Бекирова А. Р. Модель профессиональной субъектности будущих учителей начальных классов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 10 (октябрь). - 0,8 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16211.htm.
ART 16211 УДК 37.04
Бекирова Адиле Рустемовна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры начального об разования ГБОУ ВО «Крымский инженерно-педагогический универси тет», г. Симферополь
Модель профессиональной субъектности будущих учителей начальных классов
Аннотация. Профессиональная субъектность учителей начальных классов в статье рассмотрена как системный психолого-педагогический феномен, который определяется как их интегральное профессионально важное качество. Это качество непосредственно влияет на успешность педагогической деятельности учителей в начальной школе, которая формируется в процессе получения профессионального образования в педагогическом вузе, актуализируется и развивается в процессе практической педагогической деятельности. Основу модели профессиональной субъектности учителей начальных классов составляют педагогические ситуации, потенциальная профессиональная субъектность, профессионально-педагогическая субъектная позиция, субъектная активность, субъектный регуляторный педагогический опыт и актуальная профессиональная субъектность, проявление которых происходит под влиянием разных объективных и субъективных факторов, внешних и внутренних условий педагогической деятельности, а также, что немаловажно, контингента учеников. В рамках модели профессиональной субъектности всегда имеется базовое ядро - самопринятие самого себя как учителя начальных классов, понимание и принятие другого как субъекта - младшего ученика. Ключевые слова: профессиональная субъектность, модель профессиональной субъектности, потенциальная профессиональная субъектность, профессионально-педагогическая субъектная позиция, субъектная активность, субъектный регуляторный педагогический опыт, актуальная профессиональная субъектность. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Одной из базовых категорий в профессиональной психологии и педагогике выступает профессиональная субъектность специалиста, которая непосредственно проявляется в его деятельности и влияет на неё, а также в ней она развивается и совершенствуется. Поэтому можно подчеркнуть такой факт: учитель начальных классов как субъект педагогической деятельности окончательно формируется в этой деятельности и проявляет свою профессиональную субъектность в творческой педагогической деятельности, так как он, как специалист, воспроизводит себя как субъекта с её помощью в педагогической системе начальной школы, утверждает свое собственное профессиональное бытие в педагогической среде, «проектирует» своё карьерное будущее как субъекта педагогической деятельности и его реализует. Специфика его педагогической деятельности заключается в необходимости организации и целенаправленного поддержания субъект-субъектных отношений с младшими учениками, так как они нуждаются именно в таких отношениях в новой для них социально-образовательной среде. А. Я. Савченко подчёркивает, что «для современной дидактики характерным является переход от субъект-объектной парадигмы образования до утверждения субъект-субъектной. Поэтому на современном уроке учебное взаимодействие должно быть ребёнкоцентрированным. Это среда субъект-субъектного и полисубъектного
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Бекирова А. Р. Модель профессиональной субъектности будущих учителей начальных классов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 10 (октябрь). - 0,8 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16211.htm.
взаимодействия» [14, с. 12]. Именно в таком взаимодействии непосредственно актуализируется профессиональная субъектность педагога как субъекта педагогической деятельности.
Имеется достаточно много исследований по проблеме профессиональной подготовки учителей начальных классов (Н. М. Бибик, В. И. Бондарь, Н. А. Глузман, И. В. Ка-занжи, Л. В. Коваль, Я. П. Кодлюк, О. А. Комар, Е. И. Ляска, Е. В. Матвиенко, И. А. Паль-шкова, Л. Е. Петухова, А. Я. Савченко, С. Скворцова, Л. А. Хомич, Л. Л. Хоружая и др.), в которых нашли своё отражение цели, содержание, методы, технологии и формы их подготовки, отдельные аспекты формирования субъектности, идеи необходимости субъект-субъектных отношений между учителями и младшими школьниками.
Имеются научные труды по моделированию, например, основных видов компетентности субъектов педагогического процесса (В. А. Болотов, А. Н. Дахин, В. В. Сериков, В. В. Ягупов, О. Н. Ярыгин) и др. В то же время проблема моделирования профессиональной субъектности педагогов, в том числе и учителей начальных классов, не была предметом диссертационных и других научных исследований. Имеются только отдельные работы, которые касаются моделирования отдельных ситуаций в педагогической деятельности учителей: А. Й. Капская - моделирование воспитательной работы [2]; А. Я. Марек - математическое моделирование профессиональной деятельности учителя [3]; Ю. И. Кулюткин - моделирование педагогических ситуаций [4], в том числе учителей иностранных языков в начальной школе (Л. В. Красюк) [5]; О.Я. Троценко - педагогическое моделирование профессиональной подготовки будущих учителей иностранных языков в начальной школе [6]. Модель относительно субъектности педагога представила А. Б. Серых [7].
Анализ научных источников показывает, что проблема обоснования модели профессиональной субъектности учителей начальных классов в процессе профессиональной подготовки не была объектом и предметом научных исследований. Цель статьи - дать обоснование модели профессиональной субъектности будущих учителей начальных классов.
Проблема субъектности является в конце ХХ и в начале ХХ1 в. в отечественной науке одной из самых востребованных и дискуссионных. К этой проблеме непосредственно обращались и внесли существенный вклад в её обоснование С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, А. В. Брушлин-ский, А. К. Осницкий, В. А. Петровский, В. И. Слободчиков, В. А. Татенко, В. Д. Шадри-ков и др. На основе анализа и обобщения результатов их исследований можно сделать определённые выводы относительно категорий «субъектность» и «профессиональная субъектность».
Во-первых, субъектность показывает активный характер жизнедеятельности человека, определяет его созидательную и творческую природу, а также подчёркивает ценность его внутреннего мира, необходимость обращения к его ценностям и субъектному опыту. «В то же время субъектность, заложенная в генезисе человека и социума, в неразрывной связи с самостью, сознанием, деятельностью, опосредованной субъектом и опосредующей субъекта, сущностно определяет действенные возможности человека, - подчёркивает А. А. Деркач. - Человек изначально выступает в мире как субъект, обладающий определёнными свойствами, возможностями и среди них -способностью к особой активности, стремлением творить, преобразовывать, целесообразно действовать и т. д., постоянно развивать свои субъектные свойства, свою субъектность в процессе онтогенеза и филогенеза, в культурно-историческом развитии, расширяя свои возможности в качестве субъекта» [8].
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Бекирова А. Р. Модель профессиональной субъектности будущих учителей начальных классов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 10 (октябрь). - 0,8 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16211.htm.
Во-вторых, особенно ценными являются результаты исследований и методологические положения С. Л. Рубинштейна [9] относительно субъекта, личности и их психики, которые составили основу субъектно-деятельностного подхода в психологии и педагогике. Дальнейшее развитие и обоснование эти идеи нашли в научных работах К. А. Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинского. А. А. Деркач обоснованно подчёркивает, что «несформированность субъектных феноменов не просто снижает эффективность профессиональной деятельности, а тормозит или вообще останавливает личностно-профессиональное развитие» [10].
В-третьих, до сих пор идут достаточно острые дискуссии об основных видах субъектности. Как правило, учёными выделяются учебный, социальный и профессиональный виды субъектности, которые связаны с возрастом человека, его жизненным, учебным и профессиональным опытом, полученным образованием, профессией, профессиональной деятельностью и должностными обязанностями конкретного специалиста: «...важными особенностями человеческой субъектности являются многоуровневая природа и множественность конкретных проявлений, раскрывающихся при дифференциации понятий: субъект деятельности, субъект познания, субъект общения, субъект-субъектные отношения, субъект жизни» [11]. Мы считаем, что субъектность, возникая на определенном этапе онтогенетического развития человека как субъекта бытия, продолжает развиваться и совершенствоваться на протяжении всей жизни, проявляя себя в различных сферах и видах деятельности, на разных уровнях взаимодействия с самим собой, другими, предметами, а также с миром. Безусловно, всё это происходит под влиянием взаимодействующих между собой внешних и внутренних, субъективных и объективных факторов, среди которых решающую роль имеет профессиональная деятельность. А на определённом этапе она, к сожалению, распадается.
В-четвёртых, ведущим видом субъектности специалистов признаётся профессиональная, которая рассматривается как «интегральное профессионально важное качество специалиста, содержательные аспекты формирования, актуализации и проявления которого определяются типологией и спецификой профессионально обусловленных задач, характером профессионального взаимодействия и условий профессиональной среды» [12].
В-пятых, учёными не выработано единого представления о структуре категории «субъектность» и, соответственно, спорной является система критериев и показателей, которые позволили бы диагностировать формирование, развитие и совершенствование конкретных видов субъектности, в т. ч. и профессиональной. Те критерии проблемы субъектности, которые предложили классики (К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, С. Л. Рубинштейн и др.), носят преимущественно обобщенный и философский характер, а современные исследователи проблемы субъектности специалистов (Е. Н. Волкова, М. В. Исаков, И. П. Краснощеченко, А. К. Осницкий, И. А. Серёгина, И. В. Сыромятников, В. В. Ягупов) используют различные системы критериев, основанные на разных методологических подходах - акмеологическом, системном, генетическом, комплексном, деятельностном, субъектном и др.
В-шестых, отсутствие общепринятой структуры и чётких критериев оценивания профессиональной субъектности разных специалистов не дает возможности объективно моделировать процессы её формирования, становления, развития, а также распада. Несмотря на достаточно большое количество работ, посвященных этому психологическому феномену, общепринятой модели субъектности, в том числе и профессиональной, до сих пор нет. Для того чтобы спроектировать модель профессиональной субъектности, необходимо выбрать такие составляющие, которые охарактеризуют её в совокупности, как единое целое.
Бекирова А. Р. Модель профессиональной субъектности будущих учителей начальных классов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 10 (октябрь). - 0,8 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16211.htm.
Различные модели субъектности разных специалистов, в т. ч. и педагогов, представлены такими исследователями: Т. А. Ольховой (структурно-функциональная модель становления субъектности студента медицинского вуза, компонентами которой являются аксиологический, гносеологический, праксиологический и прогностический) [13]; В. А. Чесноковым (организационно-педагогическая модель развития субъектных характеристик личности будущего юриста в процессе профессиональной подготовки) [14]; Н. Е. Исаевой (концептуальная модель становления профессиональной субъектности будущих психологов, в которой профессиональная субъектность представлена профессиональной направленностью, профессиональной позицией, профессиональными компе-тентностями и способностями, профессиональным сознанием и самосознанием) [15]; М. Д. Кузнецовой (теоретическая модель субъектности восприятия рекламного сообщения, которая представлена системой таких качеств, как рефлексивность, внушаемость, самоактуализация, интернальность, общее интеллектуальное развитие) [16].
А. Б. Седых обосновала структурно-содержательную модель субъектности педагога, которая состоит из гносеологического, аксиологического и праксиологического компонентов (см. таблицу).
Структурно-содержательная модель субъектности педагога (согласно А. Б. Седых) [17]
Сущностные свойства субъектности Содержательное наполнение структурных компонентов субъектности педагога
Гносеологическая Аксиологическая Праксеологическая
Самодетерминация Применение волевых усилий в процессе усвоения системы знаний о сущности педагогического взаимодействия Сознательная выработка ценностного отношения к педагогическому взаимодействию Саморегуляция в процессе формирования необходимых умений и навыков педагогического взаимодействия
Самоорганизация Целевая направленность на усвоение учебного материала Определение и выбор приоритетных норм и ценностей в педагогическом взаимодействии Стремление к максимально высокому уровню развития нужных умений и навыков
Саморазвитие Самостоятельная работа по расширению имеющихся представлений о педагогическом труде Собственная активность в принятии Другого и выработке позитивного отношения к взаимодействию с ним Сверхнормативная активность в овладении операциональной стороной педагогического взаимодействия
Таким образом, ныне не существует какого-либо единого подхода к моделированию профессиональной субъектности специалистов. В связи с этим существуют сложности в конструировании модели профессиональной субъектности специалистов, так как каждый исследователь «понимает профессиональную субъектность на своём языке» и «объясняет её на своём, только ему понятном языке».
Мы считаем, что одним из основных направлений комплексной реализации основных требований системного, компетентностного и субъектно-деятельностного подходов в профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов выступает педагогическое моделирование, которое является «самостоятельным направлением в общем методе исследования, причём это направление обладает специфическими чертами, отражающими особенность моделируемых явлений, открытых как по форме, так и по содержанию. У педагогического моделирования, подобно моделированию вообще, есть универсальная часть - аксиоматика, возникающая в результате отвлечения от предметного содержания и сформулированная в конкретном и пригод-
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Бекирова А. Р. Модель профессиональной субъектности будущих учителей начальных классов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 10 (октябрь). - 0,8 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16211.htm.
ном для описания специфических феноменов знаковом виде. Собственное проблемное поле педагогического моделирования формируется благодаря профессиональному опыту: оно связано либо с очевидными фактами, в достоверности которых легко убедиться непосредственно, либо с формулировками, выведенными из опыта. Аксиоматика педагогической модели, с одной стороны, нуждается в содержательной части как в необходимом дополнении, поскольку система аксиом является руководящей при выборе соответствующих формализмов. На следующем этапе, когда формальная теория уже имеется в распоряжении исследователя, она применяется к рассматриваемой практической ситуации. Педагогическое моделирование, с другой стороны, не может ограничиться только содержательной частью, так как в образовании мы имеем дело с такими теориями, которые далеко не полностью воспроизводят действительное положение дел, а являются лишь упрощённой идеализацией конкретного положения. Такого рода педагогические теории не могут быть обоснованы путём ссылки на очевидность базовых аксиом или на социальный опыт... При этом изначально заданная (смоделированная) цель, нуждается в системе управляющего воздействия и корректировке промежуточных результатов, а также разработке языка для операционального представления инновационных результатов открытого образования» [18].
В нашем исследовании педагогическое моделирование даёт возможность создать модель профессиональной субъектности на основе учёта компетенций учителя начальных классов и в последующем обосновать модель формирования профессиональной субъектности в процессе получения педагогического образования. Профессиональная субъектность занимает интегральное место в профессиональной компетентности учителя начальных классов, так как представляет собой интегральную совокупность его качеств как субъекта педагогической деятельности - ценностей, отношений, мотивации, целеполагания, позиций, профессионально важных качеств, которые необходимо формировать в процессе профессионального обучения. Она является эмерджентным свойством профессиональной компетентности, охватывающей процессы профессионального обучения, сферу педагогической деятельности и профессионально важные, а также личностные качества учителя начальных классов как субъекта педагогической деятельности. Поэтому в процессе моделирования профессиональной субъектности учителей начальных классов мы будем придерживаться таких принципов: обеспечения ценностно-смысловой «нагрузки» их будущей специальности; субъектноориентированной направленности их профессиональной подготовки; практико-ориентированной направленности их профессиональной подготовки; конкретности и одновременно универсальности содержания их педагогического образования; принципа организационно-педагогического и методического обеспечения формирования их профессиональной субъектности; обеспечения возможности получения конкретных результатов формирования их профессиональной субъектности [19].
Вышеизложенные методологические и теоретические положения легли в основу моделирования профессиональной субъектности, главным среди которых является субъектно-деятельностный подход, т. е. учитель как субъект деятельности и педагогическая деятельность в начальной школе как разновидность профессиональной деятельности в принципе определяют модель профессиональной субъектности учителя начальных классов. Так, Н. Е. Исаева под профессиональной субъектностью понимает форму субъектности как меру освоения профессии, которая может быть представлена как процесс и результат реализации субъектного потенциала посредством субъектной активности в пространстве профессионального образования [20].
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Бекирова А. Р. Модель профессиональной субъектности будущих учителей начальных классов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 10 (октябрь). - 0,8 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16211.htm.
Первичной для обоснования модели является, по нашему мнению, педагогическая деятельность, которая предъявляет конкретные требования к учителю начальных классов. Но в то же время педагогическая деятельность в разных образовательных системах существенно отличается и в ней может проявляться потенциальная профессиональная субъектность - неповторимая интегральная совокупность цен-ностно-мотивационных, эмоционально-волевых, интеллектуальных, операционально-процессуальных и рефлексивно-оценочных проявлений конкретного учителя начальных классов. Мы здесь учитывали мнение К. А. Абульхановой-Славской относительно субъектности, согласно которому существенным критерием выступает способность к интеграции: «интегрирующая способность личности как субъекта принципиальна в ее организации своего жизненного пути... Жизненный путь и есть... постоянно осуществляющаяся интегрирующая активность субъекта» [21].
Потенциальная профессиональная субъектность учителя начальных классов основывается на ценностях профессии педагога и педагогической деятельности в начальной школе; мотивационной насыщенности педагогической деятельности в начальной школе; эмоционально-волевой саморегуляции педагогической деятельности в начальной школе, проявляющейся в волеизъявлении и волевом усилии субъекта при реализации собственных планов в деятельности (С. Л. Рубинштейн), способностях к преодолению препятствий (К. А. Абульханова-Славская), а также внутренней свободе - наличии внутренней устойчивости к влиянию извне, независимости и свободы в принятии собственных решений (К. А. Абульханова-Славская); теоретическом и практическом интеллекте педагога (развитость познавательных процессов и интеллектуальных способностей субъекта педагогической деятельности); рефлексивности (рефлексия и саморефлексия, являющиеся решающим, поворотным моментом в становлении субъекта, С. Л. Рубинштейн), результат которой - осознание себя как источника жизненных изменений - осознание себя субъектом педагогической деятельности, отношение к себе как к источнику жизненных перемен, причине совершаемых поступков и происходящих событий в школе и классе; взятие на себя ответственности за результаты педагогической деятельности в начальной школе.
В идеале должно быть самопотенциирование субъектности учителя начальных классов: «Включение в развитие на этапе юности механизма самопотенциирования, таким образом, означает новый шаг в становлении субъектности» [22].
Но актуализация потенциальной профессиональной субъектности учителя начальных классов опосредована существенными внутренними (возрастными и индивидуально-психическими особенностями, личностными и профессионально важными качествами, профессиональной Я-концепцией и образом Я-педагога) и внешними (организационно-педагогическими, социально-психологическими и нормативными условиями, «временными актёрами» - контингентом учеников) условиями педагогической деятельности в конкретной начальной школе, которые непосредственно влияют на актуализацию субъектной позиции конкретного учителя начальных классов. Эти условия, с одной стороны, демонстрируют профессиональную субъектность как «живую» и динамически развивающуюся систему, а с другой - показывают динамику формирования, развития, совершенствования, а также и распада профессиональной субъектности, специфика которой выражается в постепенном изменении соотношения между «внешними» и «внутренними» условиями педагогической деятельности: от преимущественной направленности «внешних условий через внутренние» к все большему доминированию тенденции «внутренние условия через внешние». Это непосредственно связано с профессиональным становлением учителя как творческого субъекта педагогической деятельности, формированием особого качественного
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Бекирова А. Р. Модель профессиональной субъектности будущих учителей начальных классов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 10 (октябрь). - 0,8 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16211.htm.
уровня развития его самосознания, интегральной способности инициировать и реали-зовывать различные виды активности в педагогической деятельности вне заданной полностью системы координат, обеспечивая за счет интеграции и вариативного согласования внутренних и внешних условий этой деятельности достижение ее оптимального уровня.
В отношении учителя начальных классов мы можем говорить о профессионально-педагогической субъектной позиции, которая представляет устойчивую систему его отношений к самому себе как субъекту педагогической деятельности в начальной школе и, главное, к ученикам как субъектам учения и учебной деятельности, во взаимодействии с которыми происходит его самоактуализация как педагога, саморазвитие как профессионала, воспроизводство себя как автора, т. е. субъекта собственного бытия в мире. Она предполагает признание и принятие как за собой, так и за другими права на активность и уникальность - признание их субъектности, их права на свободу выбора и ответственности за него, способности быть субъектом своей жизнедеятельности.
Ключевым понятием для характеристики профессионально-педагогической субъектной позиции учителя начальных классов выступает понятие «отношение», которое в педагогику и психологию ввели В. М. Бехтерев, А. Ф. Лазурский, К. Д. Ушин-ский, а дальнейшее развитие теория отношений личности получила в трудах А. К. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева, Л. И. Божович, А. Г. Ковалева, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, А. С. Макаренко, В. С. Мерлина, В. Н. Мяси-щева, С. Л. Рубинштейна и др.
Профессионально-педагогическая субъектная позиция конкретного учителя начальных классов играет системообразующую роль в структуре профессиональной субъектности, так как интегрально характеризует принципиально ценностно-мотива-ционные, содержательные, процессуальные, методические, результативные и лич-ностно-субъектные составляющие педагогической деятельности, которые формировались под влиянием устойчивой системы отношений к миру, педагогической действительности и деятельности, коллег. Поэтому профессионально-педагогическую субъектную позицию можно определить как вершину проявления профессиональной субъектности, так как в ней находит отражение многообразие отношений педагога, проявляется уровень достижения гармонии с самим собой (Я-педагог), окружающим миром и педагогической реальностью. Именно она позволяет гармонизировать внешние и внутренние условия педагогической деятельности и найти согласие самим собой в этой деятельности.
По мнению И. Д. Беха, уникальность педагогической позиции заключается в том, что она одновременно и личностная, и профессиональная [23].
Профессионально-педагогическая субъектная позиция, свою очередь, выступает источником субъектной активности конкретного учителя начальных классов в педагогической деятельности, на которую непосредственно влияет субъектный регуляторный педагогический опыт. Одним из ключевых элементов субъектности, по мнению К. А. Абульхановой-Славской, является активность, причем потребность в активности является «новообразованием личности как субъекта» [24]. А в качестве форм активности она выделяет ответственность, самостоятельность, суверенность и самодостаточность, которые, свою очередь, формируют «заряд» субъектной активности».
Субъектная активность - это «некое интегральное образование, которое характеризует способ существования и форму взаимодействия, самосуществования и самоосуществления субъекта, выступающее как основа для раскрытия потенциала субъекта на определенном возрастном этапе» [25]. Она во «внешнем виде», с одной
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Бекирова А. Р. Модель профессиональной субъектности будущих учителей начальных классов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 10 (октябрь). - 0,8 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16211.htm.
стороны, представляет конкретные действия для преодоления неопределенности с привлечением субъектного опыта, а с другой - многоликая, что определяется необходимостью саморегуляции своего поведения и деятельности для достижения поставленных целей с опорой на разные компоненты субъектного опыта.
Субъектный регуляторный педагогический опыт учителя начальных классов является его личным опытом в педагогической деятельности без оценки его истинности и научности, который приобретается в процессе жизнедеятельности, получения педагогического образования и профессиональной деятельности. Такое его понимание подчёркивает уникальность и самобытность каждого учителя, признание его индивидуальности, самоценности и самобытности. Субъектный педагогический опыт как основа субъектного поведения учителя начальных классов представляет фундамент проявления его профессиональной субъектности, что воплощается в педагогической культуре, педагогическом мышлении, педагогическом такте, субъектных качествах учителя, педагогически обоснованном поведении и деятельности.
Таким образом, концептуальными составляющими профессиональной субъектности учителей начальных классов выступают конкретные философские категории (субъект, самосознание, сознательная деятельность, позиция, активность, опыт, самодетерминация, саморегуляция, саморазвитие и др.), которые актуализируются в педагогической деятельности под воздействием педагогической(-их) ситуации(-й), потенциальной профессиональной субъектности, субъектной позиции, субъектной активности и субъектного регуляторного педагогического опыта. Именно они формируют актуальную профессиональную субъектность конкретного учителя начальных классов, которая проявляется под влиянием разных объективных и субъективных факторов, внешних и внутренних условий педагогической деятельности, а также, что немаловажно, контингента учеников.
Именно эта «логическая цепочка» составляет идеальный образ профессиональной субъектности конкретного учителя начальных классов - предпосылки, механизмы и результат, т. е. её модель, формирование, развитие и актуализация которой происходит под влиянием определенных внутренних (психологических, личностных) и внешних (социокультурных, нормативных и профессиональных) условий, требований и факторов.
В то же время мы предполагаем, что в рамках модели профессиональной субъектности всегда будет сохраняться некоторое базовое ядро - самопринятие самого себя как учителя начальных классов, понимание и принятие другого - младшего ученика. А остальные составляющие профессиональной субъектности в зависимости от характера реализуемых педагогических задач и определённых условий педагогической деятельности в конкретной начальной школе будут по мере необходимости актуализироваться в различной мере. Под воздействием разных факторов может изменяться и специфика взаимосвязей основных элементов в модели профессиональной субъектности.
Перспективное направление дальнейших исследований - разработка модели формирования профессиональной субъектности будущих учителей начальных классов в процессе получения педагогического образования.
Ссылки на источники
1. Савченко О. Я. Сучасний урок: суб'ектнють навчання i варiативнiсть структури // Початкова школа. -2011. - № 9. - С. 12.
2. Моделювання виховноТ дiяльностi в системi професшноТ' подготовки студенев: теорiя, практика, програми / за заг. ред. А. Й. КапськоТ. - К.: 1ЗМН, 1998. - 192 с.
3. Марек А. Я. Математическое моделирование профессиональной деятельности учителя: [монография] / под ред. И. М. Козловской. - Львов: Евросвит, 2003. - 428 с.
4. Моделирование педагогических ситуаций / под ред. Ю. И. Кулюткина. - М.: Педагогика, 1981. - 120 с.
Бекирова А. Р. Модель профессиональной субъектности будущих учителей начальных классов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 10 (октябрь). - 0,8 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16211.htm.
5. Красюк Л. В. Моделювання педагопчних ситуацш. - К.: Мшешум, 2007. - 118 с.
6. Троценко О. Я. Педагопчне моделювання професшноТ подготовки майбутшх учителiв шоземноТ мови початковоТ школи: автореферат дис. ... канд. пед. наук. - К.: [б. и.], 2012. - 20 с.
7. Серых А. Субъектность педагога как условие формирования психологической готовности к взаимодействию с виктимными детьми // Развитие личности. - 2006. - № 1. - С. 151-156.
8. Деркач А. А. Профессиональная субъектность как психолого-акмеологический феномен // Акмео-логия: научно-практический журнал. - 2015. - № 2 (54). - С. 8-9.
9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / сост., авторы комментариев и послесловия А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская. - СПб.: Питер, 2000. - 712 с.
10. Деркач А. А. Указ. соч. - С. 10.
11. Там же. - С. 12.
12. Ягупов В. В., Крышталь Н. А., Король В. Н. Формирование и развитие профессиональной субъектности офицеров // Известия Российской академии образования. - 2013. - № 1. - С. 78.
13. Ольховая Т. А., Хабарова Т. С. Модель становления субъектности студента медицинского вуза // Фундаментальные исследования. Педагогические науки. - 2015. - Вып. № 2-22. - С. 5003-5007.
14. Чесноков В. А. Организационно-педагогическая модель развития субъектных характеристик личности будущего юриста в процессе профессиональной подготовки // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2010. - Вып. № 121. - С. 214-218.
15. Исаева Н. Е. Концептуальная модель становления профессиональной субъектности будущих психологов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2008. -Вып. № 4. - С. 149-153.
16. Кузнецова М. Д. Субъектность восприятия рекламного сообщения: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М.: [б. и.], 2010. - 31 с.
17. Серых А. Указ. соч.
18. Дахин А. Н. Моделирование компетентности участников открытого общего образования: автореф. дис. ...д-ра пед. наук. - Н. Новгород: [б. и.], 2012. - С. 16-17.
19. Ягупов В. В. Моделирование профессиональной компетентности выпускников профессиональных учебных заведений // Новi технологи навчання: [зб. наук. пр. / гол. ред. О. П. Гребельник]. - 2013. -Вип. 76. - С. 148-149..
20. Исаева Н. Е. Указ. соч. - С. 151.
21. Абульханова-Славская К. А. Идеальность или реальность субъекта // Субъект и личность в психологии саморегуляции: сб. науч. тр. / под ред. В. И. Моросановой. - М.; Ставрополь: Изд-во ПИ РАО, СевКавГТУ, 2007. - С. 41.
22. Татенко В. А. Психология в субъектном измерении: [монография]. - К.: Видавничий центр «Про-св^а»,1996. - С. 281.
23. Бех I. Д. Виховання особистосп: у 2 кн. - К.: Либщь, 2003. - Кн. 2. Особистюно орieнтований пщхщ: теоретико-практичн засади. - С. 76.
24. Абульханова-Славская К. А. Указ. соч. - С. 38.
25. Рослякова Е. Ю. Активность субъекта и субъектная активность // Потенциал личности: комплексная проблема: материалы 2-й Всерос. Internet-конференции. 17-19 июня 2003 г. / отв. ред. Е. А. Уваров. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003. - С. 383.
Adile Bekirova,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Chair of Elementary Education, Crimean Engineering and Pedagogical University, Simferopol
Model of professional subjectivity of future primary school teachers
Abstract. The paper deals with the professional subjectivity of teachers of primary classes as a system of psycho-pedagogical phenomenon, which is determined as their integral professionally important quality. This quality directly effects the success of pedagogical activity of primary school teachers, which is formed in the process of gaining professional education in the pedagogical higher educational institution, updates and develops in the process of their practical pedagogical activity. The basis of professional subjectivity model of primary classes teachers are pedagogical situations, potential professional subjectivity, professional and pedagogical subjective position, subjective activity, subjective regulatory pedagogical experience and actual professional subjectivity, the display of which takes place under the influence of different objective and subjective factors, external and internal terms of pedagogical activity, and also that is not insignificantly important - the contingent of students. Within the framework of model of professional subjectivity there is always the basic core which is self-acceptance of himself as a teacher of primary classes, the understanding and acceptance of the other person - the junior student.
Key words: professional subjectivity, model of professional subjectivity, potential professional subjectivity,
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Бекирова А. Р. Модель профессиональной субъектности будущих учителей начальных классов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 10 (октябрь). - 0,8 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16211.htm.
professional and pedagogical subjectivity position, subjective activity, subjective regulatory pedagogical experience, actual professional subjectivity.
References
1. Savchenko, O. Ja. (2011). "Suchasnij urok: sub'ektnist' navchannja i variativnist' strukturi", Pochatkova shkola, № 9, p. 12 (Ukrainian).
2. Kaps'kaya, A. J. (ed.) (1998). Modeljuvannja vihovnoidijal'nosti v sistemiprofesijnoipidgotovki studentiv: teorija, praktika, programi, IZMN, Kiev, 192 p. (Ukrainian).
3. Marek, A. Ja. (2003). Matematicheskoe modelirovanie professional'noj dejatel'nosti uchitelja: [mono-grafija], Evrosvit, L'vov, 428 p. (in Russian).
4. Kuljutkin, Ju. I. (ed.) (1981). Modelirovanie pedagogicheskih situacij, Pedagogika, Moscow, 120 p. (in Russian).
5. Krasjuk, L. V. (2007). Modeljuvannja pedagogichnih situacij, Milenium, Kiev, 118 p. (Ukrainian).
6. Trocenko, O. Ja. (2012). Pedagogichne modeljuvannja profesijnoi pidgotovki majbutnih uchiteliv inozemnoimovi pochatkovoishkoli: avtoreferat dis.... kand. ped. nauk, [b. i.], Kiev, 20 p. (Ukrainian).
7. Seryh, A. (2006). "Sub#ektnost' pedagoga kak uslovie formirovanija psihologicheskoj gotovnosti k vzai-modejstviju s viktimnymi det'mi", Razvitie lichnosti, № 1, pp. 151-156 (in Russian).
8. Derkach, A. A. (2015). "Professional'naja sub#ektnost' kak psihologo-akmeologicheskij fenomen", Ak-meologija: nauchno-prakticheskij zhurnal, № 2 (54), pp. 8-9 (in Russian).
9. Rubinshtejn, S. L. (2000). Osnovy obshhejpsihologii, Piter, St. Petersburg, 712 p. (in Russian).
10. Derkach, A. A. (2015). Op. cit., p. 10.
11. Ibid., p. 12.
12. Jagupov, V. V., Kryshtal', N. A. & Korol', V. N. (2013). "Formirovanie i razvitie professional'noj sub#ektnosti oficerov", Izvestija Rossijskoj akademii obrazovanija, № 1, p. 78 (in Russian).
13. Ol'hovaja, T. A. & Habarova, T. S. (2015). "Model' stanovlenija sub#ektnosti studenta medicinskogo vuz", Fundamental'nye issledovanija. Pedagogicheskie nauki, vyp. № 2-22, pp. 5003-5007 (in Russian).
14. Chesnokov, V. A. (2010). "Organizacionno-pedagogicheskaja model' razvitija sub#ektnyh harakteristik lichnosti budushhego jurista v processe professional'noj podgotovki", Izvestija Rossijskogo gosudarstven-nogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena, vyp. № 121, pp. 214-218 (in Russian).
15. Isaeva, N. E. (2008). "Konceptual'naja model' stanovlenija professional'noj sub#ektnosti budushhih psi-hologov", Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, vyp. № 4, pp. 149-153 (in Russian).
16. Kuznecova, M. D. (2010). Sub#ektnost' vosprijatija reklamnogo soobshhenija: avtoref. dis.... kand. psihol. nauk, Moscow [b. i.], 31 p. (in Russian).
17. Seryh, A. (2006). Op. cit.
18. Dahin, A. N. (2012). Modelirovanie kompetentnosti uchastnikov otkrytogo obshhego obrazovanija: avtoreferat dis. ...d-ra ped. nauk, [b. i.], N. Novgorod, pp. 16-17 (in Russian).
19. Jagupov, V. V. (2013). "Modelirovanie professional'noj kompetentnosti vypusknikov professional'nyh uchebnyh zavedenij", in Grebel'nik, O. P. (ed.). Novi tehnologii navchannja, vip. 76, pp. 148-149 (Ukrainian).
20. Isaeva, N. E. (2008). Op. cit., p. 151.
21. Abul'hanova-Slavskaja, K. A. (2007). Ideal'nost' ili real'nost' sub#ekta , Sub#ekt i lichnost' v psihologii samoreguljacii: sb. nauch. tr., Moscow, Stavropol', p. 41 (in Russian).
22. Tatenko, V. A. (1996). Psihologija v sub#ektnom izmerenii: [monografija], Vidavnichij centr "Prosvita", Kiev, p. 281 (Ukrainian).
23. Beh, I. D. (2003). Vihovannja osobistosti: u 2 kn., Libid', Kiev. Kn. 2. Osobistisno orientovanij pidhid: te-oretiko-praktichni zasadi, p. 76 (Ukrainian).
24. Abul'hanova-Slavskaja, K. A. (2007). Op. cit., p. 38.
25. Rosljakova, E. Ju. (2003). "Aktivnost' sub#ekta i sub#ektnaja aktivnost'", in Uvarov, E. A. (ed.). Potencial lichnosti: kompleksnaja problema: materialy 2-j Vseros. Internet-konferencii. 17-19 ijunja 2003 g. Izd-vo TGU im. G. R. Derzhavina, Tambov, p. 383 (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук,
главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 18.07.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 20.07.16
Принята к публикации Accepted for publication 20.07.16 Опубликована Published 31.10.16
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Бекирова А. Р., 2016
977230412016610