4. Карпене Т. И. Метод проектов — как поиск новой педагогической альтернативы. Одарённые дети: теория и практика. — М.: Психологический ин.-т РАО; Ярославль: Яросл. ин-т развития образования, 2001. — С. 105-109.
5. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М.: Академия, 2000.
6. Матяш Н. В., Симоненко В. Д. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов. — М.: Вентанта-Граф, 2002. — 112 с.
7. Нерода М. В., Тебенева Т. Н. Педагогическое сопровождение семейного воспитания // Управление ДОУ. — 2005. — №6. — С. 91.
8. Полат Е. С. Метод проектов. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 347 с.
9. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. — Ростов н/Д.: Феникс, 1998.
10. Мудрик А. В. Социальная педагогика. — М.: Academia, 1999. — С. 8-10, 17, 38-39, 41, 95-109.
11. Бацын В. К. Реформа образования в РФ 1990-1994. — М., 1995. — С. 15.
12. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М., 1996.
13. Гуружапов В. А. Аналитика и экспертиза инновационных проектов. — М., 2004.
Будаева Татьяна Чагдуровна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель Бурятского республиканского института образовательной политики. E-mail: [email protected].
Budaeva Tatiana Ch., candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Buryat Republican Institute of Educational Policy. E-mail: [email protected].
УДК 373
© Т. Б. Гомбоев
Теоретические аспекты развития региональной системы общего образования в условиях применения программно-целевого метода управления
В статье определена актуальность программно-целевого подхода в управлении системой общего образования на примере Республике Бурятия. Определены и проинтерпретированы применительно к образованию понятия цели и программы. Указаны результаты и преимущества опоры на данный подход в управлении образованием.
Ключевые слова: управление, программно-целевой подход, цель, региональная система общего образования.
T. B. Gomboev
Theoretical aspects of general education regional system development in the conditions of the program-target method of management implementation
The article defines the relevance of the program-target approach in the management of the general education system on the example of the Republic of Buryatia. The author de-
fines and interpretes concepts and objectives of the program. The results and benefits of this approach in the management of education implementation are revealed.
Keywords: management, program and target approach, target, regional system of secondary education.
Управление образовательной системой предстает как совокупность сложных процессов, эффективная реализация которых возможна лишь на научной основе. Современным научным основанием описания и реализации управления представляется системный подход. Его осуществление производится в соответствии с программно-целевым принципом (подходом) управления. Функциональное назначение принципа — целевая ориентация управления и придание ему характера системы в соответствии с основной целью. Реализация программно-целевого подхода в управлении образованием — один из основополагающих приоритетов развития образовательной системы.
В то же время любое управленческое действие характеризуется наличием цели и выработкой управляющих воздействий по ее достижению. Все это говорит о том, что программно-целевое управление не является чем-то принципиально новым.
За последние годы в Республике Бурятия произошли существенные сдвиги в организации управления образованием. Совершенствуется правовая база академической самостоятельности образовательных учреждений, преодолевается ведомственный подход к управлению образовательными учреждениями. Осуществляется процесс взаимодействия государственных и общественных форм управления образованием. Новые подходы к управлению образованием закреплены в действующих законодательных актах. Основная цель дальнейшего реформирования управления образованием — создание эффективной региональной системы управления образованием, обеспечивающей взаимодействие государства и общества в интересах динамичного развития и ориентации на удовлетворение запросов личности и общества в условиях модернизации системы образовательной сферы. Исходя из данных предпосылок, актуализируется проблема развития региональной системы общего образования и поиск эффективных методов управления данным процессом.
Современная педагогика располагает значительным научным потенциалом для исследования проблемы развития и модернизации региональной системы образования, включающим исследования инновационных подходов к развитию региональных систем образования (B. C. Иванов), исследования экономических, социальных, управленческих аспектов развития региональных систем образования (А. И. Авдяков, Т. О. Толстых, Г. В. Севастьянова и др.). В области теории и методологии управления — это вопросы системного и программно-целевого подходов (Т. М. Давыденко, А. Е. Капто, В. С. Лазарев, А. М. Моисеев, М. М. Поташник, П. И. Третьяков и др.) [3, 4].
Исходя из анализа особенностей программно-целевого управления некоторые авторы выделяют два подхода к трактовке данного понятия: расширенное и узкое (Е. П. Голубков, Л. С. Пекарский, Б. А. Райзберг). Программно-целевое управление в широком смысле — это «воздействие субъекта управления на объект управления, вырабатываемое на основе методологии
системного анализа. При этом средства достижения целей управления (план, целевая комплексная программа, оргструктура и др.) определяются, исходя из этих целей и охвата всех стадий воспроизводственного процесса (жизненного цикла)» [2].
Из этого определения следует, что на стадии выработки управленческого воздействия сущность системного анализа и сущность программно-целевого управления практически совпадают. Однако программно-целевое управление в отличие от системного анализа включает и реализацию принятого решения. Целью же системного анализа является только выработка рекомендаций для подготовки управленческого решения.
В узком смысле «сущность программно-целевого подхода в управлении сводится только к разработке и реализации целевых комплексных программ различного типа, являющихся единым плановым документом, в котором отражены все особенности данного подхода» [3].
В современной теории образования находят отражение два основных вида программ. Это программы развития образовательных систем и образовательные программы. И те, и другие могут выступать в качестве целевых [1].
Образовательные программы обладают признаками целевых программ лишь в случае их взаимосвязанности с программами развития образовательных систем и согласованности с ними.
Итак, региональное программно-целевое управление в образовании:
• имеет системный характер;
• подчинено федеральным образовательным целям;
• осуществимо при помощи программ развития образования или согласованных с ними образовательных программ [3].
Таким образом, программно-целевое управление предполагает наличие цели, причем четко осознаваемой, и разработку программы по достижению этой цели. Поэтому при рассмотрении программно-целевого управления образованием особую роль играет единая программа развития образовательной системы.
В государственном масштабе стратегии управления образованием излагаются в федеральных целевых программах и национальном проекте развития образования на перспективу. На их основе разрабатываются региональные программы, в которых стратегии управления образованием уточняются с учетом национальной специфики и местных особенностей региона [4].
На наш взгляд, программно-целевое управление образовательной системой состоит в управлении ее развитием и функционированием в единстве.
Одним из значительных этапов, отражающих модернизацию отечественной образовательной структуры, является реализация приоритетного национального проекта «Образование». В основе данного проекта лежит программно-целевой подход в управлении образованием, в котором осуществляется интеграция и синтез основных принципов управления и планирования: целевого (направленности на конечный результат), комплексности, связи целей и ресурсов, конкретности, единства отраслевого и территориального планирования (как преодоления местничества и ведомственности).
Программно-целевой подход в управлении образованием, особенно в период модернизации, предполагает наличие интегрированных целей управления и программы развития, построенной в соответствии с этими целями. В теории образовательная цель выступает как основание либо системообразующий элемент при построении образовательных систем. Цель, целевой заказ, наряду с начальным состоянием системы педагогического образования, предстают как основания реализации программно-целевого принципа (подхода). Основания системы управления обуславливают определенные стратегию и тактику управления.
ПНП «Образование» был призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и сложившимся социально-экономическим реалиям.
Одним из масштабных направлений реализации ПНП «Образование» является Комплексный проект модернизации образования (КПМО), основной целью которого является — предоставить всем школьникам независимо от места жительства возможность получать качественное общее образование. При этом под качеством образования понимается удовлетворение актуальных и перспективных запросов и потребностей личности, общества, государства, включая социальную мобильность, профессиональную и жизненную успешность, физическое, психическое и нравственное здоровье граждан. По мнению исследователя развития региональных систем образования А.И. Адам-ского, конечной целью реализации КПМО является внедрение единой информационной системы, повышение автономности образовательных учреждений, обеспечение качества образования и расширения общественного участия в управлении образованием.
Комплексный проект модернизации образования Республики Бурятия реа-лизовывался в заданных на федеральном уровне рамках, в которых каждый регион, муниципалитет, учреждение, педагог имели возможность на своем уровне в проектном режиме участвовать в модернизации системы образования. Общие перспективы развития определены в направлении компетент-ностного подхода, исходя из которого, происходят изменения в требованиях к содержанию и условиям организации образовательного процесса. Это, в свою очередь, влечет за собой изменения в понимании результатов образования и способов их оценивания в каждом отдельном регионе, в том числе и в Республике Бурятия.
Внедрение Комплексного проекта модернизации образования в Республике Бурятия началось с издания распоряжения Правительства РБ от 09.04.2007 г. № 228-р об утверждении и мероприятиях по обеспечению реализации Комплексного проекта модернизации образования Республики Бурятия на 2007-2009 гг. Это позволило заключить соглашения о реализации проекта во всех муниципальных образованиях республики и создать на местах нормативно-правовую базу для проведения мероприятий по пяти направлениям проекта [6].
Для управления проектом была сформирована и утверждена приказом Министерства образования и науки РБ от 03.07.07 № 964 республиканская
рабочая группа, в которую вошли как ответственные по направлениям реализации проекта, так и представители общественных институтов, эксперты. По аналогии создавались муниципальные рабочие группы и школьные рабочие группы в пилотных общеобразовательных учреждениях, вступивших в эксперимент по НСОТ с 1 сентября 2007 г.
Первый этап реализации приоритетного национального проекта «Образование» привлек позитивным изменениям в системе образования: повышению качества образования, улучшению материальной базы школы, обновлению организационной инфраструктуры, активизации работы с родителями, устранению замечаний в уставах школ и др.
Одним из наиболее важных социальных эффектов реализации национального проекта «Образование» явился рост доверия к власти, к тем мерам государства, которые направлены на поддержку и развитие общего образования.
В эпоху глобализации и новых технологий, возникло понимание, что образование — это не просто социальная сфера, а вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство и общество, предприятия, организации, граждане — все заинтересованные в качественном образовании. Однако, необходимо, отметить, что простое увеличение финансирования не всегда приводит к решению проблем образовательной сферы. В связи с этим, возникает необходимость решать сложившиеся проблемы комплексно, эффективно используя существующие ресурсы.
Комплексный проект модернизации образования Республики Бурятия на 2007-2009 годы предусматривал повышение качества образовательных услуг для населения и эффективности расходования бюджетных средств по следующим направлениям: введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей; переход на нормативно-подушевое финансирование общеобразовательных учреждений; создание единой независимой региональной системы оценки качества образования; развитие региональной сети общеобразовательных учреждений, обеспечивающей соответствие условий обучения современным требованиям; обеспечение общественного участия в управлении образованием. Ключевой задачей, стоящей перед образованием республики на тот период являлось ин-ституциализация изменений.
Комплексный проект модернизации образования обеспечил начало сложным системным изменениям в образовании. Одним из наиболее важных социальных эффектов и экономической основой модернизации общего образования в Республике Бурятия стал переход на нормативно-подушевое финансирование общеобразовательных учреждений, что предполагает отказ от сметно-затратного принципа управления и переход к управлению по результатам [6].
Таким образом, использование программно-целевого подхода в управлении развитием региональной системы общего образования характеризуется информационной открытостью структурных компонентов, их непрерывным взаимодействием друг с другом и с внешней средой; является структурообразующим основанием данного процесса, влияет на него, стимулирует, обеспечивает реализацию комплексных целевых программ и выступает алгоритмом
эффективного управления развитием региональной системы образования. Качество реализации программно-целевого метода управления в процессе развития региональной системы образования обеспечивается комплексом педагогических (стимулирование субъектов управления развитием региональной системы образования; коллективное проектирование образовательной среды региона; разнообразие форм подготовки педагогов к восприятию, освоению и распространению программно-целевого метода управления) и социально-экономических условий (разработка программ основывается на реализации экономического федерализма; изменяется характер планирования — место жестких директив в плане занимает индикативное планирование; программно-целевая основа планирования демократизируется [3]; программы строятся на тщательном анализе целей, предвидении, основанного на знании; учет конкретных условий; учет влияния внутренних и внешних факторов на систему управления; ориентация всех звеньев образования не только на удовлетворение изменяющихся потребностей общества и региона, но и на удовлетворение дифференцированных образовательных запросов личности).
Литература
1. Афанасьев В. Г. Программно-целевое управление: Научное управление обществом / под ред. Л.К. Науменко, Г.П. Журавлева, В.В. Григорьева. — Москва: Мысль, 1978. — Вып. 2. — С. 45-87.
2. Бондаренко О. А Использование программно-целевого подхода в современных условиях развития муниципального образования [Электронный ресурс]. — URL: http://www.scienceforum.ru/2013/120/1603 (дата обращения: 1 апреля 2015 г.).
3. Калина И. И., Смирнова Н. В. Инновационный подход к управлению региональной системой управления [Электронный ресурс]. — URL: http://credonew.ru/content/view/95/50 (дата обращения: 3 апреля 2015 г.).
4. Репин С. А. Программно-целевой принцип управления // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Сер. Образование. Педагогические науки. — Челябинск, 2009. — Вып.1. — С. 32-34.
5. Суздальцева Л. Н. Управление развитием региональной системы образования в условиях реализации федеральных целевых программ: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 2011 . — 22 с.
6. Доклад Министерства образования и науки Республики Бурятия: Образование и наука в Республике Бурятия: 2009 год.
7. Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 18.12.2002 г. № 1118-р.
8. Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 09.04.2007 № 228-р «Об утверждении Комплексного проекта модернизации образования Республики Бурятия на 2007-2009 гг.
Гомбоев Тимур Будаевич, аспирант кафедры педагогики Бурятского государственного университета. E-mail: [email protected]
Gomboev Timur B., post-graduate student, Pedagogics Department, Buryat State University. E-mail: [email protected]