УДК 37.013 Вихорева Ольга Александровна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы Челябинского государственного университета тел.: (351) 735-80-25
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Vihoreva Olga Alexandrovna
Candidate of Pedagogics, associate professor of the chair of social work, Chelyabinsk State University tel.: (351) 735-80-25
FEATURES OF THE PROCESS OF FORMATION OF RESEARCH COMPETENCY OF PUPILS OF SENIOR SCHOOL AGE IN CONDITIONS OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN
Аннотация:
В статье рассматривается содержание процесса формирования исследовательской компетентности учащихся старшего школьного возраста в условиях дополнительного образования детей с учетом специфики исследовательской деятельности старших школьников и предлагается авторская трактовка понятий «исследовательская деятельность учащихся старшего школьного возраста в условиях дополнительного образования детей», «исследовательская компетентность учащихся старшего школьного возраста», «формирование исследовательской компетентности учащихся старшего школьного возраста в условиях дополнительного образования детей».
Ключевые слова:
исследовательская деятельность учащихся старшего школьного возраста в условиях дополнительного образования детей, учебнопознавательная деятельность, научно-поисковая деятельность, исследовательская компетентность учащихся старшего школьного возраста, научно-предметные знания, метапредметные умения, исследовательские умения, формирование исследовательской компетентности учащихся старшего школьного возраста в условиях дополнительного образования детей.
The summary:
This article discusses the content of the formation of high school students’ scientific research competence in supplementary education of children taking into account the peculiarities of high school students’ research activity. Also the author gives her own interpretation of the terms "high school students’ research activity in supplementary education of children", "high school students’ research competence", "the formation of high school students’ research competence within supplementary education of children".
Keywords:
research competency of pupils of senior school age in conditions of additional education of children, training and cognitive activity, scientific and search activity, research competence of pupils of senior school age, scientific and subject knowledge, metasubject skills, research skills, forming of competence of pupils of senior school age in conditions of additional education of children.
В современном информационном обществе ключевой характеристикой образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, вовлечение учащихся в исследовательские проекты, обеспечивающие их научноисследовательскую подготовку. Сложившаяся социально-образовательная ситуация определяет необходимость формирования исследовательской компетентности учащихся уже в старшем школьном возрасте, что позволит реализовать преемственность между школами и вузами, поскольку профессиональное образование должно строиться на широком участии обучающихся в исследованиях и разработках. В то же время широкие возможности для организации исследовательской деятельности учащихся старшего школьного возраста предоставляет дополнительное образование детей, нормативно ориентированное на образовательный процесс, включающий различные виды деятельности, в том числе и исследовательскую деятельность.
В ходе проведенного исследования нами было выявлено содержание исследовательской деятельности, осуществляемой учащимися старшего школьного возраста, которое можно представить в виде следующих этапов:
1) формулирование проблемы;
2) создание поискового поля путем организации учебно-познавательной деятельности, расширяющей знания и умения учащихся в области технологических проблем познания;
- її7 -
3) научно-поисковая деятельность, обеспечивающая получение научно-познавательного результата и включающая:
- ознакомительно-аналитический компонент, выполняющий подготовительную функцию при разрешении научно-познавательной проблемы,
- индивидуально-когнитивный компонент, выполняющий функцию актуализации личных познавательных средств,
- концептуально-интуитивный компонент, выполняющий функцию получения творческого результата на основе инсайта,
- логико-систематический компонент, выполняющий функцию рационального обоснования полученного научно-познавательного результата;
4) верификация результатов, включающая операции по проверке и оценке полученной информации.
Исследовательская деятельность учащихся старшего школьного возраста в условиях дополнительного образования детей - это систематическая комплексная реализация специфических исследовательских операций (формулирование исследовательской проблемы, целеполагание и построение гипотезы; сбор, обработка информации в ходе поисковой деятельности; считывание и оформление, анализ и интерпретация полученной информации для построения логических выводов) для получения исследовательского результата в соответствии со спецификой научной области, выбираемой учащимся для исследования на основе своих познавательных предпочтений.
Исследовательская деятельность учащихся старшего школьного возраста специфична по отношению к исследовательской деятельности ученого. Участие школьника в исследовательской деятельности ставит перед ним первоначально учебно-познавательные задачи, так как включение в такую деятельность учащихся направлено, прежде всего, на осознанное, на основе внутренних мотивов, обучение. Учащийся, исследуя, осознает недостаток знаний, умений, которые он восполняет, а восполняя, получает возможность продвигаться в исследовании. Поэтому мы можем выделить учебно-познавательную деятельность в качестве обязательного компонента исследовательской деятельности учащегося старшего школьного возраста. Соответственно возможно вычленить в процессе реализации исследовательской деятельности учащихся старшего школьного возраста два содержательно-процессуальных уровня:
1 уровень - усвоение учащимися субъективно новых знаний и способов действий в конкретной научной области (учебно-познавательная работа);
2 уровень - самостоятельная работа учащихся по возможной выработке объективно новых знаний (научно-поисковая работа).
Итак, результат исследовательской деятельности учащегося старшего школьного возраста в условиях дополнительного образования детей мы определяем как формирование в ходе образовательного процесса на основе использования средств научного исследования совокупности знаний, умений, позволяющих осуществлять формулирование исследовательской проблемы, целеполагание и построение гипотезы в ходе учебно-познавательной деятельности; сбор, обработку информации в ходе научно-поисковой деятельности; считывание и оформление, анализ и интерпретацию полученной информации для построения логических выводов, которые могут быть реализованы комплексно и в полном объеме для решения поставленной научной задачи в соответствии с познавательным интересом учащегося.
Нами выявлены следующие специфические характеристики исследовательской деятельности учащихся старшего школьного возраста, направленной на формирование их исследовательской компетентности в условиях дополнительного образования детей:
- необязательность с точки зрения нормативно-правовых основ отечественного образования (учащийся добровольно включается в исследовательскую деятельность, по собственной инициативе выбирая данный вид образовательной деятельности);
- личностная направленность (тематика исследований задается познавательными предпочтениями учащегося с учетом возможности междисциплинарных исследований);
- нерегламентированность по времени (исследовательская деятельность реализуется в свободное время учащегося и не регламентирована временными рамками);
- личностная значимость (оценка результатов исследовательской деятельности имеет личностный характер, не связанный с академическим продвижением при аттестации достигнутого образовательного уровня).
Принимая во внимание наличие имеющихся противоречий в определении понятия «компетентность», мы рассматриваем ее вслед за И.А. Зимней [1], А.В. Хуторским [2] как состоявшиеся личностные качества субъекта, обусловленные наличным опытом деятельности в рассматриваемой сфере. Исследовательская компетентность учащегося старшего школьного возраста -
это интегративная характеристика личности, включающая совокупность научно-предметных знаний, метапредметных и исследовательских умений и таких личностных качеств, как самостоятельность, инициативность, целеустремленность, обеспечивающих последующую реализацию целостной исследовательской деятельности как самоорганизуемой и самоуправляемой.
Представим сущность и содержание компонентов исследовательской компетентности учащихся старшего школьного возраста. Это позволит нам определить структуру процесса формирования исследовательской компетентности как личностного новообразования учащегося и направления педагогической деятельности, обеспечивающей ее формирование в условиях дополнительного образования детей.
Знание - проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; выступает в виде понятий, законов, принципов, суждений [3, с. 44-45]. Знания могут быть различными: житейскими, донаучными, мифологическими, художественными, научными. Для реализации исследовательской деятельности знания должны достигнуть последнего уровня, то есть стать научными. Формирование научных знаний у учащегося происходит в процессе целенаправленного обучения. Соответственно данный уровень достигается в образовательном учреждении: объясняются факты науки, понятия, правила, законы теории, происходит их понимание, сохранение в памяти, что обеспечивает научный уровень знания. Поскольку исследовательская деятельность учащихся старшего школьного возраста реализуется в какой-то определенной предметной области, мы характеризуем формируемые у учащихся знания как научно-предметные.
Как показывают результаты нашего исследования, в процессе формирования исследовательской компетентности учащихся старшего школьного возраста, в первую очередь, необходимы такие качества знаний, как осознанность, систематичность, действенность. Осознанность предполагает понимание связей и отношений между знаниями, путей их получения, умение доказывать. Систематичность - осознание состава некоторой совокупности знаний в их иерархии и последовательной связи. Эти качества характерны именно для уровня научных знаний, которые составляют исходный пункт и результат любой исследовательской деятельности. Действенность знания выражается в сознательном оперировании ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также в сформированности важнейших как специальных (по предмету), так и метапредметных умений [4, с. 149].
Таким образом, научно-предметные знания представляют собой совокупность сведений по основам наук, сформированных в образовательном процессе, и характеризующиеся как осознанные, систематичные, действенные.
В зарубежных исследованиях подчеркивается, что в центре компетентности находятся когнитивные навыки [5]. Когнитивные навыки определяются общеучебными и логическими навыками. Поскольку мы рассматриваем навык как доведенное до автоматизма умение, то есть его предельный случай, в дальнейшем будем оперировать понятием «умение».
Формирование когнитивных умений, необходимых для исследовательской компетентности учащихся старшего школьного возраста, определяется развитием компонентов абстрактного мышления. Умение логически мыслить включает освоенные приемы абстрактного мышления (классификация, систематизация, сопоставление) и выраженность мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование). Рефлексия в данном контексте включает в себя построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений и оценок, а также переживание, припоминание и решение проблем. Наличие умения осуществлять рефлексию предполагает выделение существенных связей в объекте, использование этих связей для построения действий по решению задачи и осуществление текущего и итогового контроля.
К специфическим исследовательским умениям учащихся старшего школьного возраста необходимо отнести умения, связанные с проведением эксперимента, наблюдения, опроса, моделирования, верифицирования результатов исследования.
Таким образом, содержание исследовательских умений определяется владением логическими приемами мышления, приемами рефлексии и специфическими исследовательскими действиями. Педагогическая поддержка особенностей когнитивного стиля учащегося обеспечивает устойчивое развитие его индивидуальной познавательной стратегии как способа формирования метапредметных умений.
Как показывают результаты проведенной опытно-экспериментальной работы, исследовательская компетентность как интегративная характеристика личности должна отражать сфор-мированность ее активной позиции при реализации исследовательской деятельности. Поэтому исследовательская компетентность учащихся старшего школьного возраста включает наличие таких качеств, как самостоятельность, инициативность, целеустремленность, которые обеспе-
чивают сознательное регулирование человеком своего поведения и возможность активно направлять свою деятельность на достижение поставленных целей.
Самостоятельность рассматривается нами как качество личности, проявляющееся в процессе деятельности через критичность, адекватность самооценки, личную ответственность за свою деятельность. Самостоятельность определяет наличие такой деятельности, субъект которой в процессе целеполагания предвидит ее результат и соотносит с ним необходимые средства деятельности в условиях согласованности мотива и цели. Обозначенные компоненты деятельностного аспекта самостоятельности показывают ее необходимость для сформированно-сти исследовательской компетентности. Инициатива - это готовность выходить за пределы заданного и включаться в нестимулированную извне деятельность. Инициативность проявляется в претворении решения по своему усмотрению. Поэтому инициативность мы трактуем как способность к самостоятельным активным действиям по своему усмотрению. Целеустремленность мы рассматриваем как направленность на достижение поставленной цели. Соответственно целеустремленность представляет собой способность подчинять свои действия достижению поставленной цели.
Таким образом, формирование осознанных, систематичных, действенных научнопредметных знаний, умений их использования при самостоятельном построении познавательной траектории, то есть метапредметных умений, исследовательских умений, определяемых технологией научного познания (проведение эксперимента, наблюдения, опроса, моделирование, верифицирование результатов исследования), а также волевой сферы учащихся для развития самостоятельности, инициативности, целеустремленности определяет содержательную сторону педагогической деятельности по формированию исследовательской компетентности учащихся старшего школьного возраста.
Формирование исследовательской компетентности учащихся старшего школьного возраста в условиях дополнительного образования детей представляет собой взаимодействие педагога и учащегося в ходе специально организованной исследовательской деятельности, обеспечивающей накопление научно-предметных знаний, метапредметных и исследовательских умений, опыта исследовательской деятельности и развитие таких личностных качеств учащегося, как самостоятельность, инициативность, целеустремленность.
В соответствии с выявленным содержанием процесса реализации исследовательской деятельности учащихся старшего школьного возраста следует рассматривать формирование их исследовательской компетентности в ходе осуществления исследовательской деятельности как совокупности учебно-познавательной и научно-поисковой деятельности.
В результате проведенного исследования мы выявили, что содержание процесса формирования исследовательской компетентности учащихся старшего школьного возраста в условиях дополнительного образования детей можно представить в виде совокупности компонентов, обеспечивающих достижение сформированности рассматриваемого новообразования старших школьников. Состав этой совокупности компонентов выглядит следующим образом: мотивационный, когнитивный, ассоциативный, перцептивный, рефлексивный, обобщающий, автономный, что отражает их вклад в результат - формирование исследовательской компетентности учащихся старшего школьного возраста в условиях дополнительного образования детей. Содержание выявленных компонентов представлено в таблице.
Таблица - Содержание процесса формирования исследовательской компетентности учащихся старшего школьного возраста в условиях дополнительного образования детей
Компонент Характеристика компонента
Мотивационный Формирование внутреннего мотива к исследовательской деятельности, т.е. связанного с самим содержанием деятельности, путем нахождения перспективных научных проблем
Когнитивный Включает два подэтапа: 1) тактическое научение, связанное с усвоением специфических научно-предметных знаний и исследовательских операций в соответствии с характером познавательных интересов учащегося; 2) стратегическое научение путем составления обобщенной ориентировочной основы исследовательских действий
Ассоциативный Представляет собой самостоятельное тренировочное выполнение действий, составляющих содержание метапредметных и исследовательских умений
Перцептивный Восприятие и опознание проблемной ситуации для выделения исследовательской проблемы
Рефлексивный Анализ достаточности имеющихся в распоряжении познавательных средств, освоенных в процессе учебно-познавательной деятельности, для решения исследовательской проблемы
- 12Q -
Продолжение таблицы
Обобщающий Возможны следующие варианты его содержания: 1) возврат к когнитивному компоненту для уточнения и расширения арсенала познавательных средств, в этом случае осуществляется переход к рефлексивному компоненту после повторного освоения когнитивного компонента; 2) составление плана научно-поисковой деятельности при адекватности познавательных средств имеющейся исследовательской ситуации
Автономный Решение исследовательской проблемы на основе сформированных научнопредметных знаний, метапредметных и исследовательских умений
Мотивационный, когнитивный, ассоциативный компоненты реализуются в рамках учебнопознавательной работы учащихся, рассматриваемой нами в качестве первого уровня процесса реализации их исследовательской деятельности. Перцептивный, рефлексивный, обобщающий и автономный компоненты осуществляются в ходе научно-поисковой работы. Представленная последовательность является идеальной моделью рассматриваемого процесса, при реализации которой возможен возврат учащегося к предыдущему компоненту при обнаружении затруднений. Как показала проведенная опытно-экспериментальная работа, реализация представленного процесса обеспечивает формирование исследовательской компетентности учащихся старшего школьного возраста в условиях дополнительного образования детей. По результатам этой работы 68 % учащихся достигли высокого уровня исследовательской компетентности, 32 % учащихся - среднего уровня.
Ссылки:
1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.
2. Хуторской А.В. Современная дидактика: учеб. пособие. М., 2007.
3. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М., 2003.
4. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / под ред. В.А. Сластенина. М., 2004.
5. Андерсон Дж. Когнитивная психология. СПб., 2002.
References (transliterated):
1. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentsii - novaya para-digma rezultata sovremennogo obrazo-vaniya // Vysshee obrazovanie segodnya. 2003. No. 5. P. 34-42.
2. Khutorskoy A.V. Sovremennaya didaktika: textbook. M., 2007.
3. Kodzhaspirova G.M. Pedagogicheskiy slovar': for students of high schools and colleges. M., 2003.
4. Slastenin V.A. Pedagogika: textbook for students of pedagogical high schools / ed. by V.A. Slastenin. M., 2004.
5. Anderson J. Kognitivnaya psikhologiya. SPb., 2002.