К ВОПРОСУ ОБ ЭВОЛЮЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ЕЕ КЛЮЧЕВОГО ЭЛЕМЕНТА ЖКХ
С. Н. БРЯКИН
Данная статья посвящена вопросам эволюции региональной инфраструктуры национального хозяйства России. Рассматриваются методология, факторы и инструменты организационно-экономических отношений в сфере ЖКХ на региональном уровне.
Ключевые слова: эволюция инфраструктуры региона, региональная экономика, ЖКХ как элемент инфраструктуры.
Структурная трансформация социально-экономического развития российского социума обусловила объективную необходимость инфраструктурных изменений в региональном развитии, изменении методологии, принципов и задач регионального регулирования экономики.
Важнейшими направлениями социальноэкономических преобразований в инфраструктуре регионов России является реформирование и модернизация жилищно-коммунальной сферы как ключевого элемента инфраструктуры, создающей необходимые условия для жизнедеятельности регионального социума.
Ведущими подсистемами в региональной инфраструктуре являются: производство жилищнокоммунальных услуг (ЖКУ), жилищное строительство и жилищное хозяйство, которые обеспечивают воспроизводство и содержание жилого и нежилого фонда, а также доведение жилищнокоммунальных услуг (ЖКУ) до непосредственных потребителей.
В инфраструктурной системе регионов России уровень развития жилищно-коммунальной сферы в сравнении по разным параметрам достаточно разен, но в целом не соответствует предъявляемым нормативным требованиям. Возложенные задачи модернизации на данную сферу выполняются далеко не в полной мере, что в значительной степени влияет на снижение качества жизни населения.
Одной из проблем, препятствующих реализации потенциала региона в движении к качественно новому уровню коммунального обеспечения населения, является недостаточный уровень развития инфраструктуры, ключевой составляющей которой является сфера ЖКХ региона, что и является актуальным в данном исследовании.
С точки зрения разработанности проблемы, вопросы социально-экономического развития регионов, процессов формирования и реализации экономической политики государства в целом и в отдельных территориях нашли отражение в трудах российских и зарубежных ученых Л. И. Абалкина, Э. Б. Алаева, П. М. Алампиева, Н. А. Апариной, Ю. П. Анисимова, В. Н. Архангельского, М. К. Бадмана, X. Блохлигера, И. М. Бусыгиной, Р. Гранта, В. Г. Былова, Р. Вильсона, В. И. Волкова, А. Л. Гапоненко, Ю. Н. Гладкого, А. Г. Гран-берга, А. Н. Дегтярева, В. Г. Закшевского, Л. Н. Евстигнеевой, В. В. Иванова, У. Изарда, Б. Н. Лавровского, В. Н. Лексина, А. Лухтала, И. Мак Миллана, Дж. Маргулиса, К. И. Плетнева, Б. Г. Преображенского, И. Е. Рисина, В. Е. Селиверстова, Е. В. Сибирской, С. Тейлора, Ф. Уиш-лейда, Д. Уэинтрауба, М. Фримена, Ф. Хайека, И. Ф. Хицкова, Р. И. Шнипера, И. Шумпетера, А. Н. Швецова, Д. Юилл.
Несмотря на это, многие вопросы развития инфраструктуры региона, а также управление развитием региональной системы ЖКХ недостаточно полно освещены.
Целью статьи является исследование инфраструктуры региона, а также его ключевого элемента - системы жилищно-коммунального хозяйства и разработка на основе этого основных методов и инструментов совершенствования системы регионального управления функционированием ЖКХ.
Предметом изучения выступают организационно-экономические отношения, формирующиеся вследствие трансформации сущностных характеристик региональной инфраструктуры.
Объектом исследования выступает региональная инфраструктура.
В общем понимании под инфраструктурой экономики (лат. infra - ниже, structura - строение, расположение) - «...совокупность отраслей и видов деятельности, обслуживающих производство и хозяйство в целом, создающих для них как бы общий фундамент, опору. К инфраструктуре экономики относятся сооружения транспорта и связи, складское хозяйство, энерго- и водоснабжение и т. п. Круг отраслей, относимых к инфраструктуре экономики, определяется по-разному в разных странах. Их общее назначение - упрощать и делать более эффективными потоки товаров и услуг между продавцами и покупателями. Некоторые авторы к инфраструктуре экономики относят также науку, здравоохранение, систему образования, называя их непроизводственной (социальной) инфраструктурой экономики» [9].
В середине ХХ в. американский ученый П. Розенштейн-Родан представил инфраструктуру как экономическую категорию, понимая под ней систему общих факторов, обеспечивающих развитие частного предпринимательства в отраслях экономики и имеющих своей задачей удовлетворение потребностей населения. Он определил два основных вида инфраструктуры: хозяйственную и социальную.
Для национального хозяйства России с ее неравномерным размещением факторов производства - инфраструктура экономики стала рассматриваться как система, которая обусловливает темпы роста производительных сил региона.
В достаточно популярном учебнике по экономике «Экономикс» понятие инфраструктуры трактуется так: «.капитальные сооружения, использование которых гражданами и фирмами обычно обеспечивается государством (автомагистрали, мосты, городские транспортные системы, водоочистные сооружения, муниципальные системы водоснабжения, аэропорты); для фирмы это службы и сооружения, необходимые для производства продукции, создание которых собственными силами обошлось бы ей слишком дорого, и поэтому обеспечивается государством или другими фирмами (водоснабжение, электроэнергия, вывоз производственных отходов, перевозки грузов, научно-исследовательские и проектноконструкторские работы, финансовое и банковское обслуживание)» [5].
С точки зрения Р. М. Нуреева, П. Г. Ермиши-на и Е. Ф. Борисова функциональная нагрузка инфраструктуры экономики проявляется через систему обслуживания производственной деятельности в «.предоставлении услуг производству и населению», и в «.обслуживании произ-
водства и населения», «...создании общих условий производства»[6;3; 2].
Также достаточно широко известна точка зрения С. А. Бартенева, согласно которой инфраструктура составляет накопленное материальное богатство в виде объектов и сооружений жизнедеятельности человека, «.обеспечивающих необходимые материально-технические условия для успешного функционирования предприятий промышленности как часть национального богатства» [1].
В среде ученых-экономистов, занимающихся изучением институциональной экономики, «...региональная инфраструктура представляет собой комплекс институтов, целевой функцией которых является создание условий для воспроизводства жизни населения посредством производства общественных и полуобщественных благ» [9].
В свете вышеизложенного, с нашей точки зрения, региональная инфраструктура - это рыночная система видов и форм профессиональной деятельности в совокупности с материальнотехническим комплексом, обеспечивающая создание необходимых факторов эффективного воспроизводственного функционирования предприятий и организаций, а также качественно растущей жизнедеятельности населения региона.
С точки зрения системы экономических отношений в национальном хозяйстве России место региональной инфраструктуры определяется основополагающими функциями, среди которых можно выделить три основных (рис. 1).
Распределительная
понимается способность инфраструктуры обеспечить распределение товарно-материальных ценностей, финансовых и трудовых ресурсов по отраслям и территориям региона.
Регулирующая
понимается восстановление и поддержание сбалансированного спроса и предложения на разнообразных региональных рынках.
Коммуникационная
понимается организация эквивалентного обмена продуктами труда: товарами, услугами, информацией и пр.
Рис. 1. Основные функции региональной инфраструктуры
С точки зрения многих экономистов, «.от степени развития инфраструктуры зависит социально-экономическая эффективность региона и его конкурентоспособность» [7].
Традиционно в различных источниках классификацию региональной инфраструктуры определяют следующим образом, представленным на рисунке 2.
Производственная. Ее целью является создание условия для реального производства: дороги и инженерные коммуникации дорог, а также средства связи.
Коммерческая. Совокупность предприятия розничной и оптовой торговли, посреднические фирмы, созданные с участием региона; аукционы, ярмарки, организуемые региональными властями.
Кредитно-финансовая. К ней относятся посреднические организации, коммерческие банки и страховые организации, товарные и фондовые биржи, принадлежащие региону на правах собственности или созданные при гарантиях региональных властей.
Институциональная. Представляет собой систему формальных и неформальных норм, правил, процедур, посредством которых региональные власти регулируют развитие региона.
Социальная. Связана с воспроизводством рабочей силы и ее защитой: здравоохранение, образование, розничная торговля, жилищно-коммунальное хозяйство, сфера организации досуга, туризм, общественное питание, служба быта, органы правопорядка.
Информационная. Сюда входит: средства массовой информации, сайты в сети Intemet для информационного обеспечения граждан полной, прозрачной, достоверной, доступной информацией о деятельности региональных и муниципальных органов власти.
Экологическая. Совокупность региональных институтов, обеспечивающих охрану окружающей среды, а также очистные объекты, принадлежащие региону, парковые и природоохранные зоны и т. п.
Рис. 2. Классификация региональной инфраструктуры
В традиционной трактовке жилищно-коммунальное хозяйство является элементом социальной инфраструктуры.
Однако мы не согласны с данной трактовкой. В современном состоянии сферу ЖКХ можно классифицировать как самостоятельную инфраструктурную систему региональной экономики.
Жилищно-коммунальная инфраструктура, в нашем понимании, - это совокупность жилого и нежилого фонда, производственных объектов ЖКУ, сетевая материально-техническая система доставки ЖКУ, а также ряд комплексов и объектов социального обеспечения жизнедеятельности
человека (эксплуатация жилищного фонда, предприятия ТЭК, гостиничное хозяйство, муниципальное освещение, муниципальный транспорт, банно-прачечное и оздоровительное обслуживание, комплексное благоустройство и санитарная очистка поселений, озеленение, эксплуатация лифтового хозяйства, техническая инвентаризация основных фондов, ремонтно-строительное производство, промышленность, капитальное строительство).
Мы согласны с мнением И. А. Кузнецова, что «.сегодня муниципальное хозяйство представляет собой сложную совокупность предприятий,
служб, инженерных сооружений и сетей, расположенных в рамках определенной административной территории и предназначенных удовлетворять повседневные коммунальные, бытовые, материальные и социально-культурные потребности населения» [4].
Жилищно-коммунальная инфраструктура, по нашему мнению, сегодня является не только самостоятельным элементом региональной инфраструктуры, но и становится ключевым, доминирующим, так как опосредует и является составной частью других элементов (рис. 3).
Рис. 3. Жилищно-коммунальная инфраструктура как доминирующий и ключевой элемент региональной инфраструктуры
Данное положение подтверждается тем, что сегодня многие проблемы развития экономики региона стали напрямую увязывать с развитием и модернизацией региональной инфраструктуры и в частности с развитием ЖКХ. Поэтому и требуется выделение сферы ЖКХ в самостоятельный элемент инфраструктуры для наиболее плотного и подробного изучения его функционирования экономистами, как ученых, так и практиков, различных специальностей и направленностей.
Из вышеизложенного становится ясным, что эволюция региональной инфраструктуры и связанные с ней изменения являются постоянным источником социально-экономического интереса в обществе. В процессе реализации реформы регионального развития очень четко проявились противоречия между целями реформы и социальными последствиями, которые она вызывает, вследствие малой изученности ее инфраструктуры.
Таким образом, региональная реформа и модернизация жилищно-коммунального хозяйства как ключевого элемента инфраструктуры становится одной из самых острых экономических и социальных проблем национального хозяйства России.
Литература
1. Бартенев С. А. Экономические теории и школы. М., 1996.
2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: курс лекций для студентов высших учебных заведений. М., 1996.
3. Ермишин. П. Г. Основы экономической теории: курс лекций. М., 1999.
4. Кузнецов И. А. К вопросу о специфике муниципального управления жилищно-коммунальным хозяйством // Вестник Тамбовского университета. Тамбов, 2006. № 4 (44).
5. Макконнел Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: в 2 т.: пер. с англ. 11-го изд. М., 1992. Т. 2.
6. Нуреев Р. М. Западные теории экономики развивающихся стран. История экономических учений (современный этап): учебник. М., 1998.
7. Региональная инфраструктура. URL: http:// www.iteconomic.com
8. Экономико-математический словарь. URL: http://ru.wikipedia.org
9. URL: http://econominfo34.ru
* * *
TO THE ISSUE ABOUT INFRASTRUCTURE EVOLUTION REGIONAL ECONOMY AND
ITS KEY ELEMENT OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES
S. N. Bryakin
This article is devoted to questions of evolution of a regional infrastructure national economy of Russia. The methodology, factors and tools of organizational-economic relations in housing and communal services sphere at regional level are considered.
Key words: evolution of infrastructure of region, regional economy, housing and communal services as infrastructure element.