УДК 371; 37.047
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА
Ф.Ш. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова
Аннотация. В статье авторы на основе анализа теории и практики профориентации рассматривают перспективность современного рынка профессий; раскрывают теоретико-методологические основания (подходы принципы), а также цели, задачи, возможные преимущества профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях научно-образовательного кластера. Особое внимание уделяется кластерному подходу как методологии, максимально способствующей процессу и результату выбора профессии учащейся молодежью.
Ключевые слова: выбор профессии, профессиональная ориентация, учащаяся молодежь, научнообразовательный кластер, кластерный подход.
THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS
OF PROFESSIONAL ORIENTATION FOR STUDYING YOUTH
UNDER THE CONDITIONS OF THE SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL CLUSTER
F.S. Mukhametzyanova, G.A. Shaikhutdinova
Abstract. In the article authors consider prospects of professions modern market, based on the analysis of the theory and practice of vocational guidance; reveal the theoretical and methodological bases (principles, approaches), as well as the goals, objectives, possible benefits of vocational guidance of students in the scientific and educational cluster. Particular attention is paid to the cluster approach as a methodology that maximize the conducive to the process and result of the choice of students profession.
Keywords: choice of profession, professional orientation, students, scientific and educational cluster, the cluster approach.
Профессиональная ориентация на современном этапе претерпевает значительные изменения. Этому есть серьезные основания. Первое - современную молодежь волнует вопрос не только выбора профессии, но и дальнейшее карьерное продвижение в рамках выбранной профессии. Второе - качественным изменениям повергся рынок труда, предлагающий высокооплачиваемую работу по наиболее перспективным направлениям экономики, что предполагает более ответственный подход к выбору будущей профессии. Третье -изменения перечня профессий, структуры и содержания профессиональной деятельности специалиста способствуют обдумыванию сегодняшними выпускниками школ перспектив своей профессиональной деятельности в плане карьерного продвижения.
Профессиональная ориентация и выбор профессии как актуальная проблема изучается множеством наук, в том числе и педагогикой. Многочисленные исследования показывают, что учащаяся молодежь не имеет знаний о современном рынке труда, об особенностях той или иной профессии, о перспективах развития той профессиональной области, которая им интересна, о своих правах и обязанностях в
сфере трудовых отношений, о составляющих компонентах успешной карьеры и т.д.
Современная профориентация, как практическая область знаний, должна обеспечить помощь абитуриентам в выборе: куда пойти учиться, чтобы потом устроиться работать и строить карьеру? В ракурсе научных событий, происходящих в России (рост технопарков, «Сколково», «Иннополис» в Татарстане и т д.), как никогда, перспективными становятся технологические специальности. Россия очень долго была сырьевой страной, наступила пора это сырье обрабатывать, делать дороже и полезней, а для этого нужны хорошо обученные специалисты и знание технологий. Технологии активно развиваются в различных областях народного хозяйства - химии, биологии, медицины, физики, пищевой промышленности, тяжелой промышленности, строительстве и т.д. В связи с этим, появляются новые направления, профили подготовки, новые профессии. Именно здесь помощь профориентолога - консультанта особенно необходима. Учащийся школы еще затрудняется сделать выбор в сторону перспективности той или иной профессии и направления, а профориентолог - консультант должен суметь обрисовать перспек-
5
тивность тех профессий, которые будут востребованы в стране и регионе через 5-10-15 лет и т.д. Чаще всего, на этот вопрос отвечают специалисты исходя из анализа новейших технологий, представленных на выставках инноваций, образовательных выставок развитых зарубежных стран. Исходя из анализа европейских выставок профессий (выставки в Австрии, Германии, Италии) можно предположить какие профессии будут востребованы в скором времени в России. В группе лидеров профессий - биотехнологии и биомедицинский инжиниринг, производство искусственных материалов, то есть все, что с приставкой «био» - биохимия, биофизика, биология, биотехнология и т.д. Далее идут профессии, связанные с информационными технологиями - робототехника, стимуляторы и техника виртуальных миров, мехатроника, машиностроение, интеллектуальное производство и тому подобное. Далее - архитектура, строительство и дизайн, но не в традиционном смысле, а применительно к энергосберегающему строительству, эргономике и дизайну зданий, строительству тоннелей, мостов, нефтепроводов и т.д. Конечно, будут развиваться профессии, связанные с доведение научно-конструкторских разработок до стадии производства, логистикой, социальным обеспечением (качество образования, медицина, социальное обслуживание и т.д.). По оценке западных исследователей, ранее специалисту с высшим образованием полученных знаний хватало на 20—25 лет эффективной практической деятельности, сегодня ситуация изменилась - оптимальный срок эффективности составляет 5—7 лет, а в отдельных отраслях — всего 2—3 года, что приводит к необходимости непрерывного повышения квалификации и переподготовки новых кадров [3]. Профориентационная работа в этих условиях приобретает особую значимость и требует нового осмысления.
Актуальную роль в профориентационной работе могут сыграть кластеры. Кластеры создаются по перспективным и экономически выгодным направлениям экономики региона и именно в них вероятны наиболее серьезные, экономически обоснованные социальные гарантии. По данным Центра социальнопрофессионального самоопределения Института содержания и методов обучения РАО, 50 % старшеклассников не связывают выбор профессионального будущего со своими реальными возможностями и потребностями рынка труда; 46 % респондентов ориентированы в выборе профессии на поддержку со стороны взрослых (родители, родственники, зна-
комые); 67 % не имеют представления о научных основах выбора профессии, в т.ч. не владеют информацией о требованиях профессии к её «соискателю», не владеют умениями анализа своих возможностей в профессиональном выборе; 44 % не обеспечены сведениями о возможностях обучения в интересующей сфере труда [5].
Для эффективного проведения профориентационной работы с привлечением к обучению по специальностям, востребованным в региональной экономике, необходимо использовать кластерный подход. Кластерный подход достаточно широко используется при описании функционирования экономики и производственных комплексов. Известен кластерный подход и в педагогических исследованиях, при изучении научно-образовательных и образовательных кластеров [3]. Использование кластерного подхода в профориентационной работе имеет следующие преимущества [2]:
1. Расширение профессиональных возможностей педагогов, производственников, воспитателей, профориентологов и т.д., в проведении профориентационной работы на всех уровнях образования.
2. Использование социальных партнеров кластера как дополнительного ресурса в проведение профориентации в школе, ссузе и вузе.
3. Повышение компетентности педагогов, занимающихся профориентацией в сфере профессий требуемых на рынке труда.
4. Обеспечение целостности и единства среды профориентации с помощью расширения и углубления внутренних и внешних связей образовательного учреждения.
5. Интеграция ресурсов и потенциалов кластера.
Приоритетными целями профориентационной работы на основе кластерного подхода являются:
- удовлетворение потребностей личности к осуществлению трудовой деятельности;
- разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста, обладающего способностями к профессиональной деятельности, предприимчивости в современных условиях;
- формирование личности, обладающей высокой культурой, социальной активностью, целеустремленностью, внутренней свободой и чувством собственного достоинства, социальной ответственностью и качествами граждани-на-патриота.
- формирование готовности учащихся к саморазвитию профессиональных качеств,
6
стремления к поиску нового и способности находить нестандартные решения проблем,
- формирование потребности в самостоятельном принятии решений.
В достижении поставленных целей основными задачами специалистов -профоориентологов являются:
- постоянное изучение профессий, направлений и уровней подготовки специалистов;
- информирование учащихся о темпах социально- экономического развития общества и востребованности определенных профессий и специальностей;
- изучение личности учащегося в целях его профориентации;
- формирование устойчивых профессиональных интересов, намерений, перспектив у учащихся;
- формирование психологической готовности учащихся к выбору профессии.
В отличие от традиционной системы, кластерная модель создает основу для объединения знаний в рамках идентичных профессиональных направлений, образующих профиль, позволяет создать инновационную парадигму образования, направленную на управление знаниями, генерацию новых знаний и технологий, подготовку и развитие квалифицированных кадров.
Очевидными преимуществами профориентационной работы на основе кластерного подхода являются:
- синергетический эффект объединения образовательного, воспитательного, кадрового, информационного, научного, промышленного и этнокультурного потенциалов в актуализации процесса профессионального самоопределения личности;
- управление интеллектуальным капиталом предусматривающее: идентификацию интеллектуального капитала; разработку политики в отношении развития интеллектуального капитала; аудит интеллектуального капитала; документальное оформление интеллектуального капитала; защиту интеллектуального капитала; распространение интеллектуального капитала; приумножение и обновление интеллектуального капитала;
- консолидирующий характер целей и задач в обеспечении единства предпочтений молодежи в получении профессионального образования и потребностей работодателей в квалифицированных кадрах;
- нормативно-правовое, организационно-управленческое сопровождение профессионального самоопределения учащихся, воз-
можности участия в этом процессе отраслевых объединений работодателей, представителей бизнес-сообщества;
- сетевое взаимодействие между участниками кластера по реализации мер стимулирования профориентационной работы (организация конференций, семинаров, рабочих групп, создание специализированных интернет-ресурсов и электронных списков рассылки);
- повышение социальной мобильности личности как субъекта самоопределения в условиях расширения доступа к информации о состоянии изменяющегося рынка труда;
- эффективное совместное использование ресурсов партнеров, развитие материально-технической базы и формирование на их основе условий для выявления возможностей личности в различных видах деятельности, связанных с будущей специальностью.
В проектировании системы профориентационной работы кроме кластерного, необходимо использование системного, компетентно-стного и персонифицированного подходов.
Системный подход позволяет проектировать профориентационную работу как комплекс, как целостную, единую систему, в основе структуры которой реализуется кластерный подход. Системный подход позволяет описать структуру профориентации как сложно организованную и динамичную систему, определить ее функционирование и развитие, выявить многообразие типов связей ее составляющих в единой теоретической модели.
Компетентностный и персонифицированный подходы выступают как конкретнонаучная методология формирования единой системы профориентационной работы в условиях научно-образовательного кластера.
Компетентностный подход позволяет определить стратегию личностного роста и самообразования учащихся, обеспечивающихся развитием вариативных компетенций, профессионально важных качеств, необходимых и достаточных для выбора будущего профессионального пути.
Персонифицированный подход ориентирован на возможности выбора учащимися различных по направлениям и уровням образовательных программ, маршрутов, форм и видов образования и самообразования, позволяет определять последовательность и сроки их освоения, в соответствии с изменяющимися потребностями, карьерными перспективами. В основу проектирования и реализации системы профориентационной работы нами положены следующие принципы: системности, непре-
7
рывности, многоуровневости, дополнительности и технологичности.
Принцип системности предполагает четкое структурирование каждого элемента системы профориентационной работы в отдельности, анализ и сопоставление их друг с другом, объединение в целостную структуру с привлечением в эту систему всех имеющихся в научнообразовательном кластере ресурсов - материальных и интеллектуальных в целях достижения эффективного результата - самоопределения учащихся в профессиональной сфере научно-образовательного кластера.
Принцип отбора учебных профессий со строгой ориентацией на потребности рынка труда включает в себя понимание учащимися необходимости проведения отбора для определенной профессии; конкретного прогнозирование пригодности к обучению и будущей деятельности в выбранной профессиональной сфере, к работе в определенных условиях, мониторинг учащихся по направленности на овладение конкретной профессией в соответствии с потребностями рынка труда и т.д. [4]. Принцип непрерывности также непосредственно связан с длительностью процесса профессионального самоопределения учащейся молодежи, предполагающий формирование и развитие определенных компетенций.
Принцип многоуровневости обеспечивает постепенность и непрерывность сопровождения профессионального самоопределения. Многоуровневость предполагает учет в профессиональном самоопределении возрастных особенностей субъекта образования. Каждый
Литература:
1. Гордеева Е.В. Научно-образовательный кластер как форма интеграционных связей с предприятиями отрасли / электронный сборник статей международной научно-практической интернет - конференции «Теоретико-методологические и практические аспекты организации и функционирования научно-образовательного кластера» /Е.В.Гордеева, Е.Р.Мингазинова/[Электронный ресурс] - Режим доступа: /http://kirgteu.com/
2. Гузенко Л.В. Профессиональная ориентация в системе общего среднего образования Германии: современное состояние и тенденции развития: дисс. к.п.н.: 13.00.01 / Л.В. Гузенко. - Волгоград, 2013.181 с.
3. Мухаметзянова Г.В. Кластерный подход к управлению профессиональным образованием / Г.В. Мухаметзянова, Н.Б. Пугачева. - Казань: ИПП ПО РАО, 2007. - 144 с.
4. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. /Н.С.Пряжников. - М.: Изд-во «Институт практи-
уровень системы профориентации должен соотноситься со ступенью образования: начальная школа, основная, средняя (полная). Используя мониторинг как инструмент отслеживания динамики профессионального самоопределения обучаемого можно выявлять имеющиеся проблемы, связанные с неэффективностью профориентационной деятельности в образовательных учреждениях.
Принцип дополнительности предполагает усиление целенаправленности и координации в совместной деятельности, использование потенциала, необходимого для развития у учащихся мотивации к познанию трудовой деятельности как фундаментальной основы ценностных установок личности, обусловливающих её социально-позитивное поведение и социально-трудовую адаптацию в обществе и позволяющая активно самореализовываться в жизни.
Принцип технологичности связан с оптимальным сочетанием массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями, утверждающих необходимость использования как традиционных, так и инновационных технологий профориентационной работы.
Таким образом, вышеназванные подходы, принципы, цели и задачи профориентационной работы в научно-образовательном кластере должны способствовать процессу и результату выбора профессии и развития человека как субъекта будущей профессиональной деятельности.
ческой психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 108с.
5. Чистякова С.Н. Проблемы и перспективы развития отечественной профориентации на современном этапе /С.Н. Чистякова, Н.С. Пряжников, Н.Ф. Родичев [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.academia-proforint.ru
References:
1. Gordeeva E.V. Nauchno-obrazovatel'nyj klaster kak forma integracionnyh svjazej s predprijatijami otrasli / jelektronnyj sbornik statej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj internet - konferencii «Teoretiko-metodologicheskie i prakticheskie aspekty organizacii i funkcionirovanija nauchno-obrazovatel'nogo klastera» /E.V.Gordeeva, E.R.Mingazinova/[Jelektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: /http://kirgteu.com/
2. Guzenko L.V. Professional'naja orientacija v sisteme obshhego srednego obrazovanija Germanii: sovremennoe sostojanie i tendencii razvitija: diss. k.p.n.: 13.00.01 / L.V. Guzenko. - Volgograd, 2013.- 181 s.
3. Muhametzjanova G.V. Klasternyj podhod k upravleniju professional'nym obrazovaniem / G.V.
8
Казанский педагогический журнал. 2015. №4
Muhametzjanova, N.B. Pugacheva. - Kazan': IPPPO RAO, 2007. - 144 s.
4. Prjazhnikov N.S. Psihologicheskij smysl truda. /N.S.Prjazhnikov. - M.: Izd-vo «Institut prakticheskoj psihologii»; Voronezh: NPO «MODJeK», 1997. - 108s.
5. Chistjakova S.N. Problemy i perspektivy razvitija otechestvennoj proforientacii na sovremennom jetape /S.N. Chistjakova, N.S. Prjazhnikov, N.F. Rodichev [Jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://www.academia-proforint.ru
Сведения об авторах:
Мухаметзянова Фарида Шамилевна (г. Казань, Россия), член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогики и психологии профессионального образования РАО
Шайхутдинова Галия Айратовна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, ученый секретарь Института педагогики и психологии профессионального образования РАО
Data about the authors:
Mukhametzyanova F.Sh. (Kazan, Russia), ^responding Member of the Russian Academy of Education (RAE), doctor of pedagogical sciences, full professor, Director of the Institute of Pedagogy and Psychology of Professional Education ЯЛЕ.
Shaykhutdinova G.A. (Kazan, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate professor, scientific secretary of the Institute of Pedagogy and Psychology of Professional Education ЯЛЕ.
9