Научная статья на тему 'Теоретические подходы идентификации кластера повышения качества процессов жизнеобеспечения'

Теоретические подходы идентификации кластера повышения качества процессов жизнеобеспечения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савин К. Н.

В ряде стран в последние десятилетия приобрели большое значение «кластерные стратегии». Они строятся на центрах деловой активности, уже доказавших свою силу и конкурентоспособность на мировом рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы идентификации кластера повышения качества процессов жизнеобеспечения»

кластерная стратегия

развития жкх

теоретические подходы идентификации кластера повышения качества

процессов жизнеобеспечения

В ряде стран в последние десятилетия приобрели большое значение «кластерные стратегии». Они строятся на центрах деловой активности, уже доказавших свою силу и конкурентоспособность на мировом рынке.

Правительства концентрируют усилия на поддержке существующих кластеров и создании новых сетей компаний, ранее не контактировавших между собой. Государство при этом не только способствует их формированию, но и само становится участником сетей.

Кластер, или промышленная группа, это объединение географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций. Они действуют в определенной сфере, характеризуются общностью деятельности и дополняют друг друга. Опыт западных стран показывает, что кластерный подход служит основой для конструктивного диалога между представителями предпринимательского сектора и государства. Он позволил повысить эффективность взаимодействия частного сектора, государства, торговых ассоциаций, исследовательских и образовательных учреждений в инновационном процессе.

Кластер жизнеобеспечения определяется нами как жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК), сформированный на базе территориальной концентрации сетей поставщиков жилищно-

Савин К.Н.

канд. экон. наук,

доцент кафедры

экономики

и менеджмента

Глазовского

инженерно-

экономического

института

(филиала)

Ижевского

государственного

технического

университета,

почетный работник

жилищно-

коммунального

хозяйства России

государство и

кластер - это

_объединение

_географически

_соседствующих

_взаимосвязанных

_компаний

и связанных с ними _организаций

коммунальных услуг (ЖКУ), их производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой.

Преимущества кластеров жизнеобеспечения

Предприятия и организации ЖКК, которые включены в сети или кластер, имеют более полную и ритмичную загрузку производственных мощностей, получают устойчивых партнеров, с которыми согласованы принципы ценообразования. Как следствие, это увеличивает общий объем производства в регионе. Рынки сбыта становятся предсказуемыми. Это, в свою очередь, зволяет планировать объемы выпускаемой продукции, ведет к финансовой устойчивости целой группы организаций, ориентированных на определенный сегмент рынка. В кластере обеспечивается прозрачность вклада каждого предприятия в стоимость конечного продукта. Каждая из входящих в него компаний становится понятной для инвестора, т.е. удовлетворяет условиям инвестиционной привлекательности.

Актуальность идентификации кластера жизнеобеспечения, обусловленная общими закономерностями развития экономики на современном этапе, заключается в развитии партнерства между государством, экономикой и наукой. К тому же кластер выступает как схема, согласно которой все производство продукции, начиная от ее разработки, первичного изготовления и заканчивая продажей, идет по единой цепи.

Возможность идентификации кластера жизнеобеспечения - это наличие:

- формальной институциональной структуры (как вертикально-, так и горизонтально-интегрированной), координирующей развитие кластера, созданной с участием входящих в него компаний;

- секторов экономики, привлекательных с позиции спроса, предложения и прогнозов развития;

- природных ресурсов, развитого производственного и научно-технического потенциа-

российское предпринимательство, 2008, № 11 (2)

ла, широких слоев образованного населения, доступа к внешним источникам информации; - региональной стратегии развития.

Цель - удачное использование местных особенностей

Побудительные мотивы идентификации кластера жизнеобеспечения, т.е. преимущества для бизнеса, заключаются в улучшении кадрового потенциала. Таким образом, появляются инфраструктура для исследований и разработок, возможности для успешного выхода на международные рынки, снижаются издержки. Цель кластера жизнеобеспечения - это удачное использование местных особенностей для создания и повышения конкурентоспособности регионов. Задачи кластера будут соответствовать целям предприятий-участников. Состав участников кластера жизнеобеспечения - это сети производителей, поставщиков, потребителей, промышленная инфраструктура жилищно-коммунального хозяйства, которые взаимосвязаны в процессе производства и оказания ЖКУ.

Основная идея формирования кластера жизнеобеспечения состоит в том, чтобы создать условия для перевооружения ЖКК (разработка приборов нового поколения, машиностроение, новые материалы-полимеры, сверхчистые материалы, нанотехнологии). Это предполагается осуществить на основе научно-обоснованных и технологически реализуемых комплексных решений, а также коммерческих механизмов. Тем самым будут подготовлены комплексные производственно-технологические пакеты для выгодных инвестиционных вложений.

Семь основных характеристик кластеров

В настоящее время описаны семь основных характеристик кластеров, на комбинации которых базируется выбор той или иной кластерной стратегии:

- географическая: построение пространственных кластеров экономической активности;

опыт западных стран показывает, что кластерный подход служит основой для конструктивного диалога между представителями бизнеса и государства

государство и жкх

Литература

1. Портер М.Э. Конкуренция. - М.: Вильямс, 2001.

2. Афанасьев М., Мясни-кова Л. Мировая конкуренция и кластеризация экономики. // Вопросы экономики. - 2005. №4. - С. 75-86.

3. Мигранян А.А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров в странах с переходной экономикой. [Электронный ресурс]. -Элек-трон. дан. - Режим доступа: http://www.krsu. edu.kg/vestnik/v3/a15. html.

4. Овсянко А. Стандарты ISO 9000 на предприятиях Санкт-Петербурга // Экс-перт. 2001. № 9 (57).

5. Идрисов А. Стратегия развития региона. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.dinform. ru/newanalit.

- горизонтальная: несколько отраслей/секторов могут входить в более крупный кластер;

- вертикальная: в кластерах могут присутствовать смежные этапы производственного процесса;

- латеральная: в кластер объединяются разные секторы, которые могут обеспечить экономию за счет эффекта масштаба, что приводит к новым комбинациям;

- технологическая: совокупность отраслей, пользующихся одной и той же технологией; фокусная: кластер фирм, сосредоточенных вокруг одного центра - предприятия, НИИ или учебного заведения;

- качественная: здесь существенен не только вопрос о том, действительно ли фирмы сотрудничают, но и то, каким образом они это делают.

Итак, кластерный подход, первоначально используемый в исследованиях проблем конкурентоспособности, со временем стал применяться при решении все более широкого круга задач, в частности:

- при анализе конкурентоспособности государства, региона, отрасли;

- как основа общегосударственной промышленной политики;

- при разработке программ регионального развития;

- как основа стимулирования инновационной деятельности;

- как основа взаимодействия большого и малого бизнеса.

Особый интерес региональных властей составляют совокупности предприятий ЖКХ, расположенных на территории их региона. В этом случае эффект может быть мультипликативный. Если компании находятся в разных регионах (часто приветствуются связи в рамках региональных ассоциаций), то возможно привлечение средства для поддержки предприятий из соседних регионов.

российское предпринимательство, 2008, № 11 (2)

-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.