лиза факторов формирования идентичности молодежи. При анализе идентичности акцент переносится с констатации ее наличия на описание процесса ее формирования. Правильное позитивное формирование этнических ценностей у молодежи в определенной степени способствует снятию межэтнической напряженности в российском обществе в целом.
1. Боряз В. Н. Молодежь: методологические проблемы исследования. Л. : Наука, 1973. 155 с.
2. Вялова Е. Г. Идентичность молодежи в контексте современных философских исследований // Вестник Калмыцкого университета. 2016. № 2(30). С. 126-132.
3. Смирнова А. Г., Киселева И. Ю. Идентичность в меняющемся мире. Ярославль : Траст, 2002. 300 с.
4. Гудков Л. Негативная идентичность. Статьи 19972002 годов. М. : Новое литературное обозрение, 2004. 816 с.
5. Зубачевский М. В. Этническая самоидентификация и ее объективация в культуре : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Омск, 2010. 20 с.
6. Ефремов О. Ю. Преодоление конфликтов в контексте этнофилософии // Методологические проблемы этнофилосо-фии : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (25-26 октября 2010 г.). Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2010. С. 87-88.
7. Сурина И. А., Гайсанов К. Р. Этнические ценности студенчества: сущность, структура и методы исследования. М. : Социум, 1998. 117 с.
8. Рукинов В. А., Садакова Д. А. Конфликтологические аспекты формирования толерантности в молодежной среде : учеб.-метод. пособие. СПб. : Фонд развития конфликтологии, 2017. 116 с.
9. Волков Ю. Г. Социально-философское осмысление региональной идентичности в контексте становления общероссийской // Методологические проблемы этнофилософии : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (25-26 октября 2010 г.). Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2010. С. 165-167.
10. Посухова О. Ю., Сериков А. В. Особенности региональной идентичности донской молодежи // Межнациональные, межкультурные и межрелигиозные отношения народов юга России: технологии укрепления единства. Ростов н/Д. : Экоинвест, 2015. С. 194-204.
11. Головнева Е. В. Сибирская идентичность как конструкт: к постановке проблемы // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. 2017. Т. 2. № 1(161). 144-153.
12. Дутчак Е. Е., Львова Э. Л., Нам И. В. Сибирская региональная идентичность - фактор конфликта или ресурс формирования общероссийской идентичности? // Известия Иркутского государственного университета. Серия «История». Иркутск, 2012. № 2(3). Ч. 1. С. 41-44.
13. Головнева Е. В. Конструирование региональной идентичности в современной культуре (на материале сибирского региона) : дис. ... д-ра филос. наук. Екатеринбург, 2018. 339 с.
14. Анисимова А., Ечевская О. Сибирская идентичность как политическое высказывание // Pro et Contra. 2012. № 3. С. 62-75.
15. Анисимова А. А., Ечевская О. Г. Сибирская идентичность: предпосылки формирования, контексты актуализации : моногр. Новосибирск : НГУ, 2012. 176 с.
© Грачев А. В., 2018
УДК 124.5
ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И СМЫСЛЫ ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОДИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА
В статье авторы обращаются к осмыслению определяющих жизненных ценностей и смыслов в основных периодах жизни человека. Показывается значимость данного анализа для всестороннего осмысления и интерпретации жизненного пути человека. Авторы отмечают, что возможности социальных, природных и духовных факторов в формировании пути жизни человека раскрываются по-разному в зависимости от его возраста, а своевременное выполнение и решение задач каждого возрастного этапа является залогом успешного целенаправленного выстраивания индивидом дальнейшего жизненного пути. Показывается, что для возрастного развития человека характерна преемственность, означающая, что все образования и определенные структуры предыдущего этапа жизненного пути не исчезают, не пропадают бесследно, а входят в состав новых образований, трансформируясь и перестраиваясь.
Ключевые слова: ценности, смыслы, возрастная периодизация, жизненный путь человека, задачи возрастных периодов, аксиология.
С. А. Ермаков, О. П. Кашина S. A. Ermakov, O. P. Kashina
LIFE VALUES AND MEANINGS AGE PERIODIZATION OF HUMAN
In the article, the authors touches upon the comprehension of the defining life values and meanings in the main periods of human life. The significance of this analysis is shown for a comprehensive understanding and interpretation of a person's life path. The authors note that the possibilities of social, natural and spiritual factors in shaping the path of a person's life are revealed differently depending on the age, and the timely execution and solution of tasks for each age stage is the key to an individual's successful goal-building of a further life path. It is shown that continuity is characteristic of the age development of a person, which means that all the formations and certain structures of the previous stage of the life path do not disappear without a trace, but are part of the new formations, transforming and rearranging.
Keywords: values, meanings, age periodization, human, human life, tasks of age periods, axiology.
Введение. Жизненный путь современного человека включает в себя многие ценности и смыслы, среди которых наиболее актуальными являются вопросы выбора, идентичности, предназначения, свободы личности, способности быть активным субъектом, творцом своей собственной жизни. Однако не для каждого из современников сознательное и целенаправленное выстраивание, проектирование и осуществление индивидуального жизненного пути в разных возрастных периодах является важной задачей. Между тем время заставляет обратить внимание на необходимость решения этого вопроса. Этому способствует ускоренный ритм жизни, провоцирующий явно ощущаемый человеком дефицит времени. Для того чтобы быть успешным и мобильным, человеку необходимо научиться быстро адаптироваться к постоянно возникающим переменам и инновациям. А главное, ему важно понять, какие ценности и смыслы необходимо сделать для себя ведущими, содействующими формированию своего жизненного пути. В силу этого обращение к вопросам, связанным с постижением ценностей и смыслов возрастных периодов жизни человека представляется своевременным и актуальным.
постановка проблемы. Человек является существом разумным. Поэтому для него важно знать специфику своего жизненного пути. Она, в частности, заключается в том, что путь - это сложный и многосторонний процесс, по-разному раскрывающийся в каждом возрастном периоде. В силу этого, во-первых, необходимо видеть объективную взаимосвязь между возрастными этапами жизни и их особенностями, а во-вторых, взаимосвязь самих этапов, как некоего целого, наполненного определенными смыслами. В связи с этим обратим внимание на то, что «структурной организацией возрастных этапов является не отношение иерархии, или цикличность, а «цепочка». Именно цепочечная, т. е. последовательная структура манифестирует возрасты жизни, между которыми нет черты, разделяющей их непроходимой стеной» [1, с. 13]. Таким образом, возрастные этапы, с одной стороны, есть достаточно самостоятельные стадии жизни человека, с другой - взаимосвязанные фазы человеческого бытия. При этом каждый возрастной период имеет свои задачи, ценности и обязанности, которые и наполняют смыслом жизнь человека. Своевременное выполнение этих задач содействует осмысленному выстраиванию успешной, счастливой жизни человека. В силу этого важно с пониманием отнестись к данному положению, так как в обыденном сознании возраст воспринимается и описывается зачастую только как отдельные, достаточно самостоятельные стадии развития человека вне общей логики его бытия, вне ценностей и смыслов самой жизни. В данной работе мы постараемся рассмотреть основные периоды жизни человека как единство общего и особенного с учетом тех жизненных ценностей и смыслов, которые раскрывают своеобразие индивидуального жизненного пути человека.
методы исследования. Предпринятое исследование с необходимостью требует использования целого комплекса методологических приемов. В силу этого методологической базой исследования является комплексный подход, опирающийся на принципы диалектики, историзма, системности. Именно диалектический метод позволяет рассмотреть предмет в развитии, совершить восхождение от абстракт-
ного к конкретному, обеспечивая единство исторического и логического, анализа и синтеза в вопросе постижения жизненных ценностей и смыслов возрастной периодизации человека.
Вместе с тем диалектика как общий метод исследования не исключает конкретных методов, позволяющих эффективно решать конкретные исследовательские задачи. Наряду с историко-генетическим методом, предполагающим рассмотрение вопроса в его исторической перспективе, мы активно будем использовать онтогенетический метод, позволяющий понять развитие человека в его сопряженности с осознанием тех задач, которые являются важными в конкретном возрастном периоде. Кроме того, исследование позволяет активно использовать методы аналогии, экстраполяции, содействующие изучению жизненных ценностей и смыслов в различные возрастные периоды жизни человека как целостного образования.
Аксиология основных возрастных периодов жизни человека. Человек рождается, и первые одиннадцать лет он пребывает в периоде детства. Данный этап представляет собой очень важный социокультурный феномен. Исследованием детства занимаются представители многих научных областей: социологи, психологи, педагоги, историки. В сфере философского знания интерес к детству как объекту исследования проявился сравнительно недавно. На сегодняшний день философское осмысление феномена детства приобретает особую актуальность, вызванную реалиями современной общественной жизни: модерни-зационными процессами в духовной, социальной сферах общества, антропологическим кризисом, глобализационны-ми процессами. Необходимо понять, каковы возможности детства с точки зрения определения потенциала будущего как отдельного человека, так и общества в целом. Можно сказать, что детство - это начало жизненного пути человека, без понимания которого невозможно достойным образом выстроить и пройти весь путь жизни.
С момента рождения ребенок имеет свои индивидуальные особенности. Главное состоит в том, что детство особый период в жизни человека не только в психофизическом, но и социальном созревании; это время интенсивного динамичного развития человека, накопления социального опыта, формирования отношения к окружающему миру, обществу и людям. Л. Н. Толстой специально подчеркивал значимость опыта детской жизни: «От пятилетнего ребенка до меня - только шаг. От новорожденного до пятилетнего - страшное расстояние. От зародыша до новорожденного - пучина. А от не существования до зародыша отделяет уже не пучина, а непостижимость» [2, с. 62]. Толстой оценивает этот путь как мощный творческий прорыв. Мыслителя удивляла та скорость, с которой ребенок учится, и тот объем знаний, который он осваивает. Сама взрослая жизнь во многом строится на тех ценностях, которые человек приобретает в детском возрасте.
Таким образом, детство представляет собой стартовый потенциал в определении будущей жизненной траектории, пути жизни каждой личности. При этом ребенок подчинен всеобщим законам бытия как личность, постепенно взрослеющая. Поэтому детство как уникальный неповторимый период пребывания ребенка в его собственном бытии обна-
личивает единство сущности и существования, показывая собственную модель отношения к природе, другим людям и самому себе.
Ученичество не менее важная задача данного периода. Учиться - это значит всесторонне развиваться, что закладывает важнейшие основы последующего выбора человеком своего жизненного пути. Справедливо утверждать, что детство - это первая основополагающая ступенька на пути в мир взрослых. В этом смысле можно согласиться с высказыванием А. Б. Орлова: «Мир детства - это часть мира взрослых, часть неравноценная целому, но подчиненная ему, его целям, его установкам, его стремлениям и ценностям» [3, с. 72].
Следующая ступень развития человека - отрочество (1115 лет) и период перехода подростка в юношеский возраст (15-18 лет). Подростковый и юношеский возраст представляют собой ступени единого целого - стадии взросления, характеризующейся стремительными морфофункциональ-ными, психологическими и психофизиологическими изменениями организма человека. В этот период развития на место детскому эгоцентризму приходит мироцентризм. «Подросток осознает, что в обществе существуют общие для всех нормы (честность, справедливость), которые считаются обязательными во взаимоотношениях людей, в том числе и для его воспитателей. Норма выступает тем общим знаменателем, на основе которого сравниваются мысли, чувства и поведение учителей, родственников, товарищей, знакомых. Индивид овладевает новым способом разрешения противоречивых отношений с миром - духовным» [4, с. 177]. Духовное саморазвитие подростка проявляется в первую очередь в формировании морально-нравственного сознания, выработке определенных ценностных ориентаций, идеалов, гражданских качеств личности. Формированию представлений о себе, своем «Я» способствует коммуникативная активность подростков, поскольку зачастую познание самого себя происходит через процесс познания других. Поэтому главной задачей отрочества и юности становится обучение подростка продуктивному общению с окружающими людьми, со своими сверстниками. Все это представляет собой своего рода подготовку к будущему личностному, социальному, духовному, профессиональному самоопределению, характерному для юношеского возраста. Именно самоопределение жизненных перспектив, жизненных сценариев с дальнейшим проектированием пути своего будущего составляет основу юношеского возраста. Поэтому одной из важных ценностей юности является овладение человеком нового уровня развития самосознания, включающего в себя открытие своего внутреннего мира, формирование личной идентичности, стремление к всестороннему самопознанию, индивидуального личностного способа бытия.
Молодость (18-30 лет) - следующий этап жизни человека - пока не стала объектом специального философского анализа. Между тем это достаточно важный вопрос, требующий к себе серьезного внимания. Связано это, во-первых, с определением объективного положения молодого человека в обществе и субъективным осознанием им этого положения. Как правило, в это время большинство молодых людей полностью осознают и понимают свое социальное и духовное предназначение, планируя то или иное направление
личностной деятельности в соответствии с теми условиями, которые им предоставляет окружающая социальная среда. «Молодость - это та эпоха человеческой жизни, которой присущи дух товарищества и коллективизма, духовные и творческие запросы, стремление принести пользу людям, вера в добро и идеалы» [5, с. 42]. Это время окончания вуза, создания семьи. Учеба и дружба как две важнейших ценности бытия молодого человека дополняются другими - работой и любовью. Это время становления человека как профессионала и как семейного человека.
В сознании людей в период молодости окончательно оформляется внутренняя шкала духовных ценностей и моральных установок. Главной задачей этого возраста является устройство повседневной жизни человека, и в первую очередь это касается выбора профессии. В современном обществе одной из характерных черт профессионального самоопределения молодых людей выступает их ориентация на престижность, элитность и экономическую рентабельность профессий. Идеи быстрой карьеры, богатства, блистательного успеха часто стоят на первом месте. Человек зачастую не прислушивается к своему «внутреннему голосу», игнорирует истинные задатки и способности, увлечения и желания. В результате - крах всех надежд и ожиданий. Поэтому важно в молодости ориентироваться на те ценности, которые стали частью самой личности. Нужно прислушиваться к себе и таким образом осуществлять путь к себе.
Апогеем, расцветом жизни человека выступает зрелый возраст (30-50 лет) - период наиболее полного расцвета человеческой личности в социальном, духовном, профессиональном аспектах. Зрелость - это вершина развития человека, его возможностей как личности, как яркой индивидуальности [6]. В социальном аспекте взрослый человек -это профессионал, который знает себе цену; в семье - это человек с приобретенным жизненным опытом, ясно представляющий себе все стороны человеческого бытия, как положительные, так и отрицательные моменты. Иллюзии молодости постепенно исчезают, и приобретают особую актуальность слова А. Шопенгауэра: «Большим выигрышем было бы, если бы можно было искоренять уже в юности, путем своевременных наставлений, ту иллюзию, будто мир может нам дать многое» [7, с. 207]. Действительно, мир «не ждет» каждого из нас. Для мира важно, чтобы рождались мужчины и женщины, чтобы род людской воспроизводил себя. Поэтому не нужно ждать от мира многого. Довольно того, что человек родился и может выстроить свой путь жизни. Нужно действовать! Именно он, человек, и должен наполнить свою жизнь ценностями и смыслами, которые преобразуют его жизнь. Именно в зрелом возрасте есть все для того, чтобы воплотить в жизнь задуманное.
Основной задачей человека зрелого возраста является служение. Служение возможно через самореализацию себя во всех сферах общественной жизни, которые весьма разнообразны: общество, семья, профессиональная деятельность, благотворительность, дела милосердия, наставничество. Первостепенными сторонами жизни зрелого человека выступают профессиональная деятельность и семейные отношения. Особенно служение семье является главным делом жизни человека. К этому времени семейный человек, как правило, прожил уже 25 лет в законном
браке. Образно говоря, он построил дом в двадцать пять этажей. И ему нужно сберечь этот дом, а не разрушать его, все начиная сначала. К этому взывает мудрость жизни. Словом, в зрелом возрасте нужно сохранять все позитивное, наработанное годами для того, чтобы иметь твердую основу для дальнейшего построения своей жизни.
Следующей ступенькой лестницы жизненного пути является пожилой возраст (50-70 лет). К пожилому возрасту человек приобретает весьма весомый жизненный опыт, реализующийся в профессиональной, производственной, социальной, семейной сферах. Однако в этом возрасте, как правило, заканчивается трудовая деятельность человека, и он сталкивается с таким феноменом, как «профессиональная смерть». Понимание человеком того, что как труженик, профессионал своего дела он больше не востребован обществом, зачастую приводит к появлению ощущения тревожности и некоторой растерянности. Изменяется положение, статус и роль пожилого человека в обществе. Из группы, называющейся условно поколением руководителей, они переходят в так называемую группу людей, находящихся на «заслуженном отдыхе».
В то же время, пожилой возраст - это время активного наставничества. Человек концентрирует свое внимание на помощи другим людям, поддержке их на жизненном пути. В этом возрасте приходит понимание, что «существуют вещи, которые не случились, а случаются. Вечно» [8, с. 99]. Человек начинает все чаще задумываться над вечными ценностями бытия: размышления о смысле жизни, судьбе, приближающейся смерти, встрече с вечностью. Эти вопросы все больше волнуют человека в этом возрасте.
Одной из важных задач пожилого возраста является сохранение и поддержание того образа жизни, который был характерен для человека в течение предшествующей жизни. Кроме того, к задачам данного возрастного периода относится помощь детям, внукам, словом, подрастающему поколению. Пожилой человек может взглянуть на проблему с высоты прожитых лет. Он как бы стоит на горе, и ему хорошо видно то, что происходит в долине. Для него не является тайной за семью печатями то, что для молодости выступает неизвестностью.
Старость (70 и старше) как предел человеческого существования заслуживает к себе особого внимания. Прослеживая историю человеческой культуры от времени архаики до современности, нельзя не заметить негативной оценки старости. И это неудивительно, ведь к периоду старости накапливаются различные недуги. Но в то же самое время отмечается и важная ценность старости: сосредоточие мудрости человеческой. Старость осознается как важный период и достойное время человеческой жизни. Всякий доживший до старости человек заслуживает внимания других людей. Это связано с тем, что старый человек многое видел и слышал, во многих делах принимал участие. Он знает, как ведут себя люди, когда им весело или грустно, когда они заняты или располагают временем. Видимо, так уж устроен человек, что ему «нужно долго прожить - состариться, чтобы понять, как коротка жизнь. Чем старше мы становимся, тем ничтожнее кажется нам решительно все человеческое; жизнь, представляющаяся нам в юности чем-то определенным и нерушимым, теперь кажется быстрым мельканием эфемерных явлений...» [8, с. 212].
В старости главной задачей человека является осознание и принятие ценности прожитой жизни. Человеку дается шанс переосмыслить и дать оценку своим достижениям, удачам и неудачам. В этом возрасте важно понять целесообразность и необходимость личностной работы на различных возрастных этапах жизни человека. При позитивной линии развития на предыдущих стадиях человек может положительно оценить свою предшествующую жизнь, подвести ее итоги с чувством удовлетворения в профессиональной деятельности, социальных, семейных, общественных отношениях. В этом случае человек не будет бояться неизбежности конца своего земного существования. Если же позитивных моментов в жизни человека немного, то сожаления могут наполнить оставшиеся годы жизни.
Заключение. Предпринятое исследование позволило сделать ряд важных выводов для выяснения роли аксиологических аспектов возрастной периодизации в понимании пути жизни человека.
Прежде всего жизненный путь человека предстает как целостное образование, своеобразная «лестница жизни», состоящая из последовательных возрастных ступеней. В каждый возрастной период оказывают воздействие природные, социальные и духовных факторы, которые необходимо учитывать для понимания смысла происходящего в жизни человека.
Важно подчеркнуть, что путь жизни человека имеет свои особенности. В каждый возрастной период человек может сделать то, что он может сделать. И следует понять, какие ценности и смыслы человек должен сделать приоритетными, чтобы решить те задачи, которые ставит перед ним каждый возрастной период. Без знания этой стороны вопроса человек будет жить так, как ему заблагорассудится. И только спустя годы, если будет проведен анализ пройденного пути, он сможет подойти к пониманию того, что у него получилось в итоге. Но жизнь уже будет прожита. Поэтому важно знать те задачи, которые важно решить в каждый возрастной период.
Рассмотрение аксиологических аспектов жизни показало, что для возрастного развития человека характерна преемственность, означающая, что все достижения предыдущего этапа жизненного пути не исчезают, не пропадают бесследно. Они входят в состав новых образований, трансформируясь и перестраиваясь. На каждом возрастном этапе происходит развитие личности, проявляющееся в изменении жизненной позиции, особенностей взаимоотношений с окружающими людьми, появлении новых ценностных ори-ентаций. Кроме того, для каждого этапа жизни характерно наличие определенных сил, представляющих собой базис развития человека в том или ином возрасте и приводящих к необходимости и неизбежности перехода к новому этапу.
В силу этого для человека очень важно осмысление своей жизни как пути, состоящего из последовательных возрастных этапов, имеющих свои ценности и смыслы. Это, безусловно, должно побуждать каждого человека к философской рефлексии, размышлениям, содействующим осознанию смысла и предназначения того или иного этапа своего бытия. Философия как одна из форм постижения мира призвана помочь человеку осмыслить свое бытие, понять ценности и смыслы каждого возрастного периода своей жизни для того, чтобы выстраивать свой индивидуальный путь.
1. Елютина М. Э., Чеканов Э. Г. Социальная геронтология. Саратов, 2001. 168 с.
2. Толстой Л. Н. Детство. Юношеские опыты // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. М. : Гос. изд-во худож. лит., 1928. Т. 1. 425 с.
3. Орлов А. Б. « Если... не будете как дети...» Гуманистическая психология детства и образовательная перспектива для третьего тысячелетия // Мир образования. 1996. № 4. С. 72-76.
4. Звездкина Э. Ф. Социальная природа самосознания. Красноярск : Изд-во Краснояр. ун-та, 1986. 195 с.
5. Федотова П. И. Молодость и старость как духовно-нравственные категории: Проблемы геронтософии в русском философском романтизме // Философия старости:
УДК 130.2
АРХЕТИПИЧЕСКИЕ КОРНИ ФИЛОСОФИИ КОСМИЗМА
Автор исследует архетипические предпосылки философии космизма. Обосновывается идея о том, что бытийной основой базовых концептов космизма выступают конституируемые архетипом самости экзистенциальные состояния (в частности, страх смерти и чувство оторванности от мира и ущербности наличного бытия). Показано, что философия космизма приобретает особую актуальность в обществах, обладающих потенциалом мирового лидерства. Исследуются особенности русского и американского космизма.
Ключевые слова: коллективное бессознательное, архетип самости, архетип страха смерти, философия космизма.
Космизм - философское мировоззрение, в основе которого лежит представление о мироздании как об организованном и упорядоченном целом и о человеке как органической части этого целого [1, с. 519]. Для него характерны обращенность к внеземной части вселенной, вера в космическое предназначение человека и в неизбежность объединения всего человечества в процессе космической эволюции. Научно-технический прогресс осмысливается космистами как закономерный этап общемирового эволюционного процесса, успешное прохождение которого позволит человечеству достичь полного и окончательного единства с мирозданием.
Особое место в философии космизма занимает тема смерти, которая представляется главным вселенским злом, основным препятствием на пути к всеобщему счастью. Необходимым условием счастливого бытия, по мнению космистов, является бессмертие, возможность достижения которого они связывают опять-таки с научно-техническим прогрессом. Надежды на бессмертие в космизме связаны с представлениями о космосе как о ресурсе бесконечной и безграничной жизни. Космизм в этом смысле представ-
геронтософия : сб. материалов конф. СПб. : Изд-во С.-Пе-терб. филос. об-ва, 2002. С. 41-43.
6. Ермаков С. А., Кашина О. П. Задачи зрелости как важного этапа жизненного пути человека // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов : Грамота, 2015. № 1. Ч. 1. С. 47-49.
7. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М. : Совет. писатель, 1990. 370 с.
8. Мамардашвили М. К. Психологическая топология пути: М. Пруст «В поисках утраченного времени»: лекции 1984-1985 гг. СПб. : РХГИ, 1997. 571 с.
© Ермаков С. А., Кашина О. П., 2018
Е. Ю. Забелина E. Yu. Zabelina
ARCHETYPAL ORIGINS OF THE COSMIC PHILOSOPHY
The author investigates the archetypal premises of the philosophy of cosmism. The substantiated idea is that existential states constituting the existential archetype of the Self (in particular, the fear of death and the feeling of detachment from the world and the detriment of existing being) are the basis of the basic concepts of cosmism. It is shown that the philosophy of cosmism acquires a special urgency in societies possessing the potential of world leadership. The peculiarities of Russian and American cosmism are studied.
Keywords: collective unconscious, archetype of the Self, archetype of the fear of death, the cosmic philosophy.
ляется антропоцентристским мировоззрением, согласно которому человечеству присуща особая миссия в масштабах всего мироздания.
Между тем и представление о человеке как о завершающем звене эволюции мирового целого, и представление о бессмертии как необходимом условии подлинно счастливого бытия оформились в мифологическом сознании древних культур задолго до эры техногенных цивилизаций. На протяжении всей обозримой истории тема достижения космического бессмертия занимает видное место в эпических произведениях, в мистических и религиозных концепциях. Данное обстоятельство дает основание предположить, что истоки представлений о «космическом человеке» и о его бессмертии как высшей ценности находятся в коллективном бессознательном [2].
Согласно К. Г. Юнгу, центральное место в коллективном бессознательном принадлежит архетипу самости - программе коллективного бессознательного, конституирующей экзистенциальный образ действительности, разделенной на внутренний и внешний миры, противостоящие друг другу. Внутренний мир самости включает в себя переживания,