5. Peterson L.G., Agapov YU.V. Formirovaniye i diagnostika organizatsionno-refleksivnykh obshcheuchebnykh umeniy v obrazovatel'noy sisteme «Shkola 2000 ...»: metod. posobiye [Formation and diagnostics of organizational reflexive academic skills in the educational system "School 2000"]. Moscow: APK i PPRO, UMTS «Shkola 2000 ...», 2009. 112 p.
УДК 373.3
Н.М. Жданова,
канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики начального образования ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия Т.В. Грибанова, бакалавр педагогического факультета ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия
Теоретические аспекты проблемы развития исследовательских умений
младших школьников
В статье рассматриваются актуальные вопросы проблемы развития исследовательских умений у учащихся начальных классов. Особое внимание уделяется теоретическим аспектам данной проблемы.
Учебно-исследовательская деятельность, умения, исследовательские умения.
N.M. Zhdanovа,
cand. of pedagogical sciences, docent of the chair of theory and methodic of primary education Shadrinsk state pedagogical university
Shadrinsk, Russia T.V. Gribanova,
bachelor of the pedagogical faculty Shadrinsk state pedagogical university
Shadrinsk, Russia
Theoretical aspects of problems of development of research skills
The article considers topical issues in the development of research skills among primary school pupils. Sp Educational research activity, skills and research skills.ecial attention is paid to theoretical aspects of the problem.
Keywords: Educational research activity, skills and research skills.
Мы живем в веке постоянного прогресса и развития. В связи с этим наши знания стали устраиваться. Поэтому человек должен развиваться самостоятельно, все время искать что-то новое, интересное и познавательное, а его образование должно быть непрерывным процессом в течение всей жизни. Задачей педагога является научить учащихся самостоятельно искать необходимые знания, он должен поощрять творческое осмысление ими содержания действительности. Одним из способов является учебно-исследовательская деятельность, которая позволяет перейти от репродуктивного способа обучения к творческому.
Учебно-исследовательская деятельность - это организуемая педагогом с использованием преимущественно дидактических средств косвенного и перспективного управления деятельность учащихся, направленная на поиск объяснения и доказательства
закономерных связей и отношений экспериментально наблюдаемых или теоретически анализируемых фактов, явлений, процессов, в которой доминирует самостоятельное применение приемов научных методов познания и в результате которой учащиеся активно овладевают знаниями, развивают свои исследовательские умения и способности [4, с.7].
Главной задачей исследовательского обучения является формирование у учащихся особых знаний, а также общих умений и навыков, которые нужны в исследовательском поиске. Если школьник сумеет овладеть важными когнитивными инструментами, то он будет успешен в свой деятельности. Действенное использование специальных навыков и умений исследовательского поиска ученые рассматривают как важнейший фактор познавательной потребности (Богоявленская Д.Б., Брунер Дж., Лейтес Н.С., Леонтович А.В. и др.). Современная психолого-педагогическая литература диктует умение как использование имеющихся знаний и навыков для выбора приемов действия в соответствии с целью.
В педагогике под умениями понимают освоение субъектом способов осуществления действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков, которые формируются путем упражнений и создают возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях [6, с.25].
Существует большое множество подходов к определению сущности понятия «исследовательские умения». Е.С. Деменьтева раскрывает исследовательские умения как способность самостоятельно осуществлять наблюдения, эксперимент, решать исследовательские задачи [1].
Представители другого подхода (М.Н. Поволяева, П.Ю. Романов) под исследовательскими умениями понимают способность осуществлять действия в рамках реализуемой исследовательской деятельности.
В.А. Сластенин считает, что исследовательское умение представляет собой осуществление самостоятельно проведенных наблюдений и опытов, в ходе решения исследовательских задач. Он также подчеркивает, что «навыки исследователя предполагают...умение вести сравнение, анализ, производить выделение существенных признаков, делать обобщения и выводы» [5, с.14].
К числу основных действий В.С. Лазарев относит действия, которые ребенок выполняет при решении исследовательских задач и относит следующие: постановка исследовательских задач; планирование решения задач; выдвижение гипотез; построение измеряемых величин и измерительных шкал; сбор исходной информации (наблюдение); экспериментирование; анализ данных экспериментов или наблюдений и построение обобщений; построение моделей действительности и работа с моделями [2].
В младшем школьном возрасте необходимо формировать умения навыки логического и творческого мышления, которые в будущем понадобятся для решения исследовательских задач. Существует несколько видов исследовательских умений: поднимать проблемы; задавать вопросы; излагать предположения; давать определения понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать выводы и умозаключения; доказывать и защищать свои идеи.
На данный момент в практике достаточно популярным является метод проектов, который способен решать не только учебные задачи, но и воспитательные.
Проект означает получение результата за определенное время при помощи ресурсов. Описание конкретной ситуации, которая должна стать лучше, и предложение методов, которые сделают ее совершеннее.
Проект буквально - «брошенный вперёд», а проектирование - процесс создания проекта. Создавая проект, учащийся может проявить себя в обществе, сформировать у себя социальную позицию, приобрести навык организации и классификации, различные творческие способности, а главное - подчеркнуть индивидуальность.
Технология проектного обучения появилась в начале прошлого века в Америке, в более поздний период ее идеи проникли в советскую педагогику, к сожалению идеи Д.Дьюи и его последователей не прижились в отечественной теории обучения и воспитания. Ценной для нас является идея Д. Дьюи о том, что знания и опыт ребёнок должен получать в процессе исследования проблемной ситуации, составляя различные модели, схемы и проводя эксперименты и опыты. Проектирование, в его понимании основывается на самостоятельном преодолении трудностей и поиск учеником необходимой информации. Он сам планирует, свои действия и решает задачи практической направленности.
Использование метода проектов позволяет успешно осуществлять социализацию обучающихся в современном информационном пространстве, что способствует формированию у него личностных качеств, в том числе информационной культуры [30,19].
Любой этап осуществления проекта можно включить системно-деятельностный подход, который способен развить творческие способности.
В педагогической науке понятие развитие понимается как целенаправленное накопление информации с последующей ее классификацией; процесс последовательных изменений, характеризующих переход от низших уровней к высшим.
Таким образом, развитие исследовательских умений у младших школьников представляет собой, качественное изменение к лучшему, стремление к идеалу и отличается характерным объектом, источником, механизмом, формами и направленностью.
Исследуя, школьники опираются на свои интересы и знания, что обеспечивает самостоятельное направление и обучение, позволяет индивидуализировать и дифференцировать образовательный процесс, а также развить исследовательские умения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Дементьева, Е.С. Формирование исследовательских умений в процессе самостоятельной деятельности / Е.С. Дементьева // Вестник ГУУ. - 2009. - № 30. - С. 28-30.
2. Елекенова, Л.З. Cущностная характеристика понятия «исследовательские умения школьников» / Л.З. Елекенова // Вестник ПГУ. - 2010. - № 4. - С. 26-35.
3. Засоркина, Н.В. Метод проектов в начальной школе: система реализации / авт.-сост. Н.В. Засоркина [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2010. - 135 с.
4. Мухина, В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности : сб. ст. / под ред. А. С. Обухова. - М. : НИИ Школьных технологий, 2006. - 203 с.
5. Сандалова, Н.Н. Формирование исследовательских умений у младших школьников / Н.Н. Сандалова // Начальная Школа. - 2015. - № 6. - С. 47-51.
6. Сластенин, В.А. Педагогика : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. - М. : Академия, 2002. - 576 с.
REFERENCES
1. Dementieva E.S. Formirovanie issledovatel'skih umenij v processe samostojatel'noj dejatel'nosti [Formation of research skills in the process of independent activity]. Vestnik Universiteta [Bulletin of the University]. 2009, no. 30, pp. 28-30.
2. Elekenova L.Z. Cushhnostnaja harakteristika ponjatija «issledovatel'skie umenija shkol'nikov» [Essential
characteristics of the concept of «research skills of students»]. Vestnik PSU [Bulletin of the PSU]. 2010, no 4, pp. 26-35.
3. Zasorkina N.V. [i dr.] Metod proektov v nachal'noj shkole: sistema realizacii [Project method in the primary school: system of realization]. Volgograd: Teacher, 2010. 135 p.
4. Muhina V.S. Psihologicheskij smysl issledovatel'skoj dejatel'nosti dlja razvitija lichnosti: sb. st. [The Psychological sense of the research activity for the development of personality : the collection of articles]. In Obuhova A.S. (ed). Moscow: Publ. NII of School technology, 2006. 203 p.
5. Sandalova N.N. Formirovanie issledovatel'skih umenij u mladshih shkol'nikov [Formation of research abilities of junior schoolchildren]. Nachal'naja Shkola [Primary School], 2015, no 6, pp. 47-51.
6. Slastenin V.A. Pedagogika: ucheb.posobie dlja studentov vyssh. ped. ucheb. zavedenij [Pedagogics]. In Slastenin V.A. (ed.). Moscow: Academy, 2002. 576 p.
УДК 373.2
М.А. Забоева,
канд. пед. наук, ст. преподаватель кафедры теории и методики дошкольного образования ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия
Педагогическое сопровождение семьи как актуальная задача современной системы дошкольного образования
В статье содержится обоснование актуальности проблемы организации педагогического сопровождения семьи как субъекта системы дошкольного образования. В ней раскрывается значение семейного воспитания для развития личности дошкольника, представлены некоторые эффективные формы взаимодействия детского сада и семьи.
Дошкольник, семья, педагогическое сопровождение, семейное воспитание, дошкольная образовательная организация, субъектность.
M.A. Zaboeva,
cand. of pedagogical sciences, senior tutor of the chair of theory and methodic of pre-school education Shadrinsk state pedagogical university
Shadrinsk, Russia
Pedagogical support of the family as an actual task of the modern system of
preschool education
The article substantiates the urgency of the problem of organizing the pedagogical support of the family as a subject of the preschool education system. It reveals the importance of family education for the development of the preschooler's personality, presents some effective forms of interaction between the kindergarten and the family.
Keywords: preschool child, family, pedagogical support, family education, pre-school educational organization, subjectivity.
Модернизация современной системы дошкольного образования привела к пересмотру позиции семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка: из объекта педагогического воздействия она превратилась в субъект эффективного взаимодействия. Исследованиями доказано первостепенное значение семьи в формировании личности (Л.В.