О МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ И МАЛОЧИСЛЕННЫХ ШКОЛАХ РОССИИ: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
ТРЕГУБОВА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В комплексе мер по модернизации системы образования и в приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации важное место отводится выработке эффективной политики в отношении сельских школ. Понятие «малокомплектная школа» - понятие интегративное, охватывающее разнообразные общеобразовательные учреждения, различающиеся по видам деятельности, условиям функционирования, количеству обучающихся в них детей, национальному и социальному составу, социальному окружению, территориальному расположению и другим признакам. Историко-педагогический анализ развития сельской школы России показывает: только социально ориентированная деятельность сельской школы, как образовательного звена сельского поселения, может создать реальные предпосылки для выполнения социумом социально-экономических, социально-культурных, социально-педагогических функций. Являясь динамичной образовательной структурой сельского поселения, сельская школа потенциально располагает значительными ресурсами для опосредованного решения важнейших социально-экономических, социально-культурных, демографических, социально-педагогических проблем сельского социума, тем самым обеспечивая устойчивое развитие агропромышленного комплекса, социальной сферы села и сельских территорий. Автор раскрывает проблемы современного состояния сельских малокомплектных школ. В статье выделяется несколько этапов развития малокомплектных школ: начало XX вв., 1917-1930 гг., 1930-1958 гг., 1958-2001, 2001 гг. до настоящего времени. В основании этой классификации лежит изменение роли государства в создании, поддержке и обеспечении деятельности данного вида школ. Подробно описаны специфические особенности малокомплектной и малочисленной сельской школы, и изложены предполагаемые пути решения проблемы модернизации таких школ. В обучении - это, прежде всего, связано с большей индивидуализацией и разработкой новых методов обучения, а для воспитания - это разработка методов организации деятельности детей разных возрастов.
Ключевые слова: образование, малокомплектная школа, малочисленная школа
В начале XXI в. в России происходит реструктуризация сети образовательных учреждений, в том числе этому процессу подвержены и сельские школы. Самая серьезная проблема современных сельских школ - малочисленность и малоком-плектность. Под малокомплектной сельской школой понимается общеобразовательное учреждение без параллельных классов, с малым контингентом учащихся, расположенное в сельском или приравненном к нему населенном пункте, в котором предусматривается объединение классов в разновозрастные классы-комплекты.
В некоторых регионах России постановлениями местных администраций классы-комплекты разделены, и вместо понятия «малокомплектная» введено определение «малочисленная школа». К таким учебным заведениям отнесли школы начального, основного и среднего общего образования с наполняемостью, соответственно, не более 15, 80 и 100 учащихся. Специфическими особен-
ностями любой малокомплектной и малочисленной школы являются многопредметность в работе учителей, совмещение ими учебных занятий с административными, воспитательными, дополнительными образовательными обязанностями, экономическая неэффективность содержания здания школы и штатного состава учителей, усиленное развитие самостоятельной работы обучающихся.
В истории развития малокомплектных школ России исследователи выделяют пять этапов: XIX-начало XX вв., 1917-1930 гг., 1930-1958 гг., 19582001, 2001 гг. до настоящего времени. Основанием данной классификации послужило изменение роли государства и общественности в создании, поддержке и обеспечении деятельности данного вида школ в селе [1].
XIX-начало XX вв. - этап зарождения различных видов сельских малокомплектных школ. Формальное разделение между городским и сельским образовательным пространством и выделение
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
сельской школы как особого типа образовательного учреждения начались с периодом реформ Александра I. В начале XIX в. в России под влиянием идей европейского просвещения во многих дворянских усадьбах стали создаваться школы для крестьянских детей. С середины 30-х гг. XIX в. в создании школ в сельской местности, помимо частных лиц и общественных благотворительных организаций, стало принимать участие и государство.
Следующим этапом развития сельских школ стали либеральные реформы Александра II, что привело к созданию земских школ. Они были близки к сельскохозяйственному производству и малочисленны. Кроме земств, в организации сельской школы немалая роль принадлежала самому сельскому обществу. С шестидесятых годов Х!Х в. и начинает свое существование настоящая народная школа, выступившая в виде крестьянской школы грамоты. Важная роль в ее появлении принадлежала крестьянам, которые сами подыскивали себе учителей, собирали средства на их содержание, приспосабливали помещения для школы или предоставляли их по очереди в домах родителей учеников. Основным видом школы для крестьян в России конца XIX-начала XX вв. была начальная школа. Самыми распространенными типами школ являлись сельские одноклассные и двухклассные народные училища, городские училища, одно-классные и двухклассные церковно-приходские школы Священного синода. Кроме того, существовали школы различных ведомств - Министерства внутренних дел, железнодорожные, ведомства императрицы Марии, казачьи, а также частные или общественные.
Постреволюционный этап в развитии сельской школы, связанный с коренными преобразованиями в области просвещения и воспитания в России, начался в ноябре 1917 г. Старая система просвещения была отвергнута, а всем школам Советского государства, за исключением вузов, было присвоено наименование «единой трудовой школы». Сельские начальные училища оказалось сложно преобразовать в школы первой ступени, однако советская власть рассматривала школу как приоритетную сферу культурной революции в деревне, и с 1923-1924 учебного года в сельских местностях на базе школ I ступени стали возникать школы крестьянской молодежи c трехлетним сроком обучения. Ставилась высокая просветительская цель подготовки из сельской молодежи культурных земледельцев и хороших общественников. Этот период в развитии сельской школы ознаменовался сочетанием обучения учащихся в школе с ознакомления их с производственной деятельностью
взрослых в колхозах, совхозах, на машинно-тракторных станциях.
После 1929 «года великих перемен» произошел окончательный перелом и тpансформация системы образования на селе. Процесс «раскрестьянивания» сельской школы проявился в унифицировании состава учащихся путем массового отлучения от образования детей социально неблагополучных слоев деревни: «кулаков», «середняков», детей народных учителей, бывших земских деятелей, сельского духовенства, кустарей, ремесленников и др. [2]. Такая массовая «чистка» учащихся по социальному происхождению, в результате которой 50 % детей 8-12 лет оказались вне школы, тормозила развитие образования и культуры на селе.
Период с 1930 по конец 1950-х гг. может быть охарактеризован как этап унификации системы общего образования, стандартизации подготовки педагогических кадров. Характер сельской школы получил свое специфическое отражение только в трудовом воспитании учеников, в том числе и через ученические производственные бригады.
Начиная с конца 50-х гг., в сельских местностях СССР положение в образовании отличалось наличием огромного числа малокомплектных школ [2]. Распространение их было связано с особенностями сельского расселения, старением деревни, запустением отдельных поселений. В результате малочисленности учащихся во многих школах неизбежным являлось совмещение классов в одной учебной комнате с одним учителем.
В период осуществления всеобщего начального обучения такие школы справлялись с поставленной задачей, но с введением всеобщего среднего образования педагоги сельских школ попали в затруднительное положение. Как известно, проблемы малочисленных населенных пунктов не ограничивались только невозможностью обеспечить распространение среднего образования, но и касались экономического развития в новых условиях. В стране был принят курс на сокращение числа мелких сел и деревень при одновременном росте крупных.
К началу 60-х гг. выяснилась необходимость реорганизации школы и коренного улучшения учебного процесса, поскольку стало очевидным отставание сложившейся системы школьного и профессионального образования от растущих потребностей общества. В этот период сельская малокомплектная школа в значительной степени утратила свою специфику, в содержании обучения полностью перешла на учебный план и программы городской школы. Ориентация на городскую школу от-
N. N. TREGUBOVA
рицательно сказалась на ее развитии, традициях, привела к их деформации. В содержании учения по предметам, за редким исключением, перестали отражаться специфические проблемы крестьянской жизни, сельского труда, экологической и демографической ситуации населения. Постепенно из сельской школы стали исчезать вековые традиции особых взаимоотношений между учителями и учениками, учителями и родителями. В результате произошло отторжение семьи от школы, родители перестали в массе своей участвовать в ее деятельности, нарушилось чувство единения сельской школы и сельской семьи, школа во многом утратила прежние позиции культурного центра села.
Укрупнение, а чаще и закрытие школ, повлекло за собой отток населения, в результате которого многие животноводческие фермы, другие сельскохозяйственные объекты, расположенные в небольших населенных пунктах, перестали существовать. В начале 80-х гг. вектор социальной политики в отношении сельских малокомплектных школ меняется. Исходя из потребностей сельскохозяйственного производства в сельскохозяйственных кадрах, правительство берет курс на сохранение малокомплектных школ.
Социальный заказ сельской школе на подготовку кадров для колхозно-совхозного производства перестает быть актуальным с 1990 г. в связи с формированием на селе многоукладной экономики, исчезновением спроса на многие массовые профессии, ориентацией аграрного сектора экономики на развитие фермерских хозяйств, возрастающей ролью личных подсобных хозяйств. Такая ситуация в отечественном образовании привела к принятию Концепции реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности РФ (2002 г.).
Курс на ликвидацию малочисленных школ путем их объединения в более крупные, имеет и ряд негативных последствий [3]. Во-первых, закрытие школ лишает небольшие населенные пункты очагов образования и культуры, что усиливает активные миграционные процессы. Во-вторых, процесс ликвидации малокомплектных школ и перевод учащихся в школы-интернаты в районных центрах отрывают детей от семей и привычного уклада жизни, что особенно негативно для сельских жителей и коренных малочисленных народов. В-третьих, эффект экономии снижен расходами на транспортировку детей, их размещение, содержание и т. д. Кроме того, процесс реструктуризации сети малочисленных образовательных учреждений в настоящее время столкнулся с проблемой невозможности его осуществления по причинам бездо-
рожья и значительной удаленности ряда населенных пунктов друг от друга, от районных центров и школ. Проблемы малокомплектных сельских школ вновь дали о себе знать, причем в обостренном виде, о чем свидетельствуют многочисленные публикации и статистика региональных образовательных систем.
В настоящее время развитие инновационного сектора экономики страны обуславливает потребность общества и государства в качественном образовании. Это предъявляет серьезные требования к содержанию и организации деятельности образовательных учреждений, в том числе остающихся малокомплектных и малочисленных школ, без которых пока не существуют продуктивные фермерские хозяйства, малочисленные сельские поселения Российской Федерации.
Сегодня понятие малокомплектной школы для экономики образования - синоним затратной, вырождающейся школы, школы, находящейся на грани закрытия. Вместе с тем, школа на селе по-прежнему выступает не только как образовaтeль-ное учреждение, но и как социально-культурный центр, учреждение дополнительного образования, центр профориентации и допрофессиональной подготовки. Дальнейшее сокращение численности школ может привести к негативным последствиям ликвидации многих населенных пунктов.
Проблемы современной сельской школы состоят в преобладающем числе малокомплектньк школ сохраняется традиционная конструкция учебных планов, консервируются традиционные учебные программы, усугубляется ситуация неравенства стартовых условий для детей дошкольного возраста на момент зачисления в начальное звено ввиду отсутствия доступности дошкольного образования и автоматически снижает качество образования, а впоследствии наблюдается тенденция снижения качества базового образования в среднем звене.
Перспективу развития сельской малокомплектной и малочисленной начальной школы мы видим в следующем.
В обучении - это разработка индивидуальной траектории развития, индивидуализация и дифференциация учебных планов для каждого обучающегося; совмещение традиционных для начального обучения и инновационных методов обучения, создание условий для формирования универсальных учебных действий - например, чтения, ибо от умения читать и думать зависит качество обучения на всех этапах образования.
В воспитании - это разработка оригинальных коллективных, групповых и индивидуальных форм
SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
деятельности, применение технологии коллективных дел в разновозрастных отрядах воспитанников, формирование качеств личности младшего школьника, которые помогают учиться. Существуют переходные типы сельских школ, в малочисленные и наоборот. Необходимо учитывать и эти организационные изменения в деятельности педагога и отражать их в планах учебно-воспитательной работы.
Литература
1. Войтеховская М. П., Сазонова Н. И. Историко-педагогический анализ развития сельских малокомплектных школ России XIX-начала XXI века // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 12.
2. Хрестоматия по истории советской педагогики. М., 1978.
3. Шобонов Н. А. Социально-педагогический потенциал сельской школы: историко-педагогический анализ: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Нижний Новгород, 2010.
References
1. Vojtekhovskaya M. P., Sazonova N. I. Istoriko-pedagogicheskij analiz razvitiya sel'skikh malo-komplektnykh shkol Rossii XIX, nachala XXI veka [Historical and pedagogical analysis of development of rural small schools of Russia XIX, beginning of the XXI century] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedago-gicheskogo universiteta. № 12, 2009.
2. Khrestomatiya po istorii sovetskoj pedagogiki [Anthology of the Soviet pedagogics history]. M., 1978.
3. Shobonov N. А. Sotsial'no-pedagogicheskij po-tentsial sel'skoj shkoly: istoriko-pedagogicheskij analiz [Social and pedagogical capacity of rural school: historical and pedagogical analysis]: avtoref. dis. . d-ra ped. nauk. Nizhnij Novgorod, 2010.
* * *
ABOUT UNDERFILLED AND SMALL SCHOOLS OF RUSSIA: HISTORICAL AND THEORETICAL ASPECT
TREGUBOVA NADEZHDA NIKOLAEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
Development of effective policy for rural schools allocates an important place in a package of measures on modernization of an education system and in the priority directions of development of educational system of the Russian Federation. The concept «underfilled school» is the integrative concept, covering various educational institutions differing on kinds of activity, operating conditions, number of the children who study in them, national and social composition, a social environment, a territorial arrangement and other signs. The historical and pedagogical analysis of development of rural school of Russia shows: only socially oriented activity of rural school as educational link of the rural settlement can create real prerequisites for performance of social and economic, social and cultural, social and pedagogical functions by society. Being dynamic educational structure of the rural settlement, the rural school potentially has considerable resources for the mediated solution of the major social and economic, social and cultural, demographic, social and pedagogical problems of rural society, thereby providing a sustainable development of agro-industrial complex, the social sphere of the village and rural territories. The author opens problems of a current state of rural small schools. In article she allocated some stages of development of small schools: 19 - beginning of 20 centuries, 1917 - 1930, 1930 - 1958, 1958-2001, 2001 till nowadays. In the basis of this classification change of a role of the state in creation, support and ensuring activity of this type of schools lies. The author described specific features of underfilled and small rural school in detail and stated estimated solutions of a problem of modernization of such schools. In training, first of all, it connects with a bigger individualization and development of new methods of training, and for education is a development of methods of the organization of activity of children of different age.
Key words: education, underfilled school, small school
N. N. TREGUBOVA