«групповую идентичность» [Бекарев, Пак, 2017, с.95]. В преобразовании же важно единство «тела знака» и его метафизики [G. Genosko, 1994, с.27]. Отсутствие этого делает моральную деградацию «статистической нормой», создающей «губительную» реальность [Давлетова, Федоренко, 2012, с.89-90].
Потребности редуцируются в духовно обеденном сознании, для выправления которого нужна история не просто как результат принципа (Прудон), порождение производства (К. Маркс), но как становление Идеи человека, ставящей Норму в подчинение Смыслу, а не обстоятельству. Ее понимание возможно в изучении триединства ценности, нормы и смысла, где содержанием выступают не только цели, но и мотивы деятельности, задающие средства, с позиции которых лучше видны отклонения нормы, вырождающие Идею Блага.
Литература
1. Аристотель, 1976 - Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 1. М., 1976. 550 с.
2. Баева, 2004 - Баева Л.В. Ценности изменяющегося мира: Экзистенциальная аксиология истории: монография. Астрахань. 2004. С. 9.
3. Бекарев, Пак, 2017 - Бекарев А.М., Пак Г.С. Потребление без потребностей // Научный журнал. «Science. Thought: electronic periodic journal», scientific e-journal. 2017. №4. С. 92-95.
4. Бердяев, 1916 - Бердяев Н.А. Смысл творчества. - М., 1916. 269 с.
5. Бодрийяр, 2001 - БодрийярЖ. Система вещей. Пер. с фр. С. Зенкина. М., 2001. - 95 с.
6. Давлетова, Федоренко, 2012 - Давлетова А.И., Федоренко Л.П. Безумствующий мир нормативной реальности // Социс. 2012. №10. С.88-93.
7. Маркс, 1941 - Маркс К. Нищета философии и ответ на «Философию нищеты» г. Прудона. Пер. с нем. М., 1941. 183 с.
8. Ницше, 2005 - Ницше, Ф. Так говорил Заратустра: Книга для всех и ни для кого. М.: «Мартин», 2005. 416 с.
9. Прудон, 2011 - Прудон, П.Ж. «Что такое собственность?» Или «Исследование о принципе права и власти». Пер. с фр. Изд. 2-е. доп. М., 2011. 280 с.
10. Попова, 2008 - Попова Е. В. Онтологическая и гносеологическая специфика нормы: монография. Екатеринбург, 2008. 122 с.
11. Genosko, 1994 - Genosko G. Baudrillard and Sings. L.: Routledge, 1994. 219 p.
УДК 304.4
ТЕЛЕСНОСТЬ И ТЕЛЕСНАЯ ОСОЗНАННОСТЬ: ЕСТЬ ЛИ ЗНАК РАВЕНСТВА?
Наталья Николаевна Булыга
Аспирант
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
В настоящее время тема телесности рассматривается в философии достаточно широко и затрагивает онтологические, антропологические, культурологические и другие аспекты. Поводом для рассмотрения вопроса о том, как соотносится телесность и телесная осознанность стала книга «Сознание тела: философия осознанности и сомаэстетики» Ричарда Шустермана — американского философа-прагматика, внесшего вклад в эстетику как философскую дисциплину и развивающуюся область под названием сомаэстетика. Данную книгу в переводе на русский язык найти не удалось, имеется лишь её англоязычное издание.
Обзор русскоязычной литературы и статей привел к пониманию, что в текстах в основном используются слова «тело», «телесность». Поставлена проблема «сознание-тело». Замечено, что термин «телесная осознанность» в философии широко не употребляется и существует, в основном, в психологической литературе. В свою очередь, в указанной выше книге Р. Шус-термана используется именно термин «сознание тела». Попробуем разобраться в нюансах терминов и того, какую смысловую нагрузку они несут.
Ключевые слова: тело, телесность, сознание тела, сознание — тело, телесная осознанность, осознанность тела.
BODY AND BODY CONSCIOUSNESS: IS THERE A SIGN OF EQUALITY?
Natalia Nikolaevna Bulyga
Postgraduate student Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
Nowadays in philosophy there are a lot of works about embodiment. They describe ontologi-cal, anthropological, cultural and other aspects. The reason to consider how corporeality and body
awareness correlates is became the book "Body consciousness: A Philosophy of Mindfulness and Somaesthetics" by Richard Shusterman, an American pragmatist philosopher, known for his contributions to philosophical aesthetics and the emerging field of somaesthetics. This book wasn't translated into Russian, there is only its English edition.
A review of Russian literature and articles showed that the texts mainly use the words "body", "corporeality". The problem of "consciousness-body" is posed. It is noted that the term "bodily awareness" is not widely used in philosophy and exists mainly in psychological literature. In turn, in the above mentioned book R. Shusterman used the term "body consciousness". Let's try to understand the nuances of terms and what meaning they carry.
Keywords: body, corporeality, consciousness-body, body consciousness, body awareness.
Телесность, согласно философскому словарю, относится к понятию неклассической философии, служащее для преодоления дихотомии субъекта и объекта, тела и души, трансцендентного и имманентного, внешнего и внутреннего и т. д., что не было преодолено в классической философии. «Дихотомия эта может быть преодолена, если обратиться к единству опыта, стабилизирующей структурой которого является телесность. При этом телесность понимается не как объект, не как сумма органов, а как особое образование -неосознанный горизонт человеческого опыта, постоянно существующий до всякого определенного мышления. Недоступная для рефлексивного анализа, неразложимая по схеме последовательного рационального действия, телесность оказывается изначальной по отношению к природным и культурным объектам, благодаря которой они существуют и выражением которой они являются». [Современный, 1998, с. 93]
Более широкая статья по проблематике данного термина дается в книге И. Ильина «Постмодернизм. Словарь терминов». В качестве английских синонимов приводятся такие слова, как «corporality, corporeality, bodiness» [Ильин, 2001, с. 314]. На эти слова необходимо обратить особое внимание, так как телесная осознанность в иностранной литературе обозначается другими словами.
В словарной статье указано, что понятие телесности относится к постструктурализму и постмодернизму, однако не получило однозначной терминологической фиксации и по-разному именуется у различных теоретиков. Автор относит появление данного термина к общей тенденции «сексуализации теоретического и эстетического сознания Запада».
В классической философии, указывает автор, дух и плоть противопоставлялись, в то время как в постструктуралистско-постмодернистской доктрине наоборот происходит «сращивание» тела с духом, и доказывается постулат о неразрывности чувственного и интеллектуального начал. «Эта задача решалась путем внедрения чувственного элемента в сам акт сознания, утверждения невозможности «чисто созерцательного мышления» вне чувственности, которая объявляется гарантом связи сознания с окружающим миром».
В словарной статье И. Ильин один раз употребляет термин «телесность сознания» (однако это не сознание тела и не телесная осознанность), указывая: «было переосмыслено и само представление о «внутреннем мире» человека, поскольку с введением понятия «телесности сознания» различие между «внутренним» и «внешним» оказывалось снятым, по крайней мере, в теории». Однако в дальнейшем автор более этот термин не употребляет.
Согласно И. Ильину, в большинстве случаев, телесность рассматривается через призму сексуальности. В частности указывается: «сексуальность как наглядно-концентрированное проявление чувственности выдвинулась на первый план практически у всех теоретиков постструктурализма и постмодернизма и стала заметно доминировать над всеми остальными ее формами» [Ильин, 2001, с. 315]. Толчком для этого, как полагают некоторые исследователи, послужили идеи Фрейда и его последователей, а также художественно -эстетический опыт современного искусства (Кафки, Арто, Беккета, Ионеско и других писателей и художников). Основываясь на этом, крупнейшие мыслители XX в.: П.-М. Фуко, Р. Барт, М. Мерло-Понти, Ж. Делёз, Ж.-Л. Нанси и др. ввели понятия телесности, тела, телесных практик, телесной топографии, ландшафта, поверхности, «феноменологического тела», «социального тела», «эротического текстуального тела». В результате «постмодернистская, по сути своей постфрейдистско-постструктуралистская, философия фактически выдвинула сексуальность, как главную функцию тела, в качестве эквивалентной замены духовности классической философии и христианского богословия» [Бычков, 2012, с. 440-441].
Теперь обратимся к работе Р. Шустермана «Сознание тела». Наиболее часто автор употребляет такие термины, как «somatic consciousness, и «somatic self-consciousness» (соматическая или телесная осознанность и соматическая самоосознанность), что несёт смысловую нагрузку, отличную от слов «corporality, corporeality, bodiness», указанных выше, применительно к термину телесность.
Во введении к книге автор указывает, что в настоящее время «наши системы восприятия полностью заняты более насущными вопросами, чем культивирование соматического сознания». Причиной тому продолжающаяся информационная революция. Автор пишет: «наши тела, кажется, прекрасно работают без какой-либо соматической рефлексии или повышенной осознанности», и ставит провокационный вопрос «почему бы просто не оставить наш чувственный опыт и действия полностью автоматическим механизмам инстинктов... чтобы мы могли сосредоточить наше внимание на вопросах, которые действительно требуют и заслуживают полного сознательного внимания — целях, которые мы ищем, и средствах, инструментах... которые мы должны использовать для достижения этих целей?» [Shusterman, 2008, c. 2].
Шустерман отмечает, что для многих телесная самоосознанность проявляется в том, как человек выглядит, каким он предстаёт перед другими людьми, однако многие практически не заботятся о развитии осознанности телесных ощущений и действий, чтобы использовать подобную соматическую рефлексию для лучшего познания себя и достижения более глубокой соматической самоосознанности, ведущей нас к лучшему проявлению себя. [Shusterman, 2008, c. 6]
Соматическая осознанность, по-мнению Шустермана, является как предметом теоретического изучения, так и направлением практическим — когда человек, посредством различных упражнений повышает осознанность своего тела. Основанием для исследований и размышлений в этой области стали разнообразные телесные практики, которыми занимался Шустерман (Фельденкрайз, техника Александера). [Shusterman, 2008, c. 7]
Начало ХХ в. подарило миру несколько известных исследователей в области движения тела, которые создали системы упражнений, используемые в настоящее время для улучшения подвижности тела, для реабилитации, и даже для снижения стресса, вызванного работой и социальным взаимодействием, а также для изменения качества жизни человека через работу с телом, через осознание себя. К наиболее известным исследователям относятся Джозеф Пилатес, Моше Фельденкрайз, Томас Ханна, Фредерик Матиас Александер и др. Впоследствии системы упражнений были названы их именами и используются как самостоятельные направления занятий, так и в сочетании друг с другом, кроме того их принципы и элементы широко применяются в фитнесе и относятся к направлению «body and mind». Все они направлены не только на внешнее изменение тела, не только на улучшение его подвижности, но также на повышение осознанности человеком своего тела и перенесении этой осознанности в повседневную деятельность.
Идея, конечно, не нова. К этому же ведут и такие практики как йога, тай-цзи и цигун, ушу и айкидо и т. д. Разница лишь в том, что указанные в ранее системы упражнений были созданы в ХХ в. западными людьми для западного человека, который, может быть, не готов погрузиться в восточную философию или для которого они просто чужды или сложны.
И здесь мы выходим на понятие телесной осознанности. Данный термин чаще всего используется в психологии, но, как оказалось, и там этот вопрос не глубоко проработан, и больше встречается в статьях психологов-практиков: «Любопытно, однако, что феномен самосознания не только по отношению к телесным ощущениям, но и по отношению к эмоциональным состояниям и процессу мышления, занимает весьма скромное место в теоретических научных разработках».[Фадеева, 2012, с 1].
Интеграции тела и сознания предполагает осознанность эмоционального плана, в частности отслеживание связи между эмоциями и сопровождающими их телесными ощущениями, а также «общее чувство «воплощенности себя», взаимосвязанности ментальных, эмоциональных и физических процессов, которые переживаются как «я чувствую себя в своем теле, как дома». Первая ступень на пути узнавания себя и формирования самооценки — восприятие собственного тела и отношение к нему» [Фадеева, 2012, с. 7].
Таким образом, термин телесная осознанность практически не встречается в философской русскоязычной литературе, где больше используются слова «тело» и «телесность», а также решается проблема «сознание-тело». В свою очередь в англоязычной философии данный термин уже появился, и также данный термин присутствует в психологической литературе.
В продолжение идей Р. Шустермана, считаю, будет правильным разделять понятия «телесность» и «телесная осознанность». С моей точки зрения границу можно провести по критерию объективность -субъективность. Телесность более объективна, присуща любому человеку, проявляется вовне, формируется под воздействием социума, культуры, условий жизни и т.д. Телесная осознанность относится к субъективным понятиям, к внутреннему ощущению человека, и может влиять непосредственно на телесность, формировать её.
Термин «телесная осознанность», полагаю, отличается от терминов «телесность сознания» и «познающее тело», которые были использованы в статье Е.Н. Князевой [Князева, 2018, стр.339-351]. В частности, телесная осознанность направлена самим человеком на отслеживание связи своих внутренних ощущений, чувств, эмоций с телесными проявлениями, на самоосознание себя, а телесность сознания предполагает познание мира не только через мыслительную деятельность, но всем телом. Т.е. во втором случае акцент ставится на познание мира через призму телесность, а в первом случае — на познание себя.
Можно сказать, что телесная осознанность или осознанность тела больше относится к области психологии. Однако заметим, что от того, как человек ощущает, осознаёт и принимает себя и своё тело, зависит и его мышление, окружающее его пространство, отношение к окружающей действительности и к социуму, что находит отражение в его словах и действиях. А это уже относится к онтологическим вопросам философии.
Литература
1. Бычков, 2012 - Бычков В.В. Эстетика: учебник. М .: КНОРУС, 2012. 528 с.
2. Ильин, 2001 - Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов. М.: ИНИОН РАН, 2001. 414 с. URL: https://studopedia.ru/12_110463_slovar-terminov.html.
3. Современный философский словарь. Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, М., Минск: «ПАНПРИНТ», 1998. 1064 с.
4. Князева, 2018 - Князева Е.Н. Познающее тело и движущийся ум: концептуальный поворот в эпистемологии // Эпистемология сегодня. Идеи, проблемы, дискуссии»: монография. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2018. 413 с.
5. Фадеева, 2012 - Фадеева К.-М.О. Телесная осознанность в структуре самосознания личности. URL: http://na-journal.ru/1-2013-gumanitarnye-nauki/244-telesnaja-osoznannost-v-strukture-samosoznanija-lichnosti?format=pdf
6. Shusterman, 2008 - Shusterman R., Body Consciousness. A Philosophy of Mindfulness and Somaesthetics. Cambridge University Press, 2008. 239 р.
УДК 124.5
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ БЛАГОПОЛУЧНОГО ПУТИ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Сергей Анатольевич Ермаков
Доктор философских наук, профессор Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
В статье рассматривается вопрос о необходимости поиска теоретических оснований для построения благополучного пути жизни человека. При этом индивидуальный путь жизни человека полагается как реальность, присущая и данная субъекту, формируемая им (и/или другими) под воздействием природной, социальной и духовной среды и являющаяся частью бытия. В связи с этим обращается внимание на то, что путь жизни человека есть объективно-субъективная реальность, включающая в себя био-социо-духовные начала, которые пребывают в непрерывной динамике. Знание этого аспекта помогает человеку представить свой путь жизни как целостное динамичное образование. Вместе с тем в статье указывается на роль субъективного фактора в построении благополучной жизни. Как человек ведет себя в конкретных жизненных ситуациях, таким и выстраивается его жизненный путь. По мнению автора, благополучный путь жизни напрямую связан с позитивной направленностью индивидуального бытия человека. Насколько человек сможет сохранить свое тело в здоровом состоянии, поддерживать его жизненную активность, насколько он сможет включиться в систему родственных отношений с возможностью их воспроизводства, повысить свой социальный статус нацеленный на благобытие, в котором такие ценности, как добро, красота, вера и любовь являются доминирующими в человеческом мироощущении, настолько человек и сможет обрести свой благополучный путь жизни. Для реализации этого предлагается избегать негативных моментов в своем существовании и тяготеть ко всему доброму, принуждать себя к добродетели, стремиться всегда делать лучшее из возможного, возрастать в добродетели.
Ключевые слова: человек, путь жизни, благополучный путь, добродетель, динамика жизни, реальность, объективность, субъективность.
THEORETICAL GROUNDS FOR UNHARMED LIFE JOURNEY OF A HUMAN
Sergei Anatol'evich Ermakov
DSc in Philosophy, Professor Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
The Article studies the matter of necessity of a search of theoretical grounds to build an unharmed life journey of a human. In particular, an individual life journey of a human is considered as a reality inherent and given to a subject and created by a subject (and/or by others) when exposed to natural, social and spiritual environment and that is a part of existence. In this respect the attention is paid to the fact that a human's life journey is an objective-subjective reality that includes bio-social-spiritual bonds that are ceaselessly moving. Knowing of this aspect helps a human to imagine the life journey as an integrated dynamic formation. Moreover, the Article highlights the role of subjective factor in building of an unharmed life. A human's life journey is created in a way a perso n behaves in specific reality situations. The author supposes that an unharmed life journey is directly related to positive orientation of an individual existence of a human. As a human can retain body health and maintain its vitality, as a human can be involved in a system of kindred relationships with reproduction opportunities and improvement of social status aimed at unharmed existence in which such values as kindness, beauty, faith and love dominate in mental outlook, so a human can achieve an unharmed life journey. To implement the above, it is proposed to avoid negative moments in existence, to be attracted by all kind, to compel oneself to virtue, to strive for best efforts and to rise in virtue.
Keywords: a human, life journey, unharmed journey, virtue, dynamics, reality, objectivity, subjectivity.