4. Князева, 2018 - Князева Е.Н. Познающее тело и движущийся ум: концептуальный поворот в эпистемологии // Эпистемология сегодня. Идеи, проблемы, дискуссии»: монография. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2018. 413 с.
5. Фадеева, 2012 - Фадеева К.-М.О. Телесная осознанность в структуре самосознания личности. URL: http://na-journal.ru/1-2013-gumanitarnye-nauki/244-telesnaja-osoznannost-v-strukture-samosoznanija-lichnosti?format=pdf
6. Shusterman, 2008 - Shusterman R., Body Consciousness. A Philosophy of Mindfulness and Somaesthetics. Cambridge University Press, 2008. 239 р.
УДК 124.5
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ БЛАГОПОЛУЧНОГО ПУТИ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Сергей Анатольевич Ермаков
Доктор философских наук, профессор Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
В статье рассматривается вопрос о необходимости поиска теоретических оснований для построения благополучного пути жизни человека. При этом индивидуальный путь жизни человека полагается как реальность, присущая и данная субъекту, формируемая им (и/или другими) под воздействием природной, социальной и духовной среды и являющаяся частью бытия. В связи с этим обращается внимание на то, что путь жизни человека есть объективно-субъективная реальность, включающая в себя био-социо-духовные начала, которые пребывают в непрерывной динамике. Знание этого аспекта помогает человеку представить свой путь жизни как целостное динамичное образование. Вместе с тем в статье указывается на роль субъективного фактора в построении благополучной жизни. Как человек ведет себя в конкретных жизненных ситуациях, таким и выстраивается его жизненный путь. По мнению автора, благополучный путь жизни напрямую связан с позитивной направленностью индивидуального бытия человека. Насколько человек сможет сохранить свое тело в здоровом состоянии, поддерживать его жизненную активность, насколько он сможет включиться в систему родственных отношений с возможностью их воспроизводства, повысить свой социальный статус нацеленный на благобытие, в котором такие ценности, как добро, красота, вера и любовь являются доминирующими в человеческом мироощущении, настолько человек и сможет обрести свой благополучный путь жизни. Для реализации этого предлагается избегать негативных моментов в своем существовании и тяготеть ко всему доброму, принуждать себя к добродетели, стремиться всегда делать лучшее из возможного, возрастать в добродетели.
Ключевые слова: человек, путь жизни, благополучный путь, добродетель, динамика жизни, реальность, объективность, субъективность.
THEORETICAL GROUNDS FOR UNHARMED LIFE JOURNEY OF A HUMAN
Sergei Anatol'evich Ermakov
DSc in Philosophy, Professor Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
The Article studies the matter of necessity of a search of theoretical grounds to build an unharmed life journey of a human. In particular, an individual life journey of a human is considered as a reality inherent and given to a subject and created by a subject (and/or by others) when exposed to natural, social and spiritual environment and that is a part of existence. In this respect the attention is paid to the fact that a human's life journey is an objective-subjective reality that includes bio-social-spiritual bonds that are ceaselessly moving. Knowing of this aspect helps a human to imagine the life journey as an integrated dynamic formation. Moreover, the Article highlights the role of subjective factor in building of an unharmed life. A human's life journey is created in a way a perso n behaves in specific reality situations. The author supposes that an unharmed life journey is directly related to positive orientation of an individual existence of a human. As a human can retain body health and maintain its vitality, as a human can be involved in a system of kindred relationships with reproduction opportunities and improvement of social status aimed at unharmed existence in which such values as kindness, beauty, faith and love dominate in mental outlook, so a human can achieve an unharmed life journey. To implement the above, it is proposed to avoid negative moments in existence, to be attracted by all kind, to compel oneself to virtue, to strive for best efforts and to rise in virtue.
Keywords: a human, life journey, unharmed journey, virtue, dynamics, reality, objectivity, subjectivity.
Введение
Каждый человек рано или поздно задумывается над вопросом, как сделать благополучной свою жизнь? В основном это происходит в зрелом возрасте (30 - 50 лет), когда человек осознанно подходит к своей жизни [Ермаков, 2014, с. 73]. Что интересно, проходят столетия, а вопрос, как был важным для человека, так и остается поныне. На наш взгляд, именно важность этого вопроса побудила представителей философской, религиозной и психологической мысли дать свои ответы на него. Анализ их произведений помогает наметить подходы к решению актуальной задачи - как человеку выстроить благополучный путь жизни?
Целью настоящей статьи является нахождение теоретических оснований для построения человеком своего благополучного пути жизни. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: понять, что есть индивидуальный путь жизни человека, что включает в себя благополучный вариант жизненного пути, и как человек может его обрести?
Результаты исследования
Согласно нашему пониманию, путь жизни человека есть реальность, присущая и данная субъекту, формируемая им (и/или другими) под воздействием природной, социальной и духовной среды и являющаяся частью бытия [Ермаков, 2005, с. 65]. Как следует из данного определения, путь жизни человека - это разновидность реальности, которая дается человеку и которая свойственна только ему. Эту реальность человек вынужден формировать в течение всей своей жизни, т.е. что-то менять в ней по своему разумению или чужому усмотрению, что-то сохранять или совершенствовать. Причем это происходит обязательно под воздействием природной, социальной и духовной среды, в которой существует человек. При этом, стоит подчеркнуть, что далеко не все из того, что хочет человек, он может изменить в своей жизни, а только то, что ему дано, что позволяют условия, в которых протекает его существование, что дозволяют его возможности. Поэтому, говоря о пути жизни человека как реальности, нужно понимать, что она представляет собой соединение объективных и субъективных моментов.
Вместе с тем следует иметь ввиду, что жизнь человека - это всегда процесс. Жизнь человека есть динамичное образование [Богатырева, 2018, с. 151]. Поэтому путь жизни всегда будет меняться. В какую сторону, в каком направлении? Это в известной мере будет зависеть от самого человека, его понимания вопросов жизни, умения находить решение возникающих проблем.
При этом особенно важно иметь в виду, что человек есть био-социо-духовное существо [Бердяев, 1995, с. 305]. У человека есть тело, которое живет по законам природы. К тому же человек рождается в обществе, которое включает его в систему социальных отношений, оказывающих воздействие на его формирование в качестве личности. Кроме того, человек обладает сознанием, которое обеспечивает духовное развитие личности. В силу этого человек есть триединое (био-социо-духовное) образование. Будучи «мерой всех вещей» (Протагор), человек привносит био-социо-духовные моменты в свой путь жизни. Поэтому, изучая путь жизни человека, всегда нужно иметь в виду три аспекта его бытия: био-социо-духовные моменты. Именно они создают своеобразное «тело» пути жизни. Исходя из сказанного, путь жизни человека есть объективно-субъективная реальность, включающая в себя био-социо-духовные начала, которые в любой момент времени пребывают в динамике.
Таким образом, путь жизни человека как реальность есть довольно сложное образование. Причем путь жизни человека как реальность не видна глазу во всех ее проявлениях. Все, что можно увидеть порой, это некоторые «маркеры», которые «сигнализируют» о совершенных человеком действиях и которые, в свою очередь, дают основания полагать, что путь жизни конкретного человека имеет определенную направленность в своем течении. В этом кроется одна из трудностей постижениия пути жизни человека.
Другая трудность состоит в том, что телесное, социальное и духовное, наряду с позитивным, может включать в себя и негативное. Иначе говоря, все имеет две стороны - позитивную и негативную. Критерий такого разграничения: все то, что «работает» на сохранение человека как био-социо-духовного существа, способствует его развитию в качестве самобытного образования и содействует сохранению и развитию других людей в том же качестве, является мерилом положительного в жизненном пути человека [Ермаков, 2005, с. 123]. Все то, что противоположно такому пониманию, имеет отношение к негативным аспектам человеческой жизни.
Исходя из сказанного видно, что благополучный путь жизни связан с позитивной направленностью индивидуального бытия человека. Насколько человек сможет сохранить свое тело в здоровом состоянии, поддерживать его жизненную активность, насколько он сможет включиться в систему социальных отношений с возможностью их воспроизводства, повысить свой социальный статус ориентированный на благобы-тие, в котором такие ценности, как истина, добро и красота являются доминирующими в человеческом мироощущении, настолько человек сможет быть успешным. Это, так сказать, «матрица» благополучной жизни человека. Но как ее обрести? Здесь многое зависит от человека как субъекта, деятельного начала.
Прежде всего необходимо знание пути жизни человека. Это знание помогает человеку обращать внимание именно на био-социо-духовные моменты своего бытия, взятые в их единстве, целостности. Нельзя только думать о своем теле, прибегая к покупкам изысканной пищи, одежды, вещей и игнорировать социальные и духовные аспекты; как недостаточно фиксировать внимание лишь на социальных характеристиках своего бытия, делая ставку на расширение социальных связей и пренебрегая телесными и духовными моментами; равно как малопродуктивно устремляться только к духовным ценностям, полагая их в качестве
цели познания и не придавая значение телесному и социальному аспектам. Все дело состоит именно в том, чтобы обращать внимание на всю совокупность био-социо-духовных моментов, входящих в индивидуальное бытие человека. Но этого тоже недостаточно. Необходимо сделать это знание «живым» [Орлов, 1991, с. 4], т.е. направленным на его реализацию в течение всей жизни. Только укорененное в жизни знание содействуют улучшению жизненного пути человека.
В свою очередь, само «улучшение» невозможно без опоры на положительный пласт бытия. И первое, что требуется сделать человеку - это «уходить» от негативных аспектов человеческой жизни. Пока человек не будет заботиться о своем теле надлежащим образом (питание, движение, сон и т.п.), покуда он не будет преодолевать негативные тенденции своего социального бытия (неустроенность семейной жизни, проблемы на работе и проч.), пока не будет печалиться о своем несовершенстве (эгоизме, безверии, раздражительности и т.д.), до тех пор улучшения в жизненном пути не наступит. Вот почему человеку следует развивать «критическое мышление» [Зыкова, 2013, с. 95], работать над собой. Только в этом случае он сможет преодолеть негативные привычки, начать движение по пути самосовершенствования.
Кроме того, следует не только избегать негативного, но и стремиться ко всему добродетельному. Касаясь этой стороны вопроса, Афанасий Великий наставлял: «Вступив на путь добродетели и начав шествие, тем паче напряжем силы - простираться вперед; и никто да не обращается вспять» [Афанасий Великий, с. 1994, с. 195-196]. Здесь важна именно приверженность к избранному пути. Если человек устремился к благополучной жизни, то он уже не должен сходить с намеченного пути. Понятно, что объективные факторы негативного характера, будут оказывать нежелательное воздействие на жизнь человека, но он должен настойчиво идти к своей цели с учетом создавшейся ситуации. Скажем, если человек решил получить высшее образование, но не смог поступить на очное отделение, то он может внести коррективы в свои планы и подать заявление на вечернюю или заочную формы, обучаться стационарно или дистанционно. Главное учиться, чтобы достичь намеченной цели!
При этом специально подчеркнем, что нельзя останавливаться в своем движении по пути добродетели. Путь добра есть процесс, требующий постоянной включенности человека в «ткань» жизни. Сколько человеку суждено жить, столько он и должен являть благое [Ермаков, 2017, с. 299]. Он должен стремиться к тому, чтобы делать лучшее из возможного. На это указывал Аристотель, подчеркивая, что "истинно добродетельный и здравомыслящий человек умело переносит все превратности судьбы и всегда совершает самые прекрасные из возможных в данном случае поступков" [Аристотель, 2002, с. 57-58]. В этой связи важно отметить, что добродетель является основой благополучия. Причем добро следует понимать не только как категорию нравственности, но и как «инструмент» построения благополучной жизни.
Вместе с тем следует помнить, что "путь добродетели труден и неровен" [Бычков, 1995, с. 130]. Поэтому, согласно Макарию Великому, нужно "принуждать себя ко всякому добру" [Макарий Великий, 1998, с. 96-97]. Это положение имеет общегуманистическое значение. Оно помогает преодолеть трудности и следовать благодетельным путем, который и является основой благополучной жизни.
Заключение
Сказанное позволяет заключить, что построение благополучной жизни невозможно без реализации добродетельных начал. Причем добродетель должна стать основой био-социо-духовных моментов жизненного пути. Концентрация внимания лишь на одном моменте ведет к деформации всего пути жизни. Скажем, если человек демонстрирует знание этикета в профессиональной сфере, но при этом не следит за своим здоровьем, безразличен к семейным вопросам, то, скорее всего, его путь жизни не будет благополучным. Только опираясь на добродетель во всех био-социо-духовные аспектах своего бытия, можно рассчитывать на построение благополучного пути жизни. При этом нужно понимать, что выстроенный благополучный путь жизни останется таким, если человек день за днем будет нацелен на избегание негативного и движение к благому, его сохранению и возрастанию. Это большое и трудное дело. Но оно по силам человеку, желающему лучшей доли себе и своим близким.
Литература
1. Аристотель, 2002 - Аристотель. Этика. М.: ООО "Издательство АСТ", 2002. 492 с.
2. Афанасий Великий, 1994 - Афанасий Великий, святитель. Творения: В 4 т. Т.3. М., 1994. 369 с.
3. Бердяев, 1995 - Бердяев Н.А. Царство духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995. 383 с.
4. Богатырева, 2018 - Богатырева Л.Г. Путь жизни современной женщины: традиция и трансформация: монография. М.: РУСАЙНС, 2018. 180 с.
5. Бычков, 1995 - Бычков В.В. AESTHETICA PATRUM. Эстетика Отцов Церкви. I. Апологеты. Блаженный Августин. М.: Ладомир, 1995. 593 с.
6. Ермаков, 2017 - Ермаков С.А. Благое в духовной жизни современного человека // Революция и эволюция: модели развития в науке, культуре, социуме: сборник научных статей / Под ред. И.Т. Касавина, А.М. Фейгельмана. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, 2017. С. 297-299.
7. Ермаков, 2005 - Ермаков С.А. Виалогия: Монография. Н. Новгород: НКИ, 2005. 158 с.
8. Ермаков, 2014 - Ермаков С.А., Кашина О.П. Негативные тенденции в жизни современного человека
зрелого возраста //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 7. Ч.2. С. 73-75.
9. Зыкова, 2013 - Зыкова Т.В., Шерихова И.Е., Храмова Ю.Н. Актуальное использование технологии развития критического мышления в учебном процессе //Вестник университета им. В.Н. Татищева. 2013. № 3. С. 89-95.
10. Макарий Великий, 1998 - Макарий Великий, святой. Наставления о христианской жизни. М.: Сретенский монастырь; "Новая книга"; "Ковчег", 1998. 224 с.
11. Орлов, 1991 - Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. 287 с.
УДК 303.01
НОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЧЕЛОВЕКА В КНИГЕ «СОВА МИНЕРВЫ ВЫЛЕТАЕТ В СУМЕРКИ» В.А. КУТЫРЁВА
Алексей Станиславович Тимощук
Доктор философских наук, профессор Владимирский юридический институт ФСИН России
Чем опасно умножение миров? Куда может завести преследование новых горизонтов инновационизма? Может ли контингентная фактичность заменить необходимость? Предмет исследования - монография В.А. Кутырёва «Сова Минервы вылетает в сумерки», вышедшая в 2018 г. Философия Кутырёва представлена как реактуализация узкого пути между агностицизмом и технократизмом, реизмом и структурализмом. Выводы книги, как и всегда, - спасение Человека. Разница в деталях, если в прошлых работах нас спасали от техники, от пустоты, от прогресса, здесь он спасает от самоапокалипсиса, эсхатологической рукотворной трагедии. В статье даётся обзор основных сюжетов творчества автора: борьба естественного и искусственного, открытое vs. устойчивое общество, саморазвитие технонауки, угрозы гипермодернизма и трансгуманизма, проблемы биотехнического конструирования постчеловека, перспективы консервативного философствования, оправдание бытия. Основу монографии составляют следующие глубокие идеи: бытие есть благо; самоутверждение есть сущность каждого живого существа; вечное возвращение есть прочная платформа вместо прогрессивизма. В книге нашло отражение примордиальное понимание Хайдеггера как почвенника, по отношению к которому Гуссерль противопоставляется как умозрительный схоластик. Низовая традиционная поэзия сопротивляется абстрактному логоцентризму, где фактичность конкурирует с контингетно-стью. Кутырёв берёт реванш за Жан Жореса и Карл Маркса, Ф.М. Достоевского и Христа, пытаясь противостоять холокосту традиционной предметной реальности и соответствующей ей метафизической философии. Человечество лепит образ хаоса, не обращая внимания на то, что образ мыслей намагничивает образ действий и фатализм телесно-предметного тем ближе, чем больше статей по спекулятивно-телесной нигитологии. Выводы: 1) хочешь понять Хайдеггера - читай Кутырёва; 2) бытие есть благо, 3) вечное возвращение есть более прочная платформа вместо безрассудного прогрессивизма.
Ключевые слова: традиция, субъективность, человек, феноменология почвы.
INNOVATIVE DEVELOPMENT AND FUTURE OF MAN IN THE BOOK "THE OWL OF MINERVA FLIES AT DUSK" BY V.A. KUTYREV
Alexey Stanislavovich Timoschuk
DSc in Philosophy, Professor Vladimir Law Institute of FSIN of Russia
Why is it dangerous to multipy the worlds? Where can the pursuit of new horizons of innovation lead us? Can contingent factuality replace the necessity? The subject of the study is the monograph by V.A. Kutyrev "The owl of Minerva flies at dusk," published in 2018. Kutyrev's philosophy is presented as the re-actualization of the narrow path between agnosticism and technocracy, reism and structuralism. He targes, as always, at the salvation of Man. The difference is in the details. In is past works we were saved from technology, emptiness, mindless progress. Yet here je saves us from self-apocalypse, an eschatological man-made tragedy. The paper provides an overview of the main plots of the author's work: the struggle between the natural and the artificial, comparison of open and sustainable society, self-development of technology, the threat of hypermodernism and transhumanism, the problems of biotechnical design of a posthuman, the prospects for conservative philosophizing, the justification of life. The basis of the monograph consists of the following deep