Научная статья на тему 'Методологические вопросы формирования и развития кластера процессов качества жизнеобеспечения'

Методологические вопросы формирования и развития кластера процессов качества жизнеобеспечения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
183
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / СИСТЕМА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ / РЕЗЕРВЫ / КАЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савин Константин Николаевич

Рассмотрены проблемы и основные факторы развития управления качеством кластера процессов жизнеобеспечения посредством объединения сетей поставщиков жилищно-коммунальных услуг, их производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой в единую систему с целью достижения удовлетворенности всех заинтересованных сторон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические вопросы формирования и развития кластера процессов качества жизнеобеспечения»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 19 (157).

Экономика. Вып. 21. С. 62-64.

К. Н. Савин

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРА ПРОЦЕССОВ КАЧЕСТВА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ

Рассмотрены проблемы и основные факторы развития управления качеством кластера процессов жизнеобеспечения посредством объединения сетей поставщиков жилищно-коммунальных услуг, их производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой в единую систему с целью достижения удовлетворенности всех заинтересованных сторон.

Ключевые слова: кластер, система жизнеобеспечения, резервы, качество.

Под кластером в экономике принято понимать сконцентрированную на некоторой территории группу взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научноисследовательских институтов; вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.

Природа кластера такова, что в нем могут быть задействованы организации, различные и по формам собственности, и по видам хозяйственной деятельности. Внутри сетевой структуры кластера возникают экономические отношения между субъектами различной формы собственности: частными, государственными и муниципальными.

Кластер жизнеобеспечения определяется нами как жилищно-коммунальный комплекс (хозяйство), сформированный на базе территориальной концентрации сетей поставщиков жилищно-коммунальных услуг, их производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой.

Предприятия и организации жилищно-коммунального комплекса (ЖКК), которые включены в сети или кластер, имеют более полную и ритмичную загрузку производственных мощностей и, как следствие, увеличение общего объема производства в регионе, получают устойчивых партнеров, с которыми согласованы принципы ценообразования. Рынки сбыта становятся предсказуемыми. Это, в свою очередь, позволяет планировать объемы выпускаемой продукции, ведет к финансовой устойчивости целой группы предприятий и организаций, ориентированных на определенный сегмент рынка, так как в кластере обеспечивается прозрачность вклада каждого предприятия в стоимость конечного продукта, каждое из входящих в него предприятий становится понятным для инвестора,

т. е. удовлетворяет условиям инвестиционной привлекательности.

Конъюнктура рынка жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) выделяет следующие этапы реформирования и развития кластера жизнеобеспечения: I — этап децентрализации (формирование качества ЖКУ); II — приватизационный этап (обеспечение качества ЖКУ); III — социальный этап (контроль качества ЖКУ); IV — институционально-программный этап (программно-целевое управление качеством ЖКУ); V — институционально-кластерный этап (разработка и внедрение систем качества ЖКК).

На современном этапе рыночной экономики происходит активное развитие принципов и методов управления качеством, обеспечивающих совершенствование управления качеством продукции, услуг и организацией в целом. В этих условиях механизмы управления качеством претерпевают значительные изменения, связанные со спецификой и конкретными условиями деятельности организаций. Качество в настоящее время стало стратегией многих организаций и рассматривается как основная составляющая конкурентного преимущества продукции и услуг.

Однако с переходом на рыночные отношения в России по-прежнему остается «пренебрежительное» отношение к проблеме качества.

На наш взгляд, основными причинами такого явления можно считать следующие:

— многие руководители предприятий не адаптировались к рыночным условиям, нет правильных, четко направленных действий по решению проблем в области качества;

— недостаточный опыт у российских предприятий по созданию и развитию системы менеджмента качества (СМК);

— отсутствие или слабое управление затратами на качество продукции в самой системе менеджмента качества;

— снизилась роль государства, ее законодательных и исполнительных органов в создании условий для решения этой важной проблемы;

— отсутствует национальная программа по достижению высокого уровня качества.

Проблемы кластерного формирования системы менеджмента качества в любой отрасли народного хозяйства в последние годы становятся всё актуальнее. Перемены в обществе и экономике заставляют руководителей предприятий всё больше внимания уделять изучению рынка, подбору персонала и другим вопросам, составляющим достаточно большой круг управленческих проблем. Сегодня качество — это единственная возможность добиться успеха в мире высокой конкуренции.

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является важнейшей сферой социальноэкономической структуры общества. Качество ее функционирования на базе равноправного существования в данной сфере всех форм собственности позволяет создать поле качества экономических отношений собственников услуг ЖКХ и сетевую среду для реализации принципов социально ориентированной рыночной экономики.

Противоречия между существующей системой ЖКХ и требованиями рыночной экономики отображаются также в том, что у предприятий ЖКХ отсутствует экономическая заинтересованность в повышении качества услуг в соответствии с запросами потребителей в отношении объема, режима потребления получаемых услуг. Неподготовленность предприятий ЖКХ к работе в системе рыночных отношений объясняется также тем, что в настоящий момент их экономические интересы не требуют повышения качества функционирования на всех уровнях управления, что особо наглядно проявляется в существовании в их деятельности до сих пор затратных (в основном трансакционных) тенденций.

Вопросы повышения качества услуг ЖКХ, поиск резервов, возможности контроля рассматриваются на государственном уровне, на уровне профессиональных объединений. Контроль за качеством услуг ЖКХ становится общественно значимым, причем проведение международных конференций по реализации стратегии TQM (Total Quality Management — глобальный менеджмент качества) на базе открытых международных стандартов качества товаров, продукции

и услуг ИСО 9000 и ИСО 14000 дает представление о том, что в данный момент задача поиска резервов повышения качества услуг является актуальной для зарубежных организаций и отечественного ЖКХ.

Как показывает практика, во многих городах России началась активная стадия по агитации граждан во вступление в товарищества собственников жилья (ТСЖ). Товарищества (кластеры) преподносятся агитаторами как некая панацея от старой развалившейся государственной системы управления жилыми домами. Сегодня уже есть примеры, когда создается несколько товариществ в одном доме и, наоборот, несколько домов в одном товариществе. Причина — полнейший информационный вакуум населения и отсутствие знаний нормативно-методической базы реформирования ЖКХ специалистами на местах.

Организационное совершенствование кластера жизнеобеспечения должно происходить в следующих четырех направлениях:

— интеграция принципов TQM с методом экономного производства и концепцией «производство точно в срок»;

— внедрение систем менеджмента качества в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000;

— совершенствование бизнес-процессов путем самооценки с использованием критериев, содержащихся в моделях делового совершенства;

— применение статистических методов для управления качеством в сочетании с методологией «Шесть сигм».

Современный подход к управлению качеством кластера жизнеобеспечения предполагает объединение всех перечисленных направлений организационного совершенствования в единую систему с целью достижения удовлетворенности всех заинтересованных сторон.

Ожидаемые положительные результаты, на получение которых могут надеяться предприятия и организации ЖКХ, объединяющиеся в кластеры:

1. Увеличение масштабов и расширение области деятельности. Выгодным результатом сотрудничества предприятий ЖКХ, работающих на одном сегменте рынка и связанных технологической цепью, является обмен информацией о потребителях, способствующих расширению клиентской базы и росту масштабов производства. Кроме того, сотрудничающие ЖКХ

имеют возможность использовать навыки, приемы и технологии друг друга, следовательно, возможности фирмы могут быть значительно увеличены, если удается достичь синергии между различными технологическими культурами.

2. Разделение издержек и рисков. В настоящее время затраты на проведение исследований и внедрение инноваций растут достаточно быстро и выходят за пределы возможностей одного предприятия. Сотрудничество в рамках такого объединения может помочь разделить высокие затраты и риски инноваций между участниками сети.

3. Повышение адаптации к меняющимся условиям. Сотрудничество в рамках сети повышает возможности каждого предприятия получать информацию о новых технологиях, методах создания новых технологий и о том, как технологии могут влиять на существующий бизнес. Многие важные технологические явления достаточно сложны для восприятия персоналом предприятий и предполагают при этом овладение широком диапазоном научных и коммерческих знаний. Это создает потребность в сотрудничестве между фирмами, работающими в различных областях знаний. Близкая интеграция между ними помогает преодолевать эти проблемы за счет дополнения и специализации друг друга, что может помочь предприятиям в адаптации к новым условиям.

4. Гибкость и эффективность. Определяя накладные расходы и планируемые объемы производства, субъект ЖКХ (или несколько), интегрированный в сеть, иногда сталкивается с необходимостью быстрого перераспределения свободных средств. Эту возможность может предоставить образованная вокруг него (них) сеть предприятий (поставщики, посредники,

дистрибьюторы и т. д.). Сети также облегчают взаимодействие между большими и малыми фирмами, увязывая ресурсные преимущества первых с поведенческими преимуществами или творческими возможностями последних.

5. Увеличение скорости принятия решений. В рамках сети можно объединить ресурсы, соответствующие решению определенной проблемы и тем самым ускорить процесс ее разрешения. С другой стороны, это может быть затруднительно для одной фирмы. Например, быстрое занятие определенной ниши рынка может зависеть от надежности внешних поставщиков. В рамках сети эта проблема решается быстрее и проще.

6. Эффективность и привлечение инвестиций. В рамках межрегиональных сетей, интернационализация положительных достижений через сотрудничество может привести к повышению эффективности и увеличению общих расходов. В случае кластера эти преимущества усиливаются за счет включения в число его участников организаций из разных областей знаний, а также за счет более тесной взаимозависимости и связей между ними.

Список литературы

1. Портер, М. Э. Конкуренция. М. : Вильямс, 2001.

2. Афанасьев, М. Мировая конкуренция и кластеризация экономики / М. Афанасьев, Л. Мясни-кова // Вопр. экономики. 2005. № 4. С. 75-86.

3. Адлер, Ю. П. Восемь принципов, которые меняют мир // Стандарты и качество. 2001. № 5-6. С. 49-61.

4. Костина, Г. Особенности внедрения систем менеджмента качества в строительной отрасли России // Эксперт. 2001. № 9 (57).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.