Нешенко Анна Владимировна
ИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ЮЖНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Статья содержит описание организации проектной деятельности в Южном федеральном университете. Особое внимание отводится модулю "Введение в проектную деятельность", его теоретической и практической составляющим. Рассмотрены три этапа работы над проектом: подготовительный этап (лекции и семинары), основной этап (реализация проектов), заключительный этап (защита проектов). Особое внимание отведено методической оценке проектной деятельности и анализу полученного практического опыта. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272016/12-4762.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 12(66): в 4-х ч. Ч. 4. C. 213-215. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/12-4/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
THE DEVELOPMENT OF STATE-PATRIOTIC QUALITIES OF THE FUTURE OFFICER'S PERSONALITY IN NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION: MILITARY-AESTHETIC ASPECT
Kurochkin Evgenii Aleksandrovich, Ph. D. in Pedagogy Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation kurochkin. [email protected]
The article is devoted to a topical problem of the state-patriotic education of future officers in military institutions of higher education through the influence on their emotional and sensual sphere in the course of the educational process. The paper identifies and substantiates the determination of state-patriotic and military-aesthetic education. The article attempts to reveal the pedagogical ways and conditions of military-aesthetic impact on the future officers of the National Guard Troops of the Russian Federation with the aim of forming a patriotic officer.
Key words and phrases: National Guard; state-patriotic education; military-aesthetic impact; military-aesthetic values; military-aesthetic perception.
УДК 378.1
Статья содержит описание организации проектной деятельности в Южном федеральном университете. Особое внимание отводится модулю «Введение в проектную деятельность», его теоретической и практической составляющим. Рассмотрены три этапа работы над проектом: подготовительный этап (лекции и семинары), основной этап (реализация проектов), заключительный этап (защита проектов). Особое внимание отведено методической оценке проектной деятельности и анализу полученного практического опыта.
Ключевые слова и фразы: неделя академической мобильности; введение в проектную деятельность; проектная деятельность; погружение в проект; реализация проекта; защита проекта.
Нешенко Анна Владимировна, к. филол. н.
Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону 2290305@mail. т
ИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ЮЖНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
В настоящее время перед российскими вузами стоит задача разработки трендов научно-образовательного процесса, способствующих повышению качества обучения, оптимизации образовательного процесса, развитию междисциплинарных исследований, созданию конкурентоспособных образовательных программ, дающих преимущества на рынке научных и образовательных услуг.
В рамках Недели академической мобильности (далее - НАМ), обязательного компонента образовательного процесса при освоении образовательных программ всех факультетов и направлений бакалавриата, специа-литета и магистратуры, реализуемого два раза в год, Южным федеральным университетом в 2015 году была внедрена учебная дисциплина «Введение в проектную деятельность» [2]. Следует отметить, что дисциплина «Введение в проектную деятельность» - часть модуля проектной деятельности, предполагающая реализацию одного проекта каждый год на протяжении всего обучения в бакалавриате и специалитете (всего три проекта за обучение) и 1 проекта за два года обучения в магистратуре [5].
Дисциплина «Введение в проектную деятельность» реализована в 2015-2016 учебном году в ЮФУ в виде лекций и семинаров. Лекции руководителя образовательной программы в период осенней НАМ были призваны сформировать представление студентов о проектной деятельности. Под проектной деятельностью понимается:
- комплекс поисковых (информационных), исследовательских (научных), практических (ориентированных на результат), творческих (оригинальных) действий, выполняемых студентами самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы;
- деятельность, предназначенная для создания уникального, не существовавшего ранее результата, имеющего социальное значение [2].
На конкретных примерах студентам была продемонстрирована разница между видами проектов: информационно-аналитическим (ознакомительно-ориентированным), исследовательским, прикладным (практико-ориентированным) и творческим. Особое внимание было отведено этапам работы над проектом: подготовительному, основному и заключительному [Там же].
Семинары, подготовительный этап работы над проектом или погружение в проект проводились под руководством консультантов-тьюторов, преподавателей кафедры межкультурной коммуникации и методики преподавания иностранных языков ЮФУ в виде круглых столов. Семинары были разработаны согласно трем шагам: 1) презентация проектных тем участникам, 2) формирование проектных групп и планирование проекта, 3) утверждение плана работы проектных групп.
С целью знакомства с проектными темами было создано пять круглых столов, согласно количеству заявленных тем. В 2015-2016 учебном году студентам-бакалаврам 1 курса Института филологии, журналистики
214
^БЫ 1997-2911. № 12 (66) 2016. Ч. 4
и межкультурной коммуникации (направление «Лингвокультурология») были предложены 5 проектов: «10 правил написания СУ», «10 правил написания курсовой работы», «10 правил написания резюме», «10 правил создания успешной презентации», «10 правил написания эссе». Магистрантам 1 курса (направление подготовки «Лингвокультурология») необходимо было разработать 2 проекта - «Издание продвижения методического пособия: ключевые особенности студенческого сленга (на материале английского языка)» и «Создание и продвижение консультационного сайта "10 шагов к обучению в Германии"».
Реализация проектной деятельности осуществлялась в обеих группах студентов согласно учебному плану и дифференцированно: проекты отличались сложностью поставленных целей, задач, используемыми ресурсами и результатами. Каждый стол занимался разработкой собственного видения доставшегося ему проекта согласно предложенному на ватмане плану и многоаспектным раздаточным материалам, углубляющим представления участников о предложенной теме. Затем участники в полном составе пересаживались за соседние столы и приступали к анализу разработок, выполненных другими, дополняли, корректировали их. В результате все участники получили полное представление обо всех пяти проектах и смогли безошибочно выбрать близкий им проект.
Данная методика была применена в связи с пониманием важности грамотного подхода ко второму шагу семинаров, к выбору проектной темы. В связи с наличием первых двух шагов третий шаг, утверждение плана работы проектных групп (ход проекта), не вызвал никаких затруднений. Всеми пятью группами были:
- сформулированы проблема-вопрос, требующий разрешения, цель - желаемый результат исследования проблемы, задачи - измеримые результаты;
- обозначены количество и имена участников, их опыт в проектной деятельности согласно составленным заранее резюме;
- определены ведущие проекта, типы проектов, соответствующие им методы исследования эмпирического, экспериментально-теоретического и теоретического уровней;
- составлен предварительный календарный план проектной деятельности с учетом сроков реализации проектной деятельности в течение пяти месяцев;
- обозначен перечень инструментов мониторинга форм проектной деятельности, непосредственный контроль, контроль со скрытой координацией, его периодичность с учетом критериев оценки - высокий, средний, низкий уровень;
- определены ресурсы проекта - время, бюджет, интеллектуальные ресурсы;
- указаны ожидаемые результаты проектной деятельности, конечный продукт.
Период между осенней и весенней Неделями академической мобильности, основной этап проектной деятельности, был отведен на реализацию разработанных планов проектов - сбор, обработку, осмысление информации, выполнение проекта (решение промежуточных задач). Взаимодействие руководителя образовательной программы и консультантов-тьюторов осуществлялось прямо пропорционально консультациям последних со студентами. Обучаемые оказались поставлены в условия непрерывного приобретения недостающих знаний и регулярной работы как совместно с проектной группой, так и индивидуально [6].
Весенняя неделя академической мобильности включала в себя заключительный этап:
- защиту-презентацию продукта, созданного участниками проектной группы, как наиболее эффективного средства решения поставленной проблемы;
- оценку результатов готового продукта проекта и процесса деятельности самими обучающимися, всеми консультантами-тьюторами, руководителем образовательной программы;
- практическое использование результатов [3].
Был отмечен лучший проект «10 правил написания эссе», получивший оценку 100 баллов. Цель данного проекта - презентация практически выверенных правил написания эссе.
Задачи проекта включали в себя:
- исследование актуальности проблемы;
- формулировку правил написания эссе;
- сочинение идеального эссе, следуя выявленным правилам;
- выработку собственных правил написания эссе.
Этапы проекта содержали следующие направления:
- анкетирование студентов;
- изучение литературы и обработку информации;
- проведение конкурса на лучшее эссе;
- написание идеального эссе; презентацию полученных 10 правил в собственном блоге и творческой инсценировке.
Особо высоко были оценены практическая ценность полученного опыта в проведении конкурса среди студентов и ведении собственного блога, мастерство и актерский талант, раскрывшиеся в представленной инсценировке. Несмотря на высокую оценку выполненного проекта, участникам был дан ряд рекомендаций, в числе которых:
- использовать интернет-опросы с целью привлечения более широкой аудитории;
- осуществлять диалог со студентами европейских вузов, брать интервью у их преподавателей;
- уделять внимание необходимости длительного, а не кратковременного ведения созданного блога или сайта;
- размещать полученные результаты проектной деятельности в Интернете с целью оценки их сторонними наблюдателями, а также дальнейшего использования ссылок на них при составлении портфолио;
- применять для презентации результатов проектной деятельности программу Prezi, а также ряд редакторов по работе с фото-, видео-, аудиоматериалами, по проведению видеоконференций и вебинаров.
Чрезвычайно высокий уровень выполнения проектной работы показали бакалавры, реализующие проект «Создание и продвижение консультационного сайта "10 шагов к обучению в Германии"». Цель проекта - создание эффективно функционирующего консультационного сайта. Задачи проекта - собрать и систематизировать информацию по теме; выявить степень востребованности создаваемого сайта; ознакомиться с существующими ресурсами по созданию сайтов и апробировать их; ввести сайт в эксплуатацию, отследив его эффективность.
Первый этап проекта, который включал в себя сбор и обработку информации по теме, был реализован досрочно. Результаты второго этапа - проведение социального онлайн-опроса «Хотели ли бы Вы получить образование или продолжить обучение в Германии?» - были представлены в виде диаграммы, учитывающей опрос 155 человек. Согласно третьему этапу - освоение программного обеспечения Joomla и создание сайта -сайт был размещен в Интернете [1]. Необходимо особо отметить результаты последнего этапа - продвижение сайта: к моменту защиты проекта сайт посетили 273 человека, было отвечено на 32 отзыва и 11 писем посетителей, осуществлена реклама сайта в социальных сетях «ВКонтакте», «Facebook», «Twitter» и на стендах Южного федерального университета. Данный проект оказался реализованным в полной мере. Работа магистрантов была оценена на 100 баллов.
Итак, не вызывает сомнения, что проектно-ориентированное обучение способствует, с одной стороны, поэтапному самосовершенствованию, раскрытию личностных качеств каждого индивида, инициативности, выдержки и самообладания, способности владеть своим настроением в условиях работы слаженной команды, где каждый отвечает за свою часть проекта, с другой стороны, формированию профессиональных компетенций. Данные профессиональные компетенции направлены на формирование:
- исследовательско-диагностических навыков, способности ориентироваться в информационном пространстве, конструируя знания из разных областей, заниматься исследовательской работой (диагностическая эрудиция, диагностическое мышление, предвидение, прогнозирование, рефлексия) с целью эффективного управления ресурсами, умения оценивать соотношение результата и ресурсов, эффективно работать в условиях ограниченности временем и ресурсами;
- организационно-коммуникативных навыков, таких как организованность, общительность, наблюдательность, распределение внимания, с целью использования современных методов управления проектом, способствующих связи теории и практики [5].
Таким образом, следует отметить, что проектное образование должно способствовать совместной работе студентов разных курсов и разных образовательных программ, с компетенциями из разных сфер деятельности. Это приведет к дальнейшей реализации не только межфакультетских, но и межуниверситетских проектов междисциплинарной тематики.
С целью оптимизации проектной деятельности необходимы слаженная работа тьюторов разных кафедр университета, в частности многоплановая консультационная поддержка всех проектов преподавателями информатики для освоения студентами сложных компьютерных программ, профессиональной обработки аудио- и видеоматериалов; возможность студентов не выбирать, а самостоятельно формулировать темы проектов; направленность на реализацию глобальных проектов, построенных по принципу «от простого -к сложному», в рамках вуза, города, страны, континента.
Список литературы
1. 10 шагов к обучению в Германии [Электронный ресурс]. URL: http://y98889pj.bget.ru (дата обращения: 29.11.2016).
2. Курбатов В. И., Курбатова О. В. Социальное проектирование: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. 416 с.
3. О введении Стандарта проектирования и реализации образовательных программ Южного федерального университета: приказ ЮФУ от 31.07.2015 № 311-ОД. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2015. 97 с.
4. Об утверждении Регламента организации и проведения недели академической мобильности: приказ ЮФУ от 29.09.2015 № 398-ОД. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2015. 28 с.
5. Рабочая программа учебной дисциплины «Введение в проектную деятельность» / сост. Е. В. Жертовская. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2015. 34 с.
6. Hradetzky R. Projektmanagement - Grundlagen. Praxis der Planung und Steerung. Hamburg: Reinhard Hradetzky&Ventus Publishing Aps, 2012. 218 S.
THE ATTEMPT OF THE PROJECT EDUCATION CONCEPTION IMPLEMENTATION IN SOUTHERN FEDERAL UNIVERSITY
Neshenko Anna Vladimirovna, Ph. D. in Philology Southern Federal University, Rostov-on-Don [email protected]
The article contains a description of the project activity organization in Southern Federal University. Special attention is paid to the module "Introduction into project activity", its theoretical and practical components. The paper discusses three stages of the work on the project: the preparatory phase (lectures and seminars), the main stage (projects implementation), and the final stage (projects defence). Particular attention is paid to the methodological evaluation of the project activity and the analysis of the experience acquired.
Key words and phrases: week of academic mobility; introduction into project activity; project activity; immersion in project; implementation of project; project defence.