УДК 37.017.4 ББК 74.2
Кокорин Сергей Аркадьевич
Кафедра педагогики Курганский государственный университет Kokorin Sergey Arkadievich Chair of Pedagogics Kurgan State University Теоретический аспект проблемы гражданского самоопределения сельских
школьников
Theoretical Aspect of the Rural Pupils’ Civil Self-Determination
В статье рассматривается теоретический результат диссертационного исследования по проблеме гражданское самоопределение школьников в условиях сельской школы. На основе системного, личностноориентированного, социально-ориентированного, компетентностного подходов определяется содержание основных понятий, цель, содержание, система, условия успешного гражданского самоопределение сельских школьников.
This article considers theoretical results of the thesis on the problem of the pupils’ civil self-determination in the rural school. On the basis of system, personality-focused, socially-focused and competence approaches the basic concepts, the purpose, the contents, the system and the conditions of the successful rural pupils’ civil self-determination are defined.
Ключевые слова: «самоопределение», «самоопределение личности», «гражданское самоопределение сельских школьников», «гражданская
компетентность сельских школьников», «система гражданского
самоопределения».
Key words: self-determination, person’s self-determination, rural pupils’ civil self-determination, rural pupils’ civil competence, civil self-determination system.
Вопросы самоопределения личности в философском аспекте рассматриваются в трудах Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, М.М. Бахтина. Ими рассматривается двойственная духовно-материальная сущность человека и соотнесенность смысла и действенности его существования. На человеке лежит ответственность за формирование собственного смыслового единства и за его реализацию. В связи с этим становление человека предполагает определение себя в мире, то есть самоопределение.
Ученые, изучающие вопросы формирования личности (Б.Г. Ананьев, К. А. Альбуханова-Славская, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, В.И. Журавлев, И.С. Кон, А.В. Мудрик, А.М. Прихожан, Н.С. Пряжников, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Асмолов, К.К. Платонов и др.), рассматривают различные аспекты ее
самоопределения. Социологами, социальными психологами самоопределение рассматривается как часть социальной адаптации (Д. Морено, Р. Бейлс, М. Аргайл, Ф. Олпорт, Э. Фромм и др.) и социализации (А.А. Айвозян, Т. Парсонс, М.С. Каган, Д. Морено, А.С. Гаязов, Р. Бернс, И.С. Кон, Э. Эриксон и др.). Гражданское самоопределение является частью личностного и социального самоопределения, интегрируя эти два направления. Различные его аспекты рассматриваются в работах Л.И. Аманбаевой, А.В. Беляевой, Т.В. Болотиной, Н.А. Вахрушевой, А.С. Гаязова, Г.Я. Гревцевой, А.Я. Камалетдиновой, Л. Р. Кузнецова, Х. Мюнклера, И. В. Суколенова и др.
Анализ подходов к рассмотрению проблемы социального, личностного, гражданского самоопределения позволил сформулировать следующие положения:
1. Гражданское самоопределение является процессом, направленным на формирование внутренней гражданской позиции человека.
2. Гражданское самоопределение имеет ценностно-смысловую природу, включающую активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе своего собственного существования как гражданина общества; обретение своего гражданского ценностно-смыслового единства и его реализации в процессе самостоятельной жизнедеятельности.
3. Гражданское самоопределение ориентировано в будущее, имеющее два вида: смысловое и временное.
4. Итоговым результатом гражданского самоопределения является динамическая система представлений человека о самом себе как о гражданине, социализированной личности, реализующей потребности в своем гражданском самоопределении на основе положительного отношения к гражданскому становлению и активному участию в освоении опыта гражданского поведения.
В соответствии с выделенными положениями нами дается следующая авторская трактовка понятия «гражданское самоопределение сельских школьников» - это процесс самостоятельной деятельности учащихся по осознанному адекватному поиску личностно значимых смыслов гражданского
самоопределения, освоения опыта гражданского поведения и деятельности в специфических условиях сельской семьи, сельского социума, сельской школы.
Целью гражданского самоопределения сельских школьников является осознание и реализация потребности в своем гражданском самоопределении.
Содержанием гражданского самоопределения сельских школьников будет освоение ими необходимой совокупности знаний общественногражданской направленности; формирование положительного отношения к своему гражданскому самоопределению; освоение и реализация собственного опыта гражданского поведения и деятельности; самовоспитание качеств гражданина.
В ходе исследования нами выделены особенности гражданского самоопределения сельских школьников: ограниченные образовательные,
кадровые, научно-методические возможности сельской школы; особенности влияния информационной среды сельского социума; наличие ситуации тройной интерпретации содержания гражданского самоопределения (сельская семья, сельская школа, сельский социум); «отдаление» государства от села, сельской школы, сельского жителя; гражданская пассивность и нигилизм сельского населения, связанные с социально-экономической ситуацией на селе; влияние природных условий, обостренное чувство малой Родины; специфика и узость базы сельского социума для проявления социальных инициатив; практическое отсутствие общественных объединений, организация источников общественных инициатив; повышенное влияние этно-семейных отношений как основания формирования гражданских качеств, гражданское самоопределенияе в целом; существующее на селе, в семье неоднозначная гражданская позиция взрослого населения.
Теоретико-методологической основой рассматриваемой проблемы является системный, личностно-ориентированный, социально-
ориентированный и компетентностный подход.
С позиции системного подхода мы рассматриваем процесс формирования гражданской компетентности как динамичную систему, включающую цель, структуру, функцию, интегрированную целостность средств, ресурсное обеспечение.
С позиции личностно-ориентированного подхода формирования
гражданской компетентности сельских школьников нами определяется как одно из направлений их самоопределения, содержание которого является поиск личностных смыслов в своем гражданском становлении. Реализация личностно-ориентированного подхода предполагает усиление роли активной самостоятельной деятельности сельских школьников в этом процессе.
Социально-ориентированный подход направлен на социализацию сельского школьника и его интеграцию в социальную среду в качестве гражданина, члена общества. Содержание данного подхода является педагогическое содействие сельским школьникам, формирование их гражданского сознания, актуальной гражданской позиции, опыта гражданского поведения. Включение данных подходов обусловлено диалектическим единством противоположностей личного и общественного основания в формировании гражданина. Если в период советской школы приоритетным был процесс социализации, причем социализации коллективной, массовой, то в последнее время приоритетом является индивидуализация, личностный аспект, в том числе и в гражданском становлении личности. Наша позиция основана на диалектическом подходе гармонизации процессов гражданского самоопределения и гражданского определения сельских школьников, что требует обязательного педагогического содействия, создания условий формирования будущего гражданина.
Компетентностный подход является содержательной основой формирования гражданского сознания и предполагает овладение сельскими школьниками необходимой совокупности гражданских компетенций, а также готовности и способности их реализовать в процессе самостоятельной жизни и деятельности в качестве гражданина и члена общества.
Понятие «компетентность», «гражданская компетентность сельских школьников» нами определялись на основе имеющихся подходов в его определении. Зарубежные ученые в составе компетентности выделяют осведомленность, способность в выполнении обобщенных действий, метакачества личности (А. Шелтон, Д. Равен, Д. Мартенс). Б. А. Адольф под компетентностью понимает личностное свойство человека в той или иной
области деятельности. А.К. Петров включает в компетентность направленность, способность, волевые качества личности. Ю.Г. Татур выделяет в составе компетентности положительную мотивацию, отношение к содержанию и результату деятельности, знания, позволяющие сделать выбор способа осуществления соответствующей деятельности, умение осуществлять деятельность. По мнению И. А. Зимней, компетентность включает готовность к проявлению компетентности-владение знанием, опыт проявления компетентности в стандартных и нестандартных ситуациях, отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения, эмоционально-волевая регуляция. В существующих подходах мы выделили ключевые на наш взгляд составляющие: готовность и способность. При этом готовность содержит когнитивно - деятельностную составляющую, а способность - мотивационно -личностную. Учитывая, что нами обосновывается формирование гражданской компетентности школьников, мы вводим еще одну составляющую -«состояние» и «потенциальная готовность и способность».
Следовательно, под гражданской компетентностью сельских школьников мы понимаем «состояние потенциальной готовности сельских школьников к успешному выполнению функций гражданина на основе овладения им необходимой совокупности гражданских компетенций, формирующейся в условиях взаимодействия и влияния сельского социума, сельской семьи и сельской школы и способности их реализовать в процессе самостоятельной жизни и деятельности в качестве гражданина».
Нами выделены в структуре гражданской компетентности сельских школьников когнитивно-деятельностный и мотивационно-личностный компоненты.
Когнитивно-деятельностный компонент направлен на формирование потенциальной готовности к выполнению гражданских функций и включает две группы компетенций: гражданскую образованность и гражданскую
умелость.
Мотивационно-личностный компонент ориентирован на формирование способности реализовать готовность к выполнению гражданских функций в процессе социальной практики и включает в качестве компетенций гражданскую активность и гражданскую воспитанность.
Учитывая возрастные особенности сельских школьников, нами высказано предположение об объективной необходимости социально-педагогического сопровождения процесса их самостоятельной деятельности по своему гражданскому самоопределению.
Ученые выделяют три формы взаимодействия субъектов образовательного процесса: административное воздействие, педагогическое содействие, самостоятельное действие учащихся.
Соответственно в процессе формирования гражданской компетентности сельских школьников нами выделено три подпроцесса:
1. Управление формированием гражданской компетентностью сельских школьников. Целью и содержанием является перевод этой деятельности на системный уровень организации.
2. Педагогическое содействие формированию гражданской компетентности сельских школьников. Целью и содержанием его является оказание действенной помощи учащимся и квалифицированное сопровождение гражданского самоопределения сельских школьников.
3. Самостоятельная деятельность сельских школьников по формированию гражданской компетентности. Целью и содержанием выступают реализация потребности сельских школьников в своем гражданском самоопределении.
Как показало наше исследование, данные виды деятельности могут быть успешно реализованы в условиях сельской общеобразовательной школы, если в ней создана система гражданского самоопределения сельских школьников.
Основываясь на обосновании системы гражданского воспитания школьников (Н.В. Бордовская, Н.Д. Никандров), мы под системой гражданского самоопределения сельских школьников понимаем систему совместной деятельности учащихся и педагогов, других участников, направленную на формирование готовности сельских школьников к своему гражданскому самоопределению, включающей в свой состав следующую совокупность элементов: цель, участники, содержание, организационные
формы, методы и средства в качестве структурных компонентов выступают целевой, когнитивный, процессуальный, мотивационный, результативный,
критериально-оценочный компоненты, а в качестве функций выступают гражданско-образовательная, гражданско-мотивационная, гражданско-личностная, гражданско-деятельностная, оценочная, адаптивная.
Теоретическим основанием построения системы гражданского самоопределения сельских школьников являются положения системного подхода в соответствии с которым: всякий процесс образования необходимо рассматривать как некую образовательную систему; всякую систему необходимо рассматривать как компонент метасистемы; система определяется ее основанием, где в качестве основания выступает целевой заказ, исходящий от государства и индивидуальных потребностей субъектов образования; учет предельной возможности системы; система характеризуется этапностью и стадийностью; любая система может быть использована лишь во благо людей.
Анализ образовательной практики позволил определить существенное влияние семьи, сельского социума на процесс и результат гражданского самоопределения сельских школьников, что детерменирует выделение социально-педагогических условий, обеспечивающих координированное и педагогически целесообразное участие семьи и сельского социума в гражданском становлении учащихся. В качестве социально-педагогического условия выделено педагогическое регулирование влияния сельской семьи и сельского социума на процесс гражданского самоопределения сельских школьников и обеспечение паритета социального и личностного основания гражданского самоопределения сельских школьников.
Следующей средой, влияющей на процесс гражданского самоопределения является школа. Образовательная среда школы должна быть, в том числе, ориентирована и на подготовку учащихся к самостоятельной жизни и деятельности в качестве гражданина государства и члена общества, осознающих свои гражданские и социальные права и обязанности, имеющих положительный опыт гражданской деятельности и поведения. Влияние образовательной среды предполагает выделение организационнопедагогического условия.
В качестве организационно-педагогического условия нами выделено: обеспечение системного уровня организации образовательной деятельности
педагогов и самостоятельной деятельности учащихся по своему гражданскому самоопределению.
На процесс гражданского самоопределения учащихся оказывают влияние педагоги, специалисты школы. В процессе образовательного взаимодействия педагогов и учащихся формируется психолого-педагогическая среда, влияющая на гражданское самоопределение, что предполагает выделение психологопедагогического условия. К таковому мы относим: повышение
самостоятельной деятельности учащихся в процессе гражданского самоопределения.
Выделенный комплекс условий позволяет обеспечить: целенаправленность, скоординированное взаимодействие школы, семьи, сельского социума в процессе гражданского самоопределения школьников; системный уровень организации участников процесса гражданского самоопределения, признаками которого являются: определенность и
сопоставимость целей участников; разграниченность их полномочий, координация совместной деятельности; ресурсное и кадровое обеспечение; достижение паритета социального и личностного основания гражданского самоопределения сельских школьников.
В результате проведенного исследования обосновано содержание основных понятий «гражданское самоопределение сельских школьников», «гражданская компетентность сельских школьников», «система гражданского самоопределения сельских школьников» с позиции системного, личностноориентированного, социально-ориентированного, компетентностного подходов.
Создана система гражданского самоопределения сельских школьников, включающая в свой состав совокупность следующих элементов: цели;
субъектов, участвующих в процессе формирования; содержание, формы организации деятельности субъектов процесса; методы и средства формирования гражданской компетентности и рассматриваемая как единство целевого, содержательного, процессуального, оценочно-результативного компонентов, взаимосвязь между которыми обусловлена функциональной направленностью компонентов на формирование у учащихся гражданской
компетентности, обеспечивающей их успешную адаптацию в социальную среду жизнедеятельности в качестве гражданина.
Выделен комплекс критериев и показателей, обеспечивающих определение уровня сформированности гражданской компетентности
(гражданская образованность, гражданская умелость, гражданская активность, гражданская воспитанность); оценку уровня системной организации
совместной деятельности участников гражданского самоопределения сельских школьников (определенность и сопоставимость целей участников,
разграниченность полномочий, координация совместной деятельности, готовность участников, системность ресурсного обеспечения).
Библиографический список
1. Никандров, Н.Д. Гражданское воспитание в современной России [Текст] / Н.Д. Никандров // Наука - образованию. Материалы окружной научно-практической конференции. Ч. I. - Екатеринбург: изд-во «Раритет», 2010. - С. 8 - 20.
2. Бордовская, Н.В. Педагогика [Текст] / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 304 с.
Bibliography
1. Bordovskaya, N.V. Pedagogic [Text] / N.V. Bordovskaya, A.A. Rean. - SPb: “Piter”, 2000. - 304 p.
2. Nikandrov, N.D. Civil Education in Modern Russia [Text] / N.D. Nikandrov // Science For Education. The Regional Scientific-and-Practical Conference Materials. P. I. - Yekaterinburg: “Raritet”, 2010. - P. 8 - 20.