УДК 37.026.1
ИЕРАРХИЯ ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИЙ СОВРЕМЕННОЙ ДИДАКТИКИ В СОВРЕМЕННОМ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Камалеева А.Р., Абдуллина А.М.
Цель статьи - создание понятийного ряда, иерархии основных категорий современной дидактики: профессиональная компетентность, профессиональная компетенция и знаний, умений, навыков и обобщенных способов действия, необходимой для строго описания компетентностно-ориентированного профессионального образования. В статье обоснованно доказывается, что курс «Теоретическая механика» обеспечивает общую научную базу практически всех дисциплин общепрофессионального цикла ФГОС ВПО и имеет потенциальные возможности для успешной реализации основных профессиональных компетенций. Задача преподавателя этой дисциплины заключается в том, чтобы создать такую образовательную профессионально развивающую среду, в которой формирование основных профессиональных компетенций позволит поднять уровень подготовки современных специалистов технического профиля. Это означает, что студент в результате изучения курса «Теоретическая механика» должен приобрести не только определенные знания, умения и навыки, но и владеть конкретными профессиональными компетенциями для успешной деятельности в определенной профессиональной области в ходе вузовской и послевузовской деятельности.
Ключевые слова: компетентность, компетенция, профессиональная компетенция.
THE HIERARCHY OF THE MAJOR CATEGORIES OF MODERN DIDACTICS IN THE MODERN MODEL OF COMPETENCE-ORIENTED EDUCATION
Kamaleyeva A.R., Abdullina A.M.
The aim of the article is the creation of a number of conceptual, the hierarchy of the major categories of modern didactics: professional competence, professional compentention and knowledge, abilities, skills and generalized ways of action necessary to strictly description of the competence-based vocational education. In the article rightly argues that the course «Theoretical mechanics» provides a common scientific base of virtually all disciplines professional cycle of the GEF institution and has the potential for the successful implementation of the basic professional competentions. The task of the instructor of this discipline is to create such an educational professional development environment, in which the formation of the basic professional compententions will allow to raise the level of preparation of the modern technical specialists. This means that the student as a result of study of the course «Theoretical mechanics» should become not only a certain knowledge, abilities and skills, but also possess specific professional compententions for successful activity in a certain professional field in the University and post-graduate activities.
Keywords: competence, competention, professional competention.
Педагогическая система советской школы в 30-х - 90-х годов при всех ее несомненных достоинствах была в значительной степени ориентирована на подготовку обслуживающего аппарата для бюрократической государственной машины. Четкое исполнение предписываемых функций и составляло единый критерий, которым выверялась эффективность данной системы.
Лиссабонская конвенция «О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе» 1997 года (Россия присоединилась к ней в 2000 году), выдвинула концепцию международного признания результатов образования и требование разработать общепонятные соответствующие критерии в рамках компетентностного подхода.
С точки зрения компетентностного подхода студент получает не только знания, умения и навыки в определённой сфере, но и развитие кругозора, междисциплинарного чутья, способность к индивидуальным творческим решениям, к самообучению.
Отличительной особенностью федерального государственного образовательного стандарта высшего образования нового поколения, обеспечивающего дальнейшее развитие уровневого высшего профессионального образования с учетом требований рынка труда, является выраженный компетентностный характер. В этих стандартах используются термины и определения в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также с международными документами в сфере высшего образования. Например, компетенция определяется, как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.
Результатом обучения в вышей школе становится набор компетенций. Любой выпускник высшей школы получает в вузе:
а) достаточный объем теоретических знаний;
б) сумму методологий и методик применения этих знаний в практической деятельности;
в) определенный опыт их применения в различных практических областях.
Компетенции делятся на профессиональные (направленные на специальность) и общекультурные (необходимые любому человеку независимо от профессии).
Если рассматривать подходы к профессиональному образованию через призму основных категорий педагогики целей и соответствующих результатов, то необходимо сделать акцент на том, что понимается под компетентностью и компетенцией. Как свидетельствует анализ литературы, исследователи либо применяют термины компетенция и компетентность, практически синонимизируя их (О.Е. Лебедев и др.), либо каждому их них придавая разные смыслы (А.В. Баранников, А.В. Хуторской, Н.Я. Зимняя и др).
И.А. Зимняя еще в 2003 году на страницах журнала «Высшее образования сегодня», говоря о новой парадигме результата образования, подчеркивала, что компетентность это результат образовательного процесса [7, с.22]. С этим согласны и Е.А. Боярский и С.М. Коломиец, они уточняют: «Компетентностный подход по сути своей есть системный подход. Речь идет о том, что когда совокупность всех характеристик (компетенций) выпускника рассматривается как единое целое, это приобретает иное качество, чем качество просто суммы характеристик (имеет место «свехсуммарный эффект»)» [4, с.11]. И кроме этого они подчеркивают, что компетентность как результат образования «есть не что иное, как «социальный заказ» государства и общества образовательным учреждениям. Поэтому компетенции должны определяться как генеральная цепь системы образования в целом, так и целями, связанными с конкретной специальностью, регионом и т.д., т.е. быть своеобразным «деревом целей»» [4, с.11].
Таким образом, компетентности и компетенции являются системообразующими понятиями компетентностного подхода.
В российской педагогике и психологии определение и состав этих понятий профессионального образования были отражены в работах В.И.
Байденко, И.А. Зимней, Г.И. Ибрагимова, В.А. Кальней, А.М. Новикова, М.В. Пожарской, С.Е. Шишова, А.В. Хуторского и др.
В ситуации динамичного социально-экономического развития страны одним из ответов системы образования на запрос работодателей является идея компетентностно-ориентированного образования.
Компетентность в переводе с латинского - это обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское, авторитетное мнение. А.В. Баранников же под компетентностью понимает «самостоятельно реализуемую способность, основанную на приобретенных знаниях ученика, его учебном и жизненном опыте, ценностях и наклонностях, которую он развил в результате познавательной деятельности и образовательной практики» [2, с. 13]. Исследователь В. Ландшеер, включает в определение компетентности и углубленное знание, и способность к актуальному выполнению деятельности. М.А. Чошанов обращает внимание на содержательный компонент компетентности - знаниям и процессуальный компонент компетентности -умениям [16]. А.В. Хуторский указывает на различие понятий: «компетенция», «компетентность» и «образовательная компетенция» [15]. Академик А.М. Новиков на своем сайте в статье «Бремя традиций на пути от школы знаний к школе дела» высказывает мнение, что «компетентность» - это самостоятельно реализуемая способность к практической деятельности, к решению жизненных проблем, основанная на приобретенных обучающимся учебном и жизненном опыте, его ценностях и склонностях» [13]. Он подчеркивает, что «компетентностный подход весьма перспективен - он может придать содержанию образования деятельностную, практико-ориентированную направленность» [13].
Н.А. Ряписов в статье «Сущность и специфика компетентностного подхода в российском образовании» делает акцент на том, что «в «Стратегии модернизации содержания общего образования»... понятие компетентности было определено в качестве центрального, узлового понятия, объединяющего
интеллектуальную и навыковую составляющие образования и обладающего интегративной природой» [14, с.47]. Он подчеркивает, что: «Не следует противопоставлять компетентность знаниям или умениям и навыкам. Понятие «компетентности» шире понятия «знания», или «умения», или «навыки», оно включает их в себя, хотя и является понятием обобщенного смыслового ряда» [14, с.47].
К.Э. Безукладников же вносит в понятие «компетентность» глубокий личностный аспект, он считает, что: «Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: компетенция и компетентность, при этом первое из них включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, а второе соотносится с владением, обладанием человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [3, с. 185].
Применительно к профессиональному образованию понятия «компетенции» и «компетентность» определил Э.Ф.Зеер: компетентность человека определяет его знания, умения и опыт, способность мобилизовывать знания, умения и опыт в конкретной социально-профессиональной ситуации; компетенции - это обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности [6].
«Под компетентностью мною понимается актуальное, формируемое личностное качество как основывающаяся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленная социально-профессиональная характеристика человека», - такое определение дает И.А. Зимняя [8, с.23]. А.Р. Камалеева уточняет: «Компетентность — качество человека, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в готовности (способности) на его основе к успешной (продуктивной, эффективной) деятельности с учетом ее социальной значимости и социальных рисков, которые могут быть с ней связаны» [11, с.39].
Нам наиболее импонирует анализ, проведенный А.А.Игнатенко: «Мы
установили, что понятие «компетентность»: во-первых, рассматривается в контексте профессиональной деятельности; во-вторых, понимается как комплексный личностный ресурс, интегрирующий различные компетенции человека; в-третьих, характеризует степень подготовленности человека к деятельности и характер ее осуществления; в-четвертых, формируется в ходе освоения человеком соответствующей ей деятельности. Анализ приведенных определений позволяет сделать следующий вывод. Независимо от трактовки компетентность: 1) всегда рассматривается в контексте деятельности; 2) понимается как важное системообразующее свойство личности, представляющее собой интеграцию различных компетенций человека; 3) характеризует степень подготовленности человека к деятельности, характер и эффективность ее осуществления; 4) формируется в ходе освоения человеком соответствующей деятельности» [9, с.306].
Таким образом, можно выделить ряд общих признаков, которые признаются большинством авторов как базовые для определения понятия «компетентность». Это системообразующее свойство личности, которое:
1) имеет интегрированный обобщенный характер;
2) проявляется и формируется в ходе деятельности;
3) характеризует степень подготовленности к выполнению определенной (профессиональной) деятельности;
4) представляет собой интеграцию различных компетенций человека;
5) позволяет мобилизовать способность знания, умения, навыки, приобретенные компетенции и опыт в конкретной социальнопрофессиональной ситуации.
Поэтому ясно, что поиск новых подходов и методов в системе высшего образования направлен на подготовку компетентных специалистов.
Термин «компетенция» служит для обозначения интегрированных характеристик качества подготовки выпускника, категории результата
образования. «Компетенция в некоторой области человеческой деятельности -это система взаимосвязанных качеств личности, обеспечивающая «системный эффект» - способность решения реальных практических задач и (некоторых) непоставленных задач. Компетенция включает в себя знания, умения и навыки, относящиеся к этой области деятельности, но не сводится только к ним» [5, с. 217]. А.Р. Камалеева уточняет: «компетенции являются системными
характеристиками личностно-ориентированного подхода к образованию, поскольку относятся исключительно к личности обучаемого и проверяются только в процессе выполнения им определенного комплекса действий» [11, с. 91] и дает определение: «компетенция - способность человека мобилизовать в ходе послевузовской деятельности приобретенные в вузе ... знания, умения, навыки и использовать обобщенные способы выполнения действий» [10, с.254].
Согласно требованиям к результатам освоения основных образовательных программ в системе высшего образования, как отмечалось выше, выпускник высшей школы должен обладать общекультурными и профессиональными компетенциями. Причем в Федеральных образовательных стандартах ВПО и общекультурные и профессиональные компетенции, в основном, формулируется как способность или готовность анализировать ., понимать .. , использовать ., редко как владеет или обладает.. Например, одна из общекультурных компетенций, которой должен обладать студент после прохождения курса «Теоретическая механика», звучит так: ОК-9 «Способен к целенаправленному применению базовых знаний в области математических и естественных наук в профессиональной деятельности».
В связи с этим можно согласиться с тем, что «компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных жизненных ситуациях» [9, с.296], т.е. «система управления качеством всех ступеней образования строится таким образом, чтобы на выходе каждый студент в той или иной степени владел бы
требуемыми компетенциями» [9, с.296]. Мы согласны с мнением А.А Игнатенко в том, что «фактически в таком подходе пониманию знания как наращивание суммы предметной информации противопоставляется знание как комплекс умений, позволяющих действовать и добиваться требуемого результата, причем часто в неопределенных, проблемных ситуациях. В результате чего произошел отказ не от знания как культурного «предмета», а от определенной формы знаний (знания «на всякий случай», то есть сведения), они должны стать средством преобразования ситуаций действия» [9, с.297].
Но такая способность, непременно, предполагает наличие знаний. Например, А.Л. Андреев считает, что главная идея компетентностного подхода в том, что «нужно не столько располагать знаниями как таковыми, сколько обладать определенными личностными характеристиками и уметь в любой момент найти и отобрать нужные знания в созданных человечеством хранилищах информации» [1, с. 20]. Иными словами, компетентностная парадигма образования предполагает способность индивида самостоятельно отбирать и умение пользоваться уже накопленными знаниями в различных ситуациях и сферах жизни. Можно сказать, знаниевый подход в образовании сдвинут в прикладную сторону, не знания ради знаний, а жизненно необходимые знания. Тогда выпускник высшей школы, обладая набором компетенций, ориентированных на смысловую составляющую любого вида профессиональной деятельности, обладая знаниями и умениями, возникающими в результате специально инициированной учебной деятельности, в будущем получает возможность выстраивать свою индивидуальную профессиональную деятельность адекватно условиям современности. Задача преподавателя -создать эту специально инициированную учебную деятельность студентов. Именно в такой образовательной среде должны закладываться и развиваться как общекультурные, так и особенно профессиональные компетенции.
А.В. Хуторской еще в 2003 году под компетенцией представлял как «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков,
способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним» [15, с. 60]. В определении присутствуют привычные нам «знания, умения, навыки, способы деятельности», но в новой интерпретации. На наш взгляд, наиболее четко в этом отношении высказалась Л.А. Леонтьева (2007): «Отличие понятия «компетенция» состоит в том, что она предполагает взаимосвязанные качества личности (ЗУН + способы деятельности) по отношению к определенному кругу предметов, а также направленность личности (мотивацию, ценностные ориентации и т. п.), ее способности преодолевать стереотипы, чувствовать проблемы, проявлять проницательность, гибкость мышления; характер - самостоятельность, целеустремленность, волевые качества. Понятие «компетентность» еще более емкое и значимое, чем «компетенция», т.к. выражает степень владения, обладания человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и к предмету деятельности» [12]. Данный подход предполагает учет и мотивационно-ценностной ориентации студентов, и необходимость преодолевать стереотипы мышления, проявлять силу воли, самостоятельность в процессе формирования компетенций. Вся совокупность перечисленных факторов должна функционировать в новой образовательной среде (как уже было сказано выше), в которой в результате специально инициированной учебной деятельности каждый студент получит возможность овладеть теми знаниями, умениями, навыками и обобщенными способами выполнения действий, которые ему пригодятся, чтобы быть способным (готовым) применить их в новой ситуации.
Таким образом, компетентностный подход заключается в привитии и развитии у студентов набора компетенций, которые определяют его успешную адаптацию в обществе. В отличие от термина «квалификация», компетенции включают кроме сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к
работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию.
Формирование профессиональных компетенций студентов обусловлена объективной потребностью профессионального образования в подготовке работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Анализ государственных образовательных стандартов третьего поколения, предложенных для подготовки инженеров, показывает, что профессиональные компетенции в них, в основном, формулируется ни сколько как способность или готовность анализировать ..., понимать ...., использовать, а больше как уметь: составлять техническую документацию ..., выполнять работы по ., обеспечивать моделирование технических объектов .. и т.п. Это говорит о том, что ЗУНовская компонента в них представлена достаточно отчетливо.
Профессиональные компетенции определяются общей способностью и готовностью личности к работе, которая основана на знаниях, умениях, навыках, обобщенных способах действий и опыте, приобретенных благодаря обучению. Эти знания и опыт ориентированы на участие личности в процессе образования и способствуют интеграции в общество. Учебные дисциплины с помощью учебного плана объединяются в единое целое и образуют системообразующую основу образования. Мы убеждены в том, что формирование профессиональных компетенций не должно осуществляться лишь на предметах общепрофессионального цикла (Б-3) ФГОС ВПО, как прописано в Стандартах.
Например, развитие современной техники ставит перед инженерами самые разнообразные задачи, связанные с расчетом различных сооружений
(зданий, мостов, каналов, плотин, и т.п.), с проектированием, производством и эксплуатацией всевозможных машин, механизмов, двигателей и, в частности, таких объектов, как автомобили, тепловозы, морские и речные суда, самолеты, ракеты, космические корабли и т.п. Несмотря на многообразие всех этих проблем, они имеют общую научную базу. Одной из основных дисциплин, образующих эту базу, является «Теоретическая механика». А в стандарте по этой дисциплине не предлагается формирование ни одной профессиональной компетенции. Если нет базовой осмысленной части любой профессиональной компетенции, как можно говорить об успешном формировании профессиональных компетенций на предметах общепрофессионального цикла?
Таким образом, курс «Теоретическая механика» обеспечивает общую научную базу практически всех дисциплин общепрофессионального цикла ФГОС ВПО и имеет потенциальные возможности для успешной реализации основных профессиональных компетенций, которыми должен владеть современный инженер. Следовательно, задачами преподавателя этой дисциплины заключается в том, чтобы создать такую образовательную профессионально развивающую среду, в которой формирование основных профессиональных компетенций позволит поднять уровень подготовки современных специалистов технического профиля. Уровень подготовки современного инженера должен не только отвечать текущему состоянию общественных и производственных отношений, но и обеспечивать способность личности будущего специалиста успешно адаптироваться к новым социальноэкономическим условиям, самостоятельно находить решения в нестандартных профессиональных ситуациях; пополнять свои знания в течение всей трудовой жизни и адаптироваться к быстрым технологическим изменениям на мировом рынке. Это означает, что студент в результате изучения курса «Теоретическая механика» должен приобрести не только определенные знания, умения и навыки, но и владеть конкретными профессиональными компетенциями, которые будут углубляться и совершенствоваться в процессе изучения
дисциплин общеобразовательного цикла и применяться в дальнейшей профессиональной деятельности.
Таким образом, любая профессиональная компетенция, приобретаемая студентами в процессе изучения курса «Теоретическая механика», определяется нами как способность (готовность) личности применять знания, умения, навыки и использовать обобщенные способы выполнения действий для успешной деятельности в определенной профессиональной области в ходе вузовской и послевузовской деятельности. Можно выделить ряд общих признаков формируемых профессиональных компетенций, это то, что они:
1) являются интегрированными характеристиками качества подготовки выпускника и категорией результата образования;
2) формируются в специально созданной образовательной профессионально развивающей среде;
3) предполагают способность индивида самостоятельно отбирать и уметь пользоваться уже накопленными знаниями, умениями, навыками и обобщенными способами выполнения действий в различных ситуациях и сферах профессиональной жизни.
Вывод
1. Лиссабонская конвенция «О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе» 1997 года (Россия присоединилась к ней в 2000 году), выдвинула концепцию международного признания результатов образования и требование разработать общепонятные соответствующие критерии в рамках компетентностного подхода.
2. С точки зрения компетентностного подхода студент получает не только знания, умения и навыки в определённой сфере, но и развитие кругозора, междисциплинарного чутья, способность к индивидуальным творческим решениям, к самообучению.
3. Компетентности и компетенции являются системообразующими понятиями компетентностного подхода.
4. Можно выделить ряд общих признаков для определения понятия «компетентность». Компетентность - это системообразующее свойство личности, которое:
• имеет интегрированный обобщенный характер;
• проявляется и формируется в ходе деятельности;
• характеризует степень подготовленности к выполнению определенной (профессиональной) деятельности;
• представляет собой интеграцию различных компетенций человека;
• позволяет мобилизовать способность знания, умения, навыки, приобретенные компетенции и опыт в конкретной социальнопрофессиональной ситуации.
5. Результаты обучения оцениваются с помощью компетенций.
Компетенция определяется, как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Студент получает в вузе по избранному профилю образования: а)
определенный необходимый объем базовых (теоретических) знаний; б) совокупность методологий и методик применения этих знаний в практической деятельности; в) определенный опыт подобного применения (в ходе учебных, производственных и иных практик, лабораторных работ, самостоятельных исследований и т. п.).
6. Компетенции подразделяются на профессиональные (специализация в определенных областях деятельности) и общекультурные (необходимые образованному человеку независимо от профиля подготовки).
7. Любая профессиональная компетенция, приобретаемая студентами в процессе изучения курса «Теоретическая механика», определяется нами как способность (готовность) личности применять знания, умения, навыки и использовать обобщенные способы выполнения действий для успешной
деятельности в определенной профессиональной области в ходе вузовской и послевузовской деятельности.
8. Общие признаки формируемых нами в процессе обучения курса «Теоретическая механика» профессиональных компетенций заключаются в том, что они:
• являются интегрированными характеристиками качества подготовки выпускника и категорией результата образования;
• формируются в специально созданной образовательной профессионально развивающей среде;
• предполагают способность индивида самостоятельно отбирать и уметь пользоваться уже накопленными знаниями, умениями, навыками и обобщенными способами выполнения действий в различных ситуациях и сферах профессиональной жизни.
9. Таким образом, в рамках компетентностно-ориентированного профессионального образования выстраивается иерархия основных категорий современной дидактики, представленная на схеме 1.
Высшая ступень Профессиональная компетентность как системообразующее свойство личности, характеризующее степень подготовленности к выполнению определенной (профессиональной) деятельности и представляющее собой интеграцию различных компетенций человека:
т_г
II ступень профессиональные компетенции, приобретаемые студентами в процессе изучения курса «Теоретическая механика» и дисциплин общеобразовательного цикла, как способность (готовность) личности применять и использовать для успешной деятельности в определенной^—-рфессиональной области в ходе вузовской и послевузовской деятельности:
I ступень обобщенные способы выполнения действий
ТГ
навыки <>
1_г
умения
ТГ
знания
Схема 1. Иерархия основных категорий современной дидактики в современном компетентностно-ориентированном профессиональном образовании
Список литературы
1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. 2005. № 4. С. 19-26.
2. Баранников А.В. Содержание общего образования: Компетентностный подход. М.; ГУ ВШЭ, 2002. 51с.
3. Безукладников К.Э. Компетентностный подход в профессиональной подготовке будущего учителя // Современные направления развития
педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца: материалы международной научно-практической конференции (1-2 июня 2009 г., г. Пермь). Часть I. ПГПУ. Пермь: ПГПУ, 2009. 324 с., С. 185-190.
4. Боярский Е.А., Коломиец С.М. Компетенции: от дифференциации к интеграции // Высшее образование сегодня. 2007. №1. С. 8-11.
5. Демидова М. Компетентностно-ориентированные занятия в естественнонаучном образовании // Народное образование. 2008. №4. С. 216223.
6. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. 2005. №3(33). С. 27-40
7. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 23-33.
8. Зимняя И.А. Компетентность человека - новое качество результата
образования // Проблемы качества образования. Книга 2. Компетентность человека - новое качество результата образования: Материалы XIII
Всероссийского совещания. М.: Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. С. 4-13.
9. Игнатенко А.А. Компетентностный подход в системе ВПО // Социальная работа и сестринское дело в системе здравоохранения: проблемы профессиональной деятельности и инновации в подготовке кадров: Сборник статей и тезисов докладов участников второй Межрегиональной научнопрактической конференции 17-19 ноября 2009 г. / Уральская государственная медицинская академия. Екатеринбург, 2009. 386 с., С. 296-308.
10. Камалеева А.Р. Научно-методическая система формирования
основных естественнонаучных компетенций учащейся молодежи (на примере обучения предметам естественнонаучного цикла): Монография. Казань:
ТГГПУ, 2011. 344 с.
11. Камалеева А.Р. Пути реализации компетентностного подхода в
образовании (на примере обучения предметам естественнонаучного цикла): Монография. Казань: ТГГПУ, 2009. 178 с.
12. Леонтьева Л.А. Преемственность в реализации компетентностного
подхода в обучении учеников средней общеобразовательной школы и
студентов вуза // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика. Региональный сборник научных трудов. 2 выпуск. Нижнекамск. 2007. Интернет ресурс: http://www.egpu.ru/ (Дата обращения 19.10.2012).
13. Новиков А.М. Бремя традиций - на пути от школы знаний к школе
дела // Сайт академика Новикова А.М. Интернет ресурс:
http://www.anovikov.ru/artikle/sh_zd.htm (дата обращения: 20.10.2012).
14. Ряписов Н.А. Сущность и специфика компетентностного подхода в российском образовании // Сибирский учитель. 2007. №6 (54). С. 45-52
15. Хуторский А. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. №2. С. 58-64.
16. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М., 1996. 178 с.
References
1. Andreev A.L. Pedagogica [Pedagogy], no. 4 (2005): 19-26.
2. Barannikov A.V. Soderganie obchego obrazovaniya: competentnostniy podhod [The content of General education: the Competence-based approach]. Мoscow, 2002. 51 p.
3. Bezukladnikov D.R. Competentnostniy podhod v profesionalnoy
podqotovke buduhhego uchitelya [The competence-based approach in the training of future teachers]. Sovremennye napravleniya razvitiya pedagogicheskoy mysli i pedagogika I.E. Shvartsa: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy
konferentsii (1-2 iyunya 2009 g., g. Perm') [Modern trends in development of pedagogical ideas and pedagogy I.E. Schwartz]. 2009. pp. 185-190.
4. Boyarsky E.A., Kolomiets S.M. Vischee odrazovanie segodnya [Higher education today], no. 1 (2007): 8-11.
5. Demidov M. Narodnoe obrazovanie [Public education], no. 4 (2008): 216-223.
6. Zeer, E.F. Obrazovanie i nauka [Education and science], no. 3 (2005): 2740.
7. Zimnya I.A. Vichee obrazovanie segodnya [Higher education today], no. 5 (2003): 23-33.
8. Zimnya I.A. Competentnost chelovera - novoe rachestvo rezultata obrazovaniya [The competence of the individual - the new quality of education]. Problemy kachestva obrazovaniya. Kniga 2. Kompetentnost' cheloveka - novoe kachestvo rezul'tata obrazovaniya: Materialy XIII Vserossiyskogo soveshchaniya [Problems of education quality. Book 2. The competence of the individual - the new quality of education]. 2003. pp. 4-13.
9. Ignatenko A.A. Competentnostniy podhod v sisteme VPO [The competence-based approach in the system of HPE]. Sotsial'naya rabota i sestrinskoe delo v sisteme zdravookhraneniya: problemy professional'noy deyatel'nosti i innovatsii v podgotovke kadrov: Sbornik statey i tezisov dokladov uchastnikov vtoroy Mezhregional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii 17-19 noyabrya 2009 [Social work and nursing in the health care system: the problems of professional activity and innovations in training]. 2009. pp. 296-308.
10. Kamaleyeva A.R. Nauchno-metodicheskaya sistema formirovaniya osnovnykh estestvennonauchnykh kompetentsiy uchashcheysya molodezhi (na primere obucheniya predmetam estestvennonauchnogo tsikla) [Scientifically system of formation of the cores natural-science competentions studying youth (on an example of training to subjects of a natural-science cycle]. Kazan, 2011. 344 p.
11. Kamaleyeva A.R. Puti realizatsii competentnostnogo podhoda v obrazovanii(na primere obucheniya predmetam estestvennonauchnogo tsikla) [The way of implementation of a competence approach in education (on the example of studying the subjects of natural-science cycle)]. Kazan, 2009. 178 p.
12. Leonteeva L.A. Preemstvennoct v realizathii competentnostnogo podhoda v obuchenii uchenisov sredney choli i studentuv vuza [Continuity in the implementation of competence approach in teaching pupils of the secondary school and university students]. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie obrazovatel'nogo protsessa: teoriya i praktika. Regional'nyy sbornik nauchnykh trudov [Psychological-pedagogical support of the educational process: theory and practice]. 2007. http://www.egpu.ru (accessed October 19, 2012).
13. Novikov A.M. Bremya tradithiy - na puti ot chkoli znaniy k chkole dela [The weight of traditions on the road from the school of knowledge to the school works]. Sayt akademika Novikova A.M. [Site academician Novikova A.M.]. http://www.anovikov.ru (accessed October 19, 2012).
14. Raypisov N.A. Sovetskiy uchitel [Siberian teacher], no. 6 (2007): 45-52
15. Hutorskiy A. Narodnoe obrazovanie [Public education], no. 2 (2003): 5816.
16. Chachanov M.A. Gibkay technologiy problemno-modulnogo obucheniy [The flexible technology problem-modular training]. Moscow, 1996. 178 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Камалеева Алсу Рауфовна, доктор педагогических наук, доцент, профессор РАЕ, доцент кафедры теории и методики обучения физике
Институт физики Казанского (Приволжского) федерального университета ул. Кремлевская, 18, г. Казань, 420008, Россия Kamaleyeva_Kazan@mail. ru
Абдуллина Альбина Маратовна, старший преподаватель кафедры теоретической механики и сопротивления материалов
Камская государственная инженерно-экономическая академия проспект Мира, 68/19, г. Набережные Челны, 423810, Россия
DATA ABOUT THE AUTHORS
Kamaleeva Alsu Raufovna, doctor of pedagogical sciences, professor of RAE, assistant professor of theory and methods of teaching physics
Institute of Physics, Kazan (Volga region) Federal University 18, Kremlevskaya str, Kazan, 420008, Russia Kamaleyeva_Kazan@mail. ru
Abdullina Albina Maratovna, senior teacher of chair of theoretical mechanics and resistance of materials
Kamsky state engineering-economic academy 68/19, Mira pr., Naberezhnye Chelny, 423810, Russia
Рецензент:
Мухутдинова Т.З., доктор педагогических наук, профессор