8. Профстандарт педагога (проект). [Электронный ресурс]. URL: http:/^Ho6pHayM^/documents/3071/file/1734/12.02.15 (Дата обращения 10.02.2019)
9. Калинина Т.В. Управление ДОУ // Новые информационные технологии в дошкольном детстве. - М., 2008. с. 20-27.
10. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - С-Пб.: Питер, 2013. - 464 с.
11. Кузнецова О.В., Меркулова Н.И. Информационно-коммуникационные технологии как средство самообразования и саморазвития преподавателей // Стандарты и мониторинг в образовании, №3, 2014, с. 17-27.
12. Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 624 с.
13. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (с изменениями 2017-2016 года). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата доступа 24.11.2018).
14. Босова Л.Л. Подготовка младших школьников в области информатики и ИКТ: опыт, современное состояние и перспективы / Л.Л. Босова. - М.: Просвещение, 2013.
15. Калас, И. Признание потенциала ИКТ в раннем образовании детей. - М.: UNECO IITE. -2010. - 148 с.
Психология
УДК:316.6
кандидат педагогических наук, доцент Манакова Марина Вячеславовна
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал)
Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Нижний Тагил)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические подходы к проблеме профессиональной мотивации студентов. Представлена периодизация профессионального становления личности и ее содержание. Раскрываются психологические механизмы, факторы и условия формирования учебно-профессиональной мотивации у будущих учителей.
Ключевые слова: студенты, мотивация, профессиональная мотивация, профессиональное становление личности, профессиональный выбор, , направленность и активность личности, педагогическая деятельность.
An^tatton. The article deals with theoretical approaches to the problem of professional motivation of students. The periodization of professional formation of personality and its content is presented. Psychological mechanisms, factors and conditions of formation of educational and professional motivation of future teachers are revealed.
Keywords: students, motivation, professional motivation, professional formation of the personality, professional choice , orientation and activity of the personality, pedagogical activity.
Введение. Выбор профессии — довольно сложный и порой долгий процесс, так как профессиональная деятельность человека составляет основу в обеспечении его потребностей.
В современном мире предоставляется огромный выбор профессий по различным направлениям и видам деятельности.
Достойная работа дает человеку большие возможности: обеспечивает стабильное финансовое положение, позволяет ему самореализоваться и самоутвердиться и самое главное — дает ощущение нужности обществу, отчего человек испытывает чувство удовлетворенности собой и своей жизнью. Следовательно, правильный выбор профессии является одним из определяющих факторов успеха человека в его жизнедеятельности.
Мотивация профессиональной деятельности, или профессиональная мотивация — это действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией, или совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к трудовой деятельности и придающих этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей [9, с. 85].
В педагогический вуз приходят будущие студенты с разными установками. В этом отношении интересен анализ студенческой молодежи в связи с выбранной ими профессией. Совокупность студентов разделяется на три группы.
Первая группа — это студенты, ориентированные на образование как на профессию. Они интересуются будущей работой и имеют желание реализовать себя в ней. Лишь у них отмечается склонность продолжать свое образование. Вторую группу составляют бизнес ориентированные студенты. Отношение к образованию у них совсем иное: образование выступает в качестве инструмента (или возможной стартовой ступени) для того, чтобы в дальнейшем попытаться создать собственное дело. Они понимают, что со временем и эта сфера потребует образования, но к своей профессии относятся менее заинтересовано, чем представители первой группы. Третья группа — студенты, которых, с одной стороны, можно назвать «неопределившимися», а с другой — обременёнными разными проблемами личного, бытового плана. На первый план у них выходят бытовые, личные, жилищные, семейные проблемы. Можно было бы сказать, что это — группа тех, кто «плывет по течению». Они не могут выбрать свой путь, для них образование и профессия не представляют того интереса, который характеризует другие группы. Можно предполагать, что самоопределение студентов данной группы произойдет позже [3, с. 21-22].
Изложение основного материала статьи. Анализируя представленные в научной литературе периодизации профессионального становления личности, Э. Ф. Зеер делает вывод, что, несмотря на разные критерии и основания дифференциации этого процесса, выделяются примерно одинаковые этапы.
Первый этап, этап профессионального самоопределения, заключается в возникновении и формировании профессиональных намерений под влиянием общего развития. Критерием данного этапа является социально и психологически обоснованный выбор профессии.
Второй этап, этап профессионального обучения, — целенаправленная подготовка к избранной профессии в ходе продуктивной интеллектуальной и практической (в том числе производственной) деятельности.
Третий этап, этап вхождения в профессию, характеризуется активным овладением профессией и нахождением своего места в системе производственного коллектива.
Четвертый этап, этап профессионального мастерства, — самореализация личности в профессии. Критерием этой стадии является мастерство, характеризующееся высоким уровнем удовлетворенности своим трудом и стремлением к дальнейшему его совершенствованию.
Готовность личности перейти от одной стадии к другой закладывается в ходе реализации предыдущей, следовательно, удовлетворенность студентов приобретаемой специальностью, качество обучения и успешность в дальнейшей профессиональной жизни во многом зависят от правильного профессионального самоопределения.
Таким образом, понятие «мотивация» весьма многогранно трактуется разными исследователями данного феномена, поэтому нет чёткого определения, которое могло бы полностью его охарактеризовать. Тем не менее, мы можем с уверенностью сказать, что мотивация всегда связана с деятельностью и вызвана как внутренними, так и внешними причинами, тем самым объясняя наше поведение. Термин «профессиональная мотивация» в свою очередь используется применительно к учебной деятельности студентов и понимается как совокупность факторов и процессов, побуждающих к изучению будущей профессии.
Студенческий возраст — сложный и интересный период жизни молодого человека, который характеризуется установлением новых связей, системы ценностей, личностным и профессиональным самоопределением и поиском себя в этом мире. Одни ориентированы на образование, как на овладение профессией, другие — лишь на его наличие. Одни строго направлены на получение знаний в рамках учебной программы, другие — активно принимают участие в делах вуза. И, наконец, одни делают выбор исходя из собственных побуждений и интересов, другие — из необходимости. Несмотря на то, насколько мотивирован студент на овладение профессией, перед высшей школой стоит задача подготовить квалифицированных специалистов и организовать учебный процесс так, чтобы студент был заинтересован им и проявлял активность не только в учебной деятельности, но и в делах вуза.
В поведении человека выделяются две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Что же касается его стимуляции, или побуждений, обеспечивающих активизацию и направленность поведения, то они связаны с мотивами и мотивацией [7, с. 513].
По мнению А. Г. Маклакова, «мотив — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта» [7, с. 513].
Если давать краткое определение, то мотив можно обозначить как осознанная потребность, опредмеченная потребность или причина к деятельности.
Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». А. Г. Маклаков отмечает, что «слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность» [7, с. 513].
Вопрос о мотивации деятельности человека возникает тогда, когда необходимо объяснить причины поступков. Причем на любое проявление поведения могут оказывать влияние как внутренние, так и внешние причины. Под внутренними причинами понимаются психологические свойства субъекта поведения (мотивы, потребности, цели, желания и т.п.), а под внешними — внешние условия (стимулы, исходящие из сложившейся ситуации). Таким образом, внутренняя мотивация обусловлена потребностями человека, а внешняя — воздействием сил извне [7, с. 513].
К. Левин в качестве побудительной силы поведения рассматривал намерения, тем самым соотнося их с мотивами и мотивацией [4, с. 81]. Он понимал намерение как такой волевой акт, который создает ситуации, позволяющие человеку положиться на действие внешних стимулов так, что выполнение намеренного действия становится уже не волевым действием, а чисто условно-рефлекторным. В намерении, тем самым, наиболее выраженно проявляется смысл предполагаемых действий и поступков, их произвольный характер [5, с. 59].
Мотивация у немецкого психолога Х. Хекхаузена выступает как побуждение к действию определенным мотивом, как процесс выбора из возможных действий, регулирующий и направляющий действие на достижение специфических для данного мотива целевых состояний, а также поддерживающий эту направленность. Иначе говоря, мотивацией объясняется целенаправленность действия. Она складывается из разнородных процессов (например, процесса оценивания возможных исходов действия), выполняющих функцию саморегуляции на отдельных фазах выполнения действия, прежде всего в его начале и в конце [10, с. 11]. Таким образом, мотивация выступает «в качестве обобщающего обозначения многочисленных процессов и явлений, суть которых сводится к тому, что живое существо выбирает свое поведение, исходя из его ожидаемых последствий, и управляет им в аспекте его направления и затрат энергии» [1, с. 40].
По мнению А. Н. Леонтьева, понятие деятельности связано с понятием мотива. «Деятельности без мотива не бывает; "немотивированная" деятельность — это деятельность, не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом» [6, с. 9].
Мотивы, как отмечал А. Н. Леонтьев, открываются сознанию только объективно, путем анализа деятельности, субъективно же выступают в форме переживания желания, хотения, стремления к цели.
А. Н. Леонтьев различает понятия эмоции и личностного смысла в связи с происходящим в ходе развития человеческой деятельности раздвоением мотивов на выполняющие функции смыслообразования и функции только побуждения. Соответственно, можно различать смыслообразующие мотивы, побуждающие деятельность и придающие ей личностный смысл, а также мотивы-стимулы, выполняющие роль
побудительных факторов. Смыслообразующие, ведущие мотивы имеют более высокий статус в иерархии по отношению к мотивам-стимулам [2, с. 21].
Определение мотива было предложено одним из ведущих исследователей этой проблемы — Л. И. Божович. Согласно Л. И. Божович, «в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность» [6, с. 41-42].
Продуктивным в изучении мотивации является представление о мотивации как о сложной системе, в которую включены определенные структуры, представляющие собой определённую иерархию потребностей.
В плане рассмотрения структуры потребностей человека большой интерес представляет «Пирамида потребностей» А. Маслоу. В работе «Мотивация и личность» он выдвинул теорию человеческой мотивации, в основе которой лежат потребности человека. Американский психолог распределил потребности по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. А. Маслоу утверждал: «До тех пор, пока не удовлетворены физиологические потребности, именно они играют доминирующую роль в организме, именно им подчинены все его силы и способности, именно они организуют их и направляют к единственной цели — к удовлетворению. Но, получив удовлетворение, пусть даже не полное, эти потребности отступают на задний план, уступая место потребностям следующего уровня, и теперь уже эти, более высокие потребности доминируют в организме и руководят поведением человека (человек теперь стремится не к утолению голода, а к безопасности). Этот же принцип действует и в отношении других групп потребностей — потребностей в любви, в самоуважении и в самоактуализации» [8, с. 65].
Внешние условия окружающей нас действительности развиваются динамично и формируют в подрастающем поколении противоречивые взгляды на выбор будущего профессионального становления. Наряду с этим возрастает уровень ответственности личности за правильный выбор будущей профессии.
Под профессиональной мотивацией, применительно к учебной деятельности студентов, мы понимаем совокупность факторов и процессов, побуждающих и направляющих индивида к изучению будущей профессиональной деятельности.
Выводы. Эффективное развитие профессиональной образованности личности возможно только при высоком уровне формирования профессиональной мотивации. Продуктивность обучения во многом зависит от реальных и разумных представлений студента о том, что за профессию он выбрал и насколько она значима для общества.
По мнению А. А. Реана, профессиональный выбор преобразует всю мотивационную сферу юноши. Это событие требует принятия особенных решений, расширяет или подрывает ранее сложившиеся взгляды, формирует новые мотивы поведения. Выбор профессии осуществляется под влиянием практических соображений, родительских установок, желания реализовать свои способности, интереса к профессии, ее престижности, ориентации на сложившуюся систему ценностей. Таким образом, профессиональное учение, являющееся распространенной формой активности личности в юности, оказывается мотивированным разнообразными социальными, познавательными и личными мотивами. Ведущим фактором формирования личности в юности становятся условия обучения в вузе, регулирующие профессиональное становление человека в соответствии с общественными потребностями.
Перед высшей школой стоит задача подготовить квалифицированных специалистов, способных качественно решать профессиональные задачи. Поставленная проблема профессиональной мотивации обусловлена необходимостью формирования внутренней активности студентов к усвоению компетенций, к развитию у них мобильности, креативности, конкурентоспособности.
Литература:
1. Бакшаева, Н. А. Психология мотивации студентов [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н. А. Бакшаева,
A. А. Вербицкий. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 180 с.
2. Беляева, Г. В. Проблема формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза / Г. В. Беляева // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 80-83.
3. Газалиев, А. М. Психологические особенности студента и активизация его познавательной деятельности / А. М. Газалиев // Вестник высшей школы. — 2011. — № 8. — С. 19-23.
4. Гузанов, Б. Н. Профессиональная мотивация студентов вуза в процессе интегрированного производственного обучения [Текст]: монография / Б. Н. Гузанов, А. С. Кривоногова. — Екатеринбург: РГППУ, 2016. — 222 с.
5. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2002. — 512 с.
6. Изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст] / под ред.: Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. — М.: Педагогика, 1972. — 352 с.
7. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] / А. Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.
8. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. — СПб.: Питер, 2014. — 290 с.
9. Регель, О. В. Особенности профессиональной мотивации студентов медицинских специальностей / О.
B. Регель // Молодой ученый. — 2018. — №32. — С. 84-87.
10. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность [Текст] / X. Хекхаузен. — СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. — 860 с.
Психология
УДК. 159.9
доктор педагогических наук, профессор Молодцова Татьяна Даниловна
Таганрогский институт имени А. П. Чехова (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)" (г. Таганрог); кандидат педагогических наук, доцент Шалова Светлана Юрьевна Таганрогский институт имени А. П. Чехова (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)" (г. Таганрог)
ВЛИЯНИЕ ОТЧУЖДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ
ДЕЗАДАПТАЦИИ
Аннотация. В статье раскрыта психологическая сущность отчуждения и показано его влияние на появление социальной дезадаптации подростков. Сделан анализ различных подходов к исследованию отчуждения в отечественной и зарубежной науке. В статье описан ход и результаты эмпирического исследования, которое было проведено на факультете психологии и социальной педагогики ТИ имени А.П. Чехова и ряде школ г. Таганрога. Проведенный эксперимент позволил сделать вывод о том, что социальная дезадаптация детей и подростков возникает при сложном сочетании субъективных и объективных факторов (семья, отношения с учителями и одноклассниками и др.).
Ключевые слова: отчуждение, коммуникативные проблемы, подростковая дезадаптация, социальная дезадаптация.
Annоtation. In article the psychological entity of aliénation is opened and its influence on emergence of social disadaptation of teenagers is shown. The analysis of different approaches to an alienation research in domestic and foreign science is made. In article the course and results of an empirical research which was conducted at faculty of psychology and social pedagogics of TI of A.P. Chekhov and a number of schools of Taganrog is described. The made experiment allowed to draw a conclusion that social disadaptation of children and teenagers arises at a complex combination of subjective and objective factors (family, the relations with teachers and schoolmates, etc.).
Keywords: alienation, communicative problems, teenage disadaptation, social disadaptation.
Введение. Проблема отчуждения человека в обществе существовала всегда, и чем дальше продвигается человек в своем развитии, тем эта проблема становиться актуальнее. Человек реализуется за счет общества, и если он выключен из контактов с социумом, то он не способен самореализоваться и ощущает неудовлетворенность собой и своей жизнью.
Чувство отчуждения по-разному переживается взрослыми людьми и в большинстве случаев не безболезненно, но еще более остро оно переживается детской психикой, когда еще полностью не сформированы убеждения и мировоззрение. Особенно эта проблема актуальна для подростков, т.к. у них идёт самое интенсивное формирование модели социального поведения.
В зависимости от того, как подросток реагирует на окружающую действительность, и каковы реакции на подтверждение или опровержение его представлений, установок, сформированных всей его предыдущей жизнью, зависит степень эффективности общения ребенка с окружающим его социумом. Не приносящее удовлетворения общение порождает труднопреодолимые коммуникативные проблемы, которые, в свою очередь, вызывают ощущение отчуждения, одиночества, покинутости.
Эти ощущения подкрепляются негативной реакцией сверстников на любые попытки общения со стороны ребенка, или на его ответные действия при установлении контакта. Это порождает все новые коммуникативные проблемы, и, соответственно, усиливает ощущение отчуждения у человека, а значит и социальную дезадаптацию.
Следует заметить, что проблема детского и подросткового отчуждения мало изучена, однако исследования в этой области есть. Психологическая сущность феномена отчуждения частично нашла отражение в философской мысли прошлого (К. Гельвеций, И. Кант, К. Маркс, и др.), в экзистенциальной философии и психологии (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр и др.), которые отчуждение рассматривают как отход человека от самого себя и своих жизненных смыслов и ценностей.
В трудах сторонников психоанализа (3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм и др.) отчуждение рассматривается как защитный механизм, как стремление индивида уйти от проблем [2]. Не меньше внимания отчуждению уделяет гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Рождерс, Г. Олпорт и др.). В ней отчуждение трактуется как преграда самоактуализации личности [6].
В отечественной науке специально проблеме отчуждения посвятили свои работы А.А. Силяева, рассматривая его как сложный социально-психологический феномен, имеющий определенные уровни и требующий применения различных методов психотерапии [13]; Л.И. Белозеров и О.Б. Долгинова - как причину одиночества, а, значит, изоляции от группы [3; 4]; Ю.Е. Попов - как основную причину саморазрушающего поведения подростков [10]; В. В. Абраменкова - как объект коррекционного воздействия через изменение Я-концепции [1].
Однако анализ исследований показал, что не в полной мере раскрыта проблема влияния отчуждения на другие психические образования личности. В частности, не была выявлена зависимость социальной дезадаптации от проявления отчуждения, особенно в подростковом возрасте.
Исходя из выделенной проблемы, была поставлена цель исследования: раскрыть психологическую сущность отчуждения и показать его влияние на появление социальной дезадаптации подростков.
Поставленная цель обусловила отбор методов: теоретические (анализ психолого-педагогической и социально-педагогической литературы); эмпирические (педагогическое наблюдение; анкетирование).
Методологическую базу исследования составили: принцип детерминизма как закономерной зависимости психических идей от порождающих его факторов и концепция соотношения индивидуального и социального в процессе личностного развития ребенка.
Изложение основного материала статьи. Определить роль отчуждения в социальной дезадаптации можно, лишь раскрыв сущность процесса адаптации. Адаптация (от лат, Adaptare - приспособлять) - «в