Научная статья на тему 'Кластерная модель профориентационной работы с учащейся молодежью'

Кластерная модель профориентационной работы с учащейся молодежью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1871
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / КЛАСТЕРНАЯ МОДЕЛЬ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / VOCATIONAL GUIDANCE / CLUSTER MODEL / SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL CLUSTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухаметзянова Фарида Шамилевна

В статье описаны кластерная модель профориентационной работы с учащейся молодежью Татарстана, опыт взаимодействия между образовательными организациями высшего образования, профессиональными образовательными организациями, общеобразовательной школой и предприятиями в решении вопросов профориентационной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухаметзянова Фарида Шамилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLUSTER MODEL OF VOCATIONAL GUIDANCE OF STUDENTS

The article depicts the cluster model of vocational guidance of students in Tatarstan, cooperation experience of high school institutions, comprehensive schools and enterprises in dealing with vocational guidance matters.

Текст научной работы на тему «Кластерная модель профориентационной работы с учащейся молодежью»

полагает повышение конкурентоспособности выпускников профессиональных лицеев и колледжей. Лучшими специалистами, по мнению работодателей, являются те, кто помимо навыков технической специальности владеет дополнительными знаниями по ведению бизнеса.

В 20Ю г система ТиПО Казахстана наряду с 29 европейскими странами стала участником международных сравнительных исследований Туринского процесса, проводимых Европейским фондом образования (Турин).

В настоящее время ведется интенсивная работа по созданию совместной российско-казахской целевой программы опережающей подготовки инженерно-педагогических и научно-педагогических кадров для основных отраслей развития экономики России и Казахстана. В этой работе принимают участие Кемеровский государственный университет, Кузбасский региональный институт развития профессионального образования, Академия педагогических наук Казахстана, Алматинский государственный университет им. Абая и др.

В условиях интеграции Казахстана с мировым сообществом появилась необходимость

подготовки профессионально-педагогических кадров, соответствующих требованиям международных стандартов. Это обусловливает модернизацию профессионально-педагогического образования: систем управления и подготовки педагогических кадров, содержания образовательных программ, материально-технической базы.

Система повышения квалификации Республики Казахстан выходит на новую парадигму деятельности — научно-методическое и кадровое сопровождение развития образования. Ее модернизацию сегодня необходимо рассматривать как ключевой фактор обеспечения качества образования.

1. Об утверждении Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы [Электронный ресурс] : указ Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 г. № 1118. - URL: https://stnategy2050.kz/nu/page/gosprog2/.

2. Борибеков К. К. Проблемы развития технического и профессионального образования. — Астана, 2008. — 235 с.

3. Кусаинов А. К. Развитие образования: проблемы и перспективы. — Алматы : Rond&A, 2005. — 280 с.

УДК/UDC 37.048.45 Ф. Ш. Мухаметзянова

F. Mukhametzyanova

КЛАСТЕРНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖЬЮ

CLUSTER MODEL OF VOCATIONAL GUIDANCE OF STUDENTS

В статье описаны кластерная модель проф-ориентационной работы с учащейся молодежью Татарстана, опыт взаимодействия между образовательными организациями высшего образования, профессиональными образовательными организациями, общеобразовательной школой и предприятиями в решении вопросов профориентационной работы.

The article depicts the cluster model of vocational guidance of students in Tatarstan, cooperation experience of high school institutions, comprehensive schools and enterprises in dealing with vocational guidance matters.

Ключевые слова: профориентация, кластерная модель, научно-образовательный кластер.

Keywords: vocational guidance, cluster model, scientific and educational cluster.

На современном этапе развития российского образования профориентация рассматривается как относительно самостоятельная система, обладающая рядом особенностей, к которым можно отнести ее комплексный характер, многоуровневость организации, межведомственную принадлежность, отсро-ченность результатов, слабую институциали-зацию. Профориентация сегодня — это не просто помощь учащимся в выборе профессии, учебного заведения и т. д., а скорее выбор направления, которое интересно обучаемо-

му: промышленность, педагогика, искусство и культура, военное дело и т. д.

Для специалистов, занимающихся проблемами профориентации молодежи, очевидным является тот факт, что в последние десятилетия в крупных городах России практически все выпускники школ стремились поступить в высшие учебные заведения, и выбирались профессии, в основном, по нескольким показателям, например: наличие бюджетных мест, престижность будущей профессии, доступность оплаты за обучение, легкость обучения. Впечатляли и цифры поступающих на гуманитарные профили (экономика, юриспруденция, социальные науки). Однако в последнее время тенденция стала меняться.

Во-первых, часть учащихся школ после девятого класса в силу разных причин (повышение престижа рабочих профессий на основе движения WorldSkills Russia, выпускные ЕГЭ] стала поступать в организации среднего профессионального образования.

Во-вторых, появился несомненный интерес у выпускников школ к техническим специальностям, о чем говорит конкурс на эти специальности при поступлении в высшую школу.

В-третьих, в тех регионах, где налажена система профориентационной работы, выпускники школ стали активно выбирать специальности, востребованные региональной экономикой, таким образом решая для себя проблему будущего трудоустройства.

Очевидно, что образовательные организации располагают интеллектуальными ресурсами для формирования умений, способствующих выбору профиля обучения, однако не используют их активно в профессиональной ориентации учащихся. Особенно актуализируется проведение качественной профориента-ционной работы с учащимися в связи с тем, что образование и экономика региона сегодня тесно переплетены.

Профориентация как система пережила в своем развитии несколько этапов. Современный этап состояния профориентационной работы в Российской Федерации отличается противоречивостью, сочетанием ряда застарелых и относительно новых проблем.

Основная проблема — это отсутствие государственной координации. Опыт показывает, что без поддержки государства профориентационная работа носит стихийный и неконтролируемый характер, что приводит к переизбытку подготовленных специалистов в одних областях и отсутствию или недостаточному количеству специалистов в других [1].

Традиционность подходов и практики профориентации. Специалисты по профориентации молодежи отмечают, что там, где профориентационная работа проводится, она в основном носит традиционный характер и осуществляется в виде разрозненных и бессистемных мероприятий, которые часто сводятся к тому, что раздаются информационные материалы для будущих абитуриентов и проводится тестирование, определяющее склонность учащегося к той или иной профессии. Необходимо констатировать, что профориентационная работа недостаточно эффективна в тех образовательных организациях, в которых не налажено социальное партнерство с предприятиями экономической и социальной сферы и службами занятости — в этом случае профессиональная ориентация подменяется образовательным консультированием.

Отсутствие специалистов по профориентации молодежи. Прежде всего — таких специалистов не готовит ни один вуз. Во-вторых, профориентационную работу реализуют в образовательных организациях штатные психологи (если есть) или этот вид работы распределяется между работниками, занимающими в системе образования различные должности, что приводит к размыванию ответственности, снижению мотивации преподавателей образовательных организаций к ведению профориентационной работы и в конечном счете к ее неэффективности [2]. Из вышесказанного вытекает ряд проблем, связанных с подготовкой кадров, требующих решения в кратчайшие сроки:

— дисбаланс в подготовке кадров (переизбыток выпускников по одним профессиям и недостаток по другим);

— трудоустройство выпускников системы профессионального образования не по профилю подготовки;

— увеличение на предприятиях сроков адаптации молодых специалистов;

— отсутствие у выпускников учреждений СПО и ВО интереса к будущей профессии и, как следствие, мотивации на построение своей профессиональной карьеры.

Часть проблем, связанных с профориентационной деятельностью, невозможно решить силами образовательного учреждения и муниципальных органов управления. Должно быть принято решение на уровне государства. В первую очередь это касается выпускников школ отдаленных сельских и городских районов, выбор которых ограничен одним-двумя

учебными заведениями, в которые молодежь может пойти учиться. Необходимо учитывать, что не все выпускники сельских школ могут поехать учиться в крупные города. При этом профессионального выбора в той местности, где они проживают, нет. Отсюда существует потребность в их профессиональной ориентации на существующие возможности региона, и здесь помощь государства крайне важна.

Во-вторых, необходима разработка региональных программ развития системы профессиональной ориентации (в некоторых регионах России такие программы разработаны и действуют) и координация их со стороны государства с помощью создания государственной концепции, на базе которой будут проектироваться региональные концепции, а на их основе и региональные и муниципальные программы профориентации молодежи.

В-третьих, существует потребность в разработке инновационных моделей и механизмов социального партнерства предприятий, бизнеса и образования по профессиональной ориентации молодежи, например кластерная модель в Татарстане.

В-четвертых, профориентационная работа нуждается в пересмотре и совершенствовании методик и технологий с учетом возможностей образовательных организаций и традиционных учебных предметов, на которых школьники могут приобщаться к миру труда и профессий, а также с учетом накопленного корпоративного опыта профориентационной деятельности в организациях и предприятиях сферы бизнеса. Преимущества корпоративного опыта в данной сфере — четкая организация деятельности и нацеленность на конкретный результат.

В-пятых, рост потребности всех актуальных и потенциальных субъектов профориен-тационной сферы в результатах ее деятельности — центральный фактор, который может и должен способствовать раскрытию имеющихся потенциалов [2].

Таким образом, состояние профориента-ционной сферы в современной России может быть охарактеризовано как этап поиска новых форм и содержания в условиях рыночной экономики с участием государственного управления на основе инновационных прецедентов профориентационной практики различного уровня (регионального, муниципального, образовательной организации).

Интересен с этой точки зрения опыт Татарстана, в котором все наиболее значимые промышленные отрасли объединены в класте-

ры, в которые, помимо предприятий, бизнеса, науки, входит образование, и ведется очень интенсивная деятельность не только в области профессиональной ориентации, но и в профессиональном самоопределении школьников, студентов и молодых специалистов.

По мнению академика Г В. Мухаметзяно-вой, «научно-образовательный кластер — это совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли». Кластеры создаются по перспективным и экономически выгодным направлениям экономики региона, и именно в них вероятны наиболее серьезные, экономически обоснованные социальные гарантии [3]. Привлечение производственников к профориентационной работе способствует выполнению заказа со стороны работодателей по подготовке высококвалифицированных кадров для работы в производственных объединениях кластера.

Такие тесные взаимосвязи между организациями высшего образования, профессиональными образовательными организациями, общеобразовательной школой и предприятиями перспективны для совместного решения общих проблем при наличии общей цели, функциональной совместимости основных направлений их деятельности и оптимальном использовании имеющихся ресурсов.

Основной целью профориентационной работы в условиях научно-образовательного кластера является помощь обучаемым в выборе профессии с учетом потребностей региональной экономики и рынка труда и проектирование профессиональной карьеры и саморазвития учащегося.

Для достижения данной цели в научно-образовательном кластере специалисты по профориентации молодежи решают следующие основные задачи:

• ознакомление на постоянной основе с профессиями, направлениями и уровнями подготовки специалистов, требуемых в регионе;

• информирование учащихся о темпах социально-экономического развития региона и динамике востребованности определенных профессий и специальностей;

• изучение личности учащегося в целях профориентации;

• формирование устойчивых профессиональных интересов, намерений, перспектив;

• формирование психологической готовности к выбору профессии.

В отличие от традиционной системы, кластерная модель создает основу для объединения знаний в рамках идентичных профессиональных направлений, образующих профиль, формирует инновационную парадигму образования, направленную на управление знаниями, генерацию новых знаний и технологий, подготовку и развитие квалифицированных кадров. Свободный обмен информацией и диссеми-нация инноваций по каналам кластера ведут к диверсификации социальной среды взаимодействия, освоению новых путей достижения успеха в конкурентной борьбе и обусловливают новые возможности, которые немыслимы для отдельно работающих организаций [4].

Очевидными преимуществами профори-ентационной работы в условиях кластерной модели являются:

— синергетический эффект объединения образовательного, воспитательного, кадрового, информационного, научного, промышленного и этнокультурного потенциалов в актуализации процесса профессионального самоопределения личности;

— консолидирующий характер целей и задач в обеспечении единства предпочтений молодежи в получении профессионального образования и потребностей работодателей в квалифицированных кадрах;

— нормативно-правовое, организационно-управленческое сопровождение профессионального самоопределения учащихся, возможности участия в этом процессе отраслевых объединений работодателей, представителей бизнес-сообщества;

— сетевое взаимодействие между участниками кластера по реализации мер стимулирования профориентационной работы (организация конференций, семинаров, рабочих групп, создание специализированных интернет-ресурсов и электронных списков рассылки);

— повышение социальной мобильности личности как субъекта самоопределения в условиях расширения доступа к информации о состоянии изменяющегося рынка труда;

— эффективное совместное использование ресурсов партнеров, развитие материально-технической базы и формирование на их основе условий для выявления возможностей личности в различных видах деятельности, связанных с будущей специальностью;

— развитие научно-методической базы психолого-педагогической помощи в выборе профессии и коррекции выбора, обследовании и оценке соответствия индивидуальных осо-

бенностей личности требованиям отдельных профессий; выявлении ограничений по медицинским показателям для выбора конкретной профессии; активизации познавательной деятельности молодежи в поиске специальности в соответствии со своими возможностями и психологическими особенностями; формировании профессиональной направленности личности и мотивов выбора специальности; адаптации учащейся молодежи к условиям учреждений профессионального образования; изучении эффективности системы профори-ентационной работы в условиях изменяющегося рынка труда;

— преемственность от общего к профессиональному образованию, повышение качества образовательных программ первичной подготовки кадров, уровня мотивации личности в повышении квалификации, выстраивании профессиональной карьеры;

— повышение доли учащейся молодежи, научно-педагогических работников, привлеченных к научно-исследовательским и инновационным проектам по стратегическим направлениям развития и переподготовки кадров производства; расширение круга компаний для возможного трудоустройства выпускников [3].

Укрупненно виды деятельности специалистов профориентационной работы в научно-образовательном кластере можно представить следующим образом: организационно-методическое обеспечение, социально-психологическая поддержка различных категорий населения, внедрение информационных технологий и автоматизации, информационное обеспечение и профессиональное просвещение. Рассмотрим их подробнее.

Организационно-методическое обеспечение включает в себя разработку информационно-справочных и методических материалов, выпуск специализированных журналов; опережающую подготовку кадров к профориентационной деятельности в соответствии с инновационными процессами, происходящими в региональной экономике; внедрение информационно-коммуникативных технологий проф-ориентационной направленности.

Социально-психологическая поддержка представляет собой комплекс мероприятий в кластере сопровождения личности в ее профессиональном самоопределении. Данный комплекс рассчитан на решение проблемы профессионального выбора учащимся путем диагностических материалов, таких как, например: пакет диагностических методик «Про-

филь», электронная анкета «Изучение профессиональных намерений» учащихся выпускных классов, а также выпускников учреждений СПО и ВО, «Электронный справочник современных профессий», «Профкарта учащегося», «Электронная поисково-справочная система по медицинским противопоказаниям к освоению тех или иных профессий» и т. д.

Внедрение информационных технологий и автоматизация позволяют выйти на новый качественный уровень профориентационной работы, так как рассчитанный на новую модель подачи материала — с трансляционной на самостоятельный поиск, обработку и хранение информации, позволяющий учащимся выстроить собственную траекторию профессионального развития на основе проработки вариантов трудоустройства и карьерного роста. Кроме того, автоматизация данного процесса позволит создать сетевые профессиональные сообщества и группы по спецификации того или иного направления кластера.

Информационное обеспечение и профессиональное просвещение выступают отдельным блоком и необходимы в тех случаях, когда выбор профессий учащимися ограничен отдаленностью местожительства и т. д. В этом случае огромную роль играет «методическая копилка» специалиста, занимающегося профориентацией. В нее входят: перечень и описание профессий, требуемых в данном регионе, сценарии профориентационных мероприятий с учетом востребованных профессий, мультимедийные презентации для информационного просвещения учащихся, диагностические материалы. К таким материалам относятся: книжный фонд и медиаресурсы о профессиях, популярная психологическая литература, помогающая обучаемому получить информацию о свойствах своей личности, просто больше узнать о себе.

В настоящее время существует множество интерактивных программ, направленных на выявление профессиональных интересов учащегося. Их также можно использовать, но важно понимать, что, во-первых, не каждый школьник по своему личностному развитию сможет извлечь пользу из этих разработок, а, во-вторых, для качественной интерпретации нужен специалист. Большая часть медиаресур-сов представляют собой электронные варианты профориентационных тестов на выявление профессиональных интересов. Так, в Татарстане по направлениям кластера разработан ряд пособий нефтехимического и агропромыш-

ленного профиля (Э. П. Митрофанова, Нефтехимия: учеб. пособие; Н. М. Солдатенкова, Агропромышленный комплекс: учеб. пособие).

Для развития профориентационной работы с молодежью в условиях научно-образовательного кластера необходимо:

1)разработать нормативно-правовые и локальные акты для научно-образовательного кластера в сфере профориентационной деятельности, в том числе регламент взаимодействия специалистов научно-образовательного кластера, осуществляющих сопровождение профессионального самоопределения учащейся молодежи;

2) сформировать единую региональную информационную базу (систему тематических интернет-ресурсов регионального уровня) в сфере профессиональной ориентации учащейся молодежи, а также открытого банка данных потребительских профилей профессий и должностей в разного профиля кластерах;

3) подготовить пакет видеоматериалов профориентационной направленности по новым и высокотехнологичным профессиям и обеспечить их доступность;

4) разработать критерии и показатели результативности деятельности системы профессиональной ориентации учащейся и работающей молодежи в условиях научно-образовательного кластера (по уровням образования, деятельности и по содержательным линиям);

5)провести мониторинг и на этой основе осуществить отбор лучших практик (технологий, форм и методов работы), обеспечивающих профессиональную ориентацию учащейся молодежи в условиях научно-образовательного кластера;

6) создать единую технологию профориен-тационной работы, основанной на общем для всех учреждений алгоритме, предусматривающей несколько уровней глубины, сложности и соответствующих научно-методических рекомендаций;

7) разработать программы повышения квалификации для подготовки специалистов по профессиональной ориентации учащихся в рамках научно-образовательного кластера, включающие развитие всех необходимых для данного типа специалистов групп компетенций (психолого-педагогических, управленческих, общих).

Успешное решение обозначенных задач в перспективе должно обеспечить условия для введения должности специалиста по сопрово-

ждению самоопределения учащихся в научно-образовательном кластере и соответствующим образом проектировать данную работу в разных направлениях в регионе.

Данная статья подготовлена автором в рамках государственного задания.

1. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования. — URL: http://45pnofon.ru.

2. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В. И. Блинов, И. С. Сергеев [и др.]. — М. : ФИРО. — М. : Перо, 2014. — 38 с.

3. Мухаметзянова Г. В., Пугачева Н. Б. Кластерный подход к управлению профессиональным образованием. — Казань : ИПП ПО РАО, 2007. — 144 с.

4. Мухаметзянова Ф. Ш., Шайхутдинова Г. А. Теоретические и практические аспекты профориентации учащейся молодежи в условиях научно-образовательного кластера // Казанский педагогический журнал. — 201 5. — № 4, Ч. 1. — С. 10-14.

УДК/UDC 37 М. Л. Левицкий, К. В. Хлебников, О. Ю. Черкашин

M. Levitsky, K. Khlebnikov, O. Cherkashin

К ВОПРОСУ О КРИТЕРИЯХ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ CRITERIA OF EDUCATION EFFECTIVENESS ASSESSMENT

Статья посвящена проблеме оценки эффективности образования с позиций самореализации работников и соотношения фондо-и трудоемкости производства. Исследуются ограничения, связанные с использованием в современных условиях теории человеческого капитала. Вводится понятие «индекс эффективности образования в технологическом процессе».

The article deals with the matter of education effectiveness assessment from the perspective of staff self-realization and labour content and capital intensiveness interrelation. The authors analyze the restrictions connected with the use of human capital assets theory in modern society. They also suggest a term «education effectiveness index in technological process».

Ключевые слова: эффективность, человеческий капитал, фонд образования, уровень профессиональной самореализации.

Keywords: effectiveness, human capital assets, education fund, level of professional self-realization.

Образование является самоценностной категорией, поскольку реализует естественные потребности человека, раскрывая те сферы бытия, которые оставались за гранью его понимания. Таким образом, образование формирует более качественный тип материальной, поведенческой и оценочной культуры. В этом контексте нет смысла говорить об эффектив-

ности, понимаемой в традиционном экономическом соотношении как результат к затратам.

В то же время образование имеет утилитарную направленность на экономическую отдачу фактора производства — «труд». Для определения эффективности важна не только оценка в системе «затраты — результат», но и определение вектора его рационального развития.

В этой связи определим образование как процесс приобретения компетенций путем получения знаний, развития способности к мышлению и созидательной деятельности. Такое определение наиболее функционально для реализации цели подготовки компетентных и успешных специалистов. Заметим, что для определения результативности образования классическое образование нельзя отделить от самообразования, наставничества, опыта практической деятельности. Можно полагать, что классическое образование в определенных случаях менее эффективно, чем образование в реальной социальной среде, так как в ней реализуются индивидуальные образовательные потребности человека, а в классическом — коллективные, не всегда совпадающие с индивидуальными.

Отметим также, что наука и образование — схожие категории, поскольку и та и другая призваны продуцировать новое знание. Однако наука продуцирует новое знание в масштабах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.