УДК 378.14
13.00.00 Педагогические науки
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В ВУЗЕ
Щедроткина Светлана Вячеславовна аспирант
БРШ-код: 1429-2170 е-тай:гот.ке@таП.ги
Шуйский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ивановский государственный университет ", г. Шуя, Россия,
155908, Ивановская область, г. Шуя, ул. Кооперативная, д. 24
Среди множества причин, сдерживающих обновление образования, можно назвать его известную односторонность, дисгармоничность, когда вместо целостного социокультурного опыта, студенты фактически осваивают лишь часть его, в первую очередь знаниевый компонент. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит не от полученных знаний, умений и навыков, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляются понятия «компетенции» и «компетентности», более соответствующие пониманию современных целей образования. На основании различных подходов к трактовке категории «профессиональной компетентности», ее содержания и структуры и выделенных особенностей деятельности специалиста мы сформулировали понятие «профессиональной компетентности специалиста экономического профиля», под которой понимаем сложное интегральное образование, включающее в себя кроме когнитивной и деятельностно-практической составляющих, предполагающих знания, умения и навыки, достаточные для выполнения профессиональных функций в соответствии с нормативами экономической деятельности, еще морально-этическую и мотивационную, а также высокий уровень общей культуры, гражданскую зрелость, толерантность и лояльность, способность к профессиональной коммуникации, конкурентоспособность, и в силу динамичности сферы экономической деятельности — потребность и способность в непрерывном образовании
UDС 378.14 Pedagogical Sciences
THEORETICAL GROUNDS TO FORM PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE SPECIALISTS IN ECONOMICS AT UNIVERSITY
Schedrotkina Svetlana Vyacheslavovna Research Student RSCI SPIN-code: 1429-2170 e-mail:[email protected]
Shuya Branch of Federal State Budget Educational Establishment of Higher Vocational Education "Ivanovo State University ", Shuya, Russia,
24, Kooperativnaya St., Shuya, Ivanovo Region, Russia, Zip Code: 155908
Among other reasons restraining the renewal of education, we can mention its evident irreciprocal and disharmonious character, when instead of gaining the complete social and cultural experience, students in fact get only a part of it - its knowledge component. Nowadays such an approach seems to be insufficient. Our society needs graduates who are further capable of making successful careers and taking various socially meaningful activities. We need citizens who are ready and able to cope with the challenges that they come across in their lives and professional spheres. This sort of ability owes much not only to the bulk of knowledge and skills one can obtain, but to those extra qualities and traits to define which we use the terms of "competence" and "competency". In some respect, these terms are more appropriate to comprehend the modern goals of education. With reference to various approaches to defining the category of "professional competence" and to the description of its structure and contents, as well as on the grounds of the previously depicted peculiarities of the specialist's activities, we have formed the concept of "professional competency of a specialist in economics". Under this term we understand a complex integral entity comprising: cognitive and activity constituents (implying knowledge, abilities and skills developed well enough to perform professional functions in accordance with the norms and regulations of economic affairs), moral and ethical constituents, motivational constituent, rich cultural background, civil maturity and allegiance, tolerance, skills of professional communication, competitive ability, and - due to the dynamic character of economic activities - demand for and ability of continuous education
Ключевые слова: КОМПЕТЕНЦИИ, Keywords: COMPETENCE, COMPETENCY,
КОМПЕТЕНТНОСТЬ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ PROFESSIONAL COMPETENCE, SPECIALIST IN
КОМПЕТЕНТНОСТЬ, СПЕЦИАЛИСТ ECONOMICS ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
В педагогической литературе часто используются и уже «устоялись» термины компетенция, компетентность. Их широкое применение вполне оправдано, особенно в связи с необходимостью обновления содержания образования.
Ориентированное на компетенции образование (образование, основанное на компетенциях: competence-basededucation - СВЕ) формировалось в 70-х годах в Америке в общем контексте предложенного Н. Хомским в 1965г. (Массачусетский университет) понятия «компетенция», применительно к теории языка, трансформационной грамматике. Как отметил Н. Хомский, «мы проводим фундаментальное различие между компетенцией (знанием своего языка говорящим -слушающим) и употреблением (реальным использованием языка в конкретных ситуациях). Только в идеализированном случае... употребление является непосредственным отражением компетенции». В действительности же оно не может непосредственно отражать компетенцию [1].
1970-1990 гг. характеризуются использованием категории компетенция/компетентность в теории и практике обучения языку (особенно неродному), а также профессионализму в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению; разрабатывается содержание понятия «социальные компетенции/компетентности». В работе Дж. Равена «Компетентность в современном обществе», появившейся в Лондоне в 1984г., описывается понятие компетентности на тот период времени [1].
Наряду с понятием «компетенция», в педагогическом лексиконе применяется как синоним понятия «компетентность». Эти понятия для российской педагогики являются относительно новыми, поэтому и наблюдается разное их понимание. «Компетенция» и «компетентность» имеют свои смысловые оттенки.
Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова определяет компетенцию как круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом. А компетентный - это осведомленный, являющийся признанным знатоком в каком-нибудь вопросе.
Словарь иностранных слов раскрывает понятие «компетентный» как обладающий кругом прав и полномочий какого-либо учреждения, лица или кругом дел, вопросов, подлежащих чьему-либо ведению. Французское competent переводится как компетентный, правомочный. В английском языке в термине competence доминирует смысл качества личности: компетентность трактуется как способность [15, с.238].
Анализ научной педагогической и психологической литературы показал, что это сложное, многокомпонентное, междисциплинарное понятие, определяемое с помощью множества различных дефиниций. Описания содержания этого понятия имеют нестрогий характер и отличаются по объему, составу, семантической и логической структуре. Признаки проявления компетентности, чаще всего, описываются с помощью слов «эффективность», «адаптивность», «достижение», «успешность», «понимание», «результативность», «владение», «качество» и «количество». Понятия «компетентность», «компетенция» могут трактоваться как:
- совокупность (система) знаний в действии;
- личностная черта, свойства и качества личности;
- как критерий проявления готовности к деятельности;
- способность, необходимая для решения задач и для получения необходимых результатов работы;
- интегрированная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, способность человека реализовать на практике свою компетентность, мотивированная способность;
- деятельностные знания, учения, навыки, опыт (интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач), а также мотивационная и эмоционально-волевая сфера личности;
- проявленные на практике стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая её социальную значимость и личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость её постоянного совершенствования» и многое другое [11].
Впервые на официальном уровне термин «ключевых компетенции» появился в проекте Совета Европы «Среднее образование в Европе» в 1992 году. В задачу проекта входило оценить цели, содержание образования и механизмы оценки уровня учебных достижений учащихся.
Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе главных целей образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности обучающихся, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. С данных позиций ключевыми образовательными компетенциями являются следующие (по Хуторскому А.В.) [17]:
1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами обучающегося.
Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения обучающегося в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория обучающегося и программа его жизнедеятельности в целом.
2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
7. Компетенции личностного самосовершенствования
направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
В научной литературе данной проблематики актуальным остается и вопрос о соотношении понятий «компетентность» и «компетенция». Одни авторы употребляют их как слова - синонимы, обозначающие действенность системы знаний. Другие авторы разводят эти понятия по разным основаниям. Так, Э.Ф. Зеер и Э. Сыманюк, обозначают термином «компетентности» - интегративную целостность и действенность знаний, умений, навыков вообще, а термином «компетенции» - интегративную целостность, действенность знаний, опыта в профессиональной деятельности [4].
Ряд авторов рассматривает компетентности (компетенции) как составляющие части общей компетентности человека (специалиста). Так, например, К.Е. Романова в определении соотношения понятий «компетентность» и «компетенции» занимает позицию, согласно которой «под компетентностью понимается характеристика личности, означающая обладание совокупностью определенных компетенций. Компетенция -единство знаний, опыта, способности действовать и навыков поведения
индивида, определяемых заданностью ситуации. При такой интерпретации компетентность включает в себя разного рода компетентности и (или) компетенции [12].
В своих исследованиях И.Л. Зимняя принципиально разводит эти понятия, обосновывает и отстаивает свою точку зрения на их взаимоотношение. Понятие «компетентность по сравнению с компетенцией гораздо шире», - пишет И.Я. Зимняя. - «Оно включает наряду с когнитивно-знаниевым мотивационный, отношенческий, регулятивный компоненты». Компетенция, по автору, это «программа», на основе которой развивается компетентность [5].
При теоретическом анализе представленных в литературе определениях нельзя не обратить внимание на тот факт, что, несмотря на такое разнообразие, одной из важнейших характеристик элементов компетентности и компетенций, подчеркивается именно активности действенность имеющихся знаний и опыта, наличие потенциальной (потребность, мотив, цель, инструментальная основа) и реализованной структуры (внутренняя и внешняя деятельность) в компетентности.
Поэтому, определяя свою позицию, мы, вслед за И.Я. Зимней, рассматриваем компетентность и компетенции как взаимоподчиненные компоненты активности субъекта. Компетенцию мы полагаем рассматривать как потенциальную активность, готовность и стремление к определенному виду деятельности [5].
Под компетентностью чаще понимается интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности ее деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности.
Таким образом, понятия компетенции, компетентности значительно шире понятий знания, умения, навыки, так как включают направленность
личности (мотивацию, ценностные ориентации и т.п.), ее способности преодолевать стереотипы, чувствовать проблемы, проявлять проницательность, гибкость мышления; характер - самостоятельность, целеустремленность, волевые качества. Можно также понимать под компетентностью владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и к предмету деятельности.
Понятия компетенции и компетентности системные, многокомпонентные. Они характеризуют определенный круг предметов и процессов, реализуются на различных уровнях, то есть включают различные умственные операции (аналитические, критические, коммуникативные), а также практические умения, здравый смысл и имеют свою классификацию и иерархию.
Общую компетентность человека можно представить, очевидно, как комплекс, включающий знаниевые (когнитивные), деятельностные (поведенческие) и отношенческие (аффективные) компоненты. Дж. Равен выстроил модель общей компетентности, представляющую матрицу из 143 элементов, но такой объем делает ее применение практически невозможным. Однако, если идти дедуктивным путем (от менее крупных к более крупным компетентностям), то можно выстроить иерархию -выделить несколько основных, ключевых компетентностей, которые, в свою очередь, состоят из более конкретных компетенций и, наконец, отдельных умений, знаний [9].
Ключевые (базовые, универсальные) компетентности многофункциональны, надпредметны и многомерны. Овладение ими позволяет решать самые различные проблемы в повседневной профессиональной, социальной жизни. Ключевые компетенции основываются на свойствах человека и проявляются в определенных способах поведения, которые опираются на его психологические качества,
включают широкий практический контекст с высокой степенью универсальности.
Вершину иерархии компетентностей можно представить как гипотетическую общую компетентность человека, которая, очевидно, состоит из совокупности нескольких самых обобщенных составляющих -ключевых суперкомпетентностей.
Как психологическая характеристика, понятие компетентности включает не только когнитивную (знания) и операционально-технологическую (деятельностную) составляющие, а также мотивационную (эмоциональную), этическую, социальную и поведенческую.
Компетентность как свойство индивида существует в различных формах: в качестве степени умелости, способа личностной самореализации (привычка, способ жизнедеятельности, увлечение), некоего итога саморазвития индивида или формы проявления способности и др.
Природа компетентности такова, что она, будучи продуктом обучения, не прямо вытекает из него, а является, скорее, следствием саморазвития индивида, его не столько технологического, сколько личностного роста, следствием самоорганизации и обобщения деятельностного и личностного опыта. Компетентность - это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению воспитанником своего места в мире, вследствие чего образование предстает как высокомотивированное и в подлинном смысле личностно-ориентированное, обеспечивающее максимальную востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости
[13].
В.И. Байденко дает определение еще одного важнейшего образовательного конструкта - профессиональные (профессионально
ориентированные) компетентности». Данное понятие интерпретируется как:
- овладение знаниями, умениями и способностями, необходимыми для работы по специальности при одновременной автономности и гибкости в части решения профессиональных проблем; развитое сотрудничество с коллегами и профессиональной межличностной средой;
- конструкты проектирования стандартов, в которые входят критерии деятельности (мера качества) область применения, требуемые знания;
- эффективное использование способностей, позволяющее плодотворно осуществлять профессиональную деятельность согласно требованиям рабочего места;
- интегрированное сочетание знаний, способностей и установок, позволяющих человеку выполнять трудовую деятельность в современной трудовой среде [2].
Подводя итог, В.И. Байденко определяет профессиональную компетентность как «готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также самооценивать результаты своей деятельности. Это связанные с предметом навыки -соответствующие технические приемы, присущие различным предметным областям» [2].
Целесообразность введения понятия «профессиональная компетентность» обусловлена широтой его содержания, интегративной характеристикой, объединяющей такие широко используемые понятия, как «профессионализм», «квалификация», «профессиональные способности» и др.
В педагогической науке понятие «профессиональная компетентность» рассматривается как: совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; объем навыков выполнения
задачи; комбинация личностных качеств и свойств; комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств; вектор профессионализации; единство теоретической и практической готовности к труду; способность осуществлять сложные культуросообразные виды действий и др. [3, с.51].
Профессиональная компетентность (лат. profession - официально указанное занятие - от profiteer - объявлять своим делом; лат. compete -добиваться, соответствовать, подходить) - интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая уровень знаний, умений, опыт, достаточные для осуществления цели данного рода деятельности, а также его нравственную позицию [3, с.383]. Понятие «компетентность» применимо к определенным категориям специалистов, характер труда которых связан с принятием решений, т.е. полномочных решать, судить о чем-то (это и управленцы, и эксперты, и диагносты), либо с глубоким знанием определенной области знаний (ученые, преподаватели, искусствоведы). В то же время по отношению к некоторым специалистам не употребляется термин «компетентный», но о них говорят «специалист высочайшей квалификации», «профессионал», «мастер» (летчик, дирижер, хирург, художник), по уровню профессионализма не уступающий тем специалистам, которых называют компетентными, и уровень их ответственности и нравственности ничуть не ниже. Когда же профессиональная компетентность связана с правомочностью принятия решения (например, управленца) не только относительно себя, но и других людей, то ответственность за его последствия решения неизмеримо возрастает.
Критерием профессиональной компетентности является общественная значимость результатов труда специалиста, его авторитет в конкретной области знаний (деятельности) [3, с.383].
В психолого-педагогической науке существуют три основных подхода к исследованию содержания и структуры профессиональной компетентности: профессиографический, уровневый и задачный. Каждый из них имеет свои особенности. Так, профессиограмма, как набор требований к специалисту, удобна в применении, но целесообразна при описании только операциональных компетентностей. Система ключевых компетентностей, как многопараметрическая характеристика специалиста, не может определяться простой суммой имеющихся личностных качеств и способностей. Для этого необходимо применение комплекса взаимосвязанных параметров, поэтому используется уровневый подход.
По определению О.В. Ховова (Энциклопедия профессионального образования под редакцией С.Я. Батышева) профессиональная компетентность включает «не только представление о квалификации (профессиональных навыках, как опыта деятельности, умений и знаний), но также освоение социально-коммуникативные и индивидуальные способности, обеспечивающие самостоятельность профессиональной деятельности». Профессиональная компетенция является основой профессиональных качеств личности. (Как видно, авторы понятия «компетентность» и «компетенция» не разводят) [3].
В.Г. Пищулин обосновывает и включает в профессиональную компетентность такие составляющие, как специальная компетентность (ЗУНы, обеспечивающие самостоятельное выполнение профессиональных действий и дальнейшее профессиональное развитие), коммуникативная компетентность, ауткомпетентность (саморегуляция), навыки устной и письменной речи, организаторская компетентность, поисково-исследовательская компетентность [10].
А. Дорофеев, рассматривая профессиональную компетентность как показатель качества образования, выделяет следующие её стороны:
1. актуальная квалифицированность (знания, умения и навыки из профессиональной области, способность продуктивного владения современными информационными технологиями, необходимыми и достаточными для осуществления профессиональной деятельности);
2. когнитивная готовность (умение на деятельностном уровне осваивать новые знания, технологии, умение учиться и учить других);
3. коммуникативная подготовленность (владение родным и иностранным языками коммуникативной техникой и технологией умение вести дискуссию, мотивировать и защищать свое решение);
4. владение методами технико-экономического, экологически ориентированного анализа производства с целью его рационализации и гуманизации;
5. креативная подготовленность;
6. понимание тенденций и основных направлений развития профессиональной области и техносферы;
7. потребность, стремление и готовность к профессиональному самосовершенствованию, корпоративная самоидентификация и позиционирование;
8. устойчивые и развивающиеся профессионально значимые качества
[6].
Профессиональная компетентность, являющаяся основой профессиональных качеств личности, представлена следующими элементами деятельности:
- анализ трудового и технологического процессов;
- анализ технической документации, заданий;
- безошибочность выполнения и координации работ трудового процесса;
- создание профессионально значимой информации, касающейся состояния объектов деятельности;
- прогнозирование появления и развития нештатных ситуаций;
- обеспечение безопасности выполнения работ;
- соблюдение технологических требований;
- освоение дополнительных квалификаций;
- высокий уровень культуры и организации процесса;
- отсутствие поломок оборудования и инструмента, связанных с неправильной эксплуатацией;
- отсутствие брака;
- своевременное устранение отклонений, возникающих в технологическом процессе;
- выполнение рекомендаций, норм и требований, касающихся физиологических, экономических, экологических и эргономических факторов [3, с.454].
Выделяют следующие виды профессиональной компетентности:
- специальная компетентность - владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
- социальная компетентность - владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;
- личностная компетентность - владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;
- индивидуальная компетентность - владение приемами самореализации и развитие индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, неподверженность к
профессиональному старению, умение рационально организовать свой труд без перегрузок [8].
Профессиональная компетентность, как характеристика квалификации и профессионализма, предполагает:
- углубленное знание предмета или освоенное умение;
-способность специалиста среди множества решений выбирать
наиболее оптимальное, аргументировано опровергать ложные решения, подвергать сомнению эффектные, но неэффективные решения (критическое мышление);
- способность специалиста к постоянному обновлению знаний, владение новой информацией для успешного решения профессиональных задач в данное время и в данных условиях (мобильность знаний);
- компетентность включает в себя как содержательные (знания), так и процессуальные (умения) компоненты. Компетентный человек не только понимает существо проблемы, но и умеет решать ее практически. При этом в зависимости от конкретных условий решения проблемы он может применить тот или иной метод, наиболее подходящий к данным условиям (гибкий метод) [7].
В.Г. Северов в своем диссертационном исследовании определяет профессиональная компетентность молодого квалифицированного рабочего в системе начального профессионального образования как интегративное качество личности квалифицированного рабочего, позволяющее решать различного рода профессиональные проблемы, задачи на основе владения компетенциями в соответствии с должностными требованиями, новыми нормами, техническими условиями и требованиями современной жизни [14].
Профессиональную компетентность молодого квалифицированного рабочего Н.И. Нагимова определяет как целостное новообразование личности будущего рабочего, определяющееся системой сформированных
мотивов, ценностных ориентаций, личностных свойств, функциональных знаний, осознанных умений и навыков, обеспечивающих успешное решение задач, адаптации и самореализации в профессиональной деятельности [9].
И.В. Тульбович рассматривает профессиональная компетентность как успешность выполнения профессиональной деятельности, готовность и способность человека эффективно выполнять свою работу [16].
На основании различных подходов к трактовке категории «профессиональной компетентности», ее содержания и структуры и выделенных особенностей деятельности специалиста мы сформулировали понятие «профессиональной компетентности специалиста экономического профиля».
Под профессиональной компетентностью специалистов
экономического профиля мы понимаем сложное интегральное образование, включающее в себя кроме когнитивной и деятельностно-практической составляющих, предполагающих знания, умения и навыки, достаточные для выполнения профессиональных функций в соответствии с нормативами экономической деятельности, еще морально-этическую и мотивационную, а также высокий уровень общей культуры, гражданскую зрелость, толерантность и лояльность, способность к профессиональной коммуникации, конкурентоспособность, и в силу динамичности сферы экономической деятельности — потребность и способность в непрерывном образовании.
Литература:
1. Андреев, А. Л. Компетентностная парадигма в образовании : опыт философско-методологического анализа // Педагогика. - № 4. - 2008. - С. 19-27.
2. Байденко, В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы) [Текст] : метод. пособ. / В. И. Байденко. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с.
3. Батышев, С. Я., Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. [Текст] / науч. ред. совет: С. Я. Батышев, А. М. Новиков, В. А. Поляков. - М.: РАО; Ассоциация «Профессиональное образование», 1998. - Ч. 1. - С. 76 - 77.
4. Зеер, Э.Ф. Психология профессий. Учебное пособие для студентов вузов - 2-е изд. - М.: Академический проект. Екатеринбург. Деловая книга, 2003. - 336 с.
5. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня, 2003.- № 5
6. Колодяжная, Н.В. Связь компетенций и профессиональных понятий // Профессиональное образование. - 2008. - № 11. - С.24.
7. Кох, И.А., Орлов В.А., Профессиональная компетентность в структуре профессиональной подготовки рабочих // Электронная версия регулярного бумажного издания Журнал «Научный вестник УрАГС», 2011.
8. Митина, Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М., 2003 - 106 с.
9. Нагимова, Н.И. Компетентностный подход в профессиональном образовании: региональные вопросы исследования [Текст] / Н . И . Нагимова // Профессиональной образование XXI века: проблемы и перспективы: материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Ульяновск: НМЦ ПО, 2003.-С. 12-18.
10. Пищулин, В.Г. Формирование инженерной компетентности специалиста в условиях университетского комплекса [Электронный ресурс]: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.08: - Оренбург, 2006.
11. Романова, К.Е. Методическая система формирования педагогического мастерства будущих учителей технологии: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.08: - Шуя, 2010
12. Романова, К.Е. Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2010 -№3-1. - С.34-36.
13. Романова, К.Е. Теоретико-методологические аспекты исследования проблемы педагогического мастерства //Научный поиск, 2012. - №4. - С. 57.
14. Северов, В. Г. Формирование профессиональной компетентности рабочих в процессе начального профессионального образования [Электронный ресурс]: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 .-М.: РГБ, 2003.
15. Словарь иностранных слов. М.: Славянский дом книги, 1998.
16. Тульбович, И. В. Организационно-дидактические условия формирования профессиональных компетенций учащихся сельскохозяйственного профиля в системе НПО : [Электронный ресурс]: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08.- Ижевск, 2007.- 185 с.
17. Хуторской, А. В., Ключевые компетенции и образовательные стандарты., докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, г.Москва. http://www. eidos.ru/j ournal/2002/0423 .htm
References:
1. Andreev, A.L. Kompetentnostnaja paradigma v obrazovanii : opyt filosofsko-metodologicheskogo analiza // Pedagogika. - № 4. - 2008. - S. 19-27.
2. Bajdenko, V. I. Kompetentnostnyj podhod k proektirovaniju gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego professional'nogo obrazovanija (metodologicheskie i metodicheskie voprosy) [Tekst] : metod. posob. / V. I. Bajdenko. - M. : Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2005. - 114 s.
3. Batyshev, S. Ja., Jenciklopedija professional'nogo obrazovanija: v 3 t. [Tekst] / nauch. red. sovet: S. Ja. Batyshev, A. M. Novikov, V. A. Poljakov. - M.: RAO; Associacija «Professional'noe obrazovanie», 1998. - Ch. 1. - S. 76 - 77.
4. Zeer, Je.F. Psihologija professij. Uchebnoe posobie dlja studentov vuzov - 2-e izd. -M.: Akademicheskij proekt. Ekaterinburg. Delovaja kniga, 2003. - 336 s.
5. Zimnjaja, I.A. Kljuchevye kompetencii - novaja paradigma rezul'tata obrazovanija // Vysshee obrazovanie segodnja, 2003.- № 5
6. Kolodjazhnaja, N.V. Svjaz' kompetencij i professional'nyh ponjatij // Professional'noe obrazovanie. - 2008. - № 11. - S.24.
7. Koh, I.A., Orlov V.A., Professional'naja kompetentnost' v strukture professional'noj podgotovki rabochih // Jelektronnaja versija reguljarnogo bumazhnogo izdanija Zhurnal «Nauchnyj vestnik UrAGS», 2011.
8. Mitina, L.M. Psihologija razvitija konkurentosposobnoj lichnosti. M., 2003 - 106 s.
9. Nagimova, N.I. Kompetentnostnyj podhod v professional'nom obrazovanii: regional'nye voprosy issledovanija [Tekst] / N.I. Nagimova // Professional'noj obrazovanie XXI veka: problemy i perspektivy: materialy mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Ul'janovsk: NMC PO, 2003.-S. 12-18.
10. Pishhulin, V.G. Formirovanie inzhenernoj kompetentnosti specialista v uslovijah universitetskogo kompleksa [Jelektronnyj resurs]: dissertacija ... doktora pedagogicheskih nauk: 13.00.08: - Orenburg, 2006.
11. Romanova, K.E. Metodicheskaja sistema formirovanija pedagogicheskogo masterstva budushhih uchitelej tehnologii: dissertacija ... doktora pedagogicheskih nauk: 13.00.08: - Shuja, 2010
12. Romanova, K.E. Professional'naja kompetentnost' i pedagogicheskoe masterstvo // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo, 2010 - №3-1. - S.34-36.
13. Romanova, K.E. Teoretiko-metodologicheskie aspekty issledovanija problemy pedagogicheskogo masterstva //Nauchnyj poisk, 2012. - №4. - S. 57.
14. Severov, V. G. Formirovanie professional'noj kompetentnosti rabochih v processe nachal'nogo professional'nogo obrazovanija [Jelektronnyj resurs]: Dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08 .-M.: RGB, 2003.
15. Slovar' inostrannyh slov. M.: Slavjanskij dom knigi, 1998.
16. Tul'bovich, I. V. Organizacionno-didakticheskie uslovija formirovanija professional'nyh kompetencij uchashhihsja sel'skohozjajstvennogo profilja v sisteme NPO : [Jelektronnyj resurs]: dissertacija ... kandidata pedagogicheskih nauk : 13.00.08.- Izhevsk, 2007.- 185 s.
17. Hutorskoj, A. V., Kljuchevye kompetencii i obrazovatel'nye standarty., dokt. ped. nauk, akademik Mezhdunarodnoj pedagogicheskoj akademii, g.Moskva. http://www. eidos.ru/j ournal/2002/0423 .htm