Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-05/ Дата публикации: 1.11.2018 № 5 (35). С. 252-258. УДК 371.134:51+517.17
В. И. Тарлавский
Кластеризация региональном военно-профессиональнои ориентации
Кластеризация в контексте региональной профориентации является перспективным направлением ее развития, так как очевидна необходимость объединения ресурсов различных социальных институтов (и не только) в интересах профориентации. На наш взгляд, одним из вариантов такого профориентационного взаимодействия может стать создание региональных профориентационных кластеров.
Кластерный подход в профориентации требует интеграции образовательных организаций различных отраслей и уровней, промышленных предприятий и организаций, органов власти и т.д. В кластерном подходе возникает необходимость учета множественных взаимосвязей между элементами, объединенными в единое целое. Стоит отметить, что если нет поглощения (финансового, юридического, хозяйственного), а связь осуществляется с какой-либо целью, то такое взаимодействие можно назвать кластерным. Причем, «лицо» кластера, его специализацию и название формируют только компании ядра кластера.
В статье, на основе кластерного подхода, приводится авторский взгляд на структуру и содержание региональных отраслевых профориентационных кластеров и модель регионального военно-профориентационного кластера.
Ключевые слова: регион, кластер, отрасль, профессиональная ориентация
Perspectives of Science & Education. 2018. 5 (35)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-05/ Accepted: 17 August 2018 Published: 1 November 2018 No. 5 (35). pp. 252-258.
V. I. Tarlavskiy
Clusterization of regional military-professional orientation
Clusterization in the context of regional vocational guidance is a promising direction for development, since it is obvious that it is necessary to combine the resources of various social institutions (and not only) in the interests of vocational guidance. In our opinion, the creation of regional vocational guidance clusters could be one of the options of such career guidance.
The cluster approach to vocational guidance requires integration of educational organizations of various industries and levels, industrial enterprises and organizations, authorities, etc. There is a need to take into account the multiple relationships between elements that are integrated into a single whole in the cluster approach It should be noted that if there is no absorption (financial, legal, economic), and communication is carried out for any purpose, then this interaction can be called cluster. Moreover, the "cluster face", its specialization and name form only the companies of the cluster core.
The article presents the author's view on the structure and content of regional industry-specific vocational guidance clusters and the model of a regional military vocational guidance cluster based on the cluster approach.
Key words: region, cluster, industry, vocational orientation
резидент В.В. Путин в Послании Президента РФ Федеральному Собранию 1 марта 2018 г. отметил: «Нам нужно выстроить современную профориентацию. Здесь партнёрами школ должны стать университеты, научные коллективы, успешные компании».
Очевидна проблема объединения ресурсов различных социальных институтов в интересах профориентации. На наш взгляд, одним из вариантов такого профориентационного взаимодействия может быть создание профориентацион-ных кластеров [8-11].
По мнению основоположника кластерного подхода, экономиста М. Портера, кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (производителей, поставщиков и др.) и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, органов государственного управления, институтов инфраструктуры), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга.
Т.В. Миролюбова, Т.В. Карлина и Т.Ю. Ковалева в монографии «Закономерности и факторы формирования и развития региональных кластеров» (Пенза, 2013) указывают, что структура кластера включает три основных яруса.
«Первый ярус, или «ядро кластера», - это компании-производители продукции, к которым можно отнести как фирмы, работающие на местный (локальный) рынок, так и лидирующие фирмы, которые экспортируют свою продукцию (товары или услуги) за пределы региона. Однако именно лидирующие фирмы, экспортирующие свои товары/услуги на национальный и мировой рынки, обеспечивают экономический успех всего кластера и привлекают в регион финансовые потоки. В силу этого такие лидирующие компании являются доминирующими в кластере.
Второй ярус - это смежные компании, группирующиеся вокруг ядра кластера, производящие для него комплектующую продукцию технологическую оснастку, оборудование, сырье и т.п. При этом в данную группу могут входить и крупные, и средние, и малые предприятия. Во многих случаях появление в кластерах компаний малого и среднего бизнеса связано с аутсорсингом бизнес-процессов лидирующих фирм. Как известно, небольшие производства являются более гибкими, быстрее внедряют нововведения, кроме того, стоимость производства изделий здесь дешевле, чем на базовом предприятии. Роль крупного бизнеса в процессе образования кластеров заключается в привлечении малых и средних предприятий для налаживания производства на основе тесной кооперации и субконтрактационных связей при активном деловом и информационном взаимодействии. Для выживания и роста малого бизнеса возникающие в кластере кооперационные связи имеют фундаментальное значение. Можно сказать, что кластер, по сути, является
способом сохранения малых предприятий в условиях глобализации.
Третий ярус - это обслуживающие компании, образующие экономическую инфраструктуру кластера - научно-технические и сервисные центры; финансово-кредитные учреждения; инвестиционные фонды; высшие, средние специальные и среднетехнические учебные заведения; научно-исследовательские организации; общественные организации; страховые и консалтинговые компании и т.п.» [1, с. 9-10].
«Лицо» кластера, его специализацию и название формируют только компании ядра кластера.
Сегодня кластерный подход достаточно широко используется в педагогике и образовании. В.П. Бурдаков, В.Т. Волов, Т.М. Давыденко, Е.А. Корчагин, А.В. Леонтьев, Г.В. Мухаметзянова, Ф.Ш. Мухаметзянова, Н.Б. Пугачева, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, А.Р. Шайдуллина, Ю.Н. Юров, и др. исследовали проблему кластерного подхода в образовании. Также интересен международный опыт формирования и развития образовательных кластеров с целью повышения качества образования и организации инновационной деятельности в высшей школе (Г Amsale, М. Веке1е, М. Tafesse) [16-18].
Исследуя интеграцию ссуза, вуза и производства в региональной системе профессионального образования А.Р. Шайдуллина (2010) отмечает «особенности реализации кластерной модели управления интегрированной системой «ссуз - вуз - производство» и ее преимущества в организации профессионального образования в регионе, заключающиеся в направленности всех субъектов, входящих в кластер, на единый результат - общий продукт, обеспечивающий конкурентные позиции всем субъектам, задействованным в его реализации. Особенность интеграционных процессов в региональной системе профессионального образования, заключается в реализации кластерной модели, направленной на сохранение и развитие совместных потенциальных возможностей промышленной и образовательной сфер, создающих перспективу для прогрессивного развития Республики Татарстан в условиях их сопричастности, осознанности своей роли и значимости в активной преобразовательной деятельности в целях устойчивого развития экономики республики. Основные задачи кластерной политики в регионе характеризуются тем, что центральное внимание уделяется укреплению сетей взаимосвязи между участниками кластера, в целях упрощения доступа к новым промышленным и образовательным технологиям, совместного использования знаний и основных фондов, ускорения процессов обучения за счет концентрации, преемственности и интеграционных процессов в едином региональном интегрированном образовательно-производственном комплексе. В образовательном кластере учащимся и студентам предоставляется возмож-
ность трудоустройства по заявленной профессии и квалификации; гарантируется начальная заработная плата на уровне не ниже минимального потребительского бюджета; предоставляются аттестованные и оплачиваемые рабочие места для прохождения производственной практики; осуществляется выплата стипендий базового предприятия студенту; выплата подъемных молодому специалисту; решение жилищных вопросов и др. В качестве недостатков кластерного подхода к организации профессионального образования в интегрированной системе «ссуз - вуз - производство» в исследовании отнесены следующие: зависимость жизнеспособности субъектов интегрированной системы от кластера, утрата ими самостоятельности в решении актуальных проблем и образовательно-производственных задач, ограниченный выбор направлений взаимодействия, а также отсутствие точек роста в качестве неструктурированных ситуаций для перехода на уровень самоорганизующейся системы и др.» [3].
Кластеры, по мнению Ф.Ш. Мухаметзяновой (2015) [2], могут сыграть актуальную роль и в профориентационной работе. «Использование кластерного подхода в профориентационной работе имеет следующие преимущества:
1. Расширение профессиональных возможностей педагогов, производственни-ков, воспитателей, профориентологов и т.д., в проведении профориентационной работы на всех уровнях образования.
2. Использование социальных партнеров кластера как дополнительного ресурса в проведение профориентации в школе, ссузе и вузе.
3. Повышение компетентности педагогов, занимающихся профориентацией в сфере профессий требуемых на рынке труда.
4. Обеспечение целостности и единства среды профориентации с помощью расширения и углубления внутренних и внешних связей образовательного учреждения.
5. Интеграция ресурсов и потенциалов кластера».
Кластерный подход в профориентации требует интеграции образовательных организаций различных отраслей и уровней подготовки, промышленных предприятий и организаций, органов власти и т.д. В кластерном подходе возникает необходимость учета множественных взаимосвязей между элементами, объединенными в единое целое. Стоит отметить, что если нет поглощения (финансового, юридического, хозяйственного), а связь осуществляется с какой-либо целью, то такое взаимодействие можно назвать кластерным.
Таким образом, анализ экономической и педагогической литературы позволил нам определить основные ориентиры разработки регионального отраслевого профориентационного кластера:
1. Региональный отраслевой профориента-ционный кластер основан на комбинированном подходе, т.е. в основе его построения лежат идеи как вертикальной интеграции отраслевых образовательных организаций, так и партнерство предприятий отрасли и образовательных организаций.
2. Функции ядра регионального отраслевого профориентационного кластера призван выполнять отраслевой вуз. В условиях непрерывного отраслевого образования выстраивается взаимодействие отраслевого ВУЗа и отрасли экономики.
3. Основной целью функционирования регионального отраслевого профориентационного кластера является создание условий для формирования профессионально-отраслевой направленности личности, соотнесения ею своих индивидуальных личностных и физиологических особенностей с профессиями данной отрасли.
4. Каждый из субъектов регионального отраслевого профориентационного кластера принимает в нем участие, преследуя свои собственные цели, выполняя определенные функции и получая определенную пользу.
Создание региональных отраслевых профориентационных кластеров позволит:
• актуализировать профориентационный потенциал региона;
• объединить в регионе заинтересованные стороны в профессиональной ориентации молодежи и населения в целом в условиях непрерывного отраслевого образования в целях профессионального самоопределения личности на протяжении всей «профессиональной жизни»;
• повлиять на развитие профессионального образования в регионе путем взаимодействия образовательных организаций и работодателей, обеспечения единства предпочтений молодежи в выборе профессии и потребностей работодателей в квалифицированных кадрах;
• активизировать развитие системы непрерывного отраслевого образования.
Кластерный подход к развитию профориен-тационного потенциала региона, к созданию и функционированию региональных отраслевых профориентационных кластеров является перспективным направлением развития профори-ентационного потенциала региона.
Таким образом, региональный отраслевой профориентационный кластер - это сложная многоуровневая структура в регионе, которая представляет совокупность различных предприятий и организаций, объединенных партнерскими отношениями по отраслевому признаку, взаимодействующих друг с другом и с населением региона в интересах региональной отраслевой профессиональной ориентации.
Мы предполагаем, что участники регионального отраслевого профориентационного кластера расположены только на территории региона и могут быть распределены по следующим уровням:
1 уровень - ядро кластера:
- отраслевая образовательная организация высшего образования;
2 уровень - смежные предприятия и организации:
- отраслевые образовательные организации среднего профессионального и дополнительного образования;
- предприятия и организации отрасли;
- образовательные организации смежного профиля;
3 уровень - дополнительные организации (инфраструктура):
- образовательные организации общего и дополнительного образования;
- специализированные СМИ (например, жур-
налы или сайты);
- организации, обеспечивающие взаимодействие участников кластера между собой, взаимодействие с другими кластерами.
Взаимодействие предприятий и организаций различных уровней предполагает не поглощение, а взаимовыгодное сотрудничество.
Совершим попытку моделирования регионального военно-профориентационного кластера, расположенного на территории Воронежской области. Участников кластера распределим по уровнями и представим в виде модели: 1 уровень - ядро кластера:
- Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж);
I «
I
и в
-И ^
5 5 У в
5
в
6
>е
>е &
5
§
«
«
и £-
и
К
X св И
о
а о
а £ ю к о « о и о
о и о X Л
ч
и X
ч о с
о «
к к
св
со сЗ
к и
>е
X св и
а СО О К
з £ 3 £
а о
и о и к х н о св
X
^
к К И
н
о «
и «
о к
св
СЛ
ш и К
Э
§
и к х и С о и ю о
к к
св
ЭТ
К X св
и &
О
Региональный опыт и современное состояние военно-профессиональной ориентации.
1 уровень - ядро кластера
ЙУНЦ ВВС "Военно-воздушная академия"
У
л
V
л
V
2уровень - смежные предприятия и организации.
Кадетские корпуса и школы. Центры военно-патриотического воспитания. ДОСААФ России по Воронежской области. Военно-спортивные клубы и объединения. Музеи военно-патриотической направленности. Детские лагеря отдыха военной направленности. Воинские части, бригады, штабы, военкоматы. Образовательные организации смежного профиля.
Л V
а т н е
и р
о й о н ь л а н о и с с е
о р
о н н е о в
е
А
ю >
и
Рис.1 Модель регионального отраслевого военно-профориентационного кластера
2 уровень - смежные предприятия и организации:
- кадетские корпуса и школы (Михайловский кадетский корпус, Воронежская кадетская школа им. А.В.Суворова, Борисоглебский кадетский корпус, Верхнемамонский Матвея Платова казачий кадетский корпус, Горожанский казачий кадетский корпус, кадетский корпус (инженерная школа);
- Центры военно-патриотического воспитания (Областной центр развития ДПО, гражданского и
патриотического воспитания детей и молодежи, Музей-Диорама);
- ДОСААФ России по Воронежской области (образовательные организации, входящие в его состав: Воронежская объединенная техническая школа, Воронежская водолазная школа, Автомобильные школы в н.п. Анна, Бобров, Бо-рисоглебск, Лиски, Острогожск и Россошь, Спортивно-технические центры в н.п. Воронеж, Бу-турлиновка, В.Хава, Калач, Нижнедевицк, Новая Усмань, Ольховатка, Семилуки, Таловая, Эртиль
и Богучар с отделениями в В.Мамоне и Петропавловке. Дворец подводного спорта (бассейн), Стрелково-спортивный центр, клуб служебного собаководства, Воронежский аэроклуб, Верхнехавский авиационный технический спортивный клуб Сапсан);
- военно-спортивные клубы и объединения (в соответствии с приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 10 ноября 2015 г. № 1335 "Об утверждении реестра военно-патриотических клубов и объединений, действующих на территории Воронежской области");
- музеи военно-патриотической направленности (Музей - Диорама, Арсенал и т.п.);
- детские лагеря отдыха военной направленности (Отечество, Юный десантник и т.п.);
- воинские части, бригады, штабы, военкоматы;
- образовательные организации смежного профиля (профильные классы в школах, Борисо-глебское училище летчиков, институт МВД, институт ФСИН, факультет физической культуры и безопасности жизнедеятельности ВГПУ).
3 уровень - дополнительные организации (инфраструктура):
- школы, организации дополнительного образования детей;
- специализированные средства массовой информации (газеты, журналы, теле- и радио- передачи, интернет-издания военной направленности);
- организации, обеспечивающие взаимодействие участников - кластера между собой, взаимодействие с другими кластерами (Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области, органы управления образованием, координационный совет по военно-патриотическому воспитанию при правительстве Воронежской области).
Моделирование регионального военно-профориентационного кластера связано с необходимостью объединить в рамках одной территории (региона) всех заинтересованных участников процесса военно-профессиональной ориентации.
Интеграция в данном кластере понимается не как формальное объединение различных структур известных этапов (довузовский, вузовский и послевузовский) непрерывного профессионального образования или же триады «образование - наука - работадатель», а как нахождение новой формы сопряжения их профориентационных потенциалов с целью развития профориентационного потенциала региона и региональной профориентации. В дальнейшем перед нами стоит задачи разработать механизмы взаимодействия между уровнями кластера.
Кластеризация региональной военно-профессиональной ориентации является, на наш взгляд, перспективным направлением развития военно-профессиональной профориентации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Миролюбова Т.В. Закономерности и факторы формирования и развития региональных кластеров: монография / Т.В. Миролюбова, Т.В. Карлина, Т.Ю. Ковалева; Перм. гос. нац. иссл. ун-т. Пермь, 2013. 283 с. (С. 10).
2. Мухаметзянова Ф.Ш. Концептуальные основания профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях научно-образовательного кластера / Ф.Ш. Мухаметзянова// Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании. Материалы 20-й Всероссийской НПК, 22-23 апреля 2015 г., Екатеринбург, 2015. 2 ч. С. 114-121.
3. Региональный подход к организации профессиональной ориентации учащейся молодежи (Коллективная монография). Киров, МЦНИП. 2014. 180 с.
4. Сафин Р.С. Научно-методическое обеспечение инновационного развития образовательного кластера в условиях интеграции науки, образования и производства. (для руководителей, преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений системы профессионального образования, научных работников и аспирантов) // Р.С. Сафин, А.Р. Масалимова, Р.Г. Зяляева, Е.Л. Матухин / Научно-методическое пособие / под научной редакцией Г.И.Ибрагимова. Казань: Издательство «Данис», 2014.
5. Тарлавский В.И. Региональная система образования: профориентационные возможности // Перспективы науки и образования [Электронный ресурс]. 2014. № 1. C. 102-106. URL: http://pnojournal.wordpress.com/ archive14/14-01/. (дата обращения: 1.10.2018)
6. Тарлавский В. И. Регион как междисциплинарное и интегральное понятие // Государственный советник [Электронный ресурс]. 2014. № 1. C. 87-89 URL: http://gossovetnik.wordpress.com/012014-2. (дата обращения: 1.10.2018)
7. Тарлавский В.И. Становление и развитие профессиональной ориентации: обзор отечественного опыта / В.И. Тарлавский, Е.А. Цуканов // Перспективы науки и образования [Электронный ресурс]. - 2014. - №2. - C. 63-69 URL:http// pnojournal.wordpress.com/archive14/14-02/.(дата обращения: 1.10.2018)
8. Тарлавский В.И. Кластерный подход к развитию профориентационного потенциала региона // Фундаментальные исследования. 2014. №11 (часть 3). С. 639-643.
9. Тарлавский В.И. Региональная профориентация как иерархическая система: микро-, мезо-, и макроуровни / В.И. Тарлавский // Инновационный вестник Регион. 2015. № 3. С. 49-53.
10. Тарлавский В.И. Профориентационная среда региона: к постановке проблемы // Инновационный вестник Регион. 2015. № 4. С. 42-48.
11. Тарлавский В.И. К вопросу о профориентации в условиях непрерывного образования // Перспективы науки и образования [Электронный ресурс]. 2016. № 6. С. 37-40. URL: http//pnojournal.wordpress.com/ archive16/16-06/ (дата обращения: 1.10.2018)
12. Чистякова С.Н. Проблемы и перспективы развития отечественной профориентации на современном этапе / С.Н. Чистякова, Н.С. Пряжников, Н.Ф. Родичев [Электронный ресурс]. URL: http://мой-ориентир.рф (дата обращения: 1.10.2018)
13. Чистякова С.Н. Отечественная профессиональная ориентация: перспективы развития [Электронный ресурс] / С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев. URL: federalbook.ru>files/FSO/soderganie/Tom 8/V/ (дата обращения 25.05.2014 г.).
14. Шайдуллина А.Р. Интеграция ссуза, вуза и производства в региональной системе профессионального образования: автореф. дис. ... докт. пед. наук, Казань. 2010. 45 с.
15. Шамова Т.И. Кластерный подход к развитию образовательных систем// Взаимодействия образовательных учреждений и институтов социума в обеспечении эффективности, доступности и качества образования региона: Матер. Х Международ. Образовательного форума: 2ч. (Белгород. 24-26 окт. 2006.) / БелГУ, МПГУ, МАНПО; отв. Редактор Т.М. Давыденко, Т.И. Шамова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. Ч. I. С.24-29.
16. Zhubanova, G., Kulgildinova, T., Tusupbekova, G. and Uaisova, G. Formation of Education Clusters as a Way to Improve Education. International Journal of Environmental and Science Education, 2016. 11(9), pp. 3053-3064. doi: 10.12973/ijese.2016.735a
17. Amsale F., Bekele M., & Tafesse M. The Ethical Behaviors Of Educational Leaders In Ethiopian Public Universities: The Case Of The Western Cluster Universities. European Scientific Journal. 2016. no. 12(13), pp. 23-31.
18. Anistsyna N. Innovative Research and Education cluster as a way of organizing innovation activities in high school. Creative Economy. 2010. no. 4(40), pp. 91-97.
REFERENCES
1. Mirolyubova T.V. Patterns and factors of formation and development of regional clusters: monograph / T.V. Mirolyubova, T.V. Karlina, T.Yu. Kovalev; Perm, 2013. 283 p. (P. 10). (in Russian)
2. Mukhametzyanova F.Sh. Conceptual foundations of vocational orientation of students in a research and education cluster / Innovations in professional and professional-pedagogical education. Materials of the 20th All-Russian NPK, April 22-23, 2015, Ekaterinburg, 2015. 2 Part. pp. 114-121. (in Russian)
3. Regional approach to the organization of vocational guidance for students (Collective monograph). Kirov, MCNIP. 2014. 180 p. (in Russian)
4. Safin R.S. Scientific and methodological support of the innovative development of the educational cluster in the context of the integration of science, education and production. (for managers, teachers and masters of industrial training of institutions of the vocational education system, researchers and graduate students) // R.S. Safin, A.R. Masalimova, R.G. Zyalyaeva, E.L. Matukhin / Scientific-methodical manual / under the scientific editorship of G.I. Ibrahimov. Kazan: Danis Publishing House, 2014. (in Russian)
5. Tarlavsky V.I. Regional education system: career guidance opportunities. Perspectives on science and education, 2014. no. 1. pp. 102-106. Available at: http://pnojournal.wordpress.com/archive14/14-01/ (accessed 1 October 2018) (in Russian)
6. Tarlavsky V. I. Region as an interdisciplinary and integral concept. The State Counsellor, 2014. no. 1. pp. 87-89. Available at: http://gossovetnik.wordpress.com/012014-2. (accessed 1 October 2018) (in Russian)
7. Tarlavsky V.I. Formation and development of vocational orientation: a review of domestic experience / V.I. Tarlavsky, E.A. Tsukanov. Perspectives on science and education, 2014. no. 2, pp. 63-69. Available at: http//pnojournal. wordpress.com/archive14/14-02/. (accessed 1 October 2018) (in Russian)
8. Tarlavsky V.I. Cluster approach to the development of vocational guidance potential of the region. Basic Research. 2014. no. 11 (part 3). pp. 639-643. (in Russian)
9. Tarlavsky V.I. Regional career guidance as a hierarchical system: micro, meso, and macro levels. Innovation Bulletin Region. 2015. no. 3. pp. 49-53. (in Russian)
10. Tarlavsky V.I. Vocational guidance environment of the region: to the formulation of the problem. Innovation Bulletin Region. 2015. no. 4. pp. 42-48. (in Russian)
11. Tarlavsky V.I. On the issue of vocational guidance in the context of continuous education. Perspectives on science and education, 2016. no. 6. pp. 37-40. Available at: http//pnojournal.wordpress.com/archive16/16-06/ (accessed 1 October 2018) (in Russian)
12. Chistyakova S.N. Problems and prospects of development of domestic vocational guidance at the present stage / S.N. Chistyakova, N.S. Pryazhnikov, N.F. Rodichev [Electronic resource]. Available at: http://Mow-opweHTMp.p^ (accessed 1 October 2018) (in Russian)
13. Chistyakova S.N. Domestic professional orientation: development prospects [Electronic resource] / S.N. Chistyakova, N.F. Rodichev. Available at: federalbook.ru>files/FSO/soderganie/Tom8/V/ (accessed 1 October 2018). (in Russian)
14. Shaydullina A.R. Integration of secondary vocational education, higher education and production in the regional system of vocational education: author. Diss. Dr. Ped. Sci., Kazan. 2010. 45 p. (in Russian)
15. Shamova T.I. Cluster approach to the development of educational systems // Interactions of educational institutions and institutions of society in ensuring the effectiveness, accessibility and quality of education in the region: Mater. X International. Educational Forum: 2h. (Belgorod. October 24-26, 2006.) / BelSU, MPGU, MANPO; Editor T.M. Davydenko, T.I. Shamov. Belgorod: BelSU publishing house, 2006. Part I. pp. 24-29. (in Russian)
16. Zhubanova, G., Kulgildinova, T., Tusupbekova, G. and Uaisova, G. Formation of Education Clusters as a Way to Improve Education. International Journal of Environmental and Science Education, 2016. 11(9), pp. 3053-3064. doi:
10.12973/ijese.2016.735a
17. Amsale F., Bekele M., & Tafesse M. The Ethical Behaviors Of Educational Leaders In Ethiopian Public Universities: The Case Of The Western Cluster Universities. European Scientific Journal. 2016. no. 12(13), pp. 23-31.
18. Anistsyna N. Innovative Research and Education cluster as a way of organizing innovation activities in high school. Creative Economy. 2010. no. 4(40), pp. 91-97.
Информация об авторе Тарлавский Валерий Ильич
(Россия, Воронеж) Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина E-mail: [email protected]
Ссылка для цитированияГОСТ_
Тарлавский В. И. Кластеризация региональной военно-профессиональной ориентации // Перспективы науки и образования. 2018. № 5 (35). С. 252-258. doi: 10.32744^е.2018.5.28
Information about the author
Valery I. Tarlavskiy
(Russia, Voronezh) Zhukovsky-Gagarin Air Force Academy E-mail: [email protected]
For ReferenceAPA
Tarlavskiy, V. I. (2018). Clusterization of regional militaryprofessional orientation. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 35 (5), 252-258. doi: 10.32744/pse.2018.5.28. (In Russ., abstr. in Engl.)