Научная статья на тему 'Войска национальной гвардии Российской Федерации: вопросы совершенствования образовательной деятельности военнных институтов'

Войска национальной гвардии Российской Федерации: вопросы совершенствования образовательной деятельности военнных институтов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1276
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ВОЙСКА НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ / ПОДДЕРЖАНИЯ ВЫСОКОГО МОРАЛЬНО-БОЕВОГО ДУХА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полич Виктор Валентинович, Тарасов Дмитрий Юрьевич, Григорьев Олег Вячеславович

Статья посвящена теоретическому анализу актуальных аспектов проектирования и управления проектами в образовательной деятельности как направлению в образовательной деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации. Кратко раскрыты области применения и методики использующиеся на этапах жизненного цикла проекта. Раскрыты виды образовательных проектов, механизм управления ими, значение междисциплинарности в проектировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полич Виктор Валентинович, Тарасов Дмитрий Юрьевич, Григорьев Олег Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Войска национальной гвардии Российской Федерации: вопросы совершенствования образовательной деятельности военнных институтов»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х

3. Юрковский А. В. Право как ценность и ценности в праве // Социология и право. - 2016. № 2 (32). - с. 95. - 102.

4. Юрковский, А. В. Проблемы организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов // Правовая политика современной России Международная научно-практическая конференция, посвященная 95-летию Иркутского государственного университета. 2013. - С. 72-75.

5. Юрковский А.В., Кузьмин И.А. Государственно-правовые проблемы противодействия коррупции в Китайской Народной Республике // Юридическая Наука. - 2015. - № 4. С. 42-49.

6. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов. / А. В. Юрковский, О. В. Костюнина, В. П. Любушкина. - Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2014. - с. 91

7. Кузьмин И. А., Юрковский А. В. Отечественная система права и законодательства: взгляд сотрудников прокуратуры // Государственная служба. - 2016. № 3. - с. 111-114.

8. Фирсова О. А., Юрковский А. В. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о государственной и муниципальной службе. Иркутский юридический ин-т (филиал) Акад. Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Иркутск, 2008. - с. 10

9. Юрковский, А. В. Социально обусловленные причины появления коррупции // Проблемы совершенствование прокурорского надзора. Сборник статей. -Иркутск: ИЮИ (ф) АГП РФ, 2012. - Вып.9.

© Палагина Е. А., Жеребцова В. С., 2016

УДК 378

Полич Виктор Валентинович

Зместитель начальника по учебной работе Новосибирского военного института войск национальной гвардии РФ

г. Новосибирск, РФ Е-тай:34П208@тай.ги Тарасов Дмитрий Юрьевич Старий преподаватель

Новосибирского военного института войск национальной гвардии РФ

канд.пед. наук г. Новосибирск, РФ Е-тай:34П208@тай.ги Григорьев Олег Вячеславович Преподаватель Новосибирского военного института войск национальной гвардии РФ канд. юр. наук, доцент г. Новосибирск, РФ Е-тай:34П208@тай.ги

ВОЙСКА НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕНННЫХ ИНСТИТУТОВ

Аннотация

Статья посвящена теоретическому анализу актуальных аспектов проектирования и управления проектами в образовательной деятельности как направлению в образовательной деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации. Кратко раскрыты области применения и методики

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_

использующиеся на этапах жизненного цикла проекта. Раскрыты виды образовательных проектов, механизм управления ими, значение междисциплинарности в проектировании.

Ключевые слова

войска национальной гвардии, поддержания высокого морально-боевого духа, проектирование, управление, вызовы современности, социальная ответственность.

Президент России Владимир Путин 5 апреля подписал Указ от 05.04.2016 № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации»Войска национальной гвардии созданы на базе внутренних войск МВД РФ. В нее также вошли отряды ОМОН, СОБР, подразделения вневедомственной охраны, ФГУП «Охрана», Центр специального назначения сил оперативного реагирования и авиации МВД.

Согласно принятому 3 июля 2016 г. Федеральному закону N 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» войска национальной гвардии Российской Федерации являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина.

Основные задачи войск национальной гвардии определены в Законе: участие в обеспечении общественной безопасности, борьбе с терроризмом, экстремизмом и в территориальной обороне страны. Также войска национальной гвардии охраняют важные гособъекты и спецгрузы, содействует пограничным органам в охране госграницы.

Актуальный исторический этап развития войск национальной гвардии Российской Федерации, характеризуется нарастанием угроз внутренней и внешней национальной безопасности, закономерно ведет к постепенному изменению парадигмы военного образования. Дальнейшее развитие войск национальной гвардии невозможно без реформирования высшей военной школы, которая, безусловно, должна стать более мобильной в современных условиях. Здесь необходимы совместные усилия всех, кто связан с образовательной сферой в системе военных вузов [1]; [2]; [3].

Это ставит перед образовательной сферой Росгвардии принципиально новые проблемы. При этом ускорение темпов социально-экономического развития требует от каждого военного специалиста ориентации на завтрашний день, способности планировать и оценивать жизненные и профессиональные перспективы. В связи с этим для педагогических работников военных институтов войск национальной гвардии Российской Федерации становится актуальным учиться проектировать педагогическую действительность, предвидеть последствия её преобразований и, самое главное, готовить подрастающую смену офицеров выстраивать свою жизнь на основе проектирования. Эти тенденции актуализируют проблему проектирования, придают ей междисциплинарный характер, делают исключительно масштабной и современной [4]; [5]; [6].

Каждый проект в педагогике от зарождения идеи до завершения проходит ряд последовательных фаз, стадий и этапов:

• Подготовка проекта

• Планирование проекта

• Осуществление проекта

• Контроль проекта

• Завершение проекта

Итак, в сфере образования существуют разного уровня образовательные системы, в которых могут реализовываться образовательные проекты и которые становятся объектами управления.

Образовательная система может рассматриваться как:

- педагогическая система, в которой реализуется процесс обучения и воспитания. Исследованием соответствующих проблем занимаются такие разделы науки как педагогика и психология;

- социальная система, в которой участники - люди, их группы и коллективы вступают в социальные отношения друг с другом и с окружающей средой. Исследованием соответствующих проблем занимаются такие разделы науки как социология и социальная психология;

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_

- организационная система, в которой участниками являются люди, их группы и коллективы. Исследованием соответствующих проблем занимаются такие разделы науки как теория управления и менеджмент.

Образовательная система - чрезвычайно многоаспектная и сложная действительность, поэтому возникает большое разнообразие возможных образовательных проектов, каждый из которых соответствует изменению той или иной составляющей образовательной системы. Разные аспекты проектирования позволяют выделить различные проблемы функционирования образовательных систем [7]; [8]; [9].

При обсуждении специфики образовательных проектов необходимо четко представлять, с чьей точки зрения рассматриваются изменения. Ведь элементом образовательной системы является и государство, и отдельное образовательное учреждение, и конкретная личность, к примеру, принимающая решение о выборе своей траектории в образовательном пространстве (ведь получение образования конкретным человеком представляет для него образовательный проект) [1о]; [11]; [12].

Проектирование в образовании, ставшее особым видом педагогической практики, потребовало адекватных средств для его научного осмысления, без которого стало невозможным быстрое развитие этой деятельности, исключающее ставку на стихийный путь множества проб и отбора из них наиболее удачных. Без научной разработки проблем методологии педагогического проектирования в образовании невозможно управлять процессами преобразования образовательных систем [13]; [14].

На сегодняшний день разработан ряд механизмов управления образовательными проектами, таких

как:

• управление составом и структурой образовательных учреждений и образовательных программ (задача структурной оптимизации);

• управление пропускными способностями образовательного учреждения (задача потоковой оптимизации);

• управление ресурсными ограничениями (задача распределения ресурсов);

• управление персоналом образовательного учреждения (задача мотивационного управления).

Образовательные проекты могут быть исследовательскими и творческими. Исследовательские

проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.). Оформление результатов проекта может быть в виде сборника, сценария, программы общественного мероприятия, видеоматериала, презентации и т. д. [15]; [16]; [17].

В настоящее время существуют несколько систематизаций (систем классификаций) проектов. В общей классификации проектов научный проект выделяется, прежде всего, по характеру целевой задачи. По своему содержанию научный проект является одной из основных форм организации научной деятельности, которая определяется как деятельность, направленная на получение и применение нового знания. Таким образом, цель реализации научных проектов носит двуединый характер и определяет основное содержание взаимосвязанных процессов получения и применения новых знаний. Процесс получения новых знаний реализуется в форме фундаментальных и прикладных научных исследований, а процесс их применения реализуется в форме экспериментальных разработок [18]; [19]; [20].

Проектирование является сущностным компонентом способа жизнедеятельности любого человека и в этом плане не зависит от сферы его деятельности, а представляет собой культурно-исторический феномен. В тоже время проектирование по-разному может быть представлено в разных сферах человеческой деятельности, по-разному проявляется в разных социальных контекстах, на пересечении разных наук, что говорит о междисциплинарном характере проектирования. Ключевым аспектом проектирования выступает качество управления.Становление теории управления проектами как науки относится ко второй половине XX в. Широкое распространение теория управления проектами получила

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_

только с появлением персональных компьютеров и развитием специализированных программ [21]; [22]; [23].

Таким образом, дальнейшее развитие войск национальной гвардии Российской Федерации закономерно ведет изменению парадигмы военного образования. Это ставит перед образовательной сферой Росгвардии ориентации на завтрашний день, способности планировать и оценивать жизненные и профессиональные перспективы. Педагогическим работникам необходимо научиться проектировать педагогическую действительность, предвидеть последствия её преобразований, направить управление педагогическими проектами на поприще обеспечения безопасности государства. Список использованной литературы:

1. Померлян, А.Н., Снигирёв, А.Л., Григорьев, О.В. Военный преподаватель: личность, педагог, учёный // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - №6 (61).

2. Шагов А.Е. К вопросу о проблемах организации международных усилий по предотвращению и разрешению локальных и внутригосударственных вооруженных конфликтов, поиску новых средств поддержания региональной стабильности В сборнике: Современные тенденции в образовании и науке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях. 2014.

3. Бережнова, Л.Н., Тарасов, Д.Ю., Зотов, А.А. Педагогические проекты в военном вузе как способ формирования профессионального мировоззрения будущих офицеров: монография - Новосибирск: НВИ ВВ имени генерала-армии И.К.Яковлева МВД России, 2015. - 148 с.

4. Азимов, М. Введение в проектирование. - М., Мир, 1982. - 586 с.

5. Бурков, В.Н., Новиков, Д.А. Как управлять проектами. - М.:, 1997.

6. Шагов А.Е. К вопросу о проблемах организации международных усилий по предотвращению и разрешению локальных и внутригосударственных вооруженных конфликтов, поиску новых средств поддержания региональной стабильности В сборнике: Современные тенденции в образовании и науке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях. 2014.

7. Померлян А.Н., Кучма С.А. Вопросы формирования Федеральной службы войск национальной гвардии // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2016. № 7-2 (91).

8. Шагов А.Е. Национальная гвардия в России и современном мире Научный альманах. 2016. № 7-2 (21).

9. Померлян А.Н. Проблемы возрождения утраченных исторических преимуществ отечественного военного образования в военных вузах войск национальной гвардии Российской Федерации. // В сборнике: Развитие современной науки : теоретические и прикладные аспекты сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. Центр социально-экономических исследований. Пермь, 2016.

10.Агеева А.В., Алферов А.А., Андрюшенков В.А., Бакланов Л.А., Бархатова Е.Н., Белоусов А.В., Бетхер В.А., Бутина С.Г., Викулова Т.А., Вист И.И., Воронов И.А., Герасименко Т.Ю., Григорьев О.В., Губин А.И., Доманов Д.В., Дригичев И.В., Дубинин А.С., Ефимкина Н.В., Жумагазиева Н.М., Забуга Е.Е. и др. Преемственность и новации в юридической науке. выпуск 8 // Материалы научной конференции адъюнктов и соискателей (Омск, 29 марта 2012 г.) / Омск, 2012

11.Снигирев А.Л. Компетентностный подход в образовательном процессе военного вуза. // Инновации в образовании. 2011. № 7.

12. Литвиненко Н.М., Григорьев О.В. Современные технологии обучения в системе вузов федеральной службы войск национальной гвардии // Научный альманах. 2016. № 7-2 (21).

13.Снигирев А.Л. Теоретические аспекты повышения профессионализма преподавателей. // Гуманитарные проблемы военного дела. 2015. № 3 (4).

14. Померлян А.Н., Даничев Н.В., Беловолов В.А. Культурологический подход и правовая культура офицера внутренних войск МВД России: методологический анализ. // В сборнике: Направления и перспективы развития образования в военных институтах внутренних войск МВД России Сборник научных статей VII Международной научно-практической конференции : В 2 частях. Под общ. ред. С.А. Куценко.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х

2016.

15.Кононов А.Н. Роль правового воспитания в формировании научного мировоззрения курсантов // Право и образование. 2012. № 2.

16.Григорьев О.В., Лыков А.Н Сущность и структурные компоненты правовой культуры военнослужащих внутренних войск МВД России. // Инновации в образовании. 2014. № 8.

17.Кононов А.Н. Педагогическая модель правового воспитания военнослужащих ВВ МВД России. Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 3-4 (22).

18.Снигирёв А.Л., Хомяков И.Д. Психолого-педагогические аспекты профессиональной подготовки будущих офицеров внутренних войск // Гуманитарные проблемы военного дела. 2014. № 1 (1).

19. Григорьев О.В., Кольчевский А.В. Модель правовой культуры выпускника высшей школы // Право и образование. 2010. № 8.

20.. Исмаилов А.М., Кононов А.Н. Русский язык и актуальные проблемы национальной безопасности России и стран Евразии: монография - Новосибирск: НВИ ВВ МВД России 2014. - 120 с.

21.Григорьев О.В., Тарасов Д.Ю. Структура мотивационных установок личности с разным профессиональным выбором // Психология обучения. 2011. № 5

22.Григорьев О.В., Кольчевский А.В. Философские идеи в понимании социальной сущности права. // Право и образование. 2009. № 10.

23.Григорьев О.В., Томских С.Н.Правовое воспитание как детерминанта социальной адаптации курсантов военных вузов. // Право и образование. 2010 № 10.

© Полич В.В., Тарасов Д.Ю., Григорьев О.В., 2016

УДК 342

Смашникова Татьяна Борисовна,

канд. юр. наук, доцент ЮУрГУ г. Челябинск, РФ E-mail: [email protected]

К ПРОБЛЕМЕ СТАТУСА ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ ВТОРОЕ ГРАЖДАНСТВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы статуса лиц, имеющих второе гражданство в Российской Федерации. Проводится анализ понятий «двойного гражданства» и «второго гражданства», а также прав и обязанностей граждан, имеющих второе гражданство в России.

Ключевые слова

Двойное гражданство, второе гражданство, законодательные ограничения, правовая ответственность.

Отношение Российского государства к лицам, имеющим как гражданство России, так и гражданство иных государств закреплено в статье 62 Конституции Российской Федерации. Согласно основному закону, гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Там же прописано, что наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором.

Кроме того, в статье 6 Конституции РФ сказано, что гражданин не может быть лишен права изменить свое гражданство. [1]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.