коммуникативность, умения формулировать проблему, анализировать собранную информацию, систематизировать результаты, полученных в ходе исследования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Горбунова, Н.В. Методика организации работы над проектом // Н.В. Горбунова, Л.В. Кочкина // Образование в современной школе. - 2000. - № 4. - С. 21-27.
2. Дементьева, Е.С. Формирование исследовательских умений в процессе самостоятельной деятельности / Е.С. Дементьева // Вестник ГУУ. - 2009. - № 30. - С. 28-30.
3. Елекенова, Л.З. Сущностная характеристика понятия «исследовательские умения школьников» / Л.З. Елекенова // Вестник ГУУ. - 2010. - № 4. - С. 26-35.
4. Мухина, В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности : сб. ст. / В.С. Мухина ; под ред. А.С. Обухова. - М. : НИИ Школьных технологий, 2006. -203 с.
5. Сластенин, В.А. Педагогика : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов ; под ред. В.А. Сластенина. - М. : Академия, 2012. - 608 с.
6. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся / Н.А. Семенова // Начальная школа. -2006. - № 2. - С. 45-49.
7. Штейнберг, В.Э. Технология проектирования образовательных систем и процессов / В.Э. Штейнберг // Школьные технологии. - 2000. - № 2. - С. 3-24.
REFERENCES
1. Gorbunova N.V., Kochkina L.V. Metodika organizatsii raboty nad proektom [Methods of organization of work on the project]. Obrazovanie v sovremennoj shkole [Education in modern school], 2000, no. 4, pp. 21-27.
2. Dement'eva E.S. Formirovanie issledovatel'skih umenij v protsesse samostoyatel'noj deyatel'nosti [Forming of research skills in the process of self-dependent activity]. Vestnik GUU [Herald of State University of Management],
2009, no. 30, pp. 28-30.
3. Elekenova L.Z. Cushchnostnaya harakteristika ponyatiya «issledovatel'skie umeniya shkol'nikov» [Essential characteristic of the concept «research skills of pupils»]. Vestnik GUU [Herald of State University of Management],
2010, no. 4, pp. 26-35.
4. Muhina V.S. Psihologicheskij smysl issledovatel'skoj deyatel'nosti dlya razvitiya lichnosti: sb. st. [The psychological meaning of research activities for personal development]. Obuhov A.S. (ed.). Moscow: NII SHkol'nyh tekhnologij, 2006. 203 p.
5. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogika: ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ped. ucheb. zavedenij [Pedagogics]. Slastenin V.A. (ed.). Moscow: Akademiya, 2012. 608 p.
6. Semenova N.A. Issledovatel'skaya deyatel'nost' uchashchihsya [Research activity of pupils]. Nachal'naya shkola [Primary school], 2006, no. 2, pp. 45-49.
7. Shtejnberg V.E. Tekhnologiya proektirovaniya obrazovatel'nyh sistem i protsessov [Project technology of educational systems and processes]. Shkol'nye tekhnologii [School technology], 2000, no. 2, pp. 3-24.
УДК 373.1.214.1
Н.А. Каратаева,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного
образования
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия natalya_karataeva73@mail. ru
Опыт проектирования региональной образовательной программы дошкольного образования «Мы живем в Зауралье»
В статье рассматривается проблема проектирования региональной образовательной программы дошкольного образования. Автором представлен опыт проектирования региональной образовательной программы «Мы живем в Зауралье».
Ключевые слова: культурная идентичность, региональная образовательная программа дошкольного образования, дошкольное образование.
N.A. Karataeva,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and
Methodology of Preschool Education Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia natalya_karataeva73@mail .ru Experience in designing a regional educational program of preschool
education «We live in the Urals»
The article deals with the problem of designing a regional educational program ofpreschool education. The author presents the experience of designing a regional educational program « We live in the Urals».
Keywords: cultural identity, regional educational program of preschool education, preschool education.
Вариативность в дошкольном образовании, заявленная в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) и других документах, регламентирующих образовательную деятельность в дошкольных образовательных организациях, позволяет педагогам свободно выбирать комплексные и парциальные образовательные программы, методические рекомендации, образовательные технологии. Опираясь на ФГОС ДО, коллектив педагогов может разработать собственную образовательную программу с учетом образовательных потребностей всех субъектов образования: детей, родителей, педагогов и региональных условий. С одной стороны, свобода выбора расширяет возможности для педагогического творчества, инноваций, экспериментов, а с другой - возникает ряд противоречий, связанных с выбором оптимального образовательного контента. Образовательный контент программы должен обеспечивать необходимые психолого-педагогические условия для развития личности ребенка, социализации, развития его культурной идентичности на основе приобщения к историко-культурным ценностям региона.
Проблема включения регионального компонента в содержание образования детей привлекает внимание современных ученых в области теории дошкольной педагогики, практиков дошкольного образования. Каждый регион России обладает особыми природно-климатическими условиями, самобытной культурой, уникальными
достопримечательностями, поэтому необходимы региональные программы, позволяющие привить детям любовь к малой Родине, своему краю, а на этой основе - любовь к Отечеству, России.
Зауралье имеет интересную историю и перспективное будущее, которое во многом зависит от того, насколько сегодня педагогам удастся воспитать у дошкольников познавательное и бережное отношение к родной природе, вызвать интерес к истории и самобытной культуре края, сформировать ценностное отношение к труду и людям труда.
Вопросы развития культурной идентичности личности на основе задействования педагогического потенциала региональной культуры является недостаточно изученными. Исследовательница А.Ю. Тихонова рассматривает региональную культуру как исторически развивающуюся в конкретных географических условиях, многоликую, многослойную систему, созданных человеком материальных и культурных ценностей, социокультурных норм и способов их распространения, потребления; а также как процесс самореализации и раскрытия творческого потенциала личности в различных сферах жизни на данной территории. Согласно данному определению в качестве объектов региональной культуры можно рассматривать не только крупные территориальные округа, но и отдельные муниципальные образования (например, районные центры, села и деревни).
Для приобщения дошкольников к природному миру, истории, культуре Зауралья нами разработана региональная образовательная программа дошкольного образования детей «Мы живем в Зауралье». Программа представляет собой первую попытку обобщения богатейшего краеведческого материала, имеющего колоссальный образовательный потенциал для развития личности ребенка.
Целевой раздел программы включает определение целей и задач образования детей.
Цель программы: содействие развитию и саморазвитию патриотизма у ребенка, воспитание гражданина, любящего малую Родину и Россию, занимающего активную, созидательную позицию и связывающего свое будущее с Зауральем.
Задачи Программы:
- создание условий для позитивной социализации дошкольников на основе краеведческого содержания образования;
- поддержка становления индивидуальности ребенка в процессе приобщения воспитанников к культуре Зауралья;
- воспитание активной жизненной позиции на основе приобщения к явлениям социальной действительности (труд взрослых, замечательные люди Зауралья);
- содействие амплификации развития ребенка посредством активного познания природы Зауралья.
В целевом разделе Программы описаны методологические подходы, являющиеся основополагающими при выборе содержания образования, организации развивающей предметно-пространственной среды, определении форм, методов и приемов для выстраивания взаимодействия с детьми. Методологическую основу программы составляют системный, синергетический, культурологический, событийно-личностный, и деятельностный подходы.
Системный подход (А.Н. Аверьянов, В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, В.А. Сластенин, Э.Г. Юдин и др.) позволил авторам рассматривать процесс воспитания личности дошкольника, основанный на культурно-исторических ценностях региона, как единую систему, позволяющую сформировать ценностное отношение к малой родине.
Синергетический подход (Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, Г. Николис, И. Пригожин, Г. Хакен, И. Стенгерс и др.) дает возможность рассматривать процесс воспитания гражданина, любящего малую Родину и Россию, как сложную открытую динамическую систему. Сам ребенок является сложной самоорганизующейся системой, которой нельзя навязывать конкретный путь развития, а лучше предлагать условия для саморазвития и раскрытия личностного потенциала на основе краеведческого материала.
Проектирование региональной образовательной программы на основе культурологического подхода (К.А. Альбуханова-Славская, Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, Н.Б. Крылова) позволяет ребенку войти в контекст
современной культуры, освоить многовековой опыт человечества за очень непродолжительное время. Приобщение ребенка к истории, культурным ценностям Зауралья осуществляется на основе проживания им традиций, обычаев, культурного наследия (фольклор, литература, поэзия, живопись, архитектура, скульптура и др.).
Событийно-личностный - это один из концептуальных подходов программы, разработанный в науке в трудах А.Ф. Бурлачук, Н.Е. Щурковой, Е.Ю. Коржовой и др. Познание происходит через яркие события прошлого и настоящего, истории о жизни и творчестве замечательных людей, которые затрагивают эмоциональный опыт дошкольника и позволяют включить «особенное» региональной среды в свой личный опыт, фантазировать, использовать в привлекательных видах детской деятельности (игре, продуктивных видах деятельности, труде, экспериментировании).
В соответствии с деятельностным подходом усвоение содержания исторического опыта людей осуществляется не путем передачи информации о нем человеку, а в процессе его собственной активности, направленной на предметы и явления окружающего мира, которые созданы в ходе развития человеческой культуры.
Планируемые результаты освоения программы определяются с учетом цели и задач программы. Могут быть прописаны показатели достижения каждого планируемого результата. К примеру, представления детей о культуре и природе Зауралья измеряются по таким показателям как объем (количественный показатель) и глубина (качественный показатель).
В этом же разделе авторами описаны риски при реализации программы. В качестве рисков могут выступать дефицит ресурсной базы, выраженный недостаточностью финансовой и материально-технической базы; неготовность институтов культуры к организации субъект-субъектного взаимодействия с детьми дошкольного возраста, перегрузка детей вербальной информацией, не адаптированной к особенностям восприятия дошкольников, увлечение длительными обзорными экскурсиями; традиционное планирование и организация жизнедеятельности детей входят в противоречие с инновационными подходами программы, предусматривающей приоритетность игры, интересов и потребностей детей, гибкий подход к организации воспитательно-образовательного процесса.
Содержательный раздел программы представлен разделами: «Ребенок в культуре Зауралья», «Природа Зауралья и Я», «Я горжусь Зауральем!»
Например, раздел «Я горжусь Зауральем!» направлен на воспитание гордости за достижения зауральцев, содействие развитию нравственных качеств личности, в том числе трудолюбия, активной жизненной позиции на основе приобщения ребенка к социальной действительности, поддержку проявления интереса детей к социальной действительности зауральского края. Интерес ребенка отражается в вопросах, играх, внимательном рассматривании картин, слушании историй, легенд, рисовании, конструировании, аппликации и других продуктивных видах деятельности.
Раздел «Ребенок в культуре Зауралья» предполагает воспитание сопричастности к зауральской культуре: традициям и обычаям, фольклору, прозе и поэзии, живописи, скульптуре и архитектуре. Познание культуры Зауралья происходит на основе создания психолого-педагогических и материальных условий для включения детей в различные виды деятельности: игровую, трудовую, изобразительную, коммуникативную, познавательную. Культурные практики (коллекционирование, плетение, дворовые игры, детский фольклор) содействуют амплификации развития ребенка.
Раздел «Природа Зауралья и Я» направлен на развитие познавательного интереса ребенка к природе Зауралья, бережного отношения к ней через понимание самоценности и
уникальности природного мира (редкие виды, Красная книга Курганской области и др.). У детей воспитывается потребность в целесообразной деятельности, направленной на создание и поддержание условий для жизни живых существ (природоохранные акции, уборка мусора, посадка растений, подкормка птиц и др.).
В данную часть программы целесообразно включить описание краеведческих центров активности, в которых располагаются тематические альбомы, фотографии, природные материалы, книги, игры краеведческого содержания, символика, технологические карты, заготовки для ручного труда, экологическая тропинка на участке ДОО и в группе, демонстрирующая специфику природного мира Зауралья; модели природных зон нашей области и др.
В организационном разделе представлены методы, приемы и формы взаимодействия с детьми. К ним относятся тематические проекты, образовательные ситуации, экскурсии и целевые прогулки, где дети занимают активную позицию и выступают субъектами деятельности, познания, отношения и поведения. Важным элементом при описании данной части программы выступает игровая деятельность, которая насыщается народными, сюжетно-ролевыми, настольно-печатными играми типа «Краеведческое лото», «играми-бродилками», например, «Путешествие по Зауральской земле».
Итак, региональная образовательная программа «Мы живем в Зауралье» представляет собой целостную систему, включающую в себя цели и задачи, содержание, организационно-методическое сопровождение, оценку индивидуальных достижений детей в процессе реализации программы. Организационно-методическое сопровождение программы представлено рекомендациями по организации развивающей предметно-пространственной среды, методами, приемами и формами взаимодействия педагогов и детей.
Познание региональной культуры каждой личностью носит уникальный характер. Реализация данной программы позволяет сформировать у детей познавательный интерес к культуре региона, который возникает только в процессе личностного восприятия ребенком культурно-исторических ценностей региона.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование : учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская ; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - 3-е изд., стер. -М. : Академия, 2008. - 288 с.
2. Каратаева, Н.А. Мы живем в Зауралье : регион. образоват. прогр. дошк. образования / Н.А. Каратаева,
0.В. Крежевских ; Шадр. гос. пед. ун-т. - Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2016. - 203 с.
REFERENCES
1. Kolesnikova I.A., Gorchakova-Sibirskaya M.P. Pedagogicheskoe proektirovanie: ucheb. posobie dlya vyssh. ucheb. zavedenij [Pedagogical design]. Slastenin V.A.(ed.). 3-e izd., ster. Moscow: Akademiya, 2008. 288 p.
2. Karataeva N.A., Krezhevskih O.V. My zhivem v Zaural'e: region. obrazovat. progr. doshk. obrazovaniya [We live in the Urals]. Shadr. gos. ped. un-t (ed.). Shadrinsk: Shadrinskij Dom Pechati, 2016. 203 p.