одарённых учащихся: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М., 2003. — 24 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25 См.: Абульханова К.А. Мировоззренческий смысл и научное значение категории субъекта // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. — М.: Изд-во ИП РАН, 1997. — С.56—74.

26 См. там же.

27 См. там же.

— от детерминации к свободе (от генотипических предпосылок развития к ценностно-смысловым механизмам саморегуляции, от объективных предпосылок, предопределяющих деятельность, к свободному выбору целей своего развития, ценностей своей уникальной жизни и смысла индивидуального бытия);

— от неосознанности к осознанности (от иррационального способа принятия решения к рациональному, приводящему в соответствие внутренние ценности и реальное поведение человека);

— от диффузности к целостности (от хаотического способа существования, детерминирующегося в основном требованиями ситуации, к холистическому способу жизнедеятельности, объединяющему поведение человека в различных ситуациях, на основе внутренних ценностей);

— от значения к смыслу (от заимствованных из культуры значений, транслируемых ребёнку в актах взаимодействия с другими людьми или предметами культуры, к поиску «смысла для себя»)28.

В целом субъектность предполагает индивидуализацию, проявляющуюся в согласовании своих возможностей, способностей, ожиданий с встречными условиями и требованиями.

Реально у разных субъектов проявляются разные меры активности, развития, интегра-тивности, самоопределения, самосознания. Становясь субъектом деятельности, личность реорганизует, качественно преобразует включённые в деятельность и обеспечивающие её осуществление психические и личностные свойства в соответствии с требованиями деятельности и критериями самой личности.

Личность начинает исходить не из своих психических ресурсов, способностей, возможностей, потребностей, а из своей стратегии — жизни и деятельности, из своего отношения к делу и жизни.

Определение субъекта как разрешающего противоречия позволяет понять, почему личность, уходящая от таких решений, начинает подвергаться деформации, деградации, фрустрации. Во внутриличностной организации происходит изменение оптимальных для неё пропорций в силу неадекватного способа жизни и деятельности. Оставаясь личностями, они перестают быть субъектами в силу своей «неподлинности» 29.

Конечно, субъект не всегда имеет представление о более совершенных способах самоорганизации, то есть он находится в пространстве между двумя полюсами: от реального, часто неоптимального, до идеального способа самоорганизации. Активность человека как субъекта развёртывается именно в этом «реально-идеальном» пространстве и проявляется в постоянном разрешении противоречия между его целостностью и объективными условиями жизнедеятельности. В данном случае субъект вырабатывает определённый способ организации своей жизнедеятельности, который зависит не только от его природных особенностей, но и в значительной степени от его ценностей, установок, целей.

Надситуативная активность и способность разрешать противоречия как характеристики субъектности позволяют говорить о ней как о способности к саморегуляции в дея-тельности30.

В целом понимание субъектности как сложного, многомерного и многоуровневого образования возможно при рассмотрении проявлений активности и рефлексивности, являющихся сущностными характеристиками субъекта, на двух уровнях существования человека — «парциального» субъекта отдельных видов активности и субъекта жизни в целом.

Предпосылками приобретения личностью такого качества, как субъектность, являются сформированность ответственности, самоконтроля; эмоциональная, коммуникативная

28 См.: Пронина А.Н. Психолого-педагогические аспекты исследования проблемы становления человека как субъекта // URL: conf.stavsu.ru/_WordDocs/605.doc (дата обращения 10 февраля 2010 г.).

29 Там же.

30 См.: Прокофьева Т.В. Становление субъектности подростка в учебной деятельности: авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. — Волгоград, 2001. — 19 с.

и социальная компетентность; отсутствие мотивационно-смысловых конфликтов31; осознание сложности и многообразия своего внутреннего мира, целостность Я-концепции и её открытость новому опыту, гибкость и развитие во времени и пространстве; наличие условий внутренней детерминации действия, ситуаций свободного выбора32.

В качестве основных показателей субъектности выступают:

• способность выходить за пределы заданной ситуации;

• самостоятельное целеобразование, целеполагание и целеосуществление;

• положительное эмоционально-личностное отношение к процессам познания, деятельности, взаимодействия.

Субъектность как личностное качество играет роль функционального органа, обеспечивающего решение трёх основных постоянно возобновляющихся жизненных задач:

• согласования личностных потребностей, способностей, ожиданий с условиями и требованиями деятельности;

• построения жизни в соответствии с собственными целями и ценностями;

• постоянного стремления к совершенству через разрешение противоречий.

Становление субъекта принципиально бесконечно и происходит как процесс реорганизации, качественного преобразования личностью включённых в деятельность и обеспечивающих её осуществление психических и личностных свойств в соответствии с требованиями деятельности и критериями самой личности33.

О субъектности можно говорить как о некоторой генерализованной, интегральной способности, становление которой происходит в освоении различных видов деятельности. Именно активность в конкретных видах деятельности является условием развития субъектности как сущностного свойства человека. «Субъектность человека проявляется в его деятельности, посредством которой человек воспроизводит себя, своё собственное бытие в мире»34. Это связано с тем, что деятельность — особый тип активности, свойственной именно человеку и обусловленной им как созидающим её субъектом35.

Сущностная значимость связи субъектности с деятельностью чётко раскрывается в позиции С.Л. Рубинштейна относительно того, что «деятельность, определяющая объект, над которым она производится, определяет тем самым и субъект, который её производит, работая над ним, он определяет не только его, но и себя»36.

Таким образом, субъект «в силу владения особыми свойствами в качестве носителя и созидателя особой активности — деятельности — развивается благодаря развитию им последней, накапливая в ней потенциал субъектности»37.

Таким образом, субъектность как сущностное свойство человека изначально обеспечивает его способность к преобразовательной деятельности, а также потребность и необходимость в такой деятельности, что предполагает формирование отношения к действительности и к себе в ней38.

Но реализовать свою деятельностную потребность и способность человек может только в социуме. При этом социум выступает как среда, которая объективно задаётся и одновре-

31 См.: Азлецкая Е.Н. Личностные и средовые детерминанты формирования субъектности личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Краснодар: КГУ, 2001. — 23 с.

32 См.: Волкова Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика.

33 См.: Абульханова К.А. Мировоззренческий смысл и научное значение категории субъекта.

34 Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. — Ростов-на-Дону. — 1996. — С. 8.

35 См.: Деркач А.А., Сайко Э.В. Субъектность субъекта в акмеологическом развитии и проблемы его субъектного самоосуществления.

36 Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы философии. — 1989. — № 6. — С. 94.

37 Деркач А.А., Сайко Э.В. Субъектность субъекта в акмеологическом развитии и проблемы его субъектного самоосуществления. С. 212.

38 Деркач А.А., Сайко Э.В. Субъектность субъекта в акмеологическом развитии и проблемы его субъектного самоосуществления. С. 214.

менно субъективно оценивается и субъектно создаётся и в которой неизбежно «рождается противоречие между способностью «единичного индивида», его потребностью к активному действию и самореализации, с одной стороны, и задаваемым потенциалом общего, нормой, сформированной совокупной преобразовательной деятельностью общества — с другой»39. И это противоречие также проявляется в определённых отношениях.

В результате неизбежно формируется субъектная позиция, которая, вне зависимости от возможностей формирования субъектности, роста её потенциала и повышения уровня, определяет вероятность самореализации человека как формы осуществления своих индивидных возможностей и личностных потребностей в рамках социально значимых их определений40.

Развиваясь в конкретных видах деятельности, субъектность становится фактором успешного освоения деятельностей на последующих этапах развития41.

Проблемам развития субъектности человека на разных этапах его онтогенеза и в разных сферах деятельности посвящено значительное число исследований (Е.Н. Азлецкая, Т.Н. Башкова, А.Ф. Березин, Л.А. Бирюкова, Н.Я. Большунова, Е.Н. Волкова, А.В. Гвоздева, С.А. Жорник, М.В. Исаков, Т.В. Прокофьева, В.И. Степанский, А.Н. Яшкова и др.).

Так, Е.Н. Волкова рассматривает субъектность как психологическое образование, основу которого составляет отношение человека к себе как к деятелю и которое является условием осуществления человеческого способа бытия, заключающегося в осознанном и деятельном отношении к миру и себе в нём и способности производить взаимообусловленные изменения в мире и в человеке 42.

Формирование субъектного отношения не только к себе, но и к другим людям, считает Е.Н. Волкова, происходит в общении с другим человеком, обладающим субъектностью. Отношение человека к себе как к деятелю предполагает признание и принятие не только у себя, но и у другого человека активности, сознательности, связанной со способностью к целеполаганию и рефлексии, свободы выбора и ответственности за него, уникальности, саморазвития как способа существования и совершения поступков, обусловленных этим

43

признанием43.

Рассматривая динамику субъектности в процессе развития человека, Е.Н. Волкова описывает три её сущностные характеристики: во-первых, это способность изменять окружающую действительность и себя в отношении к ней; во-вторых, реализация своею жизнью и деятельностью принципа меры, в соответствии с которым, осуществляя преобразования, человек сам устанавливает их размеры и границы своего вмешательства; в-третьих, способность излагать свои намерения и последствия произведённых действий44. Таким образом, по Е.Н. Волковой субъектная природа человека проявляется в его способности изменять окружающий мир, и себя вместе с ним, измерять и оценивать последствия этих изменений, излагать происшедшее себе и другим людям45.

В исследовании Н.Х. Александровой в качестве центрального выступает понятие «субъект жизнедеятельности». «Необходимым признаком субъекта жизнедеятельности является способность ставить и решать задачи активной адаптации к условиям своей жизни и способность самосовершенствоваться в процессе этой адаптации»46. Субъект исполняет роль интегратора всех уровней организации человека: индивидного, психофи-

39 Там же.

40 Там же.

41 См.: Прокофьева Т.В. Становление субъектности подростка в учебной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Волгоград, 2001. —19 с.

42 См.: Волкова Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. — М., 1998. — 42 с.

43 См. там же.

44 См.: Волкова Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика.

45 См. там же.

46 Александрова Н.Х. Субъектность человека на поздних этапах онтогенеза. — Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000. С. 17.

зического, психологического и личностного. Но при этом субъектность рассматривается как личностное свойство и определяется характеристиками «самосознания: переживаниями идентичности, сохранностью функций контроля, устойчивостью и вариативностью Я-образа, уровнем самопринятия, интернальным типом локализации контроля»47.

Как субъекта жизнедеятельности рассматривает человека и Е.Ю. Коржова. Под субъ-ектностью она понимает способность активно участвовать в процессе жизнедеятельности и тем самым «выстраивать» собственное бытие, то есть быть её субъектом48. При этом по степени зависимости внутреннего мира от мира внешнего в процессе «выстраивания» собственного бытия, то есть по степени включённости в жизненную ситуацию, Е.Ю. Коржова выделяет два вида ориентации: субъектную и объектную. При объектной ориентации человек неосознанно помещает себя в такие жизненные ситуации, в которых он вынужден развиваться. При субъектной ориентации для него характерна сознательная работа над собой, самоанализ с помощью разных техник.

Разница между субъектной и объектной ориентацией описывается через осознанность или неосознанность своих усилий для развития и оценивается по тому, на что настроен человек (на измерения или сохранение гомеостаза), что является главным (сам субъект или обстоятельства), куда направлены действия (вовне или вовнутрь), где находит субъект источник для изменений (в новом или привычном).

Ю.А. Варёнова определяет субъектность как интегральный процесс психики, обеспечивающий адаптацию и преобразование человеком себя и окружающей среды за счёт интеграции эмоциональных, рефлексивных и действенных компонентов своего образа Я49. В этом понимании подчёркивается динамическая сторона субъектности.

В диссертации Т.В. Прокофьевой субъект определяется как рефлексивный способ существования, который характеризуется наличием и фиксацией отношения к объективной действительности и проявляется в преобладании самоопределения над определением обстоятельствами50. При этом для субъекта характерно проявление инициативы и ответственности как форм активности, а субъектность — это способность быть субъектом или способность инициировать и реализовывать различные виды деятельности51.

В работе Е.Н. Азлецкой субъектность определяется как целостная характеристика активности человека, обнаруживаемая в деятельности и поведении человека52. Субъект-ность, с точки зрения автора, проявляется, с одной стороны, в растущем самосознании личности в ходе взаимодействия (деятельности) с социумом, с другой — в различных видах деятельности, в которых личность осуществляет акт самопознания и самосознания. Таким образом, проявление субъектности является важнейшим фактором включения личности в социум.

В концепции С.Д. Дерябо субъектность описывается как свойство, открывающееся в способности субъекта «полагать себя в основу» экологического мира и самого себя53. Автор уточняет структуру субъектности: человек познающий, человек относящийся, человек преобразующий. И соответственно в процессе субъектификации выделяются три стороны: гносеологическая («считать субъектом»), аксиологическая («относиться как к субъекту») и праксиологическая («поступать как с субъектом»).

47 Там же. С.5.

48 См.: Коржова Е.Ю. Психологическое познание человека как субъекта жизнедеятельности: автореф. дис... докт. психол. наук. — Спб., 2002. — 43 с.

49 См.: Варенова Ю.А. Исследования субъектности и её развития в дошкольном возрасте: автореф. дис... канд. психол. наук — Калуга, 2001. — 24 с.

50 См.: Прокофьева Т.В. Становление субъектности подростка в учебной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Волгоград, 2001. — 19 с.

51 См. там же.

52 См.: Азлецкая Е.Н. Личностные и средовые детерминанты формирования субъектности личности. автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Краснодар: КГУ, 2001. — 23 с.

53 См.: Дерябо С.Д. Феномен субъектификации природных объектов: автореф. дис... докт. психол. наук. — М., 2002. — 40 с.

В исследовании Т.Г. Ивошиной субъектность определяется как способность самостоятельно создавать средства и способы достижения своих целей54.

В концепции Н.Я. Большуновой субъектность представляет собой явление не столько социальное, сколько социокультурное (духовное). Появление субъектности связано с обнаружением и актуализацией социокультурных (духовных) смыслов человеческой жиз-ни55. Она, с одной стороны, задана как мера (не как идеал), как социокультурные образцы, но с другой стороны, дана как духовное Я человека, как возможность духовного социокультурного развития, освоения адекватной себе формы духовности. Проявляется субъ-ектность в выборе социокультурного пути развития (в самоопределении по отношению к базовым абсолютным ценностям), этот выбор реализует себя в поступке как способе достижения момента целостности и подлинности и одновременно способе актуализации базовых ценностей, осуществления их бытийственности, «опрокидывания» их в социум. Таким образом, субъектность проявляется в выборе социокультурного пути развития, осуществляемого через соизмерение себя с объективными, абсолютными базовыми цен-

ностями56.

Т.Н. Башкова рассматривает субъектность как формируемую систему свойств субъекта, осознаваемую им самим и актуализирующуюся в процессе деятельности57. В качестве свойств, составляющих субъектность, автор выделяет: активность личности, включённость в различные виды общественных отношений, сознательность, самостоятельность, ответственность и инициативность, самостоятельную продуктивную творческую деятельность, долг, интерес (к человеку), ответственность, толерантность, проектирование будущих отношений, совместный выбор способов достижения цели, удовлетворённость, способность к компромиссу, самооценку, самопознание, самоопределение, саморегуляцию, саморазвитие, самореализацию, самоутверждение и т.д.58

О.С. Яркина понимает субъектность как меру активности личности, обусловленную деятельностным, мотивационным, аффективным, ценностно-смысловым, когнитивным компонентами и функционирующую как психолого-акмеологическое условие личностно профессионального развития человека59.

ЛИТЕРАТУРА

[1]. Абульханова К.А. Мировоззренческий смысл и научное значение категории субъекта // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. — М.: Изд-во ИП РАН, 1997. — С. 56-74.

[2]. Абульханова-Славская К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. — М.: Наука, 1989. С. 15.

[3]. Агапов В.С. Концепция Я и самореализация субъекта: проблемное поле научных исследований // Акмеология. 2012. № 3(43). С. 26-31.

[4]. Аксёнова Г.И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. — М., 1998. — 43 с.

[5]. Александрова Н.Х. Субъектность человека на поздних этапах онтогенеза. — Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000. — С. 17.

54 См.: Ивошина Т.Г. Психологические условия становления форм субъектности в учебной деятельности подростков: автореф. дис... докт. психол. наук. — Москва, 2006. — 53 с.

55 См.: Большунова Н.Я. Условия и средства развития субъектности: автореф. дис... докт. психол. наук. — Новосибирск, 2006. — 48 с.

56 См. там же.

57 См.: Башкова Т.Н. Формирование субъектности младших школьников в условиях педагогического взаимодействия: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 2009. — 26 с.

58 См.: Башкова Т.Н. Формирование субъектности младших школьников в условиях педагогического взаимодействия.

59 См.: Яркина О.С. Субъектность как психолого-акмеологическое условие личностно-профессионального развития врача: автореф. дис. . канд. психол. наук. — Тамбов, 2009. — 25 с.

[6]. Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта // Человек и общество. — Вып. 2. — Л.: ЛГУ, 1967. — С. 246.

[7]. Анисимов О.С. Проблемы и перспективы современного образования (цивилизационное измерение) // Акмеология. 2013. № 2. С. 40-46

[8]. Анцыферова Л.И. Психологическое содержание феномена субъект и границы субъектно-де-ятельностного подхода // Проблема субъекта в психологической науке. / Под ред. Брушлинского А.В., Воловиковой М.И., Дружинина В.Н. — М.: Изд-во «Академический проект», 2000. — С. 31.

[9]. Асеев В.Г. О соотношении субъективного и объективного // Акмеология. 2014. № 1. С. 16-24

[10]. БогдановичН.В. Субъект как категория отечественной психологии: Дис. ... канд. психол. наук. — М., 2004. — 170 с.

[11]. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. — С. 153.

[12]. Большунова Н.Я. Условия и средства развития субъектности: автореф. дис. докт. психол. наук. — Новосибирск, 2006. — 48 с.

[13]. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. — 1992. — Т. 13. — № 6. — С. 3-11.

[14]. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. — М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1994.С. 4-5.

[15]. Волкова Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика: автореф. дисс. докт. психол. наук. — М., — 1998. — 42 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[16]. ВыготскийЛ.С. Собр. Соч. В 6 т. — М.: Педагогика, 1982-1984. — Т. 3

[17]. Гагарин А.В. Становление субъектности человека в психологических взаимодействиях с природой / С.А. Мудрак, А.В. Гагарин // Вестник РУДН. Серия Психология и педагогика. 2014. № 4. С. 69-77.

[18]. Гальперин П.Я. Введение в психологию. — М.: Изд-во МГУ. — 1976.

[19]. Дерябо С.Д. Феномен субъектификации природных объектов: автореф. дис. докт. психол. наук. — М., 2002. — 40 с.

[20]. Зазыкин В.Г. Масштаб личности как акмеологическое условие профессионализма // Акмеология. 2013. № 2. С. 25-31

[21]. Каган М.С. Эткинд А.М. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность // Вопросы психологии. — 1989. — № 4. — С. 5-15.

[22]. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М.: Высшая школа, 1990. — 117 с.

[23]. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. — Т. 21. — № 1. — 2000.

[24]. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: — Наука, 1984. С. 144.

[25]. Мельничук А.С. Многомерный подход к анализу субъективных стратегий развития профессиональных компетенций // Акмеология. 2012. № 2(42). С. 23-31.

[26]. Надирашвили Ш.А. Особенности закономерностей действия установки на различных уровнях психической активности человека // Психологические исследования, посвящённые 85-летию Д.Н. Узнадзе. — Тбилиси: — Изд-во «Мецниереба», 1973. — С. 266-273.

[27]. Огнев А.С. Теоретические основы психологии субъектогенеза. — Воронеж: РАГС при Президенте РФ, 1997.

[28]. Осницкий А.К. Проблема исследования субъективной активности // Вопросы психологии. — 1996. — № 1. — С. 2.

[29]. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. — СПб.: Питер. — 2007. — С. 87-88.

[30]. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. — Ростов-на-Дону. — 1996. С. 8.

[31]. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. «Интересная психология»: Л.С Выготский и Л.И. Божо-вич // Вопросы психологии. — 1996. — № 5. — С. 66.

[32]. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. — М.: Изд-во АН СССР, 1957. С. 61.

[33]. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы философии. — 1989. — № 6. — С. 94.

[34]. Селезнева Е.В. Самореализация и особенности мотивации студенческой молодёжи // Акмеология. 2013. № 3. С. 28-34

[35]. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. — М.: Школа-Пресс, 1995. — С. 250.

[36]. Степанский В.И. Свойство субъектности как предпосылка личностной формы общения // Вопросы психологии. — 1991. — № 5. — С. 98-103.

[37]. Степнова Л.А., Качановская Е.В. Профессиональная деятельность адвоката как предмет психолого-акмеологического исследования // Акмеология. 2014. № 1. С. 100-104.

[38]. Сыромятников И.В. Психология профессиональной субъектности офицеров Вооружённых сил Российской Федерации: автореф. дис. ... докт. психол. наук. — М., 2007. — 46 с.

[39]. Татенко В.А. Психология в субъектном измерении. — Киев: Просвгга, 1996. С. 220.

[40]. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. — Тбилиси: Изд-во АН Грузин. ССР, 1961. — С. 66.

[41]. Шорохова Е.В. О решении А.В. Брушлинским некоторых методологических вопросов психологии // Психологический журнал. — 2003. — Т. 24. — № 2. — С. 85.

PROFESSIONAL SUBJECTIVITY AS A PSYCHO-ACMEOLOGICAL PHENOMENON

Anatoly A. Derkach, Sc.D., Professor, Head of Department of Acmeology and Professional Psychology ofthe Institute of social sciences ofthe Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration.

ABSTRACT

In proposed series of publications that are going to be published of current year it is considered professional subjectivity as psychological and akmeological phenomenon. In this connection the problem of subjectivity and professional subjectivity, as the quality of subject, has been discovered.

Key words: subject, subjectivity, development, professional subjectivity, subject position, subject regulation of activity, self-determination, self-realization, subject self-realization, formation of professionalism.

REFERENCES

[1]. Abul'hanova K.A. Mirovozzrencheskij smysl i nauchnoe znachenie kategorii sub#ekta // Rossi-jskij mentalitet: voprosy psihologicheskoj teorii i praktiki. — M.: Izd-vo IP RAN, 1997. — S.56-74.

[2]. Abul'hanova-SlavskajaK.A. Aktivnost' i soznanie lichnosti kak sub#ekta dejatel'nosti // Psi-hologija lichnosti v socialisticheskom obshhestve: Aktivnost' i razvitie lichnosti. — M.: Nauka, 1989. S. 15.

[3]. Agapov V.S. Koncepcija Ja i samorealizacija sub#ekta: problemnoe pole nauchnyh issledovanij // Akmeologija. 2012. № 3 (43). S. 26-31.

[4]. Aksjonova G.I. Formirovanie sub#ektnoj pozicii uchitelja v processe professional'noj podgo-tovki: Avtoref. dis. ... dokt. ped. nauk. — M., 1998. — 43 s.

[5]. Aleksandrova N.H. Sub#ektnost' cheloveka na pozdnih jetapah ontogeneza. — Nizhnij Novgorod: Nizhegorodskij gumanitarnyj centr, 2000, s. 17.

[6]. Anan'ev .G. Psihologicheskaja struktura cheloveka kak sub#ekta // Chelovek i obshhestvo. — Vyp. 2. — L.: LGU, 1967. — S. 246.

[7]. Anisimov O.S. Problemy i perspektivy sovremennogo obrazovanija (civilizacionnoe izmerenie) // Akmeologija. № 2. 2013. S. 40-46

[8]. Ancyferova L.I. Psihologicheskoe soderzhanie fenomena sub#ekt i granicy sub#ektno-dejatel'nostnogo podhoda // Problema sub#ekta v psihologicheskoj nauke. / Pod red. Brushlinskogo A. V., Volovikovoj M.I., Druzhinina V.N. — M.: Izd-vo «Akademicheskij proekt», 2000. — S. 31.

[9]. Aseev V.G. O sootnoshenii sub#ektivnogo i ob#ektivnogo // Akmeologija. 2014. № 1. S. 16-24

[10]. Bogdanovich N.V. Sub#ekt kak kategorija otechestvennoj psihologii: Dis. ... kand. psihol. nauk. — M., 2004. — 170 s.

[11]. Bozhovich L.I. Lichnost' i ejo formirovanie v detskom vozraste. — M.: Prosveshhenie, 1968, s. 153.

[12]. Bolshunova N.Ja. Uslovija i sredstva razvitija sub#ektnosti: Avtoref. dis... dokt. psihol. nauk. — Novosibirsk, 2006. — 48 s.

[13]. Brushlinskij A.V. Problema sub#ekta v psihologicheskoj nauke // Psihologicheskij zhurnal. 1992. T. 13. № 6. S. 3-11.

[14]. Brushlinskij A.V. Problemy psihologii sub#ekta. — M.: Izdatel'stvo «Institut psihologii RAN», 1994. S. 4-5.

[15]. Volkova E.N. Sub#ektnost' pedagoga: teorija i praktika. Avtoref. diss. ... dokt. psihol. nauk. M., 1998. — 42 s.

[16]. VygotskijL. S. Sobr. Soch. V 6 t. — M.: Pedagogika, 1982. — 1984. — T. 3

[17]. Gagarin A.V. Stanovlenie sub#ektnosti cheloveka v psihologicheskih vzaimodejstvijah s prirodoj / S.A. Mudrak, A.V. Gagarin // Vestnik RUDN. Serija Psihologija i pedagogika. 2014. № 4. S. 69-77.

[18]. Gal'perin P. Ja. Vvedenie v psihologiju. — M.: Izd-vo MGU, 1976.

[19]. Derjabo S.D. Fenomen sub#ektifikacii prirodnyh ob#ektov: Avtoref. dis. dokt. psihol. nauk. — M., 2002. — 40 s.

[20]. Zazykin V.G. Masshtab lichnosti kak akmeologicheskoe uslovie professionalizma // Akme-ologija. № 2. 2013. S. 25-31

[21]. Kagan M.S. JetkindA.M. Individual'nost' kak ob#ektivnaja i sub#ektivnaja real'nost' // Vo-prosy psihologii. — 1989. — № 4. — S. 5-15.

[22]. Kuz'mina N.V. Professionalizm lichnosti prepodavatelja i mastera proizvodstvennogo obu-chenija. — M.: Vysshaja shkola, 1990. — 117 s.

[23]. Leont'evD.A. Psihologija svobody: k postanovke problemy samodeterminacii lichnosti // Psi-hologicheskij zhurnal. T. 21, № 1, 2000.

[24]. Lomov .F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii. — M.: Nauka, 1984. S. 144.

[25]. Mel'nichuk A.S. Mnogomernyj podhod k analizu sub#ektivnyh strategij razvitija professional'nyh kompetencij // Akmeologija. 2012. № 2 (42). S. 23-31.

[26]. Nadirashvili Sh.A. Osobennosti zakonomernostej dejstvija ustanovki na razlichnyh urovn-jah psihicheskoj aktivnosti cheloveka // Psihologicheskie issledovanija, posvjashhennye 85-letiju D.N. Uznadze. — Tbilisi: Izd-vo «Mecniereba», 1973. — S. 266-273.

[27]. Ognev A.S. Teoreticheskie osnovy psihologii sub#ektogeneza. — Voronezh: RAGS pri Prezi-dente RF, 1997.

[28]. Osnickij A.K. Problema issledovanija sub#ektivnoj aktivnosti // Voprosy psihologii. — 1996. — № 1. — S. 2.

[29]. Panov V.I. Psihodidaktika obrazovatel'nyh sistem: teorija i praktika. — SPb.: Piter, 2007. S. 87-88.

[30]. Petrovskij V.A. Lichnost' v psihologii: paradigma sub#ektnosti. Rostov-na-Donu, 1996. S. 8.

[31]. Prihozhan A.M., Tolstyh N.N. «Interesnaja psihologija»: L.S Vygotskij i L. I. Bozhovich // Voprosy psihologii. — 1996. — № 5. — S. 66.

[32]. Rubinshtejn S. L. Bytie i soznanie. — M.: Izd-vo AN SSSR, 1957. S. 61.

[33]. Rubinshtejn S.L. Princip tvorcheskoj samodejatel'nosti // Voprosy filosofii. — 1989. — № 6. — S. 94.

[34]. Selezneva E.V. Samorealizacija i osobennosti motivacii studencheskoj molodezhi // Akmeologija. 2013. № 3. S. 28-34

[35]. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Osnovy psihologicheskoj antropologii. Psihologija cheloveka: Vvedenie v psihologiju sub#ektivnosti. — M.: Shkola-Press, 1995. S. 250.

[36]. Stepanskij V. I. Svojstvo sub#ektnosti kak predposylka lichnostnoj formy obshhenija // Voprosy psihologii. 1991. № 5. S. 98-103.

[37]. StepnovaL.A., KachanovskajaE.V. Professional'naja dejatel'nost' advokata kak predmet psi-hologo-akmeologicheskogo issledovanija // Akmeologija. 2014. № 1. S. 100-104.

[38]. Syromjatnikov I.V. Psihologija professional'noj sub#ektnosti oficerov Vooruzhennyh sil Rossijskoj Federacii: Avtoref. dis. ... dokt. psihol. nauk. — M., 2007. — 46 s.

[39]. Tatenko V. A. Psihologija v sub#ektnom izmerenii. — Kiev: Prosvita, 1996. S. 220.

[40]. Uznadze D.N. Jeksperimental'nye osnovy psihologii ustanovki. — Tbilisi: Izd-vo AN Gruzin. SSR, 1961. S. 66.

[41]. Shorohova E.V. O reshenii A.V. Brushlinskim nekotoryh metodologicheskih voprosov psihologii // Psihologicheskij zhurnal. — 2003. — T. 24. — № 2. — S. 85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.