Научная статья на тему 'Теоретические аспекты понятия инфраструктуры региона'

Теоретические аспекты понятия инфраструктуры региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
597
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / КЛАССИФИКАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / INFRASTRUCTURE / CLASSIFICATION / REGIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Нина Александровна

В статье приводится научная дискуссия относительно понятия и сущности категории «инфраструктура» применительно к макроэкономике и региональной экономике. Дана классификация инфраструктуры по отдельным признакам, приводится авторское определение инфраструктуры, изучены ее элементы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The theoretical aspects of infrastructure’s definition

In the article a scientific discussion about infrastructure category concept and essence in respect to macroeconomics and regional economy is carried out. Infrastructure classification on separate indications is given, the author’s definition of infrastructure is carried out, infrastructure elements are examined.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты понятия инфраструктуры региона»

УДК 338.49

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА

Н.А. Иванова

Ивановский государственный химико-технологический университет

В статье приводится научная дискуссия относительно понятия и сущности категории «инфраструктура» применительно к макроэкономике и региональной экономике. Дана классификация инфраструктуры по отдельным признакам, приводится авторское определение инфраструктуры, изучены ее элементы.

Ключевые слова: инфраструктура, классификация, региональная экономика.

В настоящее время формирование условий, способствующих социально-экономическому развитию регионов, является одной из главных задач государственного управления.

Все чаще ученые-экономисты рассматривают инфраструктуру в качестве важного интегрирующего фактора регионального экономического роста.

Согласно широко признанным расчетам Марка Занди, главного экономиста компании Moody’s Economy, государственные капиталовложения в инфраструктуру стимулируют частные инвестиции; при этом каждый доллар, потраченный на инфраструктурные проекты, вызывает мультипликационный эффект в размере 1,59 долл. Кроме того, бизнес в целом выигрывает вследствие сокращения таких издержек, как транспортные, коммуникационные, энерго- и водоснабжения [6].

Очевидно, что инфраструктура становится мощным фактором эффективного экономического роста региона и повышения жизненного уровня населения.

В современной экономической литературе существуют различные трактовки понятия инфраструктура.

Термин «инфраструктура» перенесен в экономику в конце 1940-х г. г. из военного лексикона, где он обозначал совокупность постоянных сооружений вспомогательного назначения, обслуживающих вооруженные силы [14, стр. 376].

Наиболее общее определение инфраструктуры представлено ученым Э. Бевентером и фон И. Хампе. «Инфраструктура в любой социально-экономической системе - это, прежде всего, совокупность элементов, обеспечивающих бесперебойное функционирование взаимосвязей объектов и субъектов данной системы» [2, стр.74].

Одно из наиболее ранних в российской экономической науке определений понятия «инфраструктура», раскрывающих его сущность, дано ученым экономистом Г.Я. Киперманом. «Инфраструктура - совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка товаров, рынка капиталов и других рынков» [12, стр.183-184].

В данном определении выделено два ключевых признака, то есть совокупность различных предприятий и организаций, как первый признак, которые обеспечивают развитие различных рынков, как второй признак.

Подобное определение дает автор А.И. Архипова, но раскрывает понятие «инфраструктура рыночной экономики» как «комплекс производственных и непроизводственных отраслей и сфер деятельности, обеспечивающих функционирование рыночной экономики» [16, стр. 258-259]. Отличительной особенностью данного определения является представ-

ление отраслей и сфер деятельности, а не совокупности предприятий.

Ученый-экономист А.Г. Грязнова выделяет в определение также два основных признака в понятие «инфраструктура экономики», как «совокупность отраслей и видов деятельности, обслуживающих производство и хозяйство в целом, создающих для них как бы общий фундамент, опору» [14, стр. 376].

Академик РАН Г.В. Осипов в «Российской социологической энциклопедии» выделяет первый признак «как неотъемлемая часть материально-технической базы общества», «при помощи которой создаются общие условия для эффективного развития и функционирования общественного производства» [10], а в «Социологическом энциклопедическом словаре», как «оснащенность территории, учреждений, организаций и т.п. материальными, техническими и институциональными средствами», которые «обеспечивают функционирование и воспроизводство данной системы» [13, стр.113].

Ученый Е.Е. Румянцева в «Новой экономической энциклопедии» определяет первый признак не как совокупность отраслей, предприятий и организаций, а, прежде всего, как «совокупность материальных и организационно-правовых условий», которые «обеспечивают устойчивое экономическое развитие» [11, стр. 168], т.е. с помощью каких средств и инструментов будут созданы обозначенные условия, не имеет значения, главное, чтобы данные условия были созданы.

В представленных определениях «инфраструктуры» основной акцент сделан на обеспечение нормального функционирования экономики. Однако в Большом энциклопедическом словаре данное понятие представлено в более широком смысле и может быть применено к любой сфере: «инфраструктура -комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур, составляющих и/или

обеспечивающих основу для решения проблемы (задачи)» [3, стр. 455].

Таким образом, более широкое понимание понятия «инфраструктура» дает возможность расширять и детализировать сферы воздействия, то есть влияние на развитие и нормальное функционирование экономики (производственная сфера) и жизнедеятельности людей (социальная сфера).

Социальную сферу, определим как третий признак понятия «инфраструктура».

Ученые Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский и Е.Б. Стародубцева в «Современном экономическом словаре» [9, стр. 141] и А.Б. Борисов в «Большом экономическом словаре» [4, стр. 291] определяют первый признак как «совокупность отраслей, предприятий и организаций, входящих в эти отрасли», а второй и третий признаки, как «призванных обеспечить, создавать условия для нормального функционирования производства и обращения товаров, а также жизнедеятельности людей». Отличие данных авторов, заключается в том, что в последних двух признаках в определении А.Б. Борисова исключено слово «обеспечить».

Авторы А.А. Амбарцумов и Ф.Ф. Стерликов представляют «инфраструктуру», как «взаимосвязанный комплекс отраслей хозяйства, которые обеспечивают общие условия производства и жизнедеятельности людей» [1, стр. 100].

Ученые-экономисты А.Н. Ильченко и Е.А. Абрамова понятие «инфраструктура» рассматривают как «совокупность отраслей хозяйства, оказывающих разнообразные услуги производственного характера или по обслуживанию населения» [5, стр. 28].

Автор С.С. Носова помимо «совокупности отраслей, объектов, сооружений», делает акцент на то, что первый признак «обеспечивает общие условия производства», которые в свою очередь «необходимы для эффективного развития

экономики в целом и повседневного проживания людей на любой территории» [15, стр. 254].

Данная логика отмечена и в «Популярной экономической энциклопедии»: «инфраструктура - совокупность организационно-экономических, социальных, юридических условий, а также сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования любого типа экономики, процесса материального производства и обеспечения повседневной жизни населения» [8, стр. 106].

Таким образом, при анализе определений мы выделили три основных признака. Первый признак представляет собой «совокупность отраслей, предприятий и организаций, входящих в эти отрасли», либо создание определенных условий.

Первый признак оказывает прямое влияние на второй признак, то есть призван обеспечить нормальное функционирование производства или экономики в целом.

Также первый признак оказывает влияние на третий признак, то есть на жизнедеятельность населения.

На основе ключевых признаков предлагается сформулировать определение следующим образом: инфраструктура - это совокупность отраслей хозяйства, призванных создавать и обеспечивать организационно-экономические, социальные и юридические условия для нормального функционирования экономики и обеспечения качественной жизнедеятельности людей.

Необходимо отметить, что в литературе недостаточно полно отражены вопросы классификации инфраструктуры. На наш взгляд, данная проблема имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

Во-первых, классификация позволяет разработать систему статистических показателей отражающих уровень, струк-

туру и динамику разных подсистем инфраструктуры.

Во-вторых, она создает условия для проведения комплексного анализа и выявления взаимозависимости между социально-экономическим развитием региона и уровнем развития его инфраструктуры.

В-третьих, дифференциация инфраструктуры по видам способствует четкому пониманию входящих в нее элементов, что обеспечивает возможность выбора методов управления.

Традиционной является классификация инфраструктуры, которая подразделяется на две группы: производственную и социальную. В первую группу включаются отрасли инфраструктуры, непосредственно обслуживающие материальное производство: железные и шоссейные дороги, водоснабжение, канализация и прочее. Во вторую группу включаются отрасли, опосредованно связанные с процессом производства: наука, образование, здравоохранение и т. д. [4, стр. 291].

По мнению автора, наиболее четко определены как виды производственная и социальная инфраструктура с раскрытием их элементов у следующих ученых-экономистов (табл.1).

Ученые А.Б. Борисов, Б.А. Рай-зберг, Л.Ш. Лозовский и Е.Б. Стародубцева выделяют производственную и социальную инфраструктуру, однако, четко не определяют, какие элементы относятся к тому или иному виду: «в инфраструктуру включают дороги, связь, транспорт, складское хозяйство, внешнее энергоснабжение, водоснабжение, спортивные сооружения, озеленение, предприятия по обслуживанию населения. Иногда к инфраструктуре относят науку, образование, здравоохранение».

Ученые Ильченко А.Н., Абрамова Е.А. выделяют: производственную, социальную и рыночную инфраструктуру [5, стр. 28].

Таблица 1

Элементы производственной и социальной инфраструктуры

№ п/п Автор, источник Элементы производственной инфраструктуры Элементы социальной инфраструктуры

1. С.С. Носова Информатика, энергетика, транспорт всех видов, связь и т.д. Жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д.

2. АН. Ильченко, Е.А. Абрамова Пути сообщения, трубопроводы, портовые сооружения, линии электропередач, связи, системы водоснабжения, другие коммуникации, необходимые для производственного процесса предприятий. Учреждения культуры, науки, образования, сферы обслуживания.

3. Популярная экономическая энциклопедия Наземные пути сообщения, трубопроводы, подвесные дороги, судоходные каналы и портовые сооружения, аэропорты, склады, элеваторы, линии электропередачи, системы канализации, водоснабжения, связи и др. Организации просвещения, здравоохранения, культуры, занятий спортом и др. видов досуга, общественной безопасности, а также различных видов бытового обслуживания и розничной торговли (школы, больницы, театры, стадионы и др.)

В представленной классификации авторы отдельно рассматривают рыночную инфраструктуру и выделяют ее элементы - «система учреждений и организаций, обеспечивающая свободное движение товаров и услуг на рынке (складское хозяйство, элеваторы, предприятия оптовой и розничной торговли, биржи, банки, страховые компании, консультационные фирмы).

Также авторы в качестве одной из разновидностей социальной инфраструктуры выделяют социально-

экономическую инфраструктуру, обозначающую комплекс условий, отраслей и объектов, обеспечивающих общие условия осуществления той или иной деятельности.

При изучении элементов, включающихся авторами в рыночную инфраструктуру, было выявлено, что аналогич-

ные элементы ученые относят к таким видам: инфраструктура рыночной экономики и инфраструктура экономики.

Так, Архипова А.И. относит к элементам инфраструктуры рыночной экономики «биржи, банки, посреднические структуры, маркетинговые, консалтинговые и аудиторские организации, страховые компании, средства деловой коммуникации, транспорт, систему подготовки кадров, информационные системы и др.» [16, стр.259].

Ученый Носов С.С. в зависимости от уровня анализа рассматривает инфраструктуру на трех уровнях: микро-, медиум- и макроуровне [15, стр. 254-255]: На микроуровне инфраструктура представляет собой совокупность инженерно-технических сооружений, необходимых для функционирования любой фирмы независимо от индивидуального

технологического процесса: будь это шоколадная фабрика или автомобильный завод.

На медиум уровне (нередко говорят: «мезоуровень») инфраструктура

представляет собой совокупность объектов или сооружений, обслуживающих определенную территорию: республику, край, область, город, поселок, село. Это местные системы обеспечения электроэнергией, водой, теплом, связью, профессиональным и народным образованием, здравоохранением и т. д.

На макроуровне инфраструктура представляет собой совокупность общих экономических и социальных условий, обеспечивающих эффективное развитие национальной экономики в целом.

Инфраструктура на макроуровне подразделяется на производственную, социально-бытовую и институциональную.

Производственная инфраструктура -это совокупность отраслей, обслуживающих непосредственно производство любого продукта или услуг: информатика, энергетика, транспорт всех видов, связь и т. д.

Социально-бытовая инфраструктура - это совокупность общих условий, связанных с воспроизводством рабочей силы и повседневной жизнью человека: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т. д.

Институциональная инфраструктура представляет собой совокупность институтов, необходимых для управления экономикой и общественной жизнью. Это организации и учреждения законодательной, судебной и исполнительной власти, обеспечивающие эффективные условия

хозяйствования и повседневной жизни.

В зависимости от степени обеспеченности экономики инфраструктурой выделяют три ее типа:

> опережающий, когда инфраструктурный потенциал больше, чем производственные и индивидуальные потребности;

одновременный, или синхронный, когда степень развития инфраструктуры соответствует потребностям экономики;

> запаздывающий, когда степень насыщенности инфраструктурными объектами отстает от потребностей экономики.

Выделяют также информационную инфраструктуру (информационные системы, консалтинговые, маркетинговые и инжиниринговые фирмы, технополисы, бизнес-инновационные центры и др.). По мере перехода к новой стадии развития общества — информационная -эта сфера хозяйства может превратиться из инфраструктурной (обслуживающей) в структурную отрасль пространств, экономики [7].

В статистической практике самое большое распространение получила отраслевая классификация инфраструктуры, при этом исходят из того, что каждая отрасль и вид деятельности экономики имеет свою специфическую инфраструктуру, отвечающую требованиям основного производства.

Ученый Г.Я. Киперман отдельно выделяет следующие специфические виды инфраструктуры и ее элементы [12, стр. 184] (табл.2).

Таблица 2

Вид инфраструктуры Элементы инфраструктуры

Инфраструктура товарного рынка Оптовая и розничная торговля, вся торговая сеть, магазины, универмаги, универсамы и другие предприятия; аукционы, ярмарки, коммерческие посреднические центры и биржи товарные; специальные государственные органы: государственная контрактная система, антимонопольный комитет, инспекция по контролю за ценами и др.

Инфраструктура финансового рынка Банковская система, в т.ч. сотни коммерческих банков, биржи фондовые, биржи валютные, брокерские и страховые компании, холдинговые компании, аудиторские фирмы; государственные органы: инспекция по контролю за ценными бумагами, фонд государственного имущества и др.

Инфраструктура рынка рабочей силы Центры занятости или биржи труда, общегосударственная и региональная системы изучения спроса и предложения рабочей силы, учета, переподготовки кадров, организации общественных работ, назначения пособий по безработице, регулирования миграции рабочей силы и т.п.

Таким образом, в зависимости от входящих элементов ученые-экономисты выделяют различные виды инфраструктуры.

Рассмотренные классификации являются наиболее типичными и часто

встречающимися. Они раскрывают основные компоненты каждого отдельного вида инфраструктуры.

Представим сводную классификацию инфраструктуры по различным признакам (табл. 3).

Таблица 3

Сводная классификация инфраструктуры

Классификационный признак Вид инфраструктуры

1. Пространственные уровни Международная Национальная Региональная Городская и районная

2. Отраслевая принадлежность По видам экономической деятельности: обрабатывающее производство; сельское хозяйство; оптовая и розничная торговля; финансовая деятельность; образование; здравоохранение и др.

3. Функциональный характер Производственная Социальная Социально-экономическая Рыночная Институциональная Информационная

4. Уровень развития инфраструктуры Опережающий Одновременный Запаздывающий

5. Форма собственности Г осударственная Частная Государственно-частное партнерство

Источник: систематизировано автором.

Таким образом, в результате анализа специальной литературы выявлено отсутствие единого понимания термина инфраструктура. Предложено авторское определение исследуемой категории: инфраструктура - это совокупность отраслей хозяйства, призванных создавать и обеспечивать организационно-

экономические, социальные и юридические условия для нормального функционирования экономики и обеспечения качественной жизнедеятельности людей.

Представлена сводная классификация инфраструктуры по таким признакам, как пространственные уровни, отраслевая принадлежность, функциональный характер, уровень развития и форма собственности. В целом данная классификация позволяет разработать дифференцированной инструментарий государственной политики для развития инфраструктуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амбарцумов А.А., Стерликов Ф.Ф. 1000 терминов рыночной экономики. Справочное учебное пособие. - М.: Кром-Пресс, 1993.

2. Бевентер Э., фон Хампе И. Основные знания по рыночной экономике: Пер. с нем. М.: Республика, 1993.

3. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия; СПб: Норинт, 2004.

4. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. - М.: Книжный мир, 2004.

5. Ильченко А.Н., Абрамова Е.А. Оценка инфраструктурного потенциала региона // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение, № 2 (22), 2010.

6. Кондратьев В.Б. Инфраструктура как фактор экономического роста // Фонд исторической перспективы, 2010.

URL: http ://www. perspectivy. info/oy kumena/ekdom/i nfra struktura_kak_fakt or_ekonomiche sko go_ro st a_2 010-11-10.htm, дата обращения: 10.10.2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Король Т. А. К вопросу о классификации объектов инфраструктуры// Диалоги о науке, №

3, 2009. URL: http://www.strategplann.ru/nauchnyie-stati/on-the-classification-of-infrastructure.html, дата обращения: 25.10.12.

8. Популярная экономическая энциклопедия -М.: «БольшаяРоссийская энциклопедия», 2001.

9. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь -2-е изд., исправ. - М.: Инфра-М, 1999.

10. Российская социологическая энциклопедия

/ под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998. URL:

http://voluntary.ru/dictionary/619/word/infrastruktura , дата обращения: 10.10.2012.

11. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия - М.: Инфра-М, 2005.

12. Рыночная экономика: Словарь/под

общ.ред. Г.Я. Кипермана - М.: Республика, 1993.

13. Социологический энциклопедический словарь. Редактор-координатор - академик РАН Г.В. Осипов - М.: Инфра М- Норма, 1998.

14. Финансово-кредитный энциклопедический словарь под общ.ред. А.Г. Грязновой - М.: Финансы и статистика, 2002.

15. Экономическая теория / под ред. Носовой С.С.-М.: Кнорус, 2008.

16. Экономический словарь / под ред. А.И Архипова. - ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001.

Рукопись поступала в редакцию 30.10.12.

THEORETICAL ASPECTS OF RECION INFRASTRUCTURE CONCEPT

N. Ivanova

In the article a scientific discussion about infrastructure category concept and essence in respect to macroeconomics and regional economy is carried out. Infrastructure classification on separate indications is given, the author’s definition of infrastructure is carried out, infrastructure elements are examined.

Keywords: infrastructure, classification, regional economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.