Научная статья на тему 'Теоретические и практические подходы в организации инновационной деятельности сельской школы'

Теоретические и практические подходы в организации инновационной деятельности сельской школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / RURAL SCHOOL / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / THEORETICAL AND PRACTICAL APPROACHES / ПРИНЦИПЫ / ИДЕИ ОРГАНИЗАЦИИ / IDEAS OF ORGANIZATION / FOUNDATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аманбаева Л. И.

Излагаются теоретические подходы в организации инновационной деятельности сельской школы, обоснованные на анализе позитивного отечественного и зарубежного социального и педагогического опыта. Кратко раскрывается практическая реализация подходов в педагогической деятельности сельской школы в п. Тулагино, в пригороде г. Якутска, а также отмечены ее достижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND PRACTICAL APPROACHES TO ORGANIZATION OF INNOVATIVE ACTIVITY IN RURAL SCHOOLS

Here some theoretical approaches to organization of innovative activity in rural schools are presented, which are based on the analysis of the positive native and foreign social and pedagogical experience. There is also a brief account of practical realization of the approaches in pedagogical activity of a country school in Tulagino, the suburb of Yakutsk city. Some of the achievements of the school are also pointed out.

Текст научной работы на тему «Теоретические и практические подходы в организации инновационной деятельности сельской школы»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

THEORETICAL AND PRACTICAL APPROACHES TO ORGANIZATION OF INNOVATIVE ACTIVITY IN RURAL SCHOOLS

Л. И. Аманбаева

Излагаются теоретические подходы в организации инновационной деятельности сельской школы, обоснованные на анализе позитивного отечественного и зарубежного социального и педагогического опыта. Кратко раскрывается практическая реализация подходов в педагогической деятельности сельской школы в п. Тулагино, в пригороде г. Якутска, а также отмечены ее достижения.

Ключевые слова: инновационная деятельность, сельская школа, теоретические и практические подходы, принципы, идеи организации.

Сегодня в результате распада социалистической системы возникло единое идеологическое пространство, появилась возможность осмысленного использования позитивного зарубежного опыта в области образования и воспитания. Необходимо применять его, опираясь на собственные достижения, учитывая то, что наиболее удачно сочетается с нашим опытом. Основание первое - опыт коллективного воспитания, на наш взгляд, наиболее соотносится с жизнедеятельностью западного гражданского общества, о котором у нас принято говорить с пиететом. Исторически взращенный коллективистский дух российского народа, проявляющийся в солидарности, взаимовыручке, доброжелательности, справедливости, хорошо сочетается с западным так называемым «социальным капиталом». Под этим термином американский исследователь Дж. Коулмен, основоположник концепции «социального капитала», понимает деятельность и лучшие черты рядовых граждан из разного рода низовых объединений (локальных сообществ), получивших в США название «гражданских комьюнити». Его соотечественник Р. Патнэм, известный исследователь современного гражданского общества, является горячим поклонником этой концепции [1]. Он отмечает, что чем интенсивней практика кооперации и взаимовыручки, тем прочней и эффективней солидарность и взаимодоверие граждан, и таким образом «социальный капитал» является жизненной сутью гражданского общества.

Использование опыта гражданского общества невозможно представить без активного участия школы, как социального института, воспитывающего будущих граждан. Стимулировать нравственный потенциал народа, активизировать его силы на созидательное обустройство своей жизни на локальном уровне (села, поселка, города) не

L. I. Amanbaeva

Here some theoretical approaches to organization of innovative activity in rural schools are presented, which are based on the analysis of the positive native and foreign social and pedagogical experience. There is also a brief account of practical realization of the approaches in pedagogical activity of a country school in Tulagino, the suburb of Yakutsk city. Some of the achievements of the school are also pointed out.

Keywords: innovative activity, rural school, theoretical and practical approaches, foundations, ideas of organization.

только вполне возможно, но и абсолютно необходимо для возрождения российской нации. Основание второе -опыт трудового воспитания молодежи. Из зарубежных теоретических положений, по нашему мнению, заслуживает внимания эпигенетическая теория Э. Эриксона [2]. По Эриксону, личность - это результат активного включения индивида в многообразные социальные общности. Связь с ними человек переживает как верность самому себе, как свою сущность, идентичность. Это психосоциальный феномен, имеющий исключительную важность для развития личности на протяжении всего жизненного пути. Эриксон доказал, что в формировании идентичности личности огромную роль играют исторические традиции тех социальных общностей, во взаимодействии с которыми формируется личность. В этом отношении очень интересны его исследования жизнедеятельности племени сиу, которое жило в резервации, в условиях сильно отличающихся от их традиционного социального уклада. Им запретили говорить на родном языке, заниматься охотой, жить в собственных жилищах и т. д. Взрослые и дети этого племени поражали апатичностью характера. И хотя психиатры видели причину этого только в невротическом складе характера народа сиу, Эриксон доказал, что трагедия этого народа заключается в потере своей историко-социальной идентичности и в невозможности создать новую систему ценностей, обрести новую идентичность. Подобная социальная ситуация складывается и в современной России: произошла сверхбыстрая историческая смена социально-экономических условий, моральных и ценностных ориентиров, идет практически насильственное насаждение западного образа жизни, причем не лучшего его опыта. Это формирует социальную апатию, потерю веры в будущее. Таким образом, в организации но-

вых подходов в воспитании, особенно сельской молодежи, объективно возникает необходимость в учете вышеупомянутых обстоятельств. Именно село является хранителем традиционного исторического уклада жизни российского народа, хранителем исконно народных трудовых традиций, которые являются важными условия идентификации личности и народа в целом. Основание третье -это позитивная, оптимистическая, мажорная направленность воспитательного процесса, которая обусловлена самой сущностью детской и юношеской психологии. В глубокой древности прогрессивные деятели античных цивилизаций понимали значение музыки, особенно маршевой, бравурной, в воспитании детей и юношества, в становлении воинов. Пройдя через века, это понимание нашло отражение в организации деятельности детских общественных организаций. Наиболее яркий пример -скаутское движение, получившее широкое распространение в Великобритании и США и оттуда шагнувшее в мировой опыт. Пионерская организация СССР создавалась по образу и подобию скаутской. Внешние атрибуты: форма, девиз, отряды, игры, музыкальное сопровождение, лагерно-сборная жизнь, романтизм - все это удачно использовалось в скаутизме и в пионерии и является примером правильного использования положительных моментов зарубежного опыта.

Социальные изменения, безусловно, оказывают первоочередное влияние на личность и, по мнению социологов, цепочка изменений выстраивается по общей схеме: социальные - культурные - личностные. Ученые отмечают сложность и долговременность этих изменений. Мы уже отмечали, что Эриксон обосновал положение о необратимом характере влияния уклада жизни людей на их личностные свойства, на идентификацию с обществом.

Л. С. Выготский еще в 1930-е гг. сетовал на то, что социальная среда организована самым дисгармоничным образом. И сейчас наше общество оказалось в подобном состоянии. «В этих случаях речь должна идти о социальном перевоспитании как о единственном педагогическом средстве борьбы с этим злом» [3, с. 216]. Цель воспитания - это приспособление ребенка к среде; все в человеке воспитывается и перевоспитывается при соответствующем социальном воздействии. По мнению психолога, школа должна «пронизать и окутать жизнь ребенка тысячами социальных связей», которые бы помогли выработке нравственного характера.

Теоретические подходы реализуются в практике инновационной деятельности Тулагинской средней общеобразовательной школы, находящейся в п. Тулагино, пригороде г. Якутска. Новаторскими направлениями являются следующие: включение учащихся в процесс изучения лугового травостоя (популяционная биология) под руководством ученых НИИ биологии; организация вермихозяй-ства (выращивание калифорнийских червей для получения биогумуса); привлечение к совместной работе малого предприятия - кооператива «Лыгый», в котором дети знакомятся не только с азами ведения рыночного хозяйства, но и учатся приумножать национальные культурные тра-

диции (очень плодотворно работает одноименный детский этнографический ансамбль); летние трудовые лагеря семейного типа и другие. Считаем инновационным подходом то, что в реальной практике удалось осуществить комплексную, эффективную связь школы, научных учреждений, социума и малого предпринимательства. Это хорошо просматривается в направлениях деятельности школы. Трудовая деятельность школьников продумана так, что они учатся хозяйствовать в рыночных условиях, получают неплохую зарплату (особенно это важно для малообеспеченных семей), психологически настраиваются жить в новых условиях, включаются в научно-исследовательскую деятельность, заряжаются оптимизмом, взаимопомощью и солидарностью. Конечно, не все идет ровно, возникают сложные проблемы, но они связаны, в основном, с материальными вопросами. В педагогическом плане ведется постоянный мониторинг уровня обученности и воспитанности школьников, который показывает положительную динамику. Для более объективных выводов требуется довольно длительное время и качественный анализ получаемых результатов.

Школа начала работать в опытно-экспериментальном режиме с 2005 г., став городской экспериментальной площадкой по теме «Сельская школа - центр воспитания жизнеспособной личности» (2005-2010). В рамках этой темы, по мере развития педагогического и ученического коллективов изменился статус школы, она стала агропрофилирован-ной, а в 2009 г. защитила проект «Агрокомплекс - путь интеграционного развития сельской школы, социума, научных учреждений и малого бизнеса». По результатам деятельности, а также за начало успешной реализации проекта «Агрокомплекс» Тулагинская СОШ была награждена дипломом за 1-е место в Шестом всероссийском конкурсе «Сотворение и созидание Будущей России», г. Москва (номинация «Проекты и идеи, направленные на сопряженное развитие науки, инноваций и производств»), и удостоена Гран-при во всероссийском конкурсе научно-методических разработок сельских школ, г. Анапа (2010). В апреле 2012 г. Тулагинская СОШ приняла участие во всероссийском конкурсе, посвященном памяти А. С. Макаренко, в г. Чебоксары и также удостоилась Гран-при, в этот же период она успешно защитила новый проект «Инновационная деятельность сельской школы, основанная на принципах энерго- и ресурсосбережения, как процесс сопряженного развития науки, образования и бизнеса в социуме» и стала республиканской экспериментальной площадкой министерства образования Республики Саха (Якутия) (2012-2016 гг.).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Патнэм Р. Процветающая комьюнити и общественная жизнь // Мировая экономика и Международные отношения. М., 1995. № 4.

2. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; ред. и предисл. А. В. Толстых. М., 1996.

3. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М., 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.