Научная статья на тему 'Теоретические и методические подходы к исследованию цепочки создания стоимости в хлебопродуктовом подкомплексе АПК'

Теоретические и методические подходы к исследованию цепочки создания стоимости в хлебопродуктовом подкомплексе АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
424
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ХЛЕБОПРОДУКТОВЫЙ ПОДКОМПЛЕКС / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЦЕПОЧКА СОЗДАНИЯ СТОИМОСТИ / МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ СВЯЗИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цыбулин Григорий Николаевич

Рассмотрены проблемы эффективности функционирования хлебопродуктового подкомплекса АПК России, причины их возникновения. Проанализирована динамика потребления хлебобулочных изделий и загруженности производственных мощностей хлебокомбинатов и мукомольных предприятий. На основе теоретического подхода к изучению цепочки создания стоимости сформулированы определения таких понятий экономической науки, как «цепочка ценности» и «цепочка создания стоимости». Идентифицированы основные участники цепочки, определен основной вклад каждого звена в формирование затрат и прибыли, выявлены предприятия, занимающие доминирующую позицию в межотраслевой цепочке и диктующие другим стейкхолдерам свои условия. Проанализированы факторы, влияющие на развитие рынка хлебобулочных изделий, а также рынков, агенты которых входят в цепочку создания стоимости хлебобулочных изделий. Выявлены и проанализированы основные тенденции развития рынков, формирующих цепочку создания стоимости хлебобулочных изделий. Выдвинуты предложения, реализация которых приведет к формированию устойчивого финансового положения предприятий цепочки создания стоимости хлебобулочных изделий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические и методические подходы к исследованию цепочки создания стоимости в хлебопродуктовом подкомплексе АПК»

Grigory Nikolaevich Tsybulin, Григорий Николаевич Цыбулин,

postgraduate student of the department of marketing, аспирант кафедры маркетинга,

economics of enterprises and organizations, экономики предприятий и организаций,

Saratov socio-economic institute (branch) Саратовский социально-экономический институт (филиал)

of Plekhanov Russian University of Economics РЭУ им. Г.В. Плеханова

УДК 338.45:664 [email protected]

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЦЕПОЧКИ СОЗДАНИЯ СТОИМОСТИ В ХЛЕБОПРОДУКТОВОМ ПОДКОМПЛЕКСЕ АПК

Рассмотрены проблемы эффективности функционирования хлебопродуктового подкомплекса АПК России, причины их возникновения. Проанализирована динамика потребления хлебобулочных изделий и загруженности производственных мощностей хлебокомбинатов и мукомольных предприятий. На основе теоретического подхода к изучению цепочки создания стоимости сформулированы определения таких понятий экономической науки, как «цепочка ценности» и «цепочка создания стоимости». Идентифицированы основные участники цепочки, определен основной вклад каждого звена в формирование затрат и прибыли, выявлены предприятия, занимающие доминирующую позицию в межотраслевой цепочке и диктующие другим стейкхолдерам свои условия. Проанализированы факторы, влияющие на развитие рынка хлебобулочных изделий, а также рынков, агенты которых входят в цепочку создания стоимости хлебобулочных изделий. Выявлены и проанализированы основные тенденции развития рынков, формирующих цепочку создания стоимости хлебобулочных изделий. Выдвинуты предложения, реализация которых приведет к формированию устойчивого финансового положения предприятий цепочки создания стоимости хлебобулочных изделий.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, хлебопродуктовый подкомплекс, продовольственная безопасность, цепочка создания стоимости, межотраслевые связи, эффективность.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE STUDY OF ADDED VALUE CREATION CHAIN IN THE BREAD-MAKING SUB-COMPLEX OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

The article considers the problems of efficient functioning of the bread-making industry of the agro-industrial complex in Russia and their causes. The author analyzes the dynamics of bread products consumption and production capacity of bread-baking complexes and flour mill enterprises, presents original definitions of such concepts as "value chain" and "value creation chain" based on theoretical approach to the study of the value creation chain, identifies main participants of the chain, assesses the impact of each component on costs and profits, and identifies the enterprises that are in a dominant position in the inter-branch chain and dictate their terms to other stakeholders. The factors influencing the development of the market of bakery products and the markets that are part of a chain of bread products value creation are analyzed. Major trends in the markets that form the chain of bread products value creation are revealed and analyzed. Recommendations are given that will help create stable financial position of the enterprises that are part of the value chain of bread products.

Keywords: agro-industrial complex, bread-making sub-complex, food security, value creation chain, inter-branch relations, efficiency.

Современная модель экономики ориентирована на повышение конкурентоспособности предприятия. Важнейшим этапом решения данного вопроса является выявление и мониторинг динамики факторов, препятствующих ее повышению. Устраняя их или нивелируя последствия влияния данных факторов, предприятие получает базис для дальнейшего своего развития, преодолевает кризисные явления и продлевает свой жизненный цикл. Предприятие, эффективно развиваясь, внедряет все новые и новые технологии, тем самым способствуя НТП, появлению новых рынков сбыта и ценовых ниш, и соответственно, повышает свою рентабельность, инвестиционную привлекательность и усиливает конкурентные преимущества.

Одним из основополагающих элементов экономики является аграрно-промышленный комплекс, который определяет продовольственную безопасность и, соответственно, экономическую безопасность страны в целом, имея стратегическое значение для решения продовольственных проблем страны.

Основой устойчивого развития АПК является повышение эффективности и конкурентоспособности функционирования хлебопродуктового подкомплекса (ХПП) как одного из самых его важных элементов. Хлеб и хлебобулочные изделия - товар, который постоянно присутствует в нашей жизни, является важнейшей составляющей рациона питания населения, уровень производства и потребления которого определяет

продовольственную безопасность страны. Каждый день производятся, продаются и потребляются сотни тонн хлебобулочных изделий по всей стране. В 2016 г. на душу населения потреблялось 94,9 кг хлеба и хлебобулочных изделий по РФ (рис. 1). Таким образом, хлебокомбинаты являются стратегическими предприятиями, от эффективной работы которых зависит продовольственная безопасность региона и страны в целом.

Решению проблемы повышения конкурентоспособности подкомплекса препятствуют недостаточная загрузка мощностей предприятий как следствие падения спроса на продукцию, а также сильный материальный и моральный износ оборудования.

Величина износа оборудования предприятий отрасли составляет 65-75% [6, с. 104-108].

Рисунок 2 наглядно демонстрирует нам недостаточную загрузку производственной мощности хлебокомбинатов и мукомольных предприятий.

Существенным фактором, определяющим конкурентоспособность ХПП, является эффективность межотраслевых связей всех предприятий, входящих в комплекс, сбалансированность интересов основных стейкхолдеров (потребителей, поставщиков, компаний, государства). В настоящее время возникает множество проблем, связанных с недобросовестным поведением поставщиков и посредников, давлением со стороны ретейла, что обусловливает диспропорциональное развитие отдельных звеньев цепи, а также несогласованность действий участников цепи и поведение одного или нескольких звеньев, направленных на получение прибыли, но приносящих вред всей цепи. Все вышеперечисленное негативно ска-

зывается на развитии предприятий подкомплекса, а также находит свое отражение и в экономике страны в целом [12].

Для решения данных проблем необходимо проанализировать цепочку создания стоимости в ХПП АПК, что позволит определить основные группы предприятий, участвующих в создании стоимости товара, взаимоотношения между ними и главное звено в цепи [4]. В качестве методологической базы исследования следует воспользоваться подходом, предложенным М. Портером [6], который считает, что в бизнесе цепочка создания стоимости состоит из девяти стратегически связанных видов деятельности, формирующих издержки и стоимость товара; главной задачей компании является мониторинг и анализ издержек и стоимости, создаваемой в каждом звене цепочки и поиск путей повышения эффективности деятельности предприятия. Научная литература оперирует такими категориями, как «цепочка ценности», «цепочка создания стоимости», «управление цепочкой стоимости» и рядом других. Возникает необходимость разграничения вышеупомянутых значений. Понятие «цепочка ценности» более применимо на уровне предприятия, так как ценность для потребителя создается именно на микроуровне, т.е. на конкретном предприятии, в то время как понятие «цепочка создания стоимости» более применимо на макроуровне и мезоуровне при исследовании отраслей промышленности, тем самым подчеркивая место предприятия в цепи, а также наличие управляющего предприятия-элемента.

В табл. 1 приведен анализ вклада ведущих ученых в изучение понятия «цепочка создания стоимости» (далее - ЦСС).

Рис. 1. Потребление хлеба и хлебных продуктов в РФ на душу населения в год [9]

Рис. 2. Среднегодовой уровень использования производственной мощности хлебокомбинатов и мукомольных предприятий [13]

Таблица 1

Анализ вклада ведущих ученых в изучение понятия «цепочка создания стоимости»

Автор Вклад в изучение ЦСС

М. Портер Сформулировал модель пяти сил, влияющих на предприятия; сформировал концепцию ЦСС [8, с. 27]

Г. Джереффи Развил учение М. Потера. Приводит дифференциацию цепочек создания стоимости по признаку осуществления в ней главенствующей роли [1, с. 87]

Р Каплински и М. Морис Ввели инструментарий, направленный на получение экспертных оценок у широкого круга респондентов, находящихся внутри и во вне цепочки и позволяющего определить состав цепочки, роль ее участников, оценить резервы повышения эффективности функционирования цепочки создания стоимости [3, с. 23]

Таким образом, модель ЦСС получила широкое развитие в экономической науке и в значительной степени усовершенствовала аппарат выявления и интерпретации не только факторов, которые влияют на предприятие, но и возникающие экономические связи между предприятиями.

Рассмотрим ХПП АПК с точки зрения создания стоимости хлебобулочных изделий на отраслевом уровне. На первоначальном этапе исследования были выявлены предприятия, входящие в цепочку создания стоимости хлебобулочных изделий: сельскохозяйственные предприятия, занимающиеся выращиванием сырья; предприятия, специализирующиеся на его хранении (элеваторы и другие складские помещения); предприятия, занимающиеся переработкой сырья; производственные предприятия (хлебокомбинаты, пекарни и ряд других); предприятия, занимающееся доведением товара до конечного потребителя (ретей-леры и посреднические торговые компании).

В ходе исследования было выявлено, что в результате высокой динамики протекающих на рынке хлебо-продуктового подкомплекса АПК процессов однозначно определить предприятие, уверенно занимающее доминирующую позицию в цепочке создания стоимости и диктующее другим предприятиям цепочки свои условия, не представляется возможным, однако можно выявить предприятие, которое на данный момент времени занимает ведущее положение в отрасли. Проведем аналитическое исследование цепочки создания стоимости хлеба (табл. 2).

Таким образом, согласно данным табл. 1, выявлена диспропорция распределения прибыли. Так, прибыль посредников оказалась в 2015 г. на 17% выше прибыли товаропроизводителей, что говорит о спекулятивной природе стоимости хлебопекарной муки в данном периоде.

Для оценки паритетности межотраслевого обмена проанализируем вклад каждого звена цепочки в издержки и прибыль (табл. 3).

Графически результаты межотраслевого обмена представлены в коэффициентах на рис. 3.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что в соответствии с текущей конъюнктурой рынка хлебобулочных изделий, ретейлеры более всего влияют на «хлебную» цепочку, потому как обладают большой долей полученной прибыли и относительно низкими издержками производства, что находит свое отражение в наибольшем показателе паритетности межотраслевого обмена и в их сильной рыночной власти. Остальные же элементы продуктовой цепи остаются заложниками ситуации, когда в соответствии с рыночными ожиданиями стоимость одной единицы изделия не может превышать определенный уровень для того, чтобы не обрушить рынок хлебобулочных изделий, еще больше ускорив падение уровня спроса на предлагаемые товары. Таким образом, диспропорция в полученной прибыли порожда-

Таблица 2

Анализ стоимости продукции ХПП [8; 10]

Наименование товара Показатель Значение показателя (руб./кг)

Мука пшеничная высшего сорта Полная себестоимость единицы продукции 15,00

Отпускная цена товаропроизводителя 17,54

Фактическая прибыль, убыток (-) 0,92

Розничная стоимость товара 37,20

Прибыль, убыток (-) посредника от продажи товара 2,41

Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки высшего сорта Полная себестоимость единицы продукции 43,77

Отпускная цена товаропроизводителя 55,98

Фактическая прибыль, убыток (-) 6,88

Розничная стоимость товара 66,90

Прибыль, убыток (-) посредника от продажи товара 3,45

Пшеница продовольственная мягкая 3-го класса Средняя цена (цена сельхозтоваропроизводителей) 10,23

Фактическая прибыль, убыток (-) 1,53

Розничная стоимость товара 11,86

Прибыль, убыток (-) посредника от продажи товара 0,76

Таблица 3

Оценка доли прибыли, получаемой участниками цепочки

Элемент «хлебной» цепочки Удельный вес в структуре: Паритетность межотраслевого обмена (прибыль, %/издержки,%)

Издержек, % Прибыли, %

Производители зерна 6,67 4,00 0,65

Элеваторы и другие 12,45 16,00 1,25

Мукомольные предприятия 12,75 14,00 1,08

Хлебокомбинаты 37,65 20,00 0,52

Посредники 12,88 19,00 1,45

Розничная торговля 16,98 28,00 1,65

2,00 1,50 1,00 0,50 0,00

I I I

■ Розничная торговля - ■ Посредники

■ Элеваторы

■ Мукомолы

■ Агропредприятия

■ Хлебокомбинаты

Рис. 3. Паритетность межотраслевого обмена в ХПП АПК

ет угнетение деятельности отдельных звеньев цепочки, снижая их эффективность, что влечет за собой общее снижение результативности показателей отрасли и, соответственно, ее инвестиционной привлекательности.

Согласно теории Г. Джереффи, цепочка стоимости является классическим примером цепочки, управляемой покупателем. Исходя из всего вышеперечисленного, мы можем уточнить определение цепочек как управляемых покупателем, так и управляемых производителем [13].

Таким образом, цепочка создания стоимости в ХПП будет выглядеть следующим образом (рис. 4).

Особенности цепочки добавленной стоимости хлеба и хлебобулочных изделий как ориентированной на потребителя обусловливают существенную долю добавленной стоимости, ретейлерами. Кроме того, возможности увеличения добавленной стоимости хлебокобминатами и другими предприятиями-производителями отрасли ограничены тенденциями и состоянием данного отраслевого рынка, который демонстрирует затухающую динамику.

Стоит отметить, что сельхозтоваропроизводители, как и посредники рынка зерна, оказывают сильное воздействие на конъюнктуру зернового рынка, тем самым в значительной степени определяя стоимость хлеба, а также их действия служат индикаторами предстоящего ее изменения. В 2016-2017 агросезоне сложилась ситуация, когда валовый сбор на 15.09.2017, по данным информационного бюллетеня Минсельхо-за [2], превысил валовый сбор за аналогичный период на 7%, при этом остается необмолоченными 27% посевной площади [2], что вызвало значительное падение цен на зерновые культуры.

Рис. 4. Структура ХПП АПК

Таким образом, валовый сбор зерна превысил потребность в нем, и, соответственно, стоимость 1 тонны зерновых культур упала. Ситуацию усугубило невозможность элеваторов, значительное число которых обладают морально и материально устаревшей материально-технической базой, принять на ответственное

хранение и доработку весь объем собранного зерна, а также отсутствие возможности перевезти весь объем собранного урожая с помощью существующих логистических каналов повлекло за собой транспортный коллапс (сельхозтоваропроизводитель был вынужден ожидать очереди доставки товара потребителя в течение 30 календарных дней), что в совокупности послужило следующим толчком витка падения цены на сельхозтовары по сравнению с сентябрем прошлого года на 50%. Соответственно, произошел рост упущенной выгоды агропредприятий, ущемление их интересов. Прямым следствием удешевления агоросырья стало падение стоимости хлебопекарной муки в среднем на 10%, что также снизило доходность мельниц. Подобная тенденция может угрожать выстроенной системе экономических взаимоотношений предприятий подкомплекса и в будущем иметь тяжелые последствия для АПК в целом.

Помимо этого, сильное влияние на цепочку посредников и сельхозтоваропроизводителей ставит хлебокомбинаты в невыгодное положение на рынке ввиду наличия недополученной прибыли хлебокомбинатом в большей степени как результат спекулятивных действий недобросовестных посредников и сельхозпредприятий. Мерой, снижающей негативное влияние данных тенденций на экономику хлебокомбинатов, является заключение долгосрочных контрактов поставок качественного сырья с поставщиками [5]. Данная ситуация применима и к мукомольным предприятиям и сельхозтоваропроизводителям, которые ввиду наличия негативной ситуации на рынке агро-продукции несут потери возможной выгоды от продажи продукции. В сложившихся условиях для минимизации негативных тенденций, вызванных изменением конъюнктуры рынка зерна, возникает необходимость заключения мукомольными предприятиями долгосрочных договоров поставки высококлассного зерна непосредственно с товаропроизводителем, с целью исключения посреднического звена из цепи. На макроуровне государство должно регулировать баланс производства и потребления агропродукции с целью недопущения кризисов перепроизводства и логистических коллапсов. С использованием данных мер усилится влияние на цепочку хлебокомбинатов и мукомольных предприятий.

Таким образом, исследование проблем межотраслевых связей в цепочке создания стоимости в ХПП АПК позволяет сделать вывод о необходимости укрепления связей между элементами цепочки создания стоимости для повышения конкурентоспособности отрасли и совместного принятия решений, направленных на преодоление сложившейся негативной ситуации в отрасли, так как деятельность каждого предприятия в цепи влияет на конечный результат отрасли и проблемы каждого отдельного звена - это проблемы

всех предприятий цепочки. Тем не менее предприятия ХПП без поддержки на государственном уровне не смогут справиться с последствиями зернового кризиса, поэтому возникает необходимость государственного финансирования программ улучшения качества зерна и посевочного материала, а также тесной кооперации и координации усилий государства и предприятий подкомплекса, направленных на преодоление данной проблемы.

1. Джереффи Г., Хамфри Дж., Стурджион Т. Управления глобальными цепочками начисления стоимости // Обзор международной политической экономии. 2005. Вып. 12. № 1. С. 78-104.

2. Информационный бюллетень Минсельхоза России. 2017. Вып. 7 // Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. URL: http://mcx.ru/upload/iblock/2ae/2ae4a53793f 08b9121ecaac3272843fc.pdf (дата обращения: 14.09.2017).

3. Каплински Р., Моррис М. Руководство по проведению исследования цепочек накопления стоимости / пер. с англ. М.: ГУ-ВШЭ, 2004.

4. Касьянов А.А. Концептуальные подходы к исследованию продовольственных систем разного уровня // Аграрный научный журнал. 2016. № 6. С. 91-96.

5. Магретта Дж. Ключевые идеи. Майкл Портер. Руководство по разработке стратегии. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.

6. Мельникова Е.Н. Причины низкой эффективности предприятий хлебопекарной промышленности России // Вестник ОГУ. 2008. № 11 (ноябрь). С. 104-108.

7. Мониторинг рынков АПК. Обзор рынков за 18.09.2017 // Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. URL: http://mcx.ru/ministry/departments/departament-regulirovaniya-rynkov-apk/industry-information/info-obzor-rynkov-za-18-09-2017/ (дата обращения: 14.09.2017).

8. Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.

9. Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/publications/catalog/doc_1140095125312 (дата обращения: 30.09.2016).

10. Сводная таблица структуры розничных цен на отдельные виды товаров в 2015 г. // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ prices/potr/tab-stp-cen.htm (дата обращения: 27.09.2016).

11. Уровень использования среднегодовой производственной мощности // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/enterprise/industrial/# (дата обращения: 09.10.2016).

12. Фоменко Н.Л., Буданова О.Г. Маркетинговые и иные факторы розничных продаж сельскохозяйственной продукции потребителям // Аграрный научный журнал. 2016. № 9. С. 92-99.

13. Цыбулин Г.Н. Цепочка создания стоимости в хлебо-продуктовом подкомплексе АПК: теоретические и методические подходы к исследованию // Аграрный научный журнал. 2016. № 12. С. 93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.