художника ДНИ. Для развития творческого потенциала будущего художника ДНИ и в этой составляющей его творческой деятельности необходимо организовать в структуре проектно-исследовательской деятельности студентов решение учебно-творческих задач четвёртого вида. Данный вид учебно-творческих задач подразумевает выбор художественной отделки изделия, инструментов, приспособлений и оборудования, а также совершенствование технических средств, инструментов для реализации техник и технологических процессов ДПИ.
Завершение этапа проектного творческого поиска в структуре проектно-исследовательской деятельности студентов по созданию объекта ДНИ предполагает обобщение полученных результатов решения всех учебно-творческих задач. Это обобщение представляется в виде проектных предложений по изготовлению изделия ДНИ. Они должны содержать конкретизацию выраженных в эскизной форме идей, полученных в результате решения учебно-творческих задач всех четырех видов. Эти идеи должны быть критически проанализированы, а затем синтезированы в максимально оригинальное предложение по созданию проектируемого объекта ДПИ.
Затем организуется этап реализации проекта декоративного изделия, который предполагает практическую работу по воплощению творческого замысла в реальный продукт. А на заключительном этапе проектно-исследовательской деятельности в процессе обучения ДНИ студентам предстоит составить проектно-исследовательскую документацию и подготовить презентацию проекта.
Эффективность предложенной структуры организации проектно-исследовательской деятельности студентов в процессе обучения ДНИ доказана длительной экспериментальной проверкой и широкой апробацией в профессиональном сообществе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев, В.И. Недагогика творческого саморазвития: инновационный курс / В.И. Андреев. - Казань : Изд-во Казанского ун-та, 1998. - 317 с.
2. Современный словарь-справочник по искусству / науч. ред. и сост. А.А. Мелик-Нашаев. - М. : Олимп : Издательство АСТ, 2000. - 86 с.
УДК 378
Е.П. Турбина, г. Шадринск
Формирование профессиональной мотивации студентов педагогического вуза
В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению мотивации обучения студентов в вузе, структура профессиональной мотивации учения. Экспериментально исследуется проблема формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза.
Мотив, профессиональная мотивация, профессиональное становление, внутренние и внешние мотивы учения, студенты.
E.P. Turbina, Shadrinsk
Forming of professional motivation of the students of higher pedagogical
educational establishment
The article deals with theoretical approached to study the motives of studying at the institute, the structure ofprofessional motivation of study. The problem offormation ofprofessional motivation with pedagogical students is experimentally examined.
Keywords: motive, professional motivation, professional formation, inner and outer motives of study,
students.
Внешние условия окружающей нас действительности развиваются динамично и формируют в подрастающем поколении противоречивые взгляды на выбор будущего профессионального становления. Человеку, в таких сложных решениях профессионального самоопределения необходима помощь с учетом систематических исследований по данной проблеме. В последние годы в психологии появилось много исследований изучающих профессиональную ориентацию, выбор профессии, профессиональную подготовку и адаптацию личности в условиях современного общества. Наряду с этим возрастает уровень ответственности личности за правильный выбор будущей профессии. Исключение влияния стихийных факторов на выбор профессии становиться все более необходимой задачей. Наиболее важным является, чтобы выбор профессии осуществлялся, именно, на основе системы ценностей человека, не противоречащих общественным ценностям и интересам общества. Существенный вклад в решение этой задачи предполагает внести исследование мотивации профессионального выбора, а также изучение влияния мотивов, особенностей выбора профессии, степени удовлетворенности выбором, процесса принятия своей профессии, формирование активного отношения к процессу профессионального становления.
Для оптимизации учебно-профессионального процесса и совершенствования системы профессиональной ориентации необходимо изучение мотивов профессионального выбора, а вместе с тем и формирование самой профессиональной мотивации, так как эффективное развитие профессиональной образованности личности возможно только при высоком уровне ее сформированности [1].
Данные исследования являются объяснением необходимости обращения к проблеме становления профессиональной мотивации студенческой молодежи, и, прежде всего, студентов — будущих педагогов, так как именно в этой научной области специфическим образом проявляются основные моменты взаимодействия личности и профессии, где образовательный процесс приобретает ведущее значение.
Изучение проблемы мотивации и мотивов поведения и деятельности являются одними из основополагающих в психологической науке. В общем плане мотив - это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия. В
качестве мотивов могут выступать идеалы, интересы, убеждения, социальные установки. В общепсихологическом контексте мотивация является системой психологически разносторонних стимулов, предопределяющих поведение и деятельность человека [3].
Под профессиональной мотивацией, применительно к учебной деятельности студентов в системе вузовского образования, понимается совокупность факторов и процессов, побуждающих и направляющих индивида к изучению будущей профессиональной деятельности. Эффективное развитие профессиональной образованности личности возможно только при высоком уровне формирования профессиональной мотивации, которая и является внутренним детерминантом развития профессионализма. В этом контексте под мотивами профессиональной деятельности понимается осознание предметов важных потребностей личности (получение высшего образования, профессионального формирования личности). Эти потребности удовлетворяются в процессе решения учебных задач и движут к изучению будущей профессиональной деятельности [4]. Продуктивность обучения во многом зависит от разумных представлений студента о том, что за профессию он выбрал и значимости ее для общества.
Проблеме формирования профессиональной мотивации посвящены труды отечественных (В.Г. Асеев, И.А. Васильев, В.К. Вилюнас, Б.И. Додонов, Е.П. Ильин, В.И. Ковалёв, А.Н. Леонтьев, П.М. Якобсон и другие) и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, К. Левин, Х. Хенхаузен и другие). Анализируя работы отечественных психологов, можно заметить, что мотивы исследуются главным образом в связи с деятельностью (Л.С. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, К.А. Абульханова-Славская), с проблемами личности (В.Г. Асеев, Л.И. Ботовил, Л.И. Анцыферовой) и с установкой (Д.И. Узнадзе и его школа) [1].
В зарубежной психологии также отсутствует единство в определении понятия «мотив».
Представители фрейдизма и бихевиоризма утверждают, что индивид стремится к уравновешиванию своего взаимодействия с чужой социальной средой (напряжение). Устранение этого напряжения, восстановление уравновешенного состояния является целью всего поведения человека [5].
Представители другого направления (А. Маслоу и Г. Олпорт) настаивают на модели непрерывного становления, развития и совершенствования личности. Поиск постоянного напряжения, для них, является характерной чертой личности. Именно это напряжение и движет поведением человека [3].
Немецкий психолог Х. Хенхаузен, занимавшийся проблемой мотивов и мотивацией под «мотивом» понимал потребность, побуждение, влечение, склонность, стремление. Все эти термины, по его мнению, указывают на «меняющуюся» направленность действия на определенные направленные состояния, которые независимо от их неоринарности всегда содержат в себе ценностный компонент, который субъект стремится достичь [5].
К. Левин, в качестве побудительной силы поведения рассматривал намерения, тем самым соотнося их с мотивами и мотивацией. По его взглядам действие по намерению предполагает устремление человека в будущее, его предположение, осмысленность
принимаемого решения. В намерении, тем самым, наиболее выраженно проявляется смысл предполагаемых действий и поступков, их произвольный характер [2].
Таким образом, в настоящее время нельзя признать существование единого понимания сущности мотива. Среди основных трактовок можно выделить: мотив как предмет внешнего мира (А. Н. Леонтьев), мотив как побуждение (В.И. Ковалёв, Х. Хенхаузен), мотив как устойчивое свойство личности (В.С. Мерлин), мотив как потребность (Л. И. Божович, Л.С. Рубинштейн, В.Д. Шадриков), мотив как намерение (К. Левин) [1]. Для рассмотрения проблемы формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза рассмотрим структуру профессионально мотивации.
В структуру профессиональной мотивации учения входят внутренние и внешние мотивы субъектов учения. Мотив, сформированный под воздействием факторов, связанных с учебной деятельностью, является внутренним. Внутренняя мотивация (интринсивная) представляет собой конструкт, описывающий такой тип детерминации деятельности, когда инициирующие и регулирующие ее факторы происходят изнутри личности и внутри самой деятельности [6, с. 117-118].
Внутренне мотивированная деятельность учения не имеет других поощрений, кроме самой активности, поэтому является самоцелью, а не служит средством для реализации другой цели. Она переживается субъектом деятельности как состояние радости, удовольствия и удовлетворения от самого процесса учения.
К внутренним мотивам учения студентов в вузе мы относим широкие познавательные мотивы и мотивы самообразования. Они возникают в ходе самостоятельной познавательной деятельности, ориентированы на овладение новыми знаниями, непрерывную познавательную активность, инициативу, стремление к компетентности, самостоятельности, тем самым обеспечивают способность студентов преодолевать возникающие трудности в процессе обучения.
Мотив, сформированный под воздействием побудителей, непосредственно не связанных с учебной деятельностью является внешним. Внешняя мотивация (экстринсивная) представляет собой конструкт для описания причин проявления деятельности в тех ситуациях, когда факторы, которые ее образуют и регулируют, находятся вне субъекта деятельности и вне процесса деятельности [6, с. 117-118].
Мотив является внешним, если главной причиной деятельности учения становится получение чего-либо за пределами самого процесса учения. Внешние мотивы составляют мотивацию заданного и стихийного учения, основанную на действиях, которые студенту задали выполнить, а результатом являются исполнительские действия.
К внешним мотивам мы относим узкие учебно-познавательные мотивы, получение стипендии, диплома, подчинение требованиям преподавателя или родителей, получение похвалы, признания сокурсников.
Таким образом, внутренние мотивы учения студентов вуза мы относим к релевантным, внешние мотивы - к иррелевантным, первые имеют, вторые не имеют прямого отношения к приобретаемым профессиональным знаниям, умениям и навыкам в процессе обучения. Релевантной, соответствующей выбору профессии педагога и удовлетворенности ею, является мотивация учения, связанная с наличием у студентов
непосредственного интереса к самим приобретаемым профессиональным знаниям, умениям и навыкам. Иррелевантной является мотивация, основанная на иных побуждениях к получению данной профессии, вынуждающих студентов приобретать соответствующие знания, умения и навыки.
Для изучения проблемы формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза было проведено исследование на базе Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского в 2014 году, в котором приняли участие 20 студентов 1-го курса, в возрасте 17-18 лет. В исследовании были использованы методики: «Мотивация учения студентов педагогического вуза» (С.А. Пакулина, М.В. Овчинников), «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (А.А. Реан, В.А. Якунин).
Анализ полученных результатов по методике «Мотивация учения студентов педагогического вуза» (С.А. Пакулина, М.В. Овчинников), свидетельствует о том, что большинство студентов (60%) имеют внешне мотивированные побуждения к учению, которые включают в себя внешние мотивы поступления в педагогический вуз, а также узкие учебно-познавательные мотивы. Остальные студенты (40 %) имеют внутренне мотивированные стимулы учения, которые представлены в качестве внутренних мотивов поступления в педагогический вуз и широких познавательных мотивов.
Анализируя результаты по отдельным характеристикам мотивов, мы получили, что главными мотивами, способствующими выбору данной специальности, является: на первом месте - 75% (15 человек) - желание получить высшее образование, на втором -60% (12 человек) - интерес к профессии, на третьем - 55% (11 человек) - использование педагогических знаний для воспитания своих детей. Наиболее значимыми для студентов в их учении является: на первом месте - 80% (16 человек) - не запускать изучение учебных предметов, на втором - 75% (15 человек) - приобретение глубоких и прочных знаний, на третьем - 70% (14 человек) - успешно учиться и сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично». По мнению опрошенных, получение диплома дает возможность: на первом месте - 70% (14 человек) - получить интересную работу, на втором - 55% (11 человек) -самореализоваться, на третьем - 50% (10 человек) - самосовершенствоваться.
Следовательно, большинство опрошенных студентов выбрали мотивы, которые находятся вне учебной деятельности; включают внешние ориентации к процессу учения, зависимости от других; предполагают предпочтение упрощенного учебного действия и слабую интеллектуальную гибкость в учебной деятельности. Меньшее число опрошенных выбрало мотивы, которые подразумевают высокий интерес к профессии, приобретение глубоких знаний, самореализацию, самосовершенствование; предпочтение сложных путей поиска вариантов решения поставленных учебных задач.
Анализ результатов, полученных по методике «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (А.А. Реан, В.А. Якунин), свидетельствует о том, что для студентов 1 курса, исследуемой группы, значимым мотивом является: 1) желание получить диплом (60%, 11 человек); 2) постоянно получать стипендию (45%, 9 человек); 3)добиться одобрения родителей и окружающих (40%, 8 человек); 4) стать высококвалифицированным специалистом (30%, 6 человек); 5) приобрести глубокие и
прочные знания (25%, 5 человек). Следовательно, ведущее место у опрошенных студентов, по результатам этой методики, занимают также внешние мотивы учения. Обобщая данные по результатам двух методик, стоит отметить что, для студента наличие доминирующего уровня внешних мотивов является препятствием на пути становления его как будущего компетентного профессионала своей профессии. Неразвитие значимости внутренних мотивов может оказаться главным образом причиной трудной адаптации к вузовской системе обучения, плохой успеваемости и, как следствие, затруднит дальнейшее профессиональное становление личности.
Нолученные результаты свидетельствуют о необходимости реализации целенаправленной развивающей работы по мотивированию студентов на получение выбранной профессии. С этой целью в дальнейшем необходима разработка и реализация программ ориентирующих студентов на профессию, формирующих потребность в образовательной коммуникации, учитывающих психолого-педагогические особенности студентов в процессе работы с ними по развитию профессиональной мотивации. Для эффективного развития профессиональной культуры личности будущих специалистов, необходимо чтобы уже на этапе профессиональной подготовки в вузе у студента была сформирована личность профессионала, убежденность в собственной профессиональной пригодности, в обладании творческим педагогическим потенциалом, в способности найти подход к различным категориям обучающихся. Все это является необходимым для успешной деятельности студента как будущего специалиста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бакшаева, Н.А. Нсихология мотивации студентов : учеб. пособие / Н.А. Бакшаева, А.А. Вербицкий. -М. : Логос, 2006. - 368 с.
2. Ильин, ЕЛ. Мотивация и мотивы / ЕЛ. Ильин. - СШ. : Литер, 2000. - 512 с.
3. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - 3-е изд. - СШ. : Нигер, 2008. - 352 с.
4. Рудик, ИА. Мотивы поведения деятельности / ИА. Рудик. - М. : Наука, 2003. - 136 с.
5. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. - М. : Недагогика. 2005. - 392 с.
6. Чирков, В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека / В.И. Чирков // Вопросы психологии. - 1996. - № 3. - С. 117-118.
УДК 378
Е.П. Турбина, г. Шадринск
Формирование профессиональной компетентности будущих
учителей