Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2018. Т. 4 (70). № 3. С. 121-127.
УДК 338.431.8
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ
ЭКОНОМИКИ
Майданевич П. Н., Гаук Е. Н.
Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация
e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены понятия информации и консультирования, их взаимосвязь, сущность и роль в осуществлении информационно-консультационной деятельности. Раскрыты специфические особенности информационного консультирования в аграрном секторе экономики, представлена классификация услуг информационно-консультационного характера в зависимости от сферы консультирования и типа консалтинговой службы. Отражены возможности функционирования региональных систем аграрного консультирования, их значение для информационно-инвестиционного развития аграрного сектора экономики.
Ключевые слова: информация, консультирование, информационно-консультационная деятельность, информационно-консультационные службы, аграрный сектор экономики, система аграрного консультирования, регион, инновации.
ВВЕДЕНИЕ
Одним из глобальных процессов современности можно назвать стремительную информатизацию всех экономических систем, переход от постиндустриальной к цифровой экономике, экономике знаний и инноваций. В одних отраслях, например, радиоэлектронике, этот процесс происходит быстрее, в других - и здесь наиболее точным будет пример сельского хозяйства - гораздо медленнее.
Аграрное производство основано на использовании природных ресурсов и биологических преобразованиях растений и животных, которые не поддаются значительной корректировке без вреда для человека и окружающей среды. Естественный, биологический ход производственных процессов в сельском хозяйстве не дает возможности агротоваропроизводителям соответствовать темпам инновационного развития других отраслей, приводит к так называемой «долгосрочной фермерской проблеме» и оттоку квалифицированных кадров из сферы аграрного производства.
Сохранить кадровый и трудовой потенциал сельского хозяйства призвана не только система высшего и среднего профессионального аграрного образования, но и информационное консультирование предприятий и работников АПК. Исследование теоретических аспектов формирования информационно-консультационных служб в аграрном секторе экономики, в том числе на уровне аграрноориентированных регионов, и явилось основной целью данного исследования.
ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ
В наиболее широком смысле термин «консультирование» подразумевает под собой форму предоставления разного рода консультаций по различным вопросам, а «информационно-консультационная деятельность» включает в себя весь спектр действий, связанных с организацией и методикой проведения консультаций.
Как технологический способ решения социальных задач консультирование представляет собой процедуру, используемую в социальной работе, в медицинской, юридической и хозяйственной практике специалистами разных направлений с целью ориентации граждан, отдельных лиц, семей, групп, общин путем советов, указания на альтернативные формы оказания помощи, в определении целей и обеспечении необходимой информацией [2].
Ю. В. Плакса отмечает, что консультирование является особой формой организации деятельности, в процессе которой консультант теоретически и практически поддерживает клиента, побуждает его к действиям и решению проблем, которые возникли или назревают [9].
В свою очередь, по мнению Е. В. Ивановой, «аграрное консультирование - это деятельность консультантов по оказанию услуг, необходимых сельхозтоваропроизводителям и сельскому населению для освоения новых знаний, новых технологий, селекционно-генетических, маркетинговых, организационно-экономических и социально-экологических инноваций, получения экономического, социального и экологического эффекта» [6].
Специфика информационно-консультационной деятельности в сельском хозяйстве вытекает из объективных особенностей отрасли. В основе наиболее весомых отличий аграрной сферы находятся, прежде всего, природно-биологические особенности сельскохозяйственного производства (использование земли как основного средства производства, применение биологических объектов (растений и животных) как предметов труда, зависимость от зональных и природно-биологических условий и т. п.). Природно-биологические особенности обуславливают и технико-технологическую специфику отрасли (сезонность производства, длительность технологических циклов, мобильность большинства средств труда, многообразие и незаменимость факторов, влияющих на результат производства, и т. п.).
С точки зрения информационно-консультационной деятельности можно выделить следующие отличительные особенности сельского хозяйства:
- по мере истощения земельных ресурсов экстенсивные факторы в земледелии должны уступать место интенсивным факторам, что позволяет получать больше продукции с единицы площади;
- уровень специализации аграрных предприятий в целом намного ниже, чем в других отраслях производства, что связано с необходимостью рационального использования земли и сезонностью производства сельскохозяйственной продукции;
- малые и средние сельскохозяйственные предприятия, а также фермерские и личные подсобные хозяйства не в состоянии самостоятельно осуществлять
глобальные мероприятия по развитию производства, требующие значительных капитальных вложений;
- значительная длительность технологического цикла и зависимость от природно-климатических факторов делает невозможным прогнозирование результатов производства, а большой промежуток времени между материальными затратами и их результатами приводит к необходимости широкого использования механизма кредитования;
- вследствие относительно небольших размеров большинства сельскохозяйственных предприятий ряд производственно-хозяйственных функций в отрасли выполняется специализированными службами (машинно-тракторными станциями, агрохимическими службами, строительными организациями и т. п.);
- особенности сельскохозяйственного производства и развитие НТП увеличивают потребность хозяйств в высококвалифицированных кадрах или в профессиональных консультациях;
- в сельскохозяйственном производстве в большем объеме, чем в других отраслях, формируются за счет собственной продукции фонды воспроизводства, вследствие чего для бесперебойного обеспечения процесса производства необходимо создавать страховые фонды значительных размеров;
- в условиях разных форм собственности в аграрном секторе необходимы особые формы влияния со стороны государства (реализация научно-технической политики, обеспечение информационной базы, налоговые и кредитные мероприятия и т. п.) [3].
Анализ категории «информационно-консультационная деятельность» в сфере аграрного производства дает возможность дифференцировать ее по сферам консультирования и соответствующему функциональному назначению. Услуги информационно-консультационного характера в зависимости от сферы консультирования могут иметь следующее функциональное содержание:
- в сфере обучения и воспитания - передача опыта;
- в сфере разъяснения и информирования - распространение знаний, обобщение опыта, наглядность, аналитичность;
- в сфере консультирования - регулирование, индивидуализация;
- в сфере содействия, разрешения спорных ситуаций и представительства интересов - помощь в реализации решений и их внедрении [7].
Информационно-консультационные услуги должны быть структурированы и в зависимости от типа самой консалтинговой службы (государственная, частная, смешанная - с государственным участием), поскольку точное определение спектра деятельности разных видов консультационных учреждений дает возможность оптимизировать организацию информационно-консультационного обслуживания как отдельных регионов, так и аграрного сектора страны в целом. При этом необходимо придерживаться принципа приоритетного предоставления услуг общего характера государственными учреждениями и учреждениями с государственным участием, специальных услуг - частными организациями.
Государственные учреждения должны выполнять следующие задачи: разработка и реализация национальных и региональных программ; обучение, консультирование
и повышение квалификации как руководителей и специалистов сельхозпредприятий, так и специалистов региональных консультационных бюро; помощь в оформлении и получении льготных кредитных ресурсов; консультирование по текущим отраслевым вопросам; сбор статистической информации и формирование регионального банка данных; контроль за соблюдением экологических норм и квот на производство продукции и т. п.
Учреждения смешанной формы (с государственным участием), к которым относятся службы, организованные на базе крупных региональных отраслевых университетов, научно-исследовательских институтов, фермерских и других профессиональных объединений, должны заниматься прикладным консультированием по вопросам сельского хозяйства, экономики сельской местности, развития фермерских семей, программ для сельской молодежи, управления природными ресурсами.
К компетенции частных организаций в сфере информационно-консультационной деятельности необходимо отнести широкий спектр сугубо практических услуг: консультационных, диагностических, аналитических, проектных.
Информационно-консультационная деятельность в любой форме является важным фактором устойчивого и эффективного развития аграрного сектора экономики, объединяя науку и практику и представляя научные разработки в виде доступной информации конкретным потребителям. В Российской Федерации информационно-консультационные услуги для агротоваропроизводителей в настоящее время оказывают 66 региональных центров и 1 филиал в Республике Крым, входящие в структуру ФГБОУ ДПО «Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров агропромышленного комплекса», созданного при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации в 2011 году [8]. Весомую роль в оказании информационно-консультационной помощи сельхозтоваропроизводителям играет и система аграрного образования России, насчитывающая 60 вузов [5], а также ряд региональных центров, созданных в виде автономных некоммерческих и коммерческих организаций [1].
Несмотря на весомый вклад функционирующей на сегодняшний день в России системы аграрного консультирования в процесс информатизации сельскохозяйственного производства, масштабы информационно-консультационной деятельности в АПК пока не достигли уровня советского периода. В то же время чем более подготовленными и информированными являются агротоваропроизводители и сельские жители, тем быстрее идет процесс инновационного развития аграрного сектора экономики как на уровне всей страны, так и ее отдельных регионов.
Одним из наиболее эффективных направлений в сфере активизации информационно-консультационной деятельности в региональных АПК является организация региональных инновационных центров. Основной целью деятельности таких центров является создание благоприятных условий для повышения инновационности всех субъектов отраслевой и региональной экономики, если АПК относится к одной из бюджетообразующих отраслей региона. На начальных этапах
региональный орган управления осуществляет функции координирующего центра, а в дальнейшем занимает консультирующую позицию, уступая сформированной инновационной инфраструктурной единице.
Региональная система информационно-консультационных служб должна рассматриваться в первую очередь как открытая система, которая получает из внешней среды ресурсы и генерируя их, создает конечный продукт (рис. 1).
нормативно-правовая база
материально-финансовая база
кадровые ресурсы
информационное обеспечение
органы государственного регулирования
научно-образовательные центры
агроформирования
законодательные инициативы
научные знания и технологии
патенты, лицензии, ноу-хау
Рисунок 1. Структурная модель информационно-консультационных служб АПК регионального уровня
Источник: сформировано автором на основании материалов [4]
Создание региональных инновационных центров позволит довести в аграрноориентированных регионах нововведения до уровня внедряемых технологий и продуктов, обеспечит поиск стратегических партнеров, будет стимулировать предприятия и население к инновационной деятельности, способствовать привлечению инвестиций в инновационную сферу, вызовет дополнительный эффект в результате повышения инновационной активности и заинтересованности субъектов хозяйствования в использовании информационно-консультационных служб.
Схема продвижения информационно-консультационных услуг на региональном аграрном рынке, реализуемых региональными информационно-консультационными службами, представлена на рис. 2.
Проектируемые региональные инновационные центры могут включать в себя как информационно-консультационные службы только АПК, так и других секторов экономики, в зависимости от производственной специализации региона. В тех регионах, где уже функционируют информационно-консультационные службы аграрного профиля, предложенные схемы могут использоваться при формировании комплексного и системного подходов к информационно-консультационной деятельности.
Мониторинг рынка информационно-консультационных услуг
"ХГ
хг
хг
используемые информационно-консультационные услуги
разрабатываемые информационно-консультационные услуги
заявки на создание
определенных информационно-консультационных услуг
Коммерческая реализация информационно-консультационных услуг
Рисунок 2. Схема продвижения информационно-консультационных услуг на региональном рынке в информационно-консультационной системе АПК
Источник: сформировано автором на основании материалов [4]
В целом, эффективное развитие информационно-консультационной деятельности в аграрном секторе экономики возможно лишь при тесном взаимодействии федеральных и региональных субъектов управления, которые формируют инновационную инфраструктуру аграрного производства региона, а также действия соответствующих нормативных документов, регулирующих научно-техническую и инновационную деятельность.
ВЫВОДЫ
В современном аграрном производстве информация является не менее важным фактором, чем земля, труд и капитал, а сложности в ее количественном измерении и предоставлении пользовательской формы и вида требуют создания определенной системы, которую обеспечивает информационно-консультационная деятельность.
Основной целью деятельности информационно-консультационных служб в аграрном секторе экономики является распространение специальных знаний, внедрение в производство современных достижений науки, техники и технологий, предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому
населению консультационных услуг по вопросам аграрного производства и развития социальной сферы села, повышение уровня знаний и совершенствование практических навыков прибыльного хозяйствования в рыночных условиях.
Система аграрного консультирования в аграрноориентированных регионах должна стать важнейшим инструментом распространения специальных знаний и рыночной информации среди сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения. Информационно-инновационная деятельность аграрных консультационных служб является перспективным направлением развития современного аграрного консультирования и одним важнейших направлений становления системы информационно-инновационного обеспечения аграрного производства.
Список литературы
1. Бадмахалгаев Л. Ц., Зверев В. В. Развитие системы сельскохозяйственного консультирования в России: проблемы и перспективы // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2012. № 2. С. 76-82.
2. Баркер Р. Словарь социальной работы. М.: Логос, 1994. 645 с.
3. Бондарчук Н. В. 1нформацшно-консультацшш послуги в сшьському господарствг досвщ краш з розвиненою економжою // Ефективна економжа. 2010. № 1. С. 1-5.
4. Донець О. В. Регюнальна система шновацшно-шформацшного забезпечення комплексного розвитку аграрного сектора: теор1я, методолопя, практика: дис. ... докт. екон. наук: 08.00.05. С1мферополь, 2014. 479 с.
5. Единый портал аграрных вузов России [Электронный ресурс]. URL: http://agrovuz.ru/.
6. Иванова Е. В. Сельскохозяйственное консультирование в системе инновационного развития аграрного сектора северного региона // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. Том 10. № 2. С. 284-300.
7. Калачевська Л. I. Удосконалення оргашзацшно-економ1чного мехашзму шформацшно-консультацшного забезпечення в шфраструктур1 аграрного б1знесу (на матер1алах Сумсько! обласп): автореф. дис. ... канд. екон. наук: 08.07.02. Харюв, 2002. 19 с.
8. Официальный сайт ФГБОУ ДПО «Федеральный центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров агропромышленного комплекса» [Электронный ресурс]. URL: http://mcx-consult.ru/.
9. Плакса Ю. В. Функцюнування та розвиток шформацшно-консультацшних формувань в аграрному сектор! економжи: автореф. дис. ... канд. екон. наук: 08.00.04. С1мферополь, 2009. 25 с.
Статья поступила в редакцию 26.09.2018