кластерная стратегия
развития жкх
теоретические подходы идентификации кластера повышения качества
процессов жизнеобеспечения
В ряде стран в последние десятилетия приобрели большое значение «кластерные стратегии». Они строятся на центрах деловой активности, уже доказавших свою силу и конкурентоспособность на мировом рынке.
Правительства концентрируют усилия на поддержке существующих кластеров и создании новых сетей компаний, ранее не контактировавших между собой. Государство при этом не только способствует их формированию, но и само становится участником сетей.
Кластер, или промышленная группа, это объединение географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций. Они действуют в определенной сфере, характеризуются общностью деятельности и дополняют друг друга. Опыт западных стран показывает, что кластерный подход служит основой для конструктивного диалога между представителями предпринимательского сектора и государства. Он позволил повысить эффективность взаимодействия частного сектора, государства, торговых ассоциаций, исследовательских и образовательных учреждений в инновационном процессе.
Кластер жизнеобеспечения определяется нами как жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК), сформированный на базе территориальной концентрации сетей поставщиков жилищно-
Савин К.Н.
канд. экон. наук,
доцент кафедры
экономики
и менеджмента
Глазовского
инженерно-
экономического
института
(филиала)
Ижевского
государственного
технического
университета,
почетный работник
жилищно-
коммунального
хозяйства России
государство и
кластер - это
_объединение
_географически
_соседствующих
_взаимосвязанных
_компаний
и связанных с ними _организаций
коммунальных услуг (ЖКУ), их производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой.
Преимущества кластеров жизнеобеспечения
Предприятия и организации ЖКК, которые включены в сети или кластер, имеют более полную и ритмичную загрузку производственных мощностей, получают устойчивых партнеров, с которыми согласованы принципы ценообразования. Как следствие, это увеличивает общий объем производства в регионе. Рынки сбыта становятся предсказуемыми. Это, в свою очередь, зволяет планировать объемы выпускаемой продукции, ведет к финансовой устойчивости целой группы организаций, ориентированных на определенный сегмент рынка. В кластере обеспечивается прозрачность вклада каждого предприятия в стоимость конечного продукта. Каждая из входящих в него компаний становится понятной для инвестора, т.е. удовлетворяет условиям инвестиционной привлекательности.
Актуальность идентификации кластера жизнеобеспечения, обусловленная общими закономерностями развития экономики на современном этапе, заключается в развитии партнерства между государством, экономикой и наукой. К тому же кластер выступает как схема, согласно которой все производство продукции, начиная от ее разработки, первичного изготовления и заканчивая продажей, идет по единой цепи.
Возможность идентификации кластера жизнеобеспечения - это наличие:
- формальной институциональной структуры (как вертикально-, так и горизонтально-интегрированной), координирующей развитие кластера, созданной с участием входящих в него компаний;
- секторов экономики, привлекательных с позиции спроса, предложения и прогнозов развития;
- природных ресурсов, развитого производственного и научно-технического потенциа-
российское предпринимательство, 2008, № 11 (2)
ла, широких слоев образованного населения, доступа к внешним источникам информации; - региональной стратегии развития.
Цель - удачное использование местных особенностей
Побудительные мотивы идентификации кластера жизнеобеспечения, т.е. преимущества для бизнеса, заключаются в улучшении кадрового потенциала. Таким образом, появляются инфраструктура для исследований и разработок, возможности для успешного выхода на международные рынки, снижаются издержки. Цель кластера жизнеобеспечения - это удачное использование местных особенностей для создания и повышения конкурентоспособности регионов. Задачи кластера будут соответствовать целям предприятий-участников. Состав участников кластера жизнеобеспечения - это сети производителей, поставщиков, потребителей, промышленная инфраструктура жилищно-коммунального хозяйства, которые взаимосвязаны в процессе производства и оказания ЖКУ.
Основная идея формирования кластера жизнеобеспечения состоит в том, чтобы создать условия для перевооружения ЖКК (разработка приборов нового поколения, машиностроение, новые материалы-полимеры, сверхчистые материалы, нанотехнологии). Это предполагается осуществить на основе научно-обоснованных и технологически реализуемых комплексных решений, а также коммерческих механизмов. Тем самым будут подготовлены комплексные производственно-технологические пакеты для выгодных инвестиционных вложений.
Семь основных характеристик кластеров
В настоящее время описаны семь основных характеристик кластеров, на комбинации которых базируется выбор той или иной кластерной стратегии:
- географическая: построение пространственных кластеров экономической активности;
опыт западных стран показывает, что кластерный подход служит основой для конструктивного диалога между представителями бизнеса и государства
государство и жкх
Литература
1. Портер М.Э. Конкуренция. - М.: Вильямс, 2001.
2. Афанасьев М., Мясни-кова Л. Мировая конкуренция и кластеризация экономики. // Вопросы экономики. - 2005. №4. - С. 75-86.
3. Мигранян А.А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров в странах с переходной экономикой. [Электронный ресурс]. -Элек-трон. дан. - Режим доступа: http://www.krsu. edu.kg/vestnik/v3/a15. html.
4. Овсянко А. Стандарты ISO 9000 на предприятиях Санкт-Петербурга // Экс-перт. 2001. № 9 (57).
5. Идрисов А. Стратегия развития региона. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.dinform. ru/newanalit.
- горизонтальная: несколько отраслей/секторов могут входить в более крупный кластер;
- вертикальная: в кластерах могут присутствовать смежные этапы производственного процесса;
- латеральная: в кластер объединяются разные секторы, которые могут обеспечить экономию за счет эффекта масштаба, что приводит к новым комбинациям;
- технологическая: совокупность отраслей, пользующихся одной и той же технологией; фокусная: кластер фирм, сосредоточенных вокруг одного центра - предприятия, НИИ или учебного заведения;
- качественная: здесь существенен не только вопрос о том, действительно ли фирмы сотрудничают, но и то, каким образом они это делают.
Итак, кластерный подход, первоначально используемый в исследованиях проблем конкурентоспособности, со временем стал применяться при решении все более широкого круга задач, в частности:
- при анализе конкурентоспособности государства, региона, отрасли;
- как основа общегосударственной промышленной политики;
- при разработке программ регионального развития;
- как основа стимулирования инновационной деятельности;
- как основа взаимодействия большого и малого бизнеса.
Особый интерес региональных властей составляют совокупности предприятий ЖКХ, расположенных на территории их региона. В этом случае эффект может быть мультипликативный. Если компании находятся в разных регионах (часто приветствуются связи в рамках региональных ассоциаций), то возможно привлечение средства для поддержки предприятий из соседних регионов.
российское предпринимательство, 2008, № 11 (2)
-