Библиографический список
1. Рудько Е.А. Особенности преподавания математики студентам-юристам в системе бакалавриата. Проблемы и перспективы современной науки. 2016; 13: 79 - 84.
2. Маркин А.В. Нужна ли юристу математика? Вектор науки ТГУ; 3:176 - 177.
3. Иванова А.В., Прокопьев А.А. Междисциплинарная информационно-математическая компетентность как фактор повышения качества профессиональной подготовки юристов в условиях модернизации высшего образования. Вестник им. М.К. Аммосова. 2013; Т. 10; 3: 111 - 116.].
4. Зеленина Н.А. Интерактивные формы и методы обучения математике студентов высших учебных заведений. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014; Т. 16: 41-45.
5. Сейтеева М.Д. Концепция математической подготовки будущих юристов. Проблемы науки. 2016; 5 (6): 59 - 61.
6. Гулакова М.В., Харченко Г.И. Интерактивные методы обучения в вузе как педагогическая инновация. Концепт. 2013; Вып. № 11 (27): 1 - 5.
7. Гридчина В.Б. Методика обучения математике студентов юридического факультета университета. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Новокузнецк, 2006.
References
1. Rud'ko E.A. Osobennosti prepodavaniya matematiki studentam-yuristam v sisteme bakalavriata. Problemy i perspektivy sovremennoj nauki. 2016; 13: 79 - 84.
2. Markin A.V. Nuzhna li yuristu matematika? Vektor nauki TGU; 3:176 - 177.
3. Ivanova A.V., Prokop'ev A.A. Mezhdisciplinarnaya informacionno-matematicheskaya kompetentnost' kak faktor povysheniya kachestva professional'noj podgotovki yuristov v usloviyah modernizacii vysshego obrazovaniya. Vestnik im. M.K. Ammosova. 2013; T. 10; 3: 111 - 116.].
4. Zelenina N.A. Interaktivnye formy i metody obucheniya matematike studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal «Koncept». 2014; T. 16: 41-45.
5. Sejteeva M.D. Koncepciya matematicheskoj podgotovki buduschih yuristov. Problemy nauki. 2016; 5 (6): 59 - 61.
6. Gulakova M.V., Harchenko G.I. Interaktivnye metody obucheniya v vuze kak pedagogicheskaya innovaciya. Koncept. 2013; Vyp. № 11 (27): 1 - 5.
7. Gridchina V.B. Metodika obucheniya matematike studentovyuridicheskogo fakul'teta universiteta. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Novokuzneck, 2006.
Статья поступила в редакцию 11.11.16
УДК 378
Pomerlyan A.N., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Deputy Head of Research Management Office, Novosibirsk Military Institute n.a. General of the Army I.K. Yakovlev of National Guard Troops of the Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Tarasov D.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Novosibirsk Military Institute n.a. General of the Army I.K. Yakovlev of National Guard Troops of the Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected] Grigoriev O.V., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Novosibirsk Military Institute n.a. General of the Army I.K. Yakovlev of National Guard Troops of the Russian Federation (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
THEORETICAL ASPECTS OF PROJECTING AND PROJECT MANAGEMENT IN THE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION. The article presents a theoretical analysis of the relevant aspects of projecting and project management in educational activities as a route to educational activities of national guard troops of the Russian Federation. The article reveals theoretical approaches to understanding the concept of a project, its levels and contents. The main features that define the basics of a project have been found. The research highlights the contents of divisions of the theory of project management: calendar-network planning and management; methods of management; governance mechanisms; management information system. The work briefly describes methods, which are used at different stages of the project's life cycle. The work reveals the types of education projects, the mechanism of management, the value of interdisciplinary aspect in the project work.
Key words: project engineering, project management, interdisciplinary, educational projects, research projects, creative projects.
А.Н. Померлян, канд. юр. наук, доц., заместитель начальника по научной работе Новосибирского военного института им. генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
Д.Ю. Тарасов, канд. пед. наук, ст. преп. Новосибирского военного института им. генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
О.В. Григорьев, канд. юр. наук, доц., преп. Новосибирского военного института им. генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья посвящена теоретическому анализу актуальных аспектов проектирования и управления проектами в образовательной деятельности как направлению в образовательной деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации. Раскрыты теоретические подходы к понятию проектирования, его уровни и сущность. Выделены основные черты, определяющие сущность проектирования. Освещены разделы теории управления проектами: календарно-сетевое планирование и управление; методы управления; механизмы управления; информационные системы управления. Кратко раскрыты области применения и методики использующиеся на этапах жизненного цикла проекта. Раскрыты виды образовательных проектов, механизм управления ими, значение междисциплинарности в проектировании.
Ключевые слова: проект, проектирование, управление проектами, междисциплинарность, образовательные проекты, исследовательские проекты, творческие проекты.
Актуальный исторический этап развития войск национальной гвардии Российской Федерации, характеризуется нарастанием угроз внутренней и внешней национальной безопасности, закономерно ведет к постепенному изменению парадигмы военного образования [1 ] это ставит перед образовательной сферой Росгвардии принципиально новые проблемы. При этом ускорение темпов социально-экономического развития требует от каждого военного специалиста ориентации на завтрашний день, способности планировать и оценивать жизненные и профессиональные перспективы. В связи с этим для педагогических работников военных институтов войск национальной гвардии Российской Федерации становится актуальным учиться проектировать педагогическую действительность, предвидеть последствия её преобразований и, самое главное, готовить подрастающую смену офицеров выстраивать свою жизнь на основе проектирования. Эти тенденции актуализируют проблему проектирования, придают ей междисциплинарный характер, делают исключительно масштабной и современной.
Проектирование может осуществляться на разных уровнях: концептуальном, технологическом, операционном и уровне реализации. С переходом от уровня к уровню происходит уменьшение масштаба проектных задач, объектов проектирования и возрастают требования к конкретности решений. Анализ проблемы проектирования постоянно проходит в контексте целеполагания [2; 3].
Проектирование отражает специфическую человеческую деятельность, имеющую свой собственный смысл и особую роль в культуротворчестве и развитии культуры. Проектирование охватывает целостный процесс возникновения и отбора замыслов, их семиотической трансформации в форму проекта; а затем процедур, обеспечивающих принятие проекта, его адекватное воплощение, появление обликов новых процессов, деятельностей, систем, позволяющих судить о воплощении замысла. Проектирование имеет два аспекта - деятельностный и продуктивный. Объекты проектирования есть артефакты, т. е. искусственное, созданное человеком, а значит создающее условия для протекания естественных процессов, но вместе с тем обязанное «вписаться» в природу, общество, универсум, признавая их императивы. Среди разнообразных определений проектирования особой экспрессивностью выделяется одно из самых ранних, данное М. Азимовым в 1962 г.: «Процесс проектирования - это принятие решений в условиях неопределённости с тяжёлыми последствиями в случае ошибки» [4]. Данное определение одновременно указывает на творческий характер проектирования, его связь с творческим потенциалом, воображением, интуицией проектировщика и его готовностью нести ответственность за принятие решений. Однако чаще всего проектирование определяют как процесс создания проекта. Проектирование оказывается именно той областью, где возможен переход субъективной реальности в объективную реальность, где потенциалы научных идей воссоединяются с духовными чаяниями человека.
Можно выделить следующие черты, определяющие сущность проектирования:
• непосредственную связь с актуальными потребностями и определённым комплексом объективных условий;
• задачный характер, непосредственную связь с необходимостью последовательно принимать ответственные решения;
• интеграционный характер, когда для приближения к удовлетворительному решению многократно моделируется объект и принимаются соответствующие решения;
• наукоёмкий характер, постоянную опору на использование научных основ и поиск необходимой научной информации;
• практикоориентированный характер, в своих целях и критериях завершенности проектирование исходит из реализуемости своих объектов;
• интеллектуальный характер;
• информационный характер;
• готовность использовать оправдавшие себя в практике, но не нашедшие объяснения в науке схемы деятельности, конструкции, технологии (практиковосприимчивость проектирования) [5].
Любая организация и предприятие осуществляют целенаправленную деятельность, включающую операционную деятельность, например, серийное повторяющееся производство товаров или услуг также вовлечено в проекты или программы. Причем эти составляющие деятельности часто пересекаются, так как те и другие ограничены имеющимися ресурсами и в соответствии с этим должны быть адекватно спланированы, исполнены и про-
контролированы, т. е. «проект - это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией» [6]. Проект - это деятельность, которая имеет начало и конец и осуществляется с целью достижения заранее установленных результатов при определении затрат, календарного графика и уровня качества. Проект - это намерение, которое в значительной мере характеризуется неповторимостью условий в их совокупности, например: заданием цели, временными, финансовыми, людскими и другими ограничениями, отграничениями от других намерений, специфической для проекта организацией его осуществления. Так ключевая разница между проектами и операциями в том, что операции имеют непрерывный и повторяющийся характер, а проекты уникальны и временны. Если говорить о программе - это деятельность, направленная на достижение какой-либо крупной цели. Программа разбивается на ряд проектов и имеет обычно крупную долгосрочную цель.
Проекты далее разделяются на подпроекты, задачи, которые, в свою очередь, разбиваются на рабочие пакеты, состоящие из отдельных работ. В самом широком смысле проект представляет собой особую ограниченную задачу. Проект ещё является объектом управления и изучается в таком разделе современной теории управления как управление проектами. Теория управления имеет свой, только ей присущий предмет исследований - она изучает закономерности организации управленческого процесса и возникающие во время этого процесса отношения между людьми, определяет методологические приемы, соответствующие специфике объекта исследований, разрабатывает систему и методы активного воздействия на объект управления и определяет способы предвидения и прогнозирования изучаемых процессов. Соответственно управленческая операция - законченное и целесообразное действие, направленное на выполнение конкретной задачи технического, организационного или социального характера. Каждая операция выполняется в соответствии с определенными правилами, инструкциями и должна быть увязана с предыдущими и последующими операциями технологического цикла. Прохождение операций во времени и пространстве и составляет процесс управления. Порядок выполнения операций может быть последовательный, параллельный и параллельно-последовательный. При последовательном сочетании операций каждая последующая начинается после окончания предыдущей, при параллельном - одновременно выполняются отдельные процедуры, что ускоряет процесс и создает условия для групповой обработки информации.
Развитие управления проектами в СССР началось в 1959 году после появления первых американский публикаций о сетевых методах (СРМ и PERT). Впервые исследования по сетевым методам были представлены С.И. Зуховицким, И.А. Радчиком, М.Л. Разу [7; 8]. К концу 60-х годов методы управления проектом, основанные на методах сетевого планирования управления, получили в нашей стране широкое распространение. Сетевые методы преподавали студентам во всех строительных вузах, на всех строительных факультетах страны и преподают до сих пор. Эти методы вошли в программы различных институтов и курсов повышения квалификации. В начале 70-х годов были разработаны оригинальные сетевые модели, более гибкие и мощные, чем зарубежные аналоги. Тогда же были усовершенствованы методы построения альтернативных сетевых моделей, развиваемые советскими учеными В.А. Баришпольцем, Н.И. Комковым. Г.С. Поспеловым [9; 10; 11]. Во многих научно-исследовательских и производственных организациях создавали специальные подразделения и группы сетевого планирования и управления, занимавшиеся разработкой и внедрением этих методов. Был создан и специальный институт - НИИ СПУ. Сетевые методы до настоящего времени не утратили своего значения, хотя с начала 80-х годов они используются на качественно ином уровне - в составе автоматизированных систем управления, и теперь составляют ядро современных методов и средств управления проектом. Сетевое планирование и управление стало активно использоваться в наиболее развитых отраслях, в первую очередь в космической, авиационной, судостроительной, строительной, где производственный цикл создания продукции продолжителен и сложен, а сама продукция имеет уникальный характер. Многопроектное управление получило дальнейшее развитие в 1980-х гг. с созданием автоматизированных систем управления (АСУ) предприятиями различных отраслей народного хозяйства. Произошла автоматизация различных сфер управления проектами: проек-
тирования (САПР), подготовки производства, управления технологическими процессами (АСУ ТП), ведения бухгалтерии и т. д.
Следующим этапом в развитии отечественных систем управления проектами явилось создание интегрированных систем, в которых все переменные проекта взаимодействуют в единой информационной среде. В этой среде происходили формализация и анализ информационных потоков средствами ЭВМ. Усложнение выполняемых задач и расширение сферы влияния принимаемых решений в централизованной экономике повлекли за собой создание в 1980-х гг. интегрированных автоматизированных систем управления (ИАСУ). Процесс интеграции шел по двум направлениям - горизонтальному, связанному с производством продукции, и вертикальному, обеспечивающему управление системами.
В конце 1990 г. в СССР была учреждена Советская ассоциация управления проектами (СОВНЕТ), которая вошла в Международную ассоциацию проектного менеджмента (IPMA). С этого времени началось развитие инструментов и средств управления проектами, которые учитывали отечественную специфику финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
Это позволяет констатировать, что исторически сложились четыре раздела теории управления проектами.
1. Календарно-сетевое планирование и управление (КСПУ), использующее методы теории графов для построения и оптимизации сетевого графика проекта и распределения ресурсов, появилось в начале 50-х годов XX века и долгое время под управлением проектами понималось именно КСПУ.
2. «Методология» управления проектами, отражающая сложившуюся на сегодняшний день терминологию и успешный опыт реализации проектов. Это направление, которое условно можно считать разделом менеджмента, выделилось в самостоятельное в начале 80-х годов XX века, и сегодня большинство, как теоретических исследований, так и практико-ориентирован-ных работ по управлению проектами, относятся именно к этому направлению.
3. Механизмы управления проектами - организационные процедуры принятия управленческих решений, основывающиеся на разработке и анализе математических моделей организационного управления проектами. Это направление появилось в начале 70-х годов XX века и может рассматриваться как раздел общей математической теории управления организационными и социально-экономическими системами.
4. Информационные системы управления проектами (ИСУП), позволяющие получать, хранить, перерабатывать и использовать для принятия решений информацию о проекте и его окружении. Информационное обеспечение управления проектами стало самостоятельным направлением информационных систем с середины 80-х годов XX века, и на сегодняшний день существует множество программных средств управления проектами самого разного масштаба [12].
Управление проектами - это методология и искусство организации, планирования, руководства, координации трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов на протяжении проектного цикла, направленная на эффективное достижение его целей путем применения современных методов, техники и технологии управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта (данные Института Управления проектами - США). Методология управления проектами основана на американской (РМ4РЕ - Project Management for Project Executives) и английской модели (MITP - Managing the Implementation of the Total Project) и включает технологии управления поддерживаемые институтом управления проектами (PMI),). Среди основных рамочных стандартов Project Management Body of Knowledge (PMBoK) и ISO 10006:1997 (Guidelines to quality in Project Management). Методология управления проектами нацелена на оптимизацию ресурсов, необходимых для их успешного выполнения. Эти ресурсы включают в себя навыки, способности и совместные усилия команды; производственные мощности, инструменты, оборудование и материалы; информацию, системы и методы; денежные средства. Управление проектом - процесс планирования, организации, контроля проекта и его завершения при использовании системного подхода [13].
Управление проектами отличается от другой деятельности двумя аспектами.
Во-первых, оно фокусируется на проекте с определенной и ограниченной продолжительностью жизни, в то время как предполагается, что компании и организации будут существовать веч-
Во-вторых, часто ресурсы в проектах заняты на основе частичного (и часто недостаточного) использования, в то время как постоянная организация старается использовать ресурсы полностью. Совместное использование ресурсов приводит к конфликтам и требует навыков ведения переговоров для того, чтобы проекты получили необходимые ресурсы и достигли результатов в течение жизни проекта. Особое искусство руководителя проекта состоит в способности предугадывать и разрешать эти конфликты еще на стадии их зарождения.
Таким образом, под управлением проектом понимается целенаправленная деятельность по созданию нового «продукта» в условиях ограниченных ресурсов. При этом природа самого «продукта» не имеет особого значения - строительство здания, диверсификация бизнеса, реструктуризация отдела компании, разработка программы совершенствования образования, подготовка отчета или написание книги.
Согласно рамочному стандарту РМВоК управление проектами включает 9 областей применения, методики каждой из которых используются на всех этапах жизненного цикла проекта.
Общее управление проектом, описывающее процессы и инструменты, необходимые для четкой координации всех элементов проекта. Область включает разработку плана проекта, его выполнение и общий контроль.
Управление объемами, работами и целями проекта, описывающее процессы и инструменты, обеспечивающие включение проектом всех необходимых и достаточных для его выполнения видов деятельности. Область включает инициирование необходимых видов работ, определение и планирование их объема, подтверждения их необходимости и контроля выполнения.
Управление временными параметрами проекта. Этот раздел управления проектами включает определение видов деятельности проекта, их последовательность, оценка длительности, составление и контроль расписания.
Управление стоимостью проекта описывает процессы и инструменты, необходимые для обеспечения того, чтобы проект был выполнен в рамках одобренного бюджета. Раздел включает планирование ресурсов, оценку стоимостей, контроль затрат проекта.
Управление качеством проекта включает процессы, требуемые для того, чтобы проект удовлетворял тем потребностям, для решения которых он был предпринят. Сюда входят планирование, обеспечение и контроль качества.
Управление командой проекта описывает процессы и инструменты, необходимые для обеспечения наиболее эффективного использования человеческих ресурсов, вовлеченных в проект. Раздел включает планирование организационной структуры проекта, набор и работу с персоналом, развитие команды проекта.
Управление коммуникациями проекта включает все аспекты работы с информацией, циркулирующей в проекте. Сюда входят планирование средств коммуникации, распределение информации, отчеты о выполнении и прогрессе, административные процедуры закрытия.
Управление рисками включает идентификацию рисков, их количественные оценки, разработку мер и способов противостояния рискам и контроль над их выполнением.
Управление поставками проекта описывает процессы и инструменты, необходимые для обеспечения поставок продуктов и услуг от сторонних по отношению к проекту организаций. Раздел включает планирование поставок, поиск источников и альтернатив, проведение переговоров, администрирование и закрытие контрактов.
Каждый проект от зарождения идеи до завершения проходит ряд последовательных фаз, стадий и этапов. Управление проектом включает также и управление по фазам жизненного цикла, на которых решаются конкретные управленческие цели и задачи:
• Подготовка проекта
• Планирование проекта
• Осуществление проекта
• Контроль проекта
• Завершение проекта
Таблица 1
Фазы подготовки проекта
Фаза концепции Фаза отбора
Основные цели: ■ Определение потребностей как потенциального проекта, разработка идеи проекта с оценкой рисков ■ Определение потребности в управлении проектом ■ Утверждение идеи проекта для дальнейшей проработки Контрольные точки > Назначение руководителя (менеджера) проекта > Разработка Положения о проекте (Устав проекта) > Принятие решения продолжать разработку проекта Основные цели: ■ Осуществление предварительного планирования проекта и оформление предложений ■ Передача предложений заказчику Контрольные точки > Определение необходимых ресурсов > Предварительное определение команды проекта > Разработка предварительного плана проекта
Подготовка проекта включает две фазы: фазу концепции и фазу отбора (табл. 1).
Фаза планирования решает следующие основные цели управления:
- Создание команды проекта
- Проведение внутренних совещаний и совещаний с заказчиком
- Разработка и утверждение плана проекта
• Контрольные точки
- Анализ требований контракта
- Внутренние совещания и совещания с заказчиком
- Утверждение команды проекта
- Семинар по планированию проекта
- Создание матрицы ответственности и плана по персоналу
- Утверждение Базового плана проекта
На фазе осуществления реализуются следующие основные цели:
Реализация проекта в соответствии с планом проекта, согласно календарному графику и бюджету проекта
• Контрольные точки определяются планом проекта
- Утверждение результатов проекта заказчиком.
Фаза оценки и завершения предусматривает такие цели:
- Закрытие бюджета проекта и контракта
- Подготовка официальной отчетности по проекту
- Проведение завершающего совещания с заказчиком
- Роспуск команды проекта
• Контрольные точки
- Передача результатов проекта заказчику
- Завершение проекта
- Оценка проекта командой проекта
- Роспуск команды.
Таким образом, в любом проекте успех или неудачу проекта определяют четыре заинтересованных стороны (заказчик, исполнитель, команда проекта, общественность). Заказчик желает существенных изменений, исполнитель (организация) заинтересована в прибыли, в признании компетентности в выполнении подобного рода работ. Команда проекта - люди, работающие в проекте, обычно имеют двух руководителей одновременно, заказчика и исполнителя с различными целями и приоритетами.
Руководители проектов отвечают за три аспекта реализации проекта: сроки, расходы и качество результата. В соответствии с общепринятым принципом управления проектами, считается, что эффективное управление сроками работ является ключом к успеху по всем трем показателям. Временные ограничения проекта часто являются наиболее критичными. Там, где сроки выполнения проекта серьезно затягиваются, весьма вероятными последствиями являются перерасход средств и недостаточно высокое качество работ. Поэтому, в большинстве методов управления проектами основной акцент делается на календарном планировании работ и контроле за соблюдением календарного графика.
Проект как объект управления должен быть представлен в некоторой системе или сам являть систему. Отметим, междис-циплинарность проектирования, универсальность и междисци-плинарность теории управления проектами позволяет проектировать и управлять проектами в любой сфере деятельности человека. Так, в сфере образования существуют разного уровня образовательные системы, в которых могут реализовываться образовательные проекты и которые становятся объектами управления.
Образовательная система может рассматриваться как:
- педагогическая система, в которой реализуется процесс обучения и воспитания. Исследованием соответствующих проблем занимаются такие разделы науки как педагогика и психология;
- социальная система, в которой участники - люди, их группы и коллективы вступают в социальные отношения друг с другом и с окружающей средой. Исследованием соответствующих проблем занимаются такие разделы науки как социология и социальная психология;
- организационная система, в которой участниками являются люди, их группы и коллективы. Исследованием соответствующих проблем занимаются такие разделы науки как теория управления и менеджмент.
Образовательная система - чрезвычайно многоаспектная и сложная действительность, поэтому возникает большое разнообразие возможных образовательных проектов, каждый из которых соответствует изменению той или иной составляющей образовательной системы. Разные аспекты проектирования позволяют выделить различные проблемы функционирования образовательных систем.
Так как любой проект - «целенаправленное изменение некоторой системы ...», то образовательный проект может быть определен как «целенаправленное изменение образовательной системы .» (Д.А. Новиков). При обсуждении специфики образовательных проектов необходимо четко представлять, с чьей точки зрения рассматриваются изменения. Ведь элементом образовательной системы является и государство, и отдельное образовательное учреждение, и конкретная личность, к примеру, принимающая решение о выборе своей траектории в образовательном пространстве (ведь получение образования конкретным человеком представляет для него образовательный проект).
Проектирование в образовании, ставшее особым видом педагогической практики, потребовало адекватных средств для его научного осмысления, без которого стало невозможным быстрое развитие этой деятельности, исключающее ставку на стихийный путь множества проб и отбора из них наиболее удачных. Без научной разработки проблем методологии педагогического проектирования в образовании невозможно управлять процессами преобразования образовательных систем.
На сегодняшний день разработан ряд механизмов управления образовательными проектами, таких как:
• управление составом и структурой образовательных учреждений и образовательных программ (задача структурной оптимизации);
• управление пропускными способностями образовательного учреждения (задача потоковой оптимизации);
• управление ресурсными ограничениями (задача распределения ресурсов);
• управление персоналом образовательного учреждения (задача мотивационного управления).
В целом же, множество разнообразных задач синтеза эффективных механизмов управления образовательными проектами еще ждут своего решения (Новиков Д.А. Управление проектами: организационные механизмы. - М.: ПМСОФТ, 2007, с.126).
Образовательные проекты могут быть исследовательскими и творческими. Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных