Active patriotism as the factor of teenager's creative abilities development
In the context of the modern education the active patriotism is considered as a social and cultural, pedagogic and personal phenomenon. There are analyzed and summarized the basic approaches to the research of the notions "activity" and "patriotism". In the conditions of implementation of the pedagogic potential of the Russian folk culture there is revealed the role of active patriotism as the most important factor of development of teenager's creative abilities.
Key words: active approach, Russian folk culture, pedagogic potential, factor, creative abilities, teenager, activity.
(Статья поступила в редакцию 8.06.2015)
т.Б. гоМБоЕВ (улан-удэ)
государственно-общественное управление системой среднего образования республики Бурятия в процессе реализации комплексного проекта модернизации образования
Дан обзор этапов становления и развития государственно-общественного управления региональной системой среднего образования в процессе реализации Комплексного проекта модернизации образования; рассмотрены основные механизмы и формы государственно-общественного управления образовательной системой, а также основные результаты реализации данного проекта в Республике Бурятия.
Ключевые слова: управление, государственно-общественное управление, региональная система среднего образования, модернизация, развитие образования.
Изменения в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны требуют коренного улучшения системы управления образованием.
За последние годы произошли существенные сдвиги в организации управления образованием. Совершенствуется правовая база академической самостоятельности образовательных учреждений, преодолевается ведомственный подход к управлению ими. Осуществляется процесс взаимодействия государственных и общественных форм управления образованием. Новые подходы к управлению образованием закреплены в действующих законодательных актах. основная цель дальнейшего реформирования - создание эффективной системы управления образованием, обеспечивающей взаимодействие государства и общества для динамичного развития и удовлетворения запросов личности и общества в условиях модернизации образовательной сферы.
Необходимость модернизации системы образования не вызывает сомнений в мировой педагогике. Пожалуй, наиболее радикальную позицию при этом заняли сторонники так называемой неинституционной педагогики -П. Гудман, И. Иллич, Ж. Гуллэд, Ф. Клейн, Дж. Холт и др. (США). Дж. Холт считает, что пришло время отказаться от «косметических операций» и приступить к решительной модернизации школьного обучения, т.к. школа в нынешнем ее состоянии не соответствует запросам ученика. И. Иллич заявляет, что современная школа «обречена на исчезновение» и следует полностью менять ориентиры образования. Единомышленник Иллича французский педагог Л. Бернар считает, что все попытки исправить школу заканчиваются ничем; следовательно, надо отказаться от самой школы [3].
одним из значительных этапов модернизации отечественной образовательной структуры является реализация приоритетного национального проекта (ПНП) «образование». В основе данного проекта лежит программно-целевой подход к управлению образованием, который предполагает интеграцию и синтез основных принципов управления и планирования: целевого (направленности на конечный результат), комплексности, связи целей и ресурсов, конкретности, единства отраслевого и территориального планирования (как преодоление местничества и ведомственности). ПНП «образование» призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного его качества, адекватного меняющимся запросам общества и сложившимся социально-экономическим реалиям.
© Гомбоев Т.Б., 2015
Одним из масштабных направлений реализации ПНП «Образование» является Комплексный проект модернизации образования (КПМО), основная цель которого - предоставить всем школьникам независимо от места жительства возможность получать качественное общее образование. При этом под качеством образования понимается удовлетворение актуальных и перспективных запросов и потребностей личности, общества, государства, включая социальную мобильность, профессиональную и жизненную успешность, физическое, психическое и нравственное здоровье граждан. По мнению исследователя развития региональных систем образования А.И. Адамского, конечной целью реализации КПМО являются внедрение единой информационной системы, повышение автономности образовательных учреждений, обеспечение качества образования и расширения общественного участия в управлении образованием [2].
Комплексный проект реализовывался в заданных на федеральном уровне рамках, в которых каждый регион, муниципалитет, учреждение, педагог имели возможность на своем уровне в проектном режиме участвовать в модернизации системы образования. Общие перспективы развития определены в направлении компетентностного подхода, в рамках которого происходят изменения в требованиях к содержанию и условиям организации образовательного процесса. Это, в свою очередь, влечет за собой изменения в понимании результатов образования и способов их оценивания в каждом отдельном регионе, в том числе и в Республике Бурятия.
Внедрение Комплексного проекта модернизации образования в республике Бурятия началось с издания распоряжения Правительства РБ от 09.04.2007 г. № 228-р об утверждении и мероприятиях по обеспечению реализации Комплексного проекта модернизации образования Республики Бурятия на 20072009 гг. Это позволило заключить соглашения о реализации проекта в 23 районах республики и создать на местах нормативную правовую базу для проведения мероприятий по пяти направлениям проекта.
Для управления проектом была сформирована и утверждена приказом Министерства образования и науки РБ от 03.07.07 №2 964 республиканская рабочая группа, в которую вошли как ответственные по направлениям реализации проекта, так и представители общественных институтов, эксперты. По аналогии соз-
давались муниципальные рабочие группы и школьные рабочие группы в пилотных общеобразовательных учреждениях, вступивших в эксперимент по внедрению новой системы оплаты труда (НСОТ) с 1 сентября 2007 г.
Первый этап реализации приоритетного национального проекта «Образование» привел к позитивным изменениям в системе образования: повышению качества образования, улучшению материальной базы школы, обновлению организационной инфраструктуры, активизации работы с родителями, устранению замечаний в уставах школ и др.
Одним из наиболее важных социальных эффектов реализации национального проекта «Образование» явился рост доверия к власти, к тем мерам государства, которые направлены на поддержку и развитие общего образования.
В эпоху глобализации и новых технологий возникло понимание, что образование - это не просто социальная сфера, а вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство и общество, предприятия, организации, граждане - все заинтересованные в качественном образовании. Однако необходимо отметить, что простое увеличение финансирования не всегда приводит к решению проблем образовательной сферы. В связи с этим возникает необходимость решать сложившиеся проблемы комплексно, эффективно используя существующие ресурсы.
Комплексный проект модернизации образования Республики Бурятия на 2007-2009 гг. предусматривал повышение качества образовательных услуг для населения и эффективности расходования бюджетных средств по следующим направлениям: введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей; переход на нормативно-подушевое финансирование общеобразовательных учреждений; создание единой независимой региональной системы оценки качества образования; развитие региональной сети общеобразовательных учреждений, обеспечивающей соответствие условий обучения современным требованиям; обеспечение общественного участия в управлении образованием. Ключевой задачей, стоящей перед образованием республики на тот период, являлась институциализация изменений.
Комплексный проект модернизации образования обеспечил начало сложных системных изменений в образовании. Одним из наиболее важных социальных эффектов и экономической основой модернизации общего об-
разования в Республике Бурятия стал переход на нормативно-подушевое финансирование общеобразовательных учреждений, что предполагает отказ от сметно-затратного принципа управления и переход к управлению по результатам [5]. Однако важным направлением, представляющим интерес для нас, является расширение общественного участия в управлении средним образованием.
Сущность современного образования заключается в том, что сегодня оно не может ограничиваться рамками традиционных образовательных институтов. Мир меняется, и с ходом истории меняются взаимоотношения всех социальных институтов. Коренные изменения в образовании, становление обновленной школы, демократичной, открытой, гуманной, развивающейся, требуют нового осмысления роли социума в развитии личности ребенка. Новая образовательная парадигма требует строить образовательную политику на основе равного взаимовыгодного социального партнерства с представителями местного сообщества.
В данный период в спектре событий, решений проблем в образовании Бурятии все более отчетливо проявляется общественная составляющая, оказывающая значительное влияние на развитие не только сферы образования, но и в целом общества.
развитие эффективного социального партнерства является основой государственной образовательной политики. Выстраивание системы управления, носящей государственно-общественный характер, в Республике Бурятия в ходе реализации данного направления КПМО опиралось на федеральную нормативно-правовую базу, достаточную для создания, функционирования и развития региональных институтов общественного влияния и представленную следующими документами:
1) Гражданский кодекс Российской Федерации;
2) Закон РФ «Об образовании» от 10.07.92 г. № 3266-1 в редакции Федерального закона от 13.01.1996 г. № 12-ФЗ с изменениями и дополнениями;
3) Закон РФ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ с изменениями и дополнениями;
4) Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;
5) Закон РФ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ с изменениями и дополнениями;
6) Указ Президента РФ от 31.08.1999 г. № 1134 «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации»;
7) Постановление Правительства РФ от 10.12.1999 г. № 1379 «Об утверждении примерного положения о попечительском совете общеобразовательного учреждения»;
8) типовые положения о соответствующих типах образовательных учреждений.
Республиканская нормативно-правовая база была представлена следующими документами:
1) Закон Республики Бурятия «Об образовании» (1996 г.);
2) Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 18.12.2002 г. № 1118-р;
3) Постановление Правительства Республики Бурятия от 13.10.2003 № 307 «Об утверждении Концепции развития попечительского движения в Республике Бурятия на 2003-2010 годы».
Расширение пространства для участия граждан республики в решении проблем сферы образования позволяет создавать школьные и муниципальные органы государственно-общественного управления, в том числе управляющие советы, призванные взять на себя определенные управленческие функции и, более того, влиять на выработку и реализацию стратегии жизнедеятельности школы, стать органом стратегического управления школой.
Анализ результатов реализации КПМО показал, что все обязательства по исполнению данного направления проекта Республика Бурятия выполнила. Создана нормативно-правовая база, закрепившая государственно-общественный характер управления образованием. К основным республиканским документам относятся: постановление Правительства Республики Бурятия № 91 от 6 апреля 2006 г. «О Совете по реализации приоритетного национального проекта "Образование" в Республике Бурятия», постановление Правительства Республики Бурятия № 289 от 18 сентября 2007 г. «О поэтапном переходе в 2007-2008 году на новую систему оплаты труда работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений в Республике Бурятия», приказ Министерства образования и науки Республики Бурятия № 1347 от 18.09.2007 г. «Об утверждении Положения, состава Республиканского государственно-общественного совета по образованию», приказ Министерства образования и науки Республики Бурятия № 1367 от
19.09.2007 г. «Об утверждении формы предоставления материалов для распределения стимулирующих выплат руководителям республиканских государственных общеобразовательных учреждений», Положение о Республиканском государственно-общественном совете по образованию.
Во всех районах республики приняты соответствующие нормативные документы муниципального уровня: распоряжения глав муниципальных образований республики о создании муниципальных органов государственно-общественного управления. В республике сформировалась сеть органов государственно-общественного управления образованием. На региональном уровне были созданы Совет по реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Республике Бурятия и Республиканский государственно-общественный совет по образованию.
В районах в 22 муниципальных образованиях из 23 (95,65%) созданы муниципальные государственно-общественные советы по образованию.
В каждой школе, вступившей в эксперимент по НСОТ с 01.09.2007 г. и с 01.04.2008 г., действовали управляющие и попечительские советы, наделенные полномочиями, в том числе и по распределению стимулирующих выплат педагогическим работникам, непосредственно осуществляющим учебный процесс.
На конец 2007 г. доля общеобразовательных учреждений, в которых согласно зарегистрированному уставу создан орган самоуправления, обеспечивающий демократический, государственно-общественный характер управления и обладающий комплексом управленческих полномочий, в том числе по принятию решений о распределении средств стимулирующей части фонда оплаты труда, составила 25% вместо 50% по обязательствам. Невыполнение показателя было связано с тем, что в 2007 г. в эксперимент по внедрению новой системы оплаты труда педагогических работников вступили 144 общеобразовательных учреждения республики (25,9% от общего числа ОУ - 557).
В рамках реализации данного направления КПМО большое значение придавалось повышению квалификации и обучению членов советов государственно-общественного управления образованием. В результате сотрудничества с Центром социально-экономического развития школы ИРО ГУ - ВШЭ были разработаны образовательные программы для внедрения моделей государственно-общественного
управления, применимых в условиях Республики Бурятия. Именно в данный период в общеобразовательных учреждениях республики активизировалась работа по созданию школьных сайтов и подготовке публичных отчетов.
Отношение числа общественных наблюдателей при проведении ЕГЭ к числу пунктов, в которых проводится ЕГЭ, составляло 100%. Это было обусловлено работой по подготовке общественных управляющих, проведенной еще до начала реализации КПМО в Бурятии.
таким образом, можно констатировать, что в результате последовательной, поэтапной реализации КПМО в Республике Бурятия произошло расширение гражданского участия в управлении образованием.
К основному результату реализации направления КПМО можно отнести создание сети институциональных единиц - управляющих советов, оказывающих реальное влияние на управление образованием через участие в распределении финансовых ресурсов в условиях новой системы оплаты труда руководителей и педагогических работников.
Значительным достижением также можно считать не только привлечение широкого круга общественности к проблемам образования и управлению им, но и повышение осведомленности общества в вопросах образовательной сферы через систему курсов и обучающих мероприятий по государственно-общественному управлению образованием. При этом обсуждение общественностью образовательной тематики становится не результатом реагирования на нештатную ситуацию, а условием нормального функционирования общеобразовательного учреждения. Предметом обсуждения становятся проблемы стратегии развития, публичной отчетности, оплаты труда и т.д.
В ходе реализации КПМО в Республике Бурятия были осуществлены попытки определения социально-экономической эффективности реализации направления КПМО.
В ноябре - декабре 2007 г. был проведен мониторинг внедрения моделей государственно-общественного управления в муниципальных образовательных системах, в пилотных муниципалитетах и учреждениях. В целом исследования рабочей группы показали, что общество позитивно оценивает результаты реализации данного направления КПМО. Подтвердилась правильность выбранной стратегии образовательной политики. Были отмечены положительные эффекты участия общественности в распределении фонда стимулирования руководителей общеобразовательных учреждений: повышение ответственности руководите-
лей за результат своего труда, объективность и открытость, повышение конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, повышение эффективности управления школой и расширение круга ее социальных партнеров. Нами определены 4 позиции, по которым могут и должны взаимодействовать гражданские институты и школа: обсуждение стратегии Оу, нормативно-правовые основы взаимодействия, участие в образовательном процессе и управление ресурсами (включая финансовые).
Таким образом, с реализацией данного направления КПМО школе как социальному институту удалось сплотить вокруг себя различные группы местного сообщества для решения проблем образования, а также создания сети институциональных единиц - управляющих советов, оказывающих реальное влияние на управление образованием. Итак, по состоянию на 10 января 2010 г. удельная доля школ, имеющих управляющие советы, составила 100% по сравнению с 2006 г. (25%). В результате реализации КПМО решена проблема информационной закрытости школы: количество школ, имеющих свои сайты, возросло до 82,97% по сравнению с 2006 г. (15%); 100% школ размещают в сети Интернет публичные отчеты о деятельности (в 2006 г. данный показатель составлял 6%); представители общественности участвуют в процедурах лицензирования и аттестации школ: если в 2006 г. показатель составил 23%, то в конце 2009 г. -100%. Одним из немаловажных результатов реализации КПМО по данному направлению в республике является повышение статуса общеобразовательного учреждения.
При этом основными проблемами направления остаются недостаточный уровень владения вопросами образования у членов школьных советов, пассивность граждан, частая сменяемость членов советов, что сказывается на эффективности деятельности последних, отсутствие финансирования разработки сайтов, некачественные услуги интернет-связи в отдельных муниципалитетах.
Безусловно, что реализация данного проекта КПМО повлекла за собой развитие государственно-общественного управления образованием. В рамках проекта усилия государственных органов, регулирующих отношения в сфере образования, и общественности по созданию и развитию такого управления образовательной организацией консолидировались и приобрели целенаправленный характер. К положительным эффектам реализации проекта в сфере повышения общественного участия в управлении образованием мы относим:
- рост гражданской сознательности, преодоление скептического отношения общества к участию его представителей в процессе управления образовательными учреждениями, оценке качества образования;
- повышение компетентности членов государственно-общественного управления в вопросах образования;
- формирование общественного экспертного сообщества;
- повышение информированности общества о проблемах и перспективах образовательной политики.
В целом можно отметить, что сфера образования Республики Бурятия в результате реализации КПМО из традиционно государственной трансформируется в государственно-общественную, каковой она и должна быть по самой своей сути.
список литературы
1. Бондаренко О.А. Использование программно-целевого подхода в современных условиях развития муниципального образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.scienceforum. ru/2013/120/1603 (дата обращения: 10.11.2014).
2. Кускова E.H. Развитие государственно-общественных отношений в управлении образованием. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. С. 209-211.
3. Моисеев А., Косарецкий С. Национальный проект стимулирует государственно-общественное управление образованием // Народное образование. 2007. № 4. С. 25-29.
4. Седельников А.А. Государственно-общественное управление образованием - объективное условие его модернизации // Народное образование. 2006. № 7. С. 67-70.
5. Сергеев С.Д. Развитие системы государственно-общественного управления образованием: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Чуваш. гос. пед. ун-т; каф. ист. образования и этнопедагогики. Чебоксары, 2008.
6. Фрумин И.Д. Развитие сферы образования и социализации в Российской Федерации в среднесрочной перспективе: Доклад экспертной группы // Вопросы образования. 2012. № 1. С. 62-84.
7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
8. Постановление Правительства Республики Бурятия от 13.10.2003 г. № 307 «Об утверждении Концепции развития попечительского движения в Республике Бурятия».
9. Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 18.12.2002 г. № 1118-р.
10. Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 09.04.2007 № 228-р «Об утверждении Комплексного проекта модернизации образования Республики Бурятия на 2007 - 2009 годы».
- известия вгпу. пе,
* * *
1. Bondarenko O.A. Ispol'zovanie programmno-celevogo podhoda v sovremennyh uslovijah razvitija municipal'nogo obrazovanija [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.scienceforum.ru/2013/120/1603 (data obrashhenija: 10.11.2014).
2. Kuskova E.H. Razvitie gosudarstvenno-obshhestvennyh otnoshenij v upravlenii obrazovaniem. SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2004. S. 209-211.
3. Moiseev A., Kosareckij S. Nacional'nyj proekt stimuliruet gosudarstvenno-obshhestvennoe upravlenie obrazovaniem // Narodnoe obrazovanie. 2007. № 4. S. 25-29.
4. Cedel'nikov A.A. Gosudarstvenno-obshhestvennoe upravlenie obrazovaniem -ob#ektivnoe uslovie ego modernizacii // Narodnoe obrazovanie. 2006. № 7. S. 67-70.
5. Sergeev S.D. Razvitie sistemy gosudarstven-no-obshhestvennogo upravlenija obrazovaniem: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. Chuvash. gos. ped. un-t; kaf. ist. obrazovanija i jetnopedagogiki. Cheboksary, 2008.
6. Frumin I.D. Razvitie sfery obrazovanija i so-cializacii v Rossijskoj Federacii v srednesrochnoj perspektive: Doklad jekspertnoj gruppy // Voprosy obrazovanija. 2012. № 1. S. 62-84.
7. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 №2 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii».
8. Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Burjati-ja ot 13.10.2003 g. № 307 «Ob utverzhdenii Koncep-cii razvitija popechitel'skogo dvizhenija v Respublike Burjatija».
9. Rasporjazhenie Pravitel'stva Respubliki Burjati-ja ot 18.12.2002 g. № 1118-r.
10. Rasporjazhenie Pravitel'stva Respubliki Burjatija ot 09.04.2007 № 228-r «Ob utverzhdenii Kom-pleksnogo proekta modernizacii obrazovanija Respub-liki Burjatija na 2007 - 2009 gody».
State and public administration in the system of secondary education of the Buryatia Republic in the process of implementation of the Complex project of education modernization
There are reviewed the stages of establishment and development of the state and public administration of the regional system of secondary education in the process of implementation of the Complex project of education modernization. There are considered the basic mechanisms and forms of state and public administration of the system, as well as the main results of implementation of this project in the Republic of Buryatia.
Key words: administration, state and public administration, regional system of secondary education, modernization, education development.
(Статья поступила в редакцию 9.06.2015)
гогические науки -
з.И. валиева
(Владикавказ)
отражение идей патриотического воспитания подрастающего поколения в российской педагогической мысли
События 1990-х гг. в России привели к тому, что гражданственность, патриотизм, патриотическое воспитание, долг перед Отечеством приобрели неоднозначную интерпретацию, во многом были девальвированы. Значимость исследования этой проблемы определяется девальвацией основных тенденций развития патриотического воспитания учащихся в современных условиях.
Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, чувства патриотизма, история педагогики, советские ученые.
Актуальность изучения проблем патриотического воспитания обусловлена целенаправленной политикой России, ориентированной на воспитание у подрастающего поколения чувств патриотизма, любви к родине, уважения к истории и государственной символике страны. В педагогической мысли России проблеме воспитания патриотизма посвящено немало исследований. Подтверждение тому -стремление каждого из педагогов в различные исторические периоды осмыслить проблемы патриотического воспитания ([8; 10; 11; 14] и др.).
Великий русский педагог А.С. Макаренко считал первостепенной задачей воспитания у молодежи умений и навыков жить интересами народа, т.к. жизненная сфера проявления патриотизма объемна и часто не соединяется с героизмом. Он указывал на то, что «патриотизм проявляется не только в героических поступках; от настоящего патриота требуется не только "героическая вспышка", но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная». То есть основной критерий патриотических убеждений А.С. Макаренко видел в общественном труде: «Воспитание советского патриота - это значит воспитать всесторонне развитую личность, активно и сознательно борющуюся за укрепление могущества Родины» [8, с. 394-399].
© Валиева З.И., 2015