Научная статья на тему 'Теоретические аспекты развития информационно- консультационной деятельности в аграрном секторе экономики'

Теоретические аспекты развития информационно- консультационной деятельности в аграрном секторе экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ СЛУЖБЫ / АГРАРНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / СИСТЕМА АГРАРНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ / РЕГИОН / ИННОВАЦИИ / INFORMATION / CONSULTATION / INFORMATION AND CONSULTING ACTIVITY / INFORMATION AND CONSULTING SERVICES / AGRARIAN SECTOR OF ECONOMY / SYSTEM OF AGRARIAN CONSULTATION / REGION / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Майданевич П. Н., Гаук Е. Н.

В статье рассмотрены понятия информации и консультирования, их взаимосвязь, сущность и роль в осуществлении информационно-консультационной деятельности. Раскрыты специфические особенности информационного консультирования в аграрном секторе экономики, представлена классификация услуг информационно-консультационного характера в зависимости от сферы консультирования и типа консалтинговой службы. Отражены возможности функционирования региональных систем аграрного консультирования, их значение для информационно-инвестиционного развития аграрного сектора экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Майданевич П. Н., Гаук Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF DEVELOPMENT OF INFORMATION AND CONSULTING ACTIVITY IN THE AGRARIAN SECTOR OF ECONOMY

In article concepts of information and consultation, their interrelation, essence and a role in implementation of information and consulting activity are considered. Specific features of information consultation in the agrarian sector of economy are revealed, classification of services of information and consulting character depending on the sphere of consultation and type of consulting service is presented. Possibilities of functioning of regional systems of agrarian consultation, their value for information and investment development of the agrarian sector of economy are reflected.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты развития информационно- консультационной деятельности в аграрном секторе экономики»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2018. Т. 4 (70). № 3. С. 121-127.

УДК 338.431.8

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ

ЭКОНОМИКИ

Майданевич П. Н., Гаук Е. Н.

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация

e-mail: [email protected]

В статье рассмотрены понятия информации и консультирования, их взаимосвязь, сущность и роль в осуществлении информационно-консультационной деятельности. Раскрыты специфические особенности информационного консультирования в аграрном секторе экономики, представлена классификация услуг информационно-консультационного характера в зависимости от сферы консультирования и типа консалтинговой службы. Отражены возможности функционирования региональных систем аграрного консультирования, их значение для информационно-инвестиционного развития аграрного сектора экономики.

Ключевые слова: информация, консультирование, информационно-консультационная деятельность, информационно-консультационные службы, аграрный сектор экономики, система аграрного консультирования, регион, инновации.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из глобальных процессов современности можно назвать стремительную информатизацию всех экономических систем, переход от постиндустриальной к цифровой экономике, экономике знаний и инноваций. В одних отраслях, например, радиоэлектронике, этот процесс происходит быстрее, в других - и здесь наиболее точным будет пример сельского хозяйства - гораздо медленнее.

Аграрное производство основано на использовании природных ресурсов и биологических преобразованиях растений и животных, которые не поддаются значительной корректировке без вреда для человека и окружающей среды. Естественный, биологический ход производственных процессов в сельском хозяйстве не дает возможности агротоваропроизводителям соответствовать темпам инновационного развития других отраслей, приводит к так называемой «долгосрочной фермерской проблеме» и оттоку квалифицированных кадров из сферы аграрного производства.

Сохранить кадровый и трудовой потенциал сельского хозяйства призвана не только система высшего и среднего профессионального аграрного образования, но и информационное консультирование предприятий и работников АПК. Исследование теоретических аспектов формирования информационно-консультационных служб в аграрном секторе экономики, в том числе на уровне аграрноориентированных регионов, и явилось основной целью данного исследования.

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ

В наиболее широком смысле термин «консультирование» подразумевает под собой форму предоставления разного рода консультаций по различным вопросам, а «информационно-консультационная деятельность» включает в себя весь спектр действий, связанных с организацией и методикой проведения консультаций.

Как технологический способ решения социальных задач консультирование представляет собой процедуру, используемую в социальной работе, в медицинской, юридической и хозяйственной практике специалистами разных направлений с целью ориентации граждан, отдельных лиц, семей, групп, общин путем советов, указания на альтернативные формы оказания помощи, в определении целей и обеспечении необходимой информацией [2].

Ю. В. Плакса отмечает, что консультирование является особой формой организации деятельности, в процессе которой консультант теоретически и практически поддерживает клиента, побуждает его к действиям и решению проблем, которые возникли или назревают [9].

В свою очередь, по мнению Е. В. Ивановой, «аграрное консультирование - это деятельность консультантов по оказанию услуг, необходимых сельхозтоваропроизводителям и сельскому населению для освоения новых знаний, новых технологий, селекционно-генетических, маркетинговых, организационно-экономических и социально-экологических инноваций, получения экономического, социального и экологического эффекта» [6].

Специфика информационно-консультационной деятельности в сельском хозяйстве вытекает из объективных особенностей отрасли. В основе наиболее весомых отличий аграрной сферы находятся, прежде всего, природно-биологические особенности сельскохозяйственного производства (использование земли как основного средства производства, применение биологических объектов (растений и животных) как предметов труда, зависимость от зональных и природно-биологических условий и т. п.). Природно-биологические особенности обуславливают и технико-технологическую специфику отрасли (сезонность производства, длительность технологических циклов, мобильность большинства средств труда, многообразие и незаменимость факторов, влияющих на результат производства, и т. п.).

С точки зрения информационно-консультационной деятельности можно выделить следующие отличительные особенности сельского хозяйства:

- по мере истощения земельных ресурсов экстенсивные факторы в земледелии должны уступать место интенсивным факторам, что позволяет получать больше продукции с единицы площади;

- уровень специализации аграрных предприятий в целом намного ниже, чем в других отраслях производства, что связано с необходимостью рационального использования земли и сезонностью производства сельскохозяйственной продукции;

- малые и средние сельскохозяйственные предприятия, а также фермерские и личные подсобные хозяйства не в состоянии самостоятельно осуществлять

глобальные мероприятия по развитию производства, требующие значительных капитальных вложений;

- значительная длительность технологического цикла и зависимость от природно-климатических факторов делает невозможным прогнозирование результатов производства, а большой промежуток времени между материальными затратами и их результатами приводит к необходимости широкого использования механизма кредитования;

- вследствие относительно небольших размеров большинства сельскохозяйственных предприятий ряд производственно-хозяйственных функций в отрасли выполняется специализированными службами (машинно-тракторными станциями, агрохимическими службами, строительными организациями и т. п.);

- особенности сельскохозяйственного производства и развитие НТП увеличивают потребность хозяйств в высококвалифицированных кадрах или в профессиональных консультациях;

- в сельскохозяйственном производстве в большем объеме, чем в других отраслях, формируются за счет собственной продукции фонды воспроизводства, вследствие чего для бесперебойного обеспечения процесса производства необходимо создавать страховые фонды значительных размеров;

- в условиях разных форм собственности в аграрном секторе необходимы особые формы влияния со стороны государства (реализация научно-технической политики, обеспечение информационной базы, налоговые и кредитные мероприятия и т. п.) [3].

Анализ категории «информационно-консультационная деятельность» в сфере аграрного производства дает возможность дифференцировать ее по сферам консультирования и соответствующему функциональному назначению. Услуги информационно-консультационного характера в зависимости от сферы консультирования могут иметь следующее функциональное содержание:

- в сфере обучения и воспитания - передача опыта;

- в сфере разъяснения и информирования - распространение знаний, обобщение опыта, наглядность, аналитичность;

- в сфере консультирования - регулирование, индивидуализация;

- в сфере содействия, разрешения спорных ситуаций и представительства интересов - помощь в реализации решений и их внедрении [7].

Информационно-консультационные услуги должны быть структурированы и в зависимости от типа самой консалтинговой службы (государственная, частная, смешанная - с государственным участием), поскольку точное определение спектра деятельности разных видов консультационных учреждений дает возможность оптимизировать организацию информационно-консультационного обслуживания как отдельных регионов, так и аграрного сектора страны в целом. При этом необходимо придерживаться принципа приоритетного предоставления услуг общего характера государственными учреждениями и учреждениями с государственным участием, специальных услуг - частными организациями.

Государственные учреждения должны выполнять следующие задачи: разработка и реализация национальных и региональных программ; обучение, консультирование

и повышение квалификации как руководителей и специалистов сельхозпредприятий, так и специалистов региональных консультационных бюро; помощь в оформлении и получении льготных кредитных ресурсов; консультирование по текущим отраслевым вопросам; сбор статистической информации и формирование регионального банка данных; контроль за соблюдением экологических норм и квот на производство продукции и т. п.

Учреждения смешанной формы (с государственным участием), к которым относятся службы, организованные на базе крупных региональных отраслевых университетов, научно-исследовательских институтов, фермерских и других профессиональных объединений, должны заниматься прикладным консультированием по вопросам сельского хозяйства, экономики сельской местности, развития фермерских семей, программ для сельской молодежи, управления природными ресурсами.

К компетенции частных организаций в сфере информационно-консультационной деятельности необходимо отнести широкий спектр сугубо практических услуг: консультационных, диагностических, аналитических, проектных.

Информационно-консультационная деятельность в любой форме является важным фактором устойчивого и эффективного развития аграрного сектора экономики, объединяя науку и практику и представляя научные разработки в виде доступной информации конкретным потребителям. В Российской Федерации информационно-консультационные услуги для агротоваропроизводителей в настоящее время оказывают 66 региональных центров и 1 филиал в Республике Крым, входящие в структуру ФГБОУ ДПО «Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров агропромышленного комплекса», созданного при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации в 2011 году [8]. Весомую роль в оказании информационно-консультационной помощи сельхозтоваропроизводителям играет и система аграрного образования России, насчитывающая 60 вузов [5], а также ряд региональных центров, созданных в виде автономных некоммерческих и коммерческих организаций [1].

Несмотря на весомый вклад функционирующей на сегодняшний день в России системы аграрного консультирования в процесс информатизации сельскохозяйственного производства, масштабы информационно-консультационной деятельности в АПК пока не достигли уровня советского периода. В то же время чем более подготовленными и информированными являются агротоваропроизводители и сельские жители, тем быстрее идет процесс инновационного развития аграрного сектора экономики как на уровне всей страны, так и ее отдельных регионов.

Одним из наиболее эффективных направлений в сфере активизации информационно-консультационной деятельности в региональных АПК является организация региональных инновационных центров. Основной целью деятельности таких центров является создание благоприятных условий для повышения инновационности всех субъектов отраслевой и региональной экономики, если АПК относится к одной из бюджетообразующих отраслей региона. На начальных этапах

региональный орган управления осуществляет функции координирующего центра, а в дальнейшем занимает консультирующую позицию, уступая сформированной инновационной инфраструктурной единице.

Региональная система информационно-консультационных служб должна рассматриваться в первую очередь как открытая система, которая получает из внешней среды ресурсы и генерируя их, создает конечный продукт (рис. 1).

нормативно-правовая база

материально-финансовая база

кадровые ресурсы

информационное обеспечение

органы государственного регулирования

научно-образовательные центры

агроформирования

законодательные инициативы

научные знания и технологии

патенты, лицензии, ноу-хау

Рисунок 1. Структурная модель информационно-консультационных служб АПК регионального уровня

Источник: сформировано автором на основании материалов [4]

Создание региональных инновационных центров позволит довести в аграрноориентированных регионах нововведения до уровня внедряемых технологий и продуктов, обеспечит поиск стратегических партнеров, будет стимулировать предприятия и население к инновационной деятельности, способствовать привлечению инвестиций в инновационную сферу, вызовет дополнительный эффект в результате повышения инновационной активности и заинтересованности субъектов хозяйствования в использовании информационно-консультационных служб.

Схема продвижения информационно-консультационных услуг на региональном аграрном рынке, реализуемых региональными информационно-консультационными службами, представлена на рис. 2.

Проектируемые региональные инновационные центры могут включать в себя как информационно-консультационные службы только АПК, так и других секторов экономики, в зависимости от производственной специализации региона. В тех регионах, где уже функционируют информационно-консультационные службы аграрного профиля, предложенные схемы могут использоваться при формировании комплексного и системного подходов к информационно-консультационной деятельности.

Мониторинг рынка информационно-консультационных услуг

"ХГ

хг

хг

используемые информационно-консультационные услуги

разрабатываемые информационно-консультационные услуги

заявки на создание

определенных информационно-консультационных услуг

Коммерческая реализация информационно-консультационных услуг

Рисунок 2. Схема продвижения информационно-консультационных услуг на региональном рынке в информационно-консультационной системе АПК

Источник: сформировано автором на основании материалов [4]

В целом, эффективное развитие информационно-консультационной деятельности в аграрном секторе экономики возможно лишь при тесном взаимодействии федеральных и региональных субъектов управления, которые формируют инновационную инфраструктуру аграрного производства региона, а также действия соответствующих нормативных документов, регулирующих научно-техническую и инновационную деятельность.

ВЫВОДЫ

В современном аграрном производстве информация является не менее важным фактором, чем земля, труд и капитал, а сложности в ее количественном измерении и предоставлении пользовательской формы и вида требуют создания определенной системы, которую обеспечивает информационно-консультационная деятельность.

Основной целью деятельности информационно-консультационных служб в аграрном секторе экономики является распространение специальных знаний, внедрение в производство современных достижений науки, техники и технологий, предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому

населению консультационных услуг по вопросам аграрного производства и развития социальной сферы села, повышение уровня знаний и совершенствование практических навыков прибыльного хозяйствования в рыночных условиях.

Система аграрного консультирования в аграрноориентированных регионах должна стать важнейшим инструментом распространения специальных знаний и рыночной информации среди сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения. Информационно-инновационная деятельность аграрных консультационных служб является перспективным направлением развития современного аграрного консультирования и одним важнейших направлений становления системы информационно-инновационного обеспечения аграрного производства.

Список литературы

1. Бадмахалгаев Л. Ц., Зверев В. В. Развитие системы сельскохозяйственного консультирования в России: проблемы и перспективы // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2012. № 2. С. 76-82.

2. Баркер Р. Словарь социальной работы. М.: Логос, 1994. 645 с.

3. Бондарчук Н. В. 1нформацшно-консультацшш послуги в сшьському господарствг досвщ краш з розвиненою економжою // Ефективна економжа. 2010. № 1. С. 1-5.

4. Донець О. В. Регюнальна система шновацшно-шформацшного забезпечення комплексного розвитку аграрного сектора: теор1я, методолопя, практика: дис. ... докт. екон. наук: 08.00.05. С1мферополь, 2014. 479 с.

5. Единый портал аграрных вузов России [Электронный ресурс]. URL: http://agrovuz.ru/.

6. Иванова Е. В. Сельскохозяйственное консультирование в системе инновационного развития аграрного сектора северного региона // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. Том 10. № 2. С. 284-300.

7. Калачевська Л. I. Удосконалення оргашзацшно-економ1чного мехашзму шформацшно-консультацшного забезпечення в шфраструктур1 аграрного б1знесу (на матер1алах Сумсько! обласп): автореф. дис. ... канд. екон. наук: 08.07.02. Харюв, 2002. 19 с.

8. Официальный сайт ФГБОУ ДПО «Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров агропромышленного комплекса» [Электронный ресурс]. URL: http://mcx-consult.ru/.

9. Плакса Ю. В. Функцюнування та розвиток шформацшно-консультацшних формувань в аграрному сектор! економжи: автореф. дис. ... канд. екон. наук: 08.00.04. С1мферополь, 2009. 25 с.

Статья поступила в редакцию 26.09.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.